Значение слова инстинкт. Что такое инстинкт

Те или иные действия человека обусловлены множеством факторов: потребностями, желаниями, психологическим состоянием личности, поступками других людей…

Однако в некоторых ситуациях единственной движущей силой остается бессознательное животное начало - инстинкты. Или все-таки нет, и говорить об инстинктах можно лишь применительно к существам с не такой сложноорганизованной нервной системой? Попробуем разобраться.

У животных

Прежде всего нужно сказать, что в теории инстинктов до сих пор больше вопросов, чем ответов, и мы можем лишь предполагать и предлагать, ничего не утверждая.

Определение этого явления в целом у разных авторов совпадает. Итак, что такое инстинкт? В психологии и физиологии так называются врожденные автоматические формы поведения, передающиеся по наследству. Они, как принято считать, составляют основу поведения животных и необходимы для продолжения физического существования организма и вида.

Это, например, инстинкт выживания (животные определяют хищника по запаху, впадают в спячку в холодное время года), половой инстинкт (все действия, направленные на успешное размножение: борьба самцов за самку и так далее), материнский инстинкт (забота о потомстве) и другие.

В инстинктивном действии выделяют две фазы, или стадии: начальную и конечную, поисковую и завершающую. Во время первой фазы работают внутренние факторы, под действием которых животное ищет определенный раздражитель: например, поиск и выслеживание добычи для утоления голода.

В течение всей первой фазы действует затормаживающий механизм, и снимается он, как только раздражитель находится, - с этого момента наступает вторая фаза (поедание добычи). Во время первого этапа животному свойственна большая вариативность действий, поведение на завершающем этапе жестко закреплено.

Впрочем, у разных классов животных эти фазы имеют различное значение. У тех, кто обладает достаточно развитой нервной системой и большими способностями к выработке условных рефлексов, то есть научению, действия в первой фазе могут значительно изменяться под влиянием индивидуального опыта. А инстинктивные реакции, к примеру, насекомых совершенно одинаковы в своем проявлении.

Инстинктивные формы поведения отличает несколько важных особенностей:

  • Генетическая закрепленность.
  • Одинаковое проявление у всех представителей вида.
  • Неосознанность действий.
  • Способность меняться под влиянием условий среды (медленно, в течение нескольких поколений; если же привычная среда трансформируется резко, инстинкты становятся бесполезными).

Может показаться, что такое врожденное поведение во многом схоже с безусловными рефлексами. Главное отличие в том, что рефлекс представляет собой одно действие, инстинкт же более сложен и включает в себя последовательность поведенческих актов, хотя нельзя не признать, что граница между понятиями «инстинкт» и «сложный безусловный рефлекс» достаточно размыта.

Так, по некоторым классификациям, виды инстинктов и виды сложных безусловных рефлексов во многом совпадают. Скажем, известную классификацию психолога и физиолога П. В. Симонова часто относят и к тому, и к другому типу реакций.

Эта типология включает три основных группы инстинктов: витальные, ролевые и саморазвития. В качестве примера первой можно привести инстинкт выживания, второй - инстинкт продолжения рода и родительский инстинкт, третьей - имитационный и игровой.

У человека

До сих пор мы упоминали только животных. А так же ли работают инстинкты человека? Вообще, в психологии оспаривается само их существование, по крайней мере в той форме, в какой они свойственны животным. Можно вспомнить основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, который считал, что движущей силой в жизни человека становятся всего две группы инстинктов: Эрос и Танатос, то есть стремление к любви и стремление к разрушению, смерти.

К первой группе он относил все, что способствует сохранению и поддержанию существования организма и вида в целом: материнский инстинкт, стремление к самосохранению и, конечно, либидо - сексуальную энергию. Вторая же группа несет в себе желание и саморазрушения. По мнению Фрейда, вся жизнь человека определяется борьбой этих противоположностей.

Несомненно, что в отличие от животных, приобретенное поведение в жизни человека гораздо значимее, чем врожденное; кроме того, огромное влияние имеет социальный контроль, необходимость подчиняться законам, действующим в обществе. В то же время все мы не раз убеждались, что при определенных состояниях (например, под воздействием алкоголя, наркотиков) кажется, что от этих правил мало что остается и человеком руководят действительно одни лишь животные силы.

Кроме того, отличие инстинктивного поведения человека от других организмов в том, что человеку единственному из всех живых существ под силу самому осознать и установить его смысл, у животных же этот смысл состоит лишь в адаптации к окружающему миру. Вследствие этого у животных инстинктивное поведение обязательно к исполнению, не допускает выбора, чего мы не можем сказать о людях.

Тем не менее считается, что у людей все-таки есть несколько основных врожденных программ поведения. Так, базовый инстинкт самосохранения у человека (он же инстинкт выживания) признается большинством авторов; кроме того, считается, что люди обладают инстинктами продолжения рода, социальным, агрессии и самосовершенствования.

В современной психологии все больше исследователей склоняются к тому, что врожденное и приобретенное в деятельности человека неотделимы одно от другого, и практически каждый человеческий поступок сплетается из обеих этих форм. Автор: Евгения Бессонова

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление - другой вопрос). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее" присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими.

Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства.

Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.

Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует сознательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.

К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная иерархия инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.

Впервые термин «инстинкт» в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают «чисто механическим свойством» «действовать наилучшим для самосохранения образом». Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт - это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный безусловный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.

Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух «рукавов», на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт - это стандартное, машинообразное действие животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт - это «способность и стремление к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотносительностью и приводят к полезным результатам» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. «Инстинкт»). «В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род) в единичном и целого в частях...». Человеческие инстинкты «перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием» (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в «охранение человеческого достоинства», половой инстинкт - в супружескую любовь и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует «внутреннего ощущения и стремления», постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.

Совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного - наименее пластичная его компонента. У животных - генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о "слепоте" или "разумности" инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидностьинстинкта тоже целесообразна - она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. "Ошибки" инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с "ошибками", иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же "непреодолимость" и даже "принудительность". Те и другие "ошибки" возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов - правильных, но оказавшихся в "неправильных", искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители - стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно - факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная "доводка" невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного - период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты "достраиваются" в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных - сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание: 1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека - служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, "животного начала" в человеческой психике и пр.; 2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).

Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Инстинкт (в психологии развития) [лат. instinctus - побуждение] - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В начале XX в. в психологии получила широкое распространение предложенная К. Бюлером схема трех стадий развития психики у животных и...

Философский словарь

Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться; с другой стороны, никто не...

Философский словарь

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для...

Философский словарь

импульс, повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают...

Психологическая энциклопедия

(лат. instinctus - побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. - сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и...

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инсти́нкт - совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения , характерных для особей данного вида при определённых условиях . Инстинкты составляют основу поведения животных . У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта. Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Некоторые проблемы, в том числе применимость термина инстинкт к человеку, носят дискуссионный характер . Лоренц считал, что у людей есть автоматическое, вызванное природой поведение, такое как стимулы, которые вызывают фиксированные действия. Определенные шаблоны фиксированных действий, разработанные из мотивации к выживанию. Инстинкт - пример фиксированных шаблонов действий. Любое поведение является инстинктивным, если оно выполняется в отсутствие обучения. Рефлексы могут быть инстинктами. Например, новорожденный ребенок инстинктивно знает, как искать и кормиться грудью матери для питания. В отличии от животных, у людей и возможно других приматов(шимпанзе) инстинкты не имеют прямого управления над особью и вместо этого завуалированы под чувства и эмоции. У людей основные инстинкты - это инстинкт самосохранения(страх умереть или получить рану, увечья), материнский инстинкт(привязанность к ребенку, чтобы вырастить его), иерархические инстинкты(амбициозность, стремление к всеобщему признанию, подчинение доминантам и т.д), инстинкт религиозности(вера, страх перед сверхъестественными существами и т.д), половые инстинкты(половое влечение и т.д).

| Содержание =Инстинкт - комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных. | Подпись = Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. | Выравнивание = right | Ширина = 250px

История развития концепции

Доэволюционный период

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой «животной души», обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus , др.-греч. ὁρμή ) появился у философов-стоиков . (Впервые его в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных .) Он понимался ими как врождённое стремление направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных . В целом, анимистические представления, длительно господствовавшие в философии и психологии оказались непродуктивными.

Эволюционный период

XIX век

Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений, одно из которых было разработано Жаном Батистом Ламарком . Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованным поведением . Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой. Ему же принадлежит одно из первых определений инстинкта.

Инстинкт животных - это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли.

Оригинальный текст (фр.)

< Ainsi, > l" instinct dans les animaux, est un penchant qui entraîne, que des sensations provoquent en faisant naître des besoins, et qui fait exécuter des actions, sans la participation d" aucune pensée, ni d"aucun acte de volonté .

Дальнейшее развитие концепции инстинкта было связано с началом систематического научного изучения поведения. Уже в начале XIX века Фредерик Кювье установил на примере строительства хаток изолированными от сородичей бобрами , что инстинктивное поведение является наследственно детерминированным и стереотипным .

Основной вклад Чарльза Дарвина заключается в том, что он показал универсальность принципов эволюции органического мира. Дарвин много внимания уделял изучению поведения. Результаты его работ изложены в монографии «Выражение эмоций у человека и животных», «Происхождении видов» и ряде статей. Дарвин не дал строгого определения инстинкта.

каждый понимает, что хотят сказать, когда говорят, что инстинкт заставляет кукушку совершать свои перелеты и класть яйца в гнезда других птиц. Действие, для исполнения которого от нас самих требуется опыт, исполняемое животным, особенно очень молодым, без опыта, или исполняемое одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой оно производится, обычно называют инстинктивным. Но я могу сказать, что ни одна из этих характеристик не может считаться универсальной. Небольшая доза соображения или ума, как выражается Пьер Губер (Pierre Huber), часто наблюдается у животных, даже низко стоящих на лестнице природы.

XX век

Сформировавшаяся в тридцатые годы классическая этология сыграла важную роль в развитии понятия инстинкта. Лоренц придерживался чёткого разделения поведения на врождённые и приобретённые компоненты. Этологи долгое время определяли инстинкт через отрицание, как неприобретённый компонент поведения. Морфологический подход к поведению, характерный для этологии, проявляется в определении Лоренца.

Инстинкт - временная морфоструктура животного, который закономерно появляется в потоке действий животного в специфической социальной ситуации. [ ]

В психологии

Концепция инстинкта применительно к человеку получила развитие в рамках психоанализа , одним из положений которого было признание роли биологических предпосылок поведения. Инстинкты в рамках психоанализа рассматривались как наследственные (неприобретённые) тенденции, играющие роль мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения.

Фрейдизм

Гуманистическая психология

Гормическая психология

Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция горме была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом . Он же разработал собственную классификацию инстинктов.

  • бегство (страх);
  • неприятие (отвращение);
  • любознательность (удивление);
  • агрессивность (гнев);
  • самоуничижение (смущение);
  • самоутверждение (воодушевление);
  • родительский инстинкт (нежность);
  • пищевой инстинкт;
  • стадный инстинкт;

Концепции инстинкта в теориях Мак-Дугалла и Фрейда были основаны на субъективных переживаниях и, как следствие, отличались недостаточной научной строгостью. В частности, они не позволяли составить перечень инстинктов (Мак-Дугалл неоднократно менял число инстинктов).

В этологии

Инстинкты - суть приспособления видовые, полезные для вида в такой же степени, как и те или другие морфологические признаки и столь же постоянные.

определение А.Н. Северцова

Инстинкт - совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающих на раздражения из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов.

определение А.Д. Слонима

Инстинкт является центральным понятием наук о поведении животных. Этологи занимались преимущественно стереотипными и непластичными инстинктами. Традиционно инстинкт рассматривается как наследственный и неизменный компонент поведения. По современным представлениям, инстинкт неразрывно связан с научением и составляет с ним неразрывное целое.

Одно из первых определений инстинкта было дано немецким зоопсихологом Хайнрихом Циглером (нем. Heinrich Ernst Ziegler ). Согласно определению Циглера, инстинктивное поведение отличается следующими свойствами:

  • Наследственным характером
  • Независимостью от обучения
  • Видотипичностью
  • Тесной связью с организацией животного
  • Тесной связью с условиями обитания животного

Структура инстинктивного поведения

Инстинктивный поведенческий акт осуществляется в несколько этапов. Впервые этапы инстинктивного поведения были выделены американским учёным Уоллесом Крэгом (англ. Wallace Craig ). Крэг называл их фазами и выделял поисковую и завершающую фазы. В поисковой фазе (подготовительная фаза или аппетентное поведение) заключается в поиске биологически значимых раздражителей. Поисковое поведение возникает под действием внутренних факторов, к числу которых принадлежат раздражения от внутренних рецепторов, гормоны, изменение концентрации определённых веществ.

Теория инстинктивного поведения Лоренца

Центральным понятием теории является «специфическая энергия действия» - нервное возбуждение, служащее источником двигательной активности. Инстинктивное поведение реализуется в ответ на специфические стимулы (релизеры), за распознавание которых отвечает врождённый пусковой механизм .

Структура инстинктивного поведения по Лоренцу

Структура инстинктивного поведения, разработанная Конрадом Лоренцем, опиралась на разработки и фактический материал предшественников. Как и Крэг, Лоренц выделял поисковую и завершающую фазы. Поисковая (или аппетентная фаза) инстинктивного поведения наступает под действием внутренних факторов и выражается в том, что животное начинает активно искать специфические раздражители. Когда животное находит раздражитель, снимается затормаживающий механизм и реализуется завершающая фаза. Применительно к пищевому поведению хищников к аппетентной фазе относятся поиск, выслеживание, умерщвление добычи, а к завершающей - её поедание. Завершающая фаза является строго детерминированной генетически, в то время как аппетентное поведение подвержено изменению под влиянием индивидуального опыта животного.

Гидравлическая модель Лоренца

1 - приток специфической энергии действия (СЭД)
создаёт давление в резервуаре (2)
3,4 - Врождённый спусковой механизм. Испытывает давление со стороны СЭД (3) и релизера (5)

Таким образом, по мере накопления специфического потенциала действия снижается порог, необходимый для запуска соответствующей инстинктивной реакции. В случае, когда необходимый раздражитель отсутствует в течение долгого времени, реакция может осуществиться «вхолостую», без специфического стимула.

Лоренц сам признавал ограниченность гидравлической модели. Хотя она и объясняет некоторые наблюдаемые феномены, но обладает рядом серьёзных недостатков. Прежде всего, она не учитывает изменчивость поведения. Во-вторых она предполагает существование некоторой лишней сущности - гипотетической энергии, и соответствующей нервной структуры, ответственной за накопление специфического потенциала действия. В третьих, имеются факты, противоречащие данной теории.

Благодаря своей простоте и наглядности, гидравлическая теория изучается в университетских курсах зоопсихологии по сей день.

Механизм, ответственный за накопление специфического потенциала действия можно предположительно обнаружить в пейсмекерной активности нейрона, генерирующей потенциал действия под действием генетической программы .

Иерархическая теория Тинбергена

Инстинкт - иерархически организованный нервный механизм, который отвечает на определённые предлагаемые и разрешающие импульсы полностью скоординированными, жизненно важными и свойственными виду движениями.

определение Н. Тинбергена

  • гуси , (Лоренц)
  • утки (Хейнрот и Лоренц)
  • Голуби (Уитмен)
  • Чайки (Тинберген)
  • Пауки , богомолы (Крейн)
  • Цихлиды (Берендс)

См. также

Примечания

Источники

  1. Определение дано по: Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М. С. Гилярова. - Изд. второе, исправленное. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - С. 231. - 864 с. - ISBN 5-85270-002-9 .
  2. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined.

Инстинкт представляет собой программу поведения человека, животного или растения, которая выражается через стремление, желание или действие. Основным является инстинкт жизни – все остальные инстинкты либо искусственно выработаны человеком (условные инстинкты), либо частные (голод, сексуальность, защита). Все живые существа находятся под управлением . Птицы улетают в южные края с наступлением осени и возвращаются назад весной. Заяц настороженно траву на полянке, держа ухо востро на случай появления хищников. Люди испытывают непреодолимое желание размножения и продолжения рода.

Инстинкт жизни заложен природой не только в людях, животных и растениях – но даже и в минералах.

Инстинкты формируются в процессе тяжелого жизненного опыта борьбы за выживание, который наши предки унаследовали от своих предков. Подобная борьба невозможна без боли, страха и насилия, поэтому сознание постепенно вытеснило этот негативный опыт в подсознание, где он превратился в глубинную генетическую память. Именно эта память позволяет живым существам пользоваться наследием данного опыта, спасая и продлевая жизнь, полную опасностей.

Составляющие инстинкта

Поскольку статус человека в природе представляет собой переходное звено между животными и сверхсуществами, его ум и сознание троичны. Часть человека принадлежит человеческому миру, часть – божественному и часть – животному. Именно часть каждым существом от рождения и является бессознательной частью ума, определяя индивидуальное инстинктивное поведение.

Данное поведение состоит из безусловных или условных рефлексов, которые заложены в генах или были выработаны в процессе .

Все инстинктивные движение люди или животные выполняют с неосознанной тревогой, приготовившись к насилию и боли. Багаж животного опыта, который представляют собой инстинкты, накапливался каждым видом в течение миллионов лет эволюции. Природа запрограммировала в генофонд живых существ все необходимые инстинкты и , которые позволили им выживать и помогать выживать своему потомству. За биологическое выживание отвечает именно инстинктивный ум, тогда как ум сознательный отвечает за отношения в обществе, а ум надсознательный способствует обычного в сверхчеловеческое существо.