Какие композиторы писали про осень. Осень в музыке, живописи и поэзии. Листья каких деревьев осенью краснею

Урок музыки

“Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов”

с углубленным изучением английского языка

Смирнова Елена Юрьевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

  • Образовательные цели - познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”, ПетерисВаскс “Осень”

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова

Осенней лирикой Светланы Магнитской

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

  • Развивающие – развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение, продолжать работу над развитием вокально-хоровых навыков.
  • Воспитательные - воспитывать любовь к музыке, природе, родному краю, культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке

Подготовка к уроку

Оборудование: компьютер, проектор, экран , фортепьяно , музыкальный центр

Методические пособия: репродукции картин русских художников , видеоряд “Золотая осень, видеоряд на музыку П. Васкса “Осень” , кроссворд

Работа с детьми: подбор стихотворных текстов, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выразительному чтению на уроке, создание монтажа и подготовка его к демонстрации на уроке, постановка и подготовка танцевального выступления,

творческое домашнее задание учащимся - подготовить осенние пейзажи, оформление выставки домашних творческих работ.

Ход урока

Видеоклип “Золотая осень” с музыкальным оформлением “Осенняя песня” П.И. Чайковского (вторая часть)

Беседа учителя с учащимися с целью выявления восприятия музыкального произведения

Что мы увидели на экране? (картины осенней природы)

Это были фотографии или картины художников? (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

Что такое пейзаж? (картины природы)

Подберите эпитеты. чтобы описать,. какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную)

Какая палитра красок выбрана художниками? (разнообразная, яркая)

Что мы чувствуем, когда видим эти картины? (восхищение)

Что вы слышали, когда шел видеоряд? (“Осенняя песня” П.И. Чайковский. вторая часть из альбома “времена года”)

Расскажите о музыке, она была созвучна картинам? (средства музыкальной выразительности)

Что ощущали? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием, торжеством природы)

В чьем исполнении звучала пьеса?(В исполнении фортепиано)

На экране репродукции картин русских художников с изображением осенних пейзажей.

Учитель:

Каждое время года интересно и красиво по своему, но осень поражает нас своим великолепием, роскошью красок, преобразивших природу. Не случайно, именно эта пора вдохновляет композиторов, художников и поэтов на создание потрясающих произведений искусства.

Что такое искусство? (средство общения между людьми)

Выступление учащегося:

... Казалось мне, что в старом парке
Среди вечерней тишины
Звучали мягкими шелками
Прекрасной Осени шаги...

И сладкий воздух словно дивно

Напомнил аромат духов,

Что исчезал вослед незримо

Её таинственных шагов
И в золотой небесной выси
Кружился с ветром и взлетал
Прозрачный шелк осенних листьев...
И Осень шла... и парк молчал...

Светлана Магнитская

Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворного текста и его восприятию.

О чем эти стихи? (об осени)

Можно ли назвать их музыкальными? (да)

Какие слова особенно музыкальны? (шелка, шаги,)

Что ощущали? (поступь, созерцание, любование природой, наслаждение, всплеск и покой)

По эмоциональному состоянию близка этому стихотворению музыка? (да)

Выразительно было прочитано стихотворение? (да)

Что делает поэтическую речь выразительной? (правильная интонация, паузы, акценты)

Какой репродукции,расположенной на экране,созвучно это стихотворение?

Звучит музыкальное произведение “Октябрь” Виктора Калинникова в исполнении учителя.

Беседа с учащимися после прослушивания произведения.

Музыку написал Виктор Калинников, это хоровое произведение. Осень была самым любимым временем года Пушкина, поэтому его осенняя лирика такая яркая.

От начала и до конца вы чувствовали одно эмоционально состояние? (нет)

Разбираем каждый эпизод и средства музыкальной выразительности

“октябрь уж наступил…”(последние вздохи осени, уныние. покой)

“но пруд уже застыл…” (оцепенение)

“сосед мой выступает…” (можно попросить ученика проиллюстрировать движение охотника, чтобы почувствовать характер)

“и будет лай собак…” (изобразительные черты в музыке)

“унылая пора…” (контраст, ощущение тоски сменяется восторгом, наслаждением созерцания великолепных осенних пейзажей)

Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, штрих, динамика, темп, тембр, диапазон…)

Я пела без сопровождения, значит…(а, capella)

Проведите параллель между эпизодами музыкального произведения и репродукциями.

Когда в одном произведении соединяется два вида искусства, оно становиться ярче выразительнее? Почему? (музыка и поэзия находится в синтезе, тесном слиянии, дополняя и обогащая друг друга, еще больше средств выразительности, которые воздействуют на нас, заставляют наше сердце откликнуться)

Выступление учащегося:

Как был прекрасен день осенний!
Звенела красками листва
И акварелью настроений
Взлетали птицы в небеса,

Святая солнечная церковь
На позолоченном холме
Звучала праздничною песнью,
И колокольный звон извне

Наполнил сердце созерцаньем
И благовестием Любви –
Чудесным солнечным посланьем
Единства Бога и души.

Светлана Магнитская

В какой из картин мы ощущаем такое же настроение?

Звучит музыкальное произведение Петериса Васкса “Осень”.

Обсуждение после прослушивания.

Что чувствуем, когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

Что представляем? (лист, дрожащий на ветру. Последний, как последняя надежда)

На каком инструменте исполнялось произведение? (на рояле)

Как двигались руки пианиста? (Как осенние листья на ветру)

Танцевальная композиция «Танец с листьями» под музыку Петериса Васкса «Осень» в исполнении учащейся

Беседа с детьми после танцевального номера

Помог ли танец лучше почувствовать музыку? (да)

Расскажите о мелодии? (секундовые соотношения, интонация плача, вздох, стон, прерванность мелодии, недосказанность, паузы, нет сил петь мелодию, природа засыпает)

Эта музыка изобразительна? (да)

Какими бы красками нарисовали? (темными, мрачными)

В музыке и в танце были использованы разные средства выразительности, но они успешно дополняли друг друга. Находились в синтезе.

Выступление учащихся (монтаж)

Я смотрела в окно моей памяти...
Дождь осенний скользил за стеклом

Там, где мой неслучившийся дом…
Прикасалась ладонями осени,
Словно вновь возвращала себя
В чувства яркие солнечной россыпи,
В светлый мир отраженья Добра...
Отчего же скользят так беспомощно
Мои пальцы за тонким стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом...

Светлана Магнитская

Беседа с учениками

Попробуйте проанализировать ваше прочтение стихов? Удалось ли вам передать настроение, характер стихотворения? Созвучен ли он, Осени, Васкса? (самоанализ учеников)

Проведите параллель с картиной.

Экскурс по выставке домашних творческих работ. Сопоставление работ художников и детских рисунков.

Классу было дано домашнее задание: нарисовать осенние пейзажи. На экране - репродукции картин Новикова, Федорова и Левитана.

1- фейерверк осенних красок

2- спокойствие, созерцание

3- поздняя осень

Детям предлагается распределиться по группам в соответствии с настроением их осенних пейзажей. Несколько учеников доказывают правильность своего выбора.Далее на экран выводится изображение кроссворда и дети, соревнуясь по группам, решают его. Победившей команде вручается приз.

Слово учителя:

Победа заслуженная, но ведь главное – совместное творчество, командный дух и музыка, которая всех объединяет.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Автор музыкального произведения «Осень»
  2. Эмоциональное состояние, отраженное в произведении искусства
  3. Композитор – Петерис…
  4. Музыкальный знак

По горизонтали:

  1. Автор музыкального произведения «Осенняя песня»
  2. Художественное полотно
  3. Профессия человека, создающего художественные полотна
  4. Картина природы
  5. Время года
  6. Окраска звука
  7. Художественное средство выразительности

Обобщающее слово учителя

Сегодня на уроке мы вами разобрали три музыкальных произведения, решили занимательный кроссворд, насладились изображением осенних пейзажей, послушали стихи,

Провели параллели между ними, почувствовали эмоциональную связь музыки и картин.

Мы убедились, что такие виды искусства, как музыка, живопись и литература взаимосвязаны, находятся в синтезе, но отражают окружающий мир своими разнообразными средствами выразительности.

Распевание

Пение

“Все еще впереди” Евгения Зарицкая, “Осенний блюз” Александр Ермолов.

Заключительный этап урока

Учитель благодарит учащихся за активность, творчество, сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.


Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Интегрированный урок

Тема: «Образ осени в музыке, поэзии, живописи».

Цели:

Образовательная : создать условия для целостного восприятия образа осени средствами музыки, поэзии и живописи. Создать условия для совершенствования музыкальных навыков Создать условия дляразвития речевых навыков учащихся. Закрепления знаний о средствах выразительности(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Развивающая: создать условия для развития творческого мышления учащихся, воображения, фантазии.

Эстетическая : создать условия для умения видеть в музыке, поэзии, живописи самое главное - красоту и богатство, уметьвыражать свои эмоции и настроение.

Воспитательная: создать условия для развития интереса к образной системе родной природы.

Эпиграф:

Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце свое, сердце полное песен,

Не расплескав до Тебя донесу.

В.Набоков

Учитель музыки: В этих строках Набокова, поэта ХХ в., восхищение красотой и совершенством мира,и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение богатства от общения с ней, т.е.чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии Х I Х в., Полонского, Тютчева, Фета, Толстого и в музыке русских и зарубежных композиторов: Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, Антонио Вивальди.

Учитель музыки: Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его родиной, частью его самого.

Учитель музыки:

Василиса Борцова

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки
И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки
И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки
И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

Целеполагание

Учитель музыки: Итак, друзья, сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети -Об осени

Учитель музыки: Очень хорошо.Мы рассматриваем образ осени. Как вы думаете, какие виды искусства нам помогут рассказать об осени?

Дети -Живопись, музыка, поэзия, кино.

Учитель музыки: Сформулируйте тему урока

Дети - Образ осени в живописи, поэзии, музыке.

Учитель музыки: Ребята, чем мы будем сегодня заниматься на нашем необычном уроке?

Дети -Слушать музыку, читать стихи, рассматривать полотна художников,(будем говорить, как удается поэту, живописцу, музыканту показать образ осени.)

Учитель русского языкаи литературы:

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Как говорил философ Гельвеций

Задача искусства - волновать сердца .

Учитель музыки : Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка - звуком, литература - словом. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы не прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь-все эти образы, будучи запечатленнымина холсте, в стихах, в музыке, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова,какой ее видит человек.

Учитель музыки: Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

Дети - Петр Ильич Чайковский

Учитель музыки: Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

Дети - Цикл “Времена года”

Учитель русского языкаи литературы:

Цикл -(от гр. круг) произведение, которое состоит из нескольких частей, которые объединены единым замыслом, одной идеей.

Подберём однокоренные слова.Цикличный, циклограмма.

Расскажите историю создания этого произведения.

Ответы детей

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течении 1876 года. Чайковский дал своё согласие.

Учитель музыки:

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху XIX века. А именно этой эпохе свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности. У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

Учитель русского языкаи литературы:

Миниатюра - (красные краскиприменявшиеся в оформлении рукописных книг) - произведения малых форм.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь».

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....»

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Учитель музыки:

Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте закроем глаза и отправимся в путешествие в осенний лес

Слушаем: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь .

Что вы представили себе? Какую картину природы? - Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей)

Какими музыкальными средствами передает образ осени композитор? Ответы детей.

А сейчас посмотрите на ноты,что лежат навашем столе.

(Работа с нотным материалом)

Учитель русского языкаи литературы: -Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Ребята, а какие деревья осенью?

Дети: Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок.

Учитель музыки: А как преображается земля?

Дети: Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.

Учитель русского языкаи литературы: А какое небо осенью?

Дети: Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть.

Учитель музыки: А как ведут себя звери и птицы осенью?

Дети: Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года.

Учитель русского языкаи литературы: Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы. Переходное состояние природы не оставляло равнодушными ни писателей, ни поэтов. Немало стихов посвящено этому красивому времени года. Давайте их вспомним

Дети читают стихотворения наизусть об осени

Очень хорошо. А какоё русский поэт очень любил осень Почему любил именно осень. (Александр Сергеевич Пушкин)

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения «Осень». У вас на столах есть тексты.

Скажите, каким настроением проникнуто это стихотворение? Почему автор говорит «очей очарованье»? Найдите строчки в которых тожечувствуется отношение автора к осени? Какие краски использует автор для создания палитры?

Возьмите цветные карандаши и подчеркните эти слова соответствующим цветом. Попробуем найти красочные прилагательные, с помощью которых создаётся образ осеннего пейзажа.

Учитель русского языка и литературы: А как бы художник выразил эти чувства? Посмотрите, на репродукциюкартины, какое настроение возникает, когда смотришь на полотно Автор

Ребята посмотрите внимательно на эти картины

Учитель музыки:

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную».А если мы обратимся к музыканту другой страны и совсем другого времени? Перед нами итальянский композитор А.Вивальди.

Что мы знаем об этом удивительном музыканте?

Дети : Итальянский композитор, блистательный скрипач, в юношестве принял сан священника (рыжий монах). Руководил церковным оркестром, преподавал в академии музыки в Венеции.

Учитель музыки:

А. Вивальди писал в основном светскую музыку и исполняя ее в храме заслужил огромную популярность среди прихожан. Его музыка была очень понятна и близка людям. Благодаря его музыкеогромное количествогородских жителей, далеких от религии потянулись в храм, не на скучные проповеди,а на великолепные концерты блистательного Вивальди.

Антонио Вивальди обожал скрипку, сам виртуозно ей владел,и большинство произведений написал для этого инструмента.

Ребята, а чем отличаются «Времена года» у Вивальди от цикла Чайковского?

Дети : « Времена года» у Вивальди это 4 самостоятельныхконцерта для скрипки с оркестром.

Учитель русского языкаи литературы:

Концерт-(состязаюсь) 1)публичное исполнение муз произведения по заранее составленной программе 2) музыкальное произведение сложной формы

И это единственные в его творчестве программные произведения.

Учитель музыки:

А теперь вновь закроем глаза и послушаем какая осень у Вивальди?

Звучит: Времена года концерт для скрипки с оркестром «Осень» часть 1.

Можем ли мы увидеть эту музыку?

Чем отличается музыкальный язык Чайковскогои Вивальди?

Ответы детей.

Учитель русского языкаи литературы:

Мы сегодня говорили о музыке, поэзии, живописи, а теперь представим себя в мастерской художника. Перед нами есть шаблоны, которые вы раскрасите так как чувствуете осень сегодня.

Учитель музыки : А поможет нам в этом еще одно музыкальное произведение А.Вивальди «Осень» часть 2

Дети рисуют и составляют пейзаж на доске.

Анализ урока:

Что мы сегодня нового узнали? С каким настроением уходим с урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Д/З: написать сказку об осени

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Тема занятия «Музыка осени»

Описание материала : Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (9-11 лет) по теме «Музыка осени». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова,
Антонио Вивальди.
Задачи:
Образовательные:

-Расширять кругозор детей
-Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
-Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать вокально-хоровые навыки
-развивать воображение
-Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.
-Развивать певческие навыки и кругозор учащихся
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету
воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус
воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения
обогащать духовный мир детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко.
Педагог: хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: а за что вы любите осень
Дети: за то что красиво становится вокруг.
Педагог: а вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран.(на экране пословицы об осени).
1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Ребята, выберете 1 пословицу и объясните её.
Дети: высказывают мнения.
Педагог: все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, как и летом, делают запасы на зиму.

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете почему именно 12?
Дети: по числу месяцев в году.
Педагог: правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были
объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года». Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. Сейчас мы послушаем одну из осенних пьес, послушайте и подумайте, какой месяц соответствует этой музыке?
Что хотел изобразить композитор? Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.
Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
Педагог: какой месяц соответствует этой музыке?Что хотел изобразить композитор?
Дети: октябрь.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что музыка подсказала, она как капли дождя, который часто идет в октябре.
Педагог: а что же автор хотел изобразить?
Дети: осень, природу.
Педагог: какова мелодия этой пьесы?
Дети: плавная, лиричная, спокойная.
Педагог: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России, которую и изобразил Петр Ильич в своем произведении. И еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов.

Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы:
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
-Какая была музыка по характеру (Радостно напряженно торжественно загадочно
ласково восторженно поэтично стремительно спокойно таинственно взволнованно беспокойно нежно изящно)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Слушание «Осень»
Дети: Ответы детей
Педагог: а теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Присаживайтесь.
Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди.

Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: ответы детей.
Педагог: а как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: ответы детей.
Педагог: конечно музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
Сейчас мы послушаем еще одну песню об осени и разучим ее. Называется она «Скворушка». Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Разучивание песни.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: А. Вивальди, П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Педагог: наше занятие окончено, спасибо, до свидания!

Людмила Шмакова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников»

Тема :

Осень в произведениях русских композиторов, поэтов и художников.

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, знакомить с творчеством русских поэтов, писателей. композиторов

Задачи:

Учить воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности

Развивать интерес и любовь к русской народной культуре

Развивать чувство сопричастности, понимание чувств авторов произведений, музыкальных, литературных и художественных

Побуждать к внимательному слушанию и восприятию музыки

Воспитатель:

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать об осени, нравится ли она вам? (ответы детей)

Действительно, осень многим кажется унылой и скучной. Ну да, солнышко уже не так греет, часто идут дожди…

И, всё- таки, невозможно не признать, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами поэтов, художников и композиторов, которые воспевали в своих произведениях это время года.

Ребята, как вы думаете, какое явление характеризует осень ярче всего? (ответы детей)

Верно, - листопад…

Вот и у нас сегодня закружит листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. (Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Воспитатель

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Это время года в их произведениях многолико и очень многоцветно. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского , который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского ясно слышится грусть от расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Воспитатель. Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г. г). (слайд 7)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин.

Репродукции картин. (слайд 8)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника. (слайд 9) Скромная речушка, больше похожая на ручей, бежит под невысоким холмом. А на нем расположилась группа берез, отливающих золотом в нежарких лучах солнца. Эта задумчивая простота удивительно мила для русского человека. Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на все эти картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Пейзаж осени с таким же названием подарил поклонникам живописи и другой выдающийся мастер кисти - Поленов. (слайд 9) Его «Золотая осень» тоже запечатлела реку и рощицу из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. (слайд 10) Золотом покрыты белоствольные березы. На небе – легкие облака. На переднем плане вьется узкая дорожка, она повторяет линию изгиба реки. Осенний пейзаж Поленова наполнен воздухом, необъятным пространством, открывающимся перед нашим взглядом. Вот другие полотна этого мастера, отражающие осень.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайд 11-12)

Посмотрите картины русских художников «Золотая осень» (слайды 13-14).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Воспитатель

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»? У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. (ответы детей)

Воспитатель. Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года. Осень у каждого своя. Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей, читателей или слушателей. И обычная осень становится для нас явлением художественным. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите.

(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://allforchildren.ru/pictures/art_autumn.php

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.