Значение семирадский генрих ипполитович в краткой биографической энциклопедии. Генрих Семирадский. Календарь дат

Не являясь большим поклонником академического направления в живописи, все же хочу посвятить отдельный пост творчеству крупнейшего представителя позднего академизма, российского художника польского происхождения ГЕНРИХА ИППОЛИТОВИЧА СЕМИРАДСКОГО (1843 - 1902).

Наверно, ни один из крупнейших художников своего времени не подвергался такой уничижительной критике со стороны художников-соотечественников, а с другой стороны - пользовался неизменным успехом за рубежом, являясь неоднократным победителем международных выставок и обладателем всевозможных наград за свое творчество (напрмер, знаменитая галерея Уффици заказала ему автопротрет, что может быть более почетным для художника?).

На протяжении всей своей жизни Генрих Семирадский оставался верен избранному им художественному направлению - академическому классицизму, и это во второй половине XIX века, когда различные направления в изобразительном искусстве появлялись словно грибы после дождя.
Русские художники-передвижники не принимали искусство Г. Семирадского, М. П. Третьяков принципиально не покупал его картин для своей галереи, отказывая ему в праве называться русским художником (кстати, в Польше ему точно также отказывали в праве именоваться польским художником), а когда в моду вошел импрессионизм, один из критиков назвал художника "восставшим из гроба призраком блаженной памяти академического искусства".
Лишь после смерти художника российские художники - представители модерна (как это не странно!) М. Врубель, Л. Бакст и А. Бенуа отмечали значительный вклад Г. Семирадского в искусство, и даже некоторое новаторство (!). Однако в советский период творчество Г. Семирадского надолго было забыто. Вероятно, главной причиной этого было то, что большинство картин художника написаны на сюжеты античной истории и раннего христианства, а в государстве, провозгласившим себя атеистическим, понимание истории в котором сводилось исключительно к борьбе классов, искусство Г. Семирадского оказалось "классово чуждым". Странно даже то, что в Государственном историческом музее сохранились две картины художника, написанные им в 1880-е годы по заказу инициатора учреждения этого музея императора Александра III: "Похороны знатного руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом".

"Похороны знатного руса в Булгаре"

"Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году"


Лишь в последнее время возродился интерес к творчеству Генриха Семирадского (и в России, и в Польше, и на его родине - Украине).
Уверен, что Г. Семирадский заслуживает того, чтобы его творчество заняло надлежащее ему место в истории мирового изобразительного искусства.

Под катом вы сможете посмотреть наиболее интересные и значительные картины Генриха Семирадского.

Приятного просмотра.

"Диоген разбивающий чашу" (1868)

"Французский художник времен Людовика XV
пишет портрет маркизы" (1868)

"Нимфа" (1869)

"Доверие Александра Македонского врачу Филиппу" (1870)

"Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1872)

"Грешница" (1873)

"Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874)

"Светочи христианства" (1876)

"Христанская Дирцея в цирке Нерона" (1897)

"Женщина или ваза?" (1878)

"Танец среди мечей" (1887)

"Оргия времен Тиберия на острове Капри" (1881)

"Исаврийские пираты, продающие добычу" (1880)

"Христос у Марфы и Марии" (1886)

"Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1886)

"Мученичество святого Тимофея и его жены Мавры" (1885)



Художник Генрих Семирадский | 1843-1902гг.

Художник Генрих Ипполитович Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki). Родился 12 октября 1843 году в Ново-Белгороде, Харьковская губернии. Умер 23 августа 1902 года в Стшалково, (Петроковская губерния). Русско-польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но большую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из античной истории Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

* картины по клику можно увеличить


Опасный урок.



Сцена из римской жизни. 1883.


У водоёма. 1895.


Гонители христиан у входа в катакомбы


Грешница. 1873.

Первой картиной, завершённой Семирадским в Риме, была «Грешница». Она была написана по заказу президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, сюжет - поэма «Грешница» А. К. Толстого - был задан заказчиком ещё в Мюнхене. Поэма и картина созданы на основе апокрифа, данный сюжет отсутствует в канонических Евангелиях: под воздействием силы личности Христа происходит духовное перерождение красавицы-блудницы. Композиция картины чётко делится на две части: слева Христос и апостолы в строгих белых одеяниях, справа - разряженная куртизанка с толпой праздных мужчин и женщин. Семирадский старался не отступать от текста Толстого, выписывая главную героиню и сообщая ей избыточное «обилие красы».
Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен. В «Грешнице» Семирадский сознательно не делал выбора в пользу христианства, показывая свою красоту у представителей обоих миров. Также он впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты. В 1873 году картину демонстрировали в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали - это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Далее картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех; полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.
В.В. Стасов в статье, специально посвящённой «Грешнице», неоднократно повторял термины, которые потом будут сопровождать характеристику творчества Семирадского: «эффекты» и «виртуозность». Этим он подчёркивал, что внешние эффекты второстепенны, а картина Семирадского лишена подлинного психологизма и глубины. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов называл грешницу - «современной парижской кокоткой Оффенбаха», а также заявлял, что «Христос и апостолы состоят из одного костюма». И. Е. Репин открыто назвал Семирадского «шарлатаном» и заявил, что «Грешница» - «легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру». Таким образом, в лексиконе передвижников имя Семирадского стало нарицательным, а его творчество стало своего рода «пугалом», как главная ударная сила косной Академии, к которой однако по недоразумению принадлежат вкусы широкой публики; с ним следовало вести бескомпромиссную борьбу. Контрастом выглядело на этом фоне одобрение австрийского критика Лемана, который писал: «Его (Семирадского) способ трактования библейского материала во всех отношениях нов и, быть может, единственно пригодный для европейских картин». Характерно, что сам Семирадский в эти споры не ввязывался.
Успех «Грешницы» привёл к конфликту между Семирадским и Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин - за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решили позиция ректора Академии Ф. Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и президента великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией. Хотя И. Е. Репин удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел, и с тех пор неизменно противопоставлял «правду» в живописи её «красоте», критикуя Семирадского.


Игра в кости. 1889.


Отдых. 1890.


Похороны знатного руса.


Рим. Деревня.


Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882.

Новая большая работа Семирадского была основана на сюжете, изложенном в «Анналах» Тацита: император Нерон обвинил в большом пожаре Рима первых христиан и обрёк их на мучительную казнь. Эта работа получила название «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Семирадский, однако, не желал иллюстративности, а поместил сюжет Тацита в широкий философский и исторический контекст. Это выразилось в том, что изображённая лестница Золотого дворца Нерона перпендикулярна вереницам столбов с привязанными мучениками-христианами, образуя композиционный центр картины - крест. Крест, помимо всего прочего, символизирует пересечение двух путей развития мира - старого языческого, погрязшего в пороке, и в муках рождающегося христианского мира. Оптическая ось, на которой расположены фигуры Нерона и окружения, упирается в ряд жертвенных столбов, образуя тупик. Столбов на картине 13, они прямо символизируют число апостолов и Христа. Семирадский выступил в обычном для себя амплуа художника-историка и эрудита. Образованную публику в картине привлекли и точные археологические детали; художник основывался на монографии Луиджи Канина «Здания античного Рима» (1848-1856), а также собственных впечатлениях от раскопок Помпей. На эмоциональное восприятие эпохи Семирадским могла повлиять повесть И. Крашевского «Рим при Нероне», опубликованная в 1866 году в Кракове. Художник писал родным, прося выслать ему в Рим книги Крашевского, а в начале работы над картиной даже поехал в Дрезден, чтобы встретиться с живущим там писателем.
Работа над монументальным полотном потребовала в итоге четырёх лет труда. За это время была создана большая серия графических набросков и как минимум три эскиза основной композиции, которые экспонировались на выставке в Варшаве в 1939 году. Картина стала известна в Риме ещё до своего окончания, Семирадский с гордостью писал в Петербург, что в 1876 году его навестил Альма-Тадема, а, кроме того, его избрали в жюри ежегодной выставки Римской Академии живописи Св. Луки. В Римской Академии «Светочи христианства» были впервые представлены ещё до отправки в Петербург. Студенты Академии увенчали Семирадского лавровым венком, а король Италии наградил его орденом Короны. По подсчётам, только в последний день выставки картину увидели 5000 человек. По пути в Петербург картина была выставлена в Мюнхене и Вене, а в 1878 году была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где Семирадский был удостоен Золотой медали, а правительство наградило его кавалерством Ордена почётного легиона.
Успех «Светочей христианства» сильно осложнил отношения Семирадского с Императорской Академией художеств. Пенсионер нарушил правило, согласно которому командированные в Европу художники не имели права участвовать в зарубежных выставках. В Петербурге картину выставили в отдельном зале, и она вновь вызвала ожесточённые споры публики и критиков. Отрицательные рецензии написали В. В. Стасов и В. М. Гаршин. П. П. Чистяков, мечтавший написать картину на тот же сюжет, сокрушался, что Семирадский его «испортил». Ещё более безжалостными были польские критики, так, С. Виткевич обвинил Семирадского в том, что трагический сюжет предстал под его кистью как едва ли не праздник. Тем не менее, Совет Академии удостоил Семирадского звания профессора и официально заявил, что «его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»

Значение СЕМИРАДСКИЙ ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СЕМИРАДСКИЙ ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ

Семирадский (Генрих Ипполитович) - исторический живописец, родился в 1843 г., близ Харькова. (Умер в Риме, в 1902 году, профессор живописи.) Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Бесперчия. Будучи выпущен из университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя в ад" и "Гибель Содома" (все три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени. В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину: "Римляне блестящих времен империи" (находится в Александровском дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы графа А.К. Толстого. В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге). После нее из-под кисти Семирадского вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлежит г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде - в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского укажем на "Древний танец между мечами" (находится у К. Солдатенкова, в Москве), "Оргию времен Тиверия на острове Капри" (у него же), "Искушение" (у великого князя Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у князя Радзивилла"). В 1889 г. устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение святого Иеронима", а остальные - сцены из древнегреческой жизни: "Перед купанием", "У фонтана", "По примеру богов" (находится в Александровском дворце в Царском Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (находится в музее императора Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института. Наконец, после весьма удачной картины: "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение - "Дирцея на римском цирке", выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но при всей своей внешней привлекательности, картины Семирадского грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями. А. С-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕМИРАДСКИЙ ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕМИРАДСКИЙ
    (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) российский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма. Преимущественно сцены из …
  • СЕМИРАДСКИЙ
    I (Генрих Ипполитович) — исторический живописец; род. в 1843 г., близ Харькова, Учился во 2-й Харьк. гимназии и еще в …
  • ГЕНРИХ
    Генрих II (1133—89 гг.) — английский король с 1154 г., первый из династии Плантагенетов. Герцог Нормандский с 1150 г. Ему …
  • ГЕНРИХ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Немецкий из рода Гогенштауфенов, правившим в 1222-1235 гг. Сын Фридриха 11 и Констанции. Ж.: < ¦ 18 ноября 1225 …
  • ГЕНРИХ в биографиях Монархов:
    Король Немецкий из рода Гогенштауфенов, правившим в 1222—1235 гг. Сын Фридриха 11 и Констанции. Ж.: С раннего детства Генрих рос …
  • ГЕНРИХ в Литературной энциклопедии:
    IV (англ. Henri IV) - герой хроники У.Шекспира «Генрих IV» (1597-1598). Исторический прототип: Генрих IV Ланкастер (1366-1413), король Англии с …
  • ГЕНРИХ в Большом энциклопедическом словаре:
    VII (1457-1509) английский король с 1485, первый из династии Тюдоров. Вступил на престол, одержав победу над Ричардом III в битве …
  • ГЕНРИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Генрих VIII (1491 - 1547) - английский король, сын Генриха VII,наследовавший отцу за смертью старшего брата, Артура. В качествемладшего сына, …
  • ГЕНРИХ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГЕНРИХ в Энциклопедическом словарике:
    IV (Henri) (1553 - 1610), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов. С 1562 король Наварры …
  • СЕМИРАДСКИЙ
    СЕМИР́АДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из антич. и раннехрист. жизни ("Светочи …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ НАВАРРСКИЙ, см. Генрих IV …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ (Dom Henrique о Navegador) (1394-1460), португ. принц (сын Жуана I), организатор мор. экспедиций к сев.- зап. берегам …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ ЛЕВ (Heinrich der LOwe) (1129-95), герцог Саксонии в 1142-80 и Баварии в 1156- 1180. Захватил земли зап.-слав. племён бодричей. …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ (ок. 1187-1259), автор "Хроники Ливонии", идеолог нем. крестоносцев и участник их походов в Ливонию. "Хроника" охватывает события в …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ БУРГУНДСКИЙ, см. Энрике Бургундский …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ IV (1553-1610), франц. король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов. Сын Антуана Бурбона, с 1562 король …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ III (1551-89), франц. король с 1574, из династии Валуа. Боролся с Генрихом Наваррским и с Гизами. В мае 1588 …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ II (Henri) (1519-59), франц. король с 1547, из династии Валуа. Учредил в 1547 "Огненную палату" . Войска Г. II …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ VII (ок. 1275-1313), герм. король и император "Священной Рим. империи" с 1308, из династии Люксембургов. Добился избрания своего сына …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ VI (1165-97), герм. король и император "Священной Рим. империи" с 1190, из династии Штауфенов. Женитьбой на наследнице сицилийского престола …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ V (1081-1125), герм. король и император "Священной Рим. империи" с 1106, из Франконской династии. Завершил борьбу с папством за …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ IV (1050-1106), герм. король и император "Священной Рим. империи" с 1056, из Франконской династии. Вёл с рим. папами (Григорием …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ III (1017-56), герм. король и император "Священной Рим. империи" с 1039. Во время похода в Италию (1046-47) низложил соперничавших …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ I (Heinrich) (ок. 876-936), герм. король с 919, основатель Саксонской династии. Путём уступок ликвидировал мятежи герцогов Швабии и Баварии. …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ VIII (1491-1547), англ. король с 1509, из династии Тюдоров. При Г. VIII проведена Реформация. В 1534 провозглашён главой …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ VII (1457-1509), англ. король с 1485, первый из династии Тюдоров. Вступил на престол, одержав победу над Ричардом III в …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ VI (1421-71), англ. король в 1422-61, из династии Ланкастеров. Низложен в ходе войны Алой и Белой розы. После врем. …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ V (1387-1422), англ. король с 1413, из династии Ланкастеров. В ходе Столетней войны 1337-1453 нанёс французам поражение (1415) при …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ IV (1366?-1413), англ. король с 1399, первый из династии Ланкастеров; низложил Ричарда II. При Г. IV расширены права …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ III (1207-72), англ. король с 1216, из династии Плантагенетов. Опора Г. III на иностранцев и союз с рим. курией …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ II Плантагенет (Генрих Анжуйский) (1133-89), англ. король с 1154, первый из династии Плантагенетов. Ему принадлежали также обширные владения во …
  • ГЕНРИХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃЕНРИХ I (Henry) (1068-1135), англ. король с 1100, мл. сын Вильгельма I …
  • СЕМИРАДСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Генрих Ипполитович) ? исторический живописец; род. в 1843 г., близ Харькова, Учился во 2-й Харьк. гимназии и еще в ней …
  • ГЕНРИХ в Словаре Кольера:
    имя многих европейских монархов. Помимо тех, которым посвящены отдельные статьи, следует также упомянуть следующих государей. Кастилия. Генрих I (Энрике) (Enrique …
  • ГЕНРИХ в словаре Синонимов русского языка.
  • СЕМИРАДСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) , российский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма. Преимущественно сцены …
  • СЕМИРАДСКИЙ ХЕНРЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) , польский …
  • САКОВИЧ ПЕТР ИППОЛИТОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пётр Ипполитович Сакович (1899 - 1977), митрофорный протоиерей. Родился в 1899 году в …
  • РАВИЧ ИОСИФ ИППОЛИТОВИЧ
    Равич (Иосиф Ипполитович, 1822 - 1875) - выдающийся ветеринарный деятель, по происхождению еврей Минской губернии. В 1850 г. окончил курс …
  • МАНН АЛЕКСАНДР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Манн, Александр Ипполитович - композитор и филолог, сын И.А. Манн (родился в 1864 г.), окончил Петербургский университет, служит в департаменте …
  • ЛИПСКИЙ ВЛАДИМИР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Липский, Владимир Ипполитович - ботаник; родился в 1863 г. Окончил курс в университете святого Владимира. Состоит главным ботаником Императорского петроградского …
  • ЖИЛИНСКИЙ ИОСИФ ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Жилинский (Иосиф Ипполитович) - геодезист, родился в 1834 г. По окончании курса наук в институте инженеров путей сообщения занимался в …
  • ДОРГОБУЖИНОВ ВЛАДИМИР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Доргобужинов, Владимир Ипполитович - писатель (1822 - 1887). Образование получил в Харьковском университете: был консулом в Иерусалиме. Главные его труды: …
  • ДЕБУ КОНСТАНТИН ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Дебу, Константин Ипполитович - химик. Родился в 1867 г.; окончил Петербургский университет. Состоит лаборантом на петербургских Высших женских курсах и …

Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870


Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872


Грешница. 1873


Нимфа. 1869


Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882


Похороны русса на Волге, близ города Булгар.1883


Танец среди мечей. 1881


У храма (Идиллия). 1881


Талисман. 1881


Песня рабыни. 1884


Римская идиллия. 1885-90


Христос у Марфы и Марии. 1886


Христос и самаритянка. 1890


Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887


Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889


Праздник Вакха. 1890


Отдых (Селянка). 1890


Суд Париса. 1892


Красота и Любовь (Амур и Психея). 1894


Автопортрет (незакончен). 1876

Биография
Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне поселок Печенеги) близ Харькова в семье военного врача драгунского полка. Огромное влияние на будущего художника оказал преподаватель местной гимназии украинский живописец Дмитрий Безперчий, учившийся в свое время у К.П. Брюллова.
Закончив гимназию, Генрих по совету отца поступил в Харьковский университет, где в 1864 году защитил кандидатскую диссертацию "Об инстинктах насекомых", но по специальности так и не работал.
Затем поехал в Петербург и поступил вольнослушателем в Академию художеств, где в 1865 году получил свою первую серебряную медаль, а в 1866 году Совет академии принял решение о зачислении его в число штатных учеников. Учителями Семирадского стали известные живописцы Богдан Виллевальде и Карл Вениг. "Собрав" все возможные награды для учеников, Генрих в 1871 году получает большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу". Это давало ему право на шестилетнюю государственную стипендию и возможность совершенствовать свое мастерство за границей.
Первоначально Генрих едет в Мюнхен, где обучается у немецкого художника Карла фон Пилоти и в 1872 году пишет свою первую большую картину "Римская оргия блестящих времен цезаризма". Картина была благожелательно встречена публикой и приобретена Академией художеств для своего музея. На вырученные деньги Семирадский в 1873 году переезжает в Рим и снимает там хорошую мастерскую. Рим произвел на художника неизгладимое впечатление и Генрих решает поселиться там навсегда. В том же 1873 Семирадский завершает работу над картиной "Грешница", которую покупает великий князь Владимир Александрович за 10 тысяч рублей, громадную по тем временам сумму; художнику присваивают звание академика, а кузина Мария Прушиньская соглашается выйти за него замуж. Итогом пенсионерской поездки стала громадная картина "Светочи христианства". Весной 1877 года ее выставляют в Петербурге. Совет Академии присваивает Семирадскому звание профессора. Затем картина отправляется в Париж на Всемирную выставку, где Генрих удостаивается Большой золотой медали и награждается орденом Почетного легиона, а флорентийская галерея Уффици заказывает художнику автопортрет!
Генрих Семирадский стал одним из первых российских художников, наполнивших свои работы живой игрой света.
В России его приглашают принять участие в росписи храма Христа Спасителя. Генрих выполнил четыре композиции из жизни святого князя Александра Невского и три композиции из жизни Христа: "Тайная вечеря", "Крещение Господне" и "Въезд Иисуса Христа в Иерусалим". К сожалению, все росписи погибли вместе с храмом в 1931 году, но эскизы к ним можно увидеть в Русском музее. Так же мастер работал и в других соборах: Исаакиевском в Петербурге, каталическом в Варшаве и протестанском в Кракове.
Солидные заказы и значительные суммы, за которые продавались картины Семирадского, позволили ему построить в Риме собственную виллу с двумя большими мастерскими и купить в Польше имение Стршалкове близ Радомска. О собственном доме мастер мечтал давно и строил его с размахом. Получилось окруженное большим садом палаццо в греко-римском стиле. Большую парадную мастерскую живописец украсил коврами, медвежьими и тигровыми шкурами, расставил в ней старинную мебель, светильники, оружие, предметы мелкой пластики и древние вазы, разместил на стенах и на мольбертах свои картины. Рабочая мастерская, связанная с парадной мастерской специальным подъемным устройством, размещалась наверху. В эту мастерскую, где и создавалось большинство работ мастера, допускались только избранные.
Семирадский был частым посетителем итальянских музеев, античных руин и археологических раскопок, поскольку считал, что художник пишущий картины на тему древней жизни должен прекрасно разбираться в истории.
Художник не успел многое из того, что было задумано. 23 августа 1902 года Генрих Ипполитович Семирадский умирает от рака в Стршалкове. Его хоронят на варшавском кладбище Повонзки. Через год прах мастера переносят в краковский костел "На Скалке".

— исторический живописец; род. в 1843 г. близ Харькова, учился во 2-й Харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д. И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. С. поступил студентомна физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под рувоводством того же Бесперчия. Будучи выпущен из Университета со степенью кандидата, он отправился в СПб. и поступил в вольные слушатели Имп. акад. худож., из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебр. медалями и несколькими денежными премиями, между прочим, за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя во ад" и "Гибель Содома" (все три нах. в Музее Академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему мал. зол. медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (нах. в Музее Акад.), больш. зол. медаль и звание худож. 1-й степ. В качестве пенсионера Академии, С. отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину "Римляне блестящих времен империи" (нах. в Александр. дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы гр. А. К. Толстого. В СПб., на академической выстакке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (нах. ныне в Музее имп. Александра III в СПб.). После нее из-под кисти. С. вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлеж. г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московск. храма Спасителя, между прочим, колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в СПб., она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Имп. академия худ. присудила С. звание профессора, а французск. правительство наградило его кавалерск. орденом почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий, Флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде — в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведениями С. укажем на "Древний танец между мечами" (нах. у К. Солддатенкова, в М.), "Оргию времен Тиверия на остр. Капри" (у него же), "Искушение" (у вел. кн. Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой Московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (нах. в Музее Александра III, в СПб.) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у кн. Радзивилла"). В 1889 г. устроена была С. в СПб. выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение св. Иеронима", а остальные — сцены из древнегреческой жизни: "Перед купаньем", "У фонтана", "По примеру богов" (нах. в Александр. дворце в Царск. Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (нах. в Музее имп. Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института. Наконец, после весьма удачной картины "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую С. получил золотую медаль на мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столь значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение — "Дирцея на римском цирке", выставленная в СПб. в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но, при всей своей внешней привлекательности, картины С. грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.

А. С—в. {Брокгауз}

Светочи христианства 1876

Картина передаёт трагическую историю гонений на последователей новой религии при римском императоре Нероне.

Огромная монументальная композиция «Светочи христианства» (1876) должна была стать завершением пенсионерства в Риме. В своей картине живописец умело подчеркнул красоту окружающего мира и духовное уродство людей, этот мир населяющих. Семирадского всегда восхищала материальная красота мира; работая же с таким сложным драматическим сюжетом, художник чересчур увлекся созерцанием прекрасного и отчасти упустил духовную драму христианских мучеников. Это многие коллеги ставили Семирадскому в вину. Но колоссальная работа, красота живописи, богатство колорита заслужили высокую оценку. «Видал картину Семирадского «Христианские светочи», о которой судить не умею, а если бы и взялся, то, вероятно, был бы пристрастным и несправедливым, скажу только, что картина эта представляет наибольшую сумму его достоинств и наименьшую недостатков, а стало быть, картина должна быть хорошая», — признавал один из главных оппозиционеров Семирадского, Иван Крамской.

Сначала «Светочи...» были выставлены в Академии Святого Луки в Риме, а 13 марта 1877 года Семирадский представил свою новую картину в Петербурге. Газета «Голос» назвала «Светочей...» «главной приманкой» для публики и сообщала, что автор ее вполне заслужил «лавровые венки, поднесенные в Риме и Питере» (учениками Академии Семирадскому был торжественно поднесен венок). «Да, такие картины не пишутся подряд всяким и каждый год. Честь ему и слава», — восклицал Фёдор Бронников.

Весной 1877 года Совет петербургской Академии художеств удостоил живописца звания профессора, выразив мнение, что «вся его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».

Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где художник получил Большую золотую медаль и орден Почетного легиона от французского правительства. Академии изящных искусств Парижа, Берлина, Стокгольма и Рима избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила художнику написать свой автопортрет «для последующего размещения в галерее именитейших художиков». Семирадский становился знаменитостью мирового масштаба.

А в России поднялась новая волна уничижительной критики творчества Семирадсткого, и в первую очередь со стороны передвижников и демократически настроенной творческой интеллигенции. Так, Павел Чистяков, сообщая Третьякову римские художественные новости, писал: «Картина г. Семирадского «Светочи христианства» не продана. Дорого просит — 40 000 р. За то, что человек ловок, 40 000 нельзя платить. Нужно ценить честность в деле, умение и выдержку, а талант Бог дает! Ведь после смелости и ловкости в живописи идет бессовестность и способность репку срывать... А какой он полячишко, так и говорить не стоит, многоуважаемый Павел Михайлович! Цена-то ему, как человеку, грош...»

Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101×183 см Холст, масло. 101×183 см

Христос у Марфы и Марии. 1886.

В 1886 году на академической выставке в Берлине художник выставил свою новую работу на «Христос в доме Марии и Марфы», позже показанную на Академической выставке 1887 года в Петербурге.

Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898.

Сюжетом картины послужил эпизод из времен гонений на христиан при Нероне, описанный Светонием. Известный своими кровожадными причудами, император Нерон устраивал чудовищные театрализованные оргии. Один из таких жутких спектаклей предстает перед зрителем на картине Семирадского.

Грешница. 1873.

В Риме Семирадский создал свою первую известную картину «Грешница» (1873). Она была написана по заказу великого князя Владимира Александровича, на сюжет поэмы А.К.Толстого «Грешница».

Эта поэма пользовалась огромной популярностью, входила в постоянный репертуар домашних и публичных литературных вечеров. Сюжет ее был апокрифичен, ибо не привязывался к какому-либо конкретному месту из Евангелия. Толстой ярко и мастерски представил историю внезапного духовного перерождения прекрасной куртизанки, потрясенной силой и нравственной чистотой личности Христа.

Творческие круги с интересом обсуждали работу пенсионера. Живописец Александр Риццони в письме Павлу Михайловичу Третьякову сообщал: «Здесь Семирадский, который пишет картину библейского содержания по заказу Владимира Александровича. Картина величиной метра в 3, обещает быть вещью вкусной». Задумав ее вначале в небольших размерах, Семирадский затем изменил решение и написал огромное полотно (3,5×5,5 м). В этом произведении впервые во всем блеске раскрылся его талант.

Воссоздавая события Евангелия, в своей картине Семирадский большое внимание уделил передаче стихии палящего солнечного дня. Мастерски написан южный пейзаж с игрой света и тени, рефлексами неба и зелени на мраморе домов и земле. Прекрасный рисунок, эффектный колорит, четкая композиция производили сильное впечатление на зрителя, заслоняя недостаточно глубокий подход художника к типажу и раскрытию психологии, отмеченный критикой, как за границей, так и в России. Успех не заставил себя ждать. Даже знаменитый художественный критик Владимир Стасов, критиковавший Семирадского как представителя враждебного ему академического направления, считал эту картину сильной в живописном отношении. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» он писал: «Картину Семирадского «Христос и грешница» никак нельзя примкнуть к картинам Ге и Крамского. Она так поверхностна по содержанию, грешница в ней такая современная парижская кокотка Оффенбаха, Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не след говорить о ней как о серьезном историческом создании. Она произвела на нашу публику очень большое впечатление своим блестящим колоритом, франтовскими своими красочными пятнами».

«Картина Семирадского очень блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру (аршин 9 и 5). Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах он, однако же с таким уменьем воспользовался светотенью и блеском общего, что на первый раз поразил», — писал Репин. По определению прессы, картина «произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят».

Художник был удостоен звания академика, публика ждала новых работ Семирадского. Среди страстных его поклонников оказалась царствующая фамилия: картину «Грешница» приобрел наследник-цесаревич за рекордную по тем временам сумму 10 000 рублей. Все это, безусловно, помогло молодому пенсионеру Академии встать на ноги, обрести житейскую самостоятельность.

Александр Невский принимает папских легатов

Художник при поддержке Святейшего Синода получил заказ на росписи хоров придела северного крыла храма на сюжеты из жития Святого Александра Невского. Эти монументальные работы — одни из немногих, созданных художником в России.

Семирадский давно ждал работы такого масштаба. Он трудился над эскизами, подготавливая их в кратчайшие сроки, желая скорее начать росписи. Эскизы необходимо было отсылать на утверждение в Москву. В то время художник работал еще и над завершением «Светочей...» и находился в состоянии крайнего перенапряжения и нервного истощения. Впервые он почувствовал, что не поспевает к сроку. В какой-то момент художник даже пожелал отказаться от росписей. Но в Академии ему пошли на уступки и продлили срок исполнения эскизов. В феврале 1977 года Семирадский уже просил архитектора Александра Резанова, следившего за всеми работами в храме, подготовить все необходимое для начала росписей стен храма. В это же время в Москву были привезены картоны с росписями и уже утвержденные эскизы. По ним Семирадский в течение всего лета делал свои росписи.

Судьбе было угодно, чтобы его творения в храме не сохранились. Храм был взорван в 1931 году. Однако по оставшимся эскизам все же можно судить о его росписях.

Четыре композиции — «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского» были своего рода исторической реконструкцией жизни, быта знаменитого защитника Руси.

Красочные сцены материального мира, ярко выраженные признаки станковой картины сыграли с росписями злую шутку: излишняя проработка деталей и увлечение частностями привели к дробности форм. Росписи требовали внимательного разглядывания, что нарушало их монументальную целостность. Виртуозность воспроизведения исторического события, словно происходящего на глазах зрителей, лишала приходящих в храм ощущения чудесного, божественного действа. Однако эти тонкости не мешали духовенству и публике восхищаться проделанной работой — блестящей и величественной.

В храме Христа Спасителя Семирадскому принадлежали еще три композиции — запрестольный образ «Тайная вечеря», а также «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» над окнами хоров храма. В этих двух работах Семирадский более убедителен. Более сдержанные композиции лишены конкретности цикла об Александре Невском. Так, в «Крещении» художник создал эмоциональное состояние «божественного нисхождения». Сгущающиеся темные краски зла и божественные светлые тона вступают в вечную битву. Последние росписи явились продолжением колористических поисков художника, начатых еще в «Грешнице». Сочетание и контраст света и тьмы, яркая, сочная палитра, как и в «Светочах», придавали прелесть и магию полотнам Семирадского. «Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, — писал Вениг, — Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».

К сожалению, еще при жизни Семирадского «Тайная вечеря», исполненная маслом по штукатурке, начала разрушаться. Художник сам осмотрел роспись в 1901 году и предложил переписать ее собственноручно не на стене, а на металлической поверхности. Но не успел.

Работа, захватившая художника целиком, завершилась летом 1879 года. В специальном отзыве экспертов было записано: «Картины «Вечери Тайные», «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне» отличаются хорошим сочинением, широким приемом и блестящим колоритом и освещением».

Тайная вечеря. 1876

Гибель Содома. Конец 1860-х

Крещение Господне

Кончина Александра Невского. 1876.

Блудный сын

Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1876

Святое семейство