Фламенко - это что такое? Как научиться танцевать этот танец? Шоу фламенко — визитная карточка Барселоны Почему стоит обучиться фламенко

Вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко ? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании .

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами , евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка . Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку . Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре , в танце и пении.

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки , соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко .

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение , творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье... Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

Испанцы все любят танцевать. Существует четыре стиля танца - современный, классический, фламенко и народный.

Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 годах до н.э., когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Кадис (Cádiz) чтобы развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет на испанскую землю пришли мавры и цыгане, которые привезли свои стили танцев. Слияние нескольких культур Иберийского полуострова (арабской, цыганской, иудейской, христианской) усовершенствовало уже существующий танец фламенко. Будучи народным видом творчества, мастерство фламенко передавалось от учителя к ученику и на бумаге не записывалось.

Танец Фламенко в паре

Этот музыкальный жанр родился в Андалусии, но по всей Испании встречаются исполнители фламенко - гитаристы (guitarristas), танцоры (bailarínes), певцы (сantantes). Фламенко - один из символов Испании, имеющий первостепенное значение для танцевальной культуры. Фламенко - народный одиночный танец, в котором жесты - это страстное и эмоциональное выражение чувств. Это танец внутреннего освобождения, танец для женщин с судьбой!

Довольно сухое и точное описание фламенко приведено в БЭС: "Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах."


Накал страстей порой настолько высок, что создается впечатление, что мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, хотят затанцевать друг друга до изнеможения. Даже в странах Латинской Америки существуют жанры, представляющие собой смесь фламенко. Привезли их в Америку первые испанские эмигранты. Примером служат кубинские хабанеры . Разновидностей фламенко много: фанданго, малагенья, алегриас, солеарес, фаррука...

Фламенко - огненный танец

Севильяна - один из популярных в Андалусии танец. Танцеют в паре. Танцоры, в заданном гитарой ритме, хлопают в ладоши и при этом поют. В ходе танца партнеры постоянно то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Сардана - народный каталонский праздник. Название его происходит от названия острова Сардиния, в Италии. Давно, этот остров входил в состав Арагонского королевства. Танцоры, их количество ограничено лишь размером площадки для танцев, берутся за руки. Образуя круг, совершают определенные движения, отбивая такт каблуками.

Чотис - танец жителей Мадрида. Очень медленный танец. Танцуется в паре, партнеры тесно прижимаются друг к другу. Движение в танце очень просты: три шага налево, три направо, поворот. Весь танец пара танцует на "пятачке".

Мунейра - танец, распространенный в Галисии. Его танцуют группой. Танцоры поднимают вверх руки и выполняют разнообразные быстрые прыжки.

Хота - танец, популярный во всей Испании. Самая известная хота в Арагоне. В каждой провинции танец имеет свои разновидности.

Пасодобль - танец, связанный с корридой. Многие знаменитые тореро имеют свой собственный пасодобль. Танцеутся в парах. Танцоры изображают тореро и его плащ, подчиняясь ритму музыкального сопровождения.

Алегриас (Alegrias) - веселый танец. Родина алегриас - город Кадис. Появление этого танца свяывают с победой испанцев над войсками Наполеона. Благодаря своему географическому положению, город долго был в асаде врага. Силы защитников были на исходе, уже казалось вот вот наступит поражение, но на помощь жителям с севера пришли аррагонцы и помогли им в решающий момент. Часто куплеты алегриас повествуют об этом событии. В алегриас много движений из арагонской хоты. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий и победоносный. Исполняется в мажорной тональности.

Фарукка (La Farruca) - захватывающий мужской танец, который первоначально был песней. Цыгане из Андалусии приняли фарукку и изменили на собственный манер. Этот танец является одной из современных форм фламенко и исполняется в минорном ключе. Первоначально, фарукка, танец для мужчин, но сейчас все чаще его стали исполнять женщины, одетые в мужской костюм. Фарукка - танец величавый, гордый, торжественный.

Сегидилья - танец из Ла Манчи. Относится к класическим танцам XVIII века. Руки женщины сплетают кружевные узоры своими плавными движениями. У мужчин движения отличаются строгостью, возвышенностью и четкой пластикой. Движения рук быстрые и проворные, они рассекают воздух, как удары меча, как стрелы молнии.

Специалисты говорят, что для любого танца Испании характерны невероятная ритмичность, эмоциональность и разнообразие движений. Это секрет его быстрого распространения по всему миру. На театральных сценах все больше стало постановок балетов, построенных именно на танцах из Испании.

В Испании обязательно нужно побывать на фламенко. Но что выбрать? Целое шоу или выступления отдельных артистов? Первый вариант подходит всем, поскольку действительно впечатляет. Второй – для тех, кто в танцевальных техниках разбирается, ведь вы сможете лучше разглядеть тонкости движений.

Фламенко – это весело, ярко, удивительно! Танец имеет древние традиции, восходящие к цыганским гуляниям. В выступлении органично сочетаются музыка, сам танец, костюм, выражение лица танцора и звуки его ладоней, пальцев и стоп (сейчас фламенко в Испании танцуют в специальной обуви, а раньше, бывало, что и босиком).

Видео: смотреть онлайн фламенко

Вряд ли можно описать этот танец: лучше посмотрите фламенко онлайн.

В исполнении фламенко, как вы заметили на видео, есть определенные традиции.

Во-первых, девушки-байлаоры одеты в традиционные платья, которые называются bata de cola . Оно чаще всего сделано из ткани в горох или однотонной, но очень яркой. Платье может быть до пола или частично длинным, почти всегда украшено воланами и оборками, очень напоминает цыганское.

Танец фламенко в Испании (см. видео онлайн) сопровождается уникальным движением сапатеадо, похожим на чечетку, прищелкиванием пальцев и хлопками. Танцор создает свой, особый ритм, подчеркивая его всем телом.

Кроме того, танцовщица может пользоваться шикарным веером, мантоном (шалью с длинными кистями) или кастаньетами, чтобы подчеркнуть движения рук.

| Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда - кастаньетами.

Что такое фламенко?

Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.

Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.

Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу:?

В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития фламенко.

В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения. Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на записях первой четверти 20-го века, уже нет.

Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки, появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал, что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко различных песенных жанров, представленных в его труде.

Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями, поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.

Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение фламенко.

Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то: исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но любая эволюция всегда имеет двойственное значение.

Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно поэтому оставившим след в истории.

Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.

В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме, необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым разом все реже встречаются во фламенко.

Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы, состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то, что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда, чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм по моде этого сезона.

Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение, стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения, что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть жизнь.

В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное, где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.

В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра - настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот и ритмов сальсы.

Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в искусстве фламенко.

В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в 1979 г.

Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.

Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить совместные работы Пако де Лусия и Кетама.

И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое" фламенко не исчезнет.

Искусство, впитавшее в себя темперамент разных народов и звуки гитары, обладающее особой пластичной формой. Это не просто танец, это выражение чувств, а если Вы наблюдаете за ним – его яркие красные краски и экспрессия однозначно могут надолго погрузить Вас в приятно-напряженное состояние. Сегодня мы расскажем об огненном танце – фламенко.

История возникновения фламенко так же противоречива как и сам танец: сочетание песни, мелодии, ритма дает нам больше размышлений, нежели ответов. Принято считать, что фламенко относится к цыганскому фольклору, но с вплетением арабских мотивов. Географически родиной фламенко считают юг испанского побережья, а именно Андалусию. Цыгане, бежавшие в 15 веке из Индии, поселившсь в этом регионе, стали перенимать местную культуру и использовать мотивы местной музыки для своих танцев. Поднятые руки, выпрямленная спина, резкие повороты и стук каблуков, — все эти элементы танца сформировали современный фламенко.

Так как испанские цыгане жили обособленными группами, этот танец не имел широко распространения. Спустя несколько веков движения фламенко перенеслись от палящих костров и песен о не лёгкой судьбе под гитару в кабаки и на улицы испанских городов. Так, в 18 веке этот танец начал завоёвывать сердца испанцев в других городах. Историки утверждают, что первые выступления в публичных местах увидел Мадрид в середине 19 века, а затем Валенсия, Кадис и далее по всему миру.

Этот танец представляет из себя смесь более 50 видов жанра, так как разным провинциям характерен свой стиль: главное у басков – мужество и суровость, арагонцы, напротив, весёлые и зажигательные, каталонцам важна лирика и романтика, а андалузцам – страсть. Таким образом, фламенко по праву можно назвать народным танцем. Но наибольшее отличие, а значит и уникальность фламенко состоит в том, что народные танцы в основном коллективные, а танцуя фламенко, танцор или, как принято в Испании их называть, «байлаор», танцует один. Наполняя танец трагичностью жизни и одновременно любовью, независимостью и преданностью, байлаор выворачивает себя наизнанку, чтобы показать истинный фламенко.

Важным атрибутом этого искусства является гитара. Ее звучание создаёт специфический антураж, где ритм и инструмент выражают безрассудный, а иногда драматичный образ. Человека, который аккомпанирует танцору, называют токаорист. Часто случается, что у этих людей не бывает даже музыкального образования, а искусство игры передаётся от мастера к ученику. Встречаются в этом жанре настоящие самородки, обладающие хорошей памятью и чувством импровизации. Послушайте Висенте Амиго, он один из них.

Другие важные особенности этого танца – хлопки в ладоши (пальмас), кастаньеты и кахон (перпуссионный ящик). Многие танцоры отказываются от кастаньет, предпочитая задавать ритм щелчками пальцев для большей грациозности. Если байлаор – женщина, тогда это обязательно веера и длинные платья, которые придают амплитуду движениям, а если мужчина – тогда это непременно тёмные брюки, рубашка с широкими рукавами и широкий пояс.

Кастаньеты

Во фламенко существуют разные стили, которые отличаются друг от друга рисунком ритма и ладом. На испанском эти жанры характеризуют одним словом – палос. Наиболее известный из них — солеа, в котором комбинируют разные мелодии лишь под одну гитару, а в тексте песен используют лирику нравоучительного характера. Другим известным стилем считается саэта — один из первых стилей, появившихся в Андалусии в 17 веке. Танец исполняется без музыкального сопровождения и только солистом, изредка под ударные инструменты. Сигирийа – стиль в котором также используется гитара, но текст песен пронизан отчаянием и душевной болью.

Сегодня этот танец пользуется популярностью, а особенно в больших городах, где люди подвергаются ежедневному стрессу. Фламенко помогает им выплеснуть все негативные эмоции или оживить чувства.