Психология и ментальность арабов. Современный арабский мир. История развития арабского мира

Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Азиатские страны с арабским населением называются Машрик (по-арабски восток). Арабские страны Африки - Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара - Магриб (запад). Арабы заселяют территорию более 14 млн км 2 .

С запада на восток территория арабских стран протянулась более чем на 7000 км, а с севера на юг - около 3000 км. Несколько миллионов арабов проживают вне Арабского мира - в Европе, Америке, Австралии, и арабские общины Европы и Америки постоянно растут. Это способствует распространению ислама в экономически развитых странах Запада. Мусульмане-арабы оказывают все большее давление на политику этих стран.
Последние десятилетия стали поистине «временем арабов». Большинство современных арабских государств, получив национальную независимость и выйдя из-под прямого иностранного контроля, стали развиваться необычайно высокими темпами. В основе такого «экономического чуда» лежит арабская нефть - основное энергетическое сырье ХХ в. Как говорят арабы, Аллах вознаградил их за долгие мучения и унижения, которые они терпели в течение веков от иноземцев. Создание в 1948 г. государства Израиль, распад колониальной системы империализма и стремление инородных военно-политических блоков распространить свое влияние на арабский мир привели к возрождению агрессивного духа ислама. Национальное самосознание арабов утверждалось в борьбе против европейского, американского или советского влияния в их странах. Одной из форм такой борьбы стал мусульманский фундаментализм, который угрожает даже не столько Западу, сколько самим правящим (и в значительной мере прозападным) режимам ряда арабских стран.
Из огромного числа европейцев, живших в окружении арабов, пожалуй, только Лоренс Аравийский приблизился к пониманию их психологии. Большинство же арабского менталитета не понимает. Наиболее заинтересовано в ХХ в. о нем заговорили евреи-израильтяне. Живя бок о бок со своими «сводными братьями» , евреи изучили внешние проявления жизни арабов, их язык и культуру.

Но каждый раз, когда возникала необходимость сесть за стол переговоров с арабами, проблемой для руководства Израиля было непонимание глубинных процессов внутри арабского общества.
Арабы, переселяющиеся в европейские страны и США, продолжают оставаться носителями своей культуры, стремясь навязать ее элементы своему окружению. События 11 сентября 2001 г. в США заставили европейцев и американцев обратить свое внимание на проблемы мусульманского фундаментализма и заняться более глубоким изучением менталитета арабов.
Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют арабские диалекты, на которых говорят жители различных местностей и стран. Выделяются аравийский, иракский, сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы общеарабской культуры, проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни арабов.
Но в то же время очень заметны и культурные особенности отдельных арабских народов.
Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть арабов Ирака, часть ливанских арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена . Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят друзы и алавиты. Друзы живут в горной области Сирии - Джебель-Друз, на Голанских высотах, оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.

Алавиты населяют северо-западную часть Сирии (район Латакии) и южную часть области Хатай в Турции . Арабы-христиане в значительном числе имеются в Египте (копты), Ливане (марониты, греко-православная и другие церкви), Сирии (сирийская и греческая православные церкви) и Иордании (католики и православные направления христианства), на Западном берегу реки Иордан (практически все направления христианства) . В районе города Наблуса сохранилась очень интересная община арабов-иудаистов - арабизированных потомков древнееврейского населения Палестины.
Население арабских стран можно условно разделить на три основные группы: 1) кочевники и полукочевники, 2) сельское население, 3) жители городов. Бедуины (буквально - «жители пустыни») занимались разведением верблюдов, овец и коз. Во время своих кочевок они свободно пересекали государственные границы и, следовательно, были более близки между собой, чем оседлое население различных арабских стран. В ХХ столетии, благодаря проводимой большинством арабских стран политике перевода кочевников на оседлость, произошло резкое сокращение кочевого и полукочевого арабского населения. Основную часть населения крупных арабских стран в настоящее время составляют оседлые земледельцы (по-арабски «феллахи»).
Национальный характер внешне проявляется в определенном этикетом ритуале (или нарушении его) . В основу жизни арабского общества легла бедуинская этика. И хотя бедуинская организация в большинстве современных арабских стран утратила былое влияние, многие ее моральные ценности, живущие в народе, сохраняют свое значение, несмотря на быстро меняющиеся вкусы, привычки и симпатии населения, которое уже и не склонно отождествлять себя со своими кочевыми предками. Арабская община построена по родовому признаку. Личность подчинена интересам семьи, рода и всего племени. По бедуинскому кодексу соплеменники несут ответственность за поведение каждого, как внутри коллектива, так и за его пределами. Каждая семья стремится к предотвращению ситуаций, чреватых затяжными конфликтами, кровной местью, ухудшением социального и материального положения своего рода.

Родоплеменная структура арабского общества повторяет семейную организацию. Арабская семья, как правило, представляет собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена - родители, старшие рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, особенно в деревне, они вместе живут, работают, совместно решают дела. Традиционная семья основана на власти мужа - главы семейства. Его называют «господином семьи». Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения между отцом и сыновьями. Покорность и почитание старших - одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Почитание власти, уважение силы - традиционный образ отношений между народом и ее лидерами в арабском мире.

За время существования Израильского государства разведслужбы этой страны неоднократно предпринимали попытки внедрить своих агентов в соседние арабские страны. Однако еврейские агенты, внешне не отличающиеся от арабов, великолепно говорящие по-арабски, выросшие в арабском окружении, изучившие все тонкости этикета и образа жизни этих людей, никак не могли внедриться в арабское общество: четкая иерархическая структура общества, сплоченность арабских семей и рода моментально позволяла выявлять чуждые им элементы. Семейные отношения и семейные традиции - это тот стержень, который пронизывает все общество. Семья находится на первом месте в числе жизненных ценностей всех арабов - и мусульман, и христиан.
Подчиненное положение, сохраняющееся для большинства арабов из поколения в поколение, из века в век, воздействие мусульманской религии, которая регламентирует практически все стороны жизни людей, укрепили в сознании арабов неверие в свои личные преобразовательные возможности, выработали покорность и смирение. «Иншалла» - «Все в руках Аллаха» - дежурная фраза, сопровождающая любое действие араба. «Если бог даст» - надежда на успех. В случае неудачи - «Так было угодно Аллаху».

Египтяне
на реставрационных работах
у храма царицы Хатшепсут

Тяжелый физический труд, условия которого не менялись веками, низкое развитие производительных сил приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, воспитали в них неприхотливость, умеренность, высокую приспособляемость, терпеливость, вошедшие в народные поговорки: «Терпение - ключ к радости», «Терпением можно разрушить горы», «Терпение сохраняет то, что имеешь».
В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда - досуг и отдых - важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. «Букра» - «завтра» -
означает, что дело, которое поручено арабу, не вызывает у него заинтересованности и, скорее всего, так и не будет завершено в обозримом будущем.

Работники умственного труда - богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности. По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое и обеспеченное будущее.
Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех арабских народов особенно хотелось бы выделить египтян. По личным впечатлениям автора, жизнерадостность египтян, их чувство юмора, умение прощать обиды не знают границ. Веселье вызывает одна удачная шутка. Идущий по улице человек, вполголоса напевающий песню, через несколько шагов услышит, как кто-то еще подхватит его мелодию. Эти люди любят праздники и любят веселье, у них развито чувство юмора. Египетские карикатуристы делают такие политические шаржи такой остроты, которую не всегда встретишь и в «свободных», но «политкорректных» европейских газетах. Политический юмор позволяет себе покушаться на самые высокие авторитеты в обществе. Как тут не вспомнить известный политический анекдот периода правления Анвара Садата. Египтянин приходит в миграционную службу и просит отправить его за границу. «Почему?» - спрашивают его. «Либо я, либо он», - отвечает египтянин, имея в качестве альтернативы себе Садата.
Арабы - люди экспансивные и горячие. Для них характерны повышенная реактивность и бурный характер поступков. Их действия сопровождаются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью в проявлении своих чувств и эмоций. Но их горячность легка, гнев быстро проходит. Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы практически никогда не дерутся, хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга самыми страшными угрозами. Жестикуляция у арабов - активный помощник в разговоре. Жесты разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся обидными европейцам жесты, - абсолютно безобидны для арабов, и наоборот. Высока впечатлительность большинства арабов. В зависимости от причины и источника возбуждения эта впечатлительность либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо доводит до слез.

В этом плане наглядны кадры ликования среди части палестинцев, показанные сразу же после террористических актов 11 сентября 2001 г.
В условиях, когда большинство европейцев или американцев испытывают стресс, араб может дойти до состояния безрассудства и совершить непродуманный поступок, не заботясь о его последствиях.
Воинственность и «дикость» арабов, как себе представляют ее некоторые европейцы, - это отдельные проявления импульсивности характера.
В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей - в прошлом. История войн ХХ столетия говорит о потере арабскими армиями воинственного духа. Отдельные теоретики ислама, стоящие на воинственных позициях, не пользуются широкой поддержкой народных масс. Современное жизненное пространство, занимаемое арабами, вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары обеспечивают элите общества более чем достойное существование. А представители беднейших слоев общества благодаря религиозной идеологии в большинстве своем привыкли довольствоваться малым.
Арабы отличаются повышенной чувствительностью в вопросах личной чести. Честь является одной из главных составляющих в системе их духовных ценностей. Клятва честью - это самое сильное обещание араба. Проявление сомнения в искренности слов араба, который клянется своей честью, - глубокая обида, запоминающаяся надолго. Постоянная забота о личной чести выработала у арабов определенные стандарты поведения в обществе и коллективе. При выполнении работы для араба более важна ее общественная оценка, чем сам результат. Очковтирательство и видимость деятельности, которую любят создавать многие представители этой нации, - распространенное явление в арабских странах. Типичная уличная сценка на арабском Востоке - один работает, семеро дают советы, руководят действиями работающего. Поломка чего-либо - это возможность для большинства арабов проявить свою «компетентность». Вдруг может оказаться, что человек, никогда не державший в руках гаечный ключ, знает все о ремонте автомобиля. Да разве и нам не знакомо это?
Одни из самых сильных впечатлений от поездки на Ближний Восток у большинства туристов связаны с щедростью и гостеприимством местного населения. Корни этих качеств лежат в психологии кочевников, их гордости и высоком самомнении - чертах характера, которые должны всячески почитаться собеседником, подчеркиваться им в соответствующих выражениях, проявляться в особом уважении и обходительности. Речь араба отличается вежливостью, уважением к собеседнику.

Статья подготовлена при поддержке сайта Тульской гимназии №1 www.Gim1.Ru. При воспитании ребенка мы часто сталкиваемся с множеством проблем, которые мы можем и не решить. Информацию о воспитании можно получить разными путями. Первым является «помощь старшего поколения», то есть мать и отец дают нам информацию о воспитании ребенка по своему опыту, как положительному, так и отрицательному. Вторым источником информации являются науки , вобравшие в себя, в большей части, положительный опыт воспитания ребенка. Более подробную информацию и педагогике и психологии вы сможете найти на сайте www.Gim1.Ru.

Благодаря цветистости и богатству арабского языка речи собеседников изобилуют любезностями и громоздкими, манерными выражениями.

Ныне, в условиях все более динамичной жизни, длительная вступительная часть в разговоре, разговор на нейтральные темы - скорее дань традиции. Тем не менее и сейчас беседы чаще всего начинаются с обмена любезностями. Взаимная вежливость существенно облегчает ведение дел, позволяет рассчитывать на снисходительность, меньшую требовательность. Только не забывайте про табу: если вы мужчина, никогда не задавайте хозяину-мусульманину вопросов о женской половине его семьи. Честь женщин для арабов - очень болезненный вопрос.
Гостеприимство, стремление оказать достойный прием гостю уходят корнями в глубь веков. Эта традиция берет свое начало от особенностей бедуинского быта, когда пустыня представляла постоянную опасность. Традиция приютить гостя, радушно его встретить, отметить его пребывание застольем или, во всяком случае, угостить его водой , чашкой кофе или чая очень украшают арабский быт. Отказ от гостеприимства - обида хозяину. Гость, направляющийся в дом араба, должен быть готов к тому, что его накормят и напоят кофе «до потери сознания».
Радушие хозяев и законы гостеприимства распространяются также и на туристов, посещающих арабские страны. Только в этом случае вам необходимо быть готовым и к ряду неприятных моментов. Наибольшее количество наших туристов посещают Египет, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. Именно в этих странах иностранные туристы встречаются с большим количеством негативных проявлений по отношению к себе: вымогательством, плохим сервисом, приставаниями к женщинам, слабыми профессиональными знаниями экскурсоводов и др.

Однажды мои знакомые швейцарцы, посещая пирамиду Хеопса в Гизе, обратили внимание на действия одного египтянина, работающего внутри пирамиды. Держа в руках пальмовую ветку, он сметал пыль со стен зала. При появлении в зале новой группы иностранных туристов он обходил эту группу с протянутой рукой, требуя «бакшиш» - подарок. Денежные купюры, достоинством меньше
1 доллара, им с гордостью, присущей многим египтянам, отвергались. Практичные швейцарцы моментально заинтересовались этим «феноменом». Встали рядом и на протяжении часа наблюдали, не забывая считать подношения. По самым скромным подсчетам оказалось, что дневная прибыль этого «работника пирамиды» приближается к месячной зарплате моих обеспеченных друзей из богатой центральноевропейской страны. Мне стоило большого труда объяснить этим друзьям, что на самом деле это скорее исключение, чем правило для этой страны, и за спиной их подопытного стоит «мафия» из представителей многих структур и семей, стригущих купоны с туризма в стране. Арабы - замечательные люди, пока их не избалуют западные туристы.

О национальных менталитетах см. также: В.М. Волынкина. Менталитет русского народа...//География, № 4/2003; Ю.О. Сердюк. Менталитет китайцев//География, № 8/2003.
Обыкновенно в состав Магриба в широком смысле включают также и Мавританию, хотя вопрос об антропологическом составе мавританских арабов (мавров) не вполне ясен. В узком смысле под Магрибом понимают три страны: Алжир, Тунис и Марокко. - Прим. ред.
Лоренс (Лоуренс) Аравийский - разведчик и проводник британского влияния на Аравийском полуострове в конце XIX - начале ХХ в.
По библейскому преданию, арабский и еврейский народы имеют один общий корень. Оба народа произошли от одного прародителя.
Шиитов много также на Бахрейне, в Кувейте, Саудовской Аравии (район Эль-Хаса). Шиитские секты существуют и в других арабских странах. - Прим. ред.
Хатай (Александреттский санджак) сирийскими арабами рассматривается как незаконно отторгнутая от Сирии де-факто турецкая территория. Подробнее см.: С.В. Рогачев. Из Бекаа в Антиохию. Оронт - Эль-Аси//География, № 2/2002, с. 7. - Прим. ред.
О религиозной структуре стран мира см.: «География», № 3-4/2003. - Прим. ред.
См., в частности: Этикет у народов Передней Азии. Сборник статей. - М.: Наука, 1988.
Представляющей, заметим, в аридном климате особую ценность. Торговля питьевой водой, появившаяся в Европе сравнительно недавно, а к нам пришедшая лишь в последние годы, в арабских городах была распространена спокон веку: вода здесь имеет вполне определенную цену.

Черты арабов

Материал "увели" с сайта http://сайт/

«Они – говорит – чуть выше среднего роста, крепкие и хорошо сложенные; кожа у них загорелая или смуглая и эластичная. Лицо овальное, с бронзовым оттенком, лоб большой, высокий, брови черные и хорошо очерченные, глаза тоже черные, живые и впалые. Нос прямой, средней величины, рот хорошо очерчен, зубы ровные, красивые и белые как слоновая кость, уши красивой формы и нормальной величины, слегка изогнуты вперед; слуховые отверстия параллельны внешней или височной комиссуре век. Как и у представителей других народов, у арабских женщин можно отметить некоторые привлекательные отличия; восхищают изящные линии их рук и ног, правильные пропорции их кистей и ступней, благородство их манер и походки и т. д.

Арабы Верхнего Египта, сфотографированные близ Фив автором Г.Лебоном.

Бедуины, или арабские пастухи, обычно делятся на племена, разбросанные по краям плодородных земель, на границе с пустынями: они живут в шатрах, которые они перевозят с места на место. Они очень похожи на других , однако, у них более блестящие глаза, черты лица мягче, ростом они чуть ниже оседлых арабов. Они также отличаются большей ловкостью, и, несмотря на свою худобу, они очень крепкие. У них живой ум, гордый и независимый характер; они недоверчивы и скрытны, но смелы и отважны. Они особенно выделяются своей сноровкой, обладают глубоким и редким умом. Их считают превосходными наездниками и вполне обоснованно расхваливают их умение обращаться с копьями и дротиками. Что же касается остального, то они обладают большими способностями во всех искусствах и профессиях».

Среди черт, отмеченных Ларреем, больше всего среди арабов, которых мне довелось видеть, меня поразил удивительный блеск глаз, особенно у детей, ослепительная белизна зубов, грациозность рук и ног и благородство манер. Но сегодня эти характеристики присущи только кочевникам.

Единственное практическое различие, доступное для выделения сегодня между арабами, кроме основного уже упомянутого нами отличия, является то, в основу которого положены страны, где они обитают. Именно его мы и собираемся применить при описании арабов , Сирии, Египта, Африки и Китая. Мы уделим больше внимания описанию психологических черт, важность которых мы показали выше, чем физическим типам, весьма различным, как нами уже было установлено. Впрочем, репродукция наших фотографий, даст больше сведений об этих типах, чем самые длинные объяснения.

Арабские народы с древних времен привыкли жить очень скромно. Суровые климатические условия пустыни приучили этих людей есть простую пищу, носить удобную одежду и пользоваться немногочисленными универсальными предметами быта.

Что же касается современного жизненного пространство, занимаемого арабами, вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары обеспечивают элите общества более чем достойное существование. А представители беднейших слоев общества благодаря религиозной идеологии в большинстве своем привыкли довольствоваться малым. И тут нужно отметить, что Объединенные Арабские Эмираты - исламская страна, и ислам имеет определяющее влияние на закон, личные и деловые отношения, поведение и кодексы норм поведения, брак, семью, искусство. Общение, характер

Арабы редко позволяют словам выдавать их тайные чувства; они тверды в своих намерениях и ужасны в мести. Это беспощадные враги, это ложные друзья чужестранцев

Эти люди не подчиняются минутным влечениям, они следуют заранее намеченной системе. Имея довольно ограниченное мышление, но сильную волю и настойчивость, они способны к такой высокой социальной организации, которая обеспечивает им триумф над врагами и тираническую власть над другими.

Они не любят строгой логики и объективных доказательств, а больше всего ценят афористичность, многообразие впечатлений. Для них свойственны повышенная сила реактивности, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость - это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба - превыше всего. Клятва честью -- это самое сильное обещание араба.

Меч, красноречие и гостеприимство - вот что составляет славу нации. Меч для араба - единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба - часть общечеловеческого кодекса.

Корни этих качеств лежат в психологии кочевников, их гордости и высоком самомнении -- чертах характера, которые должны всячески почитаться собеседником, подчеркиваться им в соответствующих выражениях, проявляться в особом уважении и обходительности. Гостеприимство, стремление оказать достойный прием гостю уходят корнями вглубь веков. Эта традиция берет свое начало от особенностей бедуинского быта, когда пустыня представляла постоянную опасность. Традиция приютить гостя, радушно его встретить, отметить его пребывание застольем или, во всяком случае, угостить его водой, чашкой кофе или чая очень украшают арабский быт. Речь араба отличается вежливостью, уважением к собеседнику.

"Культурная дистанция" между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов "да" или "нет". Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным; арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности.

Жестикуляция у арабов -- активный помощник в разговоре. Жесты разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся обидными европейцам жесты, -- абсолютно безобидны для арабов, и наоборот.

араб нация культурный традиция

Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Азиатские страны с арабским населением называются Машрик (по-арабски восток). Арабские страны Африки — Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара — Магриб (запад). Арабы заселяют территорию более 14 млн км 2 .

С запада на восток территория арабских стран протянулась более чем на 7000 км, а с севера на юг — около 3000 км. Несколько миллионов арабов проживают вне Арабского мира — в Европе, Америке, Австралии, и арабские общины Европы и Америки постоянно растут. Это способствует распространению ислама в экономически развитых странах Запада. Мусульмане-арабы оказывают все большее давление на политику этих стран.

Последние десятилетия стали поистине «временем арабов». Большинство современных арабских государств, получив национальную независимость и выйдя из-под прямого иностранного контроля, стали развиваться необычайно высокими темпами. В основе такого «экономического чуда» лежит арабская нефть — основное энергетическое сырье ХХ в. Как говорят арабы, Аллах вознаградил их за долгие мучения и унижения, которые они терпели в течение веков от иноземцев. Создание в 1948 г. государства Израиль, распад колониальной системы империализма и стремление инородных военно-политических блоков распространить свое влияние на арабский мир привели к возрождению агрессивного духа ислама. Национальное самосознание арабов утверждалось в борьбе против европейского, американского или советского влияния в их странах. Одной из форм такой борьбы стал мусульманский фундаментализм, который угрожает даже не столько Западу, сколько самим правящим (и в значительной мере прозападным) режимам ряда арабских стран.

Из огромного числа европейцев, живших в окружении арабов, пожалуй, только Лоренс Аравийский приблизился к пониманию их психологии. Большинство же арабского менталитета не понимает. Наиболее заинтересовано в ХХ в. о нем заговорили евреи-израильтяне. Живя бок о бок со своими «сводными братьями» , евреи изучили внешние проявления жизни арабов, их язык и культуру. Но каждый раз, когда возникала необходимость сесть за стол переговоров с арабами, проблемой для руководства Израиля было непонимание глубинных процессов внутри арабского общества.

Арабы, переселяющиеся в европейские страны и США, продолжают оставаться носителями своей культуры, стремясь навязать ее элементы своему окружению. События 11 сентября 2001 г. в США заставили европейцев и американцев обратить свое внимание на проблемы мусульманского фундаментализма и заняться более глубоким изучением менталитета арабов.

Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют арабские диалекты, на которых говорят жители различных местностей и стран. Выделяются аравийский, иракский, сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы общеарабской культуры, проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни арабов. Но в то же время очень заметны и культурные особенности отдельных арабских народов.

Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть арабов Ирака, часть ливанских арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена . Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят друзы и алавиты. Друзы живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на Голанских высотах, оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.

Алавиты населяют северо-западную часть Сирии (район Латакии) и южную часть области Хатай в Турции . Арабы-христиане в значительном числе имеются в Египте (копты), Ливане (марониты, греко-православная и другие церкви), Сирии (сирийская и греческая православные церкви) и Иордании (католики и православные направления христианства), на Западном берегу реки Иордан (практически все направления христианства) (см.: Религиозная структура…, 2003). В районе города Наблуса сохранилась очень интересная община арабов-иудаистов — арабизированных потомков древнееврейского населения Палестины.

Население арабских стран можно условно разделить на три основные группы: 1) кочевники и полукочевники, 2) сельское население, 3) жители городов. Бедуины (буквально — «жители пустыни») занимались разведением верблюдов, овец и коз. Во время своих кочевок они свободно пересекали государственные границы и, следовательно, были более близки между собой, чем оседлое население различных арабских стран. В ХХ столетии, благодаря проводимой большинством арабских стран политике перевода кочевников на оседлость, произошло резкое сокращение кочевого и полукочевого арабского населения. Основную часть населения крупных арабских стран в настоящее время составляют оседлые земледельцы (по-арабски «феллахи»).

Национальный характер внешне проявляется в определенном этикетом ритуале (или нарушении его) (см., в частности: Байбурин, Решетов, 1988). В основу жизни арабского общества легла бедуинская этика. И хотя бедуинская организация в большинстве современных арабских стран утратила былое влияние, многие ее моральные ценности, живущие в народе, сохраняют свое значение, несмотря на быстро меняющиеся вкусы, привычки и симпатии населения, которое уже и не склонно отождествлять себя со своими кочевыми предками. Арабская община построена по родовому признаку. Личность подчинена интересам семьи, рода и всего племени. По бедуинскому кодексу соплеменники несут ответственность за поведение каждого, как внутри коллектива, так и за его пределами. Каждая семья стремится к предотвращению ситуаций, чреватых затяжными конфликтами, кровной местью, ухудшением социального и материального положения своего рода.

Родоплеменная структура арабского общества повторяет семейную организацию. Арабская семья, как правило, представляет собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена — родители, старшие рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, особенно в деревне, они вместе живут, работают, совместно решают дела. Традиционная семья основана на власти мужа — главы семейства. Его называют «господином семьи». Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения между отцом и сыновьями. Покорность и почитание старших — одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Почитание власти, уважение силы — традиционный образ отношений между народом и ее лидерами в арабском мире.

За время существования Израильского государства разведслужбы этой страны неоднократно предпринимали попытки внедрить своих агентов в соседние арабские страны. Однако еврейские агенты, внешне не отличающиеся от арабов, великолепно говорящие по-арабски, выросшие в арабском окружении, изучившие все тонкости этикета и образа жизни этих людей, никак не могли внедриться в арабское общество: четкая иерархическая структура общества, сплоченность арабских семей и рода моментально позволяла выявлять чуждые им элементы. Семейные отношения и семейные традиции — это тот стержень, который пронизывает все общество. Семья находится на первом месте в числе жизненных ценностей всех арабов — и мусульман, и христиан.

Подчиненное положение, сохраняющееся для большинства арабов из поколения в поколение, из века в век, воздействие мусульманской религии, которая регламентирует практически все стороны жизни людей, укрепили в сознании арабов неверие в свои личные преобразовательные возможности, выработали покорность и смирение. «Иншалла» — «Все в руках Аллаха» — дежурная фраза, сопровождающая любое действие араба. «Если бог даст» — надежда на успех. В случае неудачи — «Так было угодно Аллаху».

Тяжелый физический труд, условия которого не менялись веками, низкое развитие производительных сил приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, воспитали в них неприхотливость, умеренность, высокую приспособляемость, терпеливость, вошедшие в народные поговорки: «Терпение — ключ к радости», «Терпением можно разрушить горы», «Терпение сохраняет то, что имеешь».

В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда — досуг и отдых — важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. «Букра» — «завтра» — означает, что дело, которое поручено арабу, не вызывает у него заинтересованности и, скорее всего, так и не будет завершено в обозримом будущем.

Работники умственного труда — богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности. По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое и обеспеченное будущее.

Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех арабских народов особенно хотелось бы выделить египтян. По личным впечатлениям автора, жизнерадостность египтян, их чувство юмора, умение прощать обиды не знают границ. Веселье вызывает одна удачная шутка. Идущий по улице человек, вполголоса напевающий песню, через несколько шагов услышит, как кто-то еще подхватит его мелодию. Эти люди любят праздники и любят веселье, у них развито чувство юмора. Египетские карикатуристы делают такие политические шаржи такой остроты, которую не всегда встретишь и в «свободных», но «политкорректных» европейских газетах. Политический юмор позволяет себе покушаться на самые высокие авторитеты в обществе. Как тут не вспомнить известный политический анекдот периода правления Анвара Садата. Египтянин приходит в миграционную службу и просит отправить его за границу. «Почему?» — спрашивают его. «Либо я, либо он», — отвечает египтянин, имея в качестве альтернативы себе Садата.

Арабы — люди экспансивные и горячие. Для них характерны повышенная реактивность и бурный характер поступков. Их действия сопровождаются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью в проявлении своих чувств и эмоций. Но их горячность легка, гнев быстро проходит. Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы практически никогда не дерутся, хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга самыми страшными угрозами. Жестикуляция у арабов — активный помощник в разговоре. Жесты разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся обидными европейцам жесты, — абсолютно безобидны для арабов, и наоборот. Высока впечатлительность большинства арабов. В зависимости от причины и источника возбуждения эта впечатлительность либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо доводит до слез.

В этом плане наглядны кадры ликования среди части палестинцев, показанные сразу же после террористических актов 11 сентября 2001 г. В условиях, когда большинство европейцев или американцев испытывают стресс, араб может дойти до состояния безрассудства и совершить непродуманный поступок, не заботясь о его последствиях. Воинственность и «дикость» арабов, как себе представляют ее некоторые европейцы, — это отдельные проявления импульсивности характера.

В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей — в прошлом. История войн ХХ столетия говорит о потере арабскими армиями воинственного духа. Отдельные теоретики ислама, стоящие на воинственных позициях, не пользуются широкой поддержкой народных масс. Современное жизненное пространство, занимаемое арабами, вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары обеспечивают элите общества более чем достойное существование. А представители беднейших слоев общества благодаря религиозной идеологии в большинстве своем привыкли довольствоваться малым.

Арабы отличаются повышенной чувствительностью в вопросах личной чести. Честь является одной из главных составляющих в системе их духовных ценностей. Клятва честью — это самое сильное обещание араба. Проявление сомнения в искренности слов араба, который клянется своей честью, — глубокая обида, запоминающаяся надолго. Постоянная забота о личной чести выработала у арабов определенные стандарты поведения в обществе и коллективе. При выполнении работы для араба более важна ее общественная оценка, чем сам результат. Очковтирательство и видимость деятельности, которую любят создавать многие представители этой нации, — распространенное явление в арабских странах. Типичная уличная сценка на арабском Востоке — один работает, семеро дают советы, руководят действиями работающего. Поломка чего-либо — это возможность для большинства арабов проявить свою «компетентность». Вдруг может оказаться, что человек, никогда не державший в руках гаечный ключ, знает все о ремонте автомобиля. Да разве и нам не знакомо это?

Одни из самых сильных впечатлений от поездки на Ближний Восток у большинства туристов связаны с щедростью и гостеприимством местного населения. Корни этих качеств лежат в психологии кочевников, их гордости и высоком самомнении — чертах характера, которые должны всячески почитаться собеседником, подчеркиваться им в соответствующих выражениях, проявляться в особом уважении и обходительности. Речь араба отличается вежливостью, уважением к собеседнику.

При воспитании ребенка мы часто сталкиваемся с множеством проблем, которые мы можем и не решить. Информацию о воспитании можно получить разными путями. Первым является «помощь старшего поколения», то есть мать и отец дают нам информацию о воспитании ребенка по своему опыту, как положительному, так и отрицательному. Вторым источником информации являются науки психология и педагогика, вобравшие в себя, в большей части, положительный опыт воспитания ребенка. Более подробную информацию и педагогике и психологии вы сможете найти на сайте www.Gim1.Ru.

Благодаря цветистости и богатству арабского языка речи собеседников изобилуют любезностями и громоздкими, манерными выражениями.

Ныне, в условиях все более динамичной жизни, длительная вступительная часть в разговоре, разговор на нейтральные темы — скорее дань традиции. Тем не менее и сейчас беседы чаще всего начинаются с обмена любезностями. Взаимная вежливость существенно облегчает ведение дел, позволяет рассчитывать на снисходительность, меньшую требовательность. Только не забывайте про табу: если вы мужчина, никогда не задавайте хозяину-мусульманину вопросов о женской половине его семьи. Честь женщин для арабов — очень болезненный вопрос.

Гостеприимство, стремление оказать достойный прием гостю уходят корнями в глубь веков. Эта традиция берет свое начало от особенностей бедуинского быта, когда пустыня представляла постоянную опасность. Традиция приютить гостя, радушно его встретить, отметить его пребывание застольем или, во всяком случае, угостить его водой , чашкой кофе или чая очень украшают арабский быт. Отказ от гостеприимства — обида хозяину. Гость, направляющийся в дом араба, должен быть готов к тому, что его накормят и напоят кофе «до потери сознания».

Радушие хозяев и законы гостеприимства распространяются также и на туристов, посещающих арабские страны. Только в этом случае вам необходимо быть готовым и к ряду неприятных моментов. Наибольшее количество наших туристов посещают Египет, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. Именно в этих странах иностранные туристы встречаются с большим количеством негативных проявлений по отношению к себе: вымогательством, плохим сервисом, приставаниями к женщинам, слабыми профессиональными знаниями экскурсоводов и др.

Однажды мои знакомые швейцарцы, посещая пирамиду Хеопса в Гизе, обратили внимание на действия одного египтянина, работающего внутри пирамиды. Держа в руках пальмовую ветку, он сметал пыль со стен зала. При появлении в зале новой группы иностранных туристов он обходил эту группу с протянутой рукой, требуя «бакшиш» — подарок. Денежные купюры, достоинством меньше 1 доллара, им с гордостью, присущей многим египтянам, отвергались. Практичные швейцарцы моментально заинтересовались этим «феноменом». Встали рядом и на протяжении часа наблюдали, не забывая считать подношения. По самым скромным подсчетам оказалось, что дневная прибыль этого «работника пирамиды» приближается к месячной зарплате моих обеспеченных друзей из богатой центральноевропейской страны. Мне стоило большого труда объяснить этим друзьям, что на самом деле это скорее исключение, чем правило для этой страны, и за спиной их подопытного стоит «мафия» из представителей многих структур и семей, стригущих купоны с туризма в стране. Арабы — замечательные люди, пока их не избалуют западные туристы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Байбурин, А. К., Решетов А. М. (1998) Этикет у народов Передней Азии. Сборник статей. М.: Наука.

Религиозная структура населения стран мира (2003) // География. № 3.

Рогачев, С. В. (2002) Из Бекаа в Антиохию. Оронт — Эль-Аси // География. № 2. С. 7.

Обыкновенно в состав Магриба в широком смысле включают также и Мавританию, хотя вопрос об антропологическом составе мавританских арабов (мавров) не вполне ясен. В узком смысле под Магрибом понимают три страны: Алжир, Тунис и Марокко. — Прим. ред.

Лоренс (Лоуренс) Аравийский — разведчик и проводник британского влияния на Аравийском полуострове в конце XIX — начале ХХ в.

Представляющей, заметим, в аридном климате особую ценность. Торговля питьевой водой, появившаяся в Европе сравнительно недавно, а к нам пришедшая лишь в последние годы, в арабских городах была распространена спокон веку: вода здесь имеет вполне определенную цену.

Перед египетской женщиной может стать выбор: или жить свободной жизнью, работать, одеваться по-европейски, или же быть примерной женой, матерью и домохозяйкой, носить хиджаб, быть ограниченной в свободе, но при этом получить гарантии и привилегии исламской женщины. Чаще всего египтянки выбирают второй вариант. Уж такой у них менталитет, что бы там ни говорили о бесправии мусульманских женщин различные феминистские организации.

Этот менталитет арабской женщины вырабатывается в ней с раннего возраста. Девочек воспитывают гораздо строже, чем мальчиков. К 9 – 11 годам они уже становится хорошими домохозяйками, и овладевают всеми премудростями этого дела. До замужества дочь находится на попечительстве родителей, которые рьяно следят и за моральным аспектом воспитания. С момента первой менструации, девушка обязана носить хиджаб. Ей не разрешается появляться на улице без сопровождения взрослых, а тем более разговаривать с незнакомыми людьми. Сексуальные связи до вступления в брак – явление из рода вон выходящее. Не приветствуются и половые связи юношей до женитьбы, но им угрожает лишь серьезный выговор от родителей. В отношении девушек все гораздо серьезнее. Дело может дойти и до физической расправы. До замужества невеста должна оставаться девственницей. Это в Египте очень ценится. В отдаленных селах до сих пор существует обычай выносить на всеобщее обозрение простынь после первой брачной ночи. Традиционно девушек отдают замуж в очень раннем возрасте – иногда в 13 – 15 лет, а брачные договора заключаются между родителями жениха и невесты иногда еще до их рождения.

В городах обстановка более демократичная, но и здесь девушка, лишившаяся невинности до замужества, может стать позором для семьи и изгоем общества. Если невеста не является девственницей, то она перед свадьбой обязана сообщить об этом жениху, который на этом основании вполне имеет право отказаться от свадьбы. Правда, мусульманская религия делает по этому поводу и ряд оговорок. Естественно, что никто не потребует девственности от женщины, уже побывавшей замужем. Существует и правило, которое касается женщин, от рождения не являвшихся мусульманками. Если женщина совершила свои прегрешения до того, как приняла ислам, то они ей прощаются, и жених может на это закрыть глаза. Этим послаблением в исламских канонах часто пользуются египтяне, беря в жены иностранок. По закону мужчина может жениться на христианке или иудейке. Именно религия мужа является в семье основополагающей. Даже, если жена не примет ислам, то дети от смешанного брака будут мусульманами. Женщина же обязана выходить замуж исключительно за мусульманина.

Говоря о целомудрии, мусульманские богословы отмечают, что это обширное понятие, а сексуальные отношения лишь одна из его частей. Целомудрие подразумевает собой преобладание моральных качеств и бескорыстной любви над материальными ценностями и желанием обогатиться.