Молодёжь в современном мире. Проблемы современной молодежи: специфика и особенности. Поэтому основные проблемы современной молодежи это

Итак, проведенный нами анализ поведения современного человечества показал, что сегодня переход к устойчивому развитию представляется крайне маловероятным – слишком низок уровень сознания и ответственности за свои поступки у мировой общественности. Наша планета испытывает острую необхо - димость в формировании нового общества, более развитого и интеллектуально, и духовно. Только такое общество будет способно предвидеть последствия своих поступков и воздерживаться от их совершения, если последствия эти будут негативными. Принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления могут быть созданы и конструктив-но применены только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Как известно, многие глобальные изменения в обществе произошли именно благодаря молодым. Не секрет, что большинство своих открытий ученые с мировым именем делали в возрасте до 35 лет. Этому способствовали ряд причин:

Молодежь – это критические взгляды и настроения в отношении существую - щей действительности, это новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Молодежь – это носитель огромного интеллектуально - го потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.). Молодежь – это ускоритель внедре - ния в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо она противник консерватизма и застоя по своей природе.

Молодежь – это наиболее здоровая физически часть населения, это жизнен - ная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил общество может быть оживлено. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с повышением значимости образования и профессиональных навыков, необходимых в условиях научно_технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки. Молодых поэтому не пугает необходимость непрерывного образования.

Но каково же отношение нашего общества к молодым и талантливым? Есть ли у современных “ньютонов” возможность творческой самореализации в нашей стране? По словам ректора МГУ академика В.А.Садовничего, подготовка одного специалиста в этом вузе стоит около 400 тыс. долл. Покидая Россию, только выпускники МГУ ежегодно “вывозят” за границу 120 млн. долларов. И это – не считая научных разработок. По последним данным, стоимость “утечки мозгов” из России за последние 10 лет оценивается в несколько сот миллиардов долларов!

Молодых ученых, эмигрирующих на Запад, можно понять – высокий интеллект, честолюбие и желание достойной счастливой жизни гонит их прочь из страны, где укоренился стереотип нищего, никому не нужного изобретателя, годами прозябающего в своей лаборатории. Но какими бы тяжелыми ни были современ - ные условия,именно сейчас у России появился реальный шанс снова встать с колен. Несмотря на трудности, лидер отечественного нанотехнологического бизнеса Концерн “Наноиндустрия” сегодня стремительно набирает обороты, выстраивая долгосрочные партнерские отношения с Китаем, Индией и странами Запада. Успешно реализовываются первые коммерческие продукты, созданные с применением нанотехнологий, возрастает спрос на высококвалифицированные талантливые кадры, способные работать в сфере нанотехнологий.

Рис 223. Логотип I_го конкурса

Для привлечения интереса молодежи к этой перспективной области в

апреле 2004 года компания Nanotechnology News Network совместно с Концерном “Наноиндустрия” при поддержке КБ «Юниаструм Банк» успешно провели I Всероссийский конкурс молодежных проектов по созданию отечественной молекулярной нанотехнологии, вызвавший неподдельное восхищение российских ученых.

Рис 224. Командная фотография с награждения победителей I_го конкурса

Победители конкурса представили интереснейшие разработки. I место занял коллектив молодых ученых под руководством Галины Поповой (РХТУ им. Д.И. Менделеева), создавший биомиметические (подобные живым) материалы для

оптических наносенсоров, молекулярной электроники и биомедицины. Второе

место заняла аспирантка Марина Фомина с системой направленной доставки ле - карств к нужным тканям, а третье - школьник Алексей Хасанов с технологией создания нанокерамических материалов с уникальными свойствами. Победители получили ценные призы и финансирование своих проектов.

Nanotechnology News Network решила придать подобным конкурсам статус традиционных и в декабре 2004 года объявила начало II Всероссийского конкурса молодежных проектов в области нанотехнологии. На этот раз организаторы решили мобилизовать всех, кто способен и готов принять участие в развитии

нанотехнологий. Для этого конкурс получил самое широкое освещение в СМИ и образовательных учреждениях.

К слову об отношении к конкурсу со стороны общественности: найти спонсоров для поддержки молодежных проектов в области нанотехнологии оказалось гораздо труднее, чем представлялось организаторам. Из 500 крупнейших компаний страны, приглашенных войти в спонсорский комитет, на предложение откликнулись лишь Юниаструм Банк, довольный результатами первого конкурса, и Powercom – международный производитель источников бесперебойного питания – организации,заинтересованные в богатой и высокотехнологичной России.

Если меценат, обычно человек опытный, с широким кругозором, понимает, что важно поддерживать то, что в будущем станет реальными достижениями, способными вывести страну на качественно новый уровень, то руководители PR_отделов предпочитают тратить деньги на благотворительность, рассчи - танную на обывательское мышление, жаждущее “хлеба и зрелищ”. К сожалению, в нашей стране все еще считается более благородным утешать жертв голода, болезней и терактов, чем поддерживать создание средств для их предотвра - щения…

Несмотря на это, благодаря содействию спонсоров и руководству Концерна "Наноиндустрия" призовой фонд второго конкурса пополнился новыми уникальными призами. В частности, участник, занявший I место, получит новейшую российскую нанотехнологическую лабораторию "УМКА", созданную в октябре прошлого года концерном "Наноиндустрия". В отличие от зарубежных аналогов, стоящих $50_100 тысяч, она не требует для работы специальных помещений и холодильных установок.

Направления проектов чрезвычайно разнообразны _ от перспективных наноматериалов для автомобилестроения и авиации до имплантантов и нейро - технологических интерфейсов. Конкурсная комиссия представлена выдающими - ся учеными и опытными промышленниками.

Рис 225. Логотип II_го конкурса

Работы принимаются до 1 июля, и организаторы уже получили ряд интерес - ных проектов. Мы надеемся, что конкурс станет доброй традицией и активность российской молодежи в нанотехнологиях наконец_то перестанет снижаться и начнет расти. Мы полагаем, что если те люди, которым предстоит жить и работать в XXI веке, смогут в ближайшем будущем поднять производство и эко - номику своей страны на мировой уровень, если вывоз леса, нефти и газа из страны не будет “оправдан” низким качеством отечественных товаров, то у России есть все шансы снова стать одной из экономических сверхдержав.

Яркий пример этому – Япония. После второй мировой войны эта голодная, обнищавшая страна бросила все силы на развитие науки и производства и… вышла в мировые экономические лидеры. Если мы сегодня возьмем пример с Японии и откажемся от своей бестолковой сырьевой экономики, то, учитывая количество нефти в недрах нашей страны, можно прогнозировать, что она закончится у нас позже всех на планете. В истории России нет периодов, когда она одновременно бы экспортировала сырье и была великой державой.

А пока ситуация сильно напоминает эпизод из кинофильма “Белое солнце пустыни”, где беспечные деды раскуривают кальян на ящике с динамитом. У России, как говорится, две беды… Третья беда в том, что число людей, не способных видеть дальше своего носа, превышает все допустимые нормы.

Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества.

Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Проблемы молодежи в современном мире

Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Аморальность
  • Преступность
  • Склонность к суициду
  • Подмена жизненных ценностей

Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс. У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида. Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Решение проблемы самореализации молодежи

Так какие условия для самореализации молодежи необходимы? Прежде всего не стоит забывать о том, что самореализация личности прежде всего зависит от самого человека, его стремлений и готовности к упорному труду. Задача окружающих – помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.

Со стороны семьи и близкого окружения это может быть передача ценного опыта, формирование нравственных ценностей. Достичь этого можно, например, своим личным примером – ребенок, который растет в гармонии и видит перед собой благоприятную модель семьи, уже на шаг ближе к успешному будущему. Система образования тоже, обычно, вносит немалый вклад в формирование личности. Педагогические тенденции не должны стоять на месте, необходим постоянный рост, развитие, поиск новых продуктивных методик воспитания и образования. Государство также должно внедрять различные социальные программ для развития молодежи, давать возможность реализовать свои творческие и креативные наклонности, создавать так называемые досуговые и культурные площадки для возможности молодых людей выплеснуть свою самодеятельную активность. Так же не стоит забывать про социальные гарантии – молодые люди не должны чувствовать себя незащищенными в рамках социальной политики. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд – это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Конфуций

Проблемы самореализации молодежи – это не только индивидуально-личностные сложности молодых людей. Это глобальная проблема всего общества в целом. Вполне возможно, что милый малыш, которого вы видите в песочнице, в дальнейшем станет главой государства и вершителем судьбы всего социума. Поэтому одной из важнейших целей современного мира является решение проблемы самореализации молодежи и создание качественных условий для самореализации молодых людей.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек - существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения - детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе - стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и учителей, родителей и самих подростков.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых направлений и радикальное изменение традиционных тенденций социализации подрастающего поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный и аморальный образ жизни.

Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей современного поколения молодых людей, которые переживают новые процессы изменения общества. А так как кардинальные преобразования в мире оказывают огромное и не всегда положительное влияние на развитие молодежи, мы хотим детально раскрыть данную проблему, чтобы точно знать что может встать на нашем жизненном пути и пути наших сверстников.

Целью нашей работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Нами были поставлены следующие задачи :

    Дать определение социализации.

    Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Проанализировать процесс становления личности.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

И использованы следующие методы исследования :

    Теоретический анализ литературы

    Наблюдения

Молодежь как объект изучения

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени.

Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 25 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 25 лет — между детством и взрослым состоянием.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением втрудовую жизнь .

Рассмотрим это непростое понятие с точек зрения различных наук:

    С точки зренияпсихологии молодость — это периодобретения своего «Я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

    С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

    С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться каквремя возможностей, время устремленности в будущее. Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

Исходя из всех этих характеристик, можно сказать, что молодость — это то время нашего жизненного пути, когда человек познает себя, и характер которого определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Социализация молодежи

Как мы уже сказали, молодость - это, прежде всего, формирование идеалов, освоение социальных норм и установок, приобретение навыков, которые помогают существовать и успешно функционировать в социуме. Рассмотрим подробнее этот процесс. В современном мире этот процесс принято называть социализацией.

В разных словарях социализация определяется как:

    «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»

    «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

    как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»

    как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»

Основные факторы влияния на социализацию

В современном мире существует немало факторов и проблем, влияющих на процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Рассмотрим эти основные факторы влияния:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , стадность.

    Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

Отношения между поколениями

На наш взгляд, самым главным фактором в процессе становления личности являются межпоколенческие отношения. Именно отношения «отцов и детей» заслуживают отдельного внимания в нашей работе.

Сейчас выделяют три типа межпоколенческих отношений:

    постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;

    конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;

    префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, не имеет точно ответа. Но все же мы должны сказать, что в стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения, но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Тенденции в развитии молодежной культуры

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

    высокий уровень социальной мобильности;

    активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

    освоение профессий и перспективы карьерного роста;

    усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

    территориальная подвижность;

    неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

    радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

    стремление выделяться, отличаться от остальных;

    объединение в нефор-мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

    существование специфической молодежной субкультуры.

Потому можно выделить следующие тенденции в развитии молодёжной культуры:

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению, поляризации молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных форм культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности .

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица, подъезд и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой - в нарушениях здоровья. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии, наркомании, суицида . Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения».

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Они обусловлены как макротенденциями (общецивилизационными изменениями, характером политического и экономического развития России и т.д.), так и просчётами государственной молодёжной политике.

Чем интересуется современная молодежь?

По результатам опроса первое место среди интересов занимает интернет. Почему? Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Интернет используется во всех жизненных сферах (учеба, работа, общение). Безусловно, интернет нужная и полезная вещь, но ни в коем случае нельзя забывать о реальном мире. Кроме интернета, клубы и кинотеатры — самые популярные развлечения среди молодежи.

Второе место отдается общению. Общение самой молодежи заметно отличается от общения со старшим поколением. У них свои интересы, жизненные взгляды, свое собственное мнение, которое бывает очень сложно оспорить. Популярные темы для разговора: музыка, фильмы, увлечения, автомобили, мода.

Деньги являются еще одной неотъемлемой частью нашей жизни. Неудивительно, что современная молодежь задумывается о своем будущем доходе уже сейчас.

Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи.

Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции. Но, к сожалению, многие употребляют спиртные и энергетические напитки, курят.

Молодое поколение старается устроить себе красивую беззаботную жизнь. Но чтобы всего этого достичь, нужно приложить немалые усилия. Мы — будущее нашей страны и должны соответствовать этому определению, добиваться новых высот, совершенствоваться и прокладывать свою собственную дорогу в счастливое завтра!

Девиантное поведение

К сожалению, поведение подростков не всегда соответствует нормам. Это проявляется в употреблении наркотической и алкогольной продукции, в жестком обращении к окружающему миру, в вандализме. Всё это можно отнести к одному понятию - к понятию «девиантное поведение».

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями. Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении подростков.

Таким образом, развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Список литературы

    Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

    Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

    Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

    Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

    Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

    Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • · национально-этнические ;
  • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • · по уровню образования ;
  • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • · по степени общественно-политической активности ;
  • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • · по профессиональной принадлежности .

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Характеристика современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.