Кто придумал танец живота? История танца живота

История восточного танца начинается в древности, когда танец живота был ритуалом подготовки к деторождению. В то время не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды.

Многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Попеременное напряжение и расслабление мышц тренирует внутренние органы и мышцы живота. Волнообразные движения, по мнению специалистов, задействуют те мышцы, которые выталкивают ребенка из матки.

Существует теория о том, что эти движения могли быть положены на музыку и превращены в ритуал в странах Ближнего Востока, как часть распространенной в древности женской религии поклонения богине. В последствии древние женские религии были подавлены появившимися патриархальными - иудаизмом, христианством, исламом . Однако отголоски древних ритуалов поклонения богине-женщине живут и в современном искусстве восточного танца.

Термин «танец живота» (bеllу) происходит от арабского слова beledy, что означает «родина», «родной город». Словом «беледи» называют музыку, танец и костюм. С самого начала беледи всегда был танцем женского самовыражения, и чаще всего исполнялся в женской компании вдали от мужских глаз.

Беледи развился в многокультурное искусство, сегодня известное как «восточный танец», во времена Османской империи, когда женщины из разных стран вместе жили в гаремах турецких султанов и, конечно же, там танцевали. Бесспорно, многие султаны имели счастье наслаждаться прекрасным танцем, но сама женщина напоминала собой лишь тень, извивающуюся за кружевными покрывалами. Эротизм танца живота исходит из загадки запретного и скрытого.

Мужчин привлекал танец живота не только из-за его неприкрытой чувственности, но и потому, что женщины для них были окружены ореолом загадочности: мужчина не имел доступа в часть дома, где жили женщины, и не мог присутствовать на женских собраниях, неотъемлемой частью которых был танец живота.

В сегодняшнем постиндустриальном мире женщин по всему миру увлекает древнее искусство танца живота. Некоторые занимаются им как физическими упражнениями, других привлекает музыка и загадочность восточной культуры. Когда женщина влюбляется в восточный танец именно как в ипостась искусства, она постепенно открывает для себя все новые и новые особенности восточного танца. Достигнув определенного уровня мастерства, она начинает по-новому пользоваться своим телом, выражая с его помощью все что угодно, от здоровой матриархальной женской силы до утонченных, возвышенных полетов души. Когда женщина меньше всего этого ждет, танец открывает новые аспекты ее «я», которые ей только предстоит осознать и исследовать.

Восточный танец - это тайна древней культуры, загадка, ответ на котору не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

История восточного танца загадочна как и сам танец пустыни. Существует множество версий происхождения танца живота . В древности это был обрядовый танец – женщины окружали роженицу и вдали от мужских глаз танцевали, отгоняя от нее злых духов. Они совершали движения, схожие с движениями родовых мук, чтобы духи не могли распознать, кто же из женщин рожает, и не могли украсть душу новоржденного.

Позже танец живота стал непрерывно связан с распростаранением культа Богини Плодородия. Основным занятием арабов было земледелие, а танец – самое выразительное средство для изображения какой-либо деятельности. Если говорить о танце живота , то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец живота содержит эротические элементы.

Институт храмовой проституции был непосредственно связан с танцем живота , который являлся частью определенных ритуалов. Очень жаль, что люди часто связывают храмовую проституцию с домами терпимости. В древности понятия «любовь» и «плодородие» считались взаимосвязанными. К услугам служителей храмов любви люди обращались не только ради хорошего урожая, но и для воссоединения с землей, Богиней-Матерью. В таком случае храмовая проституция имела большой духовный смысл, и танец живота играл важную роль в церемонии подготовки акта любви, то есть обретения утраченной человеком связи с Землей-Матерью и обновления сил. До сих пор ни один восточный праздник не обходится без танца живота – он приносит радость в дом и в доме загорается «лампада Аллаха».


Многие считают, что танец живота – просто экзотический восточный танец, очень красивый и эротичный.Но все знают, что «Восток – дело тонкое». В начале 20-го века на Западе выступала скандальная танцовщица Мата Хари и вызвала бурный интерес к восточному танцу.Мата Хари заявила, что исполняет индийские храмовые танцы. И из-за этого, в Европе восточные танцы связаны были только с Индией. Этот стереотип существует и по сей день. Танец живота появился на Западе после окончания эпохи Мата Хари и был назван как «Bellydance» на выставке в Чикаго в начале прошлого века.

Танцовщицы того времени одевались совсем не так, как сейчас. Во время танца живота , они выступали в длинных закрытых платьях, бедра подчеркивал платок. Танцевальный образ сменился только под влиянием Голливуда. Костюм – лиф, пояс на бедрах и голый живот, появился первоначально в кино. Танцовщицы Египта стали копировать этот образ, поэтому движения стали яснее, и появились первые киноленты с участием восточных танцовщиц. С тех пор на востоке появилось понятие хореографии, так как раньше танец был импровизацией от начала до конца. Но групповой танец все равно был несинхронным, нечетким, так как танцовщицы были не очень техничны.

И тогда начинается эпоха сольного исполнения танца живота – в клубах Бейрута, Алжира и Каира. Такое развлечение пользовалось популярностью у западных туристов, но первоначально это были лишь грязные притоны, до тех пор пока сирийская танцовщица и актриса Бадия Масабни не открыла клуб «Casino Opera». Известные танцовщицы восточных танцев, такие как Самия Гамаль, Тахия Кареока, Надия Афек и другие, начинали свою карьеру в Casino Opera. Самия Гамаль – первая танцовщица, которая стала использавать вуаль в танце и одела каблуки.

В 50-е годы 20 века в Каирских ночных клубах блистали такие великие танцовщицы восточных танцев как Зухер Заки, Наа, Аза Зариф, Наджва Фуад, Надия Хамди, Фифи Абду и Ракия Хассан. Но исламские законы ужесточились и отношение к танцу ухудшилось. Только Бахрейн и Ливия либерально относились к танцу живота и там он процветал. В Турции танец живота развивался стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях.
Многие из известных танцовщиц восточных танцев и повлияли на стиль танца живота , используя вуаль, меч или змей в качестве аксессуаров, но особого влияния они не оказали, так как это древнейшее искусство формировалось веками, каждая народность вносила в него свои штрихи, но его основа – красота и пластика женского тела – осталась неизменной.
Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Навар, что на хинди означает цыгане, путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Многие исследователи полагают, что навар являются предками гавази. От внимательного взгляда не может укрыться сходство между народными индийскими и восточными танцами.

Кто придумал танец живота?

Танец живота – это принятое на Западе и в России название традиционного ближневосточного танца, особенно raqs sharqi. Иногда его называют также ближневосточным танцем или арабским танцем. Термин "танец живота", строго говоря, является не совсем верным, поскольку в танец вовлечены все части тела. В настоящее время танец живота имеет несколько вариаций как в костюмах, так и в стиле танца, в зависимости от страны и региона. За последнее время были изобретены новые стили, поскольку популярность танца живота распространилась глобально. Наиболее известными стилями сейчас являются:

1. Raqs sharqi (буквально "восточный танец") - стиль, наиболее знакомый западным и российским жителям. Его можно увидеть в ресторанах, ночных клубах и кабаре всего мира, и каждый желающий может заказать танец живота, посетив эти места отдыха. Обычно его исполнителями являются женщины, но иногда его танцуют и мужчинами.

2. Raqs baladi, (буквально "народный" танец) - фольклорный стиль, исполняемый мужчинами и женщинами всех возрастов в некоторых ближневосточных странах, обычно на свадьбах.

Танец живота - это соло, импровизационный танец, хотя сейчас многие молодые танцовщицы часто выступает и в группе. Этот танец завораживает всех зрителей, поэтому очень часто люди пользуются тем, что могут заказать танец живота на праздник, на свадьбу или на корпоративную вечеринку.

Когда и где появился этот удивительный танец? Одна из гипотез предполагает, что танец живота первоначально исполнялся женщинами для женщин в Леванте (Левант - общее название стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Ливана, Израиля) и Северной Африке. Эта теория очень популярна в Западных школах танца, потому что она помогает противодействовать отрицательному сексуальному стереотипу. Однако нет никакого письменного свидетельства, подтверждающего эту гипотезу. Другая теория утверждает, что у танца живота могут быть корни в древних арабских племенных религиях: это был танец в честь богини изобилия.

Согласно третьей теории, танец живота всегда исполнялся в качестве развлечения. Некоторые историки танца живота полагают, что движения танцующих девочек, изображенных в резных фигурках во времена фараонов, типичны для танца живота. У всех этих теорий есть какие-то основания, но ни одна из них не может быть строго доказана. Наиболее вероятно, что все перечисленные выше факторы поспособствовали развитию танца живота.

Первое зарегистрированное знакомство Запада с танцем живота произошло во время вторжения Наполеона в Египет в 1798 г., когда его войска увидели цыганских танцовщиц Ghawazee, а также исполнительниц более рафинированного танца Almeh.

Позже, в 19 веке танец живота был популяризирован, и художники-ориенталисты часто изображали сцены из жизни гарема в Османской империи. Примерно в ту же эпоху танцовщицы из ближневосточных стран начали выступать на различных ярмарках, часто конкурируя по популярности с экспонатами для выставок науки и техники. Заказ танцовщиц получил тогда большое распространение. Неизменным успехом пользуются исполнительницы этого фантастического танца и в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в России.

Сегодня «танцем живота» увлекаются не только восточные девушки. «Танец живота» — это что-то необычное, загадочное, именно поэтому девушки всех стран и народов стремятся обучиться искусству этого необычного танца. Девушки, которые досконально изучат восточный танец, и научаться безупречно танцевать, смогут легко родить. Это одна из основных причин, по которым девушки записываются в танцевальную секцию именно на этот вид танца.

Для того, чтобы постичь восточное искусство, и достичь самых высоких результатов, стоит узнать о восточном танце более подробно, узнать его историю, страны, в которых он зародился, и узнать причину, по которой данный восточный танец носит название –, где лежат его истоки…

Существует легенда, согласно которой зародился «Танец живота» . Согласно этой легенде, под одежду молодой танцовщицы залетела пчела, которую привлёк аромат благоуханий, исходившей от девушки. Для того, чтобы избавиться от столь назойливого насекомого, девушка стала извиваться всем телом, энергично крутить бёдрами и делать движения животом.

Восточный танец не зря получил название «танец живота», потому что «живот» — это жизнь, и в переводе он означает «Танец жизни». Жизнь, как правило, связана с женщиной-матерью и землёй. Танец живота действительно связан с богиней плодородия, богиней-матерью. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита.

Танец, как правило, показывает отображение какой-либо деятельности, отражает процесс зачатия, вынашивания плода, рождение. Исследователи действительно установили связь между многими движениями танца и движениями женщины во время родов. В те времена, на Востоке, где девочек выдавали замуж очень рано, «танцу живота» обучали в первую очередь. Специфика «танца живота» состоит в постоянной динамике расслабления и напряжения определённых мышц. Именно «танец живота» помогает облегчить болевые ощущения во время родов, увеличить пластичность тазового дна и подвижность суставов.

«Танец живота» помогает не только при родах, но также служит искусством соблазнения мужчин, искусством завоевания их внимания. Это суждение было распространено ещё в исламских странах, где существовали гаремы.

«Танец живота» имеет также ритуальное значение. По легенде – если жена ежегодно в день годовщины свадьбы танцует для своего супруга, значит, она остаётся такой же молодой привлекательной, желанной, даже годы спустя.

Единой версии о том, где зародился восточный танец, нет, и никто не может сказать наверняка, где и как он начал своё существование. Но одной из самых распространённых версий появления танца считают Азию, именно в Азии этот танец имел сакральный смысл. В Азии был частью церемонии поклонения женскому материнскому началу, этот ритуал проводился в честь рождения будущего малыша. «Танец живота» распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья, Греции, Индии, Риме, Европе. В тибетской книге мёртвых содержалось несколько слов о танце, в Тибете этот восточный танец использовался с целью медитации, в Греции использовали как средство исцеления больных, которое сопровождалось громкой музыкой и криками, в Индии получил наибольшую плавность и мягкость движений, а цыгане придали этому танцу страсть.

В Европе «танцем живота» называют любой восточный танец, однако это ошибочное мнение, поскольку восточных танцев достаточно много и каждый имеет свои особенности, такие как: движения, музыка, костюмы.

В Европе девушки выступали в длинных платьях, бёдра которых подчёркивал изящный платок.

Вторым центром развития и распространения «танца живота»,(первым был Бахрейн, в котором не было строгих ограничений в отношении танца) является Ливия. Именно в этой стране развивался в стиле «кабаре» , костюмы этого стиля были наиболее открытыми и соблазняющими.

Существуют некие бедуинские племена, у которых до сих пор существует обычай, – танцевать восточный танец в большом шатре, вокруг роженицы, чтобы помочь ей родить, и встречают малыша с радостью. Для нас это очень странный обычай, но, тем не менее, он есть.

По одной из версии Восточный танец пришёл к нам из Индии цыганами, приблизительно в 10 веке.

Существуют более 50 стилей восточного танца , в котором выделяют такие наиболее популярные направления как: египетская, ливанская и турецкая школы. Среди основателей танца живота можно выделить таких наиболее мировых звёзд как: Самию Гамаль , которая снималась в Голливуде, Бадию Массабни, Тахию Кариоку , которая, снялась в более 100 фильмах, Махмуда Реда , который сделал очень много для восточного танца, он поставил множество прекрасных танцев и направлений, в т.ч. и знаменитый Александрийский танец. Его деятельность сравнивают с деятельного русского основателя танца Игоря Моисеева , эти два человека сделали очень много для основания, развития и постановки танца.

Со времён Османской империи существовал восточный танец, который исполняли только мужчины, среди наиболее популярных восточных мужских направлений существует – «тахтиб» .

Костюм для «танца живота» постоянно менялся в соответствии с модой, ранее наиболее классическим вариантом была – «лиф-пояс – широкая юбка», на данный момент девушка может позволить себе танцевать и в короткой юбке, без пояса с навеской, но, к примеру, танцовщицу в Каире могут арестовать, если она будет выступать без полупрозрачной сетки, закрывающей живот.

Сегодня танец живота в России существует в нескольких направлениях:

1.направление включает занятия восточными танцами с целью оздоровления, поддержания хорошей формы, в этом направлении танец живота не рассматривают с точки зрения искусства, но такой подход даёт хорошую базовую подготовку к танцу.

2. направление включает танцевально-двигательную терапию с элементами восточного танца, это направление не даёт танцевальной подготовки, а лишь рассматривает данный вид танца с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, а также помогает раскрыться индивидуальности.

Невероятно популярным танец живота стал после показа сериала «Клон» , поклонницы этого сериала, а также поклонницы певицы Шакиры изъявили желание попробовать свои силы в этом нелёгком искусстве.

Профессиональные танцовщицы России и стран СНГ часто ездят работать по контракту в Египет и другие страны, например Татьяна Федяева , добилась большой популярности и завоевала сердца арабской публики. В Египте она сумела получить титул «артистки» .

Сегодня «танец живота — это необычайно красивый, привлекательный, необычный вид искусства, который помогает не только поддерживать физическую форму, и благодаря которому можно всегда быть здоровым, но также придаёт женщине красоту, неповторимость, а также помогает в родах. Если вы считаете себя красивой, элегантной, неповторимой девушкой, но хотите, чтобы в вас была небольшая загадка, (ведь в женщине должна быть загадка) значит, вам просто необходимо обучиться этому нелёгкому, но такому прекрасному искусству. Возможно «танец живота» предназначен именно для вас . Что ж, если это так, то танцевальная студия, вероятно, находится не так далеко от вашего дома. А если всё-таки далековато, то это расстояние станет для вас мелочью, ведь, как известно танец зовёт, идите навстречу своему счастью и танцуйте.

Анна Кондратьева

Теперь эксклюзивный мобильный телефон стал доступен практически каждому. Качественный сотовый телефон Ulysse Nardin сделает ваше общение намного более удобным и безопасным.

Плавные движения бедер, волнообразные вибрации живота, таинственная улыбка, грациозность и пластика танцовщицы сводят с ума зрителей, погружают их в негу чувственности этого волнующего зрелища... И так продолжается уже более 11 тысячи лет... Танец живота - это способ выражения своего преклонения и восхваления материнского начала женщин Средней Азии. Это даже скорее не танец, а форма медитации, ритуала с глубоким сакральным смыслом. Подобным образом женщины восхваляли рожениц по поводу рождения ребенка. Танец сразу заинтересовал представителей других народов и постепенно начал распространятся по другим восточным странам и народам средиземноморья. В связи с тем, что разные народы трактовали танец живота по-своему, его смысл менялся для каждого народа. Одни вкладывали в него свои понятия астрального восприятия мира, другие - исцеляющие свойства. Некоторые народы использовали его для обогащения внутренней культуры. Цыгане, жившие на востоке, эффективно вписали танец живота в свои национальные танцы, наполнив его своим необычайно красивыми и чарующими движениями, переполненными страстью, присущей цыганскому народу. Единственный народ, который оставался равнодушен к танцу живота - это исламский народ, которому вера исповедания не позволяла акцентировать свое внимание на таких моментах.


История
танца живота
Изначально танцы не были присущи всем. Они имели ритуальный характер и исполнялись шаманами в своих обрядах. Обычные люди, участвуя в действах, также имели право производить эти движения. Обилие обычаев и сопровождение ими многих процессов повседневной жизни привело к все большему проникновению танца в обыденность. Появление инструментальной музыки перевело танец из разряда мистики в разряд способов развлечения или выявления позитивных эмоций. Танцевали везде: и после удачной охоты и для празднования победы и для сопровождения свадебной церемонии. Нередко танцами выражали и негативные эмоции. Считалось, что таким образом можно обратиться к Богу, чтобы он снял с души танцующего тяжесть. Дальнейшее развитие танцевального искусства проходило под влиянием ислама перешедшего на территорию современной Турции с сельджукской и иранской культурой. Во время образования Оттоманской империи танец живота продолжил свое развитие в Стамбуле, где и приобрел свою окончательную форму. Когда основной верой в Турции стало мусульманство, каноны которого запрещают женщинам показывать полуобнаженное тело незнакомым мужчинам, танцы образовали довольно необычную ветвь - мужские танцы, исполнявшиеся только мужчинами. Женский же танец живота приобрел некоторую скромность в нарядах, что исключило ряд движений и сделало его более сдержанным. Но не зависимо от того кем производятся танцевальные движения в основе каждого из них лежит выражение желания и страсти. Поэтому именно восточные танцы считаются самыми эротичными, и даже сексуальными. На современные турецкие танцы огромное влияние оказали различные европейские течения. Это привело к возникновению наряду с традиционными религиозными течениями, новых спортивных и современных вариаций. Исторические движения сейчас можно наблюдать в изолированных, редко посещаемых иностранцами поселениях и лишь на праздниках и церемониях. Туристы, как правило, могут наблюдать лишь основы традиционного танца, без всей палитры разнообразия. Сейчас, как и прежде восточные танцы в Турции имеют большую популярность, которая постепенно переходит границы государства и завоевывает все большие и большие территории. Европейская культура начинает перенимать некоторые особенности восточных культур, в том числе и танцы.

Легенда о появлении танца живота
Существует легенда, связанная с появлением танца живота. Под одежду молодой плясуньи залетела пчела, перепутав разгоряченное тело, умащенное маслами, с благоухающим цветком. Девушка, чтобы избавиться от назойливого насекомого, извиваясь всем телом, стала энергично крутить бедрами и делать движения животом… Исследователи установили связь между многими движениями танца и движениями женщины в родах, что указывает на его базовую функцию поддержки деторождения. На Востоке, где девочек выдавали замуж очень рано, танцу живота обучали в первую очередь. Специфика танца состоит в постоянной динамике расслабления и напряжения определенных мышц, что помогает синхронизировать женщине свои движения и родовые схватки, и облегчить болевые ощущения в родах, увеличить пластичность тазового дна и подвижность суставов. Восточный танец имеет много корней. Он существовал еще в доисламскую и дохристианскую эпоху, и даже до иудаизма. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия), на которых сохранились изображения танцующих людей. Похожие фрески имеют и древние египетские храмы. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, который исполнялся на церемониальных празднествах, посвященных рождению детей и сбору урожая. Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Цыгане путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Нетрудно проследить сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами. Ближневосточный танец является также и прародителем современного фламенко. Исламские страны, где традиционно существовали гаремные отношения, сместили акцент в танце с поклонения материнскому началу на соблазнение. Танец живота для многочисленных женщин в гареме служил способом завоевать внимание хозяина. Существуют свидетельства о том, что 3,5 тыс. лет до н.э. искусство восточного танца, путешествуя вместе с кочевыми племенами, попало и к древним славянам. Праславяне изменили характер танца. Он уже имеет несколько другое ритуальное значение: жена, ежегодно танцуя для своего мужа этот танец в годовщину свадьбы, оставалась такой же желанной, молодой и красивой спустя многие годы. Примерно за 300 лет до появления христианства славянский вариант этого танца начал свое путешествие обратно в Азию. Видоизмененным попав снова в Турцию и к жителям Аравийского полуострова, танец живота в течение почти 400 хранил свое сакраментальное значение "танца для единственного мужчины", но затем некоторые танцовщицы стали исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, и за последующие 350 лет стал известен во всех странах Востока, в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке, Европе, в дальневосточных землях. В 80-е годы XIX столетия танец живота получил широкое распространение в Европе. Танцовщицы того времени, как правило, выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок. В 50-е годы XX века в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. На Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра — одним из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром стала Ливия. В то же время в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях.

Исторические корни танца живота
Танец живота - это хвалебный гимн Женщине, Чувственности, Материнству. Это танец Жизни, наполненной глубокими переживаниями, сопровождающими появление на свет новой души. Сохранившись через тысячелетия, Танец Живота возрождается в современном мире вместе с потребностью каждой женщины осознать свою истинную природу. Искусство этого танца, уходящего своими корнями в глубь веков, несет в себе отражение древнейших культов плодородия, изобилия и любви. Именно с обрядами поклонения Египетской Исиде, греческой Афродите, вавило-ассирийской Иштар, воплощающих в себе образ Великой Матери-Богини, связывают возникновение этого ритуального танца.Танец живота - древнейший танец Земли. Поэтому у него множество направлений, стилей, видов. Многие народы мира влияли и влияют на развитие этого танца.
Древний Египет считается родиной танца живота. Географическое положение Древнего Египта было таковым, что он был довольно изолированным государством, поэтому долгое время танец формировался только египтянами и другие народы на него не влияли.
В Древнем Египте искусство танца ценилось очень высоко. В нем существовало много различных видов танцев: ритуальные, гаремные, военные танцы и танцы, которые танцевали просто для развлечения. О том, как исполнялись танцы, свидетельствуют дошедшие до нашего времени изображения танцоров и танцовщиц. В Древнем Египте танец был довольно разнообразным, движений было гораздо больше, нежели в “традиционном” танце живота. Руки, как правило, были “мягкие”, плавные, открытые, но также существовали характерные отрывистые, геометрические движения с зажатыми кулаками. Со временем Древний Египет стал больше подвергаться влиянию соседних стран: Сирии, Палестины, Нубии, Судана, Эфиопии. В 1500г. до н.э. египтяне привезли ко двору баядерок из Индии, которые привнесли в египетский танец элегантность, гибкость, утонченность. После периода Нового Царствования Египетская цивилизация стала угасать, все больше подвергаться нашествиям соседних стран и в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской Империи.
Цыгане . Заслуга цыган в том, что они явились своеобразным связывающим звеном между различными культурами. Странствуя по свету, они оставляли следы своей культуры и впитывали в себя колорит культуры той страны, через которую лежал их путь. Цыгане вышли из Индии примерно в 420г. н.э. и проследовали через страны Востока до Европы, остановились в Андалузии, где нашли близких себе по нраву людей. В Андалузии зародился стиль фламенко - смесь арабского, цыганского, еврейского, испанского и других танцев.

В Древней Греции существовало много религиозных обрядов, во время которых люди танцевали. Танец был обязательной частью поклонения таким богам и богиням, как Дионис, Бахус, Артемида, Афродита, Деметра и многим другим. Греческий танец характеризовался энергичностью, даже неистовостью, часто сопровождался криками, довольно громким музыкальным сопровождением. Танец считался средством исцеления от различных недугов тела и духа.
IX-X века в Индии связаны с периодом расцвета храмовой архитектуры. При храмах обязательно существовали ритуальные танцовщицы, которые считались очень почитаемыми людьми, имели дома в лучших кварталах города и не платили налоги на землю. Каждая танцовщица имела превосходное музыкальное, хореографическое и лингвистическое образования. Считалось, что танцовщица была замужем за храмовым божеством, поэтому она никогда не будет вдовой. Для индийского танца очень характерны движения руками, каждый жест имеет определенное значение, поэтому танцовщица не держит цимбалы в руках во время танца, цимбалы прикрепляют к различным частям тела.
Турция
. Чтобы понять природу турецкого танца, нужно заглянуть в историю. Турки селились на Центральном Анатолийском плато, потом они стали завоевывать близлежащие земли, продвигаться дальше в Европу, Африку, Азию. Образовалась Оттоманская империя, которая на протяжении длительного времени объединяла представителей различных цивилизаций, народов. Поэтому было несколько тысяч народных танцев, которые переплетались друг с другом, и говорить, что существовал чисто турецкий танец, нельзя. В Турции были религиозные танцы, народные танцы и даже ставились очень зрелищные спектакли. Турция внесла большой вклад в искусство танца в виде изобретения сложных интересных ритмов. Запреты ислама на танец задели в основном танцоров в крупных городах, населенных пунктах, но практически не повлияли на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.
Европа . Наполеон открыл Египет для Европы. Помимо множества археологических ценностей европейцы, наряду с египетской культурой вообще увидели и танец живота.
США . В 1893 году Сол Блум привез в Америку восточный танец. Поскольку в то время там были довольно жесткие нравы и все, что было связано с телом, считалось неприличным, то Солу Блуму удалось шокировать публику извращенной подачей восточного танца, который он назвал танец живота. С тех пор название, как и ассоциация этого танца со стриптизом, к сожалению, закрепилось.

Стили и направления
Саиди . Саиди - это танец с тростью. Он зародился в местности Египта под названием Саид, где жили пастухи и воины, которые использовали бамбуковые трости как оружие. Женщины же переродили эти воинственные движения в красивый энергичный танец.
Танец с платком . Это один из самых театрализованных танцев, требующий актерского мастерства. Платок - это и фон, чтобы подчеркнуть красоту тела и движения. Это и то, что скрывает, чтобы потом открыть. Танцовщице очень важно почувствовать платок не как часть костюма, а как часть своего тела.
Заливский танец (халиджи) . Этот танец исполняют народы стран Персидского залива. Халиджи - это невероятно тонкий, лиричный танец. Костюмы для этого танца открывают только часть лица и кисти рук. Основной шаг этого танца имитирует поездку на верблюде.
Танец с цимбалами
Цимбалы - это один из самых древних музыкальных инструментов в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу.
Танец с саблей . Это довольно сложный танец. Говорят, что в древние времена, провожая своих мужей на войну, женщины несли на голове саблю - так произошел этот танец. А еще говорят, что танцуя с саблей, женщина демонстрирует свою непокорность.


Танец живота до ХIX века

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец. Начиная с середины 1800 годов стали популярны торговые ярмарки. Танцовщицы Среднего востока начали выступать в Европе. Первое шоу восточных танцев прошло в Париже в 1889 году. Выражение "Danse Du Ventre" («танец живота») было придумано в 1893 году Солом Блумом, импрессарио Midway Plaisance и выставки “Улица в Каире” на Колумбийской торговой ярмарке и Всемирной ярмарке в Чикаго. Он сделал это осознанно, чтобы возбудить извращенное воображение викторианцев того времени, готовых заплатить любую цену за то, чтобы увидеть что-то “непристойное” в их понимании, а потом они могли пойти домой и притворяться шокированными. Расчеты мистера Блума были верны, и он заработал достаточно средств для финансирования своих будущих выборов в Конгресс, которые он впоследствии и выиграл. В итоге, название приклеилось, содействуя, таким образом, данному истолкованию.
В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Средний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона. С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, часто их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богачей. До 30-х гг. 20-го века, танцовщицы чаще выступали в домах или в кафе. Затем, в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб Casino badia, который был оформлен в стиле Европейских кабаре. Разнообразная программа отличалась восточным представлением в форме танцев, пения, игры музыкантов и комиков, включала также различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей в дневное время. Официально исполнявшийся на довольно небольших площадках, Raks Sharki пришлось приспосабливаться к большим сценам. Хореографы европейских танцев, работая для Badia Mansabny, помогали обучать Восточных танцовщиц, добавляя элементы из других танцевальных школ, в особенности из балета. В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi, под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии, Индии, других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс.

Разновидности
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также направления:
- египетская школа - более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
- арабская школа (халиджи) - танец волос, получивший свое название по характерным взмахам распущенных волос.
- турецкая школа более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями.
На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу).
Аксессуары . В некоторых видах танца живота могут использоваться аксессуары:
- трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб)
- бубен (шаманский танец нубия)
- огонь
- сабли
- сагаты (металлические диски)

Костюм
Костюм для танца живота имеет название - бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут одеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Юбка может быть широкой (солнце, полусолнце) или прямой, с одним или несколькими разрезами. Лиф и пояс расшиваются блестками, бисером и т. д. К этим частям костюма пришиваются бахрома, висюльки, украшенные блестками, бисером. И это не случайно, ведь в восточном танце акцент делается на изолированные движения бедрами и грудью, поэтому и костюм украшается так, чтобы подчеркнуть движения, усилить их. Костюм усиливает сказочное впечатление, производимое на нас в восточным танцем. В традиционном костюме для танца живота живот остается открытым, чтобы показать собственно танец живота, но есть и другой тип костюма - это длинное платье, закрытое с платком, повязанным на бедра (так танцевали египтянки). Отдельного пояснения заслуживает обувь для танца. Традиционно, танец живота танцуется босиком, но сегодня, когда танец живота стал разновидностью эстрады, шоу, танцовщицы надевают туфли на каблуках. Но для тренировок лучше использовать чешки, мягкие танцевальные туфельки, а, еще лучше - тренироваться босиком.