Динамические оттенки и их обозначения. Динамические оттенки. Мы в соц. сетях

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
.
Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις - сила, мощь.

О какой силе идет речь в применении к музыке?

Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. (Все 4 параметра звука рассматриваются )

Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.

Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.

Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.

Самая простая схема выглядит следующим образом.

p (piano — пиано) — тихо

f (forte — форте) — громко

Остальные обозначения являются производными от них

pp — пианиссимо — очень тихо

mp — меццо пиано — не очень тихо

mf меццо форте не очень громко

ff — очень громко

Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.

Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.

Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.

Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.

fff Форте-фортиссимо - самое громкое 100 фон 88 сон
ff Фортиссимо - очень громкое 90 фон 38 сон
f Форте - громкое 80 фон 17,1 сон
p Пиано - тихое 50 фон 2,2 сон
pp Пианиссимо - очень тихое 40 фон 0,98 сон
ppp Пиано-пианиссимо - самое тихое 30 фон 0,36 сон

Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.

Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.

Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.

Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.

Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.

По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.

Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения

cresc. и dim. или усиливая и ослабляя

Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:

Резкие изменения громкости

sf или sfz — внезапно громко или резкий акцент

Также встречается обозначение fp (forte piano ) оно значит «громко, затем сразу тихо»;

sfp (sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.

В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.

Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.

Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.

Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.

Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.

Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.

Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику — ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.

Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.

Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.

В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня — поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.

Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.

2 простые градации звука это тихо и громко.

Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине (пауза тоже музыка) и максимальной громкости.

Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.

Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.

Или самый громкий звук — можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?

Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.

В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.

В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.

Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.

Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.

Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это -- сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp -- pianissimo «пианиссимо» -- очень тихо; р -- piano «пиано» -- тихо; mp -- mezzo piano «меццо пиано» -- умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf -- mezzo forte «меццо форте» -- умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f -- forte («форте» -- громко; ff -- fortissimo «фортиссимо» -- очень громко. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) -- мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.

  • - Динамические характеристики психических процессов - обобщенное понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий - ...

    Психологический словарь

  • - см. Нюанс...

    Музыкальная энциклопедия

  • - естественный расход потока подземных...

    Словарь геологических терминов

  • - см. Запасы динамические...
  • - естественный расход потока подземных вод. 3...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - Impact test - .Испытания на определение энергии, поглощенной при разрушении образца при нагружении с высокой скоростью, в отличие от статических испытаний...
  • - Instrumented impact test - .Испытания, при которых нагрузка на образец непрерывно записывается как функция времени и или прогиба образца до образования трещины...

    Словарь металлургических терминов

  • - минимумы, возникающие независимо от распределения температур в нижнем слое тропосферы над данным районом и являющиеся результатом вызванного какими-либо причинами оттока достаточно...

    Морской словарь

  • - - системы, под действием внешних и внутренних сил изменяющие во времени свои состояния...

    Философская энциклопедия

  • - две осн. формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамич...

    Философская энциклопедия

  • - дефект поверхности проката в виде чередуемых темных и светлых, матовых и блестящих участков, образованный из-за неравномерного окисления и травления высоколегированного или неравномерно наклепанного металла...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - могут возникать независимо от распределения температур в нижнем слое тропосферы и являются результатом вызванного какими-либо причинами притока достаточно больших масс воздуха...

    Морской словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - экономико-математические модели плановых расчётов, позволяющие определять по годам перспективного периода объёмы производства продукции, капитальных вложений по отраслям материального производства в их...

    Большая Советская энциклопедия

  • - частный случай динамических моделей экономики...
  • - экономики - экономико-математические модели, описывающие экономику в развитии. Два подхода к построению динамической модели: оптимизационный и описательный, в центре которого понятие равновесной траектории...

    Большой энциклопедический словарь

"ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ" в книгах

Оттенки черного

Из книги Популярная музыка XX века: джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул автора Цалер Игорь

Оттенки черного

Оттенки и пробелы

Из книги Без грима. Воспоминания автора Райкин Аркадий Исаакович

Оттенки и пробелы Вот закончилась война, началась мирная жизнь… Давай рассказывай, как она для тебя началась.Нет, не так все легко.Должен сказать, что пристрастное чтение современных, особенно актерских, мемуаров (интересно ведь, как другие это делают) привело меня к

Глава 5. Все оттенки тьмы

Из книги Кратер Десперадо автора Deadly Arrow

Глава 5. Все оттенки тьмы Ральф и Кронт вошли в дом Иеронима. Хозяин, чуть привстав с резного кресла, указал на скамью рядом с собой. Под пристальными взглядами охотников изгнанники сели к столу. Угощение было простым и сытным - пироги с зайчатиной, соленые рыжики, сыр, хлеб.

Оттенки восприятия

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Оттенки восприятия Когда мы начинаем заглядывать за занавес «обычного» восприятия, то включаемся в непрерывный процесс. Принимая время за объективное измерение, мы склонны считать восприятие чем-то пассивным, неким мостом между внутренним «я» и внешним миром. Но

Глава 3 Оттенки ведовства

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Глава 3 Оттенки ведовства Ветви на древе ведовства тянутся в разные стороны. И хотя многие пересекаются и переплетаются друг с другом, есть различия между современными традициями. Описание таких различий может занять целую книгу. Цель этой главы – дать представление о

ОТТЕНКИ ФАШИЗАЦИИ ЕВРОПЫ

Из книги За что и с кем мы воевали автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

ОТТЕНКИ ФАШИЗАЦИИ ЕВРОПЫ Западная и постсоветская литература постепенно наполнилась прямыми и косвенными обвинениями в адрес СССР, якобы ответственного за становление германского фашизма, формулируемыми в русле двух основных концепций. По одной из них СССР и

Все оттенки черного

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Все оттенки черного Республика Гаити, бывшая колония Франции в восточной части острова Эспаньола, считавшаяся «последним кругом ада» для негров-рабов, возникла на рубеже XVIII и XIX веков, после восстания чернокожих, под корень вырезавших французских плантаторов и под

Цвета и их оттенки

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Цвета и их оттенки Итак, хотя на первый взгляд может показаться, что цвет-это просто цвет, а роза - это просто роза, на самом же деле цветовые сигналы гораздо сложнее. И как только вы поймете все оттенки цветовых сигналов, вы сможете не только расшифровать их, но и

Другие оттенки беременности

Из книги Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки автора Чеснова Ирина

Другие оттенки беременности Поделить беременных на тех, кто выносил ребенка легко, и тех, кому это далось с трудом, было бы слишком просто. Примитивно просто. Потому что мир не бывает черно-белым. В его палитре есть и другие оттенки. И к этим «другим оттенкам» я бы отнесла

Оттенки зеленого

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Оттенки зеленого ИрландияФинбарр БреретонИрландия находится в рейтинге 20 самых счастливых стран мира. Люди с ирландскими корнями во всем мире носят зеленые одежды в День святого Патрика. При этом в Ирландии выделены сорок различных оттенков зеленого цвета.

Оттенки влияния

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Оттенки влияния В 1980 г. французский социальный психолог Серж Московичи провел исследование, из-за которого многие ученые по сей день чешут в затылке. Он намеревался проверить свою «генетическую» теорию о социальном влиянии: что коренные окончательные перемены в

Оттенки серого

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Оттенки серого Джерард создал этот эскиз во время подготовки к съемкам фильма «Оттенки серого» – о женщине-математике, которая утрачивает способность различать цвета. Это узоры для снов, в которых героиня страдает от своего ограниченного кругозора. Определите,

Все оттенки белого

Из книги Уроки Икара. Как высоко вы можете взлететь? автора Годин Сет

Все оттенки белого Что же происходит, когда уже имеющиеся знания используются для того, чтобы повысить нашу способность видеть? Внимательно посмотрите на эту стену – и вы, конечно же, заметите, что ее белый цвет содержит не только белую краску. С той стороны, где на

Оттенки декораций

Из книги Вперед в прошлое! автора Зеланд Вадим

Оттенки декораций Теперь остановимся подробней на том, что же вы собственно видите в результате транзакции. Все это настолько невероятно, что вызывает резонные сомнения. Может, это какая-то иллюзия, обусловленная свойствами человеческого восприятия? Где гарантия, что

Оттенки боли

Из книги Естественное избавление от боли. Как облегчить и растворить физическую боль с помощью практики медитации автора Янг Шинзен

Оттенки боли Теперь, когда я предоставил вам описание медитативного опыта и определил некоторые ключевые понятия, такие как равностность и принцип «разделяй и властвуй», давайте посмотрим, как мы можем применить это знание напрямую к работе с болью.Боль ощущается нами

Динамические оттенки (нюансы). В музыке существует два основных динамических оттенка:
1. f форте (итал. forte – перевод. «сильно») – громко. Степени градации:
mf – меццо-форте (итал. mezzo-forte ) – умеренно громко, ff – фортиссимо (fortissimo ) – очень громко
2. p пиано (итал. piano – перевод. «слабо») – тихо. Степени градации:
mp меццо-пиано (mezzo-piano ) – умеренно тихо, pp пианиссимо (pianissimo ) – очень тихо.

Помимо того, для указания больших степеней оттенка в нотных записях буквы f и p применяются дополнительно. Например: ppp (пиано-пианиссимо или три пиано) или fff (форте-фортиссимо или три форте). Эти обозначения носят более психологический характер, указывая музыканту на то, что звук должен быть еще более тихим или громким чем обычно. Как правило это требует от музыканта психологической концентрации или в случаях с «громко» - приложения сверх усилий. В партитурах редко можно встретить и такое: ffff , или такое: pppp .

Все степени градации силы звука относительны, и сопоставимы с возможностями самого инструмента. К тому же в оркестровой или ансамблевой игре всегда следует учитывать, в какой - сольной или сопровождающей партии выставляется динамический оттенок. В сольной партии он все равно должен трактоваться как более громкий по отношению к остальной группе инструментов. В больших коллективах последнее слово за подбором силы звучания остается за дирижером, т.к. исполнитель со своего места не может объективно ощущать баланс звучания.

Обозначения уровня громкости исполнения по возрастанию:
ppp – три пиано (пиано пианиссимо) – самое тихое
pp – пианиссимо – очень тихое
p – пиано - тихое
mp – меццо-пиано - не очень тихое
mf – меццо-форте - не очень громкое
f – форте - громкое
ff – фотриссимо – очень громкое
fff – три форте (форте-фортиссимо) – самое громкое

К знакам, обозначающим динамические изменения:
1. Крещендо (итал. crescendo , cresc. ) – символ обозначения постепенного увеличения громкости звукоизвлечения. Обозначается также вилочкой острым концом слева – расширенным вправо. По краям символа часто выставляются оттенки.
2. Диминуэндо (итал. diminuendo , dim. ), реже декрещендо (decrescendo ) – символ обозначения постепенного убавления громкости звукоизвлечения. Обозначается также вилочкой острым концом справа – расширенным влево. По краям символа часто выставляются оттенки.

Еще ряд терминов, связанных с динамикой:
al niente - буквально «до ничего», до тишины
calando - «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
marcato - подчёркивая каждую ноту
morendo - замирая (затихая и замедляя темп)
perdendo (perdendosi ) - теряя силу, сникая
sotto voce - вполголоса
Сопроводительные термины динамики:
piu - более
poco - немного
poco a poco - мало-помалу, постепенно
subito - внезапно
Термины внезапного изменения динамики (внезапно-резкий акцент):
sf - сфорцандо (итал. sforzando )
sfz - сфорцато (итал. sforzato )
fp - форте-пиано (forte piano ) означает «громко, затем сразу же тихо»; sfp (sforzando piano ) - сфорцандо и сразу пиано.

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки по теме "Динамические оттенки, их роль и значение в музыке.«Король» бальных танцев (история возникновения и распространения вальса)"


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «динамика», помочь разобраться с обозначением, ролью динамических оттенков в музыке, а также рассказать о возникновении и распространении вальса, его месте в богатом и разнообразном мире музыки, привлекая детей к активному участию в уроке.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство бережного и уважительного отношения к культурному наследию, принимать танец как часть духовной и национальной культуры.
2. Развивающие : развивать музыкальные способности: слух, речь, память, включать творческое воображение на уроке, проявлять максимальную активность.
3. Образовательные : формировать умение запоминать, ориентироваться в динамических оттенках, применять их на практике. Узнавать вальс среди других музыкальных жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный, литературный и учебный материал, технические средства.

Ход урока

(Слайд)
Учитель: Ребята, на нашем самом первом уроке мы познакомились с понятием «звук». Что же это?
Ученики: Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Учитель: А еще по своей природе звуки бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Перед вами две коробки. (Слайд)
Учитель: Угадайте, какие звуки в них прячутся? Сначала впишите недостающие буквы в клетки по горизонтали, затем обозначьте в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.


Учитель: И все же понятие «громко» или «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете проигрыватель на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение, поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Один и тот же звук воспринимается нами по разному. Но и звучать он может неодинаково. Например, звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкие, скажем, для арфы или гитары. Давайте постучим по столу: тихо- чуть громче- еще громче- громко- очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.(Слайд)
Учитель: Сила звучания называется громкостью и является очень важным свойством музыкальных звуков.
Записать определение в тетради.
Музыка может быть громкой или тихой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. (Слайд)
Учитель: Изменение громкости звуков в музыке называется динамикой .
Записать определение в тетради
Динамика (греческое слово dinamikos означает «силовой») - сила звука. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит от того, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой - значит, с чувством, с большим душевным подъемом. Если сильно ударить по клавишам, получится…
Ученики: Громко!
Учитель: А если слабо?
Ученики: Тихо!
Учитель: Итальянские слова форте (громко) , пиано (тихо) . Название какого инструмента получится из этих слов?
Ученики: Фортепиано.


Учитель: Запомните эти обозначения и запишите. (Слайд)
Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)


Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя .

Домашнее задание

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.


Учитель: Конечно, танец. И поэтому, когда мы произносим слово «танец», в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка- музыкальный образ этого танца. Танец, хореография- это огромная и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, рожденные одним народом, а ставшие достоянием многих. Одни только танцевались простым народом в деревнях и городах, другие - только в аристократических салонах, а бывали и такие, которые пользовались одинаковым успехом и в простом народе, и в придворных кругах.




Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!


Ну, конечно, вальс, танец, имеющий трехдольный размер (раз, два, три). Он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях - два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию. (показ нотного текста)
А сейчас послушайте, как этот вальс прозвучит в исполнении.
Исполняет ученик Р. Бажилин «Вальс»
К домашнему заданию раздать ноты с «Вальсом», где дети должны расставить динамические оттенки.

Учитель: А вы знаете, как возник вальс?


Давным-давно жители небольших австрийских городов и деревень после работы собирались на лужайках отдохнуть. Они пели, плясали, бойко притопывая своими деревянными башмаками, кружась и подпрыгивая: раз-два-три. Весело играла нехитрую мелодию скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы - Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: « ландль», что означало провинциал, деревенщина. Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете- тотчас шлепнешься! Разве что в шутку попробовать? Конечно, не так лихо…тише, тише! Не надо так прыгать! Движения помягче, плавнее. А он ничего, этот «лендлер», этот провинциал! И танец «Лендлер» стал постоянным гостем всех танцевальных залов.(Слайд)
Исполняю Ф. Шуберт «Лендлер»
Обсуждение, связанное с характером и динамикой

Учитель: А потом этот танец превратился в другой, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может, оно благороднее предыдущего? Ничуть! Есть такое приспособление вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»- крутящийся, вращающийся. (Слайд)
Вот как описывает характер вальса в своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Но по настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание композиторы. А знаете ли вы, кто первым начал сочинять вальсы? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Но для этого давайте вспомним сказки Андерсена.
Ученики: Огниво, Дикие лебеди, Дюймовочка.
Учитель: Ну а в какой сказке главную роль играет музыка?
Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки-настоящую розу и соловья - и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю-отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песню.
Звучит «Ах, мой милый Августин»
Ученик: Сказка называется «Свинопас». (Слайд)


Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)


А сейчас мы послушаем вальс немецкого композитора К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
Это один из самых ранних вальсов, опера была создана в 1821 году. Здесь еще чувствуется связь с лендлером, тем более что в опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади.
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой незамысловатой одежде и деревенских башмаках танцуют не спеша, плавно описывая круги. И мелодия простая и безыскусная, имеет равномерное вращательное движение.
Звучит вальс К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок»
В вальсе всего лишь одна тема, она звучит несколько раз на протяжении пьесы. Каждое построение вальса имеет 8 тактов- такая структура типична для танцевальной музыки. Ну а закончим мы наш урок одним из самых прекрасных вальсом в мире. Его сочинил человек, который в начале 20 века жил в столице вальсов- городе Вене и получил там титул «Король вальсов». Это знаменитый Иоганн Штраус (их было двое- отец и сын, оба были известны и оба знамениты, но сын значительно превзошел своего отца). (Слайд)