Уральские племена. Древние города урала

Эта дата предназначается для того, чтобы отдать должное богатству культур коренных народов и подумать о решении проблем, связанных с притеснением малых национальностей.

Этнографы сходятся во мнении, что коренным народом Южного Урала являются башкиры. Сегодня башкирскому этносу ничего не угрожает - с точки зрения закона все граждане Российской Федерации равны вне зависимости от национальности. А вот веками создававшаяся культура может со временем раствориться в ритме современной жизни.

Большинство башкир проживают в республике Башкортостан, и лишь небольшая часть - в Челябинской и Курганской областях: по материалам переписи 2010 года башкирами себя считают примерно 163 тысячи южноуральцев.

Самые яркие грани культуры народа - это его легенды, одежда и кухня. С ними и познакомимся.

Скоро сказка сказывается…

Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал-батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт - значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр - всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.

Пир горой

Башкиры издревле занимались скотоводством, а если был поблизости лес - то и пчеловодством. Поэтому практически во всех блюдах национальной кухни присутствует мясо, предпочтительно баранина или конина, а большинство сладостей и напитков делают на меду. Традиционная башкирская пища очень сытная, к мясу добавляют отваренные кусочки теста разных форм или картофель. Важное место занимают продукты из молока: катык, айран, кумыс, корот (солёный творог).

Айран Фото: Commons.wikimedia.org

Попробовать традиционные блюда башкирской кухни в Челябинске практически негде, однако большинство из них вполне можно приготовить дома. При этом хозяйке не придётся ломать голову над тем, что подать на первое, а что на второе: многие башкирские кушанья «универсальны». Например, для кулламы отдельно варят с приправами нарезанную небольшими кусочками мякоть баранины или говядины, затем из муки, подсоленной воды и яйца замешивают тесто, делят его на маленькие шарики (салма) и отваривают их в готовом бульоне. При подаче на стол в каждую тарелку кладут кусочки мяса, салму и заливают из бульоном. Такое блюдо с успехом заменит привычные нам суп и второе с гарниров вместе взятые.

Но если душа требует более обильной трапезы, можно на первое приготовить шурпу (та же куллама, только с картофелем), а на второе - фаршированное яйцами мясо. Готовится оно так: говяжью вырезку зачищают от сухожилий, прорезают с одной стороны в виде мешочка и начиняют сваренными вкрутую яйцами. Отверстие зашивают, мясо посыпают солью, перцем и обжаривают на сковороде, доводят до готовности в духовке, периодически поливая выделяющимся соком и жиром.

Бэлиш Фото: Commons.wikimedia.org

Дальше - чай. Он должен быть крепким, ароматным (можно добавить к заварке листья чёрной смородины и земляники) и обязательно с молоком. К чаю подают баурсаки (обжаренные в масле кусочки теста) или различные бэлиши (пироги).

По одёжке встречают

Национальная одежда башкир многослойна: под верхний плотный халат полагалось надевать ещё несколько более тонких. У женщин верхняя одежда могла быть приталенной, а вот пояс - с кованой пряжкой и различными украшениями - полагался только мужчинам. Головные уборы делали из войлока и меха и богато расшивали, причём чем моложе человек, там ярче могли быть цвета. Там, где было много скота, практически все могли позволить себе кожаную обувь. Из украшений башкирские женщины особенно любили серебро и кораллы - их выменивали у восточных купцов за мёд и меха. Светлому металлу приписывалась способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Существовала даже пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Кораллы же связывались с плодовитостью и богатством и считались обязательным подарком жениха невесте перед свадьбой.

Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год Фото: Commons.wikimedia.org

Сейчас, когда большинство башкир живут в городах, национальный костюм в традиционном его виде можно увидеть разве что во время выступлений танцевальных коллективов. Однако то же самое можно сказать практически о всех населяющих нашу страну народах, так что ничего необычного в этом нет.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

С точки зрения этнографии русские южноуральцы делятся на три группы: потомки оренбурских казаков, русские горнозаводские (в основном, рабочие) и простые крестьяне, - рассказал «Губернии» доцент историко-филоголического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко. - Татары - тоже некоренной народ, состоящий из нескольких этнографических групп. На Южном Урале живут в основном волгоуральские татары. Они, как и русские, пришли на территорию Южного Урала во времена освоения земель в XVII веке.

А вот башкиры - это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы - потомки украинских переселенцев конца XIX - начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне - они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт - Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки - этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район - Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, - рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Дарья Нестерова

13:53 Когда наши компьютеры отправятся к пейджерам? Квантовая информатика наступает!

В Южно-Уральском государственном университете ведутся исследования в области квантовой информатики. О том, что квантовый компьютер предоставит фантастические возможности и заставит всех переучиваться, рассказал "Губернии" челябинский ученый Игорь Клебанов.

Народы Урала Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. Появление человека на Урале Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан. Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории. Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу. Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана. Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру. Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости. Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции. Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой». Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751. После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность. Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой. Манси Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля. Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромным местам, им по-прежнему приносили жертвы. Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми (зыряне) Данный народ обитал на территории таежной зоны. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми - Сыктывкар - был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск. Коми-зыряне Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая - к Казанскому ханству, третья - к Сибирскому ханству. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – Уфа. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Агафуровы Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар Культура народов Урала Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский. Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами. Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России. Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок. Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке. Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Палеолит

В конце раннего палеолита 300 – 100 тыс. лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии

2) С Восточно -Европейской равнины, также Крыма и Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца у Пещерного лога на правом берегу реки Чусовой. Примерный возраст стоянки – 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад!

Человек эпохи палеолита – неандерталец был отличным охотником, умел добывать огонь искусственным путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица – покатый лоб, выступающие надбровные дуги, рыжий цвет волос. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений.

Поздний палеолит

В середине последнего Вюри-Валдайского оледенения (40 – 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец- человек уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные – медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия еще не появилось.

Мезолит

На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток племен на Урал. В его природно-географических областях и зонах стали складываться языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала возможно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6 тыс. – нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит

Археологические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население региона растет. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита

Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала активно занимаются скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался большой по тем меркам металлургический очаг.

Искусство этого периода представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век

II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники “страной городов”.

Аркаим-это поселение площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического производства(для этого периода очень крупного производства) . Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по продуманному плану(что необычно для того времени). Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим-заповедная земля: защищен и огорожен, хотя планируются дальнейшие раскопки.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов-это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского этноса, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военачальники.

Начало II тыс. н.э -время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи . Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы.


НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.