Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит? Профессия логопед

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г . Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э , несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг и игр, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

- Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Советы логопеда!

Как организовать логопедические занятия дома?

Вам понадобится:

1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;

2. “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “посуда” и т. д.);

3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность - игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно “отправиться в путешествие” в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики;

Артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть “подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года - одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: “Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты”. Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. “БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА”. Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи - стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так “без костей”.
Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста


Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.

Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2-3-летним малышом.

Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4-5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».

Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).

Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4-5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4-5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).

Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4-5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.

В своей практике часто сталкиваюсь с тем, что родители моих маленьких учеников не в полной мере понимают содержание деятельности логопеда, да и вообще сущность моей профессии. Предлагаю вместе разобраться с мифами и заблуждениями относительно того, кто же такой на самом деле этот специалист.

Начнем с самого распространенного тезиса и сразу же опровергнем его: логопед - не врач ! Это педагог. Мы получаем педагогическое образование. Если быть более точными - специальное педагогическое. Поэтому детки, с которыми мы занимаемся - не пациенты, а ученики. Соответственно, и методы, которые я и мои коллеги используем в работе, предполагают не медицинское, а педагогическое воздействие.

Конечно, бывают логопеды с первым (или вторым) медицинским образованием, но это совсем не означает, что его имеют все специалисты по развитию речи. При этом любой логопед во время учебы достаточно подробно изучал детскую невропатологию. Он знаком со всеми неврологическими диагнозами, способен расшифровать ваши медицинские карты и заключения невролога, имеет чёткие знания о работе мозга, строении речевого аппарата, периферической и центральной нервной системы и так далее. Не зря говорят, что профессия логопеда стоит на стыке двух наук - медицины и педагогики. И в своей работе нам зачастую приходится работать в контакте с врачами (невролог, отоларинголог и другие специалисты) для того, чтобы максимально эффективно оказать помощь ребенку.

Следующий миф связан с утверждением о том, что логопед - это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков. Стоит упомянуть о своей профессии, как люди тут же выстраивают ассоциации с «исправлением звука Р», борьбой с «шепелявостью» и «картавостью». Тут я хочу пояснить, что звукопостановка - это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и фонематическое восприятие, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика, и просодика (интонация, дикция и прочее). То есть мы охватываем абсолютно все компоненты речи, и работа над отдельными из них подчас гораздо сложнее, чем постановка того или иного звука.

Теперь предлагаю ближе рассмотреть непосредственную деятельность логопеда и сразу же разобраться с еще одним заблуждением. Почему-то считается, что в процессе занятий и постановки звуков логопед обязательно будет залезать ребенку в рот различными штуками (имеются в виду зонды и зондозаменители). Многие родители очень боятся этого, и их неверный настрой передается малышам. В ряде случаев без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша, а также соблюдая все правила гигиены. А вообще, в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто используя профессиональные «секретики».

А в заключение опровергну еще один миф: логопед - не волшебник ! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка , как вы понимаете, играет ключевую роль!

Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей.

Мне как практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Предложение перевести ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.
В этой статье я попытаюсь ответить на некоторые вопросы, услышанные от родителей.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

Чем занимается логопед?

Логопед - это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении,
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать - трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

  • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
  • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
  • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
  • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
  • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Насколько можно опоздать к логопеду?

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

Помните!

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

Нормы развития речи по возрастам.

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца - «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца - появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев - ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев - появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев - ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

8 месяцев - появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття). Возникает реакция на незнакомое лицо.

9 месяцев - ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

10 месяцев - появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

11 месяцев - ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого ("где часы?", "где кукла?" и т.д.)

1 год - в речи ребенка 10-12 лепетных слов ("папа", "баба", "мама", "дай", "дядя", "кис-кис", "ту-ту" и т.д.), понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев - словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами "да", "нет". Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

2-3 года.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить). Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. Знает 1-2 цвета. Задает вопрос «что это?». Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»). Слушает простые рассказы.

С 2,5 лет использует сложные предложения. Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама"). Отвечает на вопросы "почему", "сколько". Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги "в", "на"

3-4 года.

Период интенсивного развития речи. Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад). Называет свое имя, возраст, пол. Определяет пол людей (он - папа, она - мама). Использует прошедшее и настоящее время. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т.д.). Подбирает рифмы к словам. Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик). Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела - до леса). Произносит твердые звуки С, З. Ц.

4-5 лет .

Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

5-6 лет.

Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Частная клиника PremierMedica — это новый стандарт медицинского обслуживания. Компетентно и технологично, своевременно и близко. Все необходимые медицинские услуги в одном месте, специально для жителей Новорижского, Рублевского и Ильинского шоссе.

Добраться в нашу клинику легко как из Москвы, Митино и Красногорска, так и из области - с Новой Риги, Рублево-Успенского и Ильинского шоссе. Ближе всего к нашей клинике в Москве - Строгино, Митино и Крылатское, а в области - Красногорск и Рублевка.
Наш готов принять даже самых маленьких пациентов. Подробную карту проезда можно посмотреть .