Домбра – инструмент души. О чём играет Президент. Казахский музыкальный инструмент домбра (фото)

домбра инструмент, домбра
Не следует путать с Домрой. См. также статью Думбыра. Домбра на почтовой марке Казахстана

(каз. домбыра) - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, ногайцев и других народов.

  • 1 История
  • 2 Легенды о происхождении домбры
  • 3 Домбыра - инструмент кюя
  • 4 Домбра в казахской культуре
  • 5 Конструкция
  • 6 Строй
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки

История

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз, Дутар,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого казаха - домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кеты-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кеты-Буга донесла до кагана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца… Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней казахской реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбыра - инструмент кюя

Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра(дерево). При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры.

Домбра в казахской культуре

(каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра - самый популярный казахский музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре - Саз, в якутской - Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Конструкция

Длина домбры составляет 80-130 см. Лады могут быть навязными, врезными, или, как у узбекской домры, отсутствовать совсем.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна.
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй. Также он может быть и квинтовым. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль , Ре (малой октавы).

Интервалы между струнами: g {ч.4}d (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 - чистая кварта).

Музыкальный диапазон домбры с 19-тью ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от Ре малой октавы до Ре второй октавы.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. - Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. - Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. - Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Примечания

  1. Музыкальное наследие
  2. Дух Великой Степи - Электродомбра помогла казахстанской группе достичь вершин рок-чарта в США
  3. 1 2 Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 179. - 672 с. - ISBN 5-85270-254-4.

См. также

  • Домра
  • Думбыра
  • Кобыз
  • Шертер

Ссылки

  • Казахская домбра
  • Легенда о происхождении верхнего порожка домбры
  • Сайт казахской государственной национальной библиотеки
  • Сайт проекта Асыл Мура
  • Ноты для домбры. Частная нотная библиотека

домбра, домбра адай курмангазы, домбра видео, домбра википедия, домбра инструмент, домбра картинки, домбра музыка, домбра ногайская песня, домбра оркестр, домбра фото

Домбра Информацию О

Домбра (каз. домбыра) - это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.
Домбыра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре - Комуз, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Этимология слова домбыра

Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура - гитара, на калмыцком - Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура - это гитара, на монгольском языке Домбура - это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мды ыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен кк (tepen kok-рысь),Аса аз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), ланны тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Ккейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

Этот инструмент тем не менее является достоянием всех тюркских народов мира.
Домбыра - инструмент кюя
Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.
Строение домбыры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Легенды о происхождении домбыры

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Вот вы узнали все о домбре... Советую вам научиться играть на домбре, так как возможности домбры обширны..

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

История

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы - европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра .

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз , Дутар ,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя . Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов . Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец . Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан , помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области . «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд , воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - инструмент кюя

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна .
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её

История казахских музыкальных инструментов.

«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»

Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».

Посещение культурных мероприятий в Казахстане.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр.
История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен.
Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу.
Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной.
В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области. Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука. Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250 - 300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки.
Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1 - 1.2 мм. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры.
Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.
Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.
Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом.
Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть. Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.
Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки, оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Кюй Домбра.

«Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
Да сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя, -
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков - домбра.
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души -
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Эй, трудовых людей певец,
Властитель струн, знаток сердец,
Меня весельем взбудоражь.
Я кюй навек запомню твой
О жизни новой, молодой.
Ты, мудрый летописец наш.
Играй еще сильней, домбра!»




Домбра - самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра - это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры.

Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще вего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева: ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.

Составные же части казахской домбры одинаковые во всех регионах Казахстана. Это шанак - корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр. Пружина-это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Существуют два основных приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн.

Композиторское, исполнительское искусство домбровых импровизаций в XIX веке достигло высокого художественного совершенства. Абыл, Курмангазы, Даулеткерей, Дина – на Западе, Таттимбет, Казангап – на Востоке, Кожеке – на Юге, и десятки других имен – яркие индивидуальности, со своей стилистикой, своими школами, традициями. Домбра была и верной спутницей профессиональных странствующих певцов. Образы Биржан-Сала, Ахана-Сере, Мухита, Джамбула, Амре и других прославленных акынов и певцов неизменно связаны с аккомпанирующей домброй.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Что же касается истории появления такого инструмента, как домбра, то существуют свидетельства, что прототип современной казахской домбры существовал более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют наскальные рисунки найденные археологами высоко в горах Алматинской области на плато "Майтобе" в 1989 году. На рисунках этих изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру.

А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

Инструмент, напоминающий по форме домбру встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды времени.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-раби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. Послушать еще одно произведение, исполненное на домбре Вы можете здесь.