Особенности архаической греции. Архаический период в истории Греции (8—6 вв. до н. э.). Архаический период Древней Греции

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

История человечества поделена на множество периодов. Считается, что подобный способ позволяет лучше разобраться в прошлом. Древнейшие периоды, в которые существовало человечество, называют архаикой. Что означает это понятие и где оно употребляется - можно узнать из статьи.

Перевод и общее значение

Слово происходит из и переводится на русский как "старинный" или "древний". Каково же значение слова "архаика"? В словарях их два.

Первое означает ранний этап в историческом формировании какого-нибудь явления. Второе значение описано более подробно, поскольку так называют период в То есть архаика - это период, который предшествовал классике.

Архаический период Древней Греции

Период был введен в обиход историками в восемнадцатом веке. Он датируется 750-480 годами до нашей эры. Подобные временные рамки были взяты не зря. На 750 год до нашей эры пришелся пик резкого роста греческого населения и улучшения его материального благосостояния. Завершился архаический период 480 годом до нашей эры, когда Ксеркс вторгся в Элладу.

Архаика - это понятие о Оно возникло в результате изучения греческого искусства, а именно декоративного и пластического.

Позже понятие распространилось на всю историю искусства и общественную жизнь Эллады. В архаический период происходило значительное развитие философии, политической теории, поэзии, театра, а также подъем демократии и возрождение письма.

Ученый Энтони Снодграсс подвергает критике термин "архаичность" для истории Древней Греции. Для него архаика - это примитивность, поэтому применять такое понятие по отношению к Элладе того времени недопустимо. Он считает данный период наиболее плодотворным в мировой истории. Что же это за историческое явление в общих чертах?

Архаическая культура

Данный период в своем историческом развитии предшествует цивилизованному миру. Он является наиболее ранней формой человеческой коллективности с соответствующей культурой и представлениями о вере.

Архаика - это определенная постоянная величина, которая гарантирует постоянное и стабильное воспроизводство социокультурного объекта. Время в данной культуре является нескончаемой цепью возвращения к первоистокам. Благодаря этому мир никогда не меняется и остается на этапе своего появления.

Что такое архаика для духовного мира человека? Она представляет собой абсолютную неизменность жизни. Ее механизмы ограждают человека от новых моделей поведения в мире. Социокультурные механизмы препятствуют появлению новых желаний.

Существовавший миф о постоянном возвращении к истокам давал человеку этого периода возможность преодолеть быстротечность его бытия. Мир в данной культуре отличался своей упорядоченностью. Он оставался таким, как в момент своего сотворения из хаоса.

Принципы архаики положены в основу этнических культур человеческой истории. В сферу искусства архаика окончательно была привнесена в период Нового времени.

О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

(1821-1832) Монархия (1832-1924) Республика (1924-1935) Монархия (1935-1973) Диктатура И. Метаксаса (1936-1941) Оккупация (1941-1944) Гражданская война (1944-1949) Хунта (1967-1974) Республика (после 1974) Тематические статьи Военная история Греческие имена Греческий язык Греческая литература

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись , характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  1. Архаический период - 7 в. до н. э.- нач. 5. в. до н. э.
    1. Ранняя архаика - нач. 7 в. до н. э. - 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика - 570-е гг. до н. э. - 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика - 525-е гг. до н. э. - 490-е гг. до н. э.

Общество

Города

Искусство

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль .

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Искусство Ранней классики.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство Высокой классики

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора , терракоты , бронзы , дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

  • Аркадийские войны
  • Афинские республиканские войны
  • Первая мессенская война (ок. 750-730 гг. до н. э.)
  • Первая священная война (595-585 гг. до н. э.)
  • Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
  • Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
  • Вторая мессенская война (640-620 гг. до н. э.)
  • Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
  • Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)

Смотрите также:

  • Войны Древнего Мира

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

  • Феаген

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

См. также

Примечания

Литература

  • Кембриджская история древнего мира . Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Richter Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. - Phaidon Publishers Inc..
  • Snodgrass Anthony Archaic Greece: The Age of Experiment. - London Melbourne Toronto: J M Dent & Sons Ltd. - ISBN 0460043882
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C. , Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Ссылки

  • Archaic period: society, economy, politics, culture - The Foundation of the Hellenic World
  • The Archaic Period of Greek Art – Columbia Electronic Encyclopedia
  • Ancient Greece: The Archaic Period - by Richard Hookero

Архаический период

Термин означает раннюю стадию развития цивилизации. Например, в Египте А. п. охватывает первые две династии (3200–2800 гг. до н.э.), во время которых страна была объединена и наступил первый расцвет ее культуры. В Греции А. п. соответствует становлению цивилизации (от 750 г. до н.э. до персидского вторжения в 480 г. до н.э.). В понимании американистов термин означает не столько хронологический период, сколько стадию в развитии. Она характеризуется охотой и собирательством как основой хозяйства в окружающей среде постплейстоцена. При определенных обстоятельствах племена могут перейти к оседлому образу жизни, изготовлению керамики и даже земледелию, но в дополнение к сбору дикорастущих растений. Термин был разработан для определенных культур лесной полосы восточной части Северной Америки (датируемых 8000–1000 гг. до н.э.), но вскоре его стали применять (часто некритически) для любых других культур, обнаруживавших сходный уровень развития без учета их датировки.


Археологический словарь. - М.: Прогресс . Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев . 1990 .

Смотреть что такое "Архаический период" в других словарях:

    Архаический Юго-запад - Архаический юго запад, англ. The Archaic Southwest термин, включающий археологические культуры юго запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были … Википедия

    Элладский период - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия

    Додинастический период (Древний Египет) - История Древнего Египта Додинастический период 00 … Википедия

    Вудлендский период - Вудлендский период, англ. Woodland period в доколумбовой хронологии Северной Америки относится ко времени примерно с 1000 г. до н. э. по 1000 г. н. э. в восточной части Северной Америки. Термин «Вудленд»… … Википедия

    Племена Кавказа в период энеолита - Крупнейший центр медного производства находился на границе Азии и Европы на Кавказе. Этот центр имел особенно большое значение потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира с рабовладельческими государствами… … Всемирная история. Энциклопедия

    Архаическая Греция

    Древняя Греция - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия

    История Узбекистана - История Узбекистана … Википедия

    Искусство Древней Греции - «Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы … Википедия

    Древнегреческая литература - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Архаическое мышление. Вчера, сегодня, завтра , П. П. Федоров , В результате этнографических исследований в двадцатом веке был поставлен вопрос об особом архаическом мышлении: дикарь не глупее цивилизованного человека, но мыслит по-другому (в первую… Категория: Антропология Издатель: URSS , Производитель: URSS , Купить за 735 грн (только Украина)
  • Ранняя греческая тирания Хрестоматия , Жестоканов С. (сост.) , Составленная доцентом СПбГУ С. М. Жестокановым хрестоматия посвящена одному из наиболее интересных и дискуссионных явлений в истории древней Греции - ранней греческой тирании (VII - 1-я пол.… Категория: