Американский романтизм в литературе кратко. Романтизм в американской литературе. Общая характеристика. «Морской волк» Джека Лондона

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма (от англ. to abolish – отменять закон).

Финальным событием, которое оставляло по себе глубинный след в литературе, стала война между Севером и Югом (1861 – 1865), которая началась через спор между промышленным Севером и плантаторским Югом за Дикой Запад, но впоследствии переросла в героическое деяние жителей северных штатов за демократические преобразования, за уничтожение позорного рабства. Таким образом в литературе американского романтизма приобрели развитие два направления: аболиционистский, главным жанром которого стала “повесть раба”; и “плантаторская традиция”, главный представитель которой, Вильям Гилмар Симмс, писал в сентиментальном духе о жизни черных рабов на плантациях и прославлял плантаторов, сравнивая их с давними римлянами.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама (self-made man). Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Но сами американцы не были настроенными к собственному национальному характеру настолько положительно. Например, Ирвинг в своей “Истории Нью-Йорку” (1809) распределял американцев на “отважную породу китобоив, лесорубов, рыбаков” и сравнивал эту первую волну переселенцев с выносливыми кочевыми арабами. Но на смену пионерам шла другая волна иммигрантов: “вслед за повозами шла банда длинноногих, худощавых мазуриков с топорами на плечах и тюками за спинами, которые твердо решили благоустроити страну независимо от желания ее первобытных владельцев”. Зря философские настроены Емерсон и Торо воспевали жизнь на лоне природы и предостерегали своих соотечественников от безумной погони за социальным успехом и богатством. Америка однозначно избрала своим основным девизом словосочетания “To made money” и создала “общество потребителей”, в котором хорошо живется человеку с ограниченными духовными потребностями, и которое вынуждает поэтически настроенные души искать пристанища в марґінальних кварталах Нового Орлеану.

Американский романтизм породил не только концепцию национальной культуры, он породил и специфическое осмысление жанров, заимствованных в Европе. Безумный темп американской жизни создал условия для появления разнообразных “сокращенных явлений”. Например, явление “Fast food” (быстрой еды) возникло именно в Америке согласно с девизом “time is money” (то есть во все то время, когда американец занимается на едой, развлечениями, любовью или чтением, он не зарабатывает деньги и это плохо). Американские романтики вынуждены были приспосабливаться к условиям американской жизни. Потому и приобрел такое значение жанр “Short story” (короткого рассказа), которым было возможно что-то заработать литератору.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры” (1823), “Последний из могикан” (1826), “Прерия” (1827), “Следопыт” (1840), “Зверобой” (1841).

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин романтизм применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.

В 1775 г. 13 английских колоний на Американском континенте поднялись на освободительную борьбу против метрополии. Война за независимость (1775-1783) была не только антиколониальной. Итогом победы колонистов в Войне за независимость стало образование нового государства - Соединенных Штатов Америки, установление в стране буржуазно-демократической республики, в конституции которой было записано, что «все люди сотворены равными, и все одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью»…ююб

В годы победоносного завершения Войны за независимость закладывались истоки будущих трагических конфликтов и серьезных противоречий внутри молодой и полной сил буржуазной республики. В США сохранялось социальное и имущественное неравенство, не было отменено рабство в южных штатах. Новая власть опиралась на имущие классы, и именно их интересы стояли на первом месте при формировании политической системы США. Как обычно в буржуазных революциях, плоды добытой народом победы были присвоены буржуазией. Надежды и насущные интересы рядовых солдат революционной армии удовлетворены не были. Яркое свидетельство тому - восстание в 1786 г. под руководством капитана армии Вашингтона Д.Шейса, отразившее недовольство широких народных масс итогами революции.

Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки к поиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности, лежащего за пределами повседневной буржуазной практики. Этот идеал мог быть разным у каждого из американских романтиков, но в нем обязательно присутствует «идеализация отрицания буржуазного образа жизни» (Г. В. Плеханов).

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

Столь долгое по сравнению с европейскими странами существование романтического метода в литературе США объясняется особенностями истории американского общества. Важнейший ее фактор - постепенное продвижение американской нации с востока, где высадились «отцы-основатели», на запад, к побережью Тихого океана. В ходе колонизации материка, длившейся почти три столетия, в Америке существовал фронтир - чисто американское явление, подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка. За линией фронтира лежали «свободные земли» - нетронутая природа Америки, горы, леса и прерии, населенные индейскими племенами.

Общество фронтира вплоть до последних десятилетий XIX в. сохраняло черты докапиталистического уклада и, что еще важнее, задерживало вызревание капиталистических противоречий в масштабе всей страны. Именно «возможность легко и дешево приобретать в собственность землю» была, как указывает Ф.Энгельс, одним из обстоятельств, которые долго мешали неизбежным следствиям капиталистической системы проявиться в Америке во всем своем блеске. Таким образом, формирование пролетариата в США затруднялось и замедлялось, а это вело к некоторой отсталости американского рабочего движения, порождению и распространению иллюзий о том, что Америка избежит социальных конфликтов и потрясений капитализма.

Незрелость общественных противоречий и обусловила более позднее формирование реалистического направления в литературе США. Оно стало быстро формироваться только после окончания Гражданской войны, когда новая общественная реальность могла быть выражена не в романтических символах, а в социальных понятиях и категориях.

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден Брауна в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития.

Вместе с тем в раннем романтизме США зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Ранние американские романтики с тревогой наблюдают искажение и забвение высоких идеалов, провозглашенных при рождении республики. Их отталкивает нарастающая волна власти «голого чистогана», коррупции, эгоизма, морального и духовного оскудения. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада (пенталогия о Кожаном Чулке Ф. Купера, «Путешествие в прерию» В. Ирвинга), героике Войны за независимость («Шпион» Ф. Купера), свободной морской стихии («морские» романы Ф. Купера), патриархальном прошлом страны («История Нью-Йорка» и рассказы В. Ирвинга), в богатой и красочной европейской истории («Альгамбра» В. Ирвинга, трилогия о средневековой Европе Купера).

Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком.

На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. При этом он опирается на современную идеалистическую философию Европы, прежде всего немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте. Эти теории по-своему преломляются в учении американского трансцендентализма, поставившего перед современниками вопросы глобального характера - о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования.

В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример - судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.

Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего американского поэта "Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсона. Романтические мотивы органично входят в творческий метод Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенная сложность для американских романтиков заключалась в том, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто многих реалий жизни, за которыми уже закрепились устойчивые романтические ассоциации, таких, например, как английские замки и шотландские горы, тюльпаны Голландии и розы Италии и т. п. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями буржуазного развития страны.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Индейцы в Америке с самого начала были не условным отвлеченным понятием, фигурировавшим подчас в европейском романтизме, а повседневной реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Образ индейца, «благородного дикаря», жизнь индейцев с ее свободой, естественностью, близостью к природе предстают романтической альтернативой капиталистической цивилизации в книгах Ирвинга и Купера, Торо и Лонгфелло. Их произведения свидетельствуют о том, что конфликт двух рас не был фатально неизбежен, а виновны в нем жестокость и корыстолюбие белых поселенцев. С творчеством американских романтиков жизнь и культура индейцев входят в мир национальной литературы США, придавая ей особую образность и колорит.

То же относится и к мироощущению и фольклору другого этнического меньшинства - черных американцев южных штатов.

В американском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Основные литературные регионы - это Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг.

Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. Важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII-XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки.

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным многообразием и терпимостью. Здесь закладываются американская буржуазная демократия и особенно быстро развиваются капиталистические отношения. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, Полдинга, позднее Мелвилла. Основные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления об уроках пройденного страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

С особой атмосферой американского Юга связано творчество Э. По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Принадлежащие же к ней Д. П. Кеннеди и У. Г. Симмс не смогли избавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих порядков. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, дегуманизирующие последствия буржуазного прогресса, но делают это с политически-реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет». При всех этих чертах ограниченности «южный» романтизм готовит почву для формирования сложной, многомерной, но несомненно плодотворной «южной традиции» в литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р. П. Уоррена, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш. Э. Грау и др.

После окончания Гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию народного устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому, массовому читателю. С точки зрения утверждавшейся новой эстетики романтизм «повинен» во многих литературных «грехах». С едкой критикой романтических «преувеличений» выступают М. Твен, Ф. Брет Гарт, другие молодые писатели-реалисты. Их расхождения с романтиками вызваны прежде всего различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американских реалистов второй половины XIX в. не устраивает язык романтических аллегорий и символов, они стремятся к максимальной исторической, социальной и бытовой конкретности.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам.романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой, который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац.героя, соц.проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Достижения Э.А. По в развитии лирических и прозаических жанров. Эдгар Аллан По (19 января 1809 года - 7 октября 1849 года) - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году, написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

Э.По и «единство впечатления» в поэме «Ворон». Едва ли не первым у себя на родине Э. По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов.

Свои теоретические взгляды По изложил в различных статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творче­ства» (1846), «Поэтический принцип» (опубл. 1850), многочисленных рецен­зиях. Подобно всем романтикам, он исходит из противо­поставления отталкивающей и грубой реальности и ро­мантического идеала Красоты. Стремление к этому идеалу, по мнению писателя, заложено в природе чело­века. Задача искусства и состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение.

Один из противоречивых моментов эстетики По - взаимоотношения красоты и этики. Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаи­моотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно». Необходимо учесть, что в данном случае «истина» для По - отвра­тительная реальность окружающего повседневного ми­ра. Его позиция подчеркивает значимость эстетических критериев и полемически направлена против дидактиз­ма и утилитарного взгляда на искусство. Она отнюдь не сводится к эстетскому принципу «искусства ради искус­ства», авторство которого приписывает По американ­ская критика.

По также утверждает, что создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. Отрицая спонтанность творческого процесса, По в «Философии творчества» подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение «Ворон». Он утверждает, что «ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают мате­матические задачи». Разумеется, По не отрицал роли воображения и в данном случае сознательно выбрал только одну - рационалистическую - сторону творче­ского акта. Акцент на ней необходим для того, чтобы преодолеть хаотичность и дезорганизованность совре­менной ему романтической поэзии и прозы. Требование эстетической «отделанности», «завершенности» произ­ведения у По является новаторским и смелым. Его эстетическую систему можно назвать «рационалистиче­ским романтизмом».

В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя. Которое заранее «запланировано» художником.

Все каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Из принципа «эффекта целого» вытекает очень ва­жное для По требование ограничения объема художе­ственного произведения. Пределом служит «возмож­ность прочитать их за один присест», так как в про­тивном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено. По утверждает, что «больших сти­хотворений или поэм вообще не существует», это «явное противоречие в терминах». Сам он последовательно придерживался малой формы и в поэзии, и в прозе.

Единственной законной сферой поэзии По считал область прекрасного. Его определение поэзии - «созда­ние прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь от «жизни как она есть», По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и меч­ты. Поэтические шедевры По - «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» и др.- бессю­жетны и не поддаются логическому толкованию прозой.

Содержательные момен­ты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик. Смысловые и звуковые структу­ры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку.

Многочисленные повторы слов и целых строк также напоминают вариацию музыкаль­ной фразы. О насыщенности стихов По средствами фонетической образности дают представление хотя бы эти две строки из «Ворона»: «Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах/Полонил, на­помнил смутным ужасом меня всего...»

Это знаменитое стихотворение построено на серии обращений лирического героя к птице, залетевшей в бурную ночь в его комнату. На все вопросы ворон отве­чает одним и тем же словом «Nevermore» - «никогда». Поначалу это кажется механическим повторением за­зубренного слова, но повторяющийся рефрен звучит пугающе уместно в ответ на слова скорбящего об умер­шей возлюбленной героя стихотворения. Наконец, он хочет узнать, суждено ли ему хотя бы на небесах вновь встретиться с той, что покинула его на земле. Но и здесь приговором звучит «Nevermore». В финале стихотворе­ния черный ворон из ученой говорящей птицы превра­щается в символ скорби, тоски и безнадежности: не­возможно вернуть любимую или избавиться от мучи­тельной памяти.

И сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья,

С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор;

Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте,

И под люстрой в позолоте, на полу он тень простёр,

И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.

Никогда, о Nevermore.

17. Романтизм в немецкой литературе: периодизация, имена, идейно-художественное своеобразие (на примерах прочитанных произведений)

Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции 1789 г., а юность - на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории.

В послереволюционной Европе , несмотря на противодействие дворянства и его мечту о реванше, укреплялось классовое господство буржуазии, обнажались противоречия буржуазных отношений. В Германии же продолжали господствовать старые феодально-монархические порядки. Патриотическое движение масс против нашествия Наполеона было использовано монархическими» правительствами для укрепления существующего строя. Мертвое, уже давно себя изжившее притворялось живым, а живое не могло распрямиться, опутанное сетями мертвого. Закономерностей исторического развития романтики еще не могли постигнуть - они видели только, что все сдвинулось с места, все смешалось. Оттого в их творчество пришло ощущение брожения действительности.

Проблему «свобода и необходимость», которая занимала Гёте и так волновала Шиллера, романтики поначалу решили на удивление легко: они просто сбросили со счетов объективную необходимость и «освободили» от нее свободу, даже не заподозрив, как обманчива эта легкость и каким горьким окажется вскоре неизбежное возвращение к реальности. Пафос творчества ранних романтиков состоял в утверждении безграничных духовных возможностей личности, не оглядывающейся на реальные обстоятельства. Противоречия между личностью и обществом романтики, как и Шиллер, ощущали очень остро, но в отличие от просветителей поставили личность над обществом и провозгласили ее абсолютную независимость - правда, только духовную. Дух мог воспарять как угодно высоко над землей, в этом, собственно, и заключалось раннеромантическое понимание свободы. Осознание иллюзорности таких представлений, возникшее у романтиков позднее, в начале нового столетия, было для них трагическим.

Духовные искания писателей той драматической эпохи привлекают живой интерес и в наше время. В литературе появились произведения, героями которых предстают Гёте «Фауст» (описание см. в п. 20), Клейст, Гёльдерлин, Гофман. В советском издательстве «Радуга» вышел сборник «Встреча» (1983), составленный из таких произведений. Ранний этап немецкого романтизма представлен творческой деятельностью Фридриха Гелъдерлина и писателей, составивших кружок романтиков в Иене: это Фридрих и Август Шлеге-ли, Новалис, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Тик.

Романтики иенской школы смотрели на художника как на гения, творящего мир по своему произволу и как бы играющего образами. В их творчестве появилась особого рода ирония - романтическая, призванная напоминать и поэзии и самой жизни об относительности достижений и той и другой.

Функции романтической иронии двояки. Прибегая к ней, художник иронизировал и над самим собой, признаваясь в безуспешности своих попыток заключить бесконечность мира в конечные рамки произведения. Вместе с тем романтическая ирония обнажала контраст между вдохновляющей широтой бесконечной жизни и удручающей узостью многих ее конкретных проявлений. Ф. Шлегель считал, что романтическое произведение должно строиться как «поразительное вечное чередование энтузиазма с иронией».

Смысл этого чередования хорошо разъясняет советский ученый Н. Я- Берковский в книге «Романтизм в Германии»: «Для романтической иронии характерна проблема действительности. Постоянно спрашивается, что есть истина - в творящем ли хаосе или же в выступивших из него готовых вещах и фактах. Стоит поддержать одну из борющихся сил, как ирония предъявляет нам иск от имени другой, ирония пересылает нас в поисках истины туда и обратно, не дозволяя отдохнуть на чем-нибудь единственном». И далее: «Когда нам кажется, что мы овладели жизнью вместе с ее романтической сущностью, нам напомнит ирония, что овладели мы только в мыслях, в воображении, а в реальной практике все осталось по-прежнему, и, думая, что мы решили все, мы на самом деле не решили ничего».

Иенские романтики принципиально избегали той определенности понятий, какой обладали просветители. В созданных романтиками образах нет той устойчивости очертаний, что была присуща литературе XVIII в. Но ирония помогала им улавливать разные грани жизненных противоречий. Романтики ближе, чем просветители, подошли к диалектическому видению мира и тем самым сделали важный шаг в развитии художественного сознания.

Ранние романтики любили слово хаос. Шеллинг писал, что мир ведет свое начало от древнего хаоса, т. е. от первичной нерасчлененности, спутанности всего. Хаос предшествует упорядоченности (космосу), он животворен и таит в себе много разных возможностей. Ф. Шлегель говорил, что хаос - это «запутавшееся изобилие». В периоды исторических переломов и переустройств, прежде чем установится новый порядок, на какое-то время обязательно воцаряется хаос, из которого и рождается новое.

Интернет-источники:

1. Богословский В.Н., Прозоров В.Г., Головенченко А.Ф. Американская литература (главы 23-29)/ История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Соловьевой Н.А). http://19v-euro-lit.niv.ru/

2. Ковалев Ю.В. Литература США (разделы: «Литература на рубеже XVIII-XIX веков», «Эпоха романтизма. Общая характеристика», «Ранний американский романтизм», «Ирвинг», «Купер», «Зрелый романтизм», «Готорн», «Эдгар По», «Мелвилл»)/ История всемирной литературы. 19 век, первая половина. http://19v-euro-lit.niv.ru/

3. Ковалев Ю.В. «Эдгар Алан По. Новеллист и поэт» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3009

К началу XIX в. Америка обрела политическую независимость от Старого света: бывшие колонии британской империи образовали самостоятельное государство США в результате победы в Войне за независимость 1775-1783 гг. Но американская культура и, в частности, литература пока развивается в русле европейской: она ориентирована на просветительскую идеологию и жанры (публицистика, социально-философская проза Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.), популярен «готический роман» Ч.Б. Брауна. На повестке дня стояла задача создания национального эпоса, решенная в европейских литературах еще в Средние века, в пору формирования наций и националных государств. Эта задача оказалась по силам лишь Г. Лонгфелло, творцу индейского эпоса «Песнь о Гайавате», и У. Уитмену, создавшему лирический эпос «Листья травы». К национальным особенностям американского романтизма относятся параллельные (и притом весьма интенсивные!) процессы государственного стоительства и создания собственной американской литературы. Подобно французскому, американский романтизм запаздывал в своем развитии, но это позволило ему обращаться к творческому опыту романизма европейского. Этика новой нации, в основу которой легли традиционные ценности кальвинизма: трудолюбие, бережливость, прагматизм, способствовала стремительному социально-экономическому росту, что, в свою очередь, обусловило патриотические настроения, которые, однако, по мере развития капитализма оттенялись разочарованием в демократических идеалах. Американский романтизм можно условно разделить на следующие этапы:

1) ранний романтизм (1820-1830-е гг.) ‑ время художественного освоения американской действительности, природы и истории, проникнутый патриотическими настроениями, историческим оптимизмом и верой в здоровый дух и незыблемость национальной демократии. Он представлен школой «нативистов» , в первую очередь лириком У.К. Брайентом, В. Ирвингом, Дж.Ф. Купером:

2) зрелый романтизм (конец 1830-х – середина 1850-х гг.) – пора политических конфликтов, экономических кризисов, разочарования в буржуазной системе, появление трагических, пессимистических настроений;. Представители: Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Н. Готорн, Г. Мелвилл;



3) кризис романтизма (середина 1850-х гг. – начало Гражданской войны в 1861 г.), ознаменовавшийся тотальным разочарованием в американских духовных ценностях и идеологических приоритетах.

По причине обширных территорий, заселённых и освоенных поселенцами из различных государств Старого Света, носителями различных культурных традиций и языков, США в культурном и литературном плане развивались под знаком регионализма. Так, литература северо-востока США (т.н. Новой Англии), исторически формировавшаяся под влиянием первых американских колонистов ‑ выходцев из Англии, убежденных пуритан, отличается заостренностью нравственной проблематики, напряженностью духовных исканий, религиозным ригоризмом. Представители: Н. Готорн. В литературе американского Юга, складывавшейся в атмосфере французских, испанских и др. культурных влияний Старого Света, заметны расовая проблематика, тяготение к аристократизму, драматизм и даже трагизм мировосприятия, обусловленный нарастающим упадком и последующим крушением жизненного уклада южан после Гражданской войны 1861-1865 гг. История Юга отразилась в т.н. «южном мифе» и творчестве Э.А. По. Круг проблем литературы Среднего Запада (ее границы по мере освоения Дикого Запада продвигались все дальше к Тихому океану) как нельзя лушче обозначен в романах одного из первых ярких ее представителей Купера: это дух первопрохоцев-пионеров, тема взаимоотношений белых колонистов с исконными обитателями континента ‑ индейцами, тема человека и природы: пафос ее покорения и одновременно тревога об экологических последствиях такого вмешательства. Бостонские нравы?

Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)

У этого романтика типично американская биография: перепробовав на своем веку множество профессий и занятий (юрист, журналист, редактор, издатель, торговый представитель, военный, дипломат, путешественник, объехавший Старый и Новый Свет), Ирвинг в итоге стал профессиональным литератором. Увлечению Ирвинга европейским Просвещением обязана своим появлением сатирическая „История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии” (1809) ; автор замаскировал ее под фундаментальный исторический труд и приписал эксцентричному джентльмену Дидриху Никербокеру, чье имя впоследствии стало нарицательным для жителя Нью-Йорка. Пребывание Ирвинга в Старом Свете (1818-1832) ознаменовалось 4 сборниками романтических очерков и рассказов: „Книга эскизов” (1820), „Брейсбридж Холл” (1822), „Рассказы путешественника” (1824), „Альгамбра” (1832) , историческими штудиями на испанские и арабские темы „История Колумба”, „Завоевание Гренады”, „Жизнь Магомета” ). Постепенно в его творчестве выкристаллизовался жанр романтической новеллы, материал для которого большей частью дала Европа, однако представивший собственно американский взгляд на вещи и события, в корне отличный от европейского. Самые известные „американские новеллы” писателя – „Сонная Лощина” , где на фоне уютного живописного пейзажа рассказывается легенда о „всаднике без головы”, и „Рип ван Винкль” , удивительная история о поселенце, заснувшем на 20 лет и после пробуждения заставшем родные места преображенными. В последней новелле символически отражен ход истории, движение Америки от патриархального уклада и неспешных ритмов жизни первых голландских поселений к новой, буржуазной, деловитости. Несмотря на явное подтрунивание Ирвинга над героем ‑ неудачником Рипом, писатель втайне испытывает ностальгию по „старым добрым временам”, недавнему прошлому, уже успевшему стать американской историей.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Среди обширного прозаического наследия Купера есть „морские” романы („Лоцман” (1824), „Красный корсар”(1828), „Морская волшебница”(1830) ), навеянные юношескими воспоминаниями о дальних странствиях и воспевающие изменчивую и неукротимую океанскую стихию, исторические романы ‑ цикл о европейском Средневековье „Браво”(1831), „Гейденмауэр”(1832), „Палач”(1833) ). Разделяя с европейскими романтиками В. Скоттом, В. Гюго увлеченность Средними веками – эпохой формирования наций и национальных государств, Купер обращается и к своей национальной истории, к сравнительно недавнему прошлому Америки, еще неотделенному от настоящего: Войне за независимость («Шпион», 1821 ), англо-французским военным столкновениям XVIII в. («Следопыт» ), сложной истории взаимоотношений белых колонистов и коренного индейского населения Америки.

Последняя тема, а также тема „фронтира” – подвижной границы, разделяющей „обжитые” и „дикие” территории, ‑ стали ключевыми в знаменитом куперовском цикле из 5 романов (пенталогии) о Кожаном Чулке (Leather Stocking Tales), куда вошли Пионеры» (1823). «Последний из могикан» (1826). «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) . Сквозной герой цикла – пионер-первопроходец, обитатель «границы» Натти Бумпо, известный под прозвищами Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин. Мужественный и великодушный, бескорыстный и находчивый, умудрённый жизненным опытом, готовый всегда прийти на выручку, Натти выступает живым воплощением авторского представления об идеальном человеке. Но трагическая ирония в том, что, прокладывая пути на Запад от атлантического побережья к Великим Озёрам и дальше к диким прериям, куперовский герой невольно способствует натиску хищнической и бездушной цивилизации на лесную стихию, ее истреблению. Сам Натти, закалённый жизнью в суровых природных условиях, оказывается бессильным перед властью закона, который воплощают в цикле фигуры шерифа и судьи Темпла. Важна для писателя и экологическая составляющая проблемы: если Кожаный Чулок, подобно своим краснокожим друзьям, интуитивно ощущает себя частичкой природы, то скваттеры (семейство Бушей в «Прерии», лесоруб Билли Керби в «Пионерах») приходят на индейские земли ради наживы и варварски уничтожают птиц и зверей, сжигают леса, оставляя после себя пустошь. Так гибнет под натиском цивилизации девственная природа Америки, так исчезает самобытная аборигенная культура, экзотический быт, обычаи, языки индейцев Америки («Последний из могикан»). В зрелом творчестве Купера все явственнее драматические интонации писателя, который «разошёлся со своей страной», не приняв воцарившегося в ней культа денег и голого практицизма.

Генри Водсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow, 1807-1882)

Уроженец Портленда и потомок первых переселенцев с корабля «Мейфлауэр», Лонгфелло представляет в американской литературе новоанглийскую традицию, тесно связанную с европейской. Ей соответствуют и полученное поэтом на родине и в Старом Свете первоклассное гуманитарное образование, и фундаментальные штудии европейской классической поэзии, которую он впоследствии преподавал в Гарварде, и многочисленные переводы из нее («Божественная комедия» Данте, многотомная антология «Стихотворения о разных странах» ). Современники знали Лонгфелло прежде всего как поэта-эрудита, живого классика, бесстрастного, несмотря на драматическую биографию, олимпийца. Однако цикл «Стихи о рабстве» , написанный как отклик поэта на животрепещущие проблемы современности, выдает в нем убежденного аболициониста, сочувствующего страданиям чернокожих невольников и призывающего покончить с национальным позором.

Все же в памяти читателей Лонгфелло остается автором одной книги – индейского национального эпоса «Песнь о Гайавате» (1855) . От фольклористики здесь основательное знание этнографического материала, традиций, народных сказаний и верований американских индейцев, от романтизма – сочетание проникновенного лиризма и поэтичности с героикой и грандиозным размахом событий. В Гайавате соединены черты божественные и человеческие. Он выступает в качестве культурного героя: учит соплеменников выращивать маис, строить пироги, устраивать праздники и чтить память предков, обучает их письменности, врачеванию, искусству заклинаний. Одно из наиболее выразительных мест поэмы ‑ пламенная речь Владыки Жизни Гитчи- Манито о Трубке Мира, возвещающей прекращение войн и согласие между всеми обитателями страны. В финале эпоса показана неизбежная смена эпох и цивилизаций: герой вслед за своей возлюбленной Миннегагой и друзьями отправляется в последнее путешествие в «страну Заката», возвещая приход на исконные индейские земли христианских миссионеров.

Трансценденталисты

В середине 1830-х гг заметную роль в духовной жизни Америки стали играть трансценденталисты. Центром движения была неофициальная столица Новой Англии – Бостон. Члены Трансцендентального клуба – философ Р.У. Эмерсон, писатель и моралист Г.Д. Торо, издательница и феминистка М. Фуллер и др. Трансценденталисты не ограничивались беседами и диспутами, сочинениями на философские, религиозные, нравственные темы («Природа» и «Эссе» Эмерсона, очерки Торо), но и непосредственно воплощали свое учение на практике: широко известны лесная робинзонада Торо, изображенная им в автобиографической книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851) , и коммуна Брук Фарм, целью которой было духовное обновление и нравственное самосовершенствование её участников. Ключевым понятием новой романтической философии, возникшей на основе идей философии природы Шеллинга, наукоучения Фихте, неоплатонизма и восточных учений, стало трансцендентальное (т.е лежащее за пределами опыта) как средство познать Бога через собственное мистическое переживание. В религиозном отношении трансценденталисты проповедовали интуитивно-эмоциональный путь постижения мира, в философском плане они воодушевлялись мыслью о единении человека и природы. В сфере нравственной они ратовали за этический индивидуализм, утверждая гуманистическую идею «доверия к себе» (self-reliance) и неразрывную связь индивидуальной души с Мировой Сверхдушой (Over-soul) . В политике же трансценденталисты выступали за полную свободу личности от налагаемых обществом и государством ограничений, вплоть до «гражданского неповиновения» в знак несогласия отдельного человека с официальной позицией (понятие введено в обиход Торо).

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

По масштабу дарования и степени влияния на последующее развитие литературы этому американскому романтику найдется немного равных. Диапазон творческих интересов По охватывает журналистику, эстетику, поэзию, прозу. Из полусотни написанных им стихотворений, преимущественно «малоформатной» лирики, в читательском восприятии прочно закрепились хрестоматийные «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокольчики и колокола», «Эльдорадо» . В основе поэтической концепии По – идея о том, что к высшей Истине можно приблизиться через Красоту, поэтому задачу искусства поэт видит в создании особого, экстатического состояния души, когда только и возможно «прозрение» трансцендентного начала. Этой цели служит принцип «тотального эффекта» , охватывающий весь авторский художественный арсенал и стилистические средства. Поэзия По привлекает своей суггестивностью – неким зачастую невыразимым в словах, скрытым «мистическим смыслом», соединением логического и психологически-эмоционального подтекстов, что заставляет разбуженное читательское воображение работать в заданном направлении, воздействуя на него на всех уровнях поэтики – от звукописи до концепта. Поэтические метафоры По тяготеют к символам и часто бытуют в этом качестве: таковы образы умерших возлюбленных ‑ Ленор, Улялюм, Аннабель Ли, вестник инобытия и страж царства мёртвых Ворон, звон колоколов, знаменующий собой вехи жизни человеческой, вечно недостижимая страна грёз и сновидений Эльдорадо и т.д. Особая роль в суггестивной организации поэтического текста отводится музыкальности . Поэзия По рождается из духа музыки, самого субъективного и оттого самого романтического из искусств, но, в отличие от немецких романтиков, непременно в сплаве с мыслью и словом.

Другую вершину художественного мастерства По обозначила его проза, преимущественно новеллистика. Наряду с В. Ирвингом и Н. Готорном он разрабатывает новые жанровые модификации новеллы: психологические новеллы, иначе называемые «страшные» или «ужасные» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти», «Погребенные заживо», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Лигейя» ); логические (или детективные) новеллы («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук» ); научно-фантастические («Ганс Пфааль», «Сфинкс» ) и сатирические новеллы («Очки», «Разговор с мумией» ).

По разработал канон детективного жанра, согласно которому завязкой действия становится некая загадка, тайна обычно криминального характера, которую предстоит разгадать, раскрыть. В расследовании принимают участие герой ‑ эрудит и эксцентрик, психолог, наделенный недюжинными логическими способностями и тонкой интуицией; рассказчик, строящий всевозможные (нередко ложные) предположения, чье восприятие в целом соответствует уровню обыденного сознания, и полиция. Акцент в детективном повествовании переносится из сферы действий и событий (они представлены в виде умозрительной реконструкции) в область мыслей и интеллекта.

Если детектив у По воспринимается как гимн человеческому разуму и его неограниченным возможностям, то психологические новеллы сосредоточены на пограничных состояниях души и психики человека, „танатологичны”. Примерами обостренного, подчас болезненного, интереса По к феномену перехода от жизни к смерти могут служить описание последних минут героя, приговоренного Инквизицией к изощренной казни, в „Колодце и маятнике”; изображение чувств и ощущений рассказчика, вовлеченного в гигантский водоворот Мальстрем и чудом выжившего; сцены „пира во время чумы” в „Маске красной смерти”; патологическое, вплоть до чувства потери собственного „я”, раздвоение сознания героя в „Вильяме Вильсоне”, мистические встречи с духом умершей возлюбленной, „узнавание” ее в других женщинах в „Морелле” и „Лигейе”; образ заснувшей летаргическим сном и похороненной заживо леди Мадлейн Ашер в „Падении дома Ашеров” и пр.

Отличается от европейского романтизма, что обусловлено историческими особенностями этой страны. История государства начинается с 1776 года – год принятия декларации. Понятие американец не понятие национальности, оно включает в себя выходцев из других народов и наций. Американец – это особый национальный тип людей, который отличается верой в свои возможности и возможности своего государства. После открытия америки ее земли являлись колониями, куда ехали европейцы, обладающие практицизмом, ставившие перед собой реальные цели. Джорш Вашингтон, который являлся ученым и писателем много сделал для того, что бы отстоять независимость америки. Томас Джеферсон автор декларации независимости.

Америка в то время в основном была англоязычная, тяготела к англии и в области культуры и литературы. Ранняя американская литература создается под влиянием анлийской.

Переодизация романтизма в америке:

появление амер. Романтизма. Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер.

Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма, ведется интенсивный поиск национальной художественной традиции, намечаются основные темы. Мировоззрение писателей этого периода оптимистическое. Но зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитазизма во всех сферах жизни общества.

самый плодотворный период. Эдгар По, Генри Логфелло.

Это зрелый этап. Сложная и противоречивая реальность америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков. Большинств писателей высказывают недовольство политикой в эти годы. Т к сохраняется рабство на юге, идет варворское уничтожение коренного населения. Здесь преобладают трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека. Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий печать обреченности в художественный язык проникает символика. Значительную роль начинают играть сверхестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

до начала гражданской войны (1860) романтизм угасает и более явным становится реализм. Период кризисных явлений в романтизме. В связи с гражданской войной романтизм кабы раздваивается. С одной стороны становятся мотивы протеста против рабства с эстетических и общегуманитарных позиций. С другой стороны литература юга, встает на защиту неправого дела.

Появление прозы, в частности Ирвинга и Купера, поэтому основными жанрами являются новеллы и жанр романа.

Основные темы и сюжеты:

1. обработка известных сюжетов из европейской лит ры, черпались из фольклора, ввод фантастических мотивов.

2. Тема фронтира и взаимоотношений белых с индейцами.

3. морская тема и история нового государства.

4. Тема цивилизации и природы.

А. Р. Был связан с историзмом, но не просто воспроизводил историю, а передавал колорит эпохи и характеров

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам.романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац.героя, соц.проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

Вашингтон Ирвинг

Создатель американской новеллы, краткость жанра была близка американцам т к этому способствовала быстротечность жизни и газеты.

Первый сборник новелл 1819 год «Книга эскизов». 1822-1824 выпускает еще 5 сборников. Его новеллы отличались от английских, тк имели романтические элементы, но включали пародийные мотивы. Сюжеты взяты из европейской литры, но с использованием местного фольклора и иронии, плюс американские реалии.

Он открывает американскую словесность европе.

Фенимор Купер

Являлся создателем американского романа. В его произведениях соединялись традиции готического и исторического романов.

Он создавал местный колорит и изображал историю страны. Основной конфликт между современным миром и его героями, а также патриархальным бытом. Героями часто являются индейцы, которые наделены лучшими качествами в отличии от белых.

Написал 33 романа, разных по жанровым характеристикам.

В его произведениях тема фронтира. Фронтир возникает в начале истории США, когда только появились первые поселения белых.

Ф. не обычная граница, а постоянно движущаяся, перемещалась на запад, между освоенными и неосвоенными землями.

Ф. ассоциировался с американской мечтой о равенстве, стремлении к счастью. С другой стороны фронтир предполагает существование двух миров, мира цивилизации и мира природы.КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.