Муж василисы егоровны в капитанской дочке. Капитанская дочка: характеристики героев с цитатами. Описание внешнего облика героини

Василиса Егоровна Миронова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очаровывает своей проворностью, искренностью, человечностью.

Описание внешнего облика героини

Она была женой коменданта Белгородской крепости, причем ее социальный статус никак не отобразился на ней. Женщина не была помпезной и напыщенной, скорее наоборот. Будучи выходцем из русского народа, Василиса Егоровна была такой же, как и все: ходила в телогрейке, голову покрывала теплым платком. В разговоре она часто использовала пословицы, присказки и поговорки: одна из них - «прошу любить и жаловать».
Старушка любила своего мужа, уважала его и почитала. Несмотря на то, что даже в быту она обращалась к нему по имени-отчеству, комендантша управляла Иваном Кузьмичом. Она не различала служебные дела и дела домашние, хозяйственные, что характеризует ее как сильную, волевую, мудрую жену.

Трагедия семьи Мироновых

Другие качества женщины раскрываются после прихода в крепость Пугачева. Так, после ареста Ивана Кузьмича, комендантша демонстрирует невероятную смелость, отчаянность, благородство, самоотверженность, преданность и верность своему супругу. Она готова разделить с мужем последние минуты жизни. Женщина до последнего боролась за правду, не хотела сдаваться, а потому не уезжала из крепости, твердо веря в то, что негоже на старости лет расставаться с милым мужем и искать смерти на чужбине. «Вместе жить, вместе и умирать», - таковы были ее слова, которые, к сожалению, оказались пророческими для семьи Мироновых. После казни коменданта казаки силой вытащили «растрепанную и раздетую донага» Василису Егоровну. Однако она не стала умолять о пощаде, а только попросила отвести ее к мужу, где погибла от сабли казака. Такая просьба будет понятна только русской женщине с широкой душой, способной к самопожертвованию.
Надо сказать, что Василиса Егоровна Миронова – собирательный образ русской женщины, которая может коня на скаку остановить, в горящую избу войти и, самое главное, не побоится смерти во имя любви.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • В чем заключается символическое значение образа вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель») - -
  • В чем заключается символизм повести «Шинель»? - -
  • Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»? - -
  • Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») - -

какая характеристика у василисы егоровны в произвидении А. С. Пушкина "капитанская дочка" и получил лучший ответ

Ответ от Надейка[гуру]
Жена капитана Миронова, словоохотливая, неугомонная, пря­модушная и несколько грубоватая, но добрая и почтенная Ва­силиса Егоровна принадлежит к числу старинных людей, как и ее муж с Иваном Игнатьичем. Если разбирать ее поступки с современной точки зрения, или даже с точки зрения Военного Артикула Петра Великого, она окажется виновною в незаконном вмешательстве в служебные дела Ивана Кузьмича и в других проступках. Но у Василисы Егоровны была своя мораль и свое миросозерцание, и она им никогда не изменяла. Она была любящею и преданною, хотя, быть может, и несколько несносною, женой. «Да разве муж и жена не един дух и не одна плоть? » рассуждала она и на этом основании считала себя таким же комендантом крепости, каким был ее муж: выслушивала доклады урядника, творила суд и расправу между белогорскими обитателями, да­вала Ивану Игнатьичу разные поручения, сажала под арест провинившихся офицеров и даже заседала на военном со­вете. Она совершенно не понимала, что существует разница между ее хозяйственными делами и делами ее мужа и, пользуясь его безпечностью и мягкостью, держала в своих руках и те, и другие. Режим, заведенный Василисой Егоровной, носил патриархально-буколический характер, исполненный неотразимого комизма. Гринев познакомился с этим режимом при первом же посещении дома Мироновых. Сцена, в которой Василиса Егоровна делает распоряжение об отводе квартиры молодому офицеру, одна из самых комичных сцен «Капи­танской дочки» .
«В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
- Максимыч! сказала ему капитанша», - отведи г. офицеру квартиру, да почище.
- Слушаю, Василиса Егоровна, отвечал урядник. Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?
- Врешь, Максимыч, сказала капитанша, - у Полежаева и так тесно; он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи г. офицера.. .как ваше имя и отечество, мой батюшка?
- Петр Андреич.
- Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород. Ну что, Мак­симыч, все ли благополучно?
- Все слава Богу, тихо отвечал казак, - только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды.
- Иван Игнатьич! сказала капитанша кривому старику. Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи» .
В этом последнем изречении сказывается нравственная философия Василисы Егоровны. Ей совершенно чужд формаль­ный взгляд на вещи. Она твердо убеждена, что в каждой ссоре - грех пополам, как выражались в старину, ибо ви­новат виноватый (зачем затевал ссору?) , виноват и пра­вый (почему не уступил и «не покрыл дела гладостью»?) Ка­рая Семена Кузова военным постоем, Василиса Егоровна тут же с полною откровенностью и с совершенным сознанием своей правоты громогласно объявляет, почему она это делает. Нечего и говорить, что правление капитанши никого не тяготило; о ее строгости можно судить по тому, как она на­казывает Гринева и Швабрина за дуэль. Сначала она отби­рает у них шпаги и требует от Ивана Кузьмича, чтоб он немедленно посадил их на хлеб, на воду, но потом мало-по-малу успокаивается и заставляет молодых людей поце­ловаться. Добрая старушка была очень удивлена, когда узнала, что Гринев и Швабрин, несмотря на вынужденное, чисто внешнее примирение, продолжали таить друг против друга чувство мести. Это чувство было ей совершенно незнакомо.
Василиса Егоровна - тип старого закала; по своей неустра­шимости она была достойною женой Ивана Кузьмича. Срод­нившись с его взглядами и привычками, она усвоила себе и его сознание служебного долга и его презрение к опасности и смерти.
- Да, слышь ты, говорит про нее Иван Кузьмич, - баба-то не робкого десятка.
Далее

Ответ от Григорий Ш. [гуру]


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какая характеристика у василисы егоровны в произвидении А. С. Пушкина "капитанская дочка"

По моему представлению, наиболее яркими и значимыми в романе являются три героини: Марья Ивановна Миронова, ее мать Василиса Егоровна и, безусловно, государыня Екатерина II. Также в повествовании присутствуют мать Петра Андреевича Гринева и попадья Акулина Памфиловна, приютившая Машу у себя во время взятия крепости Пугачевым. О матери героя известно не так много, и существенной роли в развитии сюжета она, признаться, не играет. Что до Акулины Памфиловны, то следует отметить ее милосердие, вполне, впрочем, свойственное ее образу жизни в качестве матушки.

Марья Ивановна Миронова - избранница Петра Гринева, прошла с ним весь трудный путь во время пугачевского мятежа. При первой встрече герой не был расположен к ней, благодаря усилиям отвергнутого ей Швабрина, однако вскоре отметил ее благоразумие и чувствительность. Юная девушка - дочь капитана Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, до восстания жила с родителями в Белогорской крепости и жизнь ее, полагаю, мало отличалась от девиц того времени.

Однако война обнажает многие скрытые качества человеческой натуры, и, подобно тому, как проявились подлость и низость Алексея Швабрина - человека, вхожего в дом Мироновых, - так же открылись самоотверженность и прямодушие главной героини. Марья Ивановна скромна и приветлива. Полюбив Петра Гринева, она остается верна своему чувству и под угрозой смерти не принимает спасительного в настоящий момент для ее жизни предложения Швабрина стать его женой.

Впоследствии, когда все трудности, связанные с выживанием в эпицентре мятежных событий, останутся позади, возникнет новая проблема, даже беда: Петр Гринев арестован, ему грозит в лучшем случае заключение под стражу с последующей ссылкой, в худшем - виселица, как государственному изменнику. Не желая впутывать возлюбленную в судебные стяжательства, связанные с мятежом, герой умалчивает о деталях, которые оправдали бы его имя. Понимая это, Марья Ивановна отправляется в Петербург умолять о спасении любимого саму государыню императрицу.

Решающая встреча происходит неожиданно: в Царском селе, где находился в то время Двор, девушка встречает незнакомую даму, которая с интересом расспрашивает о целях ее визита. Марья Ивановна горячо рассказывает обо всех событиях, из которых явствуют отвага и мужество ее жениха, равно как его преданность Отечеству и отказ переходить на сторону самозванца. Впоследствии выясняется, что случайной дамой оказалась сама Екатерина II, которая полностью оправдывает несправедливо обвиненного Гринева, даруя тем самым ему и Марье Ивановне возможность к полноценному семейному счастью.

Мать Марьи Ивановны Мироновой, Василиса Егоровна - истинный образец верной и самоотверженной жены и матери.

Незадолго до кровавой расправы в Белогорской крепости имел место эпизод прощания Маши с отцом. Василиса Егоровна не могла не понимать, что их ждет впереди, однако внешне была совершенно спокойна, выполняя свой родительский долг: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу».

Иван Кузмич накануне взятия крепости собирался отправить их с Машей в Оренбург во имя их безопасности, однако Василиса Егоровна наотрез отказалась от такого предложения, решив отправить только Машу:

Добро, - сказала комендантша, - так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.
Собственно, так оно и вышло. Мужественная женщина ненадолго пережила своего супруга. Едва успели повесить несчастного Ивана Кузмича, как местные жители стали присягать самозванцу. Мятежники врывались в дома. Вытащили бедную Василису Егоровну, которая, взглянув на виселицу, тотчас узнала мужа: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! … не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Пугачев такого стерпеть не мог, и отважная женщина была убита.

Екатерину II А.С. Пушкин описывает так: «Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Далее показана и душевная красота императрицы: ее тронула история Маши, она ласково расспрашивала ее о подробностях событий в Белогорской крепости и вне ее - о том, что было так или иначе связано с ролью Петра Гринева в пугачевском восстании. «Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

Поначалу государыня обвинила возлюбленного девушки в том, что он безнравственный и вредный негодяй, но, услышав пылкий протест Марьи Ивановны, внимательно ее выслушала. Одно это уже характеризует императрицу как женщину в высшей степени справедливую и лишенную чрезмерных амбиций. Чуть позднее, когда Екатерина II и Маша познакомились уже, скажем так, в официальном порядке (то есть Маша поняла, с кем откровенничала несколько минут назад), государыня проявила себя человеком чести: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Таким образом, можно сказать, что в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нет отрицательных женских персонажей. Каждая из героинь достойна уважения и восхищения читателя. В их отношении у меня возникают будто бы три фигуры, три образа: Дочь, Жена и Мать. Матушка-императрица, способная проявить великодушие и милосердие к людям своего государства, позаботиться о несправедливо обиженных с долей материнского участия; верная жена, и у гробовой черты не забывшая венчальной клятвы быть вместе и до и после смерти супруга; дочь, не посрамившая светлую память отца и матери подлым или бесчестным поступком. Все они подлинные героини, и Петру Андреевичу, честному и благородному юноше, несказанно повезло, что в его жизни встретились три эти бесконечно прекрасные женщины.

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.

С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым.

И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.

Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «- Добро, - сказала комендантша, - так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!» Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.

На дуэли со Швабриным был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.

После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь».

Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю»: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова».

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.