Сообщение на тему "мир купечества в нашем крае". Список использованной литературы

А. Н. Островский писатель, который внес в русскую драматургию непревзойденное новаторство, острые социальные темы, которые раннее не поднимались. Островский вошел в драматургию со своим героем купцом.

Мир купечества в комедиях Островского

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Драматургия Островского

Он не выделяет ни одного положительного героя, так как все они руководствовались своими эгоистическими целями и легко смогли переступить через общечеловеческие ценности. Купечество было описано автором как общество, для которого главной жизненной целью является материальное обогащение.

Жертвами такого общества становятся люди, ищущие духовного развития и свободы. На страницах русской литературы появляется героиня Екатерины из «Грозы» . Она дитя купеческой эпохи, однако вместо того, чтобы влиться в окружающую среду и принять ее правила и нормы, она пытается изменить свою жизнь, обрести духовную свободу.

Цена такого несогласия жизнь главной героини. Купеческое общество оказалось сильнее свободной личности, и все-таки смогло загнать ее в тупик. Пьеса «Гроза» подняла еще один немаловажный социальный вопрос того времени. Крестьянство оставалось носителем русской культуры, дворянство в ту эпоху было фактически европеизированное.

Купечество оторвалось от крестьянства в экономическом плане, соответственно и начало отчуждаться от их традиций. Однако так стремящиеся быть похожими на аристократию, купцы так и не смогли достичь их уровня культурного развития.

Духовная жизнь купцов представляла своеобразный симбиоз исконно русских и новых европейских традиций. Часто это смотрелось как карикатура на жизнь дворянских сословий.

Такая ситуация ярко описывается в комедийной пьесе «Бедность не порок» , где главный герой увлеченный западными веяниями, не позволяет своей дочери выйти замуж за бедного, но горячо любимого ею человека. Но все таки в конце произведения, он не без помощи своего брата, возвращается к русским старинным традициям и благословляет ее на брак.

Конспект урока по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Тема: Мир купечества в пьесе «Бесприданница»

Цель: выявить, что изменилось в купечестве за 20 лет, после написания пьесы «Гроза»; определить место Ларисы Огудаловой среди жителей города Брехимова.

Задачи:

Развивающая: показать особенности композиции пьесы для дальнейшего понимания смысла произведения; развивать театральное воображение детей

Воспитательная: вызвать сочувствии к талантливому человеку, находящемуся в центре торговых отношений; показать, что основной мотив пьесы – мотив купли-продажи, вещи.

План урока:

    Вступительное слово учителя.

    Что изменилось в мире купечества за 20 лет?

    Работа с афишей.

    Создание воображаемых декораций.

    Работа над экспозицией (Нравственная атмосфера в городе Бряхимове. Место Ларисы среди жителей этого города).

    Заключение. Вывод урока.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя. 1870-1880-е годы в России характеризуются накалом общественной борьбы, проведением реформ. Толчком для всего этого послужила отмена крепостного права в 1861 году. Тогда власть в свои руки взяли купцы, и капиталистические отношения проникли во все сферы жизни, вплоть до духовной, нравственной.

В 1859 году А.Н. Островским была написана пьеса «Гроза», где мир купцов был представлен, как «темное царство». Спустя 20 лет, Островский пишет свою «юбилейною» пьесу – «Бесприданница». И снова в центре событий купеческое общество, уже претерпевшее некие изменения. Общество представлено: кабатчиками, процентщиками, банковскими дельцами и прочими казнокрадами.

Если мы вспомним Дикого и Кабаниху из «Грозы» и сравним их с купцами Кнуровым и Вожеватовым из «Бесприданницы», то наверняка заметим, что купцы позднего творчества Островского более образованные, интеллигентные и успешные. Они не позволяют себе грубостей, открытого хамства и просторечий, их интересует выгода и торговля, достаток и уважение к ним окружающих.

Таких людей Салтыков - Щедрин называл «чумазыми» - людей, которым «известен только грош». Таким было общество, когда Островский писал свою 40-ю пьесу, поэтому по праву пьесу «Бесприданница» можно считать драмой буржуазной эпохи.

    Работа с афишей .

Очертив границы времени, в которые происходит действие пьесы и ознакомившись с представителями этого времени, мы может подойти непосредственно к самому произведению. Но прежде чем преступить к его анализу, необходимо познакомиться с главными действующими лицами. Итак, представьте, что вы пришли в театр на спектакль «Бесприданница». Взяли в руки программку и стали знакомиться со списком действующих лиц. Прочитайте афишу.

Можете ли вы догадаться, что важно для жителей города Бряхимова? (Для них важен их внешний вид и их капитал. В афише дана степень богатства того или иного персонажа, а так же их одежда, как показатель обеспеченности и положения в обществе)

Обратите внимание на характеристику, данную Сергею Сергеевичу Паратову. Что особенного вы заметили? (Появляется мотив блеска – «блестящий барин» и мотив купли-продажи)

Что отличает Ларису от других персонажей? Какое место среди них она занимает? (Она обозначена без фамилии. Вид ее скромен, о доходах ее не упоминается, она явно лишняя среди остальных персонажей).

Мы познакомились со списком действующих лиц, обозначили для себя их особенности. Теперь, для полного понимания пьесы, нужно представить город Бряхимов, в котором происходит действие пьесы.

3. Создание воображаемых декораций.

Прочитайте первую ремарку.

Город Бряхимов располагается на берегу Волги и отделён от реки чугунной решеткой. На самом ее высоком берегу находится городской бульвар, с площадкой перед кофейной, где мы и слышим разговор буфетчика Гаврилы и слуги Ивана.

Но ничего вас не смутило в описании города? (решетка)

Кому посвящено первое явление? (Ивану и Гавриле)

О ком и чем они говорят? (О Кнурове и его образе жизни, о Вожеватове) Что именно мы узнаем? (Кнуров мало с кем разговаривает, для этого он ездит в Петербург, Москву и за границу, он миллионер. Вожеватов еще не малодушен, как Кнуров, но всё к тому придет)

И вот перед нами предстают два образа: Кнуров и Вожеватов – богатые купцы.

Обратимся и этимологии имен этих героев.

Мокий Парменыч Кнуров:

    Мокий – осмеивающий

    Пармений – твердостоящий

    Кнуров – кнур - хряк

Василий Данилыч Вожеватов:

    Вожеватов – вожеватый – беспардонный, приветливый, умеет обходиться с людьми

Соответствуют ли имена и фамилии их носителям? (Да. Кнуров – серьезный, достигший богатств своим умом; Вожеватов – может найти общий язык со всеми)

Вначале урока мы говорили, что Кнуров отличается от Дикого образованностью и деловой хваткой. Найдите примеры, подтверждающие это. (Чтение газеты на публике, да еще и на французском; поездки на выставки за границу; Вожеватов пользуется советами англичан (шампанское для горла)).

А теперь обратимся, непосредственно, к сцене «чаепития». От кого мы узнаем о Ларисе Огудаловой? (от Вожеватова) Какой новостью он делится с Кнуровым? (Лариса выходит замуж)

А теперь давайте представим, как именно об этой новости рассказывает Вожеватов и как реагирует на это Кнуров.

Из разговора Вожеватого и Кнурова мы узнаем о семье Огудаловых, о членах ее семьи и о их положении в обществе. Лариса – бесприданница, хотя смотреть на нее и восхищаться ею может каждый. Каждый мужчина, бывавший в доме Огудаловых с радостью бы взял в жены Ларису, но есть одно препятствие – материальная ее несостоятельность.

    Работа над экспозицией.

Для понимания образа Ларисы важно обозначить ее место в обществе. Что о ней как о личности мы узнаем со слов Вожеватова и Кнурова? Обоснуйте свой ответ примером из текста.

(Вожеватов говорит, что Лариса – простовата, не глупа, пошла не в мать, чувствительна. Она находится под давлением матери. Кнуров: «эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует»)

Какое общество окружает Ларису? (купеческое общество, которое посещает костюмированные вечера у Огудаловых. Около Ларисы вьется много женихов,а так же бывает много сброду, поэтому дом их похож на базар)

Что становится известно о женихе Ларисы? Достоин ли он, по мнению Кнурова, Ларисы? (Не достоин. Он всегда был запасным вариантом жениха. Он чудак, очень ревнивый. Совершает попытки влиться в светское общество)

В каком явлении появляются Огудаловы и Карандышев?(3явление) Участвует ли в беседе Лариса? (Нет. Она по приходу села на скамейку у решетки и стала смотреть на Волгу)

Представьте картину: Лариса сидит на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу, от нее ее отделяет решетка. Символичен ли образ решетки? Почему

Откройте 4 явление. Перед нами сцена разговора Ларисы и Карандышева. Какие у них отношения? Приведите примеры из текста. (Лариса: «Я еще только хочу полюбить вас», «вы хороший и честный человек, но в сравнении с С.С. вы теряете всё». Лариса не любит Карандышева, в ней еще живы чувства е Паратову. Карандышев не слышит Ларису, он занят собой и своим окружением, его цель – влиться в мир купечества и богатства)

Что мы узнаем об отношениях Ларисы и Паратова? (Паратов для нее – идеал мужчины, она его любила, но он исчез)

Здесь и назревает основной конфликт драмы. Образовывается любовный треугольник между Ларисой – Карандышевым - Паратовым. Но на нем мы остановимся подробнее на следующем уроке.

    Вывод урока.

Итак, давайте отметим место Ларисы среди жителей Бряхимова. Лариса остается непонятой матерью, женихом. Возникает тема одиночества творческой личности в мире капиталистических отношений. Людьми в городе движет жажда наживы, денег. Четко концепцию купечества озвучил Паратов: «Найду выгоду, так всё продам, что угодно». На ряду с мотивом наживы и одиночества, возникает мотив блеска. Он касается не только блестящего барина Паратова, но и всего его окружения, их жизненных принципов. Таких людей привлекает любой блеск: блеск монет, блеск золота, внешний лоск и блеск миллионщиков.

В таком мире и приходится существовать Ларисе, для которой тихое семейное счастье – основа жизни.

Домашнее задание : перечитать 2-4 действия и написать сочинение на тему: «Есть ли место Ларисе Огудаловой в мире купечества?»

Среди русских классиков найдется много самобытных талантливых авторов, которые сумели своим творчеством приоткрыть завесу русской жизни, точно и реалистично обозначить основные социальные проблемы. Среди них обязательно следует назвать имя А.Н. Островского, известного драматурга XIX века. Сам родом из купеческой среды, он удивительно точно показал в своих пьесах мир купечества, это «тёмное царство» провинциальных российских городков. Герои его произведений живут среди диких нравов и обычаев. Хозяевами жизни выступают те, у кого есть деньги, остальные не имеют даже права думать и поступать по-своему. Ярким примером нового купечества являются герои пьесы «Бесприданница».

В этой статье мы подробно рассмотрим изображение купечества, а также сравним его с более ранним произведением, с «Грозой».

Пьеса была написана в 1874-1878 годах, в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный образом Ларисы Дмитриевны. Главной темой пьесы является тема «маленьких людей». Она очень точно оттеняется образами нового купечества.

Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность. В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат. Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.

Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.

Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

Отличительные черты купечества

Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

Статья предоставлена Донес Татьяной.

Другие материалы для школьных сочинений вы найдете

... Честной купец призадумался и сказал потом: «Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет».
Сергей Аксаков, «Аленький цветочек»

Квазисредневековая фэнтези-вселенная - мир рыцарей и магов, королей и монахов, кузнецов и бардов. А вот про торговлю создатели подобных миров частенько забывают, хотя именно на ней держится любая экономическая система. Не будь купцов, не было бы ни замков, ни рынков, ни таверн - да ничего бы не было. Впрочем, в последнее время дородные купцы появляются на игровой и литературной сцене не только затем, чтобы просить у героя защиты от чудовищ или разбойников…

История, фольклор и литература рисуют чаще всего весьма романтичный портрет средневекового торговца. Основатель ислама Мухаммед, Козьма Минин, Садко, Синбад, Афанасий Никитин, Калашников не страдали ни избыточным весом, ни боязливостью. Привычка к дальним разъездам и рискованным сделкам формировала людей крепких, лёгких на подъём, морально и физически готовых к авантюрам и последующим неприятностям. Именно купцы были профессиональными «приключенцами» прошлого. Последнее воплощение «правильного» средневекового торговца нашло себе место в недавно вышедшей игре The Sims Medieval от EA Games. Стройные, красиво одетые, сильные люди, на чьих плечах держится вся игровая экономика, - такими они предстают в игре. В принципе, такими они были и в реальности.

КАМЕННЫЙ ВЕК

Купеческое сословие формировалось в течение многих столетий, и на его развитие влияли разные факторы. В каменном веке обмен даже между жителями одного стойбища порой представлялся верхом абсурда. Средний человек той эпохи мыслил следующим образом: зачем отдавать мясо убитого зверя за топор? Ведь если мясо не нужно, то вместо похода на охоту можно самому изготовить оружие с учётом личных вкусов и запросов. Если же в данный момент есть и топор, и еда - лучше посидеть в тени, созерцая красоту своего внутреннего мира. Всё лишнее - в тягость.

Когда в эпоху Великих географических открытий португальские мореплаватели достигли Австралии, оказалось, что фактории там основать невозможно. Аборигенам было бессмысленно предлагать ножи, бусы и огненную воду. Они просто ничего не имели на продажу. Это стало одной из причин, по которым континент так долго не колонизировался. Лишь в конце XVIII века Австралия стала рассматриваться англичанами как более или менее функциональное пространство (что характерно, в качестве места ссылки).

На самом деле европейцы просто не знали специфики местного рынка (как и любого другого неолитического). Даже в дикой Австралии на тот момент существовал товар, обмен которым вёлся испокон веков и сопровождался всегда бурным торгом. Это были женщины. Точнее, невесты.

Охотники и собиратели странствовали родами и знали, что браки между родственниками к добру не ведут. Юноши должны были найти себе жён на стороне. Девушек тоже надлежало как-то пристроить. Нападение на соседнее племя могло решить первую проблему, но не вторую. Разумнее всего было обменять своих девочек на чужих. Естественно, при этом определяемое на глаз качество «товара» вызывало ожесточённые споры между продавцом и покупателем. В крайнем случае двух тощих невест меняли на одну упитанную.

С переходом к осёдлости ситуация начала меняться. Первые дома строились без чердаков, балконов и чуланов, так что накопление хлама являлось серьёзной проблемой. Видя, с какой неумолимостью тесное жилище заполняется просроченными припасами, барахлом и рухлядью, хозяин начинал прикидывать, как бы обменять ненужные ему вещи на другие. Пусть тоже ненужные, но хотя бы компактные.

Во время археологических раскопок яшму, раковины и охру порой обнаруживают в сотнях километров от места добычи; это говорит о том, что межплеменная торговля процветала.

Правда, обмен в эпоху неолита отличала принципиально важная черта: никакой товар не производился специально на продажу. Каждая община оставалась независимой от внешних поставок. На экспорт отправлялись только накопившиеся излишки, а отклонение от этого принципа вело к катастрофическим последствиям: если соблазнённые чужестранными диковинами дикари начинали охотиться ради шкур, а не ради мяса, либо выращивать табак, а не маис, немедленно начинался голод. В результате многие племена, оправившись после первого контакта с цивилизацией, начинали ревностно защищать свой традиционный образ жизни от вторжения коммивояжёров.

В VIII тысячелетии до новой эры баланс в какой- то мере нарушили жители анатолийского города Чатал-Хююк (ныне - Турция). Слаборазвитое земледелие не могло прокормить восьмитысячное население города, поэтому часть пищи выменивалась у окрестных племён за обсидиан. Вулканическое стекло (а позже и медь) чатал-хююкцы добывали на продажу. На территории крепости даже обнаружены «клады» с заготовками наконечников.

ОТКУПА

Незаслуженно обойдена вниманием литераторов некогда очень популярная разновидность бизнеса - откупа. Вплоть до нового времени государства редко занимались сбором податей и пошлин, перекладывая эту задачу на частные организации. Право создавать таможенные посты и налоговые инспекции продавалось с аукциона. Откупщик, таким образом, из своего кармана обеспечивал «налоговые поступления» в казну, а уже потом старался отбить затраты.

Преимуществом такого подхода являлась невозможность коррупции. Римскому таможеннику не было обидно за державу (которая уже получила всё причитающееся), но мзды он не брал. Ведь пошлины и были его вознаграждением. Контрабанда пресекалась эффективно и беспощадно. Но в этом же крылся и недостаток: правдами и неправдами откупщики драли с купцов и ремесленников три шкуры.

Ограничивала злоупотребления всё та же экономика. Ведь затравленные поборами купцы могли предпочесть другую дорогу, а крестьяне и вовсе поднять восстание. Предприятие откупщика при таком раскладе прогорало, а его владельца ожидала конфискация имущества и ссылка в какой-нибудь Лондиниум…

КАРАВАНЫ В ПУТИ

Насколько можно судить, каждый из жителей Чатал-Хююка сам добывал обсидиан и сам же обменивал его. В любом случае шесть тысяч лет назад, ещё до того, как появились государства и сословные общества, нашлись первые желающие заниматься торговлей профессионально. Примерно тогда же купцы пустились в странствия. Ведь торговля между соседними общинами, наверняка производящими одно и то же, не могла принести выгоды. Другое дело - дальние неведомые земли.

Но как перевозить грузы? Сначала торговец просил местных старейшин отрядить носильщиков до соседней деревни. Затем стали использоваться вьючные животные и первые корабли - непрочные, неуклюжие лодки из тростника и кожи. Плавание на них было опасным. Но стимулов было предостаточно: тут и нажива, и новые впечатления. Так выглядела торговля в варварскую и раннефеодальную эпоху. Корабли и караваны, нагруженные всем, что удавалось выменять на предыдущей остановке, двигались беспорядочно и очень медленно. Привезённый товар приходилось сбывать в розницу, что иногда занимало месяцы (если, конечно, купцов сразу не грабили). Впрочем, организованных бандформирований в ту пору на дорогах не водилось.

Разделение общества на сословия подстегнуло торговлю. Князь мог сразу купить много ткани и вина, расплатившись мехами, взятыми с подданных в качестве оброка. Естественно, обменивать вино на беличьи шкурки не всегда было удобно, и торговцу приходилось заранее планировать целую цепь сделок. От постоянной мигрени его мог избавить лишь некий всеобщий эквивалент - товар, который можно менять на любой другой. То есть деньги.

Что только не использовалось в этом качестве! Очень часто «валютой» служила соль. Долго - кое- где до XIX века - торговля велась на железо (иногда сразу в форме гвоздей). Широко распространены были «каменные деньги» - высверленные колечком пряслица, нужные в каждом крестьянском хозяйстве.

Золото, монеты из которого начали чеканиться ещё в древней Лидии, конечно же, подходило лучше всего, но долго не пользовалось доверием. Соль можно было использовать непосредственно. А монеты - лишь для покупок. Значит, соль - лучше.

Ко всем прочему, золота остро не хватало. Вплоть до Hового времени товар преимущественно менялся на товар, и лишь в небольшой степени на деньги. Только в XVI веке хлынувшие в Европу сокровища ацтеков и инков исправили ситуацию.

С образованием в Средние века института профессиональной торговли мир начал разительно меняться. Обмен порождал ремесло (которое позже послужило базой для промышленности) и стимулировал производство. Внутри замкнутой неторговой общины кузнец или гончар занимали незавидное положение: жили они обменом, обогатиться не могли, а спрос на новые топоры и посуду был невелик. Любой голод ударял в первую очередь по ремесленникам. Часто мастера вынуждены были бродяжничать в поисках лучшей доли.

Купец же менял ситуацию радикально, обеспечивая возможность реализации произведённых товаров: главное - работай, а продадут за тебя другие. Постепенно целые города начинали приобретать «специализацию»: где-то делали лучшее сукно, где-то - посуду или оружие. Негоцианты импортировали и экспортировали практически всё, потому что знали, где это можно продать. А в случае непредвиденных затруднений даже совершали географические открытия.

Вместе с тем внутри городских стен роль купцов оставалась скромной. Здесь обмен целиком находился в руках мещан, а покупатель обращался напрямую к производителю. За булками шли в пекарню, за одеждой - к портному, за посудой - к гончару. Мясник сам забивал скот, рубил туши, коптил окорока, делал колбасу и сам же продавал мясо во всех видах. Пиво варилось прямо в тавернах. Сапожники чинили старую обувь и делали новые башмаки только на заказ, не нуждаясь в услугах перекупщиков.

Столпотворение на рынке создавали люди, пришедшие сбыть собственный старый кафтан, пироги из своей печи или собственноручно вырезанные свистульки. В лавках же продавался лишь привозной товар. Причём лавочники (в России «купцы третьей гильдии») относились скорее к мещанам, чем к купечеству. Провести грань между ними и торгующими ремесленниками было трудно.

Нет, это не Ленин. Это всё-таки Чжэн Хэ...

Настоящие купцы занимались оптовой торговлей. Вторая гильдия держала склады, на которых собиралась местная продукция экспортного назначения, и отправляла её кораблями и караванами в другие города. На склады завозился импорт с целью перепродажи лавочникам. Коммерсанты первой - высшей - гильдии занимались международной торговлей, обычно располагая собственным флотом, а также конторами и перевалочными пунктами в разных странах.

Склады повышали оборачиваемость капитала. «Заморские гости» не тратили время на сбыт своего товара в розницу: оптовик забирал у них всё и сразу. При этом он должен был располагать большими деньгами и сильно рисковал. Ведь никогда не угадаешь, как и почём удастся распродать крупную партию шёлка или посуды. Случалось, корабль долго кочевал из порта в порт, но не мог полностью освободиться от груза. Воротилы местного бизнеса попросту не располагали достаточными средствами для оптовой закупки.

Крупная торговля подразумевала и крупные единовременные расходы, что вынуждало купцов объединяться в компании или ганзы (в немецкой специфике). Чем больше становился совокупный капитал, тем более масштабные задачи могло решать купечество. И проблемы эти зачастую выходили за рамки коммерции. Приходилось бороться с пиратством, сносить таможенные посты, препятствующие торговле непомерными поборами, и даже вскрывать пушечным огнём закрытые для торговли порты.

В принципе, всё это было делом королей, а не купцов, но государственные институты в Средневековье были развиты слабо. Политика отделялась от торговли, война - от экономики. Потому имея над собой коронованную особу с большими амбициями и крошечным войском, а вокруг толпу вассалов-разбойников, купечество полагалось исключительно на собственные силы.

БАНКИ

Банки, осуществляющие денежные переводы, принимающие вклады и выдающие ссуды, имеют длинную историю. Появились они фактически одновременно с деньгами. Но долгое время их функции делили между собой два типа контор. В Вавилоне, Греции, позже в Риме обычной практикой было сдать в одном городе деньги на хранение трапезиту и получить свой вклад в другом городе по письму. Либо просто поручить банку оплатить некую покупку за тридевять земель.

Но трапезиты были лишь хранителями чужих сокровищ (и брали плату именно за это). Деньги в подвалах не принадлежали им, и в долг их банкиры давать не могли. Ссуды предоставляли ростовщические конторы.

Такое же разделение труда установилось и в Средние века, после возобновления денежного обращения. Причём банкирами традиционно работали итальянцы, а процентщиками только евреи (христианам заниматься ростовщичеством было нельзя). Впрочем, выходцы из Ломбардии скоро догадались, как обойти закон: ссуды стали выдавать не под процент, а под залог, многократно превышающий выданную сумму. Так появились ломбарды.

ТОРГОВОЕ СОСЛОВИЕ

Купечество играло важную роль, при этом оставаясь весьма разношёрстной и многоликой прослойкой. В арабских странах торговля считалась делом почётным и мужественным, представители знатных семейств сами отправляли караваны, между аристократией и коммерсантами не было большой разницы. Близкой ситуация была в Новгородской республике, именуемой одновременно и торговой, и аристократической. Крупнейшие торговые дома принадлежали именно новгородским боярам.

Но такие расклады были скорее исключениями, чем правилом. В большинстве случаев земельная аристократия открыто презирала разбогатевшую чернь. Купец мог одеваться как принц, вести себя соответствующе и даже официально влиться в ряды высшего общества, породнившись со знатью. В Италии, где буржуазия традиционно подражала знати, такие случаи были не редки: лекари, а затем негоцианты Медичи стали правящей фамилией. Но это не означало сближения сословий. Если мещанин покупал себе дворянство, его принимали в лучших домах с некоторым пренебрежением, при условии, что он оставит такое недостойное занятие, как торговля.

Дело здесь было не в чванстве или предрассудках. Просто регулярной армии тогда ещё не имелось, и аристократия оставалась военной опорой государства. Земельный надел из поколения в поколение позволял рыцарю вооружаться. Денежный же капитал легко было потерять. Сеньор не мог положиться на вассалов, половина из которых отплыла торговать за три моря, а вторая хоть и под рукой, но без гроша за душой.

Со своей стороны, купцы в большинстве своём не спешили войти в высшее сословие. Дворяне почитали их людьми низкими, неотёсанными и до невозможности скучными. Упрёки не были лишены основания. Торговцы не интересовались изящными искусствами, имели свои обычаи и представления о чести, а также собственный свод наук (в основном экономических и юридических). При этом купеческое слово ценилось выше и нарушалось реже, нежели рыцарские клятвы и обеты. Ведь залогом его нерушимости выступала деловая репутация, с утратой которой бизнес становился невозможным.

Классическое образование в купеческой среде вошло в моду лишь в новое время. Козьма Минин, например, не знал даже грамоты. Разумеется, негоциант должен был уметь считать, держа в голове всю свою бухгалтерию, и владеть иностранными языками. Среди светских привычек ценилась щедрость, граничащая с мотовством. Крохоборство в духе Плюшкина не приветствовалось, так как могло указывать на стеснённость в средствах и потенциально на ненадёжность. Сколько придётся ожидать платы от человека, тяжело расстающегося с золотом? Скупец, боящийся потерять деньги, не мог быть успешным торговцем. Наиболее выгодные контракты всегда сопряжены с риском.

Основной же «наукой» коммерсанта являлось доскональное знание местных условий в тех или иных торговых землях. Так, именитый честной купец из «Аленького цветочка» Аксакова был целиком и полностью в курсе того, что именно пылится в сокровищницах заморских королей, как организована охрана объектов и к кому следует обратиться, чтобы понравившиеся дочерям драгоценности перекочевали в трюм его корабля. Неудивительно, что при таком уровне осведомлённости «покупает он всё втридёшево, продаёт он всё втридорога».

Вот, пожалуй, и всё. С одной стороны, купечество не было правящим сословием, всегда могло попасть под гнев какого-либо феодала и не почиталось простым народом (более того, народ купцов за их богатство частенько ненавидел). Но с другой стороны, это были смелые и хитроумные люди, на чьих плечах держались королевства. С купечеством приходилось считаться. По мановению руки крупного негоцианта целые страны могли лишиться, к примеру, поставок соли или железа - и всё, голод, холод и невозможность оказать сопротивление внешнему врагу. Поэтому в уже упомянутой The Sims Medieval торговец является одним из десяти головных персонажей - наряду с рыцарем, монархом, магом или священником. И это совершенно справедливо.

Во что поиграть?
  • Gazillionaire 3 (1996)
  • Trade Empires (2001)
  • Europe Universalis 3 (2007)

Об интеграции на уроках гуманитарного и эстетического циклов на примере тем “Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве” и “Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре” смотрите Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборники тезисов 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы.

Материал “Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова” может быть использован в 10 классе на уроках изучения биографии драматурга и пьес “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и других.

Иллюстративный материал – репродукции картин П. Федотова “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” и другие. “Мир Островского – не наш мир, - утверждал в начале ХХ века исследователь литературы Ю.И. Айхенвальд, - и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы…” Да, нам, а тем более нашим ученикам, трудно понять мир, в котором живут герои Островского, их психологию, мотивы, которые движут их поступками. Когда-то в ранней молодости писатель почувствовал, что его долг – открыть публике новое, хотя и знакомое пространство: “До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.

Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москва-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”.

Эти слова не просто шутка. Островский действительно вводил образованную публику в неизвестный ей мир. С годами он написал великое множество пьес о московской купеческой жизни. Его небогатая приключениями жизнь питала его воображение, и он создавал все новые и новые сюжеты.

Современным детям этот мир нужно открывать заново. Хотим узнать, как выглядели обитатели этой загадочной страны? Пройдемся по залам Третьяковской галереи, всмотримся в картины Перова, Прянишникова, Федотова. Хотим услышать голоса этих людей, их говор, интонации – откроем сочинения Островского. Замоскворечье было особым миром купечества и мелкого чиновничества, жившего по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, звучала коренная русская речь, Даже одевались тут иначе, чем в центре города.

Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, - все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. В 1850 году журнал “Москвитянин” опубликовал комедию “Банкрут” (“Свои люди – сочтемся”), запрещенную к постановке на сцене. На пьесу обратил внимание сам Николай I. Он счел, что комедия напечатана напрасно, и поручил министру народного просвещения провести с автором необходимую воспитательную работу. Комедия попала на сцену только через десять с лишним лет, а в начальном варианте, без цензурного вмешательства, - в 1881 году. В.Ф. Одоевский в одном из писем так аттестовал доселе неизвестного ему автора и само произведение: “…Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкруте” я ставлю номер четвертый”.

Сюжет комедии молодой автор, тогда еще чиновник Коммерческого суда, взял из своей служебной практики. В суде ему сплошь и рядом приходилось встречаться с разными мошенническими проделками купцов. В этой среде было делом самым заурядным объявить себя несостоятельным должником, отказаться вернуть долги доверившимся кредиторам. Так поступает глава семьи Самсон Силыч Большов. А его дочь Липочка, даром, что купеческая дочка, мечтает выйти замуж за благородного, то есть за военного: “Не пойду я за купца, ни за что не пойду. За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать!” Учащиеся с интересом включаются в дискуссию: возможен ли был брак между представителями разных сословий – дворян и купцов? Был ли он равным? Почему такие браки все-таки совершались?

В это же время на академическую художественную выставку 1849 года собралось небывалое количество посетителей. Все спешили увидеть “Сватовство майора”, картину дотоле никому не известного автора Павла Федотова. Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, изображающая брак по расчету, дышала современностью и новизной. Художнику будто было мало того, что увидят зрители на картине, и он читал сочиненные им стихи-рацею, в которых раскрывался сюжет картины:

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только очки хорошенько протри…
Вот купецкий дом,
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что все взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа!..
А вот извольте посмотреть:
Как хозяин купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком…
А вот извольте посмотреть:
Как наша невеста
Не найдет сдуру места…
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице,
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
“Я, дескать, до денежек доберусь!”

Художник писал о себе: “Отец мой был воином екатерининских времен; о походах он рассказывал редко, но видел многое на своем веку… Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Семейство наше помещалось в небольшом домике (в Москве). Жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной не испытывали. Честностью обладал отец безмерною, но она, как у многих честных стариков, облечена была в формы суровые, жестокие, угловатые…Я всякий день видел десятки народа самого разнохарактерного, живописного и сверх всего этого сближенного со мною. Наша многочисленная родня… состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью, наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку; соседи были все люди знакомые…”. Так, будучи уже зрелым человеком, Павел Андреевич Федотов вспоминал обстановку своего раннего детства. Он рассказывал о детстве часто и охотно, заметно волнуясь, домашних изображал в лицах, воспроизводил их голоса. Очевидцы вспоминали, какие это были блистательные представления. Будущий художник – человек разносторонне одаренный: он не только рисует, но и сочиняет музыку, пишет стихи. Все эти увлечения, впрочем, не помешали Федотову блестяще закончить Московский кадетский корпус (он был определен туда по семейной традиции) и потом исправно служить в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге. Молодой офицер и там не оставлял занятий искусством, посещал рисовальные классы Академии художеств.

Вернемся на выставку 1848 года. Картина “Сватовство майора”. Перед нами живая, словно подсмотренная сценка. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте рассказать, что здесь изображено, какая история легла в основу сюжета картины, попытайтесь раскрыть ее содержание.

Ученики рассказывают, делают свои выводы, обобщения.

Автор вводит зрителя в атмосферу купеческой жизни. Взгляните на обстановку, и вы почувствуете себя в купеческом доме, где все говорит об устойчивости быта, жизненного уклада его обитателей: расписной потолок, богатая люстра, вышитая скатерть на сервированном столе; на стенах симметрично повешенные портреты генералов, духовного лица, купца.

Что же происходит здесь в момент, запечатленный художником? Нетрудно заметить, что в доме все взволнованы: сваха привела жениха. Вот он стоит у двери, поправляя усы. Сконфуженная невеста пытается убежать, ее удерживает разгневанная мать. А хозяин дома – бородатый купец – поспешно застегивает сюртук. Все персонажи в движении, поэтому мы можем предвидеть дальнейшие события. Через минуту жених появится в комнате, невеста перестанет жеманиться, мать не будет сердиться, все сядут за стол, и начнется разговор.

В искусно построенной мизансцене легко читается не только внешняя канва событий, но и их социально-психологический смысл: майор явно собирается разбогатеть, женившись на купеческой дочке. Для купца же очень заманчиво породниться с дворянином, отдав дочь замуж за “благородного”. Типичная брачная сделка.

Чем больше мы вглядываемся в картину, тем явственней замечаем, что приход майора не был неожиданным, как это могло показаться с первого взгляда. К визиту жениха в доме тщательно готовились. Об этом свидетельствует не только накрытый к ужину стол, но и дорогие наряды женщин, обилие домочадцев, занятых приготовлением к приему.

В архитектоническом построении “Сватовства майора” Федотовым творчески использованы принципы классицистического “закона равновесия”, способствующего впечатлению компактности, гармонической слаженности изображения. Так, люстра, являющаяся своеобразным “отвесом” в картине, делит композицию на две половины по вертикальной оси, скрепляя фигуры матери и дочери в центре картины. Остальные представители семейства вместе со слугами и свахой при внимательном рассмотрении оказываются расположенными симметрично центральной вертикальной оси задней стены интерьера, проходящей как раз по центру портрета предка, основателя купеческого рода, чья важная осанка контрастирует с суетливостью членов купеческой семьи, усиливая критическое восприятие сцены сватовства.

Активную роль в создании художественного образа играет у Федотова цвет. Цветом и светом художник выделяет главных героев, расставляет смысловые акценты. Мастерство Федотова в передаче материальности предметов совершенно. Посмотрите, как передана прозрачность легкого кисейного наряда невесты, тяжесть атласного платья купчихи со сверкающими на нем световыми бликами и золотистыми рефлексами от блестящего пола, блеск позолоченных рам на стенах и хрупкость хрустальных рюмок на столе. От разглядывания героев на картине испытываешь такое же наслаждение, как и от чтения монологов и диалогов персонажей Островского. Например, Липочка (“Свои люди – сочтемся”) в ответ на вопрос свахи Устиньи Наумовны, сколько у той платьев, перечисляет: “А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных – это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом – это семь; три атласных да три грогроновых – это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь – это дывдцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых – много ли это? – три да четыре семь, да двадцать – двадцать семь; крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати; да там блуз да капотов – не то девять, не то десять. Да вот недавно из персидской материи сшила.”

Ученица делает сообщение о нарядах московской купчихи, иллюстрируя его репродукциями картин Б. Кустодиева и фотографиями платьев из собрания ГИМа. Многие купчихи и мещаночки, изображенные на портретах, держат в руках платочки их тонкого прозрачного льнобатиста, тюля, шелка, кисеи или кружева. Эта деталь, придававшая естественность жесту, была поистине произведением белошвейного искусства. Платочками томно обмахивались, как веерами. На картине П.А.Федотова невеста бросила на пол кокетливый платочек, который придает всей сцене какую-то дополнительную законченность и изящество.

Прежде чем воплотить замысел произведения, Федотов долго вынашивал каждый образ, каждую деталь. По его словам, главная его работа была не в мастерской, а “на улицах и в чужих домах”. Где только он не бывал, чтобы найти натуру! С каким трудом порой он добивался согласия людей позировать ему! Под разными предлогами он входил в незнакомые дома, выискивал, высматривал типажи и подходящие предметы.

“…Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип, - говорил Федотов. – Я не принадлежу к их числу, а может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего “Майора”, я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки… Наконец, однажды, у Аничкова моста, я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху… Я проводил мою находку до дому, потом нашел случай с ним познакомиться… изучил его характер… и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие!”

Картина Федотова “Сватовство майора” и по сей день не утратила своего обаяния. Она дорога нам как свидетельство таланта и мастерства замечательного художника 19 века, как первое проявление критического реализма в русской живописи. После этой картины Федотова признала публика. О нем много писала критика. В 1848 году Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Когда в 1850 году Федотов приезжает в Москву, чтобы повидаться с родными и помочь им в устройстве семейных дел, радости художника не было предела: устроенная им выставка картин и здесь пользуется огромным успехом.

Последние годы жизни художника были очень тяжелыми. он страдал от несовершенства жизни, от одиночества, бедности, но из гордости не любил говорить об этом. Многие замыслы остались неосуществленными, начатые картины – неоконченными. Не смог человек вынести постоянного душевного напряжения и непосильного труда. В 1852 году Павел Андреевич Федотов умер в частной психиатрической больнице. Ни в одной из петербургских газет не было напечатано ни строчки о смерти художника. Он умер в возрасте 37 лет.

“Федотов умер, - писал В.В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую крупицу из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупица была чистое золото и принесла потом великие плоды…Федотов в первый раз затронул глубоко и сильно то самое страшное “темное царство”, которое через несколько лет спустя со всей силой таланта вывел на сцену Островский”.

Список использованной литературы

  1. Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве ХУ111- начала Х1Х века: пособие для учителя. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1972.
  2. Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников. – М.: Московский рабочий, 1987.
  3. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1978.
  4. Островский А.Н. Драматургия. – М.: ООО Изд-во “Олимп”, 2002.
  5. Архангельский А. А.Н.Островский. Художественный мир писателя.// Литература, 2001, № 33.
  6. Каракаш Т. “Вы меня обогнали…”// Искусство в школе, 1999, №3.
  7. Герасимова Е. Страна А.Н.Островского // Юный художник, 1996, №1.
  8. Алешина Т. Наряды московской купчихи.// Юный художник,1995, №7.
  9. Стасов В.В. Избранные сочинения, т.2.- М.: Искусство, 1952.