Различие между теоретическим и практическим мышлением. Философия медицины

Исторически сложилось так, что медицина сама по себе для философии беспроблемна, т.е. познавательно неинтересна, то есть не вносит каких-либо спорных моментов в сложившуюся манеру научного мышления и не является предметом философских дискуссий. В имеющихся философских системных классификаторах наук медицина обозначена как прикладная ветвь биологии и таким образом является «узким предметом исследования». Однако это является наиболее узким и наименее развитым в эволюционно-историческом плане взглядом на философские основании медицины.

Однако на протяжении многих лет остается невыясненным вопрос – что есть медицина? наука или совокупность наук? Парадоксальность ситуации заключается также в том, что к какому разряду наук не причисляй медицину, она остается, прежде всего, наукой о человеке. А потому отнести ее к «прикладывающейся к чему-то» науке никак нельзя. А еще Гиппократ утверждал, что ясное познание человека заимствуется только из медицинского искусства.

В дальнейшем, на фоне классического естествознания, статус медицинских наук меняется, происходит разделение медицины на доктринальную (теоретизирует на принципах более развитых наук), она рассматривалась как «истинная», и клиническую (как искусство врачевания болезней). Но и эта точка зрения оспаривалась, ведь мало иметь только знания, нужно постигнуть искусство медицины.

Методологически медицина до сих пор определяется в терминах науки и искусства. И самое важное в единстве и противоречии этих терминов, что медицина не только наука, но и искусство. Такое антиномичное самоопределение медицины в терминах науки и искусства как бы защиту от воздействия технократизма и других вариантов восприятия медицины.

Термин «искусство» может рассматриваться как степень овладения врачом профессиональными практическими навыками, а также умении разрешать с пользой для пациента ситуации в сфере теоретически непроработанного знания. Однако «искусство» подобного рода можно встретить не только в медицине. Однако творческой компонентой врача остается его клиническое мышление, ни в одной из фундаментальных наук не прописана его предметно-специфическая логика.

Также интересно, что медицину, не смотря на определение «фундаментальная наука», интересует, прежде всего, индивид. Каждый пациент для врача представляет очередную, но уникальную «теорему». Ведь каждый человек уникален и имеет одну уникальную болезнь, состоящую из сочетания недугов всех его органов и систем. Сложности и трудности клинического мышления усугубляются тем, что врачу приходиться зачастую соединять несоединимые по своему предметно-научному основанию методы мышления. Получается этакий «гибрид» доктринальной и клинической медицины.

Еще одно противопоставление - это анатомический подход и физиологический подход в медицине.

Анатомический подход не считается с целостностью любого организма и рассматривает человека по законам любого живого организма. Физиологический подход настроен на постижение целостности организма, то есть учитывает видовую определенность.

Аналитичность органопатологии, которая благоприятствовала торжеству общей патологии, в некотором смысле обосновывалась на общебиологической терминологии, то есть давала фундаментальную широту обобщений.

Наиболее адекватный и реально отражающий специфику и потребности медицинского познания принцип – это клинико-антропный принцип, сформированный в последние 50 лет. Его основа, что при переходе от частной патологии к системе представлений о болезнях человека особенно резко выступает существенная разница между животным и человеком. И эта разница значительно усложняет, а иногда вовсе исключает перенос экспериментальных данных в клинику, то есть ученый должен позаботиться о постижении физиологического смысла открытого процесса, а затем собственного медицинского смысла. Ведь медицина – это, прежде всего наука о человеке.

Медицина - это область научной и практической деятельности, которая направлена на изучение и лечение различного рода патологических состояний здоровья человека (состояния организма), выявление различных способов и методов лечения и поддержания нормального функционирования человеческого организма.

Само слово “медицина” происходить от латинского medicina - что означает исцеление. Естественно, что потребность в исцелении - лечении - существовала всегда, фактически с момента развития человечества, но считается, что начало современной медицины положил известный древнегреческий врач и исследователь Гиппократ, живший в 400-х годах до н.е. на острове Кос. Тогда он заслужил большое уважение своих современников и последующих потомков (ему даже приписывали родство с богом медицины Асклепием, который якобы считался его отцом). После себя он оставил сборник медицинских трактатов - “Гиппократовский корпус”, в которых не только утверждается, что все болезни происходят исключительно от природных причины, а также заложены основы научных медицинских изысканий и разработан первый в истории кодекс врача, основным из принципом которого является утверждение - не навреди. В то же время, из-за существования запрета на вскрытие человеческого тела, некоторые предположения и выводы были несколько ошибочными.

Символы медицины

Медицина имеет свои символы. Самый древний - это посох Асклепия, принадлежавший великому целителю, греческому богу медицины и представляет собой посох, увитый змеей. Внешний символ, который появился в конце 20 века - это шестиконечная Звезда жизни. Ее шесть лучей символизируют основные задачи, которые являются основными в деятельности спасателей при чрезвычайных обстоятельствах: обнаружить; оповестить; проявить ответную реакцию; помочь на месте; помочь во время транспортировки; передать в специализированный центр помощи. Еще один, популярный символ медицины - это красный крест, который является символом международного движения (Движения Красного Креста).

Болезнь - заболевание

Болезнь является основным предметом медицины, как науки, так и практической деятельности. Болезнь определяется как состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни и способности поддерживать нормальный гомеостаз.

О сущности и причинах возникновения болезней ученые спорят и до сих пор. В древней Греции считали (Гиппократ), что любое заболевание возникает из-за нарушения баланса четырех жидкостей в человеческого организма: желчи, слизи, желтой и черной крови. Демокрит считал также, что это происходит из-за того, что некоторые атомы приобретают неправильную форму или неправильно расположены. В средние века считали, что болезненное состояние вызвано состоянием человеческой души, которая борется с заболеванием. Наряду с этими мнениями во все времена ученные также определяли причиной болезни - нарушение физиологического состояния человеческого организма со средой, анатомическим состоянием и воздействия патогенных организмов.

Общепринятая классификация болезней и направления врачебной деятельности:
- внутренние болезни (терапия) - главным способом лечения которых являются употребление лекарств;
- хирургические заболевания (хирургия) - вылечить которые можно только путем оперативного (хирургического вмешательства);
- злокачественные заболевания (онкология) - их причиной являются различного рода дефекты клеток организма;
- наследственные (генетические) болезни - их причиной являются дефекты генов;
- геникология - болезни органов, которые задействованы при беременности и родах;
- кожные болезни;
- глазные болезни (офтальмология);
- инфекционные болезни - вызываются воздействием различных микроорганизмов на человеческий организм;
- венерические заболевания - передаются (главным образом) половым путем;
- психические болезни (психиатрия) - выражаются в нарушении способности объективно воспринимать действительность;
- отоларингология - заболевания уха, горла и носа;
- педиатрия - болезни, которые поражают детей;
- диетология - заболевания из-за неправильного питания;
- интеркуррентные болезни - или как их еще называют в быту - осложнения (например дисбактериоз из-за лечения гриппа антибиотиками).

Виды медицины

Существует несколько видом медицины в зависимости от способов понимания взаимодействия процессов в организме человека и подходов к лечению болезней. Таким образом различают традиционную медицину, западную медицину, восточную медцицину, научную медицину, нетрадиционную и народную медицину. В последние годы также появилось понятие интернет-медицины.

Традиционная медицина - определяется как система (совокупность различных методов и подходов к лечению), направленная на сохранение здоровья человека, его поддержание, предупреждение и лечение болезней посредством коррекции, восстановления нарушенных функций природными средствами приемами и методами.

Западная медицина. Современная западная медицина рассматривает человека как биосоциальную систему. Считается, что вначале болезнь поражает физическое тело, а в последствии с течением развития недуга это приводит к психологическому угнетению. Основой западной медицины являются набор клинических теорий и стратегий лечения, которые предполагают использование таблеток, инъекций, хирургических приемов, облучения и т.д.

Восточная медицина - выделяет в человеке четыре уровня: физическое тело, меридиональную систему, эмоции и психику. Восточные медики считают, что болезнь изначально зарождается в недрах разума.

Научная медицина - неотъемлемо связана с научным экспериментом. Основной ее целью является поиск новых способов лечения болезней.

Нетрадиционная медицина - это понятие является достаточно широким и может интерпретироваться по разному. В основном, нетрадиционной называют медицину, которая выходит за рамки общепринятой медицинской доктрины.

Народная медицина - включает в себя набор способов и средств народного (непрофессионального) врачевания. В то же время, современная медицина развивалась именно на основе опыта народных целителей.

Интернет-медицина (медицина онлайн) - предполагает диагностику заболевания и получение консультации врача через интернет, а также даже проведение хирургических операций удаленно. Иными словами, когда врач непосредственно не контактирует с пациентом.

Медицина сегодня

Современная медицина разделилась на несколько отдельных направлений, которые занимаются лечением в своей области: офтальмология (заболевания глаз); дерматология (болезни кожи); гинекология и акушерство; ларингология и отология (болезни уха, горла и носа). Успешно развиваются: десмургия (правила наложения повязок и лечения ран); оперативная хирургия; механургия (применение приборов хирургии); психиатрия; судебная медицина.

Чтобы заниматься лечением различных болезней, необходимо изучать целый ряд наук. Прежде всего, надо в совершенстве владеть анатомией, которая занимается изучением расположения различных органов и частей, строения тканей (гистология), развития тканей и всего тела (эмбриология). Физиология поможет разобраться в здоровом состоянии организма, в то время как исследовать расстройства поможет общая патология. Расстройства, связанные с грибками, поможет разобрать бактериология. Составом и действием лекарств занимается фармакология. Противостоять ядам поможет токсикология. Огромную пользу принесет патологическая анатомия, которая даст врачу материал для того, чтобы правильно распознать болезнь и назначить лечение.

Современная медицина разделяется на три основные отрасли:
- теоретическая медицина;
- практическая;
- доказательная медицина.

Теоретическая направлена на изучение организма человека, его нормального состояния, патологического строения и функционирования. Она направлена на изучение заболеваний, патологических состояний и методов их диагностики, коррекции и лечения. Основа этого - теоретические знания. Это направление медицины, основанное на логике, подтвержденной научными знаниями, предлагает практической медицине пути развития. Она обобщает знания и создает гипотезы. Ее не зря считают первым шагом практической медицины.

Теоретическая медицина

Теоретическая медицина дает возможность появляться не только новым методам лечения, но и новым лекарственным препаратам. Она более глубоко понимает механизмы, лежащие в основе болезней и процессов выздоровления. Этим она создает основу для диагностики и лечения.

Практическая медицина

Практическая медицина применяет на практике все накопленные наукой знания при лечении заболеваний и патологических состояний.

Современная медицина широко применяет критерии доказательной медицины, которая направлена на доказательство эффективности различных методов лечения, профилактических или диагностических мер.

Увеличение различных заболеваний, которые связаны с возрастом человека, изучают геронтология и гериатрия. Они занимаются проблемами замедления старения, профилактикой в пожилом возрасте, терапией.

Настоящее испытание для врача начинается у постели больного. Тут, в конкретном случае, необходимо применять весь свой опыт и знания. В этой ситуации врач сталкивается с конкретным человеком, с его особенностями, с его строением и пр. Одинаковых больных не существует, поэтому отношение и медицинское воздействие должно меняться от больного к больному. Основываясь на анамнезе (предыдущих болезнях), расспросах, признаках болезни, своих знаниях и опыте, врач ставит диагноз, а так же, делает прогноз относительно лечения и протекания болезни и назначает лечение. Такие особенности отличают научное (рациональное) лечение от эмпирического, при котором лекарство выдается без знания больного.

Значение медицины всегда было очень велико, и оно не утратит своей значимости никогда. Рост успехов в естественных науках будет способствовать росту значения медицины.

Платная и бесплатная медицина

Медициной пользуются практически все слои населения от звезд шоу-бизнеса до высших чинов государства.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», 67% жителей российских городов заявляют, что за последний год пользовались платными медицинскими услугами. Большая часть опрошенных предпочитают оплачивать медицинские услуги за свой счет. Средняя сумма, которую потратил за год каждый клиент на услуги платной медицины - 8700 рублей (приблизительно 300 долларов США).

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Клиентами в сфере платных медицинских услуг значительно чаще выступают женщины (75% против 60% мужчин), респонденты в возрасте до 35 лет, а также россияне со средним и высоким уровнем доходов. Чем моложе респонденты, тем популярнее у них корпоративные и личные страховки, и наоборот - чем старше, тем чаще они выбирают «наличный расчет» с медицинским учреждением.

По сравнению с 2005 годом россияне стали более активно пользоваться услугами частных медучреждений, при этом роль государственных поликлиник и больниц на рынке платных услуг остается по-прежнему преобладающей. В частности, больше 60% опрошенных пользовались платными услугами в районных и ведомственных поликлиниках и больницах. Частные клиники чаще выбирают наиболее активные клиенты этого рынка - женщины и респонденты в возрасте до 35 лет.

Рейтинг популярности видов платных медицинских услуг несколько изменился за 7 лет. Россияне стали значительно чаще пользоваться услугами платной стоматологии (рост с 63% до 74%). На 5-е место в рейтинге поднялась косметология, которая раньше занимала 12-е место.

Система здравоохранения

Система здравоохранения - это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной задачей которых является улучшение здоровья населения определенной страны. Государственным органом, который занимается управлением системой здравоохранения, практически во всех странах является министерство охраны здоровья (МОЗ) или министерство здравоохранения в составе правительства. Также существует международный орган в данной системе - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Эффективность функционирования системы здравоохранения в каждом государстве зависит от качества кадровых ресурсов, объема финансирования, системы информирования и коммуникаций, наличия оборудования и материалов, транспортного обеспечения, инфраструктуры (медицинских исследовательских институтов, больниц, клиник, санаториев и т.п.), а также осуществления общего руководства.

Таким образом, можно предположить, что наилучшая система здравоохранения будет в развитых странах (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США). В то же время, по данным ВОЗ, государством, где существует наилучшая система здравоохранения является Куба. Также интересен пример Китая, где зарплата участкового врача в большой степени зависит от числа здоровых пациентов на его участке. Система здравоохранения в странах СНГ (Украина, Росси, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан), а также другие государства бывшего соцлагеря, на данный момент не входит в список наилучших, в первую очередь из-за того, что она досталась им от развалившегося СССР, а некоторые попытки реформирования не принесли ожидаемого результата.

Лечебные учреждения

Лечение больных требует постоянного наблюдения и специального ухода. По этой причине существует достаточно широкая сеть лечебных учреждений и организаций. Хотя в некоторых случаях лечение (когда болезнь не тяжелая или на период восстановления) может осуществляться и на дому - под наблюдением семейного врача.

В системе лечебных учреждений различают:
- терапевтические - больницы и поликлиники;
- хирургические и травматологические;
- педиатрические;
- профилактические - санатории и профилактории;
- специальные - отделения экспертизы, пункты скорой помощи, медицинские пункты спасения, станции переливания крови;
- родильные дома;
- центры нетрадиционной медицины.

Популярность поискового запроса «медицина» в поисковой системе Яндекс

Указанный поисковый запрос показывает стабильный рост популярности в течении 2011-го - 2012-го годов. Большую часть времени года количественный показатель показов по запросу находится в интервале 500 тысяч - 1 миллион. Пиковое значение было достигнуто в конце октября 2012-го года и составило более 1,111 миллиона просмотров. Среднее ежедневное количество просмотров в течении первых двух месяцев 2013-го года составляет 872,5 тысяч.

Также, вместе с запросом "медицина" пользователи Яндекс ищут:
народная медицина - 100227 запросов в Яндекс за месяц
медицина центр - 57727
клиника медицина - 31017
медицина скачать - 20728
применение +в медицине - 20643
семейная медицина - 20422
медицина лечение - 20139
китайская медицина - 17585
история медицины - 15150
судебная медицина - 14172
медицина катастроф - 13648
современная медицина - 11344
медицина бесплатно - 11178

Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе - отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


Выделяют интуитивное и аналитическое мышление . Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.


Барьеры творческого мышления

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.



Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego - так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.



Прикладные науки представляют область человеческой деятельности, которая используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.

Фундаментальные и прикладные системы знаний

Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической — понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.

Фундаментальные науки являются источником большинства научных теорий. Например, ученый, который пытается выяснить, как организм производит холестерин, или то, что вызывает конкретное заболевание, определяют фундаментальные науки. Это также известно как теоретические исследования. Дополнительные примеры основных исследований будут расследовать как глюкоза превращается в клеточную энергию или как образуется вредный повышенный уровень глюкозы в крови.

Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология). Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.

Прикладные науки используют научные открытия благодаря теоретическим исследованиям для решения практических задач. Например, медицина, и все, что известно о том, как лечить пациентов, является прикладной на основе фундаментальных исследований. Врач, введя препарат, определяет уровень холестерина, то это является примером прикладных знаний.

Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.

Связь между фундаментальной и прикладной системой знаний

Во время исследований применяется как фундаментальная так и прикладная наука. Изобретения тщательно планируются, но важно отметить, что некоторые открытия делаются благодаря случайности; то есть, путем счастливой случайности, как счастливый сюрприз. Пенициллин был обнаружен, когда биолог Александр Флеминг забыл чашку с бактериями стафилококка. Нежелательная плесень выросла на блюде, убивая болезнетворные бактерии. Плесень оказалась и таким образом был обнаружен новый антибиотик. Даже в высокоорганизованном мире, удача, в сочетании с внимательным, пытливым умом, может привести к неожиданным прорывам.

В области теоретическая система знаний используется для разработки информации для объяснения явлений естественного мира. Затем эту информацию используют для практических начинаний через прикладную.

Прикладная наука, как правило, разрабатывает технологию, хотя там может быть диалог между фундаментальной и прикладной наукой (исследования и разработки).

Типы получения знаний

Научное сообщество обсуждает последние несколько десятилетий о значимости разных типов получения знаний. Выгодно заниматься познанием ради просто получения знаний, или же их можно применить к решению конкретной проблемы или для улучшения нашей жизни? Этот вопрос фокусируется на различиях между двумя типами: фундаментальная и прикладная наука.

Фундаментальные или «чистые» науки стремятся к расширению знаний независимо от краткосрочного применения этих знаний. Она не сосредоточена на разработке продукта или услуги непосредственно государственной или коммерческой ценности. Цель фундаментальных наук — знание ради познания, хотя это не значит, что в конце концов, это не может привести к практическому применению.

В отличие от прикладных наук или «технологий» система стремится использовать полученный продукт для решения реальных мировых проблем, таких как повышение урожайности сельскохозяйственных культур, лекарство от определенной болезни или спасать животных которым угрожает стихийное бедствие. В прикладных науках, проблема обычно определяется для исследователя.

Медицинская микробиология является примером прикладных знаний. Эти познания биологии дают новые технологии, хотя и не обязательно только медицинские, которые разработаны конкретно через биомедицину и биомедицинскую инженерию.

Эпидемиология, которая изучает закономерности, причины, последствия и условия влияния на здоровье заболевания в определенной популяции, является применением формальных наук статистики и теории вероятностей. Генетическая эпидемиология применяет как биологические, так и статистические методы относящиеся к разным типам наук.

Таким образом, грань между теоретической и практической деятельностью человека весьма условна.

Примеры прикладной системы знаний

Некоторые люди могут воспринимать прикладную науку как «полезная» и фундаментальную как «бесполезная».

Внимательный взгляд на историю, однако, показывает, что базовые знания влекут за собой множество замечательных приложений имеющих большое значение. Многие ученые считают, что базовое понимание необходимо до разработки приложения.

Таким образом, прикладная наука опирается на результаты, полученные в ходе теоретических исследований.

Другие ученые думают, что настало время перейти от теории к практике вместо того, чтобы найти решения для актуальных проблем. Оба подхода допустимы. Это правда, что есть проблемы, которые требуют немедленного практического внимания. Однако, многие решения находятся только с помощью широкого базиса полученных фундаментальных знаний.

Один пример того, как фундаментальные и прикладные науки могут работать вместе, чтобы решить практические проблемы произошли после открытия структуры ДНК, что привело к пониманию молекулярных механизмов, регулирующих репликацию ДНК. Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где они дают инструкции, необходимые для жизни. Во время репликации ДНК они делает новые копии незадолго перед делением клетки. Понимание механизмов репликации ДНК позволили ученым разработать лабораторные методики, которые сейчас используются для выявления, например, генетических заболеваний или определить лиц, которые были на месте преступления или определить отцовство.

Без фундаментальной или теоретической подготовки, маловероятно, что прикладная наука будет существовать.

Другой пример связи между фундаментальными и прикладными исследованиями является проект , исследование, в котором каждая хромосома человека была проанализирована и сопоставлена, чтобы определить точную последовательность субъединиц ДНК и точное расположение каждого гена (ген — основная единица наследственности, полный комплект генов — геном). Менее сложные организмы также были изучены в рамках данного проекта для того, чтобы лучше понять хромосомы человека. Проект «геном человека» опирался на фундаментальные исследования простых организмов где позже был описан геном человека. Важной конечной целью в итоге стало использование данных прикладных исследований с целью поиска методов лечения и ранней диагностики генетически обусловленных заболеваний. Проект генома человека был результатом 13-летнего сотрудничества между исследователями, работающими в различных областях. Проект, который секвенировал весь геном человека, был завершен в 2003 году.

Таким образом, фундаментальная и прикладная человеческая деятельность неотделимы и зависят друг от друга.