Дошкольное образование - основа будущих успехов. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада

Елена Тиханова
Из опыта работы «Подготовка детей к школе»

Подготовка детей к школе .

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник , во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов .

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы , приступить к систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно , чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку , владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе , слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте . Для этого мы используем задания различной степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе .

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес , положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения» . Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму . При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику , воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей .

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается .

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы . Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде . В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика» , «Шнуровка» , «Собери бусы» и т. д. которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Ведем работу в тетрадях в крупную клетку, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

В этом учебном году нашу развивающую среду пополнил интерактивный стол, который мы используем и на занятиях и в свободной деятельности. Установленные приложения включают в себя :

большой набор интерактивных игр;

счёт, сложение и вычитание, чтение по слогам, чтение букв, чтение слов, развитие внимания и памяти;

рисунки – дети выбирают цвета и эффекты, а затем красят пальцами или руками;

Интерактивный стол позволяет развивать у дошкольников такие навыки как :

обучение чтению, письму и решению задач;

помогает учиться эффективному общению в обществе и слушать других;

логическое мышление;

мелкая моторика;

моторная координация, зрительно-моторная координация;

психологическая готовность к школе .

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте , как правильно подготовить его к школе . Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании, мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе , обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнутом мы не остановимся, деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе » будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Значение психологической подготовки ребенка к школе в ДОУ чрезвычайно высоко. - это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения - учения - задают и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем.

Определяем степень подготовки ребенка к школе в ДОУ

Поступление в первый класс качественно изменяет жизнь дошкольника. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует еще в ранних годах, когда дошкольника учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что он готов к обучению в первом классе. Самое главное, чем определяется степень подготовки ребенка к школе в ДОУ, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в первом и последующих классах.

Необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обусловливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.

Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует оценивать уровень подготовки ребенка к школе в ДОУ, ориентируясь на формальное усвоение умений, таких, как счет или письмо. Владея ими, дошкольник зачастую не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Возникновение первого адаптационного кризиса в обучении обусловлено именно необходимостью овладения качественно новыми приемами деятельности.

Широко распространено понимание уровня подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Тем не менее, данное мнение является ошибочным: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. - сигнал определенных интеллектуальных достижений малыша (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе в ДОУ оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности - это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

Первоклассник должен обладать умением работать по заданным правилам, а также поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь.

Перед каждым новым учеником стоят некоторые обязательные задачи, которые требуют определенного уровня подготовки ребенка к школе в ДОУ. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, несмотря на трудности и определенную неравномерность своих успехов. Он должен быть способен рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки. Во время обучения эти способности развиваются, но это не означает, что первый класс начинается «с нуля». Дошкольник, поступающий в первый класс, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.

Какие же способности необходимо развить при подготовке ребенка к школе в ДОУ?

Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки.

Во-вторых, программа подготовки ребенка к школе в ДОУ должна включать обучение воспитанника работать по инструкции взрослого. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Воспитанник ДОУ должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. Не случайно всем знакомое слово «дисциплина» происходит от латинского слова «ученик».

Эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

В-третьих, условием успешной подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ является проявление у воспитанника полимотивированного желания быть школьником и учиться. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

Наконец, подготовка ребенка к школе педагогами ДОУ включает обучение умению адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, это умение является частью социально-психологической готовности к первому классу.

Заметим, что эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

Описание программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Предлагаемая программа «Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс» составлена с учетом всех вышеперечисленных положений на основании почти десятилетнего опыта работы с детьми. Как показывает практика работы по программе, она представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога.

Программа подготовки ребенка к школе в ДОУ может использоваться в работе с детьми подготовительной группы детского сада и первого года школьного обучения. В первом случае целесообразно проводить ее во втором полугодии; а при реализации программы в школе занятия рекомендуется проводить после получения данных диагностики психологической готовности учащихся к обучению. Специального оснащения программа не требует, но обязателен отдельный кабинет для занятий, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми, не мешая другим участникам образовательного процесса.

Цель и задачи программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Цель программы: формирование высокого уровня психологической готовности старших дошкольников к поступлению в 1-й класс, а именно: развитие познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности.

Поставленная цель программы подготовки дошкольников к школе в ДОУ достигается путем решения следующих задач:

1. Развитие произвольности деятельности: умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.

2. Развитие желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать соответствующим правилам и нормам поведения.

3. Развитие познавательной сферы дошкольников:

  • произвольного внимания (повышение объема внимания и способности к концентрации внимания);
  • памяти;
  • словарного и понятийного запаса;
  • фонематического слуха (что немаловажно для обучения письму и чтению);
  • артикуляционного аппарата (значимо для устной и письменной речи);
  • зрительного восприятия (умения ориентироваться на листе, анализа про-странства листа);
  • логического мышления через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков;
  • навыка рассуждения, формулировки вывода;
  • творческих способностей и воображения;
  • мелкой моторики руки, навыков графической деятельности.

4. Развитие социально-психологических умений:

  • навыка публичного устного ответа;
  • навыка коллективной работы;
  • навыков самооценивания и взаимооценивания;
  • способности к взаимопониманию и самовыражению;
  • установки на взаимопомощь и взаимоуважение;
  • установки на позитивное социальное самопроявление.

Принципы построения программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

1. Максимальный эффект в реализации психологического потенциала дошкольника достигается в том случае, когда применяемые методы и формы обучения и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, т. е. в форме:

  • дидактических игр;
  • предметных занятий;
  • различных видов практической и творческой деятельности.

Развивающая игра - это специфическая полноценная и достаточно содержательная деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы ее реализации. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития, при пробуждении непосредственного интереса дошкольников к занятиям на фоне доброжелательных отношений с педагогом и ровесниками. Дошкольник имеет право на ошибку, а успех переживает как радость.

Психофизиологические особенности дошкольников определяют также необходимость здоровьесберегающей деятельности во время подготовки ребенка к школе в ДОУ:

  • проведение физкультминуток на каждом занятии;
  • чередование типов заданий и уровня сложности заданий на каждом занятии.

2. Способности, навыки и умения формируются и развиваются в соответствующей деятельности за счет актуализации зоны ближайшего развития. Развивающие занятия с дошкольниками способствуют продвижению психического развития дошкольника, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, произвольное поведение, мотивационные установки. Поэтому развивающие занятия предполагают:

  • использование упражнений и игр на формирование, тренировку и повышение уровня формируемых способностей и умений;
  • использование заданий разного уровня сложности, что позволяет актуализировать зону ближайшего развития дошкольников с разными уровнями формируемых способностей, умений и навыков.

3. Индивидуальный подход к ребенку выступает условием эффективности развивающей работы и реализуется во время подготовки ребенка к школе в ДОУ как:

  • контроль деятельности и достижений каждого дошкольника;
  • наблюдение и своевременное выявление воспитанников, имеющих особые трудности в выполнении тех или иных типов заданий;
  • контакт педагога-психолога с родителями дошкольников для информирования об особенностях развития, предоставления развернутых рекомендаций и обеспечения возможности индивидуального консультирования по дополнительным запросам.

Тематическое планирование занятий по программе подготовки ребенка к школе в ДОУ

Занятия проводятся в групповой форме. Наибольший эффект дают занятия в группе не более чем из 15 человек. Рассчитаны они в первую очередь на тех, кто испытывает адаптационные трудности при поступлении в первый класс: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся. Участие в программе добровольное, но родителям и педагогам следует понимать, что наибольшая эффективность достигается систематичностью занятий.

Каждое занятие по подготовке ребенка к школе педагогами ДОУ имеет следующие особенности:

  • начинается упражнением-разминкой, способствующим повышению познавательной и социальной активности детей;
  • направлено на формирование и/или повышение познавательных способностей, произвольного поведения, социально-психологической компетентности;
  • предполагает использование приемов повышения произвольности поведения и деятельности.

В середине каждого занятия педагог-психолог проводит физкультминутку. Используемые при этом стихотворения дополнительно способствуют тренировке памяти и развитию речи дошкольников.

Для окончания каждого занятия по подготовке ребенка к школе в ДОУ используются игры и упражнения на коммуникативное развитие, что помимо прямого развивающего эффекта в области социально-психологических умений позитивно воздействует на эмоциональное состояние и уровень мотивации.

Разнообразные методы поощрения и позитивной оценки способствуют поддержанию и повышению мотивации дошкольников к работе.

В таблице представлено тематическое планирование занятий и программы подготовки детей к обучению школе в ДОУ с указанием тем, количества часов, отводимых на каждое занятие, и описанием их содержания. Таким образом, при планировании работы с учащимися педагог-психолог может, используя данную таблицу, достаточно подробно описать направления работы по программе.

Таблица

Тематическое планирование занятий по программе "Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс"

Приложение 1

Занятие 5. "Будь внимателен!". Развитие произвольного внимания

Приложение 2

Занятие 21. "Говорим правильно". Развитие речи

Вложенные файлы

  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, "отрицает самоценность проживания эпохи детства". С этим трудно согласится. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать занятия с дошкольниками можно организовать систему мероприятий в виде групповых (родительские собрания, "круглые столы", организационно – деятельностные игры и др.), индивидуальных (собеседования) консультаций, привлечь к работе с родителями дошкольного психолога.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих пердметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности.

Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

В современной массовой школе обучение имеет классно-урочную форму, при этом деятельность учащихся определенным образом регламентирована (учащийся обязан поднимать руку, если хочет ответить или спросить о чем-то учителя, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по классу и заниматься посторонними делами и т. п.) В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, "правильно" отвечать на вопросы педагога и др. Разумеется, если дошкольник поступает в первый класс школы, работающей по традиционной системе, навыки учебной работы ему необходимы. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учится. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Так, например дети старшей и подготовительной группы достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знаю буквы, владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны еще в дошкольный период. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников детского сада к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.

Мотивы учения.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При –этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Принятие учебной задачи.

Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для ребенка "личностный смысл", стала его собственной задачей. При этом ребенок сам определяет приемлемый для него уровень достижения в деятельности (будет ли он выполнять поставленное задание наилучшим образом, либо ограничится средним уровнем, либо не будет выполнять совсем), формируется преимущественная ориентация на скорость (выполнять задание как можно быстрее) либо на качество (выполнять как можно точнее, без ошибок).

Принятие учебной задачи включает в себя два момента: желание выполнять задачу, поставленную педагогом, т. е. принятие задачи "для себя" (личностный аспект принятия задачи) и понимание задачи, т. е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания (когнитивный аспект принятия задачи).

При этом возможны следующие варианты:

1. ребенок принимает и понимает задачу (хочет выполнять задание и понимает, что надо делать);
2. ребенок принимает, но не понимает задачу (хочет выполнять задание, но плохо понимает, что надо делать);
3. ребенок не принимает, но понимает задачу (понимает, что надо делать, но не хочет выполнять задание);
4. ребенок не принимает и не понимает задачу (не хочет выполнять задание и не понимает, что надо делать).

Для того чтобы определить причину недостаточного развития способности принимать задачу, нужно обратить внимание на развитие мотивов учения (принятие задачи) и мыслительных способностей: уровень обобщения и обучаемость (понимание задачи).

Понимание задачи, поставленной взрослым, формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, вначале в практической деятельности (понимание практической задачи), затем в учебно-игровой и в учебной (понимание учебной задачи). Практическая задача отличается от учебной задачи. При решении практических задач внимание ребенка сосредоточено на результате ("что надо сделать?"), в учебной задаче – на способах ее решения ("как, каким способом это делается?"). При этом ребенок понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно.

Задача (практическая и учебная) может быть поставлена перед ребенком двумя способами: в виде наглядного образца (готового рисунка, постройки и др., которые используются в качестве образца для действий) либо в словесной форме.

Ставя перед ребенком задачу надо четко обозначить:

1. что надо делать (постановка цели);
2. как надо делать (задаются способы действий);
3. что должно получиться (задаются параметры результата).

После того как задание выполнено, обязательно вместе с ребенком нужно определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

Для того чтобы задача взрослого стала задачей ребенка и помогала ему управлять своей деятельностью, контролировать действия и правильно самому оценивать полученный результат, необходимо:

Чтобы он вначале повторил задачу, сформулированную взрослым, вслух (в это время взрослый проверяет правильность понимания задачи и поправляет, если есть ошибки и неточности);
- затем повторил для себя – шепотом и "мысленно".

И только после этого можно приступать к выполнению задания. Если возникают ошибки или отклонения от заданных параметров, не нужно торопиться вновь повторять задачу для ребенка, пусть он вспомнит и сделает сам.

После того как ребенок научится принимать и понимать задачи, поставленные взрослым в практической деятельности, можно переходить к учебным задачам, в которых внимание ребенка обращается на новые способы выполнения действий и необходимость их усвоения.

Вводные навыки.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

Вводные навыки:

1. Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать;
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.

2. Математические знания и представления:
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные представления (верх – низ, право – лево).

3. Навыки учебной работы:
- посадка за столом (партой);
- способ удерживания пишущего предмета;
- ориентация на странице в тетради, книге;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

Внимательно ли он слушает взрослого;
- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Графический навык.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

Массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности. Эти обобщения Л. С. Выготский назвал потенциальными понятиями, так как по своей форме они – понятия (дети употребляют те же обобщающие слова, что и взрослые, и правильно используют их), но по своему основанию это – комплексы, они включают внешние наглядные признаки и связи объектов, носят практический и функциональный характер. Для ребенка определить предмет или понятие – значит сказать, что можно делать с этим предметом. Потенциальные понятия (предпонятия) – это наиболее развитая форма комплексного мышления, которую Л. С. Выготский назвал "переходным мостом" к высшей ступени развития обобщений – истинным понятиям.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.) показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи (громкого проговаривания и проговаривания шепотом), и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление).

В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное).

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи. Вначале разрозненные, неполные, конкретные, представления становятся все более полными, точными и обобщенными, формируются пока еще простые системы обобщенных представлений об окружающих вещах и явлениях.

По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более обобщенный схематизированный характер. При этом наиболее существенные, значимые свойства и связи выступают на первый план и составляют основное содержание представления; несущественные, второстепенные свойства и случайные связи утрачиваются.

Обобщенный и схематизированный характер представлений дошкольников позволяет широко использовать разнообразные модели и схемы для их обучения и формирования элементарных понятий.

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план групповой комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача воспитателя на данном этапе – научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа в последствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и др., серьезных затруднений в усвоении математики.

В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы детского сада – организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

Вербальная механическая память.

Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

Произвольная регуляция деятельности.

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

Причины недостаточного развития произвольности поведения и дейтельности у детей этго возраста могут быть разные. Это – недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

Обучаемость.

Обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л. С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь таким образом на новую ступень умственного развития.

Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного и/или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.


© Все права защищены

Через год ваш ребенок станет первоклассником. Как с пользой провести это время, чтобы неусидчивый, подвижный, неугомонный малыш не потерял интереса к учебе и быстрее адаптировался к школе? Какую пользу могут принести детский сад и курсы подготовки к школе? Как выбрать учительницу, которая найдет подход к гиперактивному (гипердинамическому) ребенку? Советы психолога Екатерины Мурашовой.

Детский сад: нужен ли гиперактивному ребенку?

Крайне желательно, чтобы гипердинамический дошкольник посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для гипердинамического ребенка тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив и предприимчив. Он создан для коллектива. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости — совершенно неуместно.

Иногда (поскольку, как мы знаем, гипердинамический синдром часто не единственное клиническое проявление ММД - минимальной мозговой дисфункции) родители рассуждают так:

— Он у меня такой слабенький, нервный. У него и диатез был, и заикался, и писается он до сих пор иногда. Весь какой-то дерганый. Как поиграет с кем, побесится, так его потом до вечера не успокоишь. Отдашь его в садик — еще хуже будет. Пусть он лучше до школы дома посидит, окрепнет, а потом уж сразу пойдет в первый класс.

Это рассуждение в корне неверно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.

Первый — стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна (а у детей с ММД чаще всего так и есть), то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается — иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.

Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами.

Кроме того, только "в обществе" можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка отобрала мою любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.

Очень социально интересное место — детсадовский туалет, уменьшенная копия школьного туалета. Здесь решаются очень важные вопросы, назначаются свидания, выясняются отношения. Для мальчика, который не прошел "школу" садиковского туалета, туалет собственно школьный оказывается неожиданным и зачастую весьма неприятным открытием.

Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть 45 минут на одном месте, отвечать только по команде (даже если знаешь ответ лучше других), на перемене не бегать, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания, да еще все время думать, думать, думать...

Так вот, родители, которые не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он "окрепнет", обрекают ребенка на весьма непростую ситуацию, когда все три стресса (напомним: иммунологический, социальный и учебный) обрушиваются на него одновременно. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо однажды утром заявляет: "Я в эту вашу школу больше не пойду!". И что тогда делать родителям?

Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и во времени. Если ребенка отдали в садик, и своей долей простудных заболеваний он переболел в пять лет (иммунная система адаптировалась к постоянному "обчихиванию"), социальный статус определился в шесть лет (я — не лидер, но могу успешно развлекать окружающих, не могу отразить прямую атаку, но легко могу переориентировать направленную на меня агрессию — да, да, не удивляйтесь, именно такой сложности социальные задачи решают шестилетние дети), то в семь лет такой ребенок спокойно пойдет в школу и достаточно успешно переживет собственно учебную ситуацию.

Год перед школой: с чего начать?

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Скоро в школу, а он еще и буквы путает, и на "один плюс один" может сказать "три", и, главное, совершенно не хочет ничем заниматься, а все возит и возит свои машинки или смотрит мультики. И про Карлсона и Нильса не слушает, и даже за нужную и полезную передачу "В мире животных" его не усадить... А соседский мальчик уже сам сказки братьев Гримм читает, а в хорошей английской школе через дорогу на вступительном тестировании надо диктант писать...

Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей гипердинамического ребенка этап?

В первую очередь надо определить цели и задачи. Здесь важно не только содержание целей, но и порядок их расположения. Обратите на это внимание.

  1. Не допустить, чтобы у ребенка выработалось стойкое отвращение к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.
  2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребенка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление, связь "мозг-рука" и т.д.)
  3. Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  4. Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Каким образом все это можно проделать?

Для начала совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу — но это обязательно проявит себя. И тогда в третьей или четвертой четверти первого класса или в начале второго исправлять что-либо будет уже поздно.

Иногда родители заявляют, что 6-летний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет), и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка "по интересам". Будет много пользы и никакого вреда. А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу. Разумеется, нет правил без исключений, и "Филиппки" изредка встречаются и среди гипердинамических детей, но каждый такой случай требует индивидуального рассмотрения и подробной консультации со специалистом.


Как выбрать школу и учительницу?

Сделать это можно разными путями. Возьму на себя смелость предложить один из самых нераспространенных, но очень эффективных.

Вы идете в ту школу (школы), куда планируете отдать ребенка, и наблюдаете за четвероклассниками, выходящими в вестибюль после окончания уроков. Среди выбежавших детишек вы замечаете трех-четырех расхристанных, подвижных как ртуть, с раскрытым портфелем и вымазанными чернилами руками. Если они еще при этом и орут, как ненормальные, и говорят, захлебываясь и приплясывая на месте, то можно быть уверенным — вот он, гипердинамический контингент данного класса. Далее вы замечаете, кого из заинтересовавших вас детей встречают. Подходите к маме или бабушке и говорите приблизительно следующее:

— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын в будущем году поступает в первый класс. Возможно, он попадет к вашей учительнице. Чем-то он напоминает вашего мальчика (девочку). Я очень волнуюсь за него. Скажите, как у вас складывались отношения с учительницей эти три года?

Далее возможны варианты. Если вам рассказывают трагическую историю про борьбу за успеваемость, испещренные красным цветом тетради и дневники, про стояние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от "официальной" репутации данной учительницы, — вам следует серьезно поразмыслить, прежде чем отдавать своего гипердинамического ребенка к ней в класс.

Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться: это именно то, что вам надо.

Гиперактивный ребенок и курсы подготовки к школе

В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. В идеале — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс. Это очень славно для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, вычисляет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок, в свою очередь, заранее, в щадящей обстановке привыкает к учительнице, к ее требованиям.

Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. и т.п. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамического ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.

Если в школе нет подготовительных курсов, то сгодятся курсы при Доме культуры, клубе и т.д. Занятия в садике, на которые уповают многие родители, как правило, не могут в достаточной степени подготовить гипердинамического ребенка к поступлению в школу. Он слишком подвижен, болтлив и отвлекаем, и воспитательница, отчаявшись призвать его к порядку, часто просто "машет рукой" на такого ребенка, закрывая глаза на то, что во время групповых занятий он попросту не слушает и не слышит ее. Результаты получаются соответствующие.

Многие курсы по подготовке к школе идут проторенным путем и включают в свою программу только обучение чтению, письму и математике. Иногда их программа почти полностью повторяет программу первого класса. Все это вызывает у родителей легкое недоумение.

— Что же они тогда будут на следующий год делать? — спрашивают родители.

Для гипердинамических детей эта проблема не стоит вообще. Пройти заранее программу первого класса для них только полезно, а посещение курсов в основном важно как предварительная адаптация к школьному образу жизни.

Кроме того (увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход (тот самый, о котором так любят рассуждать родители и "продвинутые" педагоги). Вот вы, родители, ему (ребенку) его (подход) и обеспечите.

О том, чем именно заниматься с будущим первоклассником дома и как построить занятия с неусидчивым дошкольником — в следующий раз.

Екатерина Мурашова

Обсуждение

Интересная статья как и сама книга Мурашовой, но мне кажется, что готовиться к школе надо значительно заранее нежели за год (по разным причинам, во-первых потому, что в год перед школой скорее возникнут подготовительные курсы в "школьном формате" (то есть в режиме школы, с обязательным дз и главное за партой), что безусловно необходимо, особенно с точки зрения подготовки психологической, так как от этого никуда не денешься, но с другой стороны реальных знаний получить в такой обстановке очень сложно (когда ты крутишься, отвлекаешься и вообще сплошной стресс). У меня старшая дочка отличается такой "непоседливостью" и у нас сейчас как раз последний год перед школой (в мае 7 будет), подготовительные курсы вещь обязательная (без них просто можно не попасть туда, куда хочешь), но знаний практически не дают (расчет на то, что все будут проходить в школе, я уже сейчас представляю себе этот период). Дома все усилия по подготовке не давали особых результатов (очень сложно найти подход даже мне), про садик я вообще молчу (видела и другие мнения, но у нас в подготовительной группе только буквы проходят, а в школу уже читающие в большинстве своем дети идут). Нам очень помог Клуб Юных Эрудитов, где подготовка идет совершенно в другом формате (в форме игр, в движении, с интересными карточками, чтение по методике Зайцева, математика тоже очень интересная), куда мы пошли с 4,5 лет. Соответственно к 6 освоили беглое чтение, легко считаем, знаем много (50-70 не считали) стихов классиков (очень понравилась их методика!), поэтому на подготовку особенно нервов не тратили (все дз делали минут за 10, что реально спасало). Кроме того (а это наверное самое главное), что постоянно тренируем внимание и собранность. Наталья Борисовна (основатель и педагог в клубе, спасибо ей большое!) постоянно меняет задания, очень много дает именно на собранность и бесконечно заряжает детей позитивом (одновременно они называют карточки, относят их к себе в "домики" и параллельно классифицируют по обозначенно признаку, да еще и периодически наступает "стоп игра" и у всех спрашивают сколько у них карточек, а потом нужно назвать какие были. Короче не соскучишься)) В книге еще описана история, как типичного гипера попросили оставить занятия по подготовке, потому как он всем мешал. Это совсем не про наш Клуб. Отношение (уважение, терпение и умение выйти из любой ситуации) просто фантастическое - умение зарядить позитивом, каждый после занятий чувствует себя в чем-то победителем. У меня еще 2 младших подрастает (вполне спокойных)), средний уже ходит в Клуб, младший тоже обязательно пойдет. Так что всем рекомендую не откладывать вопросы подготовки на последний год, а искать место, где будет интерес и понимание, там и результат будет.

Статья про гиперактивного ребенка верная. Я сама была в такой же ситуации и подготовительные курсы к школе - это действительно выход. Мы ходили правда, в образовательный центр "Президентская школа" и там очень хорошо подготовили к первому классу, не только в образовательном плане, но и психологическая подготовка, научили не отвлекаться, слушать, собранности и т.д. Я довольна, ребенку тоже понравилось, в первый класс пошли без проблем.

25.09.2013 10:20:18, Ося_85

Про "туалет" вообще смешно.Лидерские качества заложены генетически,и от того,посещал ли ребенок сад и туалет в нем,ничего не изменится.

Имунная система не может адаптироваться.Ибо иммуниттета против ОРВИ не бывает.
И болезни ребенка гораздо легче протекают в коллективе в 7 лет,чем в три(пять,шесть)когда его отдают в сад.
Никакого преимущества садиковские дети в плане здоровья не имеют,к сожалению

Комментировать статью "В 1 класс - через год. Детский сад и подготовка к школе: зачем?"

Гиперактивный ребенок и школа. Школьные проблемы. Образование детей. Гиперактивный ребенок - реально ли найти учителя? Дано- заканчиваем 2-й класс обычной районной школы на Речной вокзале.

Обсуждение

Нам не помогло увы ничего,поверьте за 12 лет чего только не испробовали - от спорт.школы до нетрадиционной медицины. Пока не нашли невролога, который подобрал препарат - наше спасение. Увы, без медикоментозного вмешательства, в школе, а тем-более с сильной программой - не выжить. Нас спасало только, то что умный и схватывал на лету. Учился на 5, поведение 2 и бесконечная череда проблем в школе. Сейчас принимает препарат и сам осознает как изменился, а учителя и подавно в шоке) Не помогают детям с СДВГ все эти нравоучения, психологи и т.д.!!! Я счастлива, что не пришлось ребенка переводить ни в какие слабые школы, как советуют ниже, и тем-более индивидуальное обучение. Наоборот, такие дети часто очень способные и делают успехи покруче здоровых, просто нужно помочь им (пока не перерастут сами) и скорректировать поведение подходящим лекарством...

Елена, вам нужно добиться перевода ребенка на индивидуальную или комбинированную форму обучения(когда ребенок часть дня с классом-часть наедине с педагогом).Если ваша школа не может предоставить таких условий, значит, вам нужна коррекционная школа 7 вида! программа там такая же, как и в массовых школах, но есть все условия для работы с гиперактивными детками. Не бойтесь слова "коррекция": это всего лишь возможность для детей с особенностями здоровья быть под присмотром учителей и психологов, а также получать ПОЛЬЗУ от походов в школу.

08.04.2017 11:27:31, Елена, вам нужно добиться перевода ребенка на индивидуальную или комбинированную форму обучения(когда ребенок часть дня с классом-часть наедине с педагогом).Если ваша школа не может предоставить таких условий,

Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ. Гиперактивность и дефицит внимания у детей: как проявляется в школе и что с этим делать. Что такое детская гиперактивность? Во что играть с ребенком с СДВГ для подготовки к школе.

Обсуждение

Не вижу где ужас ужас. У меня гиперактивный ребенок без СДВГ который раньше 5 к стати не ставят как диагноз по крайней мере у нас. В школе учиться хорошо но постоянно жалуются на поведение. Занимаем спортом. Бить вашего ребенка никто не имеет никакого права. Мой ребенок отнимает у меня пол жизни тем что не сидит на месте и постоянно двигается и прыгает орет ну и прочие. У нас соседский ребенок у которого СДВГ так он не такой подвижный. СДВГ - неумение концентрироваться когда человек скачет с одного занятия на другое и ничего в целом не делает, это проблема психического плана а не гиперактивность. В России похоже всем более или менее актовным детям начали лепить этот диагноз.

Вопрос больше в том, почему воспитатель ударил Вашего ребенка. Дети не любят, потому что их так настраивают воспитатели. СДВГ и логопедия не причем."Воюйте" с воспитателями, кстати они чутко реагируют на "неадекватных" по их мнению родителей(тех кто с них спрашивает за любую мелочь).Если есть возможность, переведите в другой сад, или нанимайте няню, и ходите на развивалки (для общения).
Логопеда можно пригласить заниматься дома.

У кого гиперактивные дети, как определяли эту гиперактивность? и могут ли гиперактивные дети сидеть 40 минут, если интер.задание получат? НО, с логопедом мы занимались по 1,5 - 2 часа, ну так получалось с подготовкой к школе, причем вечером уже часов в 8, и нормально...

Обсуждение

Мы вас помладше, ребенок активный. С страхом СДВ ходила к неврологу, невролог сказала, что гиперактивный ребенок не может сидеть и слушать книжки по 30-40 минут(мы слушаем ттт), я жаловалась, что рисует, лепит минут по 10, да и не любить это дело. Может конструктор минут 20 собирать, но не один, а с папой.

15 минут удержания внимания вообще-то норма для этого возраста. в 3,5 года насколько я знаю сдвг официально не диагностицируется, но тенденции могут быть примерно понятны. да, гиперактивные дети могут сидеть 40 минут, если предложить что-то интересное. проблемы у них с произвольной концентрацией - заниматься требуемым, когда учительница сказала - сейчас выполняем задания.

ребёнок боится лечиться. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Силой удержать моего невозможно, в силу своего физического развития и гиперактивности он очень сильный вырос, может и руку держащему сломать.

Обсуждение

В последний год та же история. С рождения привычка была к любым процедурам. А сейчас боится даже безболезненных (к примеру, рентген делать). Получается только договариваться. Сначала отвлекаю, успокаивая, избавляя от страха, от предвкушения боли. Потом объясняю, что и зачем надо сделать, как это будет проходить и что он будет чувствовать. Говорю очень медленно, повторяясь.. Потом, когда теоретически боязнь ликвидирована, объясняю, как я в него верю и какой он герой и умничка, и обязательно справится, даже если будет немного страшно и больно.. Ну и конечно, после процедуры длительные одобрения и восторги, ну и конечно же какое-нибудь поощрение на его выбор (вкуснятина, игрушка, гости). Не верится, но помогает. Весной после таких уговоров сам вошел в кабинет и вытерпел без наркоза бронхоскопию. И тем не менее, пока приходится к такому методу прибегать каждый раз, на несколько процедур не действует одна беседа:)
Пробовали шантаж, угрозы. На первый раз срабатывало, потом он быстрее мирился с осуществлением угроз, нежели с предстоящей процедурой. Силой удержать моего невозможно, в силу своего физического развития и гиперактивности он очень сильный вырос, может и руку держащему сломать.

Естественно, что ребенок боится. Все, что вы рассказываете, сопряжено с болью, страхом, и было бы странно, если ребенок к таким процедурам спокойно относился. Мой младший сын даже ногти со слезами стричь дает, что тут про лечение зубов говорить. Но я для себя еще при рождении старшего сына определила, что психологическая стабильность ребенка - прежде всего. Поэтому ни разу не была с детьми с районной поликлинике. Ходим в приятные места и за денежку. Да, накладненько бывает, но отношение там к детям в разы лучше. Помню, младший в клинике стал жалюзи на окнах дергать. Я не разрешала, естественно, но ему было весело, слушался слабо. И вот подходит медсестра к нам. Я думала, сейчас замечание сделают. А она сыну: "Малыш, пойдем, я тебе игрушки покажу". И извиняющимся тоном мне: "Поранится, не дай Бог, и так ведь боятся детки к доктору ходить, а если еще и расстроится..." А уж на приеме у врача как его отвлекали-завлекали, только бы страха у ребенка не было, только бы негатива не ощутил. Со старшим пошли зимой в районную стоматологию справку к школе взять. Я человек далеко не рафинированный, но вот от отношения к детям была в ужасе. Как на них в кабинете кричали, как пугали. А родители должны в коридоре ждать и крики детей слушать. Сын старший, никогда врачей не боялся и все манипуляции даже болезненные стойко переносил, мне сказал: "Мама, уйдем из этого места". И мы ушли, записались в платную клинику. До приема ребенок в игровой комнате развлекался. Пошел с положительными эмоциями. Врач ему аппаратуру показала, объяснила, что для чего нужно. Спокойно дал все посмотреть, зуб лечили - не пикнул, даже заморозка не понадобилась. Потом игрушку подарили. И вокруг каждого ребенка готовы с бубнами плясать, как бы он себя ни вел. Вот я за такое отношение к детям.

Светлана Птица
Подготовка дошкольника к обучению в школе

Введение

Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед воспитателем является подготовка руки к письму .

В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают содружественые движения обеих рук; руки и глаза.

Прежде, чем дать в руки карандаш или кисточку, мы предлагаем рисовать пальчиками. Это укрепляет мышцы пальцев и активирует чувствительность кожи.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений используют разные методы и приемы работы :

1. Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

Различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Графические диктанты

4. Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Паззлы, мозаика

Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий и детей старшего возраста, они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга.

Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль, чечевицу) . Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки, грецкие орехи, массажные шарики; пересыпать горох из одной ёмкости в другую.

Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи : точки, завитки, волнистые и прямые линии и т. п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии) .

Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".

Сначала учим ориентироваться на листе без графических навыков. Этому способствуют задания по типу известной игры "Муха". На листе в клетку (начиная с 4, потом 9, 16 и т. д.) "муха" перемещается. Дети должны проследить, куда прилетит "муха", если она переместится, например, на 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз.

Огромное количество вариантов этой игры. Действующими объектами могут быть различные предметы, игрушки. Символы предметов в клетках можно заменить буквами, цифрами.

"Муха" может перелетать по чистому тетрадному листу из нижнего правого угла в верхний левый, в середину листа и т. д.

Учим ориентироваться на листе в крупную клеточку, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии и закрепляют умение ориентироваться на листе. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении. Пишем графические диктанты : от простых узоров переходим к изображениям предметов.

Следующий этап – учим рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга) . Для этой цели используем штриховку.

При штриховке соблюдаем правила :

Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.

Позже в качестве штриха используем волнистые, зигзаобразные линии.

В предметы круглой и овальной формы вписываем спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру) .

Рисуем "волны" и "дорожки; ребёнок при этом учится плавно передвигать руку по всей длине строки; начинаем с пунктирных линий, а потом сплошные.

В тетрадях учим вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.

Актуальность

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,

а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».

Л. Н. Толстой

Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства . В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущей учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе : создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков , которые позволят ему легко войти в школьную жизнь , адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы :

Рисуют и лепят;

Учат стихи;

Наблюдают изменения в природе;

Знакомятся со счётом и буквами;

Выполняют физические упражнения.

Практика показывает что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет , предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе , которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ , становится все актуальнее.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

«рассказывать руками»

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте .

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе .