Информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Учебный план и режим работы доу кадровое обеспечение воспитательно-учебного процесса финансовое обеспечение

Психологическое обеспечение педагогического процесса в услови­ях дошкольного учреждения является важным направлением дея­тельности детского практического психолога. Здесь, педагогичес­кий процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздей­ствий с образовательными и воспитательными целями, где образо­вание предусматривает «накопление» знаний, умений, навыков общественно-исторического опыта, а воспитание подразумевает формирование определенных социальных установок (понятий и принципов), ценностных ориентациий (морально-этических норм), определяющих сознание и поведение человека. В том и другом слу­чае педагогические воздействия опираются на психологические за­коны и механизмы онтогенетического развития. Кроме того, педа­гогический процесс соотносится с психологическими закономер­ностями формирования личности в условиях специально организованной системы воздействий.

Таким образом, разделяя педагогический процесс на образовательный и воспитательный, мы тем самым дифференцируем его психологическое обеспечение. Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспита­тельного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.

Остановимся подробнее на каждом из направлений психологического обеспечения.

Программа - базовый документ детского дошкольного уч­реждения, определяющий содержание и направление работы Епедедагогов и воспитателей. С 1962 по 1992 г. «Программа воспита­ния и обучения в детском саду» (типовая программа) являлась обя-йзательным документом, в соответствии с которым осуществлялся педагогический npoiiцecc в дошкольном учреждении. «Работа по еди­ной, жестко регламентированной программе приводила к единооб­разию форм, содержания и методов педагогического процесса». Пе­дагоги ориентировались на унифицированный и идеологизирован­ный стандарт в воспитании и образовании, что негативно отража­лось на психическом здоровье и развитии детей.

В настоящее время созданы правовые условия для разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возрас­та. Основным тезисом преобразований в контексте общественного дошкольного воспитания является «гуманизация и повышение эф­фективности педагогического процесса» на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Прежде всего, преобразо­вание обеспечивается созданием дошкольных учреждений разного типа на основе вариативности содержания, форм организации и обеспечения педагогического процесса: государственные и коммер­ческие детские сады, детские лицеи и центры, прогимназии. Вариа­тивность типов дошкольных учреждений напрямую связана с вариа­тивностью образовательных (развивающих) программ для детей до­школьного возраста («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Диалектика» и пр.). Изначально дифференциация программ основывается на различении целей и задач психолого-педагогических воздействий. Некоторые из них способствуют общему развитию и образованию дошкольников (общеразвивающие, базисные программы), другие обеспечивают развитие специальных способностей детей (специа­лизированные программы).



Программы общеразвивающего типа включают в себя базисные на­правления и цели психолого-педагогических воздействий соответ­ственно возрастным этапам онтогенетического развития. Своеобра­зие общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связаны с исходными теоретическими представлениями о процессе разви­тия.

Своеобразие специализированных программ заключается в необхо­димости кроме теории общего (онтогенетического) развития пред­ставить также концепцию особенностей предметного (специально­го) развития детей. Что подразумевает глубокое проникновение в логику предметов (изобразительного и музыкального искусств, структур языка и физико-математических построений).

Поскольку администрация и педагогический коллектив до­школьного учреждения могут определять выбор той или иной обра­зовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и тех­нологиях программного обеспечения. Поставленные вопросы могут быть решены посредством систем специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность. Предлагаемая система психологического обеспечения универсаль­на, а значит, приемлема для всех видов типовых и альтернативных программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях. Структура дан­ной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: «Введе­ние», «Адаптация», «Текущее обслуживание».

Раздел 1. Введение

Подготовительный этап

Цель: Констатация готовности к введению образовательной про­граммы.

Выявление уровня психического здоровья детей;

Дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;

Выявление возможности актуализации тех показателей психи­ческого развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.

К примеру, возможность оперирования диалектическими ум­ственными действиями (обращение, превращение, сериация) как базовый показатель для введения программы «Диалектика» (автор Н.Е. Веракса) или возможность активизации ориентировочных дей­ствий (способностей) как важное условие введения программы «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера).

В результате заданной диагностической деятельности определя­ется общая и специальная психологическая готовность детского кон­тингента к введению той или иной образовательной программы.

Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллек­тива дошкольного учреждения, исключая аспекты профессиональ­ной компетентности:

Выявление степени мотивации введения программы у педаго­гов и воспитателей;

Выявление индивидуальных (психологических и психофизио­логических) особенностей педагогов и воспитателей как условий результативного освоения и принятия программного содержания. Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогичес­кого коллектива в целом осуществляется в соответствии с про­граммными требованиями.

К примеру, одной изосновных задачпрограммы "Радуга"(авторский коллектив под руководствомГ.ИН. Дороновой иС.Т. Якобсон) является «ре­ализация в каждом возрастном периодедошкольного детствасоответству­ющих форм общения воспитателя с детьми"», базирующаяся на концепции онтогенеза общенияМ.И. Лисиной,.Это предусматривает развитие и акти­визацию определенныхформ и средств общения у детей разныхвозраст­ных групп. Воспитатель, ориентированный на авторитарный стильобще­ния, трудно адаптируется к партнерским взаимоотношениямс детьми, илипедагог с закрепленным стилем воздействийбез психологической помощи редко отказывается от заданности форм исредств общения.

В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психо­лога являются диагностические материалы подготовительного этапа,

Варианты введения программы:

1. Введение без изменений программного содержания (базовое):

Фронтальное (все возрастные группы дошкольного учрежде­ния),

Возрастное (группы дошкольного учреждения одной возраст­ной параллели),

Групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).

2. Введение с кмодификационнымиизменениями программного содержания (экспериментальное):

Фронтальное,

Возрастное,

Групповое.

3. Введение с профессиональнымобучением педагогическогоколлектива.

4. Введение с профессиональным консультированием педагоги­ческого коллектива.

Первые два режимаобосновываются результатами психодиаг­ностики детей, третий и четвертый - педагогов и воспитателей.

Основной этап

Цель: Введение программы как основной педагогической страте­гии и технологий воспитанияи обучения детей в дошкольном уч­реждении.

К примеру, программа«Диалектика» предусматриваетвзаимодействие методов интеллектуального структурирования и личностно-эмоциональной стабилизации наоснове предметных циклов занятий (философия, сказка, биология, математика, история и пр.) и стабилизирующего ком­плекса.

Программное содержание «Радуги»накладывается на процесс жизнеде­ятельности детей в дошкольном учреждении по типам взаимодействиясо взрослым: специальноорганизованная деятельность (занятие),совместная деятельность, самостоятельная (свободная) деятельность.

Раздел 2. Адаптация

Цель: Адаптацияобразовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования.

- модификация программного содержания;

Констатация результатов адаптации программного содержания.

К примеру, практически все образовательные программы осно­вываются на возрастной дифференциации, где каждому возрастно­му этапу соответствует программное содержание, определяющее развитие детей. Дошкольные учреждения с системой разновозраст­ных групп при вводе общеразвивающих программ должны модифи­цировать программное содержание, методы и формы его организа­ции в соответствии с возрастным составом групп.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Напрямую зависит от концепция развития и заложенных в них показателей динамики развития. Они могут быть представлены комплексами достижений, системами ЗУПНов (знаний, умений, на­выков), блоками новообразований и т.д. По этой причине боль­шинство образовательных программ имеют системы текущего- обеспечения, адаптированные для данного программного содержа­ния. Чаще всего они построены в форме психолого-педагогической диагностики.

Цель: Обеспечение концептуальной целостности программного содержания и нпсихолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

- психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

Констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными. По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как де­лать?»

Рассмотрим содержание психологической помощи педагогу на основе психологических рекомендаций к занятиям познавательно­го цикла:

1.Планирование. Использовать перспективное планирование для организации систематического познавательного развития детей. Только система воздействий может обеспечить высокий уровень ус­воения информации и развития познавательных процессов.

2. Подготовка. Помнить о познавательной нагрузке занятий.С цельюоптимизации нагрузки можно использовать:

Блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;

Модификационные и усложненные варианты развивающихигр.

3.Структура. В занятиях познавательного цикла должны при­сутствовать следующие блоки:

Вводящие новую информацию (навыки, операции);

Закрепляющие новую информацию;

Систематизирующие новую информацию.

Пример структурного построения:

Информативная беседа, показ.

Развивающая игра, наблюдение.

Обобщающий и классифицирующий анализ (систематизация).

4.Форма. Использовать в работе комплексные занятия (сочета­ние методических и обучающих приемов в контексте одного вида деятельности) и комбинированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности в контексте одного занятия). Это способствует структурированию познавательного развитияна основе цепи: вос­приятие - мышление - воображение.

5.Контроль и диагностика. Систематически самостоятельно проводить:

контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1 раз в 2 месяца);

психолого-педагогическую диагностику для выявления динами­ки психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Данные формы контроля и тестирования свидетельствуют о ре­зультативности педагогических воздействий.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса осно­вано на психологизации стратегий воспитания. Психологизирован-ная стратегия воспитания представляет собой совокупность психо­логических установок, задающих направление педагогических воз­действий.

Основной установкой являетсяпризнание самоценности и уни­кальности каждой личности . Этот тезис во многом должен опреде­лить позицию воспитателя по отношению к детям. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического обще­ния взрослого с ребенком при определенных условиях:

признание права ребенка на собственную точку зрения (собст­венное «я»);

предоставление ребенку права выбора (альтернативы) разреше­ния жизненных ситуаций;

сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятель-ностях.

Следующая психологическая установка -позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (аван­сирование). Положительные либо отрицательные ожидания реали­зуются через прогноз поступков и регулируются системой поощре­ний и наказаний. Известно, что ребенок вырастает таким, каковы проецируемые на него ожидания взрослых. Несмотря на это, роди­тели и воспитатели часто говорят: «я так и знал(а), что ты испачка­ешься (подерешься, разобьешь вазу, упадешь...)».

Немаловажным условием психологизации стратегиивоспитанияявляетсяучет индивидуальных особенностей ребенка.

У детей одной возрастной группы широко дифференцируются прежде всего психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Это различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособнос­ти, и пластичности нервных и психических процессов.

К примеру, у двух детей одного возраста может наблюдаться разница временного удержания работоспособности от 5 до 40 минут. При равном уровне развития произвольности один ребенок 5-летнего возраста может регулировать свое поведение, а другой - не в состоянии это сделать.

Воспитатели и родители чаще всего ориентируются на среднюю возрастную норму развития. Хотя при оценке индивидуального хода развития ребенка жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональных норм развития необходимо учитывать возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение - возбуждение и пр.).

Особое место занимает установка наличностное преобразова­ние взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой. Позиция самопреобразования необходима при выстраивании педа­гогической стратегии, так как личность взрослого, ответственного за воспитание,имеет большое значение.

Агрессивные и фрустрационные реакции взрослых не должны «сбрасываться» на ребенка, так как этот опасный и безнаказанный способ разрядки наносит огромный вред психическому здоровью детей.

В контексте общей профессиональной стратегии детского прак­тического психолога дошкольного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагоги­ческого коллектива. Осуществляется данная деятельность посредст­вом психологического анализа занятий и игр, текущей и контроль­ной психодиагностики, психоэкспертирования Ии психологического консалтинга.

В завершение следует отметить, что представленный «комплекс­ный», междисциплинарный подход к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста способствует решению профессио­нальной проблемы детских специалистов - проблемы практическо­го психолого-педагогического сотрудничества.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте предмет и содержание диагностической деятель­ности детского практического психолога.

2. Дайте классификацию основных характеристик психического развития детей дошкольного возраста.

3. Определите специфику психодиагностических методов в кон­тексте детской практической психологии.

4. Перечислите виды психодиагностических средств (тесты и мето­дики). Приведите примеры.

5. Опишите подготовительный (адаптационный, основной, интер­претационный, заключительный) этап психологического обсле­дования в условиях дошкольного учреждения.

6. Сформулируйте правила тестированиядетей дошкольного воз­раста.

7. Сформулируйте правила коррекционной деятельности детского практического психолога.

8. Определите предмет и содержание психокоррекционных воздей­ствий в условиях дошкольного учреждения.

9. Сформулируйте особенности организации и проведения психо­коррекции в условиях дошкольного учреждения.

10. Выделите направления психопрофилактической деятельности детского практического психолога.

11. Сформулируйте особенности организации и проведения психо­профилактики в условиях дошкольного учреждения.

12. Определите содержание и направление психологического про­свещения в условиях дошкольного учреждения.

13. Раскройте понятие «психологическое консультирование». Опре­делите его специфику в условиях детского сада (детское образо­вательное учреждение).

14. Перечислите основные виды психологических запросов родите­лей детей дошкольного возраста.

15. Дифференцируйте психологическое обеспечение педагогического процесса в дошкольном учреждении в соответствии с обра­зовательными и воспитательными целями.


16. Дайте определение общеразвивающим и специализированным программам для дошкольных учреждений.

17. Приведите примеры альтернативных образовательных про­грамм для детей дошкольного возраста.

18. Сформулируйте цели и содержание системы психологического обеспечения по разделам: введение, адаптация, текущее обслу­живание.

19. Определите назначение психологизации педагогического про­цесса в дошкольном учреждении.

20. Сформулируйте содержание психологизации стратегий воспита­ния детей.

21. Перечислите основные психологические установки, определяю­щие стратегию воспитания детей.

22. В целях освоения психодиагностической деятельности, форми­рования навыков тестирования, анкетирования, проведения бесед, обработки диагностических данных:

составьте стратегию диагностики:

познавательного развития дошкольников,

коммуникативного развития дошкольников,

личностно-эмоционального развития дошкольников,

по выбору;

фиксируйте направления и содержание психодиагностичес­кой деятельности;

проведите диагностику психического развития дошкольника с использованием:

стандартизированныхтестов,

проективных тестов,

дифференцирующих методик,

дифференцирующего наблюдения.

23. Проведите лабораторное занятие:

разработайте программу психологического обследования детей:

проведите психологическое обследование детей дошкольного возраста:

подготовительный этап,

адаптационный этап,

основной этап,

интерпретационный этап,

заключительный этап.

24. В целях освоения психокоррекционной и психопрофилактичес­кой деятельности детского практического психолога, формиро­вания навыков организации и проведения коррекционно-профилактических мероприятий:

дифференцируйте проблему психического развития на мате­риалах диагностического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с определением психокор­рекционной стратегии;

составьте психокоррекционную программу с определением типов, видов, форм и средств коррекционных воздействий по следующим направлениям:

отклонения и проблемы познавательного развития,

отклонения и проблемы развития личности,

отклонения и проблемы эмоционального развития,

отклонения и проблемы коммуникативного развития,

отклонения и проблемы психомоторного развития,

другое (по выбору);

составьте конспект психокоррекционого занятия (игры) для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с определением задач и средств коррекционных воздействий;

составьте план психопрофилактических мероприятий в ус­ловиях дошкольного учреждения для разных возрастных групп.

25. Подготовьте стендовый практический материал рекомендательного характера для родителей (тематика по выбору):

составьте план мероприятий по психологическому просве­щению:

родителей,

воспитателей,

педагогов;

проведите индивидуальную консультацию с родителями детей дошкольного возраста (обработка и удовлетворение за­проса).

26. Проанализируйте базовые теоретические положения с опреде­лением «концепции развития» следующих образовательных (развивающих) программ для детей дошкольного возраста:

«Развитие»;

«Истоки»;

«Радуга»;

«Типовая» программа «Диалектика»;

По выбору.

Сделайте психологический анализ:

занятия познавательного иэстетического циклов в контекс­те функционирующей в дошкольномучреждении программы(задание для лабораторного занятия);

совместной деятельности воспитателя с детьми (задание для лабораторного занятия);

самостоятельной деятельности детей (игры) (задание для ла­бораторного занятия).

Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне образовательной организации.

Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутренней информации учреждения и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководитель может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.

Одним из перспективных средств повышения качества управления образовательным учреждением на современном этапе является создание информационных стандартов, удовлетворяющих информационные потребности всех субъектов управления, оказывающих информационную поддержку, обеспечивая процесс принятия решений большим объемом полезной информации, позволяющих оптимизировать информационные потоки и привести трудоемкость в соответствие с функционалом руководителей и всех участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Информационные стандарты включают формы предоставления информационных материалов и используются для анализа состояния образовательной системы, организации отчетности.

В нашей школе можно использовать три уровня управленческой информации:

Административно-управленческий уровень (директор и его заместители);

Коллективно-коллегиальный уровень (педагогический персонал, служба сопровождения учащихся школы, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал);

Соуправленческий уровень (учащиеся, их родители, внешние организации).

Каждому из этих уровней соответствует свой, вполне определенный набор необходимой управленческой информации на основе принципа оптимальной достаточности.

Чтобы принять оптимальное управленческое решение, используются различные источники информации (административные, методические, вспомогательные), но в любом случае, чтобы создать целостную информационную систему как условие успешной управленческой деятельности, необходимо определить для каждого уровня:

Объект управленческой информации;

Источники информации;

Информационные потоки и уровни их обработки

Назначение и способ хранения информации.

Основной критерий отбора информации – возможность уполномоченного лица на основе ее анализа принимать управленческое решение на своем уровне. Сбор информации, по результатам анализа которой собиравшее ее лицо не может или не уполномочено принимать управленческое решение, не имеет отношения к управленческой деятельности и по этой причине нецелесообразен. Использование компьютерной техники в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, использования и хранения управленческой информации. Это позволяет стандартизировать работу с информацией, то есть разработать и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы документации, а также минимизировать время подготовки и передачи прямой информации. Сбора, передачи, обработки и использования обратной информации.

Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, чтобы отобрать для использования необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы организовать оптимальную циркуляцию и использование всей информации.

В общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей процесс обмена информацией затрудняется еще и тем, что большинство сотрудников работает по графику (в первой половине дня, либо во второй половине дня) и это затрудняет процесс обмена информацией.

Предложенная мною схема информационного обеспечения управления образовательного учреждения позволяет всем участникам образовательного процесса осуществлять взаимодействие друг с другом.

Схема информатизации образовательного процесса:

1 уровень (коллективно - коллегиальный)

2 уровень (административно-управленческий)

3 уровень (соуправленческий)

Центром информационного обеспечения управления образовательного учреждения является Информационный центр. Сотрудники школы, относящиеся к первому, коллективно-коллегиальному уровню, предоставляют информацию в Информационный центр. В свою очередь они могут пользовать информацией, которая содержится в Информационном центре и необходима для выполнения своих должностных обязанностей.

Информационный центр обеспечивает сбор информации от сотрудников первого уровня, внешних организаций и передает на второй уровень – административно-управленческий.

Административно управленческий персонал анализирует полученную информацию, принимает решения и передает на третий соуправленческий уровень либо, если это касается коллективно-коллегиального уровня, возвращает информацию на первый уровень, но также через Информационный центр.

Информационный центр состоит из:

Электронного сервера с локальной сетью и необходимой оргтехникой (автоматизированное рабочее место: компьютер, проектор, сканер, принтер);

Ответственного за информатизацию управления образовательного процесса.

Ответственный за информатизацию:

Обеспечивает ввод данных в компьютерную базу, хранение информации в электронном и бумажном виде.

Предоставляет всем участникам образовательного процесса необходимую информацию.

Создает базы данных по образовательному учреждению (по ученикам, по сотрудникам, по научно-методической работе, по учебно-воспитательной работе).

Базы данных в информационном центре могут содержать следующую информацию:

    по ученикам:

Личные данные (ФИО, дат рождения, адрес места жительства, класс, годы поступления и окончания школы);

Сведения о родителях;

Сведения по учебно-воспитательной работе (текущие оценки, участие в конкурсах, достижения).

    по сотрудникам:

Личные данные;

Сведения об аттестации и квалификации;

Сведения о достижениях.

    по научно-методической работе:

Рабочие программы;

Медиатека;

Разработки открытых уроков;

Методические работы педагогических работников.

    по учебно-воспитательной работе:

Результаты мониторинга успеваемости и обученности;

Разработки открытых мероприятий;

Планы на учебный год;

Расписания уроков, звонков, факультативов;

Общую информацию о школе;

Общие списки учащихся, сотрудников.

Информационный центр обеспечивает и выполняет следующие задачи:

Сбор, хранение, обработку и передачу информации как внутри образовательного учреждения, так и с родителями (с их письменного согласия);

Взаимодействие с внешними организациями (Управлением образования Кусинского муниципального района, пенсионным фондом, налоговой инспекцией, инспекцией по делам несовершеннолетних, фондом социального страхования, медицинским страхованием, военкоматом, милицией и другими);

Обеспечивает обновление и дополнение информационных баз данных на сервере;

Обеспечивает взаимосвязь со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Для оптимизации информатизации управления образовательного учреждения необходимо определить состав необходимой информации для каждого уровня.

Первый уровень – коллективно-коллегиальный, включает в себя:

Педагогический персонал (учителя начальных классов; учителя основного звена; учителя надомного обучения; педагог дополнительного образования; педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми; воспитатели);

Персонал службы сопровождения учащихся школы (педагог-психолог; социальный педагог; учитель дефектолог; учитель-логопед; медицинские работники);

Учебно-вспомогательный персонал (младшие воспитатели; документовед; секретарь учебной части; библиотекарь; лаборант ЭВТ);

Обслуживающий персонал (завхоз; водитель; кастелянша; кладовщик; повара; уборщики служебных помещений; дворник; рабочий по комплексному обслуживанию зданий; кухонные рабочие).

Педагогический персонал может:

Использовать дидактическую и методическую базу по своему предмету и смежным дисциплинам; видеть результативность своей работы; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток литературы, наглядных пособий;

Более качественно подготовиться к родительским собраниям и классным часам, воспользовавшись результатами обученности класса и каждого ученика в отдельности;

Создавать индивидуальный портфолио, где отражается не только личностные достижения, но и собирается материал, отражающий динамику развития ученика; помогающий ориентироваться в информационном пространстве;

Отражать внеклассную деятельность учащихся, их достижения;

Вести электронные журналы и дневники учащихся;

Вести школьный сайт, электронную школьную газету.

Использовать формы обучения, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: CD, видеоматериалами и пр. по определенной теме учебной программы; проводить работу с учащимися в рамках проектов по созданию видеоматериалов, дистанционного обучения;

Руководить процессом получения новых знаний и способов деятельности посредством системы дифференцированных заданий.

Персонал службы сопровождения учащихся может предоставлять информацию о динамике развития учащихся; дополнять или обновлять сведения об учащихся и их родителях (с личного письменного согласия родителей (законных представителей) каждого воспитанника). Давать рекомендации родителям по исправлению какой-либо проблемы у ребенка

Учебно-вспомогательный персонал может создавать базу данных по кадровому составу и воспитанникам, вести электронный учёт выбывших и прибывших учащихся, осуществлять полный ввод данных по каждому принятому учащемуся (год рождения, адрес, паспортные данные и т.д.) с личного письменного согласия родителей (законных представителей) каждого учащегося. Осуществлять сбор внутренней информации и при необходимости передавать ее во внешние организации.

Обслуживающий персонал может получать информацию необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. Это может быть личная информация, информация о проводимых мероприятиях в школе. Информация полученная из внешних источников.

Второй уровень – административно-управленческий, включает:

Административный персонал школы (директор; заместитель директора по учебно-воспитательной работе; заместители директора по воспитательной работе).

Административный персонал может

Автоматизировать систему всех видов отчётности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности учащихся, контролировать учебно-воспитательный процесс;

Обеспечивать материально-техническую и нормативно-правовую сторону информационного обеспечения;

Создавать условия для повышения ИКТ компетентности участников образовательного процесса;

Контролировать работу Информационного центра.

Третий уровень – соуправленческий, включает в себя

Учащихся (воспитанников) школы;

Родителей учащихся школы;

Внешние организации.

Учащиеся школы могут

Пользоваться электронной библиотекой, Интернетом;

Получать по итогам года личную карточку со своими достижениями;

Узнавать о мероприятиях, которые будут проводиться;

Прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, посещать виртуальные музеи, выставки, галереи, используя их для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др.;

Подбирать разнообразные виды информации для учебных и внеклассных занятий: для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба, иллюстрирования выступлений, докладов, создания Web-сайтов и т.д.;

Получать максимальную самостоятельность в выборе средств и приемов организации познавательной деятельности;

Приобретать навыки работы с компьютерными каталогами, базами данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; создания и поддержки школьных Web-сайтов; получают опыт работы с новыми технологиями.

Родители учащихся школы могут получать полную и достоверную информацию об успеваемости ребёнка, достижениях класса, школы, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных услугах, о результативности работы каждого учителя.

При работе с внешними организациями Информационный центр также обеспечивает сбор, обработку, передачу и хранение информации.

Основные задачи информатизации управления образовательного учреждения:

Повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников школы;

Внедрение в работу администрации школы программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;

Оснащение «предметных» (мультимедийных) классов (по одному на каждую образовательную ступень) современной компьютерной техникой;

Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

Организация дистанционного обучения школьников (для детей инвалидов, обучающихся на дому).

Одной из главных задач информатизации является материально-техническое обеспечение. Для обеспечения материально-технической базы данной модели информатизации необходимо:

Мощные компьютеры с хорошим программным обеспечением;

Оборудованное сканером, принтером, видеокамерой, проектором автоматизированное рабочее место для работы с базами данных;

Соединение всех компьютеров в единую локальную сеть, но с разграниченным правом доступа к базам данных;

Различные расходные и канцелярские товары.

Ожидаемый результат:

Разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению информационных технологий в образовательном учреждении;

Сформировать информационную культуру педагогического и ученического коллектива;

Создание единого банка данных о состоянии и результатах процессов управления и образования, разработана технология поддержки принятия решения в процессе реализации управления школой;

Сформировать информационное пространство школы с единой системой управления информационными потоками, обеспечивающее иерархию доступа каждого участника образовательного пространства к единому банку данных;

Создать необходимые условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники;

Обеспечить вхождение школы в российское и международное образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой Сайта в Internet и включением школы в общероссийские образовательные проекты);

Развивать сеть автоматизированного документооборота и делопроизводства;

Создать алгоритм управления качеством образования на основе НИТ;

Создать систему информационно - коммуникативного обеспечения общественной жизни школы.

Эффективность управленческой модели зависит, прежде всего, от эффективности системы сбора, обработки и анализа информации для выбора оптимальных управленческих решений.

Информатизация управления образовательного процесса позволит распределить информационные потоки прямой и обратной связи с точки зрения необходимости, но достаточности, а значит, оптимизировать управленческую деятельность учреждения.

    Педагогический персонал школы

    Административный персонал школы

    Учащиеся школы

    Информационный центр

    Служба сопровождения учащихся школы

    Обслуживающий персонал школы

    Учебно-вспомогательный персонал школы

    Родители учащихся школы

    Внешние организации

(условия организации воспитательно-образовательного процесса, условия комфортности, материально-техническое обеспечение, организация питания)

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

2. условия организации воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна:

−соответствовать принципу развивающего образования, цель которой - развитие ребенка

−сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости;

−обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой образовательных областей;

−предусматривать решение задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

−в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.

Таким образом, организация образовательной среды - направление, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно- воспитательных задач в оптимальных условиях.

3. Вся работа в воспитательно -образовательном процессе проводится по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • интеграция задач художественно - эстетического воспитания дошкольников в целостный педагогический процесс;
  • взаимодействие с семьёй в интересах полноценного развития ребёнка;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

4. условия комфортности

Начальный этап воспитательно-образовательного процесса дошкольника – это адаптация, успешность которой будет зависеть от того, какие подходы и методы используют педагог и родитель. Комфортность – уютная атмосфера для детей и взрослых, удовлетворение основных жизненных потребностей: в эмоционально-психологической, нравственной; охране жизни и здоровья, в общении, участие в жизни детского сада.

В нашем детском саду созданы условия по обеспечению социально-психологической комфортности:

предметно-развивающая среда (эстетичность, полифункциональность помещений ДОУ и

оборудования); индивидуальность, дифференцированный подход в организации воспитательно-образовательного процесса; сотрудничество педагогов.

1. До прихода в детский сад необходимо проводить анкетирование для того, чтобы проанализировать готовность ребенка к поступлению в ДОУ.

5. 2. В период адаптации проводится ряд следующих мероприятий с детьми:

Использование музыкального сопровождения, Обеспечение теплового комфорта, Использование массажа, Назначение витаминов, Сохранение привычных воспитательных приемов.

Щадящий режим, Дневной сон, Прогулки на свежем воздухе, Питание, Спокойная и доброжелательная обстановка в семье, Положительно настроенные родители на посещение ребенком детского сада.

6. С точки зрения психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе, выделяется определенная последовательность использования современных подходов в режиме дня дошкольника.

1) Начнем с того, что ребенок утром приходит в детский сад. Многие дети плачут и по какой-то причине не заходят в группу, именно в этом случае мы можем использовать ситуацию – отвлечение:

Чтение потешки. Использование игрушек. Использование игровой ситуации.

7. 2) Следующий момент – это утренняя гимнастика. Мы можем использовать следующие подходы: Проведение гимнастики в игровой форме. Использование положительного эмоционального настроя. Учитывать индивидуальные желания детей.

8. 3) Самостоятельная деятельность детей: Использование детьми различных игровых материалов. Использование личностно-ориентированного стиля общения педагога.

9. 4) Деятельность детей на занятиях: Все занятия проводятся в игровой форме. Перед занятием психологическая игра. Дыхательная гимнастика. Занятия проводятся по подгруппам. Использование индивидуальных занятий

10. 5) Для смены деятельности и снятия эмоционального напряжения после занятий можно использовать следующие подходы: Релаксация. Игротерапия (использование театрализованных игр, подвижных игр, словесных игр, игр-забав, игр со строительным материалом) .

11. 6) Следующий важный момент – приготовление ко сну: Индивидуальный подход. Усыпительная гимнастика. Чтение книг.

7) Современные мероприятия, которые проводятся после сна: Гимнастика после сна. Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты: Носиком вдохнули (делаем носом вдох) , Ротиком подули (3-4 раза) Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем. Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем. Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем! Гимнастика в кроватях. Метод обширного умывания. Закаливающие мероприятия.

8) При проведении всех последующих режимных моментов необходимо учитывать: Личностно-ориентированный подход. Общение на уровне глаз. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Использовать психологические и эмоциональные игры.

12. материально-техническое обеспечение

Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.

13. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Каждая группа имеет свое «лицо» в соответствии с названием. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, уголки для самостоятельной деятельности детей.

14. Музыкальный зал. Для выполнения задач по художественно- эстетическому циклу имеется красиво оформленный музыкальный зал, музыкальные инструменты для обучения игре на них.

15. В дошкольном учреждении созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития:

Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения закаливающих мероприятий, разработана система упражнений для занятий на спортивных тренажерах; предстоит разработать и разместить информацию по вопросам физического воспитания на официальном сайте ДОУ.

16. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, проводится вакцинация детей против гриппа, предстоит освоить систему оздоровительной работы с детьми (закаливание, воздушные ванны, босохождение в теплое время, гимнастика после сна, курсы поливитаминов) ;

17. в дошкольном образовательном учреждении функционируют следующие помещения:

методический кабинет; кабинет заведующей; кабинет завхоза, бассейн, прачечная, кухня. Игровые площадки на территории д/с,

В условиях современного развития общества невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому нашему учреждению также необходимо внедрять информационные технологии в систему дошкольного воспитания и обучения.

18. организация питания

Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Основным принципом питания дошкольников в детском саду служит максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

19. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, причем три из них обязательно включают горячее блюдо.

Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов) , у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в детском саду должно сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители!

Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Никогда не давайте ребенку с собой никаких продуктов питания, это может навредить его здоровью!!!

Спасибо за внимание!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Утренняя гимнастика

_

Подвижные игры

Закаливающие и общеукрепляющие мероприятия

Цель: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные мероприятия: _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Гимнастика после сна

1-2 неделя: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3-4 неделя: _____________________________________________________________

______________________________________________________________________

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2.1. Формирование целостной картины мира:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________



______________________________________________________________________

Развитие продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Региональный компонент

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

В игре ребенок познает мир, общается

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3.2. Нравственное воспитание:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3.3. Ребенок в семье и обществе:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3.4. Этикет:

Цель: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

Цель: __________________________________________________________________

Трудовое воспитание

Цель: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7.Формирование основ безопасности (поведение на природе, на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности):

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Развлечение

Тема:____________________________________________________________

Цель: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

4.1. Развитие речи:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4.2. Приобщение к художественной литературе:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Список художественных произведений для чтения

Пальчиковая гимнастика

Цель: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Комплекс упражнений

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Артикуляционная гимнастика

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Комплекс упражнений

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5.1. Приобщение к искусству:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.2. Лепка:

Цель: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5.3. Аппликация:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.4. Конструктивно-модельная деятельность:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.5. Музыкальная деятельность:

Цель: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ


Дата проведения_______________ Ответственный ________________________________________

Дата, день недели Режимные моменты Региональный компонент
Групповая/подгрупповая Индивидуальная
_______, понедельник Утро
ООД
Прогулка
Вечер
Вечерняя прогулка
Взаимодействие с семьей
Обогащение РППС

Пример

Планирование образовательной работы с детьми на день

ПЕРИОД __________________________

Тема недели: ________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________________

Итоговое мероприятие: __________________________________________________________________

Дата проведения___________ Ответственный ________________________________________

Продолжительность ООД - _____мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1 половину дня - _________________________________.

День недели Время суток Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Создание условий для самостоятельной деятельности детей(организация РППС в центрах активности (все помещения группы)) Региональный компонент
Групповая/подгрупповая Индивидуальная
Утро. Режимные моменты Дежурство, поручения, свободное общение на разные темы, решение проблемных ситуаций, рассматривание, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак, игры малой подвижности, артикуляционная и пальчиковая гимнастика Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности, свободное общение детей на темы:…
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Например, Коммуникативная деятельность: коммуникативные игры Например,развитие звуковой культуры речи Ивоновой А. Например,Коммуникативное развитие: свободное общение детей на темы
Игровая деятельность: театрализованные этюды, дидактические игры: словесные Игровая деятельность: Привитие навыков культуры поведения в игре со сверстникам Формирование представлений ребенка о себе, семье, обществе
Трудовая деятельность: трудовые поручения, дежурства (распределение на день/неделю) Самообслуживание Изобразительная деятельность в центре творчества
Познавательное развитие, речевое развитие дидактические игры экологического содержания, рассматривание наблюдение Формирование сенсорных представлений Игры со строительным материалом
Оформление календаря природы, дневника наблюдений Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах Потешки, стихи, загадки
Физическое развитие Хороводная игра Пальчиковые игры Рассматривание моделей, схем о ЗОЖ Привитие культурно-гигиенических навыков Утренняя гимнастика, комплекс № ___ Формирование начальных представление о ЗОЖ
Утро. Образовательная деятельность Совместная игровая деятельность: дидактические и развивающие интеллектуальные игры. Чтение художественной литературы. Совместный труд
ООД Указываются образовательные области, задачи которых реализуются в данной деятельности ООД по сетке(указывается образовательная область – направление развития, занятие, тема, цель, источник) Игровая деятельность. Чтение художественной литературы. Физминутки: Динамическая перемена: полоса препятствий () Закрепление пройденного материала по образовательным областям, задания повышенной трудности: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и т.д. Создание проблемных ситуаций
Прогулка Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Прогулка № __ Тема: Цель: Источник: Краткий план: Подвижные и спортивные игры Сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, беседы, трудовые поручения Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдения, опыты, эксперименты. Целевые прогулки, экскурсии Речевые упражнения, игры Рисование, лепка с использованием песка, глины, снега, поделки из природного материала. Хороводные игры Обучающие игры Индивидуальная беседа Решение проблемных ситуаций Индивидуальная беседа, игры, упражнения Индивидуальные творческие задания Создание мотивации к сюжетно-ролевым и театрализованным играм Решение проблемных ситуаций Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры Создание мотивации к коммуникативной деятельности Творческие задания
Вечер.Оздоровительные мероприятия. Закаливающие мероприятия. Гигиенические процедуры. Полдник, игры. Физическое развитие Речевое развитие Профилактическая гимнастика после сна, комплекс № ___ Привитие культурно-гигиенических навыков Закаливающие процедуры Артикуляционная гимнастика
Художественно-эстетическое развитие Например, Изобразительная деятельность: Рисование по прочитанному произведению Изобразительная деятельность: Творческие задания
Вечер. Образовательная деятельность Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, игра-фантазирование, игры-экспериментирования. Подвижные, дидактические, развивающие, интеллектуальные игры. Чтение художественной литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, досуги. Совместный труд детей. Продуктивные виды деятельности, совместная познавательно-исследовательская деятельность. Например, Индивидуальные трудовые поручения, индивидуальные задания направленные назакрепление пройденного материала по образовательным областям, задания повышенной трудности: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие. речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие Коммуникативная деятельность : дидактические словесные игры; сюжетно-ролевая игра (знакомая) Проектная деятельность Кружковая работа Формирование основ экологического сознания
Игровая деятельность: дидактические игры по ОБЖ Дидактические игры: настольно-печатные
Трудовая деятельность: ручной труд (бросовый материл) Развитие мелкой моторики рук Самообслуживание Детский дизайн
Познавательное развитие. Речевое развитие Познавательно-исследовательская деятельность: опыты, исследования Рассматривание Модельно-конструктивная деятельность : игры с конструктором Познавательно-исследовательская деятельность: дидактические игры краеведческого характера
Физическое развитие Двигательная деятельность: игры-имитации Развитие двигательных качеств Физические упражнения в физкультурном уголке
Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие Чтение (восприятие): АВТОР, НАЗВАНИЕ. рассматривание иллюстраций Рисование Музыкальная деятельность: попевки, распевки
Вечерняя прогулка Сохраняются ВСЕ этапы дневной прогулки
Взаимодействие с семьей Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей: - Игротеки, семейный клуб, тематический альбом, конференции, мастер-классы, родительские собрания и т.д. Пассивные формы: - консультации, памятки, рекомендации, буклеты и т.д. - выставки, - анкетирование Вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ: - работа над совместным проектом, - выпуск журнала, газеты, книги, альбома по теме и т.д.
Взаимодействие с социальными партнерами Библиотеки, спектакли, музеи, выставки, школы, другие детские сады, музыкальная школа, художественная школа, пожарная часть и т.д.
Обогащение РППС Значимые, крупные планы

Информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Учебно-методический комплект в соответствии спримерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, Васильева. – М., «Мозаика-Синтез» 2015 г. Дополнительная педагогическая и методическая литература (педагогические методики и технологии), тематические папки педагогов
Раздел Методические пособия Наглядно-дидактические пособия Электронные образовательные ресурсы
Управление 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, Васильева. – М., «Мозаика-Синтез» 2015 г. 2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Младшая группа (3-4 года) / Ред.-сост. В.А. Вилюнова. ----- 1. Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Младшая группа (2). 2. Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. 3. Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа. 4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Подготовительная группа.
Психолог в детском саду, мониторинг 1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду. 1.Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Мониторинг развития детей 3-7 лет. Анализ деятельности. Комплексная оценка линий развития. 3. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры. 4. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет. Верещагина
Социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) 2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7лет. 3. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду 4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников 1. Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День Победы», «Москва – столица России» 2. Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Великая Отечественная война», «Защитники отечества» 3. Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о Московском Кремле» 4. Плакаты: «Твои права»
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание 1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.
Формирование основ безопасности 1.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет). 2.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). 1. Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ 2. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4-7 лет. 3. Плакаты: «Будь внимателен и осторожен: в городе, на природе, в доме», «Правила противопожарной безопасности: причины пожара, правила поведения при пожаре», «Позаботься о своей безопасности» 4.
Познавательное развитие Развитие познавательно-исследовательской деятельности 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. 2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). 3. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) 4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). 1. Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н. 1. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. работаем по сказке.
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром 1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3-4 года). 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет). 3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет). 4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). 1. Серия «Мир в картинках»: «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Арктика и Антарктика», «Бытовая техника», «Водный транспорт», «Высоко к горах», «Инструменты домашнего мастера», «Космос», «Офисная техника и оборудование», «Посуда», «Школьные принадлежности». 2. Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Профессии». 3. Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о бытовых приборах», «Расскажите детям о космосе», «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах», «Расскажите детям о хлебе» 4. Плакаты: «Наши игрушки» 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3-4 года). 1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет). 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет). 3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). 4. Формирование историко-географических представлений. Комплексные занятия с детьми 5-7 лет. 5. География – малышка. 6. «Умники»: «Изучаем планету» 7. «Умники»: «Межпланетный туризм»
Формирование элементарных математических представлений 5. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование Элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста (2-3 года) 1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование Элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 года) 2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование Элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет) 3. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование Элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет) 4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование Элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Плакаты: «Цвет», «Форма», «Геометрические фигуры», «Счет от 1 до 10», «Сохранение количества: на примере числа 5», «Примеры на сложение», «Сложение», «Основные математические понятия», «Первый десяток» «Примеры на вычитание», «Вычитание», «Счет от 1 до 20», «Счет от 20 до 1», «Плоские фигуры» 1. Арифметика для малышей 2. Веселая математика. развивающие игры. 3. Математика для малышей
Ознакомление с миром природы 1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2-3 года). 2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года). 3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). 4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет). 1. Плакаты: «Домашние животные», «Домашние питомцы», «Домашние птицы», «Овощи», «Фрукты». «Перелетные птицы» «Что мы знаем о перелетных птицах», «Где мы были летом», «Лето», «Фрукты: что растет в моем саду», «Овощи: что растет на грядках», «Кто живет в лесу: Что мы знаем об этих животных», «Кто живет в лесу?», «Домашние животные: корова с телятами», «Домашние животные: лошадь с жеребенком», «Зоосад», «Домашние птицы», «Домашние птицы: чем питаются?», "Наш луг", «Кто рядом живет», "Кто рядом живет: чтобы знаем об этих животных», «Овощи», «Мы гуляем круглый год», «Прогулки», «Домашние животные», «Времена года», «Что мы видели в лесу», «В лесу», «Птичий двор», «Кто живет на птичьем воре», «Что мы видели на ферме», «Ферма», «Животные жарких стран», «Что мы знаем о животных жарких стран», «Дубрава», «Лесные поделки», «Домашние животные: кролики», «Домашние животные: хомяки», «Звери и птицы России: выдра», «Звери и птицы России: бобр», «Домашние животные: свинья с поросятами», «Домашние животные: морские свинки», «Домашние птицы: утка с утятами», «Домашние птицы: индюк и индейки», 1. «Еловый лес» 2. Картины для рассматривания: «»Кошка с котятами», «»Коза с козлятами». 3. 2. Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Птицы», «Морские обитатели», «Насекомые», «Овощи», «Цветы», «Ягоды». 4. 3. Серия «Рассказы по картинкам»: «Времена года», «Весна», «Лето», «Зима», «Осень», «Родная природа» 5. 4. Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах» 1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Младшая группа (3-4 года). 2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Средняя группа (4-5 лет). 3. Серия «Аудиоэнциклопедия»: «Путешествия растений» 4. «Тайный мир животных»: «Львы, гепарды, леопарды»
Речевое развитие 1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2-3 года) 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года) 3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет) 4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет) 5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Хрестоматия для младшей группы Хрестоматия для средней группы. Хрестоматия для старшей группы. Хрестоматия для подготовительной к школе группы. 1. Серия «Грамматика в картинках»: «Говори правильно», «Один-много», «Ударение». 2. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 3-4 лет Гербова В.В. 3. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4-6 лет. Гербова В.В. 4. Правильно или неправильно. Для работы с детьми 2-4 лет. Гербова В.В. 5. Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 2-4 лет. Раздаточный материал. Гербова В.В. 6. Плакаты: «Алфавит», «Азбука, которую раскрасил я", «По-читай деда Мороза», «Беседы по картинкам», «Сказки А.С. Пушкина», «Лукоморье» 1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года) 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет) 3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 4. Коммуникативная деятельность дошкольников. Речевые тренинги. Обучение грамоте. 5. «Азбука малышка». 6. «Почитай-ка. Тренажер». 7.«Трудны звуки. Учимся говорить правильно».
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное воспитание 1.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. 2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. 1. Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о Московском Кремле» 1. Серия «Аудиоэнциклопедия»: «Знакомство с театром»
Изобразительная деятельность 1.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. 2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года). 3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет). 5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). 6.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников 1. Серия «Народное искусство – детям»: «Каргопольская игрушка», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Полхов-Майдан», «Сказочная гжель», «Золотая хохлома». 2. Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Полхов-Майдан», «Каргополь», «Филимоновская народная игрушка», «Городецкая роспись» 3. Серия «Мир искусства»: «Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж», «Сказка в русской живописи», «Детский портрет» 4. Плакаты: «Гжель. Работы современных мастеров», «Гжель. Примеры узоров и орнаментов», «Хохлома. Работы современных мастеров», «Хохлома. Примеры узоров и орнаментов», «Полхов-Майдан. Работы современных мастеров», «Полхов-Майдан. примеры узоров и орнаментов», «Лепим лес», «Филимоновская свистулька», «Лепим зоосад», «Радуга: цвет», «Цветные пейзажи круглый год», «Лепим лужок» 1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2. Комарова Т.С. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительная деятельность в детском саду. 3. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. 4. Государственная Третьяковская галерея. 5. «Мультмастерская»
Конструирование 1.Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4-5 лет). 2.Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет). 3.Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Физическая культура Физическая культура 1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. 2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3-4 года) 3. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет) 4. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет) 5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет. 7. Сборник подвижных игр/Автор-сост. Э.Я. Степаненкова 1. Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта», «Летние вида спорта», «Распорядок дня» 2. Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о зимних видах спорта», «Расскажите детям об олимпийских играх», «Расскажите детям об олимпийских чемпионах» Утренняя гимнастика в ДОУ. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет.
ЗОЖ 1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Плакаты: «Будь здоров!»
Игровая деятельность 1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 года). 2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5 лет).
Развитие детей раннего возраста 1. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. 2. Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития ребенка: Младенческий и ранний возраст» 3. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. 4. Ребенок второго года жизни. / Под ред. С.Н. Теплюк. 5. Ребенок третьего года жизни/ Под ред. С.Н. Теплюк