Музыкальное творчество эдварда грига. Эдвард Григ: биография, личная жизнь, творчество, фото Григ композитор биография кратко

Эдвард Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843, Берген (Норвегия) — 4 сентября 1907, там же) — великий норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшиго с 12 лет от роду) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.

Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина Хагеруп вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине Хагеруп сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.

Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они стали мужем и женой в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Христианию (так тогда называлась столица Норвегии). С тех пор Эдвард писал музыку только для своей жены — Нины.

Всё чаще в Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнеее. Несмоторя на это, Григ продолжал творить и стремится к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Рассказывают, что перед смертью Григ приподнялся с постели и отвесил глубокий и почтительный поклон. Однако не многие уверены в этом факте.

Эдвард Григ скончался в родном городе — Бергене 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.

15 июня 1843 года в Бергене родился Эдвард Григ. Он принес славу Норвегии. Его творчество покорило сердца не только жителей этой северной страны, но и любителей музыки во всем мире. А она присутствовала в жизни маленького Эдварда с рождения.

Мать Грига, пианистка, выступающая в Бергене с концертами, стала первым преподавателем нотной грамоты для своего сына. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. Гаммы, тональности, этюды, арпеджио, нотные записи – все это прочно вошло в его жизнь.

Огромное влияние на подрастающего музыканта оказало творчество Моцарта. Моцарт обладал феноменальным музыкальным даром. Его музыка доставляла истинную радость мальчику.

Эдвард Григ не стал любимчиком фортуны с первых шагов своей карьеры. Начало было сложным. Его первые произведения не впечатлили слушателей. Но надо отдать должное родителям — они всегда поддерживали Эдварда. В 15 лет он стал слушателем Лейпцигской консерватории, которую успешно закончил в 1862 году, получив красный диплом.

Эдвард Григ переезжает в Копенгаген, где судьба сводит его с норвежским композитором Рикардом Нурдроком (одним из авторов государственного гимна Норвегии) и датским композитором Нильсом Гаде, которые стали одновременно и учителями и друзьями музыканта. Под их началом совершенствуется композиторское мастерство начинающего автора. Впоследствии Эдвард Григ посвятил памяти Нурдрока первое издание своего фортепианного концерта.

Произведения знаменитого норвежского композитора известны всем — это музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианные концерты, тетрадь «Лирических пьес», сонаты для скрипки и фортепиано, песенные композиции на стихи Андерсена, Бьернсона, Ибсена, музыкальное оформление к драматическому монологу «Берглиот», сюиты для струнного оркестра, вариации на норвежские народные мелодии, романсы, вокальные миниатюры, танцевальные мелодии и многое другое.

У Грига много композиций, затрагивающих душу человека. Это лирические произведения «К Норвегии», «Со скал и фиордов», «Люблю тебя» и другие.

Главная особенность творчества великого мастера – это то, что он привнес в свою музыку элементы национального колорита северной страны. Все его творчество тесно переплетено с жизнью норвежского народа, его культурой, обычаями, бытом, милыми сердцу картинками родной природы. Народные норвежские мотивы, наигрыши, напевы родной глубинки – вот источник, ставший для композитора основным при создании самобытной норвежской музыки.

Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами в Европе.

Светлана Петухова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Выход в 1997 году полнометражного 12-серийного отечественного мультфильма «Незнайка на Луне» открыл мир искусства Эдварда Грига, и без того популярного, ещё для одной части российской аудитории. Теперь даже совсем маленькие дети иногда задают вопрос: кто автор музыки песен из «Незнайки»? Прекрасных, легко запоминающихся мелодий, которые являются неотъемлемой частью доброй, остроумной и поучительной сказки о фантастических приключениях, о взрослении и мечте, наконец, о ностальгии и долгожданном возвращении домой.

«Где б ни были мы даже долгие года,
Сердцами домой устремляемся всегда»,

Поёт сказочная жительница Ромашка на мотив григовской «Песни Сольвейг». И сердце ноет, и слух пристрастно следит за меланхолическими вздохами обманчиво-простой и словно бы заранее знакомой мелодии. Когда-то она была сочинена для иного, но по смыслу родственного текста:

«Зима пройдёт и весна промелькнёт,
Увянут все цветы, снегом их занесёт,

И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит...». Песня Сольвейг - символ ожидания и тоски, бесконечной верности и вечной любви. Одна из немногих музыкальных тем, ассоциирующихся в представлениях слушателей всего мира именно с этим кругом образов.


ТАЛИСМАН ЭДВАРДА ГРИГА - ЛЯГУШКА, ПРИНОСЯЩАЯ СЧАСТЬЕ

Так же творчество и собственно имя Эдварда Грига в первую очередь и неразрывно связываются с Норвегией, самым крупным представителем музыкального искусства которой композитор является и поныне. Однако в целом продолжающийся сюжет русско-норвежских музыкальных взаимоотношений, исторических, концертных, стилевых переплетений, много шире и разнообразнее, чем повороты одной-единственной, хотя бы и выдающейся, биографии. Уже в 1838 году с гастролями в Петербург впервые прибыл замечательный виртуоз, скрипач Оле (Уле) Булл (1810-1880), чья деятельность также неотделима от возникновения в начале 1850-х знаменитого Норвежского театра в Бергене - первого театра, где спектакли шли на норвежском языке. В 1880 году по приглашению Николая Рубинштейна пост профессора фортепианного класса в Московской консерватории занял Эдмунд Нойперт (1842-1888) 1 - лучший пианист Скандинавии, первый исполнитель Фортепианного концерта Грига (весна 1869 г., Копенгаген) и первый в Норвегии исполнитель Третьего концерта Антона Рубинштейна (лето 1869 г., Кристиания, ныне Осло), спустя 15 лет (в апреле 1884) выступавшего в норвежской столице с фантастическим успехом 2 . Наконец, к рубежу XIX-XX столетий в России стали хорошо известны имена композиторов Юхана Свендсена (1840-1911), Кристиана Синдинга (1856-1941) и Юхана Хальворсена (1864-1935).

Бесспорно, что музыкальные современники Грига составили генерацию, впервые по-настоящему заинтересовавшую просвещённую Европу именно единством творческих убеждений. Это было поколение единомышленников, профессионально обученных 3 , честолюбивых и, главное, стремившихся вывести достижения искусства родной страны за её географические границы. Тем не менее с тех пор и до сих пор единственным норвежским музыкантом, добившимся широчайшего мирового признания, остаётся Эдвард Григ. Он был также и единственным из живших композиторов, кого П.И. Чайковский, с удовольствием с ним общавшийся, прямо назвал гениальным 4 , а М. Равель - правда, уже позже - отметил в качестве зарубежного мастера, значительно повлиявшего на современную ему французскую музыку.

С течением времени искусство Грига утратило отчётливый национальный статус: интонации, некогда воспринимавшиеся в качестве опосредованно-народных, теперь стали общемировым достоянием. Холодноватые и неожиданные гармонии; резкие, неравномерные, непривычные ритмы; остроумные переклички регистров; мягкие касания интервалов и свободная, охватывающая огромное пространство мелодия - всё это он, Григ. Поклонник итальянской природы и неагрессивного северного солнца. Заинтересованный путешественник, чьи дороги всегда вели к дому. Музыкант, добивавшийся известности и пропустивший важные премьеры своих сочинений. В жизни, в творчестве Грига достаточно противоречий и несоответствий; взятые в сумме, они закономерным образом уравновешивают друг друга, создавая облик художника, далёкий от романтических стереотипов.

Эдвард Григ родился в Бергене - старинном городе, «где всегда дождь», легендарной столице новежских фьордов - узких и глубоких морских заливов меж высоких крутых скалистых берегов. Родители Грига были достаточно образованными и материально обеспеченными, чтобы предоставить троим своим детям (двум мальчикам и девочке) выбрать дело по сердцу. Отец оплатил обучение в Лейпцигской консерватории не только Эдварда, но и его брата, отличного виолончелиста, а позже, когда Эдвард для получения всесторонних впечатлений отправлялся в заграничные путешествия, финансировал и их. Семья не препятствовала музыкальной карьере Грига; напротив, каждое достижение сына и брата искренне приветствовалось родными. На протяжении всей жизни Григ имел возможность плодотворного общения с друзьями и единомышленниками. Оле Булл посоветовал родителям мальчика отправить его в Лейпциг. Там преподавателями Грига были лучшие европейские профессора: выдающийся пианист Игнац Мошелес, теоретик Эрнст Фридрих Рихтер, композитор Карл Рейнеке, после выпуска оставивший знаменательную приписку в григовском аттестате - «обладает в высшей степени значительным музыкальным талантом, особенно к композиции» 5 .

Вернувшись в Скандинавию, Григ подолгу жил в родном Бергене, Кристиании и Копенгагене. Переписка композитора охватывает около двух десятков имён представителей скандинавского искусства - как широко известных ныне, так и позабытых. Безусловное влияние на формирование Грига оказало личное общение с композиторами старшего поколения Нильсом Гаде (1817-1890) и Иоганном Хартманом (1805-1900), ровесниками Эмилем Хорнеманном (1841-1906), Рикардом Нурдроком (1842-1866) и Юханом Свендсеном, знаменитым сказочником Хансом Кристианом Андерсеном (1805-1875), поэтами и драматургами Генриком Ибсеном (1828-1906) и Бьёрнстьерне Бьёрнсоном (1832-1910).

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ ПОЗНАКОМИЛСЯ С ЭДВАРДОМ ГРИГОМ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 1888 ГОДА В ЛЕЙПЦИГЕ. «<...> В КОМНАТУ ВОШЁЛ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО РОСТА ЧЕЛОВЕК, СРЕДНИХ ЛЕТ, ВЕСЬМА ТЩЕДУШНОЙ КОМПЛЕКЦИИ, С ПЛЕЧАМИ ОЧЕНЬ НЕРАВНОМЕРНОЙ ВЫ¬СОТЫ, С ВЫСОКО ВЗБИТЫМИ БЕЛОКУРЫМИ КУДРЯМИ НА ГОЛОВЕ И ОЧЕНЬ РЕДКОЙ, ПОЧТИ ЮНОШЕСКОЙ БОРОДОЙ И УСАМИ», - ВСПОМИНАЛ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ. ЧАЙКОВСКИЙ ПОСВЯТИЛ ГРИГУ УВЕРТЮРУ-ФАНТАЗИЮ «ГАМЛЕТ» ОР. 67A, ПОД УПРАВЛЕНИЕМ РУССКОГО МУЗЫКАНТА 5 НОЯБРЯ 1891 ГОДА В МОСКВЕ ПРОЗВУЧАЛ В ИСПОЛНЕНИИ А.И. ЗИЛОТИ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ГРИГА. И ДО СИХ ПОР ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ СЮЖЕТ ПОД НАЗВАНИЕМ «РУССКИЙ ГРИГ» ОБЯЗАН СВОИМ РОЖДЕНИЕМ ВЕЛИКОМУ ЧАЙКОВСКОМУ.

Ранняя известность Грига на родине - следствие столь же рано проснувшихся способностей к сочинительству и, конечно, немалых музыкально-общественных амбиций. В 10 лет Григ написал своё первое произведение (фортепианную пьесу), в 20 вместе с друзьями основал в Копенгагене музыкальное общество «Эвтерпа», в 22 встал за дирижёрский пульт, чтобы познакомить публику с двумя частями своей единственной симфонии, в 24 попытался создать первую в Норвегии Музыкальную академию, наконец, в 28 организовал там концертное Музыкальное общество (ныне столичное Филармоническое общество). Однако популярность «местного масштаба» не привлекала молодого человека: всегда дальновидный, он прекрасно понимал, что значительные художественные впечатления и истинное творческое развитие ожидают его лишь вне привычных границ - географических, коммуникационных, стилевых. Путешествия Грига отличаются от романтических странствований, подобных скитаниям его самого известного героя - Пера Гюнта, - прежде всего ясным осознанием цели. Вообще вся жизнь Грига и монолитность, неизменность, отчётливая направленность его мировоззрения - следствие раз и навсегда сделанного выбора между возможным и необходимым. Понимание собственных творческих перспектив и обязательных для них путей развития, скорее всего, пришло к Григу в период обучения в Лейпцигской консерватории (1858-1862). Именно там, где живы были традиции преподавания Феликса Мендельсона (её основателя), где к музыке несомненных новаторов - Р. Шумана, Ф. Листа и Р. Вагнера - относились пока настороженно, сложились основные приметы григовского музыкального письма. Сознательно усложняя гармонический язык и фактуру, отдавая предпочтение яркой, эмблематичной мелодике, активно привлекая национальный тематизм, уже в своих ранних сочинениях он искал индивидуальный стиль, ясность формы и структуры.

Длительное путешествие Грига в Италию через Германию (18651866) также имело конкретную задачу и также было связано с противоречивым этапом внешне благополучной биографии. Отправляясь в Лейпциг, Григ оставил в Берлине тяжело больного друга - Рикарда Нурдрока. После успешного премьерного исполнения в лейпцигском Гевандхаузе григовских сонат (фортепианной и первой скрипичной) композитор обещал другу вернуться, но изменил планы. «Бегство на юг» принесло Григу запланированное разнообразие впечатлений: там он посещал храмы и палаццо, слушал музыку Ф. Листа, В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти, познакомился с Г. Ибсеном, выступал в римском Скандинавском обществе и участвовал в карнавале. В разгаре удовольствий получил письмо: Нурдрок умер. Ни единым словом Григ не комментировал своё тогдашнее поведение, но создал на смерть друга единственный свой «Траурный марш», которым продирижировал в первом собственном абонементном концерте в Кристиании год спустя. (И отметил в письме: «звучало отлично».) А позже, принимая обрушившуюся славу, посвятил Нурдроку первое издание Фортепианного концерта.

НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ПЕРВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА ГРИГА В РОССИИ ПЕТЕРБУРГСКУЮ ПРЕМЬЕРУ, КОТОРАЯ СОСТОЯЛАСЬ 22 НОЯБРЯ 1876 ГОДА (ДИРИЖЁР Э.Ф.НАПРАВНИК, СОЛИСТ И.А. БОРОВКА). ВОЗМОЖНО, ДАННЫЙ ФАКТ ЗАКРЕПИЛСЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОТОМУ, ЧТО НА ВЫСТУПЛЕНИИ ГИПОТЕТИЧЕСКИ МОГ ПРИСУТСТВОВАТЬ ЧАЙКОВСКИЙ. ОДНАКО В МОСКВЕ ЭТОТ КОНЦЕРТ СЫГРАЛИ РАНЬШЕ - 14 ЯНВАРЯ 1876 В ЗАЛЕ БЛАГОРОДНОГО СОБРАНИЯ НА СИМФОНИЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. СОЛИРОВАЛ П.А. ШОСТАКОВСКИЙ, А ЗА ДИРИЖЁРСКИМ ПУЛЬТОМ НАХОДИЛСЯ НИКОЛАЙ РУБИНШТЕЙН - «МОСКОВСКИЙ РУБИНШТЕЙН», ОРГАНИЗАТОР МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ СТОЛИЦЫ, ОСНОВАТЕЛЬ КОНСЕРВАТОРИИ, ЛЮБИМЕЦ РАЗНОРОДНОЙ ПУБЛИКИ И БАЛОВЕНЬ МЕСТНЫХ МЕЦЕНАТОВ. ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ГРИГА, В 1870-Х ПОКА ЕЩЁ НЕ ЧАСТО УКРАШАВШИЙ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОНЦЕРТНЫЕ СЦЕНЫ, НЕ ТОЛЬКО ПРИСУТСТВОВАЛ В РЕПЕРТУАРЕ Н.Г. РУБИНШТЕЙНА - ПИАНИСТА И ДИРИЖЁРА, НО И ЗАНИМАЛ ОДНО ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МЕСТ В ЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Переезд в Кристианию и начало самостоятельной жизни связано с женитьбой Грига на двоюродной сестре - Нине Хагеруп - и с длительным разрывом отношений с родителями. Они не приветствовали союз любимого сына со столь близкой родственницей и потому не были приглашены на свадьбу (как и родители невесты). Радости и страдания, связанные с семейной жизнью, также остались за гранью григовской переписки и дневниковых записей. И - по большому счёту - за границами григовского творчества. Жене - хорошей певице - композитор посвящал свои песни и с радостью выступал вместе с нею в концертах. Однако рождение и ранняя смерть (в возрасте года с небольшим) единственной дочери Александры, отсутствие у Григов других детей, по-видимому, мало отразились на его мироощущении. И дело здесь не в нордическом аскетизме характера, в принятой тогда сдержанности реакций. И не в желании утаить события частной жизни от публики (общеевропейскую славу Григ обрёл позже).

Осознание своих творческих способностей и больших перспектив принесло с собой громадную ответственность, под бременем которой композитор добровольно существовал до самой смерти. Григ всегда знал, что он должен делать. Великая цель - вывести норвежскую музыку на общеевропейский уровень, принести ей мировую известность и тем навсегда прославить родную страну - представлялась Григу достижимой в процессе отчётливого поступенного движения, при котором сочинительские амбиции должны были подчиняться как обязательным внешним влияниям, так и организации внутренних алгоритмов бытования музыкальной жизни Норвегии. В апреле 1869 года Григ не стал посещать премьеру своего Фортепианного концерта в Копенгагене, вылившуюся в триумфальный успех. По-видимому, композитор посчитал, что его присутствие в недавно открытой Музыкальной академии в Кристиании важнее. Но также именно поэтому, оставив в октябре того же года Академию, Григ отправился в Италию - по приглашению Листа, который лично исполнил тот же концерт в домашней обстановке, и пришёл в восторг.

ИСПОЛНЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА ГРИГА, СОСТОЯВШЕЕСЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ «КАЗИНО» В КОПЕНГАГЕНЕ, СТАЛО СОБЫТИЕМ ОБЩЕСКАНДИНАВСКОГО МАСШТАБА. СОЛИСТОМ ВЫСТУПИЛ ЭДМУНД НОЙПЕРТ, ЗА ДИРИЖЁРСКИМ ПУЛЬТОМ СТОЯЛ ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЁР КОРОЛЕВСКОЙ ОПЕРЫ ХОЛЬГЕР СИМОН ПАУЛИ, А В ЗАЛЕ НАХОДИЛАСЬ ПОЧИТАТЕЛЬНИЦА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КОРОЛЕВА ЛУИЗА. ПРИСУТСТВОВАЛ НА ЭТОЙ ПРЕМЬЕРЕ И НЕОЖИДАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ - В ГОСТЕВОЙ ЛОЖЕ РАСПОЛОЖИЛСЯ АНТОН РУБИНШТЕЙН. 4 АПРЕЛЯ 1869 ГОДА БЕНДЖАМИН ФЕДДЕРСЕН, ДРУГ КОМПОЗИТОРА, ОТПРАВИЛ ЕМУ СЛЕДУЮЩЕЕ ПИСЬМО: «<...> В ТО ВРЕМЯ КАК МОИ УШИ БЫЛИ ЦЕЛИКОМ ПОГЛОЩЕНЫ ТВОЕЙ МУЗЫКОЙ, ГЛАЗА Я НЕ ОТРЫВАЛ ОТ ЛОЖИ СО ЗНАМЕНИТОСТЯМИ, Я СЛЕДИЛ ЗА КАЖДОЙ МИНОЙ, КАЖДЫМ ЖЕСТОМ И СМЕЮ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ГАДЕ, ХАРТМАН, РУБИНШТЕЙН И ВИНДИНГ БЫЛИ ПРЕИСПОЛНЕНЫ РАДОСТИ И ВОСХИЩЕНИЯ ТВОЕЙ РАБОТОЙ. <...> НОЙПЕРТ СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО ПРОСТО ОТЛИЧНО <...> А РОЯЛЬ РУБИНШТЕЙНА В КАКОЙ-ТО МЕРЕ СПОСОБСТВОВАЛ УСПЕХУ СВОИМ НЕСРАВНЕННЫМ НАСЫЩЕННЫМ И КРАСОЧНЫМ ЗВУКОМ» .

Таких поворотов в биографии Грига немало; их нельзя оценить адекватно, не приняв григовскую систему ценностей: сначала музыка и музыкальная практика, а затем уже всё остальное. Может быть, по этой причине, несмотря на яркость и драматизм григов-ских сочинений, эмоциональный градус их авторского высказывания воспринимается скорее результатом продуманной, опосредованной реакции, чем непосредственного отклика. Неслучайно во время путешествий писал Григ мало; большинство произведений создано им дома, в уединении и тишине. Обретя материальную независимость, композитор построил дом на побережье бергенского фьорда, на вершине высокой скалы. Именно туда, в поместье Тролльхауген (дом троллей), возвращался маэстро после гастролей, которых с каждым годом становилось всё больше: в Германии, Голландии, Швейцарии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехии, Лифляндии. По иронии судьбы на премьере сочинения, сразу после исполнения принесшего Григу колоссальную известность, автор также отсутствовал, на сей раз по семейным обстоятельствам. Родители Грига умерли с промежутком в 40 дней осенью 1875 года, и похоронные хлопоты, отразившись на психике и настроении композитора, надолго задержали его в Бергене.

Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» удостоилась отдельных фундаментальных рецензий. Спектакль, показанный впервые 24 февраля 1876 года в Кристиании, шёл почти 5 часов. Для последовавших представлений композитор произвольно дописывал либо купировал номера и фрагменты музыкального текста. Поэтому понять во всех подробностях, как именно происходили эти представления, сейчас невозможно. Две авторские сюиты из музыки к «Пер Гюнту» идут в сумме 90 минут. Каждая из этих минут звучания известна большинству слушателей. А из всего написанного Григом - музыки к сценическим произведениям, симфонических опусов, камерных ансамблей, песен, хоров, фортепианных сочинений - в массовой памяти уцелели фортепианный концерт ля-минор, многочисленные страницы из десяти тетрадей фортепианных «Лирических пьес», немногочисленные романсы и отдельные фрагменты камерно-инструментальных опусов. За прошедшее столетие «фирменные» григовские интонации растворились в творчестве других мировых школ и композиторов. Однако даже сейчас Грига узнать нетрудно. Кажется, что лишь в его музыке мрачный колорит непроходимых лесов и глубоких пещер столь зримо оттенён скупыми лучами долгожданного солнца. Что только здесь следы морской стихии наложили столь несмываемый отпечаток на низвергающиеся линии грозных пассажей. Что прозрачность и тишина воздуха перед восходом лишь в этом оркестре переданы столь реалистично. Что громадность природного пространства, окружающего человека, только Григу удалось обернуть отголосками непреходящего одиночества.

Он умер не неожиданно, хотя планировал ещё многое. Не успел съездить второй раз в Лондон, не доехал до России, куда его настойчиво и долго приглашал пианист и дирижёр А. Зилоти. Причиной смерти стала эмфизема лёгкого - последствие перенесённого в юности туберкулёза. С таким заболеванием, возможно, легче жилось бы в другом климате. Совсем не там, где дожди, ветры и холодное лето. Но тогда это была бы иная история - без терпкого аромата хвои, фантастических тролльских плясок и тоскующего голоса Сольвейг, плывущего между фьордами.

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» БЛАГОДАРИТ МУЗЕЙ ЭДВАРДА ГРИГА, ТРОЛЛЬХАУГЕН, А ТАКЖЕ ПУБЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ В Г. БЕРГЕН ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», - писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики - вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов - Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист - исполнитель своих фортепианных произведений , а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп. Произведения этого периода - Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), Вторая скрипичная соната (1867) - свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» - эти слова прозвучали для Грига как благословение. Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле «Трольхауген» («Холм троллей»). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет». Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906). Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня - нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!» Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера - старой Озе - и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Колыбельная Сольвейг»).

В сюитах проявилось своеобразие григовокого языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр. Традиции программных миниатюр Шумана развивают «Лирические пьесы » для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей («Весной», «Ноктюрн», «На родине», «Колокола»), жанровые и характеристические пьесы («Колыбельная», «Вальс», «Бабочка», «Ручеек»), норвежские крестьянские танцы («Халлинг», «Спрингданс», «Гангар»), фантастические персонажи народных сказок («Шествие гномов», «Кобольд») и собственно лирические пьесы («Ариетта», «Мелодия», «Элегия») - огромный мир образов запечатлен в этих лирических «дневниках» композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы «Лебедь» (ст. Ибсена), «Сон» (ст. Ф. Богенштедта), «Люблю тебя» (ст. Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы - «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Девушка с гор» и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: «У врат монастыря», «Возвращение на родину», «Олаф Трюгвасон» (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный концерт , открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано - в светло-идиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, «цепи» контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих «поток неожиданностей», по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит «Пер Гюнт», композитором написаны сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга» (в манере старинных сюит Баха и Генделя); «Симфонические танцы» на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. прошлого века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», - писал Чайковский. - «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

И. Охалова

  • Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на стиль Грига →

Жизненный и творческий путь

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года. Предки его - шотландцы (по фамилии Грейг). Но еще дед обосновался в Норвегии, служил британским консулом в городе Бергене; ту же должность занимал отец композитора. Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама обучала детей музыке. Позже, помимо Эдварда, профессиональное музыкальное образование получил его старший брат Джон (окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова).

Берген, где Григ родился и провел молодые годы, славился своими национальными художественными традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон; в Бергене родился и долгое время жил Уле Булль. Именно он первым обратил внимание на незаурядную музыкальную одаренность Эдварда (мальчик с двенадцати лет сочинял) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось в 1858 году. С небольшими перерывами Григ пробыл в Лейпциге до 1862 года (В 1860 году Григ перенес тяжелое заболевание, подорвавшее его здоровье: он лишился одного легкого.) .

Григ без удовольствия впоследствии вспоминал годы консерваторского обучения, схоластические методы преподавания, консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. В тонах добродушного юмора он описал эти годы, равно как и свое детство, в автобиографическом очерке, озаглавленном «Мой первый успех». Молодой композитор нашел в себе силы «сбросить ярмо всего ненужного хлама, которым его наделило скудное воспитание дома и за границей»,- оно грозило направить его по ложному пути. «В этой силе крылось мое спасенье, мое счастье,- писал Григ.- И когда я понял эту силу, как только узнал самого себя,- я осуществил то, что хотел бы назвать своим единственным успехом...». Однако пребывание в Лейпциге немало дало ему: уровень музыкальной жизни в этом городе был высоким. И если не в стенах консерватории, то за ее пределами Григ приобщался к музыке современных композиторов, среди которых он более всего ценил Шумана и Шопена.

Григ продолжал совершенствоваться в качестве композитора в музыкальном центре тогдашней Скандинавии - Копенгагене. Его руководителем стал известный датский композитор, поклонник Мендельсона, Нильс Гаде (1817-1890). Но и эти занятия не удовлетворяли Грига: он искал новых путей в искусстве. Встреча с Рикардом Нурдроком помогла их обнаружить - «будто с глаз моих спала пелена»,- говорил он. Молодые композиторы поклялись отдать все силы разработке национального норвежского начала в музыке, они объявили беспощадную борьбу романтически размягченному «скандинавизму», который нивелировал возможности выявления этого начала. Творческие искания Грига горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства.

Новые идейные стремления не замедлили сказаться на творчестве композитора. В фортепианных «Юморесках» ор. 6 и сонате ор. 7, а также в скрипичной сонате ор. 8 и увертюре «Осенью» ор. 11 уже отчетливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Он все более их совершенствовал в следующий период своей жизни, связанной с Христианией (ныне Осло).

С 1866 по 1874 год продолжался этот напряженнейший период музыкально-исполнительской и композиторской работы.

Еще в Копенгагене, совместно с Нурдроком, Григ организовал общество «Эвтерпа», ставившее себе целью пропаганду сочинений молодых музыкантов. Вернувшись на родину, в столице Норвегии Христиании Григ придал своей музыкально-общественной деятельности более широкий размах. Возглавив Филармоническое общество, он стремился, наряду с классикой, привить интерес и любовь слушателей к произведениям Шумана, Листа, Вагнера, имена которых еше не были известны в Норвегии, а также к музыке норвежских авторов. Григ выступал также в качестве пианиста- исполнителя собственных произведений, часто в содружестве со своей женой, камерной певицей Ниной Хагеруп. Его музыкально-просветительская деятельность протекала рука об руку с интенсивной композиторской работой. Именно в эти годы он пишет ставший знаменитым фортепианный концерт ор. 16, Вторую скрипичную сонату ор. 13 (одно из самых любимых своих сочинений) и начинает издавать серии тетрадей вокальных пьес, а также фортепианных миниатюр как интимно лирических, так и народно-танцевальных.

Большая и плодотворная деятельность Грига в Христиании, однако, не получала должного общественного признания. Он имел замечательных союзников в своей пламенной патриотической борьбе за демократическое национальное искусство - в первую очередь композитора Свенсена и писателя Бьёрнсона (с последним его связывали долгие годы дружбы), но и немало врагов - косных ревнителей старого, омрачавших своими интригами годы его пребывания в Христиании. Поэтому особенно запечатлелась в памяти Грига та дружеская помощь, которую оказал ему Лист.

Лист, приняв сан аббата, жил в эти годы в Риме. Он не знал лично Грига, но в конце 1868 года, ознакомившись с его Первой скрипичной сонатой, пораженный свежестью музыки, послал восторженное письмо автору. Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт Грига. Он сказал ему: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные, и - не давайте себя запугать!..».

Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял: «Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний».

Григ поехал в Италию на полученную им государственную стипендию. Несколькими годами позже, вместе со Свенсеном, он получил от государства пожизненную пенсию, которая освободила его от необходимости иметь постоянное место службы. В 1873 году Григ покидает Христианию, а в следующем году обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом. Открывает этот период создание музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» (1874-1875). Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Наряду с музыкой к «Перу Гюнту» создаются остро драматичная фортепианная Баллада ор. 24, струнный квартет ор. 27, сюита «Из времен Хольберга» ор. 40, ряд тетрадей фортепианных пьес н вокальной лирики, где композитор все чаще обращается к текстам норвежских поэтов, и другие сочинения. Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт; его произведения печатаются одним из самых солидных немецких издательств, множится количество концертных поездок. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий: шведской в 1872 году, Лейденской (в Голландии) в 1883, французской в 1890 и вместе с Чайковским в 1893 году - доктором Кембриджского университета.

Со временем Григ все более сторонится шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходится посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живет уединенно, преимущественно за городом (сначала в Луфтхусе, затем вблизи Бергена в своем имении, названном Трольд- хауген, то есть «Холм троллей»); основное время посвящает творчеству. И все же Григ не бросает музыкально-общественной работы. Так, в течение 1880-1882 годов он руководил в Бергене концертным обществом «Гармония», а в 1898 году там же провел первый фестиваль норвежской музыки (из шести концертов). Но с годами пришлось отказаться и от этого: его здоровье пошатнулось, легочные заболевания участились. Григ умер 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии как национальный траур.

Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига - художника и человека. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью и, не принимая прямого участия в политической жизни страны, всегда выступал убежденным демократом. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому в годы, когда за рубежом появились тенденции, тронутые декадентским влиянием, Григ выступал в качестве одного из крупнейших реалистических художников. «Я противник всякого рода «измов»,- говорил он, полемизируя с вагнерианцами.

В своих немногочисленных статьях Григ высказывает немало метких эстетических суждений. Он преклоняется перед гением Моцарта, но одновременно полагает, что при знакомстве с Вагнером «этот универсальный гений, чья душа всегда оставалась чуждой всякого филистерства, обрадовался бы как дитя всем новым завоеваниям в области драмы и оркестра». И. С. Бах для него является «краеугольным камнем» современного искусства. У Шумана он ценит прежде всего «теплый, глубоко сердечный тон» музыки. И самого себя Григ причисляет к шумановской школе. Склонность к меланхолии и мечтательности роднит его с немецкой музыкой. «Однако мы более любим ясность и краткость,- утверждает Григ,- даже наша разговорная речь ясна и точна. Мы стремимся добиться этой ясности и точности в нашем искусстве». Много теплых слов он находит для Брамса, а свою статью памяти Верди начинает словами: «Ушел последний великий...».

Исключительно сердечные отношения связывали Грига с Чайковским. Их личное знакомство состоялось в 1888 году и перешло в чувство глубокой приязни, объясняемое, по выражению Чайковского, «несомненным внутренним родством двух музыкальных натур». «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу»,- писал он Григу. А тот, в свою очередь, мечтал еще об одной встрече «где бы то ни было: в России, Норвегии или еще где-нибудь!». Чувства уважения к Григу Чайковский выразил, посвятив ему увертюру-фантазию «Гамлет». Он дал замечательную характеристику творчества Грига в своем «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах,- писал далее Чайковский,- сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий... то неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен!..».

М. Друскин

Сочинения:

Фортепианные произведения
всего около 150
Множество небольших пьес (op. 1, издан в 1862 году); 70 содержится в 10 «Лирических тетрадях » (изданы с 1870-х годов по 1901)
Среди крупных произведений:
Соната e-moll ор. 7 (1865)
Баллада в форме вариаций ор. 24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор. 14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы-каприсы (2 пьесы) ор. 37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (есть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)

Песни и романсы
всего - с посмертно изданными - свыше 140

Камерно-инструментальные произведения
Первая скрипичная соната F-dur ор. 8 (1866)
Вторая скрипичная соната G-dur ор. 13 (1871)
Третья скрипичная соната c-moll ор. 45 (1886)
Виолончельная соната a-moll ор. 36 (1883)
Струнный квартет g-moll ор. 27 (1877-1878)

Симфонические произведения
«Осенью», увертюра ор. 11 (1865-1866)
Фортепианный концерт a-moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 34
«Из времен Хольберга», сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор. 40 (1884)
2 сюиты (всего 9 пьес) из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» ор. 46 и 55 (конец 80-х годов)
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из «Сигурда Иорсальфара» ор. 56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор. 64

Вокально-симфонические произведения
театральная музыка
«У врат монастыря» для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
«Возвращение на родину» для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872, 2-я редакция - 1881)
«Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор. 32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» ор. 23 (1874-1875) Записи