Интериоризация. Учение о поэтапном формировании умственной деятельности. Будьте всегда в настроении

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация , которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация - это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации ), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.

В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план - не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.

Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь результат, характеристика.направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.

Психологический термин интериоризация был введен французскими учеными. Понятие означало прививание идеологии индивидууму. То есть, перенос общественного сознания в индивидуальное. В современных англоязычных словарях психологических терминов интериоризация заменена интернализацией. Для психоаналитиков это психический процесс, который обозначает взаимоотношение с реальным или воображаемым объектом, преобразование внешнего фактора во внутренний. Проблема интериоризации в психоанализе остается дискуссионной. До сегодняшнего дня не выяснено, являются ли процессы поглощения, идентификации, интроекции идентичными, либо они осуществляются параллельно друг другу.

В отечественной психологии значение слову интериоризация было дано Выготским, как понятие «вращивания» – преобразование внешней деятельности во внутренний план сознания. Развитие человеческой психики, по теории Выготского, первоначально складывается извне, в зависимости от внешних социальных факторов, принятых в обществе. Внешние коллективные формы деятельности путем интериоризации встраиваются в сознание человека и становятся индивидуальными.

Процесс интериоризации

Высшие психические функции развиваются поначалу как внешние формы деятельности, и только в процессе интериоризации они превращаются в психические процессы индивида. Исследования в школе Выготского позволили сформулировать основные фундаментальные положения:

  • Построение психических функций раскрывается только в процессе генеза, когда они сложатся, строение становится неразличимым, уходит вглубь;
  • Становление психических процессов раскрывает сущность явления, которой изначально не существовало, но в результате интериоризации она зародилась;
  • Появившаяся сущность явления не может быть объяснена обычными физиологическими процессами и логическими схемами, но представляет собой процесс, который не останавливается даже после прекращения действия того или иного явления.

Путем интериоризации происходит превращение внешних признаков во внутреннюю мысленную деятельность. Такой процесс не может проходить самостоятельно. Правильное психическое развитие ребенка возможно только в условиях общения с окружающими людьми.

С помощью интериоризации человек обучается строить мысленные планы, разрабатывать варианты. Иными словами, получает способность мыслить абстрактными категориями.

Интериоризация деятельности

Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:

  • Уровень исполнения;
  • Мера обобщения;
  • Полнота выполняемых операций;
  • Мера освоения навыка.

Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:

  • С материальными объектами;
  • При помощи речи, как устной, так и письменной;
  • В уме.

Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.

Этапы развития умственной деятельности

Формирование умственных действий, согласно концепции Гальперина, проходит следующие этапы:

  • Построение схемы будущего действия. Ознакомление с материалами и требованиями к конечному результату;
  • Практическое освоение при использовании материальных предметов;
  • Освоение заданного действия без опоры на материальные предметы, то есть, процесс интериоризации, в результате чего происходит перенос наглядного действия во внутренний план. На этом этапе внешняя речь заменяет конкретные предметы;
  • Полный перенос внешнего речевого действия в умственную деятельность. Человек выполняет задание, думая «про себя»;
  • Завершающий этап интериоризации означает деятельность «только в уме».

Ребенок проходит последовательно все эти этапы, развивая мышление.

Социальная интериоризация

В отечественной психологии интериоризация означает процесс преобразования межличностных отношений в отношения с самим собой. Принятие, переработка и хранение знаковой информации «внутри» психики, основанная на памяти, к явлению социальной интериоризации не относятся. В развитии высшей нервной деятельности человека различают следующие стадии:

  • Взрослый человек воздействует на ребенка словом, побуждая к той или иной деятельности;
  • Ребенок учится новому для него виду обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
  • Ребенок воздействует словом на самого себя.

Стадии социальной интериоризации проходят все люди, без исключения. Ребенок приучается к мыслительной деятельности без использования конкретных предметов.

В теории деятельности интериоризация представляет собой перенос определенных внешних действий во внутренний, умственный план. Внешняя деятельность в результате интериоризации претерпевает некоторые изменения, особенно в операционной части.

В психоанализе объясняются процессы влияния межиндивидуальных отношений, формирование структуры бессознательного: индивидуального и коллективного, что и определяет структуру сознания.

формирование духовного мира личности, внутренних структур психики посредством отражения внешних социальных отношений и адаптации к изменчивости общественного бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

франц. iiiteriorisalion, от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное значение получило в культурно-историч. теории Выготского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш., социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений (Пиаже), а формирование внутр. плана сознания.

Характерен для высших психических функций и активности. Разрабатывался термин как западными, так и советскими психологами, особенно в рамках психологии деятельности.

Определение понятия

Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.

Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.

Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации - это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.

Как же происходит процесс интериоризации?

Выше уже было указано, что внешние отношения между людьми постепенно превратились в человека, такие как память, мышление, восприятие, ощущение, воображение. Л. С. Выготский проводил эксперименты в школе, чтобы подтвердить свои теоретические предположения. В результате исследований ученый пришел к следующим выводам:

  • Увидеть процесс построения высших психический функций можно только в генезе, после того как они сформируются. Тогда строение входит вглубь сознания и становится неразличимым.
  • Интериоризация помогла зародиться психической реальности посредством перехода внешних форм во внутренние.
  • Сформировавшаяся сущность сложно объяснима, особенно если говорить с точки зрения физиологических процессов. Для ее рассмотрения нужен инструментарий иного рода - психологический.

Процесс трансформации внешних отношений во внутренние возможен путем интериоризации. Это превращение не происходит самостоятельно, ведь оно также зависит и от окружающих людей, общения с ними. Только благодаря адекватному воспитанию ребенок и его психика развиваются правильно. Феномен интериоризации помогает человеку мысленно строить планы, составлять диалоги, рассматривать различные варианты событий. категориями становится доступным.

Интериоризация деятельности

Каждый термин - это продукт деятельности человека. Получается, вряд ли можно этому научить. Но благодаря правильно организованному процессу обучения интериоризация деятельности будет поступательной и поэтапной.

Возьмем, к примеру, школьника, который учится читать. Для начала ему следует выучить внешние формы, то есть буквы. Потом постепенно ученик изучает слоги и начинает читать вслух. Но и на этом процесс обучения чтению не заканчивается, ведь следующим этапом становится переход чтения вслух во внутреннее чтение. Вот это и есть процесс превращения внешний действий в высшие психический функции - процесс интериоризации.

Помимо этого феномена, есть еще и другое противоположное понятие. Интериоризация и экстериоризация - это как две стороны медали. Одна трансформирует внешнее во внутреннее, а другая - внутреннее во внешнее. Например, когда автоматизированный навык дает сбой, человек начинает искать, что не так, и потом делает правильно. Таким образом, внутреннее возвращается во внешнее.

Занимался изучением и разработкой этих понятий в рамках теории этапов развития мыслительной деятельности П. Я. Гальперин. Он считал высшим уровнем интериоризации то, что человек может проделать те или иные действия мысленно, не прибегая к дополнительным манипуляциям.

Теория П. Я. Гальперина

Ученый считал, что мыслительное действие сформируется только после прохождения таких этапов:

  1. Знакомство с требованиями к результату деятельности.
  2. Внешние манипуляции с предметами.
  3. Собственно, интериоризация - освоение действия в условиях отсутствия материальных объектов, трансформация во внутренний план. Здесь используется внешняя речь для обозначения внешних объектов.
  4. Окончательный переход речи в мыслительную деятельность.
  5. Завершение интериоризации.

Вот таким образом развивается человеческая психика, и внешние действия с помощью интериоризации становятся мыслительной деятельностью.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - форм-е внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней соц. д-ти. В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы. В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивид.сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при к-ом менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной д-ти в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под к-ым понимал превращение внешних средств и способов д-ти во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя соц.форма общения между людьми и только затем, в рез-те интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм д-ти к внутренним, свернутым, индивид. формам ее выполнения, т.е. в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляет психическое развитие ч-ка.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, к-ые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним д-ти. Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту д-ть не может. Она всегда должна строиться окр. людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной д-ти, в к-ой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта. Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики ч-ка, согласно к-ой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры. Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским. Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.


Проблема интериоризации затрагивалась в работах С.Л.Рубинштейна. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь рез-т, хар-ка, направление, в к-ом идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней д-ти, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации. Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации.