Чему учит данная сказка. Конспект занятия «Чему учат сказки? Звери, птицы, рыбы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

г. Лахденпохья

2017/2018уч. год

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки

Учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно - содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

Актуальность темы:

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.

Задачи:

Исследовать воспитательные моменты сказки;

Научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

Научиться анализировать сказки.

Находить полезную информацию.

Учиться делать выводы.

Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка - это жанр литературного творчества.

Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.

Сказка "сказывается" - то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Бытовые.

3. Волшебные.

Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Заяц- хваста»

«Зимовье зверей»

«Кот, петух и лиса»

«Колобок»
«Теремок»

Бытовые сказки - это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Дочь-семилетка»

«Два Ивана - солдатских сына»

Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой - отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход - и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Маша и медведь »

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Сказка «Репка»

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Колобок».

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания - трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать - громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка - это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Делаем вывод, что:

Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» .

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите - героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Приложение 2.

Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/

  • Волшебные превращения
  • Сказкотерапия

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки - это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип - это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы - это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии - сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип - героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич - главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу - по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» - найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» - освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич - это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип - мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем - Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты - также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой - темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга - это проводник в потусторонний мир («Навь» - согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой - в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» - от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала », - говорит Иван-царевич. Баня - это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет - зеркальце, колечко, клубочек ниток, - причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга - это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей - это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей - это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей - могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея - убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип - магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его - и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы - Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна - это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип - тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок - победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках - превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце - озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции »). Ее суть - воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, - придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня - значит, можно»). Навь - это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог - сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают фантазию ребенка, развивая творческий взгляд на мир, заставляя малыша затаить свое дыхание в ожидании чуда.

Воспитательные функции

Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, как бы исподволь, занимаются воспитанием наших детей, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых?

Модель мироздания

Положительный герой

Немаловажную роль роль в воспитании детей сказкой играет формирование образа положительного героя: в первую очередь — доброго (ведь добро всегда побеждает), верного своему слову, иногда — умного, иногда — сильного, защитника своей Отчизны. Если говорить о русских сказках, то это такие произведения, как «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Летучий корабль», «Солдат избавляет царевну», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», различные сказки о русских богатырях (названия приведены по книге А. Н. Афанасьева).

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

Не суди людей по их внешнему виду

Иван-дурак в финале сказки оказывается царевичем, лягушка — прекрасной невестой. Подобные превращения учат ребенка с детства не судить человека «по одежке», по количеству богатства (сказка «Кощей Бессмертный»), а оценивать по делам его. Кстати, в русских сказках и Баба-Яга — не всегда отрицательный персонаж. Иногда она проверяет героя, назначает ему испытание и вручает ему чудесные предметы или дары (сказки «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная»).

Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать (в сказках о Змее Горыныче герой-богатырь идет на чудище три раза и в конце-концов, все-таки, побеждает), а смелость и упорность вознаградятся победой.

А еще — учат патриотизму. Особенно сказки и былины про русских богатырей. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец являются отождествлением защиты Родины от любого агрессора. Эти народные положительные герои вызывают чувство восхищения их смелостью, силой, умом, способностью постоять за Родину и за себя. Так, в ребенке формируется чувство любви к своей Отчизне, желание защищать ее от иноземцев-захватчиков.

А еще — учат любви к родителям, уважению к старшим. Именно герой, который выполняет поручение отца-царя, всегда более почитаем, нежели его нерадивые братья. В награду он, выполнив свои поручения, получает «полцарства».

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Итоги

Вся мораль, которой учат сказки, ненавязчива, воспринимается ребенком легко, в игровой форме. Нельзя обманывать, нельзя жадничать, нужно всегда ценить друзей и помогать добрым, пусть даже не знакомым, людям. сказки учат, что добро обязательно побеждает зло, что хороший поступок «цикличен» и обязательно возвращается к тому, кто его совершает, в виде благодарности.

Уроки эти дети воспринимают с удовольствием, они живут в сказочном волшебном мире, хотят вернуться туда опять (просят почитать в который раз одну и ту же сказку). А иногда и придумывают свои. Это, опять-таки, развивает у малыша образное мышление, фантазию и речевые навыки.

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

Традиционно сказки делят на:

  • Волшебные.
  • Сказки о животных.
  • Бытовые.

Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

Другие сказки

Сказка Чему она учит
Маленький принц Маленький принц - милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.

История учит тому, что счастье - состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.

Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах - выращивании цветов или в восходе солнца.

Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.

Аленький цветочек История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.

Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.

Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

Премудрый пескарь Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.

Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.

История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.

12 месяцев 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.

Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

Кладовая солнца «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.

История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.

Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.

Снежная королева «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.

Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

Кот в сапогах «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.

В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.

Гадкий утенок В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.

Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.

Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.

История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.

Бременские музыканты История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.

В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.

Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

Царевна лягушка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.

Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.

История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.

Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

Красная шапочка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.

Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

    Похожие записи