Образ главной героини из рассказа «Матренин двор. Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)

«Без праведника не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

А. И. Солженицын

Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своём жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться в их поступки и находить в них скромную, часто неяркую, но по-своему неповторимую, удивительную красоту.

Это правда: не место красит человека, а человек — место. И неважно, кто этот человек — прославленный герой, гениальный учёный или простая крестьян-ка, которая и говорит-то на непривычном для нас диалекте.

Живёт в деревушке Тальново пожилая женщина Матрёна Васильевна. Исто-рию знакомства и недолгого общения с нею поведал нам герой-рассказчик, человек трудной судьбы, школьный учитель Игнатич, ставший её квартирантом.

Наблюдательный и гуманный писатель (рассказ автобиографичен) открыл в Матрене такую человеческую красоту, что решил назвать свой рассказ о ней очень многозначительно: «Не стоит село без праведника». Здесь очень важно слово «стоит». Матренин характер понят как нравственный фундамент, на котором «сто-ит, держится человеческая жизнь, и не только в деревне.

А. И. Солженицын, продолжая прекрасные традиции русской классики, — вспомним некрасовских Матрёну Тимофеевну, Орину, мать солдатскую, безымянную жницу («В полном разгаре страда деревенская»), тургеневскую Лукерью («Живые мощи») и многих других, — воссоздаёт незабываемый облик, неповторимую индивидуальность. Перед нами, как живая, предстаёт прекрасная женщина-праведница, носительница настоящей, а не надуманной народности, не оценённая, не понятая ни родственниками, ни односельчанами.

Матрёна Васильевна необразованна, книг не читает, бесхозяйственна, даже не очень аккуратна, но какая это чистая, светлая душа! Как правдива, добра, как отзывчива, а главное — как бескорыстна!

Нелегко живётся больной одинокой старой женщине. Сена для одной-единственной козы накосить негде. Ещё труднее разживаться топливом: продавать торф местным жителям было «не положено», вот и приходилось женщинам собираться группами для смелости и носить торф тайком в мешках. Тяжело Матрёне. «Спи-на у меня никогда не заживает, — признаётся она постояльцу. — Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда». К тому же страшно: вдруг задер-жат или придут с обыском. Кто защитит?

Ведь одна-одинёшенька осталась она на свете: шестеро детей умерли младенцами, муж с войны не вернулся. Но эта обездоленная женщина забывает о себе, откликаясь на чужую нужду, и помогает людям всегда бескорыстно. Ни одна пахота в деревне, ни одна уборка урожая не обходились без неё. Ни родственницам, ни соседкам не могла она отказать в помощи, часто отставляя для этого собственные дела. А как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на скудной песчаной почве никогда такого не бывало.

Ничего не имея, Матрёна умеет щедро отдавать. Она смущается, волнуется, стараясь угодить своему постояльцу, отдельно варит для него «картовь» покрупнее — это лучшее, что у неё есть.

Многое о жизни Матрёны мы узнаём от неё самой. О своей жизненной трагедии — оборванной любви, смерти детей, гибели мужа — она рассказывает спо-койно, смирившись со своей участью, не ропщет на судьбу. Более того, находит в себе душевные силы, чтобы воспитать, вернее, напитать материнской любовью Киру — дочь человека, которого любила когда-то. Кире отдаёт она горницу, хотя нелегко решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. Для неё самой это означает конец жизни, но не жалко ей «горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда ни добра своего не жалела Матрёна никогда», ведь вся она — не для себя, а для людей. Ключ к пониманию характера этой удивительной женщины даёт она сама, объясняя, почему, не дождавшись с германской войны Фаддея, вышла замуж а брата его, Ефима: «Мать у них умерла... Рук у них не хватало». Способность сострадать — высшее проявление человечности, и этой способностью Матрёна наделена с избытком.

Смирившись со своей судьбой, она живёт не как все: нарушает неписаные правила, сложившиеся устои трудной, а часто и жестокой деревенской жизни. Работая на других бесплатно, она не скопила имущества. Единственное в жизни пальто, перешитое из старой шинели, грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы — вот и всё.

Не оценили, даже осуждали её односельчане. «Не гналась за «обзаводом», — говорит золовка, — и не бережная, и даже поросёнка не держала... и глупая, помогала чужим людям бесплатно». Материал с сайта

Но те немногие, кто оценил чистую душу и человечность Матрёны, любили её. Сын Фаддея был очень привязан к своей тётке; безутешна после её гибели воспитанница Кира.

Погибла в результате несчастного случая... Да, это так, хотя это несчастье породили человеческая жадность, алчность, эгоизм — всё то, что самим своим существованием отвергала Матрёна.

Но праведники не уходят бесследно. Ведь если хоть одному человеку помогла эта жившая по совести труженица и бессребреница унять сердечную боль, очистить душу, значит, она уже праведница.

Матрёна оставила светлый след в душе Киры, своему постояльцу Игнатичу вернула веру в доброту и благородство.

Автор вовлекает читателя в размышления о том, что такое человеческая красота, которой была так щедро наделена Матрёна. «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей, — подчёркивает он. — Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему солженицын называет матрену праведницей
  • найти п праведница матрена?
  • чем жизнь обделила обездолила матрену
  • все мы жили рядом с ней и не поняли что есть она тот самый праведник автор фразы
  • объясните слова автора: у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей

Трагизм жизни и судьбы Матрёны проявляется в распорядке её повседневной жизни, отношении других людей к ней: Матрёна сначала хотела выйти замуж за Фаддея, но его забрала война. Она ждала его около трёх лет и, не дождавшись совсем немного, вышла замуж за Ефима - брата Фаддея (Ефим не любил Матрёну, в отличие от брата). У Матрёны с Ефимом было всего шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте (единственной отрадой была приёмная дочь Кира). Через некоторое время Ефима призвали на войну...И он не вернулся с неё к Матрёне.

Позже золовка рассказала, что Ефим в городе завёл сударку, был неверен жене. Что касается отношения других людей к Матрёне: она много работала, бескорыстно помогала соседям и другим людям в работе, не беря за свой труд денег. А после смерти Матрёны (да и при жизни, незадолго до смерти) люди, в том числе те, кому она помогала, проявили алчность, деля её имущество. Алчность хорошо проявляется, когда люди (соседи, родственники Матрёны) говорят прощальные слова над гробом покойницы, оплакивают её. Все их причитания неискренни (быть может, за исключением плача Киры), это, своего рода, обряд, а не проявление искреннего душевного горя. Все прощальные слова людей, пришедших попрощаться с Матрёной, имеют скрытый смысл, связанный всё с тем же дележом имущества.

Таким образом, люди очень некрасиво и неблагодарно поступают с Матрёной, от чистого сердца предлагавшей им помощь при жизни. Также трагичны и обстоятельства гибели Матрёны, виною которым стала всё та же алчность: если бы трактор не вёз две телеги сразу, а съездил бы за ними в два захода, если бы не было такой сильной спешки в том, чтобы увезти горницу Матрёны (это можно было сделать и позже), Матрёна Васильевна могла бы остаться жива. Главную героиню, действительно, можно назвать праведницей: она была труженицей (работала на огороде, делала дела по дому, бескорыстно помогала другим), она не завидовала другим, рано просыпалась. Помимо всех своих дел и помощи другим, она ещё и успевала сходить в пенсионный фонд (с попыткой добиться пенсии). Всё это она делала несмотря на свой преклонный возраст (около 60 лет) и неважное здоровье (3 дня в месяц её охватывал недуг, она лежала, не вставая с кровати). Её праведность проявилась по отношению к гостю: когда она кормила его, отдавала ему лучший кусок. Ещё один признак праведной жизни Матрёны - она не гналась за богатством, не ставила роль вещей на первое место в своей жизни (пример: во время пожара, случившегося однажды, Матрёна, первым делом, кинулась спасать не дом, а фикусы). Меня заинтересовал этот рассказ трагичной судьбой и гибелью Матрёны, её человеческими качествами, которые присущи лишь немногим людям, которым стоит у неё поучиться.

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека? Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.

Трагизм жизни и судьбы Матрёны… Матрена – это главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». О судьбе главной героини нам повествует ее постоялец, который приехал в деревню, чтобы учительствовать. Здесь в Тальново он и поселился у старушки Матрены, которой было около шестидесяти лет. Из рассказа мы видим, что Матрена одинокая, но очень добрая, отзывчивая женщина. Она готова в любую минуту бежать на помощь к каждому нуждающемуся, бросив все свои дела.

У нее будет у самой зарастать огород, но она с удовольствием будет помогать на соседском огороде, при этом искренне радуясь их урожаю. Она жила бедно, каждый день ходила на работу, никого никогда не обсуждала, безвозмездно помогала всем и каждому. Не имея своих детей, она вырастила чужого ребенка, оставив ей в наследство половину дома и горницу. Именно воспитанница невольно стала причиной смерти Матрены, ведь, чтобы получить участок земли, нужно было что-то на нем построить, вот девушка и решает туда перевезти горницу. Как раз во время переезда, когда застряли сани на железнодорожном переезде, Матрена и погибает.

В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?

Отвечая на вопрос: «В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?», хочется сказать, что трагизм в самом времени, в котором родилась и жила эта женщина, которую автор называет праведницей, ведь, испытав столько горя, она не утратила своей человечности. Ее трагизм в нелегкой судьбе. Сначала война забирает жениха, затем и мужа. Сложное послевоенное время, голод, плохая медицина, а вернее, ее отсутствие, отнимает у нее ее деток, всех, а было у нее шестеро детей. Отсутствие зарплат, пенсии, тяжелый колхозный труд, соседское непонимание и осуждение. Все это вместе взятое и составляет трагизм жизни Матрены, которая к тому же еще и стала жертвой человеческой жадности, поплатившись за свою доброту и безотказность своей жизнью.

Рассказ очень интересен и знакомит нас с нелегкой жизнью прошедших времен, с жизнью людей в сложные годы.