Сценарий праздника семьи "Мой край – мой дом родной"

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ПЕНЗА»

начальные классы

Кл.руководитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Цель:

способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Задачи:

    Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

    Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

    Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

    Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

    Содействовать моральному развитию детей.

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

(так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

(Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» (Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она - в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают и преображают свой родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»

Глубь недр пойму и сроки углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю! Знаю и люблю!

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Ведущий Наша Родина – большая и прекрасная, но для каждого человека она начинается у порога его отчего дома.

Где бы ты ни родился, в каком далёком уголке ни живёшь, вся наша страна принадлежит тебе. И ты имеешь право с гордостью сказать: « Это моя Родина».Чувство Родины живёт всегда в сердце, где бы мы ни были, какую бы работу не выполняли. Родину не выбирают, её познают постепенно, начиная со школьной скамьи и в течение всей жизни.

Н. Кадышева«Песняо Родине»

1. Возле речки в тумане, чуть звенят тополя…

Может ими и манит человека земля?

Иль берёзкой кудрявой, не скупой на слова?

Или явором? Явор- всем лесам голова.

2. И родными местами, где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами, - чуть о них не забыл!

Манят волею реки и раздольем поля…

Не обманет во веки человека Земля.

Ю. Антонов«А я люблю свои места родные»

Ведущий. Ёмкое понятие – Родина! Для человека – это земля, где жили его предки, где жил и живёт его народ – со своей историей. Любовь к родному – естественное чувство. Родные места всегда дороги для каждого из нас. Всё большое и светлоеидёт от маленького пятачка земли. На котором плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, и по дорогеушёл в большой мир жизни.

Звучит музыка.

3. Почему стоит перед глазами

Это неказистое село?

С пыльными и тощими садами,

И у въезда с брошенным веслом.

4. Господи не передать словами

Как оно бурьяном заросло,

И не славится ни соловьями

Ни героями, ни ремеслом.

Ведущий. Сотни тысяч сёл разбросано по великой нашей стране и каждому дорог уголок «Малой Родины». В тяжкие минуты вспоминаютсяместа, где родился, вырос, где прошло детство, юность. Родные места дают уверенность, великодушие, делают человека красивее и ответственнее за всё, что его окружает в мире, дают разум и силу. Наверное, для многих из нас это ощущение причастности к своей стране, осознание себя гражданином связано с любимым уголком природы: со светлоокой берёзовой рощей или тихой речушкой, с причудливой горной кручей или вересковым курганом в степи.

(Воспоминания участников праздника, о своих родных местах).

5. С почтением глубоким

И голову склоня,

Поклон тебе, Толстовка,

Кормилица – земля.

6. Цветёшь и молодеешь,

А ведь не мало лет.

Трудами человека

Даришь тепло и свет.

7. Толстово-Васюковское

Родинка России

Скромное, не броское

Часть великой силы.

Песня. «Околица»Н. Кадышева.

Ведущий. Стало уже доброй традицией в мае отмечать замечательную дату, связанную с рождением нашей Малой Родины – День Ставропольского края. Вот уже чуть более 80 лет- существует наша Малая Родина- как административная единица. В биографии нашего родногоСтаврополья немало знаменательных дат и событий. Его судьба переплетена с судьбами миллионов людей, чьим трудом, знаниями и упорством укреплялась экономика, закладывалась основа для сегодняшнего стабильного развития региона. Край набирает хороший темп развития. 18 с/х предприятий края входят в число 300 лучших в России. Мы лидируем в стране по сбору зерна на душу населения и его качеству. 35 ставропольских предприятий и организаций лауреаты Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России». Это не полный перечень заслуг края и тружеников края. Всё это вызывает чувство гордости и одновременно заставляет нас не останавливаться на достигнутом, а двигаться к новым целям.

8. Глядит на синие просторы,

На гор серебряную цепь

Мой край, уходящий в горы,

Мой край, уходящий в степь.

Немало трудных вёрст осилив,

Смахнут дорог седую пыль

Широкий плащ просторов синих

Спадает с плеч его в ковыль.

9. Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звёздного крыла

А взгляни, всё тоже небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

10. И ещё не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

11. С этим чувством человек рождается

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

Песня « Золотое моё Ставрополье »

Ведущий. Мы понимаем, что будущеенашей Родины, Ставрополья, зависит от нас. Успешно выполняются многие программы развития края. И за всем этим – наши замечательные люди, беззаветно любящие свою землю, преображающие её своим неустанным трудом. Целые династии – семьи знакомы нам в нашем крае, районе, селе. Вся наша жизньнаполнена трудом. Труд сельского труженика связан с землёй. Каждый день перед нами на столе лежит хлеб. Хлеб для нас обычен, как воздух. И трудно поверить. Что бывали времена, когда хлеб вдруг становился очень важным и от него зависела жизнь человека. Хлеб… Жизнь…

У меня, взрослого человека свои воспоминания о хлебе. В памяти осталась русская печь, и как пекли хлеб в печи. Выбеленная снаружи печь занимала треть комнаты, а внутри похожа на таинственную пещеру. Из неё тянуло жаром, а в глубине мерцали угольки. А потом угольки выметали, и на большой деревянной лопате в печь отправляли караваи. Они были белые, слегка припудренные мукой. Печь закрывали заслонкой. Прошло время, и потянуло тёплым, аппетитным запахом горячего хлеба. А потом мне отрезали горбушку, и я ела свежий хлеб. На всю жизнь остался в памяти этот бабушкин хлеб.

Сейчас часто приходится слышать, что хлеб не вкусный, хлеб плохой. Запомните, дети, плохого хлеба не бывает. Пройдут годы, вы узнаете цену хлеба. Это труд сотен тружениковнашего села, района, края, нашей Малой Родины.

Спокойная музыка.

12. Хочу, друзья, мои признаться,

Что я люблю на склоне дня

Своим трудом полюбоваться

Когда он радует меня.

Любуюсь, скинув с плеч рубаху,

Чуть охладив рабочий пыл

Своим трудом бы наслаждаться

Когда хватилотолькосил.

13. Пока в пространстве кружится планета,

На ней – пропахшейсолнцем –

Никогда не будет дня, чтоб не было рассвета,

Небудет дня, чтоб не было труда.

Песня« Будённовцы ни где не подведут»

Ведущий. Наканунемы празднуем великую дату в истории нашей страны, 60-летие Победы. « Это было 60 лет назад. Чем дальше бои, тем отчётливее в памятите страшные, суровые военные годы. Встают перед глазами фронтовые друзья» – это слова из очерка «Миг и вечность истории». Оставшиеся в живых ветераны, и мы их внуки, должны помнить о тех людях, ради чего шли на смерть и победили, помнить должны о тех, кто спас мир от фашизма.

ПесняВ.Высоцкий«Он не вернулся из боя…»

14.Не забыто, что когда-то,

Хоть не мало лет прошло,

92 солдата

Не пришло в своё село.

Полегли в боях когда-то

У Днепра и у Донца

92 солдата, 92 бойца.

15. Над созвездьем обелисков

В тихой солнечной дали

Гнутся вербы низко-низко,

Ивы гнутся до земли.

Хоть вернуться обещали

Всем берёзам, всей земле,

92 солдата с той поры живут в селе.

16. А потом как затрубили

Журавли осенним днём,

В роще вспыхнули рябины,

Вечным вспыхнули огнём.

Пламя жаркое клокочет

На виду у всей Земли

А над этой белой рощей

Плач роняют журавли.

Песня « День Победы »

Н. Моисеевская« Ветераны».

Ведущий. На протяжении многих лет пришлось восстанавливать разрушенное хозяйство городов и сёл. Строить заводы и фабрики, добывать руду, плавить металл, выращивать хлеб. Большая работа ложилась на плечи женщин, подростков.

У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша

Чтоб в их чертах могла открыться

Красивая и гордая душа.

Н. Моисеевская« Судьба женщины и война».

Ведущий. Что нужно для счастья?

Чтоб были друзья,

Что в любое ненастье

Не забудут меня.

Надо ветра шального, чтобы пел,

И дождя грозового, чтобы гремел.

Надо песни хорошей, чтобы лилась,

И дороги тревожной, чтобы вилась.

Что же нужно для счастья?

Нужен шар земной.

Чтобы небо синело надо мной.

Чтобы солнце светило сквозь дожди,

Чтобы можно мне было вдаль идти.

Заключение.

Цели и задачи:

  • Познавательные : ознакомление учащихся с народными традициями русской, башкирской и казахской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта;
  • Воспитательные : воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания учащихся, принятия уважительного отношения к разным национальностям;
  • Развивающие : развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Оформление: название праздника «Мой край – мой дом родной», в центре карта Оренбургской области, вокруг карты картинки народов, населяющих область в национальных костюмах

Оборудование:

  • костюм для домовёнка Кузи,
  • бабушкин сундук с реликвиями,
  • карточки с ситуациями для пап
  • карточки с вопросами викторины
  • бумага, ручки для команд

Ведущий 1:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Ведущий 2 : Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Оренбуржье.

Ученик 1 : (читает стихотворение)

Край родной
(Р.П. Герасимов)

На карте – с ладонь или даже поменьше,
А пешим – попробуй его обойди!
Смотри: бесконечные- бесконечные
Все степи да степи бегут впереди.

А реку мне выразить словом?
Я лучше сравнения не отыскал –
По жёсткой руке Оренбуржья родного,
Как синя жилка, струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,
Душа у народа, как степь, широка.
На пляску выходят:
Движенья, что выстрелы.
А песни – медлительней, чем облака.

Я всё здесь люблю,
И мне всё здесь знакомо:
И небо, и солнце, что бродит в хлебах.
Запомнил навек,
Как в родительском доме
Пахуч каравай в материнских руках.
И зной ли нас сушит,
Бураны ли вьюжат,
Гордимся, поля щедро потом умыв,
Что в Герб нашей Родины
Хлеб Оренбуржья
Вплели золотыми колосьями мы.

Ведущий 1 : (читает стихотворение)

Мой край

Край мой Оренбургский,
Край полынный!
Мир осин дрожащих и берёз.
Над степной дорогою суглинной
Высверк соли,
Отцвет белых рос.
В давний год едва ли не былинный
От приволжской сумрачной земли
По дороге этой длинной-длинной
Мой отец и дед сюда пришли.
Я по ней и хаживал и бегал,
Падал ниц на дальнюю межу.
К их теперь последнему ночлегу
Постоять в молчанье прихожу.
Я душою землю обнимаю
Дорогую до скончанья дней.
Облака, что вишни в белом мае,
Проплывают медленно над ней.

Ведущий 2 : Но у каждого человека есть ещё и малая родина.

Ученик 2 : (читает стихотворение)

Малая родина
(В. Тихомиров)

Малая родина!
Отчий мой край, я – травинка твоя.
Можно уехать…
Никто не осудит.
Сколько людей на вокзалах сидит,
В светлое будущее верится людям.
Что ожидает их впереди?
Может я тоже уеду однажды
Лучше я видел в России места.
Но неужели для сердца не важно,
Где расцветут два вишнёвых куста.

Малая родина!
Отчий мой край, я – кровинка твоя.
Солнце печёт или бьёт непогода,
Я без тебя, что костёр без огня.

Ведущий 1 : На слиянье речушек - Кураганки и Блявы – Расположен посёлок, Блявтамак мой родной.

Ведущий 2 :

Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.

Ведущий 1 : Малая родина, отчий дом, семья – вот начало всех начал.

Мы – семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края.
И Отечество тоже в итоге –
Нет, не просто народ, а семья.

Мы едины любовью и верой,
Мы едины землёй и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.

Ведущий 2 : Сегодня для нас свои дружеские двери распахнут наши семьи.

(Представление семей).

Ведущий 1 : Оценивать наши семьи будет Семейный совет в составе:

(Представление членов жюри).

Итак, мы начинаем наш праздник «Мой край – мой дом родной».

Ведущий 2 :

Семья как крепость – непреступна, нерушима,
И с каждым годом всё надёжней и прочней.
У каждого своя – едина и любима,
И славится устоями, традицией своей.

Ведущий 1 : Итак, по традиции первый конкурс «Визитная карточка».

(Семьи представляют свои визитные карточки.)

Ведущий 2 : Этническая картина нашего края многолика. Земля Оренбуржья очень древняя, сохранившая память многих поколений, исторических событий. На территории области насчитывается около 80 национальностей. В составе многонационального населения Оренбуржья проживают в частности русские, башкиры, казахи. Поэтому сегодня в конкурсной программе участвуют семьи разных национальностей.

Ведущий 1 : Культура Оренбуржья складывается из старинных традиций и обычаев разных наций, которые бережно хранятся, соблюдаются и передаются из поколения в поколение. И сегодня особенности национальной песни, танца и кухни вам продемонстрируют наши конкурсанты. Вы наверно уже заметили, что наши участники конкурса в национальных костюмах. Просим продемонстрировать их.

(Семьи демонстрируют свои национальные костюмы, исполняют национальные песни, танцы, предлагают на суд зрителей и жюри свои блюда).

Ведущий 1 : Предоставляется слово Семейному совету (оценки за визитку).

Ведущий 2 :

Я счастлив: моя Родина – село.
Оно мне радость творчества дало.
И черпаю я силы от земли,
Которую отцы сберечь смогли.

Я рад, что край родимый в жизни есть.
Любимых мест мне в нём не перечесть.
И если спросят, где моя душа,
Отвечу: «Дома, где родился я!»

А сейчас нашим конкурсантам предстоит ответить на вопросы викторины, посвящённой родному краю.

Краеведение:

  1. Когда образовался п. Блявтамак?
  2. Где берёт начало река Кураганка, и почему она так называется?
  3. В каком году была открыта Блявтамакская средняя школа?

Топонимика:

  1. Как с башкирского языка переводится название реки «Блява»?
  2. Как с башкирского переводится название посёлка «Блявтамак»?
  3. Как переводится с башкирского языка месторождение медной руды Яман-Каса?

Экология:

  1. Назовите реки, которые протекают по территории нашего города и загрязняются промышленными стоками, бытовыми отходами.
  2. По какой причине были спущены воды Херсонского водоёма?
  3. Назовите предприятия города, производство которых пагубно влияет на экологию города Медногорска.

Ведущий 1 : Слово семейному совету (оценки за костюмы, танец, песню, блюдо).

Ведущий 2 : В сегодняшнем мире сложно, неуютно. Люди порой, не замечая друг друга, бегут куда-то, невнимательны друг к другу. Мы спорим, жалеем доброго слова и душевного тепла для своих близких и родных.

Ведущий 1 : И только от нас зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц, неуверенности и беспокойства или источником бодрости, оптимизма, душевного тепла и терпимости.

Ведущий 2 : Правильно говорили англичане, запирая дверь: «Мой дом – моя крепость»

Ведущий 1 : А я предлагаю открыть ворота, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в ваши крепости побольше света и тепла.

(Вдруг на сцене начинает мигать свет, слышатся улюлюканье, звон разбитой чаши).

Ведущий 2 : Что это? Кто это?

(Раздаётся «покрякивание» и на сцене появляется «Домовой»).

Домовой (оглядывает всех, ведущих, изучает декорации сцены): Неужто про меня забыли? Все хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких-то кто и забудет накормить коровушку или просто выключить чайник на плите, то сам домовой за него позаботится. Разве вы не согласны?

Ведущий 1 : Нет, нет, дедушка Домовой! Знаем и верим, что ты свидетельствуешь о живучести домашнего духа и близок к добрым людским интересам!

Ведущий 2 : Да, дедушка Домовой, посмотри, ведь сегодня к нам в гости пришли замечательные семьи: учащиеся нашей школы вместе с папами и мамами, с братишками и сестрёнками, бабушками и дедушками. Семьи дружные, весёлые, талантливые: все поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

Домовой : А вот сейчас мы это проверим!

Ведущий 1 : Сколько угодно!

Домовой : В старину, какие детки были смышленые!

Ведущий 2 : И наши тоже не хуже!

Домовой : Есть у меня сундучок. Это сундучок ещё моей прабабушки. Я часто нахожу в нём подарки от хозяев: то интересную книгу, то конфетку, то кусочек пирога… Ой! Сколько здесь сюрпризов! Но так и быть, я с вами поделюсь.

(Домовой вытаскивает содержимое сундука).

Ведущий 1 : Сдаётся мне, что это предметы старины, которыми мало кто сейчас в наше время пользуется.

Ведущий 2 : Но несмотря на это мы должны знать, как они называются.

(Дети отгадывают, как правильно называется тот или иной предмет старины и для чего он предназначен).

Ведущий 1 : Что скажешь, дедушка Домовой, смышлёные дети?

Домовой : Так-то оно так, да будут они здоровы. Кстати, я вот хочу проверить: все ли мамы умеют хранить здоровье детей сами, без помощи врача. К примеру, малая хворь напала. Завтра в школу, а за ночь детей на ноги поставить надо.

Ведущий 2 : Так испытайте. Думаю, что наши мамы знают секреты народной медицины и скажут сейчас, как помогают при болезнях чеснок, редька, картофель.

(Мамы рассказывают рецепты народной медицины, например: Чеснок лечит ангину, гипертонию, бессонницу, грипп, служит для выведения бородавок и мозолей. Редька помогает от кашля, камней в почках, невралгии, противоглистное средство, удаляет веснушки. При болезнях желудка противопоказана. Картофель применяют при ожогах, экземе, для лечения верхних дыхательных путей, при гастрите и язве в сыром виде, как косметическое средство с молоком и желтком.)

Ведущий 1 : Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». От того, сколько совпадений будет в ответах родителей и детей, зависит результат этого конкурса.

(Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, помогает определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его проблемы, его внутреннее состояние.)

Ответы зачитывают по очереди родители, потом – дети.

Ведущий 2 : «Природа в доме – семейный лекарь». А сейчас послушаем частушки, которые нам споют весёлые девчушки.

Ведущий 1 : Но забудем о болезнях, мы здесь, слава Богу, здоровы, и пусть болезни не омрачают праздника.

Домовой: Согласен! А теперь пришла очередь посмотреть, на что способны главы семей. Часто бывает так, что папы принимают пассивное участие в жизни семьи, им некогда уделить внимание детям, жене…

Ведущий 2 : Нет, наши не такие, они умеют поддержать компанию, веселы, находчивы, общительны и внимательны.

Домовой: Утешьте, пожалуйста, пословицей или поговоркой моё состояние души. Подбодрите меня!

  1. Я потерял большую сумму денег.
  2. Я забыл купить жене подарок на 8 Марта.
  3. Меня опять вызывают в школу.

(Папы вспоминают пословицы или поговорки, соответствующие данной ситуации, например:

  1. Не в деньгах счастье.
    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    Что ни делается, всё к лучшему.
  2. Лучше поздно, чем никогда.
    Сам как подарок.
  3. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Маленькие дети – меленькие проблемы, большие дети – большие проблемы.
    У семи нянек – дитя без глазу.)

Ведущий 1 : Слово Семейному совету. (Жюри оценивает предыдущие конкурсы).

Как лечат наши мамы, мы слышали. А смогут ли они вспомнить, какими были маленькими их дети, рассказать сказку или же спеть колыбельную? Мне очень приятно объявить конкурс «Вечерняя сказка или колыбельная».

Домовой : Молодцы! Выдержали испытания. Теперь я уверен, что гости, придя в любую из ваших семей, не заскучают, приболев – оздоровятся, и будут удивлены умными детишками. А значит, вас можно допускать к любому празднику.

Ведущий 2 : И сейчас он пришёл в дом семьи (назвать фамилию семьи). Мы готовы послушать и побывать на их празднике, но прежде каждая семья расскажет об одном из своих национальных праздников.

Ведущий 1 :

Ведущий 2 : Просто здорово! Сколько было гостей, а ещё больше веселья! Но мы, к сожалению, должны подвести окончательные итоги нашего «Праздника Семьи».

Ведущий 1 : Слово Семейному совету.

Ведущий 2 : Победила дружба! А иначе и быть не могло. Это значит, что мы ещё не раз встретимся дружным многонациональным коллективом. Будем петь и танцевать, плакать и смеяться, а значит жить, все вместе русские, башкиры, казахи… Жить дружно!

Ведущий 1 : Большое спасибо семьям, всем участникам, тем людям, которые помогли нам в подготовке и проведении этого большого светлого праздника!

Ведущий 2 :

Пусть всех весенний ветер дразнит,
Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца, праздник,
До новых праздников, друзья!