2.2. Внешние признаки рукописных источников XI – первой трети XII вв.
Письменность в Древней Руси была уделом не только господствующего класса, она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в. Берестяные грамоты использовались только для бытовых нужд.
Наиболее ранние рукописные источники, написанные уставным текстом, относятся ко второй половине XI – XII вв.: «Остромирово Евангелие» (1056-1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076 гг.), «Мстиславово Евангелие» (1115), грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).
Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) – великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергаменте. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича – образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.
Материал для письма . Книги и актовые документы писались на пергаменте, особым образом обработанной телячьей коже. Пергамент был основным материалом для письма до XIV в. Пергамент получил своё название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н.э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамента получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамент был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамент попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамент» вошло в употребление в XVII в. (из польского языка).
Наряду с высококачественными листами пергамента для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамент»), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила («зализы»).
Пергамент был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамента могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Палимпсесты – (греч. «снова стираю») – рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале. Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.
В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамент, материал. Она лучше пергамента сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали.
Графика письма . Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаментные документы и книги Х I –Х IV вв. написаны уставом, причем отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.
Каноны уставного письма:
· геометричность графики букв;
· отсутствие наклона букв;
· отсутствие расстояний между отдельными словами в строке.
Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте: бог, святой, дева. Над сокращенными словами ставился знак «титло».
Различался устав древнейший и поздний. Источники ХI–ХII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма. Буква «И» писалась с горизонтальной перекладиной «Н». Обе петли буквы «В», половинки буквы «Ж» были одинаковыми. «Ч» писалась в виде чаши.
Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергаменте. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволило утверждать, что графика букв берестяных грамот Х I –ХII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.
Чернила , которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамент и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения.
Для датировки рукописей важен не только анализ цвета чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.
Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знали киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».
Орудия письма . В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до ХIХ в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила.
На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.
Украшения рукописей . Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.
Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон , представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки. Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением. Полевой цветок и вязь – украшения на поле рукописи в виде цветка или узора.
Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.
Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Он держался в рукописях на всем протяжении ХI–ХII вв. и совпадал по времени с пергаментом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.
В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья.
Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения. В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов – золотом.
Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , т.е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в Остромировом Евангелии перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения. На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сыновьями. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.
Древнерусские книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Так как кожаные листы древних книг стремились свернуться в трубочку, использовались застежки для книг.
Таким образом, церковнославянский язык, созданный Кириллом и Мефодием, был книжным, в отличие от старославянского языка, который был бытовым.
Современный церковнославянский язык, как основу сегодняшнего богослужения, принято называть новоцерковным. Этот термин ввел известный палеославист Вячеслав Францевич Мареш.
Внешние признаки рукописных источников древней Руси
В IX в. складывается Древнерусское государство, или Киевская Русь. К Х – XI вв. в Киевской Руси растут города, получают дальнейшее развитие феодальные отношения, утверждается собственное законодательство.
В условиях раннефеодального государства высокого уровня достигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает самобытные произведения – летописи, сказания. Письменность перестает быть привилегией только господствующего класса. Она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство этому – берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремесленников на предметах их труда – изделиях из металла, глины, камня, надписи на фресках и иконах, на церковных стенах.
Были в Древней Руси и книжники-профессионалы, которые переписывали книги. Они трудились, в основном, при больших монастырях и княжеских канцеляриях. Их труд требовал особого умения – текст нужно было переписывать без ошибок и правильно. Это было очень важно, поскольку они имели дело не просто с книжками для чтения, а с текстами, слова которых произносились в церкви и были обращены к Богу. Неправильность в таких текстах могла означать неправильность в вере, потому что в представлении людей того времени неправильное слово соответствовало «неправильной» вещи. Например, если сокращенное слово агглъ, произносившееся как ангел, обозначало посланца Бога, то аггелъ, произносившееся как аггел, обозначало посланца сатаны.
К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на основе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние рукописные источники относятся ко 2-й половине XI–XII в. Это прежде всего книги «Остромирово Евангелие» (1056–1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал – грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).
Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) – великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича – образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку грамота была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, она была торжественно украшена: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.
Исключительно важным источником явились и берестяные грамоты, впервые найденные в Новгороде в 1951 г.
Материал для письма
. До XIV в. основным материалом для письма был пергамен.
Он получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорченной укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли кожами, телятинами. Слово пергамен вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.
Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи (дырявый пергамен), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила, – зализы.
Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами
(от греческого снова стираю).
Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвозвратной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.
Грамота Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю. Около 1130 г
В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту.
Грамоты из бересты были найдены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле.
Надписи и рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима
Первая берестяная грамота была обнаружена 26 июля 1951 г. археологом Ниной Федоровной Акуловой в Неревском раскопе Великого Новгорода, в щели между двумя деревянными плахами уличного настила в культурном слое XIV в. Находка оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы.
Образцы берестяных грамот, сохранившихся в отрывках и целиком
Конечно, о берестяных грамотах было известно из письменных источников и до этого. Преподобный Иосиф Волоцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, жившего во 2-й половине XIV в., рассказывал о скромном монашеском житии своего учителя: «толику же нищету и нестяжание имеяху, яко в обители Блаженного Сергия и самые книги не на харатиях писаху, но на берестех».
В Сибири в 1715 г. в берестяную книгу, сохранившуюся до наших дней, записывали ясак – дань в пользу Москвы, собираемую с нерусских народов. Этнограф С.В. Максимов видел в середине XIX в. берестяную книгу на реке Мезени у старообрядцев.
Бересту, предназначенную для письма, приготовляли специально: ее варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, расслаивали, убирая наиболее грубые слои, обрезали со всех сторон. На бересте надписи нацарапывали на внутренней стороне коры, т. е. на той поверхности бересты, которая всегда оказывалась снаружи, когда берестяной лист сворачивался в свиток.
Чтобы восстановить эластичность такой грамоты, археологи погружают ее в кипяток, затем промывают с помощи кисти, смывая многовековую грязь, затем просушивают полотенцем и зажимают между стекол. После этого грамоту можно читать. Перед публикацией грамот, чтобы их тексты было легко прочесть, их, как правило, дополнительно прорисовывают по контурам видимых букв.
По своему содержанию берестяные грамоты очень разнообразны. Они писались людьми разных социальных уровней. Любой грамотный человек мог нацарапать на бересте записку, распоряжение, донесение, письмо. Береста отражала жизнь человека от первых робких шагов в овладении грамотой до его духовного завещания и извещения о его смерти.
Берестяные грамоты дают обширный материал об экономике, культуре, государственности. Как отмечает В.Л. Янин, текст новгородских берестяных грамот помогает восстановить именной состав и генеалогическую преемственность боярских родов, владельцев многих усадеб, территориально занимавших многие кончанские районы (Новгород в административном отношении делился на концы) с зависимым от них населением, которое поддерживало тот или иной род в политической борьбе, что было особенностью Новгородской боярской республики.
Графика письма
. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав
и скоропись,
последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаменные документы и книги XI–XIV вв. написаны уставом. Отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.
Общим каноном уставного письма
являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав использовал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Между словами иногда употреблялся знак словоотделения - паерок,
заменявший знаки еръ и ерь в словах. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте. Над сокращенными словами ставился знак титло.
Список слов, которые обычно встречаются под знаком титло:
На протяжении своего развития графика устава не была однородной. Различался устав древнейший и поздний. Источники XI–XII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма.
Исследователи называют наиболее яркие графические особенности некоторых букв, помогающие отличить древнейший устав от устава более позднего и, следовательно, более точно датировать рукопись. Буква И писалась в древнейшем уставе с горизонтальной перекладиной и напоминала современную печатную букву Н. Обе петли буквы В были почти одинаковыми. В буквах соединительная черта проходила посредине и горизонтально. Верхняя и нижняя половинки буквы Ж были одинаковой величины. Буква Ч имела вид округленной или заостренной чаши, стоящей на ножке: Y. Показателем древности источника являлось использование йотованных юсов с соединительной перекладиной, проходившей посредине:. Буква в XI в. почти всегда умещается в строке, в XII в. – поперечная линия и верхняя часть мачты часто выходят за пределы строки. Буква (омега) имела в XI в. высокую середину. В XII в. середина стала ниже благодаря разведенным в сторону петлям -. В XI в. буква (пси) часто была похожей на изображение креста, а в XII в. напоминала изображение лилии – .
Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя в своей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального назначения этих источников и условий их написания. Книги, предназначенные для чтения и церковной службы, созданные в монастырских книгописных мастерских, были написаны более аккуратно, нежели деловые бумаги, в которых даже в XII в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Этот вывод подтверждается сравнением графики наиболее раннего из дошедших до нас актов «Жалованной грамоты киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю» (XII в.) и книг того же времени. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, происходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время – к полууставу и скорописи.
Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Этими особенностями графика букв берестяных грамот XI–XII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.
Устав XI–XIII веков
Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже при смачивании письма. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. Встречались и черные чернила. В этом случае в их состав входила сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения.
Для датировки рукописей важен не только анализ цвета чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.
Кроме чернил, использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знали киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое твореное золото.
Орудия письма
. В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить и очистить перо от жира, его втыкали в горячий и влажный песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли.
Судя по сохранившимся рукописным книгам, поскольку пергамен был лощеным материалом для письма, перо по нему скользило. Поэтому для пергамена перо зачинивалось толще, чем для таких же по содержанию и значению книг, писавшихся на более позднем материале – бумаге.
Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками.
Инструментом для написания берестяных грамот были костяные, металлические и даже деревянные стержни с острием на одном конце, с лопаточкой – на другом и с отверстием для подвешивания такого «писало». Иногда «писало» помещали в кожаный чехол.
Если острым концом «писало» процарапывали тексты на бересте, то лопаточка имела другое предназначение. При первоначальном обучении письму детям давали дощечки, имеющие с четырех сторон невысокий бортик. Донышко дощечки имело штриховые линии. Донышко покрывалось воском, и дети учились писать на таком восковом слое, подобно тому как позже учились писать на грифельных досках. Лопаточкой заглаживалось написанное на доске.
Это было похоже на то, как с грифельной доски стирали бы текст тряпкой. Пособием, с которого ученик списывал буквы, была также дощечка, на которой эти буквы были написаны. Очевидно, после обучения на восковой дощечке ученики переходили к письму на бересте, на которой писать было труднее и за которую нужно было платить деньги, хотя и небольшие.
Украшения рукописей
. Некоторые источники, являющиеся предметом палеографического изучения, имеют художественные украшения. Среди таких источников первое место занимают книги. Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты древнерусской книги, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда обязательная согласованность и взаимоувязка формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.
Поскольку эволюция художественных стилей оформления рукописей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.
Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.
Заставка
– это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка
– рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.
Инициалом
называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.
Полевой цветок
– украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.
В основе оформления заставок и инициалов, как правило, лежал единый художественный принцип. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.
Древнейший орнамент
русских рукописей - старовизантийский, или древнерусский
(иногда его называют геометрическим).
Он держался в рукописях на всем протяжении XI–XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.
В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы – в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка крин.
Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов золотом.
Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами,
т. е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в «Остромировом Евангелии» перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения. На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав (на первом плане) с женой и сыновьями. Великий князь в платье темно-синего цвета, отороченном красной каймой, в княжеской шапке. Синий плащ князя с золотой каймой застегнут на правом плече яхонтовой застежкой. На ногах князя – сапоги из зеленого сафьяна. Жена Святослава одета в верхнее короткое платье с широкими рукавами и длинное нижнее платье с узкими рукавами. Голову княгини закрывает платок. Шею украшает ожерелье из драгоценных камней. Сыновья князя одеты в меховые шапки и малиновые одежды, отороченные красными каймами и золотыми воротниками.
Изборник Святослава. 1073 г
Отличительными особенностями древнейших миниатюр являются их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.
Рукописи XI–XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Формат,
или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет
книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.
Оклад дорогих книг имел в центре средник,
а по углам угольники,
в рамках которых давались изображения Иисуса Христа, Богородицы, Апостолов.
Так как кожаные листы древних пергаменных книг свертывались в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации. Более радикальным средством от нее были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет – проклят будет!» Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы застегнуть книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.
Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях - жуковин.
Книги в древности ставились на полки не переплетом, а лицевой обложкой переплета к лицу зрителя. Это делалось не только для того, чтобы не испортить переплет, но и в силу функциональных особенностей: изображения на переплете воспринимались как иконы.
Краткие выводы. В основе палеографических выводов о времени, месте составления, авторстве и подлинности источников XI–XII вв. лежат наблюдения за совокупностью палеографических признаков, свойственных данному периоду, и их соответствием друг другу. Древнейший устав как тип письма совпадает с пергаменом как материалом для письма. В книгах им сопутствует древнерусский (старовизантийский) орнамент. Важны наблюдения за чернилами, красками, орудиями письма, переплетом, форматом рукописей.
Внешние признаки письменных источников второй трети XII – конца XV в.
Следующий этап, на протяжении которого происходят дальнейшее развитие и качественные изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во 2-й трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.
Русь распалась на самостоятельные земли-княжества со своими экономическими и политическими центрами, князьями и управленческим аппаратом.
Нашествие монголо-татар на Русь во 2-й четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности. Во время нашествия и последующих набегов погибло большое количество памятников письменности и людей, руками которых они создавались.
Начавшийся со 2-й половины XIV в. новый подъем русской культуры был вызван развитием внутренних процессов, подготовивших объединение страны и формирование единого Российского государства. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва, которая возглавила борьбу с монголо-татарским игом. Тогда же началось складывание русской (великорусской) народности.
В обстановке борьбы за политическую независимость и объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, договоры Новгорода с великими князьями, договоры Новгорода, Пскова с немецкими городами, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Частные акты представлены купчими, вкладными, закладными, рядными, кабальными и другими записями.
Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Грамота была составлена новгородским боярином Олексой Михалевичем. Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов, пожалованных Олексой (в монашестве – Варлаамом) основанному им Хутынскому монастырю. Текст вкладной написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена. Из княжеских грамот большой интерес в палеографическом отношении представляет жалованная грамота рязанского князя Олега Ивановича монастырю (2-я половина XIV в.). В грамоте подтверждалось право на владение монастырем селом Арестовским, на сбор с него податей и пошлин. Грамота написана уставом на большом листе пергамена и украшена миниатюрами. В верхней части грамоты над текстом изображен с одной стороны Иисус Христос с Божьей Матерью, с другой стороны – Иоанн Предтеча. Ниже, слева от Христа, нарисован апостол Иаков – патрон князя Олега, а справа от Христа – коленопреклоненный, с протянутыми к Христу руками игумен Ольгова монастыря Арсений. Так в художественной форме получил воплощение акт княжеского пожалования монастырю.
Тема 3. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси.
1.Общая характеристика рукописей Древней Руси.
2.Материал для письма.
3.Древнейший и поздний устав (графика письма).
4.Орудия письма.
5.Украшение рукописей.
Глухов А.Г. В лето 1037 ...- М.: Сов.Россия,1974.
Его же. Русские книжники.- М.:Книга,1987.
Давыдов Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:МИРОС, 1992.
Лихачев Д.С. Культура русского народа Х-ХVII веков.- М.-Л.,1961
Милов Л.В. О «Слове о полку Игореве»: Палеография и археография рукописи; чтение «русиси» // История СССР. 1983. №5. С.82-106.
Неисчерпаемость источника. К 70-летию В.А.Кучкина. – М.: Памятники исторической мысли, 2005.
Орнаментика русских рукописей ХI-ХVII веков // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974.
Пергаменные рукописи библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей ХI-ХVI веков. - Л.,1976
Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. М., 1971.
Сапунов Б.В. Книга в России в ХI-ХIII веках.- Л.: Наука,1978.
Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый 12 века. - М.: Наука,1980.
Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: истоки древнерусской книжности. М., 1994.
Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М., 1969.
Янин В.Л. Я послал тебе бересту.- М.,1975.
Тема 4. Внешние признаки письменных источников 14-15 веков.
1.Общая характеристика письменных источников 14-15 веков.
Материал для письма.
Полуустав.
Украшение рукописей
Тайнопись.
Дополнительная литература по теме:
Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник.- М.,1944.
Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма ХV века // Россия в средние века и новое время. М., 1999.
Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. М., 1980.
Шульгина Э.В. Русская книжная скоропись ХV века // История и палеография. М., 1995.
Филигранологические исследования: теория, методика, практика. Л., 1990.
Тема 5. Внешние признаки письменных памятников Русского государства 16-17 веков.
1.Общая характеристика письменных источников 16-17 веков.
2.Материал для письма.
3.Графика письма (скоропись).
4.Книжное письмо (полуустав со старопечатной основой).
5.Украшение рукописей.
6.Формат рукописей и переплет.
Дополнительная литература по теме:
Беляев И.С. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей 15-17 столетий. 2-е изд. - М.,1911.
Гераклитов А.А. Филиграни 17 века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения.- М.,1963
Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства 17-20 веков.- М.,1959.
Костюхина Л.М. Книжное письмо в России в 17 веке.- М.,1974.
Розов Н.Н. Скорописание или скоропись? (об уточнении термина) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып.2. Л., 1969.
Шульгина Э.В. Скорописное письмо ХVII века по Милютинским Минеям-четьим // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987.
Тема 6. Палеография и текстология нового времени
1.Реформы письма.
2. Внешние признаки письменных источников нового и новейшего времени
3.Стенография и машинопись.
4. Использование в палеографии новейших технологий.
Дополнительная литература по теме:
Белоконь Е.А. Развитие русского письма в конце 18 – первой половине 19 в. // Автороеф. дис. к.и.н. М., 1988.
Историческая информатика / Белова Е.Б. и др. Гл.9. П.3. М., 1996.
Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени.-М.,1970.
Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. - М.,1959.
РАБОЧИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1. Палеография как специальная историческая дисциплина. Смежные дисциплины. Возникновение и развитие письменности у славян
Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод
Палеографическое описание рукописи
Историография русской палеографии
Палеография и сопредельные дисциплины
Берестология
Дохристианская письменность на Руси
Роль Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки
Славянские азбуки - глаголица и кириллица
Задания и упражнения:
Проверка знания кирилловского алфавита
Изучение надстрочных знаков
Обозначение чисел в русской письменности
Определение извода, выделение его лингвистических признаков
Занятие №2. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси
Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция
Орудия письма. Краски. Чернила.
Украшение рукописей в 11-13 вв.
Береста, специфика нанесения текста на бересте
Задания и упражнения:
Чтение уставного письма
Определение типа письма
Датировка по начертаниям букв
Определение стиля художественных украшений
Составление палеографического комментария
Занятие №3. Внешние признаки письменных источников 14-17 веков
Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки.
Украшение рукописей в 14-15 вв.
Книжное письмо 16-17 вв.
Украшение рукописей 16-17 вв.
Задания и упражнения:
Чтение рукописных памятников, выполненных полууставом
Чтение скорописи
Определение типа письма
Датировка по начертаниям букв
Определение типа рукописи по характеру текста
Составление палеографического описания рукописи
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПАЛЕОГРАФИИ
Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод. Палеографическое описание рукописи.
Палеография и смежные дисциплины (эпиграфика, кодикология, текстология, филигранология, берестология)
Основные этапы развития русской палеографии. Новейшие технологии в палеографии.
Возникновение славянской письменности.
Кирилловский алфавит.
Обозначение чисел в русской письменности.
Надстрочные знаки и знаки препинания. Понятие об изводах.
Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция.
Пергамен: история появления, технология изготовления. Палимпсесты.
Украшение рукописей в 11-13 вв. Основные элементы украшения рукописей. Старовизантийский стиль.
Орудия письма. Краски. Чернила. Эволюция орудий письма.
Береста, ее особенности как писчего материала. Специфика нанесения текста на бересте. Берестология.
Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки. Филигранология.
Полуустав: общая характеристика, датирующие признаки, локальные разновидности.
Украшение рукописей в 14-15 вв. (Тератологический, балканский, нововизантийский стиль. Миниатюра. Вязь.
Тайнопись, сферы ее использования. Принципы тайнописи. Способы расшифровки.
Скоропись: общая характеристика. Датирующие показатели графики.
Книжное письмо 16-17 вв.
Украшение рукописей 16-17 вв. Старопечатный орнамент, барокко. Экслибрис.
Внешний вид рукописных материалов: свитки, листы, тетради, книги. Форматы. Переплеты.
Реформы письма.
Палеография и текстология нового времени.
РАЗДЕЛ II . ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
ПРОГРАММА
ХРОНОЛОГИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Место хронологии среди специальных исторических дисциплин. Математическая и историческая (прикладная) хронология. Предмет исторической хронологии. Задачи исторической хронологии. Методы исторической хронологии.
Понятие времени. Причины и особенности появления и развития приемов, приборов и понятий измерения времени. Единицы измерения времени. Происхождение слов «сутки», «месяц», «год». Астрономические сутки. Равноденственные сутки. Варианты года: тропический, звездный. Зимнее (летнее) солнцестояния. Весеннее (осеннее) равноденствия. Гражданский год. Месяцы (сидерический, синодический) и недели. Происхождение семидневной недели. Другие варианты недели. Час, минута, секунда: происхождение слов и значения понятий.
Понятие эры. Виды эр. Олимпийская эра. Эра от основания Рима. Счет времени по консулам. Эра Набонассара. Эра Диоклетиана. Эра от сотворения мира (СМ). Эра от Рождества Христова (РХ). «Anno Domini» и «ante Deum». Пасхалии. Дионисий Малый. Китайская циклическая эра. Мусульманская эра (хиджра). Второстепенные и провинциальные эры. Проблема создания универсальной хронологической шкалы.
Абсолютная и относительная хронологическая шкала. Методы установления датировок с помощью точных и естественных наук. Прямые и косвенные датировки. Астрономические датировки. Затмения лунные и солнечные. Их периодичность. Сарос. Затмения в источниках. Другие циклические астрономические явления.
Календарь в культуре народов мира. Хронографы и летописи. Пасхалии. Основные отличия исторического и календарного времени.
ЭВОЛЮЦИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ .
ПОЯВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ХРОНОЛОГИИ
Принципы датировки событий в источниках. Древневосточные сочинения хронологического характера. Анналы и хроники. Появление специального интереса к исследованию времени в античности. Первые систематизации хронологических свидетельств. Гелланик, Гекатей. Попытки упорядочения счета лет и создания единой эры. Синхронизация исторических событий. Хронологические таблицы. Тимей и Эратосфен, Аполлодор Афинский и другие. Политическое объединение Средиземноморья и попытки установления синхронизмов в рамках всеобщей истории. Кастор Родосский. Клавдий Птолемей и его «Канон царей». Создание эры Набонассара, ее значение для всеобщей хронологии. Хронологические изыскания и христианство. Синтез датировок по единой шкале с включением библейской истории. Евсевий и его «Хроника» («Канон»).
Перевод дат на современное летосчисление. Римские консульские фасты и их особенности. Возможность установления синхронизма римских дат с греческими и восточными. Проверка этих синхронизмов.
Рождение научной хронологии. Ж. Скалигер. Юлианская эра (первая научная хронологическая шкала). Счет юлианских дней. Способ вычисления номера юлианского дня. Д. Петавиус. Опыт установления синхронизмов и способы проверки хронологических указаний источников. Счет лет до рождества Христова. Единая «линия времени».
ЛУННЫЕ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ
Астрономические наблюдения древних. Потребность в измерении времени. Хозяйственный и сезонный цикл, установление их связи с движением светил.
Появление лунных календарей. Неомения. Фазы Луны. Лунный месяц и лунный год. Расхождения в продолжительности лунного календарного года и астрономического года. Попытки преодолеть это расхождение: лунно-солнечные календари. Введение циклов. Виды циклов. Точность циклов. Календари-парапегмы. Расхождения в началах месяцев лунных календарей.
Календари Древнего Двуречья. Источники по хронологии Двуречья. Способы датировок в календарях Двуречья. Счет времени: сутки, неделя, месяц. Вставной месяц, циклы. Упорядочение государством вставок дополнительных месяцев (указ Хаммурапи). Единая календарная система в Старовавилонский период.
Древнееврейский календарь. Структура календаря. Варианты календаря. Новый год и пасха как датирующие элементы, способы их вычисления.
Мусульманский календарь лунной хиджры. Календарная эра. Начало года. Счет дней и месяцев. Принципы и методы перевода дат хиджры в наше летосчисление.
Древнегреческий календарь. Земледельческий календарь Гесиода. Афинский календарь. Счет дней в месяце. Вставочные месяцы. Цикл Метона. Начало года и начало месяца. Способ приблизительного перевода дат греческого календаря в наше летосчисление. Эра олимпиад, перевод датировок по олимпиадам в наш счет времени.
Древнеримский календарь. Эволюция древнеримского календаря. Ромулов год. Реформа календаря Нумы Помпилия. Введение циклов в календарь и попытка упорядочения вставок. Деятельность децемвиров. Состояние календаря ко времени юлианской реформы. Начало римского года. Гражданский и сакральный год. Счет дней в месяцах. Календы, иды, ноны. Нундины. Обозначения дней. Интеркаляция марцедония. Високос. Время суток. Счет дневных и ночных часов. Магистраты, ведавшие календарем. Эры римского календаря. Расчет индиктов.
СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Древнеегипетский календарь. Источники по истории египетского календаря. Письменная традиция. Манефон и его периодизация египетской истории.
«Блуждающий» египетский год. Структура года. Эпагомены. Отсутствие связи с лунными фазами. Летнее солнцестояние, гелиоктический восход Сириуса (Сотиса) и разлив Нила: последовательность и периодичность этих природных явлений. Астрономические наблюдения и знания. Великий период Сотиса. Религиозный и гражданский аспекты календаря. Месяца. Смещение египетского календарного года относительно тропического. Основы для начала отсчета эры Сириуса. Варианты египетской хронологии: «долгая», «краткая» и «средняя». Принципы и методы перевода дат «блуждающего» календаря в наше летосчисление.
Александрийский (коптский) календарь. Канопский декрет Птолемея III Эвергета: введение системы високосов. Реформа календаря Августа (26 г. до н. э.). Сохранение «блуждающего» календаря. Введение эры Диоклетиана, связь ее с эрой Набонассара. Принципы и методы перевода дат коптского календаря в современное летосчисление.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ
Древнеримский лунно-солнечный календарь. Интеркаляция марцедония. Причины календарной реформы. Юлианская реформа. Созиген. Основные элементы юлианского календарь: система високосов, месяцы и их продолжительность. Юлианский календарь и христианская церковь. Вселенский Никейский собор и фиксация дня весеннего равноденствия.
Расчет наступления пасхи. Создание пасхальных таблиц. Папа Иоанн I. Computatio paschalis Дионисия Малого. Создание новой эры – от рождества Христова. Расчет Дионисием даты рождения Христа и согласование его с указаниями других источников. Распространение христианской эры в западноевропейских странах. Византийская эра. Византийский календарь и его влияние на Русь.
Разрыв между юлианским и тропическим годом. Смещение дат христианской пасхи. Папа Григорий XIII. Луиджи Лилио. Григорианская реформа, ее содержание. Отклик на папскую инициативу в христианской Европе. Ж. Скалигер.Переход от юлианского к григорианскому календарю в Европе. Старый и новый стиль. Перевод дат с юлианского на григорианский стиль. Недостатки григорианского календаря. Проект всемирного календаря. Григорианский календарь в России.
РАЗВИТИЕ КАЛЕНДАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Исчисление времени у восточных славян. Месяцы, сутки и дни недели (седмицы). Введение византийской системы летоисчисления. Календарные стили: мартовский, сентябрьский и ультрамартовский. Правила перевода дат по этим стилям на январский стиль. Появление светского календаря. Приборы измерения времени. Народный православный календарь. Неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие) православные праздники. Декрет советской власти «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Понятие «старый новый год». Проекты реформы календаря в СССР. Поясное время. Декретное время. Летнее и зимнее время. Линия перемены дат.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов лекций |
Кол-во часов семинарских |
|
Хронология как специальная историческая дисциплина |
||
Эволюция хронологических знаний. Появление научной хронологии |
||
Лунные и лунно-солнечные календари |
||
Солнечные календарные системы |
||
Формирование современного летосчисления |
||
Развитие календарной системы в России |
||
Всего 18 часов |
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ХРОНОЛОГИИ
Бойко В.П. Основы вспомогательных исторических дисциплин: Учеб. пособие. Томск, 2005.
Каменцева Е.И. Хронология: Учеб пособие. 2-е изд. М., 2003.
Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
Специальные исторические дисциплины: Учеб. Пособие / С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, З.В. Дмитриева и др.; Сост. М.М. Кром. 2-е изд. СПб., 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПИЛНЕ:
Авени Э. Империи времени: Календари, часы, культуры / Пер. с англ. Киев, 1998.
Андреев И. Естественный календарь. М., 1900.
Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.
Гусарова Т. П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980.
Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.
Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология. М., 1975.
Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1981.
Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.
Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.
Паннекук А. История астрономии. М., 1966.
Пронштейн А. П. Хронология. Ростов-на –Дону, 1973.
Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология. М., 1981.
Селешников С. И. История календаря и хронологии. М., 1972.
Сюзюмов М. Я. Таблицы по хронологии. Свердловск, 1968.
Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. Свердловск, 1971.
Цыбульский В. В. Календарь и хронология стран мира. М., 1982.
Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии ХI-начало XX века. М., 1990.
Датирующими признаками бумаги могут служить расстояния между вержерами и пантюзо. Очень широкие расстояния между вержерами - показатель бумаги второй половины XIV в. Напротив, наибольшее сближение между пантюзо свидетельствовало о прогрессе, улучшении техники производства бумаги. Поэтому при наличии одного и того же водяного знака на двух различных листах бумаги более старой нужно считать ту. которая имеет более редкие вертикальные линии.
При датировке необходимо иметь в виду, что время выхода бумаги с той или иной филигранью и время написания на этой бумаге документа, как правило, не совпадают. Разница зависит от продолжительности времени доставки бумаги потребителю и сроков залежности бумаги в месте ее использования. Выяснение залежности бумаги - одна из задач палеографии. С.А.Клепиков считает, что залежность бумаги для периода с XIII по XIV в. может быть определена в 4,5 года, для XV в. - в 6-7 лет.
Существует понятие «черной» и «белой» даты. «Черная» дата - написана, воспроизведена на материале для письма (бумаге). «Белая» дата - получена в результате обработки бумажного водяного знака (филиграни, вержера, пантюзо) с помощью справочников водяных знаков.
Графика. Древнейший устав был медленным письмом. Ускорение написания привело к некоторому изменению его графики, которая в XIII-XIV вв. может характеризоваться как поздний устав. Буквы позднего устава теряют строгую геометричность начерка, свойственную древнейшему уставу. Они становятся более вытянутыми. В буквах «иже», «е йотованном», «ю» увеличивается скос горизонтальных перекладин: . Постепенно увеличивается нижняя половина букв «в», «ж», «к». У буквы «ъ» - ять штиль выходит над строкой: Ъ. Чашечка буквы «ч» приобрела форму воронки: V. Поздний устав производит впечатление более ускоренного по сравнению с древнейшим уставом. Уйдя с середины XIV в. из делового письма, он сохранился еще в XVI в. в качестве книжного письма.
В деловом письме поздний устав переходит в новый тип письма - полуустав. Полуустав был распространен в деловых бумагах со второй половины XIV-XV в. Основные черты полуустава следующие: более мелкое по сравнению с уставом написание букв, появление наклона букв, нарушение геометричности их графики, появление лигатур, частичного разделения фраз на слова, новых приемов сокращения слов, увеличение числа выносных букв.
Ранний полуустав исследователи называют «русским полууставом», поскольку он сохраняет известную близость к традициям русского устава XIV в., претерпевшего определенные изменения графики. Отличительными признаками русского полуустава явились начерки ряда букв, помогающие разобраться как в типах письма, так и в датировке полуустава: так называемое «Ч расщепом» V , которое потеряло ножку, «Е якорное» , «З полукружием» с небольшой крышечкой слева, буква «иже» с косой перекладиной, как современное «И». Трудной и непонятной становится для прочтения буква «Ж» ,Х, которая часто стала изображаться без некоторых деталей.
В конце XIV- начале XV в. в связи с расширением связей с южнославянскими книжниками, многие из которых были вынуждены эмигрировать в Россию в связи с захватом турками Балканского полуострова, памятники русской письменности претерпевают изменения. Эти изменения выразились в проникновении в письменность некоторых графических, орфографических, художественных и частично языковых черт, свойственных болгарским и сербским источникам того времени.
Влияние южнославянского полуустава на русский полуустав выразилось прежде всего в удлинении вертикальных деталей ряда букв. Появилось «Т» с опущенными до нижней строки крыльями: (трехногое), «Д» с удлиненными нижними концами: Д, буквы «"Ь, Ъ, Ы» с удлиненными слева концами:"Ъ.Ъ.Ы . Тенденция в удлинении нижних хвостиков букв проявилась и в начерке буквы «Ч», которая стала писаться с длинной ножкой справа: Ч. Русский и южнославянский полууставные начерки легли в основу полуустава, условно получившего название «московский». Вобрав в себя наиболее удобные в графическом отношении полууставные начерки, московский полуустав развил ряд графических, отличающих его черт, в числе которых в первую очередь выделяются буквы: «В калачиком» в, «З». похожая на цифру «три», резко выделяющаяся своим размером в строке Э -
Кроме графических признаков, отличительной особенностью полуустава от устава является наличие большего разнообразия приемов сокращения. Сокращение достигалось пропуском гласных и согласных не только в словах духовного, но и гражданского содержания. Над сокращенным словом ставилось титло: дрвня (деревня), члкъ (человек), мсцъ (месяц) и т.д. Способ сокращения слова - вынос букв, причем выносные буквы также писались под титлом. Способом сокращения было усечение слова до нескольких букв и даже одной (начальной) буквы. Усекались обычно распространенные, всем известные слова, часто повторяемые в тексте (деревня), (пустошь) и т.д. Усеченные части слов обводились кружком.
В полууставе делаются первые попытки связного написания двух стоящих рядом букв. Полуустав знает более десяти вариантов лигатур типа:
и др. В полууставе XV в. появляется запятая, которая была принесена болгарскими книжниками.
На рубеже XIV-XV вв. на базе полуустава развивается новый тип письма - скоропись, которая стала господствующей в деловом письме единого Российского государства. Что касается полуустава, то он стал преимущественно книжным письмом.
Украшения рукописей. Время позднего устава и его эволюции в полууставное письмо совпадает с распространением нового художественного стиля, получившего название тератологического, чудовищного или звериного орнамента. Этот орнамент был распространен в XIII и особенно в XIV в. Книги этого периода, как правило, написаны на пергамене. Наибольшее число книг, украшенных орнаментом тератологического стиля, сохранилось в Новгороде и Пскове.
По вопросу о происхождении тератологического орнамента существуют разные мнения. Ряд авторов (Ф.И.Буслаев", В.Н.Щепкин 2) высказывались о заимствовании тератологии от южных славян. Некоторые зарубежные исследователи (венские искусствоведы Иозеф Стржиговский, В.Бори), решая вопрос в духе идеи пангерманизма, утверждали, что Русь восприняла тератологический орнамент из Скандинавии и Северной Германии, что тератологический орнамент Руси был местной ветвью орнамента германо-скандинавского культурного центра. Ряд историков искали корни тератологии на Востоке.
Большинство исследователей (А.В.Арциховский, Б.А.Рыбаков, М.К.Каргер и др.), признавая взаимовлияние русской и южнославянской культур, говорят о самобытности развития русской тератологической орнаментики, о ее связях с древнерусским прикладным искусством, деревянной резьбой, предметами художественного ремесла (из металла, серебра), с местными художественными традициями и фольклорными мотивами.
Тератологический орнамент был известен во всех рукописных центрах Руси, но подлинного расцвета он достиг в XIV в. в Новгороде.
Переход к тератологии был постепенным. Уже в XII в. нарушается строгость старовизантийского стиля. Рядом с натуралистическими изображениями животных появляются фантастические звери, о которых нельзя сказать, кто это - птица, собака или лев. На смену растительным и геометрическим мотивам приходят тератологические комбинации животных форм и плетений из ремней и змеиных хвостов.
Заставка тератологического орнамента не имеет правильной геометрической формы. Она напоминает изображение ткани, по которой «стелется» плоскостной орнамент. Сверху заставку часто венчает цветочный узор - навершие, углы заставки оформлены византийской веткой. Узор заставки мог состоять из двух симметрично расположенных друг к другу живых существ - чудищ, запутавшихся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвостов, ног чудищ, оплетали их туловище и переходили в «средник» - вертикальное плетение, спускающееся в заставку с навершия и разделяющее ее как бы на левую и правую части. Из таких же ремней, плетений, нередко завершающихся головами чудищ, образовывались инициалы. Для облегчения чтения инициалов, которые потеряли рельефность, живописцы стали давать цветной силуэт буквы. В XIII в. в тератологии появился мотив человеческой фигуры. Это так называемые тератологические человечки.
В XIV в. они одеты в шапку конической формы. В XIV в. более интересными, чем заставки, стали инициалы, в которых появились целые жанровые сценки с использованием изображения людей. Так, буква «М» изображается в виде двух людей, тянущих сеть с рыбой. Букву сопровождает текст, написанный над фигурами людей и представляющий их перебранку: «Потяни, Коровин сын! - Сам еси таков!» Буква «Д» изображалась в виде человека, играющего на гуслях. Над буквой имелась надпись: «Царь Давид играет на гуслях».
Основу цвета тератологического орнамента составляет киноварь - краска ртутного состава, огненного оттенка. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для передачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена. Золотая и серебряная краски в тератологии не применялись.
Тератологический орнамент имел свои местные особенности. Для новгородский тератологии был характерен серо-синий или голубой фон. Псковской тератологии были свойственны более крупные по величине, чем новгородские, инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунка. В рязанских рукописях в качестве фона инициалов использовался зеленый цвет.
Тератологический стиль был характерен не только для рукописей. Он существовал в художественном ремесле (например, колты, наручи - женские украшения), в архитектурной пластике (рельефы Дмитровского во Владимире, Георгиевского в Юрьеве-Польском, Борисоглебского и Благовещенского соборов в Чернигове).
В XV в. тератология угасает. В заставках исчезают изображения зверей, остаются только плетения. Так же как и устав, тератология медленнее уходит из пергаменных книг. В появившихся в XIV XV вв. образцах бумажных книг сочетание тератологии и устава встречается реже. чем в пергаменных книгах. Дольше всего тератологический орнамент продержался в рязанских рукописях (до XVI в.).
В конце XIV - начале XV в. получают распространение новые типы орнамента: балканский и нововизантийский. Подобная смена была одним из результатов «второго южнославянского влияния», которым оказалась затронута русская культура в результате наплыва произведений южнославянской письменности в русские земли.
В XV в. был распространен главным образом балканский (плетеный, или жгутовой) орнамент. В XVI в. он сохраняется на территории Юго-Западной Руси.
Ранний балканский орнамент был простым, без деталей наполнения и, так же как тератологический, рисовался от руки. Со второй половины XV в. он усложняется. Характерными особенностями балканского орнамента были следующие: четкие геометрические круги, вплетенные друг в друга, в несколько ярусов, бесконечная восьмерка, прямоугольные решетки, переплетенные между собой, плетения, образующие сложный без просвета рисунок, напоминающий ткань - рогожку или ковер. Деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты. Заставка орнамента не имела рамы. Но ее могло венчать навершие в виде изображения букета цветов. Углы заставки украшались стилизованными цветами, шишками, бутонами. В стиле плетения выполнялись и инициалы, которые стали четкими и легко читались. Яркие образцы заставок балканского орнамента имеются в «Апостоле», написанном в 90-х гг. XV в. В этой книге 48 заставок балканского стиля, причем ни одна из них не повторяется.
Богатые книжные переплеты XIII-XV вв. имели серебряные оклады, украшенные тисненым рисунком, чернью, сюжетными средниками и наугольниками.
Миниатюра. В период феодальной раздробленности содержание миниатюр стало более разнообразным. Наряду с сюжетами, изображающими святых, появились сюжеты из области быта и политической жизни. В конце XIV - начале XV в. фигуры людей в отдельных миниатюрах стали приобретать подвижность, живость, реалистичность. Существует мнение, что новые черты, появившиеся в книжном рисунке, складывались под влиянием живописи Андрея Рублева и его школы. Примером этого влияния может служить миниатюра из Евангелия боярина Хитрово (XIV - начало XV в.), символически изображающая евангелиста Матфея в виде летящего ангела. Изображение ангела поражает пластичностью, легкостью, подвижностью.
Характер нового материала для письма (бумага) отразился и на внешнем облике миниатюр. С исчезновением гладкости и прочности из пергамена исчезают гладкость, плотность, блеск красок, контрастность темных и светлых тонов в миниатюрах. Впитываясь в бумагу, краски выглядели более жидкими, блеклыми, напоминали акварель. При акварельной манере рисунок теряет монументальность, выглядит более детальным.
Тайнопись. В рукописях XII-XV вв. встречается так называемое «тайное письмо» - криптография. Криптография была понятна только посвященным. Сначала по разным причинам она использовалась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью I тали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображениям.
Русская тайнопись XII-XV вв. знала несколько систем: 1) систему «чуждых письмен», суть которой сводилась к замене букв кирилловского алфавита буквами других алфавитов, например глаголическими, латинскими, греческими; 2) систему измененных знаков кирилловского алфавита, при которой некоторые детали букв не дописывались или, напротив, путем добавления новых деталей буквы изменялись до неузнаваемости; 3) систему замены одних букв кирилловского алфавита другими буквами этого же алфавита, или так называемую литорею, которая подразделялась на «простую» и «мудрую». В «простой» литорее использовались без изменения все гласные, твердый и мягкий знаки, а из согласных букв - зело 5 и фита. Остальные 20 согласных писались в два ряда, по десять в каждом, в порядке алфавита. Верхний ряд согласных букв писался слева направо, нижний - справа налево:
В XV в. вязь приобретает широкое распространение, особенно в Новгороде, Пскове, Твери и Москве. Древнейший датированный образец старинной русской вязи имеется в «Стихираре», написанном в 1380 г. в книгописной мастерской Троице-Сергиева монастыря.
Основные приемы вязи:
1) совпадение сходных частей букв:
а) мачта +- мачта:ГТ- ПР;
б) мачта + полумачта:Н1 - НИ;
в) полумачта + полумачта:,- КД;
г) петля + петля: "Р - РЕ;
2) подчинение одной буквы другой, при котором одна из букв уменьшается и вписывается - «прячется» между деталями большей по размерам буквы: - ,- КО, - ОК;
3) сокращение частей буквы в целях их сближения: - , - ;
4) соподчинение двух букв, при котором две смежные буквы уменьшаются и становятся одна на другой: .
Наблюдения над вязью, так же как и другие палеографические признаки, служат для датировки, установления подлинности источника. Для этих целей используют показатель вязи, т.е. соотношение высоты буквы к ее ширине. Показатель, равный двум, свидеельствует о соотношении высоты к ширине как двух к одному. Эти показатели соответствовали раннему периоду использования вязи. Вязь с показателем три и четыре была распространена в XV в.
Краткие выводы. В XIII-XIV вв. необходимо учитывать совпадение позднего устава, пергамена, тератологии. В XV в. типом книжного письма остается поздний устав, а также используется полуустав. Им соответствует, особенно полууставу, бумага. Книги украшаются тератологическим, балканским, отчасти нововизантийским орнаментом. В деловом письме пергамен постепенно вытесняется бумагой. В деловом же письме быстрее происходит замена позднего устава полууставом, а затем скорописью. Как качественно новый палеографический признак следует назвать вязь, наличие которой свидетельствует о том, что документ написан не ранее конца XIV в.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XV-XVII вв.
Период XV-XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV - начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления - приказы. Укреплялось поместное землевладение и дворянство, ставшее опорой оформлявшегося со второй половины XVII в. абсолютизма. Получили разработку законодательные нормы крепостного права.
Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Поскольку нити управления всем государством сосредоточивались в приказах, именно там в XV-XVII вв. отложилось наибольшее число деловых документов. Приказная система и I е делопроизводство в центре породили подобную организацию ^правления и делопроизводства на местах - в воеводских избах (канцеляриях), в монастырских и церковных учреждениях, в боярских вотчинах и дворянских поместьях. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие. Дьяки возглавляли приказные канцелярии, отвечали за делопроизводство. Подьячие составляли наиболее многочисленный рядовой штат канцеляристов - исполнителей переписки бумаг.
В XVII в. не только в Москве, но и на периферии все шире стала прослеживаться практика наследственного замещения подьячих должностей. Поэтому обучение письму начинающих подьячих могло быть домашним, а навыками делопроизводства они овладевали непосредственно в приказах.
Большое значение для выработки делового письма имела работа гак называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги |на городских площадях по заказу. Из-под пера площадных подьячих вышла громадная масса актов частного характера: вкладных, данных, купчих, порядных, закладных и т.д.
Несмотря на то что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы. Переписчиками книг были монастырские и церковные писцы, представители посадского населения, служилые люди и даже крестьяне. Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилле-Белозерский, Троице-Сергиев, московский Чудов монастыри и Посольский приказ. Многие писцы переписывали книги в одиночку. Учителями книжных переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков. Но в XVI и особенно в XVII в. книгу можно было купить в торговых рядах, либо у самих переписчиков, либо у продавцов-скупщиков.
В XV-XVII вв. объектом палеографического изучения являются источники делового характера, вышедшие из центральных и местных учреждений: акты, судебно-следственные дела, документы финансовой и хозяйственной отчетности и т. д. Среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов». На лицевой стороне листов был написан текст статей Уложения, на оборотной 315 подписей участников Земского собора. Основной текст написан пятью почерками. По склейкам - «сставам» лицевой стороны стоит «скрепа» думного дьяка Ивана Гавренева. На оборотной стороне свитка по склейкам - «скрепа» думных дьяков Федора Елизарова и Михаила Волошенинова и дьяков Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова. Из памятников церковной и светской литературы особый интерес представляют «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.). т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, включающие произведения житийной литературы, проповеди и поучения; «Лицевой летописный свод» (60-70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр; «Временник дьяка Ивана Тимофеева», сохранившийся в единственной рукописи 30-х гг. XVII в.. написанный несколькими скорописными почерками, украшенный старопечатным орнаментом. «Временник» содержит описание Смутного времени; «Титулярник» 1672 г., составленный в Посольском приказе, содержащий портретные миниатюры великих князей и царей и образцы великолепного полууставного письма подьячих этого приказа. Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» - великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.
Материал для письма. Основным материалом для письма в XVI-XVII вв. становится бумага. Поскольку первые попытки завести отечественное производство бумаги в XVI в. окончились неудачей, а основанные в XVII в. мануфактуры (бумажные мельницы) не могли обеспечить потребности страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия XVIII в. пользовалась преимущественно привозной бумагой.
До середины XVI в. это была главным образом итальянская бумага с водяными знаками в виде перчатки, кувшина и др. С конца XVI - в XVII в. распространилась бумага французских фабрик, показателем которой были филиграни «виноградная кисть», «кувшин», гербы французских городов. Среди последних часто встречалась филигрань с гербом города Базеля, более 500 вариантов которой было дано в работах Ш.Брике, П.Хейца, А.А.Гераклитова и др. В XVII в. стала использоваться голландская бумага, потеснившая во второй половине XVII в. французскую. Наиболее распространенной для этой бумаги с 1650 г. была филигрань «герб Амстердама», максимальное использование которой относится к 1701-1725 гг. Такой же распространенной филигранью голландской бумаги был знак «шут». Появившись впервые на бумаге немецкого происхождения в XVI в., филигрань «шут» стала использоваться в XVII в. в несколько усложненном варианте и голландскими мастерами. Следует отметить, что, поскольку отечественные мануфактуры в XVII в. находились в руках голландских мастеров, филиграни русской бумаги сначала подражали голландским знакам. Поэтому голландские филиграни «герб Амстердама» и <шут» появились и на бумаге отечественного производства.
Для датировки с помощью филиграней бумаги XVI-XVII вв. рекомендуется использовать таблицы водяных знаков К.Я.Тромонина, Н.П.Лихачева, Ш.Брике, о которых упомянуто выше, а также работы С.А.Клепикова, В.Черчиля, Е.Хивуда, Г.Эйнедера, в которых дано изображение водяных знаков XVII-XVIII вв. Специально филиграням XVII в. посвящена работа А.А.Гераклитова «Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения» (М„ 1963), в которой дается изображение более 1500 знаков. Залежность бумаги XV-XVI вв. определяется в 6- 7 лет, в XVII в. - в среднем в 5 лет.
В XVI-XVII вв. в качестве материала для письма продолжали использовать и бересту. Правда, на бересте в этот период писали уже на окраинах и притом в тех случаях, когда долгое время не было привоза бумаги.
Графика письма. Большой объем работы в государственных учреждениях, связанный с написанием деловых бумаг, заставил писцов искать варианты более убыстренного написания букв и отойти от полууставных начерков. Внешним выражением этого процесса явился переходв XV в. полуустава в скоропись. В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.
Скоропись - это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага -два сопутствующих друг другу палеографических признака.
Графика каждой из букв скорописи прошла длительный путь развития. Она имела в определенные отрезки времени свои особенности, которые могут служить датирующими показателями.
В XVI в. буква «В» могла писаться с одной петлей, положенной на строчку. В таком начерке ее трудно отличить от буквы. Иногда похожа на четырехугольник. Буква
имела треугольную или в виде буквы верхнюю часть, лежащую на длинной прямой или дугообразной перекладине: ; буква могла писаться в виде лежащей петли и небольшой черточки посредине или сбоку петли: ; буква получила начерк в виде двух палочек: ; у буквы правая сторона стала писаться с большим нажимом и выше левой стороны: . Трудно читалась буква ставшая похожей на с приписанным снизу кружком: . Еще более сложными и разнообразными становятся скорописные начерки в XVII в. Особенным многообразием отличался начерк букв и -
Буква стала похожей на современную заглавную букву, но ее верхняя часть могла быть больше нижней: . Новым вариантом буквы наряду с ее изображением в виде двух палочек явился начерк, напоминающий латинскую или близкое к нему изображение: . Большее распространение, чем в XVI в.. получило с навесом: Л. В XVII в. появилось написание, напоминающее восьмерку с маленькой нижней петлей: ; буква приобрела вид закорючки; буква в XVII в. стала более похожей на заглавное с закорючкой внизу или писалась почти как современная: . Практика сокращать слова, разнообразить взметы, писать те или иные выносные буквы у каждого из писцов-профессионалов была индивидуальной и как бы отражающей их стремление к украшению деловых бумаг с помощью графических приемов и форм. Особенно ярко скорописные элементы украшения делового письма проявились в личных подписях подьячих.
Благодаря разнообразию графики отдельных букв, приемов написания и раскованности письма скорописи свойственно уже более четкое проявление почерков отдельных писцов. Почерк - это индивидуальная особенность письма. Кроме того, следует иметь в виду, что в скорописи графика одних и тех же текстов приобретает большую зависимость от назначения документов. Чистовики писались с большим старанием и тщательностью и поэтому были более четкими и понятными, чем черновики этих же документов. Документы центральных учреждений (приказов) в своей основе отличались более современными начерками букв и гоамотностью. Переписывая книги с печатных изданий, мастера невольно брали за образец графику печатных букв и старопечатный орнамент. Так в рукописных книгах появился полуустав, подражающий старопечатному шрифту, или "полуустав «со старопечатной основой». Он лег в основу так называемого «поморского» полуустава, долгое время удерживавшегося среди писцов-старообрядцев.
После воссоединения Украины с Россией усилились культурные русско-украинские связи. На почерки некоторых книжных переписчиков оказала влияние украинская графика. Она отличалась угловатостью буквенных начертаний, их наклоном и заменой некоторых славянских букв греческими или латинскими.
Спрос на рукописную книгу привел к ускорению письма и к появлению в последней четверти XVII в. беглого или, «круглящегося, полуустава». Для него были характерны красивые, округлые начертания букв, манерные изгибы петель и хвостов, применение отдельных скорописных приемов.
Писцы XVI-XVII вв. прекрасно знали функциональное размежевание между полууставом и скорописью. Скоропись - письмо деловых бумаг, полуустав - письмо, которым писались книги. Однако писцами из этого правила делались исключения. Четкой скорописью в XVII в, могли быть написаны книги внецерковного круга. В XVI-XVII вв. имели место случаи, когда при переписке богослужебных книг один и тот же писец мог использовать полуустав и скоропись. Тогда полууставом писался основной, читаемый при богослужении текст, а скорописью - небольшой по объему и второстепенный по значимости справочный материал.
Украшения рукописей. Появившийся в книгах одновременно с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в XVI в. В нововизантийском орнаменте была восстановлена византийская заставка в виде рамы геометрической формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком «крин». Но в отличие от старовизантийского, нововизантийский орнамент был стилизованным, имел иную цветовую гамму и более сложное членение заставки.
Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко давались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантийский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Большинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, написано полууставом.
С XVI в. в украшениях рукописных книг стал использоваться старопечатный орнамент. Главными элементами этого стиля были изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек. Для раскраски использовались главным образом черный и белый цвета.
Первоначально считалось, что старопечатный орнамент появился впервые в печатных книгах, а затем перешел в орнаментику рукописей. Этим и объяснялось его название. В настоящее время доказано, что старопечатный орнамент использовался для украшения рукописных книг еще в первой половине XVI в. и именно из них перешел в книги, изданные типографским способом.