К какому жанру относится оратория. Возникновение жанра. Предшественники оратории. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Оратория

итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю

Крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одновременно с которыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, Оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в Оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта Оратории - преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, Оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для Оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане.

Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные "рождественские", "пасхальные" и "страстные" Оратории, так называемые "страсти" (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.

Непосредственными предшественниками Оратории считаются средне-вековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 в. в связи с общим упадком католической церкви литургические драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католическое духовенство было вынуждено искать другие средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Около 1551 церковный деятель Ф. Нери основал при римском монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католического вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, так называемых ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, которые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, которые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорические драмы, мистерии нравоучительного содержания, в которых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили название rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и Оратории стали противопоставляться мессе. Термин "Оратория" как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в музыкальной литературе в 1640.

Первая Оратория "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima e di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорической драмой, ещё тесно связанной со сценическим эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Главными героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум. Музыка состояла из хоровых мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo, оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).

В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа Оратории - "вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итальянском поэтическом тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском латинском тексте. "Вульгарная", или "простонародная", Оратория более демократична, общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирические, диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из которых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к середине 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова Оратория "Иоанн Креститель" А. Страделлы.

Alessandro Stradella - San Giovanni Battista

В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.

Классический тип Оратории создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из которых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библейские сюжеты. Гендель писал Оратории также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпические произведения, яркие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Их главное действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей музыкально-драматическое развитие. Гендель использует в Ораториях все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских Ораториях незначительное место.

Гендель - "Самсон"

В Германии ораториальная музыка под влиянием некоторых итальянских форм развивается из так называемых "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме Оратории. Таковы "Духовные истории" Г. Шютца , основоположника Оратории в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и Оратории "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история".

Генрих Шютц - "Семь слов Христа на кресте"

От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.

Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха . Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано многими исследователями. Поскольку главная сфера баховского искусства - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этическую тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагические истории страдающего человека, в которых объединяются различные психологические планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирические отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение различных "планов" повествования), так и в узком (использование полифонических форм), - характерная черта творческого метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не Ораторией, а циклом из шести духовных кантат.

В дальнейшем в связи с ростом влияния оперы в Германии многие немецкие композиторы отдают предпочтение итальянскому стилю ("Смерть Иисуса" Грауна, произв. А. Хассе, И. К. Баха и др.).

Особое место в истории жанра занимают Оратории композиторов венской классической школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творческого метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта "Кающийся Давид" (переделанная из "Большой мессы" c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.

W.A.Mozart - Davide Penitente

Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной Оратории. Народно-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797), "Времена года" (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.

Гайдн - "Сотворение мира"

Единственная оратория Л. Бетховена "Христос на Масличной горе" (1803) представляет собой образец концертной трактовки жанра.

Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, Оратория утрачивает монументальность и героическое содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон-Бартольди в Ораториях "Павел" (1836) и "Илия" (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирическом плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской Оратории (secular oratorio) "Рай и Пери" (1843) Шумана по романтической поэме Т. Мура лежит не драматический конфликт, а контрастная смена настроений. Оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862) и в особенности "Христос" (1866) Листа написаны в традициях романтической программно-симфонической музыки.

Лист - "Легенда о святой Елизавете"

Французские композиторы реже обращались к Оратории, всегда отдавая предпочтение опере. Жанр Оратории во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. Оратории писал также Ж. Б. Люлли ("Давид и Ионафан", "Блудный сын"). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза "Детство Христа" (1854); его драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846) также родственна Оратории. Многие оперы французских композиторов приближаются к Оратории ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в концертном исполнении), и наоборот, их Ораториям присущи черты оперной театральности ("Руфь", 1845, "Ревекка", 1881, Франка; "Смерть и жизнь", 1884, Гуно; "Ева", 1875, и "Мария Магдалина" Массне, 1873, позднее переработана в оперу).

Исторические события 20 в. послужили толчком к возрождению жанра; эпоха народных движений требовала монументальных демократических форм, способных воплотить темы общечеловеческого значения. В поисках ответа на животрепещущие вопросы современности прогрессивные западно-европейские композиторы 20 в. часто обращаются к духовному и художественному наследию прошлого, используя тематику и сюжеты Библии, Евангелий, мифологии и эпоса, но трактуя их с новых позиций. Развитие Оратории в 20 в. характеризуется сближением её с оперой и кантатой. Современная Оратория наиболее традиционного плана - "Крики мира" Онеггера (1931), "Бесконечное" Хиндемита (1931). Сближение Оратории с кантатой наблюдается в "Пляске мертвецов" (1938) и "Рождественской кантате" Онеггера. В 20 в. складывается новый жанр оперы-оратории, которая может исполняться как в театре, так и в концертном зале. Таковы "Царь Давид" Онеггера (1921), "Царь Эдип" Стравинского (1927), "Христофор Колумб" Мийо (1930). Современная Оратория сближается также с античной драмой (К. Орф), "эпическим театром" Б. Брехта ("Назидательная пьеса" - Брехта с музыкой П. Хиндемита, 1927). Особое место занимает Оратория "Жанна Д"Арк на костре" (1938) Онеггера , сочетающая ораториальные формы с элементами народных действ - мистерий.

Артюр Онеггер - "Жанна Д"Арк на костре"

Arthur Honegger - Jeanne d"Arc au Bûcher

Prologue/Scene 1

Русские композиторы обращались к жанру Оратории редко. Известны Оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотические чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также "Потерянный рай" (1856) и "Вавилонское столпотворение" (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития русской музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпического плана. В то же время ораториальные черты проявляются во многих русских классических операх 19 в. (1-й акт "Руслана и Людмилы", пролог "Князя Игоря", 2-й и 4-й акты "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

В советские время Оратория получает широкое развитие как монументальная концертная вокально-симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого общественного значения. Один из первых опытов создания массовой советской Оратории - коллективная работа ряда композиторов группы "Проколл" (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) "Путь Октября", посвященная 10-летию Октябрьской революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на некоторые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произведение явилось первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль Оратории в советской музыке определились, однако, не сразу. Хотя в начале 30-х гг. Оратории почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хоровых финалах симфоний (3-я, "Первомайская", симфония Шостаковича, симфония "Ленин" Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значительные произведения ораториального плана появляются в 1938 - 1939. Это Оратория "Емельян Пугачёв" Коваля (1939), а также симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1938) и кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939), которые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к Оратории. Произведения Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотическая тема освободительной борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотические Оратории "Народная священная война" Коваля (1941), "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина (1943). Основным героем Ораторий военных лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хоровых эпизодов.

В послевоенные годы Оратории посвящаются теме мирного строительства - "Песнь о лесах" Шостаковича (1949), "На страже мира" Прокофьева (1951). Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены Оратории 50-60-х гг. Новое осмысление получает военная тематика в Реквиеме Кабалевского (1963), в Оратории "Нагасаки" Шнитке (1958), "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1963, на стихи А. А. Блока, К. Ф. Рылеева, К. М. Симонова, М. В. Исаковского). Жанровой новизной и мелодичностью языка отличается "Патетическая оратория" Свиридова (1960, на сл. В. В. Маяковского). Революционная тематика находит воплощение в Оратории-поэме "Двенадцать" Салманова (1957, на текст Блока), в Оратории "Сны революции" Рубина (1963, на сл. В. А. Луговского). Представляют интерес в смысле жанрового решения "Поэтория" Щедрина (1968, на сл. А. А. Вознесенского; назв. образовано от слов "поэт" и "оратория") и Оратория "По следам Руставели" Тактакишвили (1964), в основе которой лежит исключительно аккордово-хоральный склад.

Достижением советских композиторов является насыщение Оратории симфоническим развитием, что способствует более действенному раскрытию драматического содержания ("Сказание о битве за русскую землю" Шапорина). Вместе с симфонизацией Оратории складываются некоторые новые принципы музыкальной драматургии, например столкновение различных интонационных сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматической динамики музыкального повествования, для подчёркивания драматической ситуации или выявления различных планов музыкальной драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В современной Оратории активизируется процесс синтеза жанров, Оратория сближается с кантатой ("Песнь о лесах" Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.

Шостакович "Песнь о Лесах"

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова оратория

оратория в словаре кроссвордиста

оратория

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

оратория

ж. лат. наука красноречия, витийство;

музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

оратория

оратории, ж. (латин. oratorium от oro - говорю, молю).

    Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.

    В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

оратория

И, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

прил. ораторный, -ая, -ое и орато-риальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

оратория

    ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

    ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

оратория

ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю) музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. oratorium ≈ молельня, лат. oro ≈ говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16≈17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы и мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке ≈ Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы ≈ речитативы и арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы ≈ А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. ≈ т. н. «страсти» .

Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30≈40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха ≈ т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. ≈ А. Онеггер («Жанна д"Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. ≈ «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell" oratoria, Mil., 1964.

Википедия

Оратория

"""Орато́рия """ - крупное музыкальное произведение для хора , солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Примеры употребления слова оратория в литературе.

Гайд-Парке, в кофейнях и в придворной Сент-Джеймской церкви, в дешевых меблированных комнатах и домах знати, в театре во время исполнения оратории Генделя и на аллеях популярных увеселительных садов Воксхолла, в камере Ньюгейта и арестных домах, в лавке ростовщика и на маскараде в Хеймаркете - это далеко не весь Лондон, а лишь очень небольшая его часть, соседствующая с королевским дворцом, то пространство, на которое распространяется юрисдикция двора или, как тогда говорили, в пределах вольностей королевской конторы, ибо, напомним, именно там Бут может передвигаться, не рискуя быть схваченным и арестованным за долги.

Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.

Ходили не только на гастролеров, иностранных звезд - огромным спросом пользовались абонементные концерты, с выдержанными программами: скажем, фортепьянные концерты Бетховена в исполнении Гилельса, или симфонии Брамса под управлением Зандерлинга, или оратории Гайдна, Генделя.

Как реакция против устаревшего хорального искусства, покоившегося на диатонике, начинается большое брожение, из которого в свою очередь возникнут опера и оратория .

Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории , кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов.

Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям , а в области инструментальной музыки - к концертам.

Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат.

Литературной основой этой оратории , написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М.

Здесь сочетаются признаки оратории , оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля.

Прогрессивная интеграция может быть отмечена в том значительном различии, которое существует между маленькими комбинациями тонов, составляющих фразу, выражающую горе, гнев или триумф, и обширными комбинациями тонов, последовательными и одновременными, составляющими ораторию .

Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе.

Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа, богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоритурами.

Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии.

Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий – Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550–1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605–1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона .

Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585–1672), которые имели обозначение «в стиле оратории»; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685–1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение . Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы («страсти»), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты.

Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г.Ф.Генделя (1685–1759); его Мессия , Израиль в Египте , Саул , Иуда Маккавей , Соломон и Семела – это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери ; Фауст ), Ф.Лист (Христос ), Г.Берлиоз (Детство Христа ; Осуждение Фауста ), Э.Элгар (Сон Геронтия ), И.Ф.Стравинский (Царь Эдип ), А.Онеггер (Царь Давид ).

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - в XVII-XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся пением старинных гимнов и лауд. С введением диалога эти «ораториальные беседы» приобрели драматически повествовательную форму, рассчитанную на более или менее широкую демократическую аудиторию. Своеобразной религиозной драмой с развитым сценическим действием была первая известная нам оратория «Представление души и тела» Эмилио Кавальери (1550-1602), одного из основателей итальянской музыкальной драмы. Исполнение ее состоялось в Риме в 1600 г. В первые 10-летия XVII в. элемент сценической игры в ораториях постепенно исчезает и все большую роль начинает приобретать речитативная партия повествователя-рассказчика (именно она и вбирает в себя основные перипетии сюжета). Впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным концертным произведением, где чередуются развитые хоровые эпизоды, чисто инструментальные фрагменты (типа оперных «синфоний») и законченные вокальные номера (арии, ансамбли, речитативы). Значительная роль в развитии жанра оратории середины XVII в. принадлежит итальянскому композитору Джакомо Кариссими (1605- 1674). До нас дошло 12 его ораторий («Иевфай», «Суд Соломона» и др.), написанных на латинский текст. Параллельно развивалась оратория с итальянским текстом, причем содержанием ее служили нередко исторические эпизоды, а также вольно трактованные духовные темы. Во 2-й половине XVII в. к жанру оратории постоянно обращались Бенедетто Феррари (1597-1681) и Алессандро Страделла , а на рубеже XVIII в. - Алессандро Скарлатти .

Новую эпоху в развитии жанра открыли монументальные оратории Г. Ф. Генделя , созданные в 30-40-х гг. XVIII в. Основой их послужили главным образом исторические и библейские сюжеты. Главное действующее лицо в них - народ; отсюда вытекает главенствующая роль хора, которая является одной из наиболее новаторских черт генделевских ораторий (лучшие из них «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). В творчестве Генделя выкристаллизировался классический тип оратории как героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью, величием образов.

По структуре к жанру оратории близки месса, реквием, Страсти (Passionen), а также некоторые вокально-хоровые композиции на религиозный сюжет (Stabat Mater, Те Deum и др.). Выдающиеся образцы произведений такого типа (мессы, passionen) создал И. С. Бах .

В XIX в. все эти жанры, так же как и собственно оратория, все более отходят от узко религиозной тематики.

«Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!» – слушая эту решительную «команду» из Георгия Васильевича Свиридова, трудно поверить, что когда-то этот жанр родился в отчаянной попытке противопоставить нечто духовное и возвышенное чему-то земному и «греховному»… Мы говорим о рождении оратории.

XVI-XVII века выдались нелегкими для католической церкви: набирало силу новое религиозное течение – протестантизм, для сохранения паствы нужно было изобретать нечто новое. Одним из новаторов стал итальянец Филипп Нери, впоследствии канонизированный: он предложил единоверцам то, что привлекало современников у протестантов – встречаться, обсуждать отрывки из Священного писания, исполнять духовную музыку… Такие встречи назывались ораториями (от латинского слова oratio, что значит – речь), благодаря им зародилось общество ораторианцев. Его члены занимались различными богоугодными делами – помогали бедным, проповедовали слово Божье… и, разумеется, настороженно относились ко всему, что могло представлять угрозу для христианской веры. В XVII столетии они усмотрели такую угрозу в лице новорожденного музыкального жанра – оперы (церковь всегда недолюбливала театр, особенно если на сцену выводились языческие античные боги). Бороться с оперой с помощью репрессий было бы бесполезно – да и не в стиле ораторианцев были такие методы, и они пошли другим путем, более разумным: решили противопоставить опере нечто похожее, но иное.

Так родился жанр, названный – по наименованию общества – ораторией. Можно сказать, что реакция оказалась очень оперативной: самая первая оратория – «Представление о душе и теле» (создал ее итальянский композитор Эмилио де Кавалиери) – была исполнена еще до конца 1600 года, в котором состоялась премьера первой оперы. Задуманная как противовес опере, оратория во многом была подобна ей, она тоже состояла из арий, ансамблевых и хоровых номеров, соединяемых речитативами. Но другие черты противопоставляли ораторию ее «сопернице»: оперы того времени обычно были трехактными – оратории состояли из двух частей, оратория – в противоположность опере – предназначалась не для постановки в виде спектакля, а для концертного исполнения, а тематика ее была исключительно духовной (никаких греческих богов и римских императоров!).

Смогла ли оратория стать достойной «соперницей» оперы? Пожалуй, смогла – но не так, как представлялось ораторианцам: во время постов оперные спектакли были запрещены – и публика с удовольствием слушала оратории… Этот жанр не вытеснил оперу, а стал вровень с нею, пошел своим путем. Уже в XVII столетии в Италии выделились две разновидности оратории – «латинская» и более демократичная «вульгарная» («простонародная»).

Черты оратории приобрел духовный жанр – пассионы («страсти»), драматизированное музыкальное повествование о последних днях земной жизни Христа. Пассионы по всем четырем Евангелиям создал немецкий композитор Генрих Шютц, который считается основоположником оратории в Германии, написал он и другие сочинения в этом жанре (тоже духовного содержания). Но вершиной жанра пассионов справедливо считаются творения Иоганна Себастьяна Баха.

Зародившись в Италии, оратория в этой стране пришла в упадок в начале XVIII столетия – зато за пределами Италии для нее наступает «звездный час». По иронии судьбы, связано это было с творчеством композитора-протестанта – , создавшего в этом жанре тридцать два произведения. Он нередко использовал библейские сюжеты («Саул», ), но не только их – есть у него сочинения и светские («Веселость, задумчивость и умеренность») и на сюжеты из античной мифологии («Геракл»). Оратории Генделя отличаются эпической монументальностью, важную роль в них играет хор, которому отводится и роль рассказчика (от солиста в этой роли Гендель отказался), и активного участника событий, даже сольные партии нередко сочетаются с хоровой фактурой (в виде арии с хором).

Новые возможности оратории открывает XIX век – оказывается, она может быть не только величественной и возвышенной, но и лирической! Это качество проявляется даже там, где композитор, казалось бы, следует традициям Генделя – например, в «Илии» Феликса Мендельсона-Бартольди.

Композиторы ХХ века тоже не оставляли ораторию без внимания, задумываясь о вечных вопросах бытия («Бесконечное» Пауля Хиндемита», «Крики мира» Артюра Онеггера). Парадоксальным явлением стало сближение оратории и оперы – появляются оперы-оратории, которые допускают и концертное исполнение, и сценическую постановку (например, «Царь Эдип» ).

Русские композиторы не уделяли оратории особого внимания до ХХ века, но в Новейшее время появляется немало таких произведений: «На страже мира» Сергея Сергеевича Прокофьева, «Песнь о лесах» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, «Нагасаки» Альфреда Гарриевича Шнитке, сочинения Юрия Александровича Шапорина… Особенно важную роль играла оратория в творчестве Георгия Васильевича Свиридова, создавшего на этой ниве такие шедевры, как и «Патетическая оратория».

Все права защищены. Копирование запрещено