Нравственные и социальные проблемы в романе А.Пушкина "Дубровский" (6 класс). Исследование ученика Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман А.С.Пушкина "Дубровский"

Разработка урока литературы в 6 классе по теме
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Мухоплева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Арктической гимназии
Цели урока:
Обучающие:
формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;
отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста;
обучать умению составлению характеристики героев рассказа;
учить анализировать сюжет художественного произведения;
продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста;
учить читать эпизоды произведения по ролям;
обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.
Развивающие: развивать:
читательские навыки,
умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,
навыки комментированного чтения,
умения исследовательской работы с текстом.
Воспитывающие: воспитывать:
благородные качества личности,
чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.
Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение по ролям.
Связь с другими видами искусства: прослушивание музыкальных записей.
Тип урока: изучение нового материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель
Время

1
Организационный
Здравствуйте, ребята! Все красивы, здоровы, можно начинать урок. Я уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин мира литературы.

Создать положительную эмоциональную атмосферу
1 мин.

2
Целеполагание
Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении»
Сей, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами»
Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский
Проверить знание текста
1 мин

Каково положение каждого из героев?
- Чем похожи и чем отличаются К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?
Ответы учащихся:
- роман А.С.Пушкина «Дубровский»; богатый помещик, второй – обедневший дворянин.
- герои похожи судьбой, отличие в положении каждого героя, взглядах на жизнь.

Сформулируйте и запишите тему урока.
Под руководством учителя формулируется тема урока: «Нравственные и социальные проблемы романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Определить тему урока, поставить цели работы.
1 мин

Определим задачи урока, составим корзину идей.

Составление корзины идей (на доске и в тетрадях): проблема, роман, герои, конфликт, сюжет, основная мысль

3.
Актуализация субъективных знаний учащихся.
- Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?
- Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?
- В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?
Ответы учащихся
Подготовка к изучению нового материала
3 мин

4.
Изучение нового материала
1. Работа с текстом.
- О ком говорится в начале произведения?
- Что связывало этих двух героев?
- Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, какие проблемы затрагиваются в произведении?
Ответы учащихся
Проверка знания текста

Работа в группах.
Анализ 1-2 глав.
- Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова, поработав в группах.
Примерный план рассказа:
1. Происхождение героя.
2. Как сложилась жизнь в прошлом.
2. Материальное положение на момент действия в романе.
3. Увлечения.
3. Отношение окружающих людей к герою.
4. Поведение во время ссоры.
5. Поведение во время суда (слайд 2)
Работа в группах.
Составление характеристик героев.
Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев
7 мин

По мере выступления каждой группы, другая группа делает записи в таблице.
K°Выступление групп.
Заполнение сравнительной таблицы
Отчет о результатах работы групп, составление характеристики героев
4 мин

Что мы можем сказать К.П. Троекурове и А.Г. Дубровском?
- Чем окончилась их ссора?
Ответы учащихся

В чем же заключался конфликт произведения?
- Запишите в тетради
Записи в тетрадях
Определение конфликта произведения
1 мин

Работа по теории литературы:
- Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ответы учащихся
Повторение теории литературы
1 мин

Ссора между друзьями на псарне и их обида – это настоящая причина конфликта?
- В чем заключается внутренний конфликт?
Ответ учащихся: в разных взглядах на жизнь у героев, в разном понимании чести, достоинства, нравственности

Как понимают данную проблему герои?
Работа в парах.
Примерные ответы учащихся:
А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.
К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.
Развитие умения делать выводы
2 мин

Физкультминутка.

Лексическая работа
-Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?
- Подберите противоположные по смыслу понятия.
Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть
Обогащение словарного запаса
1 мин

Как развивались события в дальнейшем?
- Кто стал «наследником» конфликта между старыми друзьями?

Самостоятельная работа
Задание по выбору:
1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.
2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?
3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.
- Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?
Рассказ о жизни В.Дубровского
Составление рассказа о жизни В. Дубровского.
Записи в тетрадях.
Развитие умения составлять рассказ о герое произведения
5 мин

Чтение по ролям 6 главы.
- В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)
- Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?
- Когда он решает сжечь родное имение?
- Кто участвовал в поджоге?
Работа с иллюстрацией с.190.
Чтение по ролям, ответы на вопросы по прочитанной главе
Развитие умения читать произведение по ролям
5 мин

Каким разбойником стал Дубровский?
- Как вы понимаете слово «благородный»?
- Ребята, а как вы относитесь к тому, какой путь выбрал Владимир Дубровский? Правильно он поступил или нет?
- Какую характеристику мы можем дать Дубровскому с нравственной точки зрения?
Ответы учащихся.

5.
Проверка первичного усвоения материала
- Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?
-В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?
Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.
Развитие умения определять главную мысль произведения
3 мин

6.
Этап контроля
Прием «Письмо по кругу». Ребята работают по рядам. Каждому ряду достается «письмо» с вопросом. Поочередно учащиеся отвечают на вопрос и передают дальше следующему ученику.
1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?
2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?
3. В чем заключаются социальные проблемы?
Выполнение задания. Взаимопроверка.
Определение усвоения учащимися материала
2 мин

7.
Домашнее задание
Задание по выбору
А) Подготовить рассказ о Дефорже.
Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем»
В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»
Запись домашнего задания

8.
Подведение итогов урока
- Какие проблемы затрагиваются в романе?

Работа с корзиной идей. Добавляют отсутствующие надписи.
Подведение итогов работы
1 мин

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг.) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу. Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения. «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой. Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику. «Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы. Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами. «Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорит Пушкин, - он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству. И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость. Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым "они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях". Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения. Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он "не мог удержаться от некоторой зависти" при виде псарни Троекурова. Его "суровый" ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов. Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши. Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде. : он "топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя".

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной. В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать. Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера). Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину. И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип. В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа. И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, - сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности. Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством. Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.

МБОУ «Сизинская ООШ»

Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

Обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

Формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

Учить анализировать сюжет художественного произведения;

Обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

Читательские навыки,

Умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

Навыки комментированного чтения,

Умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

Благородные качества личности,

Чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы : роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи : высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»

Создать положительную эмоциональную атмосферу

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

Проверить знание текста

Тайм раунд робин.

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился

Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Конэрс

Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.

Как ты понял точку зрения своего партнера?

Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.

Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Расходятся по местам.

Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4

Повторение материала

Модель Фрейер.

Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

4. Отношение окружающих людей к герою.

5. Поведение во время ссоры.

6. Поведение во время суда (слайд 2)

Составление характеристик героев в течении 2 минут.

Учитель раздает готовые листы.

Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

Повторение изученного материала.

Куиз-куиз-трейд

Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.

Сядьте на свои места

Учитель опрашивает нескольких человек.

Работа в парах.

Объясните партнеру по плечу.

Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?

Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

Физкультминутка.

Лексическая работа

Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.

Обогащение словарного запаса

Ответы на вопросы.

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

5. В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

7. Когда он решает сжечь родное имение?

8. Кто участвовал в поджоге?

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

Проверка первичного усвоения материала

Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

Этап контроля

Мини-тест (слайд) :

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

а. Желание отомстить Троекурову.

б. Стремление поднять крестьянский бунт.

в. Желание быть богатым.

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

в. В стремлении захватить Кистеневку.

Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

Домашнее задание

Задание по выбору (слайд) :

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»

Запись домашнего задания

Подведение итогов урока

Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

Какие проблемы затрагиваются в романе?

Какова главная мысль романа?

Работа с кластером.

Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

Подведение итогов работы

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Тест по произведению

Проблематика повести дубровский

Ответы:

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия. Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками. Вынужденный разбойНо Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» - как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях. Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.