Методическая разработка по музыке на тему: Проблемы и сложности исполнения двухголосных инвенций И.С. Баха. Инвенция - это особая музыкальная пьеса. В чём же её специфика

Интонационные и стилистические особенности инвенций И. С. Баха на примере разбора двухголосной инвенции № 13.

  1. Вводная часть:
  1. Главная цель изучения полифонического произведения.
  2. Анализ и преимущество редакции Ферручо Бузони «Инвенций» И.С. Баха.
  3. Этапы формирования образа-представления.
  4. Способы работы над двухголосием для развития полифонического слышания.
  1. Работа и разбор двухголосной инвенции № 13.
  2. Выводы, обсуждения.
  1. Изучение и работа над полифонической музыкой являются одной из наиболее сложных областей воспитания и обучения уч-ся уже с младших классов ДШИ и успешно влияет на общее музыкальное развитие. Осмысленность и певучесть являются ключом к артистическому исполнению музыки Баха. И вырабатывается это умение с первых уроков: максимальное внимание ученика к качеству фортепианного звука, даже если ему задано упражнение, гамма или этюд.

Любое изменение силы звука ученик должен ощущать, как естественную необходимость, вытекающую из развития муз. фразы: усиление динамики к кульминационному звуку фразы, ослабление звучности к ее концу, как в разговорной речи. С первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учится также выразительно «петь» на фортепиано.

Привить осмысленное отношение к legato значит прежде всего научить слушать протяженность (т. е. услышать звук в момент нажатия пальца на клавишу, а после этого услышать продолжение звука, «льющегося из-под пальца»). Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесах. Важно, чтобы с самого начала работы, когда ученик играет каждой рукой отдельно, он слышал не только сочетание двух голосов в ансамбле, но и их различную окраску. На материале канонов, фугетт, инвенций, часто построенных на основе народной песенности дети, с естественной для них непосредственностью воспринимают элементарную структуру имитационного двухголосия. Трудность овладения имитационной полифонией объясняется всей природой этой музыки, голоса которой самостоятельны, часто равноправны по их музыкально-смысловому значению, музыкальные построения менее четко расчленены, мелодическое движение голосов отличается непрерывной текучестью.

Главная цель изучения полифонического произведения - развитие музыкального мышления учащегося. Полифоническое мышление - это умение слышать в своем представлении параллельное звучание двух или нескольких голосов, это показатель мастерства музыканта.

2. Анализ редакции Ферручо Бузони «Инвенций» И.С. Баха

В отличие от редакции баховских инвенций композитором К. Черни (1840 г.) редакция Ф. Бузони (1891 г.) намного ближе к исполнительскому стилю XVII - XVIII вв.

Этюдно-механический штамп, характерный для редакции К. Черни, виден в

Преувеличенно быстрых обозначениях темпов;

Злоупотреблении непрерывным легато;

Увлеченности частыми замедлениями темпа, художественно неоправданными;

Отсутствии всего богатства фразировки;

Отсутствии динамических контрастов и злоупотреблении подвижными оттенками < > внутри фраз.

Ферручо Бузони. Приоритет этого талантливого музыканта заключается в том, что наряду с Ф. Мендельсоном он открыл вновь (после длительного забытья) гениальность И.С. Баха. Оба композитора - романтика сделали все, чтобы имя «БАХ» засияло немеркнущей звездой на музыкальном небосклоне «всех времен и народов». Ф. Бузони принадлежит целый ряд транскрипций баховских сочинений: хоральные прелюдии, органные прелюдии и фуги, токкаты.

Редакции «15 двухголосных инвенций» и «15 трехголосных инвенций», а также «Хорошо темперированного клавира» по замыслу Бузони должны были образовать «Высшую школу фортепианной игры». Это колоссальный труд и под силу он был только такому разностороннему музыканту, педагогу, искусствоведу - ученому, как Ф. Бузони.

В чем преимущество редакции «Инвенций» Бузони ?

1. Он снабдил сборник «Инвенций» исполнительскими указаниями: фразировкой, динамикой, аппликатурой, расшифровал украшения.

2. Дал обширные примечания анализа формы не как схемы, а как помощь исполнителю в самостоятельном поиске пропорций, тематических связей. Изучая бузониевскую редакцию, исполнитель получает урок композиции, формообразования, что соответствует пожеланиям самого И.С. Баха. В своем предисловии к инвенциям композитор пишет: «Подлинное руководство... предлагает ясный способ не только научиться играть на два голоса, не только познакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать , а главным образом - добиться певучей манеры в игре». Из этих его слов ясно видно, что для И.С. Баха основой полифонии является мелодия , т.е. вокальное начало, cantilena. но вместе с тем и разнообразные виды речевой декламации . Подтверждение тому его произведения для хора, сольные вокальные сочинения, музыкальная фактура которых сплошь пронизана полифоническими «узорами».

В бузониевской редакции фразировка : лиги, точки, акценты, паузы, группировка длительностей - все направлено на выразительное «пропевание» мелодии, раскрытию образно- эмоционального содержания инвенций .

Основной замысел этих примечаний - утвердить исполнительский стиль, характерный музыке великого мастера, стиль мужественный, чуждый вычурности.

Аппликатурные указания Бузони разнообразны: он дает несколько вариантов аппликатуры. Его примечания направлены на возрождение широко распространенного в XVII в. приема перекладывания пальцев (например, с 5- го на 4-й; с 4-го на 3-й и т.д.)

Наряду с бузониевским анализом формы, вернее, прежде чем приступить к аналитическим способам изучения инвенции, исполнителю (учащемуся, педагогу) необходимо проникнуть в художественно-образный строй сочинения.

  1. Формирование образа-представления в работе над полифоническим произведением включает несколько этапов.

1 этап - определение художественной формы произведения: характера звучания, приемов звукоизвлечения. (На этом этапе основная нагрузка ложится на педагога: игра, показ, словесный разбор).

2 этап - работа по голосам (включает интонационные и артикуляционные приемы). После того, как ученик может организованно исполнять тему, следует ввести в его понимание вопросо-ответное взаимоотношение вождя и спутника. После переходить к двухголосной игре и знакомиться с противосложением. Теперь ученик может следить за тем, как первый вступивший голос закончив тему, переходит от ее исполнения к изложению противосложения. Именно в организации соединения двух различных мелодий коренится основная техническая трудность исполнения. Очень полезно играть в ансамбле с педагогом сначала по разделам, затем целиком.

3 этап - соединение голосов (внимание на вертикальное слышание при тембровом своеобразии голосов). Запоминание наизусть каждого голоса обязательно, т. к. работа над полифонией есть прежде всего работа над одноголосной мелодической линией, насыщенной своей особой внутренней жизнью. Надо во все это вдуматься, вжиться, все прочувствовать и только тогда приступать к соединению голосов.

4 этап - создание целостного музыкального произведения. Как бы уверенно не играл ученик двумя руками, тщательная работа над каждым голосом не должна прекращаться ни на один день. 4 . Способы работы над двухголосием для развития

полифонического слышания:

6. Оба голоса ученик играет сдержанным звуком - mp , но слушает очень внимательно один из голосов, ведет его внутренним слухом. Опытный педагог всегда услышит, какой из голосов ученик ведет внутренним слухом. Хорошо, если в классе есть два ученика, которые играют одну и ту же инвенцию и могут спеть ее на два голоса.

Двухголосная инвенция № 13 a - moll Бузони трактует эту инвенцию лирико-философского склада как двухчастную, причем каждая из частей в свою очередь распадается на 2 раздела. Однако он же допускает возможность считать ее трехчастной.

1 этап - в этой инвенции больше, чем в других, проступает гармоническая основа. Явно слышно движение по тонам аккордов. Гармония собирается из 4, 8 звуков. Отсюда и распевность широких мелодических оборотов. Для придания звучанию певучести, мягкости играть следует как бы лаская, гладя клавиши. В инвенции 4 предложения - части. Первая модулирует в C-dur, во второй - после секвенционных отклонений модуляция в e-moll. Третья часть основана на уменьшенных аккордах, а четвертая часть начинается с a-mollного возвращения.

2 этап - Штрихи традиционны. «8» - non legato , «16» - legato . Особенно внимательно следить за расчлененностью фраз там, где тема начинается на вторую «16» после «16» (л. р. 2 такт). После звука «ля» начало темы обязательно следует отделить.

3 этап - работаем над вертикальным совпадением голосов, при этом очень пристальное внимание уделить залигованным нотам . Эти звуки надо обязательно мысленно протягивать до следующей сильной доли и только услышав, как выдержанный звук совпадает со звуком другого голоса, можно играть дальше.

4 этап - переход предполагает свободное владение текстом наизусть. Без этого невозможно работать над звуковым представлением. Темп определяется, исходя из неразрывности предложения, а динамика проявится при объединении частей. Так, 2-я часть будет звучать ярче 1-й, а в 3-й (уменьшенные аккорды) - некоторая затаенность звучания, 4-я часть - кульминация всей инвенции. Музыкальный образ темы несет в себе заряд бодрости, светлого мироощущения через упругий кварто-квинтовый, наступательный ход начала темы.

Это настроение, чувство поддерживает и динамика mf и четкий четырехдольный размер. Ощущение беспрерывного движения, текучести поддерживает движение со слабой доли и устремленность к верхушке (до 2-ой октавы). На едином «дыхании» ровно и устремлено вверх звучит тема в 4-х разовом изложении. Кроме как на legato я ее не представляю. "Необходимо прослушать тему в сквозном развитии при первом же знакомстве - исполнении, чтобы в целом «нарисовать ее портрет», познать ее характер в развитии (регистры, динамика, артикуляция).

Противосложение - это самостоятельная мелодия, самостоятельный образ. Тема противосложения требует пристального изучения, т.к. это наиболее видоизменяющийся элемент инвенции. Именно чисто эмоционально противосложение создает образ шутливости, скерцозности, благодаря широким, острым скачкам в диапазоне октавы (штрих staccato). Изучая с учащимися противосложение - нужно следить за ровностью, за исполнением не очень острым staccato, (близко к p о rtamento ) и не допускать разболтанной кисти. Полезно поначалу в медленном темпе исполнять П. приемом non legato с хорошей опорой на mf . Затем в процессе изучения инвенции прийти к темпу allegro уже к staccato пальцевому, не теряя опоры в клавиатуру.

С 3-го такта первоначальное изложение темы и противосложения заканчивается. Начинается развитие темы различными приемами, она видоизменяется: звучит в обращении, сокращении, «зашифрована» в арпеджированных секвенциях попеременно то в «женском», то в «мужском» голосе. Технологически добиться ровного голосоведения такой темы сложно, особенно в нижнем голосе (техника левой руки всегда оставляет желать лучшего), аппликатура еще более усложняет качественное исполнение левой рукой, так как Бузони ее строит на старинном приеме «перекладывания» пальцев; близком соседстве неудобно сочетаемых 1 - 4; 5 - 2 пальцев.

Наша же задача, уподобясь клавиристу XVII - XVIII вв.: «...четко выделять каждую фразу, каждый звук, при этом следить за плавностью исполнения». Плавность исполнения, ровность, звуковая наполненность голосоведения, мелодическая горизонталь - важнейшая эстетическая задача исполнителя. Ведь ровность звуковедения - это слуховая иллюзия. И она достигается кропотливой работой слухового, пианистического, технологического аппарата поначалу в рабочих темпах, затем постепенно приближается к оригиналу, (allegro ).

Вот приемы, которыми я стараюсь выровнять звучание:

  1. Прежде всего, я сама периодически исполняю как тему, так и части инвенции с тем, чтобы у учащихся сформировался звуковой и слуховой образец.
  2. Чисто технологически я предлагаю попробовать мелодическую линию собрать в интервалы с одновременным или последовательным исполнением; затем в аккорд; можно применить «опевание» вершин фразы. Все это делать в медленных темпах глубоким насыщенным legato ; контролировать вес руки от плеча; направление движения кисти от 1 п. к 5 в правой руке (и от 5 к 1 соответственно в левой руке). К более подвижному темпу вес руки постепенно уменьшать, чтобы кисть не «увязла» в клавиатуре и была спокойна (не тряслась). Всю эту кропотливую работу проводить на тонком слуховом контроле и тогда вне зависимости от природной специфики пальцев, силы кистей левой и правой рук, вне зависимости от неудобств аппликатуры - голосоведение выровняется и будет равно насыщено певучим звуком. Эту работу целенаправленно провести с темой по всему произведению на различной динамике.
  3. Тщательно работая над ясным произношением каждого отдельного звука, надо постоянно помнить, что он только буква, слог большой фразы; т.е. за звуком слышать фразу. В данной фразе (тема) четкое выговаривание каждой шестнадцатой ноты не должно заслонять единицу движения фразы как полутакт за счет устремленности движения в быстром темпе к верхнему «си, до», их более интенсивному пропеванию.

Наряду с проблемой ровности звуковедения темы, противосложения, не менее остро стоит проблема образно-эмоционального осмысления фраз, их внутренних кульминаций, динамического развития дуэта голосов. Это одновременно работа над архитектоникой инвенции и динамическим развитием ее мотивов, фраз и построений.

Фраза формируется на живом естественном дыхании (как в пении). Пианистический аппарат также должен «дышать». Здесь важно учитывать все паузы, затакты, окончания фразировочных лиг, акценты - все знаки артикуляции.

Уместно вспомнить слова Мейерхольда о том, что чем стремительнее текст, тем четче должны быть «переходы - перегородочки» от одного мотива к другому. В инвенции а- moll такие стремительные эпизоды, в которых важны «переходы - перегородочки» в тактах № 11, 12,13.

В басу (т. т. 11, 12, 13) динамическая вершина каждой фразы приходится на самый нижний звук. Противосложение в этих эпизодах достигает мелодической вершины, подчеркнутой акцентом . Одновременно звуча (дуэтом) тема и противосложение — разновременно приходят к своим вершинам, кульминационным точкам. Эта работа проходит на протяжении (с 3 по 12 такты). В этих тактах возможно непопадание («грязь») на широких интервалах противосложения, в тот момент, когда внимание ученика занято темой.

Технологические приемы для «профилактики» непопаданий следующие: полезно противосложение собрать в аккорд, в интервалы, почувствовав хорошую в них опору и «рессорность» кисти. Также хорошо поучить противосложение в правой руке «вслепую»: тогда большее внимание можно переключить на исполнение темы в басовой партии; кроме того, ученик перестанет «мотать» головой, пытаясь зрительно контролировать верхний и нижний регистр одновременно.

Необходимо уделить внимание акцентам (с т. № 5). Этот акцент необходимо ощутить как преодоление широкого интервала и восхождение на его вершину. А ведь поначалу уч-ся делает акцент формально и звучит он неожиданно грубо и резко. Сводя два голоса с разновременными кульминационными точками, не стоит злоупотреблять указанными Бузони creshendo и акцентом. Важно провести все глубоким наполненным звуком без «выкриков» и «провалов».

Общий динамический план инвенции а - moll :

  1. Экспозиция - ровное динамическое звучание на mf , кульминация сглажена.
  2. Разработка - богатая градация оттенков от Piano к Forte и от Forte к subito Piano . Кульминация очень яркая; ее еще больше оттеняет 4-х тактовый эпизод subito Р iano .

Подвижные оттенки (creshendo ) трактуются мною как ощущение внутреннего эмоционального развития фразы. Это сочетание выразительного, но вместе с тем и строгого стиля исполнения. Бузониевская интерпретация динамики такова: конец 3-4 тактов - развитие в них противосложения проходит на подвижных оттенках, с акцентированной вершиной, синкопами. Это создает ощущение волнообразных оттенков.

Но мы знаем, что подвижные оттенки не характерны для эпохи Баха и, пытаясь соблюдать бузониевскую динамику, учащийся все внимание, эмоции переключает на усиление звука и акцент в противосложении в верхнем голосе. В результате страдает ровность голосоведения темы в басу.

Как правило, нарастание звука ученик начинает делать сразу, слишком грубо и в результате тема вынуждена «перекрикивать» грубо исполняемое противосложение. Исполнение становится крикливым, сумбурным, форсирующим звук.

Чтобы этого избежать, все эпизоды, аналогичные тактам с 5-го и т.д. я учу с учениками так:

Прежде всего, разбираемся в том, что тема сразу начинается с вершины и задача наша уже с 1-го звука дать плотное, наполненное звучание, которое угасает к нижнему звуку.

Добившись ясного понимания и изложения темы, естественной устремленности ее звучания можно перераспределить внимание учащегося к противосложению и добиться ровности его изложения с нижних ступеней к вершине на creshendo .

Так можно добиться постоянного слухового контроля за двумя голосами с разновременно развивающимися кульминациями (вершинами). А ведь в полифонии это важнейшая задача - найти вершину каждого голоса и привести голос к ней ровно нарастающим звучанием с естественной непринужденностью.

Заключение

Любые способы для воспитания слышания полифонии педагог будет применять по возрастающей трудности на протяжении всей работы над инвенцией. Вопрос дозировки, преподносимых педагогом знаний и навыков, требует чуткого понимания музыкальных и интеллектуальных возможностей ученика и педагогической гибкости. Впрочем, это относится не только к работе над полифонией, а ко всей нашей такой нелегкой, но любимой педагогической работе. Приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И. Баха, - непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе и пианиста. Насколько сейчас мы близки к прочтению клавирной музыки И. Баха в ее истинном виде - вряд ли можно ответить с полной определенностью.

Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, - ключом к пониманию иных музыкальных стилей.

Передать своим ученикам заинтересованное, пытливое отношение к творчеству гениального композитора и раскрыть перед ними художественное очарование его музыки - почетный долг педагога. Но достижения этой цели немыслимо без прочного усвоения основ теории полифонии, без знания закономерностей и свойств музыкального языка Баха, а также исполнительских традиций его эпохи.

Начинать изучение Баха принято с простых пьес из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725), затем изучаются двухголосные инвенции, далее трехголосные синфонии (трехголосные инвенции, как их принято называть), потом так называемые «Французские сюиты» (возможно, также «Английские сюиты») и, наконец, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира». При жизни Баха ни инвенции, ни синфонии не были опубликованы. Бах предназначал инвенции для обучения исполнению на клавире полифонических произведений - двух, а затем и трехголосных. Важнейшей задачей при этом он считал приобретение учеником певучей манеры исполнения. Помимо того, Бах рассматривал инвенции как пособие по композиции. Они должны были служить образцами для анализа и способствовать развитию композиторской техники в области полифонии. Подобно другим сочинениям Баха, инвенции почти совершенно лишены авторских указаний относительно характера исполнения. Поэтому при работе над ними особенно существенным становится вопрос редакций. Педагог должен изучить основные редакции сборника и использовать все ценное, что в них содержится.

Наибольшее распространение в нашей педагогической практике получили редакции инвенций Бузони, Черни и Гольденвейзера. А. Б. Гольденвейзер поставил перед собой задачу прежде всего дать выверенный по первоисточнику авторский текст. Это было важно потому, что в распространенной редакции Черни имеется ряд текстовых неточностей, вплоть до неверных нот. Редактор подробно выписывает аппликатуру и дает расшифровку украшений. Характер исполнения он указывает лишь в общих чертах, поэтому при работе с учеником возникает необходимость дополнений в отношении динамики и фразировки. Редакцию Черни следует признать во многом несовершенной. Помимо неточности ее текста, ряд произведений, особенно серьезных по характеру и значительных по содержанию, раскрывается в ней недостаточно глубоко (трехголосные инвенции f-moll, a-moll). Черни часто «мельчит» динамический план, вследствие чего нечетко вырисовывается форма сочинения. Обилие динамических «вилочек» придает излишнюю «волнообразность» фразировке; почти неизменно встречающиеся в конце произведений piano и diminuendo - даже в инвенциях энергичного характера - «приглаживают» стиль Баха. Фразировка нередко указана чрезмерно эскизно, и ее приходится дополнять. Вместе с тем было бы неверно полностью зачеркивать редакцию Черни. В ней есть и много убедительного. Привлекает в этой редакции стремление раскрыть певучие возможности инструмента и тем самым воплотить указания автора, данные им в заглавии сборника. Редакция Бузони значительно подробнее, тщательнее и художественно содержательнее редакции Черни. Не ограничиваясь обстоятельным указанием оттенков исполнения и аппликатуры, Бузони словесными пояснениями и в подстрочных примечаниях раскрывает характер произведения. По сравнению с Черни, трактовка Бузони отличается большей мужественностью, энергией, широтой динамики. В этом смысле она нередко ближе нашим представлениям о стиле Баха. Однако и редакция Бузони не всегда представляется убедительной. В своем стремлении раскрыть в творчестве композитора мужественное начало Бузони иногда теряет чувство меры. Порой он преувеличивает значение non legato. Нельзя не упрекнуть Бузони еще и в том, что он при редактировании инвенций опускает баховские обозначения мелизмов и выписывает украшения нотами непосредственно в тексте. Это лишает ученика возможности знакомиться с принципами расшифровки орнамента и вносит в редакцию черты догматизма: приходится руководствоваться только предписанным способом исполнения. Между тем именно область орнаментики допускает особенно большую свободу, и одно какое-либо толкование даже крупного специалиста нередко вовсе не является единственно возможным и наилучшим в том или ином конкретном случае.

Инвенция

Бах составил несколько сборников несложных пьес из числа тех, которые сочинил, обучая своего старшего сына Вильгельма Фридемана. В один из таких сборников он поместил пятнадцать двухголосных полифонических пьес в пятнадцати тональностях и назвал их "инвенциями". В переводе с латинского языка слово "инвенция" означает "выдумка", "изобретение". Баховские двухголосные инвенции, доступные для исполнения начинающими музыкантами, действительно замечательны по полифонической изобретательности и одновременно по художественной выразительности.

Так, первая двухголосная инвенция До мажор рождается из краткой, плавной и неторопливой темы спокойного, рассудительного характера. Её запевает верхний голос и тотчас имитирует-повторяет в другой октаве-нижний:

Bach - Invention in C Dur

Во время повтора (имитации) верхний голос продолжает мелодическое движение. Так образуется противосложение к теме, звучащей в басу. Далее это противосложение- с тем же мелодическим рисунком-иногда звучит, когда тема вновь появляется то в одном, то в другом голосе (такты 2-3,7-8,8-9). В таких случаях противосложение называется удержанным (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочиняются заново). Как и в других полифонических произведениях, в этой инвенции встречаются разделы, где тема в своем полном виде не звучит, а используются лишь отдельные её обороты. Такие разделы помещаются между проведениями темы и называются интермедиями . Общую цельность инвенции до мажор придаёт развитие, основанное на одной теме, что характерно для полифонической музыки. В середине пьесы делается отход от главной тональности, а к концу она возвращается. Слушая эту инвенцию, можно представить себе, будто два ученика прилежно повторяют урок, стараясь друг перед другом рассказать его получше, с большим выражением.

Bach - Invention in F dur

В этой пьесе, сходной по своему строению с до-мажорной инвенцией, большая роль принадлежит особому приему. Вслед за начальным вступлением темы в верхнем голосе нижний голос имитирует не только её, но и её продолжение (противосложение). Так на некоторое время возникает непрерывная каноническая имитация , или канон .

"Из репертуара детских музыкальных школ. И. С. Бах. Двухголосные инвенции. М е т о д и ч е с к о е п о с о б и е"

Одновременно с двухголосными инвенциями Бах сочинил пятнадцать трехголосных полифонических пьес в тех же тональностях. Он назвал их "симфониями" (в переводе с греческого языка-"созвучия"). Ибо в старину так часто называли многоголосные инструментальные произведения. Но позднее стало принятым именовать эти пьесы трехголосными инвенциями. В них используются более сложные приёмы полифонического развития.

Самый яркий пример-трехголосная инвенция фа минор (девятая). Она начинается с одновременного проведения двух контрастных тем. Основа одной из них, звучащей в басовом голосе,-мерный напряжённый спуск по хроматическим полутонам. Подобные ходы часты в трагических ариях из старинных опер. Это как бы мрачный голос злого рока, судьбы. Скорбными мотивами-вздохами пронизана вторая тема в среднем, альтовом голосе:

Sinfonia Bach №9-f moll

В дальнейшем с этими двумя темами тесно переплетается третья тема с ещё более проникновенно молящими возгласами. До самого конца пьесы этот голос остаётся неумолимым. Но в других голосах теплится неугосимая искорка человеческой надежды. И она на мгновение будто вспыхивает в заключительном фа-мажорном аккорде.

Лирической проникновенностью отличается также "синфония" Баха си минор (трехголосная инвенция №15) .

В предисловии к рукописи своих инвенций и "синфоний" Бах указал, что они должны помочь выработать "певучую манеру игры". На клавесине это было трудно осуществить. Поэтому Бах предпочитал в домашних условиях, в том числе на занятиях с учениками, пользоваться другим струнно-клавишным инструментом-клавикордом. Его слабый звук непригоден для концертного исполнения. Но, в отличие от клавесина струны клавикорда не защипываются, а мягко зажимаются металлическими пластинками. Это способствует певучести звучания и позволяет делать динамические оттенки. Таким образом, Бах как бы предугадывал возможности певучего и связного голосоведения на фортепиано - инструменте, который в его время был ещё несовершенным по конструкции. И это пожелание великого музыканта следует помнить всем современным пианистам.

В.Н. Брянцева

Bach - Inventions & Sinfonias

Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием « preambulum » (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы, И. С. Бах назвал их «инвенциями». Какова причина такого переименования?

« Invention - риторическая категория, обозначавшая в учении об ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно исследована. В частности, в термине « invention подчеркиваются такие значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение». Жанр инвенции известен в музыке с 1555 года (К. Жанекен).

Свидетельством интереса И. С. Баха к этому жанру может быть тот факт, что он собственноручно переписал цикл инвенций для скрипки соло Ф. А. Бонпорти (1713 г.). В инвенции «виделся жанр открытия или нового в старом, или нового задания, или новой техники. Инвенция таила некую загадку, нечто чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно - искусное, ловкое, хитроумное, умелое, изощренное и мастерское. Инвенция была частью «поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки, задачи поучительные и загадки забавные. Научить и найти - эти дидактические и занимательные цели, обострявшие природные способности остроумного ума, всячески подчеркивались» [Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М., 1994., с. 46-47].

Об этом свойстве жанра пишет в своей работе В. Голованов: «Само наименование цикла - инвенции - надо понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам» [Голованов В. Структурно-полифонические особенности двухголосных инвенций И. С. Баха. - М., 1998., с. 85-86]. Ф. Бузони в предисловии к редакции инвенций писал: «Художник в своем творении следовал хорошо продуманному плану.... В каждой отдельной комбинации скрыта своя тайна и свой определенный смысл» [Бузони Ф. Предисловие к сб.: И. С. Бах Инвенции для фортепиано. - М, 1968, с. 10].

По мелодическому сходству - Арии Альта фа-диез минор (си-до#-ре-до#-си-ля#), в арии - вторая фраза. Слова Арии таковы: "Каюсь, винюсь, грех мне сердце разрубил, пусть же капли - мои слёзы-благовонием Тебе, Иисусе верный, станут." Ария поется как реакция на раздоры среди учеников Христа из-за драгоценного благовонного масла, которое одна женщина возлила Иисусу на Его голову. Увидев это, ученики вознегодовали и говорили: К чему такая расточительность? Ведь можно было продать это масло за большие деньги и раздать их нищим. Но Иисус, все заметив, сказал им: "Что смущаете женщину? ... Вылив благовоние на тело Мое, она сделала это для Моего погребения."

По тональности, по мелодике (си - до# - ля# - си)- Арии сопрано си минор №8 (12). Слова арии таковы: " Сердце, плачь, кровоточи! То дитя, что ты взрастило, на груди своей пригрело, извести кормильца хочет, выкормыш змеёй явился". Ария поется как реакция на предательство Христа Иудой Искариотом, который получил за это тридцать серебряных монет от первосвященников.

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVII века (1685-1750). Родился в 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенах.

И.С. Бах оставил после себя богатое наследство своего творческого труда. Не получив признания при жизни, его творчество живет до сих пор и все больше привлекает интерес как исследователей его творчества, так и музыкантов разного ранга.

Изучение легких клавирных произведений И.С. Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Не будет преувеличено сказать, что пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фуги, инвенции и симфонии - все эти произведения знакомы большинству школьников дополнительного образования, т.е. обучающимся игре на фортепьяно.

Педагогическая направленность клавирных сочинений соответствовала, очевидно, самому укладу музыкальной жизни баховского времени. Домашнее музицирование и обучение музыки занимало в эту эпоху более значительное место.

«Главное - обрести напевную манеру игры и вместе с тем вкус к композиции. Добросовестное руковод ство, в котором любителям клави ра^- особенно жаждущим учиться, показать ясный способ, как чисто играть не только двумя голосами, но при дальнейшем совершенствование правильного и хорошо исполнять три обязательных голоса» - такими словами И.С. Бах напутствовал издание «Инвенций».

Полагают, что наименований «инвенции» И.С. Бах заимствовал у малоизвестного итальянского композитора Бонпорти, издавшего в 1713 году под таким названием пьесы для скрипки.

Двухголосные пьесы И.С. Бах первоначально именовал прелюдиями, а трехголосные - фантазиями. В одной из копий вслед за прелюдией шла фантазия в одноименной тональности; потом двухголосные пьесы отделили от трехголосных. В автографе после 15-ой двухголосной инвенции по латыни написано: «Далее теперь следуют 15 симфоний с тремя обязательными голосами». Вплоть до наших дней «симфонии» (согласие голосов) стали именовать инвенциями. Напоминаю, что значение этого слова - выдумка «изображение».

И.С. Бах изобрел, или вернее сказать усовершенствовал, особый метод полифонической композиции, где определяющим фактором является техника

перестановок мотивных образований, при равноправии образующих пьесу голосов, но это - не фуга или фугетта, а свободное настроение. Простейшие кратковременные мотивные образования, трезвучия, гаммаобразные, наглядно показывают, что можно извлечь из таких первоэлементов. С точки зрения формальной новизны, двухголосные инвенции вызывают больший интерес. Одним из основных средств мелодического развития в полифонии является имитация. В переводе с латинского языка «имитация» означает «подражание».

Ход урока:

Как известно все инвенции незаменимые материал в музыкальном образовании, они являются подлинной школой полифонии.

Учитель >: Сыграй инвенцию.

Учитель: Как строится инвенция?

Ученик: Это 3-х частная форма:

    Экспозиция, где излагается тема.

    Разработка.

    Реприза.

Учитель: Сыграй, пожалуйста, тему.

Ученик: играет тему.

Учитель: Охарактеризуй тему.

Ученик: Тема звучит оживленно, решительно и вместе с тем певучий. Учитель: Даже в полутактовой теме, состоящей из двух коротких

внутреннее противоречие, которое так характерно для баховских тем: спокойное поступательное движение ее первого

мотива вместе с тем таит в себе энергию восходящего движения (на кварты вверх), которая проявляется далее в волевой, активной устремленности второго мотива, заканчивающего тему энергичным ходом на квинту вверх, тему нужно «пропеть глубоким, но светлым и решительным звуком. Не только интервальная, но и ритмическая сторона темы заслуживает внимания. Шестнадцатые, из которых она состоит, также указывают на ее активный, оживленно и отчетливый характер.

Ученик: Играет поочередно тему в умеренном темпе достигая глубокого и равного звучания.

Учитель: Противосложение органично связано с темой, что словно вырастает из нее, сдерживая ее активный взлет спокойными_ответными интонациями. Тема начинается со слабой доли, очень важно добиться, чтобы ученик услышал и не выталкивал начало темы.

Инвенция представляет собой живой диалог «собеседников». Интермедия представляет собой секвенции: верхний голос ведет тему в

обращении (т.е. зеркальном изображении в противоположном движении), а в басу за основу взят начальный мотив темы в увеличении.

Эта секвенция, совершая модуляцию, приводит к кадансу в доминантовой тональности, которым и завершается I раздел Инвенции.

Необходимо обратить внимание на опорный звук «до» в нижнем голосе, который приходится на слабую четвертную долю.

Во второй части инвенции ведущим теперь становиться нижний голос, а эхом откликается верхний голос. Оба голоса образуют живой выразительный диалог - в виде двух восходящих секвенций - то на тему в прямом движении, то в обращении (сложный контрапункт).

III раздел - ведущая роль переходит опять к верхнему «собеседнику». Без осмысленной аппликатуры зачастую невозможно передать смысл баховских произведений.

Универсальность клавирного творчества И.С. Баха позволяет считать его сочинения одним из первых образцов собственного фортепианного искусства.

По меткому замечанию Римского-Кораскова, «контрапункт был поэтическим языком» Баха. Полифонией пронизаны все сочинения И.С. Баха. В большинстве своем клавирные произведения Баха написаны с педагогической целью и могут рассматриваться как своего рода прогрессивная школа обучения полифонии от начального этапа до высшего. Это своеобразная школа благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет громадную ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии.

Наиболее легкие пьесы содержаться в «Нотных тетрадях Анны Магдалены Бах» (одна датирована 1722 годом, другая - 1725-м годом). Обе тетради были составлены Бахом для его второй жены - Анны Магдалены.

Более значительные по содержанию и развиты в полифоническом отношении «Маленькие прелюдии и фуги». Эти произведения написаны Бахом в разное время. Только впоследствии, и не им самим они были объединены в сборник, содержащий 18 маленьких прелюдий (1 раздел - 12, 2 раздел - 6 плюс еще несколько маленьких фуг).

Втора ступень Баховской школы полифонии 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций названы автором симфониями. Инвенции созданы с педагогической целью. Многие из них вначале содержались в «Нотной тетради», написанной композитором для сына - Вильгельма Фридемана. В последствии, в 1723 году Бах отобрал из клавирных произведений типа инвенций 15 двухголосных и столько же трехголосных и объединил их в один сборник. Слово инвенция применялось в те времена в смысле - изобретение, открытие, что соответствует буквальному его латинскому значению.

Заглавие баховского сборника, автор употребил название инвенции в аналогичном смысле.

Авторское предисловие к инвенциям, датированное 1723 годом гласит: «Подлинное руководство, в котором любителям клавира и в особенности жаждущим учения предлагается ясный способ, как можно не только научиться играть на два голоса, но и при дальнейшем прогрессе правильно и красиво общаться не только с тремя облигатными (обязательными голосами), при сем же не только знакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать, а главным образом - добиться певучей манеры в игре и вместе с этим получить сильное предрасположение к сочинительству».

Тема урока: «Работа над трехголосными Инвенциями И.С. Баха».

Цель урока: «Познакомить учащихся с трехголосными «Инвенциями» И.С. Баха».

Задачи:

    Научить учащихся читать и исполнять три голоса по голосам и одновременно.

    Воспитать навыки гармонического слуха.

    Воспитать навыки певучего звукоизвлечения

    Воспитать навыки соотношения звука трехголосного произведения.

При исполнении и разборе трехголосной инвенции е-то11 И.С. Баха необходимо выявить характерные особенности инвенции Учитель. Сыграй инвенцию.

Учитель. Как строится инвенции?

Ученик : Это трех частная форма:

    Экспозиция, где излагается тема и проводится поочередно в трех голосах

    Разработка

    Реприза

Учитель : Сыграй пожалуйста тему.

Ученик: играет двух тактовую тему Учитель. Охарактеризуй тему.

Ученик. Первое изложение темы по характеру лирическая, построение двух тактовое.

Учитель. Еще характерной особенностью изложения темы, начинается со слабой доли, идет движение к «соль», опевание и идет нисходящая линия. Тема написана в регистровом удалении от нижнего голоса и хорошо прослушивается, звучит просветленно. В мелодическом рисунке противосложения - те же спокойные ритмо интонации, напоминающий обращенный рисунок темы.

Далее такты 3-4 тема, появляясь в доминантовой тональности, сразу же предъявляет свои требования к ее исполнительскому выявлению. Как и в подобных полифонических структурах, тема, проходя в среднем голосе и в близком регистровом сочетании с верхним, сложнее прослушивается и исполняется.

Учитель: Проиграй тему Ученик: Играет

Учитель. Теперь покажи приемы как надо работать, чтобы добиться яркого проведения темы:

    Способ сыграть тему с нижним голосом.

    Сыграть тему с верхним голосом, играя тему легато, верхний на стаккато.

При такой шлифовке техники полифонического двухголосия вырабатывается естественное тактильное ощущение разных динамико - тембральных уровней «произнесения» голосов.

Учитель. Обратимся к другому эпизоду двухголосия в партии правой руки (8-10 такты) на котором следует сосредоточить внимание не в меньшей мере, чем на проведении тематического материала. Здесь имеется в виду развитие способности ощущать в угасающих окончаниях тянущихся, долгих длительностей красоту слитных с ними звучаний гармонической вертикали. В дном эпизоде при переходе четвертной ноты «ля» верхнего голоса в намеренно акцентируемую половинную «соль», ученик должен услышать «выплывающее» секундовое звучание, верхний звук которого «соль» прослушивается до его слияния в интервал уменьшенной квинты с дальнейшим ее разрешением а терцию.

Подобные гармонические связи двух неоднородных в ритмическом отношении голосов в партии одной руки часто наблюдается в кадансовых оборотах инвенций, завершающих разделы форм. В данной инвенции это заметно в тактах 12-13,23-25.

Значительно сложнее овладение искусством голосоведения в серединном разделе инвенции, состоящем почти из равных по протяженности двух частей. В первой из них (такты 17-24) мелодический рисунок противосложения, непрерывно контропунктируя с окружающими его голосами, представляет собой обращенную фигуру начала темы, но изложенную в уменьшении (шестнадцатыми нотами). Его секвенционная повторность соединяется с импровизационно-певучим исполнением темы (такты 14-17).

Наиболее сложное прослушивается голосоведением в развитой второй половине этой части (такты 18-24). Сначала ученик должен здесь ощутить различия в звуковой окраске верхнего голоса со средним, поработав над их «ансамблевым» соединением в исполнении обеими руками. При этом более напевно исполняется верхний голос, средний же - тепо 1е§а1о и «говорком». Здесь, помимо выявления образно-тембральных красок, при исполнении уже полного трехголосия возникает новая звуковая задача - глубоким 1е§а1о проинтонировать фигуры восьмых нот нижнего голоса (напоминающего ритмический рисунок темы) и ярко подчеркнуть попеременно вступающие в двух голосах (верхнем и среднем) затактовые четвертные ноты. Для выработки дифференцированного звукового владения голосоведением во всем этом эпизоде полезно применять приемы попарного проигрывания различных голосов при нарочитом преувеличении звуковой выразительности одного из них. А при целостном выгрывании в трехголосие полезно,

пользуясь замедленным темпом, намеренно выпукло подчеркивать не совпадающие в голосах динамические уровни и артикуляционные штрихи.

Вторая половина средней части инвенции в полифоническом отношении усваивается учеником без особых затруднений в начальном шеститакте трижды проводится тема. Сперва - в новом ладовом освещении (ре мажор), а далее - в доминантовой тональности. В мелодически извилистом рисунке противосложения ученику необходимо услышать то первоначальные, то обращенные обороты, взятые из темы.