Образование в форме семейного образования. Семейное образование

Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.

Он болеет?

Он не справляется со школьной программой?

Или даже так:

Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?

Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте 😉

И тем не менее мы не знаем, что значит учить уроки допоздна, бежать на первый урок ни свет ни заря или зубрить правила, смысл которых остается неведом.

Лев хоумскулер. Попросту говоря - один из тех детей, которые вместе с родителями выбрали форму семейного образования. Что это такое? Давайте попробую объяснить.

Что такое семейное образование?

Семейное образование помогает забыть о такого рода молитвах 😉

Во-первых, семейное образование - это не домашнее обучение , которое бывает необходимо для отстающих или часто болеющих детей. Если при надомном обучении учителя приходят домой и занимаются с учеником по индивидуальному плану, то на семейном образовании роль учителя сводится к минимуму: педагоги становятся только теми, кто принимает аттестации.

Во-вторых, семейное образование является законодательно закрепленной нормой . В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения среднего образования наравне с привычным очным.

В-третьих, семейное образование общедоступно . Его может выбрать ученик любого класса в любой момент. При этом никакого основания или веского доказательства иметь не нужно, достаточно одного желания.

В принципе это все, что нужно для начала знать о семейном образовании. Понимаю, что здесь возникает еще несколько вопросов: зачем это нужно и как мы к этому пришли. Отвечу и на них, но начну, пожалуй, со второго.

Пойти, чтобы вернуться

Хоумскулером Лев был не всегда. В 7 лет он гордо нес огромный букет цветов в сопровождении безумно волнующихся родителей. Все мы ждали, что новый период в жизни семьи не будет ничем омрачен. Но вышло не так.

Мне как филологу по образованию не нравилась программа (это, честное слово, местами какой-то ужас - родители школьников меня поймут). А еще по каким-то предметам Лев шел далеко впереди одноклассников, по другим - чуть медленнее.


Лев у своей первой школы

После первого полугодия второго класса я перевела ребенка из школы рядом с домом в статусную школу. Здесь и окружение было лучше, и качество образования. Но ребенок просто начал «закисать»: до школы нужно было ездить полтора часа в одну сторону, все секции пришлось оставить, времени на прогулки не осталось. И в какой-то момент я проснулась посреди ночи, а в голове крутилась мысль: «Я теряю ребенка! Пора что-то делать!» Через неделю я забрала из школы документы и унесла в департамент образования уведомление о переходе на семейное образование.

А зачем все это нужно?

Школа не была ни за, ни против. Завуч младших классов спокойно выслушала меня, согласилась, а еще через пару дней заключила договор со мной и озадачила коллег на составление учебного плана. Единственное - она меня предупредила: «Можете забыть о том, что ребенок был отличником, оценки скорее всего будут ниже». Знаете, она меня нисколько не удивила и не испугала. Я всегда говорила, что учиться для оценок глупо и нелепо.

Итак, на сегодняшний день мы уже почти полгода находимся в свободном плавании. Количество плюсов от такой жизни, не буду скрывать, зашкаливает. И исходя из них я готова сформулировать цели, которые мы преследуем, выбирая семейное образование.

  1. Ответственность за образование, воспитание и будущее ребенка лежит полностью на родителях, а не на педагогах, людях, с которыми может быть совсем не по пути и чьи жизненные ориентиры далеки от тех, которые царят в вашей семье. Да, это огромная ответственность, уже нет возможности сказать: «Этого мы не знаем - не научили в школе!» Если ребенок не знает - виновата я: я должна объяснить тему нужным образом или обеспечить доступ к информации, которая поможет разобраться в теме самостоятельно.
  2. Чувствовать себя свободным - это бесценно, сколько бы лет тебе ни было! Буквально за пару недель семейного образования у сына пропала болезненная худоба, круги под глазами от бесконечного недосыпа. Мы не привязаны к жесткому расписанию, а учитывая мою жизнь в режиме хоум-офиса, это просто волшебно!
  3. Любой человек вправе общаться с теми людьми, кто им приятен, и заниматься тем, что ему нравится. Да, вы можете со мной поспорить: мол, ребенку нужна социализация, он должен знать, какая жизнь на самом деле и т.д. Но это моя принципиальная позиция. Взрослый человек стремится избегать тех, кто ему неприятен. Вы скажете: «Это невозможно!». Почему же нет? Вполне возможно - если есть сильное желание. То же и с занятиями. Я глубоко уверена: секрет счастья в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Предвижу вопрос: «А работать когда?» Если что-то очень любить, этим можно научиться зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя, делая еще счастливее. Вот этому и нужно учить с детства.

Немного об организации учебы

Хоумскулинг - это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.

Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам - информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.

У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка - французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.


Теперь у нас есть возможность не гоняться за бессмысленными рейтингами, а стараться быть лучше. Стопочка дипломов победителя разных олимпиад у нас постоянно растет

Главное, что мы приобрели, уйдя из школы, - возможность заниматься тем, что действительно нравится. И Лёва пользуется этой возможностью с лихвой. Дважды в неделю он занимается дзюдо, трижды - шахматами (даже уже первый юношеский разряд получил, что для меня совсем недосягаемо). Кроме того, он занимается в литературном кружке, а в городском планетарии пропадает бесконечно на занятиях астрономией. А еще он много-много гуляет и общается с другими детьми - это то, чего лишены большинство школьников, живущих по принципу школа-уроки-секция-компьютер-сон.


Лёва два года занимается дзюдо. На семейном образовании для этого появилось гораздо больше времени.

И, конечно, в его жизни огромную роль играют книги. Честное слово, не знаю, что я бы делала без МИФа! Книги он поглощает одна за другой. Это и художественная литература (например, сейчас он зачитывается Киром Булычевым), но в большей степени - нонфикшн. Здесь на отдельном счету у нас книги о космосе (да-да, и сегодня есть дети, которые с уверенностью говорят, что хотят работать в космонавтике) - «Космос» и «Астрокот и его путешествия в космос » перечитывались несметное количество раз.


Свобода дала возможность полностью увлечься любимой темой. 12 апреля Лёва был одним из ведущих Дня космонавтики в нашем городе.
Тот редкий момент, когда Лёва занимается за столом. Обычно это происходит в дороге, на природе, на улице - где угодно.

А что дальше?

Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».

Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.

Если Лев захочет вернуться в школу - он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело - что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе - вопрос спорный.

Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык - это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.

Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём - увидим.

А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике - рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.

А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.

А стоит ли?

Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».

Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.

Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем - пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.

Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы - и . Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская - психолог, многодетная мама, автор книги .

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг - это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение - возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому - людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках - рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант - когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно - очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык - быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.


Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь - очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь - личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей - думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Пустая, хвастливая статья... а обсуждение вышло на удивление интересным и содержательным, есть о чем подумать!
Спасибо постоянным участницам конференции))

Семейное образование не подходит тому, кто не хочет этим заниматься, не настроен всерьез.
Кто хочет - найдет возможности, кто не хочет - тысячу аргументов против.
На мой взгляд семейное образование хорошо тем, что у него есть очень много всяких разных вариантов. От семейных и альтернативных школ и школы дома до анскулинга.
Кто хочет может заниматься высокими технологиями и наукой, кто хочет - рукоделием, творчеством и сельским хозяйством.

Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки (аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.

Вот интересно, предлагается родителям решить вопрос обработки информации. Скорочтение, развитие памяти, логика. Но... забавно, но при наличии этих навыков школьная программа осваивается вообще на счет раз))) Особенно понравилось что "легко не будет" и ошибочно думать что ребенок сам захочет, местные фанаты со как раз обратное доказывают))
И да, я 20 лет работаю в ИТ. Одного ребенка уже вырастила до взрослого совершенно самостоятельного состояния. И сегодня надела именно фартук, который меня учили шить 30 лет назад. Десятилетия прошли, а роботов не наблюдаю, фартук так и остался единственным способом защитить одежду от брызг при приготовлении еды)))

Оооо, опять! После фразы "наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы" понятно, что читать статью - бессмысленная трата времени. Вольный перевод. Дети, которые не могут осилить элементарную, в сущности, школьную программу, получают двойки и тройки, а мамы, вспоминая свою неспособность учиться и свои двойки и тройки, жалеют бедных деточек и поливают по-всячески школу и учителей. И пытаются доказать мамам способных детей, что они умнее и успешнее, а еще состоятельнее:))))

Прочитав такую статейку, я бы точно не стала адептом со. Предвзято и глупо.

Есть и вполне реальные наблюдения:) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу:))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.

в школе, оказывается, "Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания". почему я никак с ними не столкнусь, с этими механизмами? и почему же тогда дома достаточно понимания, что "Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, ...отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей". почему точно такое же понимание не может быть у ходящего в школу? не пойму

Ааа, вот она, "библия")))), откуда нам транслируется и транслируется, практически дословно.

Всплакнула: "В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания".
Бедные, бедные дети...

Комментировать статью "Кому не подходит семейное обучение"

Домашнее обучение. Поделитесь мнением!. Дистанционное образование, экстернат. Домашнее обучение. Поделитесь мнением! Девочки, есть у нас такие, у которых дети обучаются дома? Не по причине слабого здоровья, например, а это именно позиция родителей...

Обсуждение

Дочь училась все 11 лет на семейном. Две музыкальные, танцевальный, художка, медаль в школе, высокие баллы ЕГЭ, строжайшая дисциплина, жизнерадостный взгляд на мир - всё это наше. Условия: у меня два высших образования (техническое и гуманитарное)+полное финансирование(и личное участие) со стороны мужа. Если этого нет - фигня и профанация.

21.11.2018 20:29:28, Аэл.

Мой на семейном 4й год. Для нас это удобно. Самым удобным оказалось сдавать в лояльной инет-школе в этом году. Но я учу сама, кроме англ. Ребенок трудный, учится и не хочет, и не может. Сейчас учимся с удовольствием, много роликов в инете, на любую тему. Остается время на тренажерку и музыку.

Кому не подходит семейное обучение. Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование.

Обсуждение

Похвастаюсь. Сегодня поговорила в школе с завучем, без вопросов дали ИУП по 2м предметам. Попросили написать заявление в свободной форме, передать через дочку. В заявлении должна быть фраза, что "ответственность за освоение программы беру на себя". У нас вообще очень человечное отношение в школе....

Мой опыт говорит, что в наших школах сейчас проще что-то решить неофициально, чем что-то официально оформить.
У нас девочка-олимпиадница решила в 11-ом классе уйти на самостоятельное. Ох, и натерпелась она! Все, кому не лень, её шпыняли от директора до учителки МХК!
Пришла на контрольную - зачем пришла?
Не пришла на контрольную - Почему "этой нашей" нет??
Дипломы олимпиад, которые она приносит школе, все любят, ага!! А всю эту бухгалтерию с самостоятельным/домашним/ИУПам-и, отчетами в комитет по образованию и т.д. администрации школ и учителя терпеть-ненавидят!

В общем, мы, глядя на это всё ничего формализировать не стали. Уезжает ребь на олимпиаду - записка от меня, что "по семейным...". Надо отоспаться после олимпы или доп.занятий - опять записка. Классуха сначала возмущалась, потом - отстала.

Если ты на самостоятельном или на ИУП, то у тебя все формальные сдачи зачетов-контрольных-лаб прописаны, и никуда ты не денешься - всё придется сдавать. Да еще и точно в срок! Раньше сроков не всегда принимают - учителя же не обязаны, только если пойдут навстречу ученику.
А если ты, типа, болел или по каким-то другим причинам пропустил урок, то далеко не всегда тебя вообще заставляют что-то досдавать. Как говорится - всё, проехали. :)

Если не ошибаюсь, по санпину до 25% пропусков учебного времени считается вариантом нормы. Мы следили только, чтоб оценок для аттестации хватало по всем предметам.

Домашнее образование, нюансы. Забираю детей домой учиться, директор предложил официально ничего не оформлять понятно. блин, это все усложняет. я совсем не против того, чтобы за нас счет Домашнее обучение - очень тернистый путь, очень хлопотный и дорогой.

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

Про домашнее обучение. Думаю для дочери. Аргументы за - со школой опять проблемы, в этот раз вообще не связанные с дочкой, но А есть официальная статистика,что дети на домашнем обучении лучше социализированы? Я против домашнего обучения ребенка аспергера.

Обсуждение

Я давно склонялась к домашнему обучению, но всё-таки два года кое-как мы проучились в школе. Для ребенка школьное обучение далось тяжело. Так как в садик мы не ходили, его воспитанием я всегда занималась самостоятельно. Начались конфликты со сверстниками, бесконечные болезни. Смысла обучения в школе я больше видела, поэтому сейчас учимся сами в он-лайн школе Бит. Учимся дистанционно, знания дают достойные, мало того, моего ребенка даже подхвливают. Он стал явно опережать своих сверстников.

Мои дети на семейном и мне это очень нравится.
Наша практика и практика других знакомых показывает, что общения на семейном образовании не становится меньше. Освобождается время для занятий там, где есть единомышленники. У меня сын ходит заниматься в студию для взрослых и ему там комфортнее. И для социализации это лучше, ведь это процесс передачи знаний и навыков об обществе от старших к младшим. Чем со сверстниками обмениваться? Только дружат, а это другое.
И еще хотела спросить. У вас есть организация родителей с этим синдромом? У нас, родителей с синдромом Дауна, свой круг общения, где дети с синдромом и без дружат по много лет, встречаемся на праздниках, организуем совместные занятия, кружки.

постою рядом послушаю, потому как устраивая ребенка знающего программу первого класса в этом году в первый класс - долго сомневалась - а надо ли нам оно и не уйти ли на экстернат сразу до 1 сентября не мучая ребенка - благо началка это такое дело когда с ребенком за месяц можно пройти годовую программу не особо напрягаясь:)

до сих пор сомневаюсь - правильно ли я сделала запихнув ребенка в ИМХО откровенно слабую школу к никакому учителю, хотя - это было лучшее из имеющего в наличии в 20 минутах езды:(

особенности семейной формы обучения. Дистанционное образование, экстернат. Мы на семейном с сентября. Те деньги, которые государство выделяет школе за моего ученика, школа перевела на мой счет, поскольку школа его не обучает.(Приятно, но не из-за этого все...

Но домашнее обучение для вас имхо не выход. А много занятий сверх школы научат трудолюбию. У моих детей в классах и мальчики плакали. Их, как раз, никто не дразнил. А задирали совсем других детей, сразу и не поймешь, за что.

Обсуждение

если учитель не настроен на работу,то вряд ли выйдет с ней закончить началку.
Я посмотрела- вы в Москве? есть школы надомного обучения.Формально для детей с проблемами здоровья,реально-просто всякие дети,малокомплектные классы,оочень хорошие(лучшие) учителя потмоу что детей мало, а надбавки большие.
Вот в нашем округе (зеленоград)школа.
[ссылка-1]
Я ее неплохо знаю.Обучение качественно,обычное.
Вам бы такую найти.

У меня была довольно тяжелая дочка. Поэтому я не отдала ее в школу в 7 лет, а целый год вместо этого занималась ею: психолог групповой и индивидуальный, нейропсихолог, дефектолог, логопед, музыкальная школа, фигурное катание. За год выправилась девушка, сейчас никаких проблем.
Постарайтесь максимально задействовать все возможные и невозможные ресурсы, разных специалистов. В возрасте 7-9 лет еще вполне возможно чудо.

Моей почти 9, заканчивает 3 класс на семейном. Негатива для нас нет, один позитив - ребенок познает программу (и за пределами вширь и в глубь) в своем темпе, ничто не тормозит ее и не форсирует. Много времени на прогулки, кружки, свободное чтение, игры.

1. В 4 классе, думаю, реально. Я просто оставляю задание, если уезжаю куда-то. Ну иногда напомнить надо. Моя в школу совсем не хочет, поэтому делает даже то, что не стала бы для себя - для аттестации нужно, и точка.

2. У нас музыка с частным педагогом и бассейн. Кружки, секции - нереально, я искала.

3. Читает, играет, занимается часа 2 (больше не требовалось пока). В 12 идет гулять.

4. Знакомиться:) у моей 3 постоянные подруги с младенчества и куча новых знакомств на кружках. Постоянно приглашает кого-то в гости - правда, мало кто из родителей выдерживает темп:) Но вообще общение нешкольников - не проблема.

21.05.2009 15:55:39, Эль Нинья

1. Удастся ли совмещать - очень сильно зависит и от мамы, и от ребенка. Если ребенок может самостоятельно ставить задачу и вовремя её выполнять, то, скорее всего, получится.
2. На первую половину дня занятия бывают, но нечасто. В музыкалке бывает, что педагоги в 11-12 часов готовы заниматься.
3. Утром чаще всего выполняются задания. В некоторых видах спорта тренировки бывают по утрам.
4. Круг общения приходится организовывать, если нет двора, в котором ребенок может общаться сколько угодно. Это требует определенных дополнительных усилий, но преодолимо. И потом, совершенно необязательно, что старые друзья "отвалятся". Если есть общие интересы помимо школы, будут продолжать общаться.

домашнее обучение. подскажите, у кого дети на домашнем обучении (или экстернате - это ведь одно и то же)? когда перешли? почему домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит...

Обсуждение

домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит на дом

экстернат - ребенок ходит на консультации (1-2 в полугодие, но вообще как договоришься) - сдает экзамены. Может сдавать досрочно, может со всем классом. Учитель домой не ходит

семейное - ребенок ходит на консультации, учитель домой не ходит. !!!родители получают деньги "на методические материалы и т.д.!

Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Домашнее обучение. Образование, развитие. Домашнее обучение. Ситуация: ребенок болеет постоянно, в этом году (с сентября) уже успел переболеть бронхитом, пневмонией, часто сопли.

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Часто у родителей возникают вопросы о документах, которые необходимы для урегулирования перехода детей на семейную форму обучения. Я постаралась собрать все свои знания в этом вопросе и руководствовалась мнением и опытом людей, дети которых уже учатся по этой форме.

Заявление для перехода на семейную форму обучения

Для перехода на семейную форму обучения потребуется составить заявление на имя директора, в котором вы от лица одного или обоих родителей уведомляете директора о решении перехода на семейную форму образования вашего ребенка.

Заявление это носит не просительный, а уведомительный характер. Со дня подачи заявления ребенок считается обучающимся по семейной форме и школу не посещает.

В заявлении можно указать какой тип аттестации для ребенка предпочтительнее. Как правило, в старших классах, где предметов много, проще сдавать аттестацию в форме экстерната. Это предусмотрено законом и количество аттестаций в год будет не более 12, на основании положения о Экстернате (Закон РФ "Об образовании" ст. 50). Младших школьников может устраивать и большее количество аттестаций. Например, по четвертям по основным или всем предметам. Тогда все аттестации прописываются в график, приложением к договору.

Договор со школой

Администрация школы в лице директора не позднее месяца с момента подачи заявления, должна подписать с родителями договор.

Договор подразумевает, что все пункты будут устраивать обе стороны. Договор не подписывается до тех пор, пока компромисс между директором и родителями не найден. В любое время договор может быть изменен или дополнен.

Приложения к договору

Составленный договор не действителен без Приложений , включающих документы, утвержденные директором Учреждения и скрепленные печатью:

Приложение 1. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации Обучающегося за курс #класса (например в форме экстерната) на форме обучения «семейное образование».

Приложение 2. Сроки проведения лабораторных и практических работ, составленных педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося, и утвержденные директором Учреждения.

Приложение 3. Сроки и порядок проведения консультаций, составленный педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося и утвержденный директором Учреждения.

Приложение 4. билеты к устным экзаменам утвержденные для промежуточной аттестации в форме экстерната на форме обучения «семейное образование» за курс выпускного класса и вопросы для подготовки к промежуточной аттестации в форме экстерната за курс выпускного класса на форме обучения «семейное образование», по заявлению Представителя.

Приложение 5. Билеты и вопросы к государственной итоговой аттестации по двум обязательным для государственной аттестации предметам учебного плана и двум выбранным предметам учебного плана за курс основного общего образования по заявлению Представителя.

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской , размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители - это навсегда. Быть родителем - гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу - что делать?

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов. Специалисты - педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон. Не все родители - специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями - поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое - школьные годы, второе - как оценит ваши старания ребёнок. Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю. Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов. К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок - это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно - будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет. В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме - нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно - помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания - оно МЕТАпредметно, его основа - математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой.

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг - ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма. Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей. А если нет - присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну. Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это - жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей - это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?