Архаический период древней греции. Греция в эпоху архаики и и ее влияние на мир

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое - западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была следующая: все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен. Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному. Часто ученые объединяют Гомеровский и Архаический периоды в развитии экономики Древней Греции в единый. Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: - Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей; - оформление полиса как особого типа общины. Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством; - торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремесел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Экономическое развитие в ХI-VI вв. до н. э. Этот промежуток времени охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI--IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII--VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI--IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) Великая колонизация -- освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) Оформление полиса как особого типа общины.

Отраслевая структура экономики В XI--IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI--IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII--VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда. Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Земельная собственность. Организация производства В период темных веков земля являлась собственностью территориальной общины, основной производственной единицей был ойкос (от гр. дом) -- хозяйство патриархальной семьи. За каждой семьей, входящей в общину, был закреплен участок земли, передаваемый по наследству; однако возможно, что время от времени проводились переделы земли. Рабство в XI--IX вв. до н. э. по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец. Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) -- правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду. В VIII--VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства -- начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов -- чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Денежные отношения

На рубеже II--I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII--VI вв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы -- эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант -- весовая единица которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине -- 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм -- серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский -- на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах -- Коринфе и Афинах. В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

Роль государства в экономической жизни Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли, направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако, несмотря на это, в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением тирании -- режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Однако тираны постоянно нуждались в деньгах и различными способами выкачивали их из населения; в конце концов, в большинстве полисов тирания была свергнута.

Выводы: Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. Однако в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н. э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство же не получает широкого распространения. Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города составляли скотоводы и земледельцы. Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена. В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба. В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

Архаика — ранее развитие искусства. В переводе с греческого «archaikуs» — древний, старинный. искусством можно назвать любое древнее искусство, начиная с наскальных рисунков, однако чаще всего данный термин относится в искусству древней Греции.

Архаический период Греции с 650 по 480 гг. до н. э. — это необычный расцвет науки, культуры и искусства, который стал основой всего мирового искусства. Многие, однако, подвергают критике название греческой культуры как «архаической», так как под этим термином скрывается именно некая примитивность, тогда как «архаический период» Греции являет собой высокое искусство и сформировавшуюся культуру, которая вполне сравнима с современной.

Архаический период Греции способствовал появлению многих видов изящных и прикладных искусств. Культурный всплеск этого времени сравним с эпохой Возрождения в Европе, которая также способствовала появлению многих жанров, направлений, перевернула представления о мире и сделала жизнь гораздо интереснее и богаче. Архаика — это период становления, период рождения и начало расцвета. В изобразительном искусстве, керамике, скульптуре и архитектуре произошёл заметный сдвиг. Появились дорический и ионический архитектурные стили. Для украшения домов, дворцов, храмов, надгробий начинают создаваться скульптуры из различных материалов, которые сегодня считаются настоящими шедеврами архаического искусства. Помимо этого, Древняя Греция прославилась своими писателями, поэтами, философами, чьё творчество также считается литературной архаикой, то есть периодом зарождения основ.

Архаика, как ранний этап развития культуры и искусства, играет наиважнейшую роль в истории человечества. Именно благодаря тем деятелям, которые заложили основы и доказали их необходимость всем людям, сегодня мы имеем наше мировое достояние — сотни стилей и жанров живописи, графики, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, философии, творческих видов деятельности и многое-многое другое.

Примеры архаического искусства


(после 1821) Война за независимость (1821-1832) Монархия (1832-1924) Республика (1924-1935) Монархия (1935-1973) Диктатура И. Метаксаса (1936-1941) Оккупация (1941-1944) Гражданская война (1944-1949) Хунта (1967-1974) Республика (после 1974) Тематические статьи Военная история Греческие имена Греческий язык Греческая литература

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись , характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  1. Архаический период - 7 в. до н. э.- нач. 5. в. до н. э.
    1. Ранняя архаика - нач. 7 в. до н. э. - 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика - 570-е гг. до н. э. - 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика - 525-е гг. до н. э. - 490-е гг. до н. э.

Общество

Города

Искусство

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль .

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Искусство Ранней классики.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство Высокой классики

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора , терракоты , бронзы , дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

  • Аркадийские войны
  • Афинские республиканские войны
  • Первая мессенская война (ок. 750-730 гг. до н. э.)
  • Первая священная война (595-585 гг. до н. э.)
  • Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
  • Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
  • Вторая мессенская война (640-620 гг. до н. э.)
  • Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
  • Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)

Смотрите также:

  • Войны Древнего Мира

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

  • Феаген

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

См. также

Примечания

Литература

  • Кембриджская история древнего мира . Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Richter Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. - Phaidon Publishers Inc..
  • Snodgrass Anthony Archaic Greece: The Age of Experiment. - London Melbourne Toronto: J M Dent & Sons Ltd. - ISBN 0460043882
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C. , Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Ссылки

  • Archaic period: society, economy, politics, culture - The Foundation of the Hellenic World
  • The Archaic Period of Greek Art – Columbia Electronic Encyclopedia
  • Ancient Greece: The Archaic Period - by Richard Hookero

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.