Народы Европы: история, особенности, традиции, обычаи, культура, языки, религии, быт. Европейские традиции

Семинар 1.

Искусство и религия античного мира

(2 часа)

1. Искусство Крито-микенского периода.

2. Искусство Гомеровского периода.

3. Искусство классической Греции.

4. Эллинистическое искусство.

5. Искусство Древнего Рима. Республика и империя.

Семинар 2.

Искусство средневековой западной цивилизации

(2 часа)

1. Раннесредневековое искусство (V – X вв.).

2. Искусство романского периода (XI – первая половина XII вв.). Романский стиль (1050-1150 гг.); рейнско-романский стиль (1200-1250 гг.); поздний рейнско-романский стиль (1250-1300 гг.).

3. Готика (вторая половина XII вв. – XV вв.). Ранняя готика (1223-1314 гг.); высокая готика (1314-1422 гг.); поздняя («пламенеющая») готика (1422-1453 гг.).

Семинар 3.

Культура и искусство Востока

(2 часа)

1. Древний и средневековый Китай. Культура, искусство, религия.

2. Древняя и средневековая Япония. Культура, искусство, религия.

3. Древняя и средневековая Индия. Культура, искусство, религия.

Семинар 4.

Французский Ренессанс и северное Возрождение

(2 часа)

1. Нидерландское Возрождение. Гумберт и Ян ван Эйки. Гуго ванн дер Гус. Ганс Мамлинг. Босх. Питер Брейгель Старший.

2. Немецкое Возрождение. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.

3. Французское Возрождение. Жан Фуке. Жан и Франсуа Клуэ. Жан Гужон. Жермен Пилон.

Семинар 5.

Музыка в истории западноевропейской цивилизации

(2 часа)

1. Музыкальное искусство Европы эпохи Ренессанса и церковь. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

2. Музыка эпохи барокко. Джироламо Фрескобальди. Жан Батист Люлли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах.

3. Классическая музыка Европы второй половины XVIII века. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен.

4. Классическая музыка Европы XIX века. Ференц Лист. Иоганн Штраус.

5. Оперное искусство Европы. Композиторы. Оперы. Исполнители. Либретисты. Джоакино Россини. Рихард Вагнер. Жорж Бизе. Джузеппе Верди. Джакомо Пуччини.

Семинар 6-7.

Театр и кино в европейской культуре XVII-ХХ вв.



(4 часа)

1. Европейский театр XVII-XVIII вв.: пьесы, авторы, актеры. Театральная традиция и драматургия. Изменения в театре Европы XIX в. Демократизация театра.

2. Зарождение кинематографа в Европе – от искусства к индустрии (1896-1918).

Братья Огюст и Луи Люмьеры. Первые киностудии Франции и Германии. Жорж Мельес и новаторство в кино.

3. Киноискусство Европы в межвоенный и военный периоды (1918-1945).

4. Современный кинематограф Европы: жанры, студии, актеры, режиссеры. Кинофестивали Европы и их роль в киноиндустрии.

Просмотр кинофильма.

Семинар 8.

История костюма и его роль в истории европейской цивилизации (2 часа)

1. Изменение костюма аристократии от средневековья к новому времени.

2. Внешний облик простонародья в средние века и новое время.

3. История профессионального костюма. Духовенство, военные, медики и др.

4. История костюма европейцев в буржуазную эпоху. XIX – начало ХХ вв. Влияние промышленной революции на изменения в костюме европейцев.

5. История домов моды XIX –ХХ в.

6. Изменения внешнего облика европейцев в ХХ в.

Семинар 9.

Национальные традиции и праздники европейских народов

(2 часа)

1. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Западной Европы: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия).

2. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Востока: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Индия, Китай, Япония и др.).

3. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники народов Америки (северо-американские, мезо-американские, южно-американские – исторические и современные).

Список литературы:

История мировых цивилизаций:

Бобров И.В., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., Еманов А.Г., Кондратьев С.В. История мировых цивилизаций: В 2-х ч. Тюмень, 2001.

Древние цивилизации / Под.ред. Г.М. Бонгард – Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Еманов А.Г., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., История мировых цивилизаций: (Доиндустриальная эпоха). Тюмень, 2002.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998.

Макарова Е.И., Малышева Е.М., Петрунина О.Е. История мировых цивилизаций: Учеб. пособ. для семинар. занятий. М.: Унив. гуманит. лицей, 2000.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Островский А.В. История цивилизации: Учеб. М.: Михайлов, 2000.

Очерки по истории мировых цивилизаций: Учеб. пособ. Сургут, 2000. Ч. 1.

Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций: Учеб. пособ. Уфа: Вост. ун-т, 2000.

Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы: Учеб. пособ. М., 2001.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособ. Брянск: Курсив, 1998.

Сенилов Г.Н. История цивилизации: Краткий справ. М.: Монолит, 1998.

Современные теории цивилизаций: Реф. сб. / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: ИВИ РАН,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. М.: Прогресс,1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс,1996.

Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.,2000.

Хоцей А. Теория общества: В 3-х т. Казань,2000.

Цивилизации: В 2-х вып. М.: ИВИ РАН,1992.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс,1999.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Культура и искусство:

Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

Авеста в русских переводах (1861 – 1966). – Спб., 1997.

Авеста / Пер. И. Стеблин-Каменского. – М., 1992.

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

Античная литература / Под ред. П.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

Античная лирика. – М., 1968.

Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.

Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1995.

Апулей. Золотой осел. – М., 1956.

Аполлодор. – Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Аретино П. Комедия о придворных нравах // Комедии итальянского Возрождения / Пер. с итал. – М., 1965.

Аристенет. Любовные письма // Византийская любовная проза: Аристенет «Любовные письма». Евматий Макремволит «Повесть об Исминии и Исмине». – М.; Л., 1965.

Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 1995.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – М., 1990.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. – М., 1996.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М., 1970.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Боккаччо Дж. Декамерон. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Пер. с итал. – М., 1996.

Брант. Корабль дураков. Эразм. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. – М., 1971.

Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – М., 1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. – М., 1985. Т. 1.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Буддизм: Словарь. – М., 1992.

Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1968.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. – М., 1994.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев А.А. История средних веков. – М., 1994.

Васильев Л.С. Древний Китай. – М., 2000.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001.

Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Книга VI. – М., 2001.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1981.

Виноградова Н.А, Каптерева П., Стародуб Т.X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т.X. Стародуб. – М., 1997.

Геродот. История. Л., 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея. Изд. Любое.

Грейвс Р. – Мифы древней Греции. – М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции (ХШ – ХХ вв.). – М., 1970.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. – Тверь, 1993.

Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М., 1981.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.

Данте А. Божественная Комедия. – М., 1968.

Дао Дэ Цзин. – Дубна, 1994.

Дао Дэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Древний Египет. Сказания. Притчи. – М., 2000.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 1995.

Еврипид. – Медея. // Еврипид. Трагедии: В 2 т. – М., 1980.

Евангелие детства// Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

Евангелие от Матфея // Библия. – М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. – М., 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995,

Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М., 1993.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1979.

История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1979.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. – М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М., 1981.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.

Ирмияева Т.Ю История мусульманского мира от халифата до блистательной Порты. – Пермь, 2000.

Ислам. Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

История и культура Китая. – М., 1976.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихияа Л.Н., Некрасова Е/Л. Искусство XVIII века. – М., 1977.

Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. – М., 1959.

Керрам К. Боги. Гробницы. Ученые. – СПб., 1994.

Карсавин Л.П. – Монашество в средние века. – М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы. – М., 2001.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М., 1982.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб., 1999.

Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. – М., 1965.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М., 1986.

Культура Византии. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII-XII в. – М., 1989.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. – М., 1978.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI – первая половина XIX века. – М., 1992.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1992.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. – М., 1970.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Луньюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Лонг. Дафнис и Хлоя // Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. с итал. – М., 1982.

Маннеринг Д. Рембрандт. – М., 1997.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., автор вступ. ст. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. – М., 1996.

Мец А. – Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Муратов П.П. Образы Италии. В 3-х т. – М., 1993.

Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. – М., 1969.

Мо-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Низами. Пять поэм. – М., 1968.

Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков. СПб., 1992.

Немировский А.И. – Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. – Метаморфозы. Скорбные элегии. – М., 1983.

Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М., 1969.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1990.

Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1924.

Петрарка Фр. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1970.

Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т.1. – М., 1987.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Поэзия вагантов. – М., 1975.

Популярная история живописи. Западня Европа / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина, О.В. Семенова. – М., 2001.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. – М., 1986.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М., 1975.

Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1993.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М., 1996.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.

Ригведа: Мандалы I – VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

Сатирикон. Апулей. Золотой осел. – М., 1969.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1988.

Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. – М., 1986.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. – М., 1961.

Секреты живописи старых мастеров. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. – М., 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). – М., 1972.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. – Мифы древней Индии. – М., 1982.

Теренций. Комедии. – М., 1985.

Тит Ливии. История Рима от основания города. – М., 1989.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. – М., 1975.

Томмазо Кампанелла. Город-Солнце // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М., 1978.

Фукидид. История. – М., 1993.

Хайям Омар Рубаи. – Ташкент, 1982.

Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии / Пер. с англ. – М. Лозинского. – Ереван, 1986.

Шмитт. Г. Рембрандт. – М., 1991.

Шпренгер Я., Г. Инститорис. – Молот ведьм / Пер. с лат. Н. Цветкова. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.

Хук С. Г. – Мифология Ближнего Востока. – М., 1991.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Лимофеева. – М., 1965.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Ред. кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., 1995.

Удальцова Э. В. Византийская культура. – М., 1988.

Упанишады. В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. – М., 1992.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Юань Кэ. – Мифы древнего Китая. – М., 1987.

Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолинь. Китайская культура. – Пекин, 2004.

Музыка:

100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. издание 8-е. Л., 1987.

Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1960.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Друскин М.С. История зарубежной музыки. М.. 1963.

Зубарева Л.А. История развития музыки. М.. 2006.

История зарубежной музыки. М., 2005.

Коротков С.А. История современной музыки. М., 1996.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки. В 2-х т. М., 1982.

Театр:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.. 1967.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: эпоха Романтизма. М., 1980.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.. 1988.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый Органон» для театра. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1965.

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Золя Э. Натурализм в театре. Собр. соч. в 26-ти т. Т. 26. М., 1966.

История западноевропейского театра. В 8-ми т. М., 1956-1988.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Коклен-старший. Искусство актера. Л., 1937.

Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1974.

Театральная энциклопедия в5-ти т. М., 1961-1967.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х т. М.. 1955.

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

Кинематограф:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве/ В сб. “Экспрессионизм”. – М., 1966.
Божович В.И. О “Новой волне” во французском кино/ Вопросы киноискусства, в.8. – М., 1964.
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. – М.: Наука, 1972.

Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб., 2001.
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978).Пятая республика. – М.,1984.
Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968.
История зарубежного кино (1945-2000). – М.: Прогресс-Традиция.
Карцева Е. Вестерн: эволюция жанра. – М., 1975.
Кино Великобритании/Сборник статей. – М.: Искусство, 1970. – 358с., 32 л. ил.
Кино Италии: Неореализм/ Пер. с итал., сост. и комм. Г.Д. Богемского. – М.: Искусство, 1989.
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. / Пер. с фр. Т.В.Ивановой и Л.М. Завьяловой; предисловие С.И.Юткевича. – М.: Прогресс, 1981.
Колодяжная И., Трутко И. История зарубежного кино. 1929-1945гг. – М.: Искусство, 1970.
Комаров С.История зарубежного кино. Немое кино. – М.:Искусство, 1965.
Комики мирового экрана/ Общ.ред. Р.Юренева. – М., 1966.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1977.
Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.
Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978.

Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., ЭКСМО-Пресс, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 –ти т. М.. 1959-1980.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Теплиц Е. История киноискусства. В 4-т. М.. 1968-1974.

Повседневная жизнь:

Учебные пособия:

Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. М., 2005.

Художественная литература:

Бальзак О. де. Собрание сочинений.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Гарди Т. Сочинения.

Гольдони К. Комедии.

Готье Т. Сочинения.

Дидро Д. Сочинения.

Диккенс Ч. Собрание сочинений.

Дэфо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс.

Золя Э. Собрание сочинений.

Кальдерон П. Сочинения.

Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса.

Ларошфуко Ш. Афоризмы.

Лакло, Ш. де. Опасные связи.

Лесаж А.-Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Лопе де Вега. Пьесы.

Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.

Мольер Ж.-Б. Пьесы.

Монтескье Ш.-Л. Сочинения.

Моэм С. Театр. Пироги и пиво. Сочинения.

Тирсо де Молина. Пьесы.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Остен Дж. Собрание сочинений.

Санд Ж. Собрание сочинений.

Сталь Ж. де. Сочинения.

Стендаль. Пармская обитель. Красное и черное. Сочинения.

Уальд О. Портрет Дриана Грея.

Шамфор. Афоризмы и анекдоты.

Флобер Г. Сочинения.

Эллиот Д. Сочинения.

И другие…

Историография:

Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011

Айзенштат М. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. Х1Х века. М., 1998.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бадентер Р. Свободные и равные: эмансипация евреев во времена французской революции. 1789-1791. М., 1997.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. М, 1997.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2004.

Бродель Ф. Что такое Франция? Т. 1-2. М., 1994.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. М., 1989.

Брун Р. История костюма: от древности до нового времени. М., 1995.

Будур Н. История костюма. М., 2002.

Васильченко А.В. Мода и фашизм. 1933-1945. М., 2009.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2000

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь М., 1998.

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.

Григорьева Т.С. Культура повседневности. Т. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006.

Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов П.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М., 2000.

Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М., 2004.

Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. М., 2004.

Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2004.

Европейское искусство XIX в. М., 1975.

Европейские монархи в прошлом и настоящем. М., 2001

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2003.

Женщина в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

Заблудовский П.Е. История медицины. М., 1953.

Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности //Известия Уральского государственного университета. 2005, № 35. С. 28.

Зелдин Т. Все о французах. ХХ век. М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И, Феминология и гендерная политика. М., 2007

Зюмтор М. Повседневная жизнь Нидерландов при Рембрандте. М., 2003.

Иванов А.Ю. Повседневная жизнь французов при Наполеоне. М., 2013.

История медицины. М., 1981.

История зарубежной музыки. М., 1989.

Карпова Е.С. Медицина в республике Святого Марка в XVIII в. По материалам Венецианской прессы //Новая и новейшая история. 2003. №1. С.210.

Келли К. Королевская семья Англии. Т.1-2. М., 1999.

Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Комбо И. История Парижа. М., 2002.

Комиссаржевский В.П. История костюма. М., 1997.

Коути Е. Женщины викторианской Англии. М., 2013

Коути Е. Недобрая старая Англия. М., 2012.

Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978.

Клаут Х. История Лондона. М., 2002.

Королева Т.В. Женское движение в годы Великой Французской революции. //Метаморфозы истории. Псков, 1999.

Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: откровенное и нелицеприятное изложение фактов и жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

Крейг Г. Немцы. М., 1999.

Креспель Ж.- П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000.

Креспель Ж. – П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905 – 1930. М., 2000.

Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. М., 2003.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1990.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М.. 2012.

Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб., 2000.

Любарт М.Г. Семья во французском обществе XVIII- начала ХХ века. М., 2005

Мартен – Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998.

Матвеев В.А. Страсть власти власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. М., 1997.

Мировая художественная культура. М., 2001.

Митфорд Н. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск, 2003.

Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. М., 2002.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М., 2003.

Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. М., 2009.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2003.

Нобилитет в истории Старой Европы. СПб., 2009.

Носик Б.М. Прогулки вокруг Парижа, или Французский остров сокровищ. М., 2003.

Оггер Г. Магнаты. М., 1991.

Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М., 1984.

Павлов Н.В. История современной Германии. М., 2003.

Паке Д. История красоты. М., 2003

Пархоменко И.Т. , Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004.

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А. История костюма. Стили и направления. М., 2004.

Пикард. Л. Викторианский Лондон. М., 2007.

Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПБ., 1992.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII - XVIII вв. //Новая и новейшая история. 1998. №6; 2000. №2,3; 2001. №6.

Религия и культура. СПб., 2000.

Репина П.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995.

Соболев Д.А. Рождение самолета: первые проекты и конструкции. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня XIX-XX вв. М., 1986.

Уилсон К. Чай с Джейн Остин. М.. 2013.

Уоллер М. Лондон. 1700. Смоленск, 2003.

Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы 17-ХХ вв. СПб., 1994.

Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII вв. //Женщины. История. Общество. М., 2003. С. 171.

Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни. М., 2000.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

«Философия и жизнь», № 1, 4, 11. 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха ренессанса. М., 1993.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век революций. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999.

Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М., 2002.

Шоу Б. О музыке. М., 2000.

Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. М., 2013.

Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М., 2004.

Шерр И. Германия: История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005.

Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750-1950). СПб., 1996.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002

Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Энциклопедии:

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

Энциклопедия карточных игр. М., 1995.

Энциклопедия смерти. М., 1993.

Открывать для себя что-то новое, черпать идеи, перенимать опыт всегда интересно. Предлагаем узнать некоторые детские обычаи и «фишки» европейских стран.

Создатели концепт — стора для детей MushRoom. otherchildren привозят из Европы не только предметы гардероба малышей, но и интересные факты, знания и бесценный опыт. Сегодня мы узнаем о традициях и обычаях, связанных с детьми в разных странах.

1. Дания. The dummy tree.

В 1920 году датчане придумали ритуал прощания малышей с соской. Чтобы детки не грустили и безболезненно расставались с пустышкой, родители часто устраивают настоящий праздник взросления: поход в зоопарк, пикник, аттракционы. В конце праздника «маленький взрослый» торжественно прощается с «малышовским» аксессуаром, подвешивая его на специальное «сосочное дерево». Иногда к этому прилагается трогательная записка: «Дорогая соска, спасибо тебе, что ты мне так хорошо служила, но я уже большой мальчик\девочка, и теперь о тебе будет заботиться дерево».


А ночью приходит сосочная фея, которая вместо добровольно отданной соски приносит малышу подарок под подушку. Очень милый и трепетный ритуал, без всякого воровства пресловутой пустышки собачками, котами и прочими зверьми.

2. Германия. Schultüte


Немецкие первоклашки идут в школу не с привычным нам букетом для учительницы, а с так называемым «кульком первоклассника». Эта традиция появилась в Германии в XIX веке, и до сих пор начало учебного года невозможно представить без школьников, радостно несущих свои конусообразные подарки.

Считается, что малыша ждет долгий и ответственный учебный путь, и родители хотят немного подсластить ребенку это событие.

Раньше «кулёк первоклассника» наполняли исключительно сладостями, но теперь родители собирают в подарок все, что понравится их чаду: сладости, школьные принадлежности, игрушки и другие приятные детям мелочи. Первоклашки торжественно фотографируются со своими Schultüte, и потом открывают их в классе или дома. Главное, не перестараться, чтобы подарок не весил больше малыша:)

3. Франция. Doudou

Для французских малышей знакомство с миром начинается с мамы, папы и «дуду». Это мягкий платочек с головой игрушки. Подобное существует во многих странах мира, но именно французы уделяют «дуду» особое внимание. Когда ребенок появляется на свет, ему сразу же кладут в ручку личную игрушку-платочек. Считается, что «дуду» одна на всю жизнь, поэтому родители покупают сразу несколько штук на случай потери. Малыш с рождения сосет и теребит свою тряпочку, которая помогает ему в последующих адаптационных периодах. Без «дуду» даже могут не принять в сад.

Воспитатели уверены, что без нее ребенок может хуже переносить тоску по дому. Часто можно встретить уже подросших ребятишек, таскающих за собой повсюду затертые игрушки-платочки, как их личный символ дома и тепла. И иногда замена неприглядной старой «дуду» на новую, точно такую же, превращается для родителей в непростую задачу.

4. Италия. Battesimo.

Итальянцы темпераментны и экспрессивны, а еще суеверны и очень чтят традиции. Особое отношение в Италии к детским религиозным обрядам. Один из самых важных — крестины малышей. Детей принято крестить во всех католических странах, но именно итальянцы превращают это событие в настоящий праздник для всех поколений семьи: торжественный, красивый, запоминающийся.

Крестины в Италии — маленькая (а иногда и большая) свадьба.

Итальянцам присущ культ семьи, поэтому поздравить малыша собираются все родственники. Во многих семьях существует традиция передавать наряд для крещения новорожденного по наследству. Это реликвия, которая хранится у старшего поколения и преподносится маленькому итальянцу в день крещения. Длинная рубашка и чепчик торжественно украшают героя торжества и потом снова отправляются ждать семейного пополнения. Все гости получают традиционные для Италии бонборьерки (мешочки с конфетами и маленьким сувениром) — атрибут многих праздников еще со времен древнего Рима. Обряд крестин заканчивается семейным банкетом, где новоиспеченный католик получает подарки от всей семьи.

Одной из отличительных особенностей европейских детских садов является выход группы за пределы сада. В общественном транспорте и на улицах в будние дни можно увидеть малышей-дошкольников, направляющихся в парк, музей, зоопарк, на выставку в сопровождении воспитателей.

Выглядит это так: детки идут парами, держась за ручку, часто они одеты в яркие «опознавательные» жилеты или держатся за общую веревочку, один воспитатель возглавляет колонну, второй замыкает. Такие «вылазки» входят в программу дошкольного обучения и направлены на расширение кругозора малышей. Подобным мероприятиям способствуют многочисленные познавательные программы, специально созданные научными и выставочными организациями для самых маленьких. Даже простая прогулка в городской парк превращается в маленькое обучающее путешествие: детям рассказывают на практике про правила поведения пешеходов и пассажиров транспорта, учат вести себя организовано и внимательно на улицах города.

Многие отечественные путешественники и туристы, собираясь на отдых в страны Европы, даже не представляют себе, насколько обычаи и традиции европейцев отличаются от принятых в России. В каждой стране, на протяжении долгого времени, формировались свои собственные правила поведения, нормы этикета, и способы выражения чувств, привязанностей или эмоций. Один и тот же жест, или выражение в разных странах может истолковываться противоположно, что, порой, заставляет краснеть и туриста, и жителя страны, в которую прибыл путешественник. Чтобы этого не произошло, любой человек, отправляющийся зарубеж, должен непременно ознакомиться с основными традициями и обычаями, принятыми в той, или иной стране. Данная статья посвящена правилам и нормам поведения в различных сферах деятельности человека, с которыми можно встретиться в странах Старого света.

Европейский этикет и его особенности

Слово «этикет» вошло в широкое употребление еще в 17 веке, в то время, когда во Франции правил король Людовик 14. Однажды, на большом светском приеме, все гости получили особые карточки, на которых было указано, как именно себя подобает вести на данном конкретном приеме. С этого времени, понятие «этикет» стало быстро распространяться за пределы французского государства, сначала – в Европе, а затем и во всех странах мира. В Западной Европе этикет был тесно связан с обычаями и традициями, присущими каждой стране, влияние на общепринятое поведение, оказывали религиозные обряды, суеверия, бытовые привычки людей. По мнению многих современных историков, этикет, существующий в данный момент, вобрал в себя все самое лучшее, при этом основываясь именно на тех традициях, которые из поколения в поколение передавались в европейских государствах. Отдельные нормы дошли до нас в первоначальном виде, другие, под воздействием времени, значительно изменились. В любом случае, необходимо помнить, что почти все требования этикета достаточно условны, и зависят от многих факторов, таких как место, время, и обстоятельства, при которых они могут быть применимы.

Как вы думаете, почему принято, чтобы женщина, прогуливаясь, держала мужчину под правую руку?

С той поры, когда мужчины начали носить колюще-режущее оружие: шпагу, саблю или кинжал, было принято носить их слева. Поэтому спутница могла идти рядом только с правой стороны. В настоящее время этих помех нет (если только мужчина в семье – не военный), но традиция идти справа от мужчины, до сих пор сохраняется.

Глобализация современного мира позволила объединить и перемешать многие традиции и обычаи европейцев. Особенно это заметно при проведении такого торжества как свадьба. Многие европейские традиции, связанные со свадьбой или венчанием, довольно хорошо известны и в России, а некоторые удивят своей уникальностью.


Венгерская невеста обязательно ставит посредине комнаты свои туфли, в которые каждый желающий с ней потанцевать должен положить монетку. Тот же обычай существует и в Португалии.


В Румынии принято перед входом в дом молодых посыпать лепестками роз, пшеном и орехами.


Свадебные традиции Словакии

Для долгой и благополучной жизни в Словакии невеста дарит своему будущему мужу кольцо и нарядную рубашку из шелка, расшитую золотом. В ответ, жених дарит своей будущей жене пояс верности, меховую шапку, четки и серебряное кольцо.

Норвежские молодожены обязательно сажают две ели, а швейцарские – одну сосну.


Перед церемонией бракосочетания, в германии близкие родственники и друзья молодых, бьют много посуды. Новобрачные из Франции закрепляют свой союз тем, что пьют вино из одного кубка.


Свадебные традиции в Нидерландах

В Нидерландах принято устраивать банкет до, а не после свадьбы.


В Англии невесты закалывают в свадебное платье булавку, или маленькую подкову – на счастье.

Финские невесты выходят замуж с короной на голове.


В Швеции невеста получает от родителей две монеты: золотую – от матери, серебряную – от отца. Эти монеты невеста кладет в свадебные туфли.


Совет

Только на первый взгляд кажется, что европейские свадебные традиции со временем соблюдаются все реже. На самом деле, даже в крупных городах, невесты и женихи стараются провести свадебное мероприятие с учетом общепринятых норм и традиций.



Европейские свадьбы

Кулинарные традиции Старого Света

Европейские традиции, касающиеся приготовления и употребления пищи, считаются одними из самых древних в мире. Кухня народов Европы очень разнообразна, при этом достаточно сложна и изысканна. Каждая страна Старого Света может похвастаться своими национальными особенностями в приготовлении пищи, своими традициями в ее употреблении, а также разнообразием продуктов и специй.


Южно-европейская кухня характеризуется добавлением вина во многие блюда. Восточно-европейская кухня представлена блюдами кочевников – простыми и сытными. Центральноевропейская кухня – это, как правило, блюда Венгрии и Польши, а в Западной Европе любят сложную французскую кухню, и добротную немецкую – с картофелем, мясом, и пивом.


Вывод:

Обычаи и традиции народов Европы во многом отличаются от тех, к каким привыкли мы. Особенности этикета европейцев касаются всех сфер жизни – от свадьбы, и до кулинарных пристрастий. На сегодняшний день соблюдение традиций стало не только олицетворением богатой культуры и истории страны, но и важным принципом для сохранения ее государственности, и формирования массовой культуры. Уже с середины прошлого века, массовая культура Старого Света стала набирать обороты, оказывая влияние на все сферы деятельности – от производства, и до быта рядового европейца. Более всего прониклась массовой культурой молодежь, которая стала выражать это в одежде, музыке, образе жизни, и способах проведения досуга. Быстрота распространения культуры в массы обуславливается высокой скорости развития информационных технологий, появлением большого количества СМИ, а также повышения уровня образования.


Праздничные европейские традиции

С каждым годом интерес к европейским государствам со стороны иностранцев растет с огромной скоростью. В большинстве случаев, эта привлекательность носит туристический характер. Покорить неприступные горные вершины, понежиться в солнечных лучах на курортных пляжах, окунуться в голубую бездну морей и океанов, увидеть красоту величественных архитектурных сооружений или просто отдохнуть в роскошных апартаментах – вот главные цели, преследуемые туристами со всего мира. Невольно возникает вопрос: «А как же знакомство с культурными традициями европейских стран?» Ведь именно они являются пластом культуры народов Европы. Давайте разберемся с самыми популярными из них.

Зарождение традиций и обычаев народов Европы. Европейский этикет

Правила и нормы поведения существуют еще с древних времен, однако само слово «этикет» появилось во Франции и получило своё распространение по Европе, а затем и всему миру только в 17 веке. Началось всё с приёмов в королевских дворах, которые сопровождались раздачей так называемых «этикеток» - карточек с определенными правилами поведения для гостей.

На современный этикет западноевропейских государств огромное влияние оказали устоявшиеся народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. К ним можно отнести разного рода предания, легенды, культовые обряды и поверья. Общение между собой в политических, торговых или других целях обусловило смешение в европейских странах культурных традиций, что, в свою очередь, позволило выявить основные правила хорошего тона народов Европы. Среди них - деликатное отношение и уважение к обычаям и традициям каждой страны без сравнений или критики со своей стороны, знание и умелое пользование титулами собеседников, обращение по именам к лицам, участвующим с вами в беседе и другие. Наиболее популярными европейскими культурными традициями на сегодня являются свадебные обычаи и кулинарное искусство.

Европейские свадебные традиции

Большинство обычаев, связанных с подготовкой и проведением свадебного торжества, хорошо нам знакомы, однако есть такие, которые могут стать для вас настоящим открытием.

Например, в Португалии и Венгрии существует определенное правило приглашения невесты на танец. Желающему потанцевать с молодой необходимо попасть монеткой в одну из её туфель, предварительно поставленных в центр свадебного зала.

Обычай посыпки молодоженов лепестками роз, являющийся символом легкой и счастливой жизни, появился в Великобритании и влился в свадебную культуру практически всех стран мира. Стараясь сделать данную традицию более уникальной, каждая из стран внесла в неё свою «изюминку». Так, на румынских свадебных обрядах, наряду с лепестками роз также присутствуют пшено и орехи.

В Словацкой Республике существует традиция обмена подарками между будущими супругами. Невеста дарит своему возлюбленному кольцо и рубашку из шёлка, расшитую золотыми нитками. Ответом жениха должны выступать серебряное кольцо, меховая шапка, чётки и пояс верности с тремя ключами.

На норвежских и швейцарских свадьбах обязательным обычаем является высадка деревьев: двух елей и одной сосны соответственно.

Начало церемонии в Германии сопровождается битьём друзьями и родственниками невесты посуды в её доме, в Нидерландах - праздничным банкетом, а во Франции – распитием молодоженами вина из кубков, символизирующим счастье и любовь.

Помимо традиций, связанных непосредственно с процедурой бракосочетания, огромное внимание уделяется дополнению свадебных образов будущих супругов. Так, для английских невест очень важным является наличие на свадебном платье подковы или булавки, являющееся знаком счастливого замужества, а на головах финских молодых должна присутствовать корона.

Особенность свадебных традиции европейского общества заключается в уникальности каждой из них, а также популярности среди современных европейцев.

Европейские кулинарные традиции

Традиционная европейская кухня собрана из удивительных кулинарных рецептов национальных блюд народов Европы. При этом, каждое европейское государство может похвастаться индивидуальными кулинарными шедеврами.

На территории Центральной Европы наибольшей популярностью пользуются блюда польской и венгерской кухни, коронными рецептами которых являются гуляш, штрудель, овощной суп с укропом.

Восточноевропейская кухня складывалась под влиянием обычаев приготовления пищи кочевыми народами, населяющими данную территорию в былые времена. Самые известные среди кулинарных блюд Восточной Европы – борщ, вареники, пироги.

Особое место на кулинарной арене Западной Европы занимает французская кухня, являющаяся примером для подражания многие стран по всему миру. Особенностью кулинарных шедевров Франции служит использование вин и специй практически в любом блюде. В отличие от французов, их соседи - немцы – предпочитают употреблять в пищу картофель, мясо и пиво.

Кулинарные традиции Северной Европы крайне разнообразны. Наиболее распространенными блюдами кухни европейских северян являются крем-брюле, помадка в шоколаде, утка в оранжевом соусе и куриный егерь.

Южноевропейская кухня во многом схожа с западноевропейской, в особенности, с французской. Здесь также является популярным добавлять в большинство блюд вина, но при этом, еще и отдельно подавать его в обязательном порядке на стол перед началом трапезы.

Приобщение к современной европейской культуре

Помимо свадебных и кулинарных обычаев, современная европейская культура содержит огромное количество разнообразных традиций, связанных со всеми сферами деятельности человека. Познакомиться с ними поближе, приобщиться или даже стать их неотъемлемой частью может любой иностранец, получивший паспорт Европейского союза. Наибольшим спросом в оформлении европейского гражданства пользуется Румыния. Получить гражданство Румынии – наиболее быстрый и дешевый способ интеграции в европейское общество на сегодня.

Народы Европы - это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.

Общая характеристика

При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.

Путь развития в раннем Средневековье

Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.

Дальнейшее складывание государств

В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.

XV-XVI века в истории стран Западной Европы

Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.

Новое время

XVII-XVIII века - это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие - под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.

Расширение сфер влияния

Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.

Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка - две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.

Современное состояние

Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.

Культурное развитие

Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.

История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.

Духовная жизнь

Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.

Лингвистика

Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.

Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.

Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.

Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.

Менталитет и сознание

Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.

Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство европейских стран невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.

Характерные черты стран

Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.

Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом - моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.

У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.

Население

Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.