Образы первобытных изображений. Первобытное искусство, Когда же появились первые изображения созданные человеком? Национальный парк Какаду

Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.

Живопись первобытной эпохи. «Звериный» стиль.

Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Мегалитическая архитектура.

Мегалиты (греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение. Типы мегалитических сооружений: менгир - одиночный вертикально стоящий камень. Кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг. Дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней. таула - каменное сооружение в форме буквы «Т». трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня. сейд - в том числе сооружение из камня. каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями. крытая галерея. лодкообразная могила. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической. Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов: 1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.

На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". 2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим. 3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений. Трилит можно назвать простейшим дольменом.

Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. 4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

Палеолитическое искусство.

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века - современников мамонта.

В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие. В верхнем палеолите усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего палеолита теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе. Жизненный, реалистический характер искусства палеолита не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной прорисовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией. Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались. Такой характер имеют, например, замечательный фриз из скачущих друг за другом мохнатых горбоносых лошадок в пещере Ляско (Франция) или схематический рисунок на кости, изображающий группу диких ослов или лошадей в виде шеренги, обращённой головами к зрителю. Сюда же относится изображение группы оленей, у которых видны одни только ветвистые рога; оно живо передаёт непосредственное впечатление «леса рогов», возникающее и в наше время при первом взгляде на табун оленей в голой чукотской тундре. Ещё интереснее красочный рисунок из пещеры Фон-де-Гом (Франция). Слева на нём видна группа лошадей, обращённых головами в одну сторону, туда, где на одном с ними уровне стоит лев с изогнутой спиной и выгнутым хвостом, готовый к прыжку на лошадей.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений при роде, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьеметалка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство палеолита имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.

Пирамиды.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных математических расчетов. Её высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырёх сторон основания - 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка её наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход - вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и - со времени Микерина - 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона - живого Гора - по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Храмы Луксора и Карнака.

На восточном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс культовых сооружений, который складывается на протяжении 1500 лет. Это комплекс храмов в Карнаке. Самой значительной постройкой здесь был храм главного бога Фив – Амона. На его примере можно понять все основные особенности храмовой архитектуры Египта того периода. Храм осмысливался, прежде всего, как земное жилище бога. Он, как каждый жилой дом в Египте, делился на три основные части: открытый двор, приемный зал и внутренние жилые покои, только место приемного зала занял так называемый гипостильный зал – зал со множеством колонн, а место внутренних покоев заняло святилище. Храм, как и жилой дом, обносился глухой стеной и имел парадный вход, оформленный монументальными воротами-пилоном. Боковые входы вели в хозяйственные помещения. Но храм существенно отличается от жилого дома. В основу композиции храма положен принцип строгой симметрии, и все в нем рассчитано на создание особого впечатления у зрителя. От пристани у реки к храму вела мощеная дорога, вдоль которой стояли сфинксы (аллея сфинксов). Этот длинный ряд одинаковых фигур настраивает на торжественный лад и подготавливает зрителя к восприятию храма. Аллея завершается у ворот, представляющих собой две массивные башни. Далее следовал открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, за ним – гипостильный зал, который в храме Амона в Карнаке имеет ширину 103 м., глубину – 52 м. Огромные размеры зала и колонн производили подавляющее впечатление на человека, как бы затерявшегося в этом фантастическом каменном “лесу”. Третья часть храма – святилище бога – была доступна лишь фараону или жрецам. По мере приближения к святилищу пространство храма становится все ниже и уже. Храм Амона в Карнаке начал строиться в ХVI в. до н.э., а завершен был 332 г. до н.э.. Каждый фараон стремился добавить к нему что-то своё. В композицию включены три малых храма: храм Тутмоса III, храм Рамзеса III, храм Сети II. В ХII в. до н.э. фараон Рамзес III построил храм Хонсу, который аллеей сфинксов был связан с дорогой в Луксор. Храм Амона в Луксоре был построен Аменхотепом III в ХV в. до н.э. Храм строился по традиционной схеме, но не был завершен в части гипостильного зала: была построена только его центральная часть с двумя рядами колонн высотой 20 м. Этот незаконченный зал превратился в галерею с двором Рамзеса II, построенным позже. В результате храм приобрел удлиненный и искривленный план. Главное внимание переключается на интерьер, фасад имеет упрощенный монументальный характер. На западном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс царских скальных гробниц, получивший название «Долина Царей» (современное арабское название – Дейр-эль-Бахри). Здесь было обнаружено около 60 погребений фараонов и членов их семей. Некоторые из них представляют собой целые подземные дворцы. Стены гробниц покрыты росписями и рельефами, которые дают представление о жизни, быте, верованиях и обычаях египтян эпохи Нового царства. Заупокойные храмы здесь уже отделены от захоронений: они строились в долине реки. Время Хатшепсут ознаменовалось появлением талантливого архитектора – Сенмута, который занимал высокое положение при дворе. Сенмут руководил строительными работами в храмах Амона (в Карнаке и Луксоре), в храме Мут в Карнаке, высечением обелисков для храма Амона в Карнаке. Главным его произведением стал заупокойный храм Хатшепсут в Долине царей. Это выдающееся произведение архитектуры Египта открывает новый этап в развитии древнеегипетского зодчества.

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив. Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

Фаюмский портрет.

Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими. Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω - выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. Важная особенность фаюмских портретов - использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Основа портретов - древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб). Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне. Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III-IV веков написаны исключительно темперой - техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов. Фаюмские портреты - лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры. После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев - наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Искусство Шумера и Аккада.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный обликМеждуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

Шумеры создали уникальную форму письма - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали. Благодаря этим табличкам мы получили массу сведений о шумерских законах, религии, мифах и т.д. Природные материалы, пригодные для строительства (камень, дерево), в Междуречье отсутствовали, большинство шумерских зданий возводились из необожженного кирпича - в силу этого архитектурных памятников этого периода сохранилось крайне мало. Из построек, доживших до наших дней (частично), наиболее значительными считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, защищавшей здание от наводнений. Храм имел внутренний дворик, на одной стороне которого стояла статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Освещался храм посредством проемов под крышей, а также через высокие входы, оформленные в виде арок. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Особенно выразительны огромные глаза адорантов, зачастую скульпторы их инкрустировали. Характерная особенность шумерской скульптуры - в условности изображения. В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях, происходивших в жизни города (таких как военные походы, закладка храмов и т.п.), так и о повседневных делах (хозяйственные работы и проч.). Рельеф делился на несколько ярусов, последовательно отражавших череду событий. Все персонажи были одинакового роста, однако правителей обычно изображали крупнее других. Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено также, что под видом человекобыка изображали Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство - царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма - зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию. В период правления царя Нарамсина (2254-2218 гг. до н. э.) аккадская империя достигла своего расцвета. Нарамсин был внуком Саргона, основателя империи, и четвертым правителем династии. Блестящее правление Нарамсина отражено в изобразительном искусстве, примером чего может служить стела царя Нарамсина, созданная с целью увековечить военный триумф Нарамсина над горным племенем луллубеев. Впервые художник отказался от деления изображения на регистры, объединив всю композицию вокруг фигуры прославленного правителя. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Справа от деревьев, растущих на склоне горы, изображены побежденные луллубеи, всем своим видом выражающие покорность. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Рядом другой противник, пронзенный стрелой, тщетно пытается вырвать ее из своего горла. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Следом за ним, впереди строя солдат, идут носильщики с луками и топорами. Сам Нарамсин держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем - символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств - покровителей царской власти. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Однако некоторые города на юге Шумера сумели сохранить независимость. Одним из таких городов был Лагаш, которым правил Гудеа (2080-2060 гг. до н. э.). Гудеа прославился строительством и восстановлением храмов. Сохранилось порядка 30 статуй Гудеа, многие из которых хранятся в Лувре. Это портреты, выполненные в основном из диорита и тщательнейшим образом отполированные. В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие.

Искусство Ассирии.

Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) - резиденция царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.


Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

1. Скала белого шамана


Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду


Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием - в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове


Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо


В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль


Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка


Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура


В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос


"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 - 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко


Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.

Петроглифы и наскальная живопись древних людей

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Национальный парк Серра-да-Капивара

После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.


Пещера Ласко

Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».


Национальный парк Какаду

Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.


Найн-Майл-Каньон

Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.


Капова пещера

Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита — около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.


Долина Чудес

Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.


Пещера Альтамира

Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.


Пещера Шове

Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.


Тадрарт-Акакус

Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.


Вади-Метхандуш

Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.


Лаас-Гааль

Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.


Скальные жилища Бхимбетка

Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.


Беломорские петроглифы

Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.


Петроглифы Тассилин-Адджер

Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.


Цодило

Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.


Томская писаница

Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.


Пещера Магура

Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.


Заповедник Гобустан

Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты — сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.


Онежские петроглифы

Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.


Наскальные рельефы в Тануме

Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.


Наскальные рисунки в Альте

Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.


Археологический парк долины Коа

Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.


Ньюспейпер-Рок

В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.


Пещеры Эдаккал

К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.


Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.


Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.


Наскальная живопись в горах Хуа

Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.


Пещера Пловцов

Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.


Хорсшу-Каньон

Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.


Петроглифы Валь-Камоники

В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.


Долина Твифелфонтейн

Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.


Чумашская расписная пещера

Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.


Петроглифы Торо-Муэрто

Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.


Петроглифы острова Пасхи

Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.