Кашкин, николай дмитриевич. Кашкин Н. Д Отрывок, характеризующий Кашкин, Николай Дмитриевич

(род. в 1901 г.) - советский микробиолог и миколог, профессор (1938), заслуженный деятель науки РСФСР (1956), лауреат Государственной премии СССР (1951).

В 1926 г. окончил Ленинградский мед. ин-т, затем аспирантуру по микробиологии под руководством Д. К. Заболотного; работал ассистентом того же ин-та и научным сотрудником микробиол. лаборатории АН СССР. С 1935 г. зав. кафедрой микробиологии и зам. директора по учебной и научной части Ленинградского химико-фармацевтического ин-та. В 1937 г. защитил докт, диссертацию об изменчивости дерматофитов. С 1951 г. в Ленинградском ГИДУВ зав. кафедрой микробиологии и микологии, в 1970-1977 гг. научный руководитель отдела глубоких микозов, а затем консультант и научный руководитель Микологического центра.

П. Н. Кашкин опубликовал ок. 250 научных работ, в т. ч. 10 монографий, посвященных мед. микологии, проблеме антибиотиков, биохимии патогенных грибов и серологии микозов, патогенезу и иммунотерапии кандидозных заболеваний, резистентности микробов к сульфаниламидам и антибиотикам, изучению грибковых антигенов, микогенной сенсибилизации и эпидемиологии глубоких микозов. За исследования по морфологии и. биологии дерматофитов, диагностике и эпидемиологии дерматомикозов, обобщенные в монографии «Дерматомикозы человека и животных», удостоен Государственной премии СССР.

Под руководством П. Н. Кашкина выполнено св. 120 диссертаций, в т. ч. 20 докторских. П. Н. Кашкин является членом правления республиканских и ленинградских научных об-в микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов, а также дерматологов и венерологов; состоит членом редакционных советов журналов «Антибиотики», «Вестник дерматологии», членом редакционных коллегий ряда зарубежных журналов США, Франции, ФРГ. Более 10 лет был членом Комитета экспертов ВОЗ по антибиотикам (Женева). П. Н. Кашкин является почетным членом Всесоюзного об-ва дерматологов и микологов, а также об-в дерматологов и микологов Польши, Венгрии и Чехословакии. В 3-м изд. БМЭ редактор редотдела «Аллергология». Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (двумя) и медалями.

Сочинения: Руководство по исследованию дерматомицетов, Л.-М., 1931 (совм, с Под-высоцкой О. Н.); Изменчивость дерматофитов Trichophyton violaceum и Achorion Schonleinii, дисс., Л., 1938; Дерма-томикозы, 1-е изд., Л., 1950, 3-е изд., Л., 1967; Антибиотики и их практическое использование, Л., 1952; Кокцидиоидный микоз, Л., 1960 (совм, с Аравийским А. Н.); Медицинская микология, Л., 1962; Кокцидиоидомикоз и гистоплазмоз, Л., 1969 (совм, с Блиновым Н. П.); Антибиотики, Л., 1970 (совм, с др.); Гистоплазмоз, Кишинев, 1977 (совм, с Бочкаревым М. В.); Руководство по медицинской микологии, М., 1978 (совм, с Шек-лаковым Н. Д.).

Библиография: К 60-летию Павла Николаевича Кашкина, Антибиотики, т. 6, № 11, с. 1048, 1961; К 70-летию Павла Николаевича Кашкина, Вестн, дерм, и вен., № 6, с. 93, 1972; П. Н. Кашкин (к 70-летию со дня рождения), Антибиотики, т. 17, М 5, с. 478, 1972.

Николай Дмитриевич (27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань) - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. "Московские ведомости", "Русские ведомости", журн. "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник" и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в к-рых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. иск-ва, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки" (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. "Московская школа в музыке", 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. иск-ва. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре "Русские консерватории и современные требования искусства" (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: "Учебник музыкальных форм" (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), "Учебник форм инструментальной музыки" (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и "Свободный стиль" (1885) Л. Буслера, "Катехизис истории музыки" (1896-97) и "Акустика с точки зрения музыкальной науки" (1898) X. Римана, "Опера" (4-й т. из кн.: "Руководство к сочинению музыки") И. К. Лобе (1898).

Сочинения: Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), "Московские ведомости", 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения..., СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве (по личным воспоминаниям), "Музыка" (еженедельник), 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, "Музыкальный современник", 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. "Русская воля", П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др.

Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Н. Д. Кашкин (Некролог), "Жизнь искусства", 1920, 26 марта, No 109; Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950; Глущенко Г. С., Кашкин - музыкальный критик (Оперно-драматические проблемы), в сб.: Научно-методические заметки Белорусской консерватории, Минск, 1958; его же, Н. Д. Кашкин и русская опера, Минск, 1960; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, М., 1960, с. 280-93.

И. М.Ямпольский.


Смотреть значение Кашкин Н.Д. в других словарях

Кашкин — Николай Дмитриевич (1839-1920) - российский музыкальный критик. Егостатьи способствовали утверждению русской национальной музыкальной школы.Работы о П. И. Чайковском, М.........
Большой энциклопедический словарь

Кашкин — Ударение обычно ставят на втором слоге, потому что не от кашки, которую дают детям, а от татарского кашка - лысый. (Ф)
Словарь русских фамилий

Кашкин Николай Дмитриевич — Кашкин, Николай Дмитриевич - музыкальный педагог и писатель. Родился в 1839 г. Преподавал в Московской консерватории теорию и историю музыки и игру на фортепьяно. Был музыкальным........
Исторический словарь

Кашкин Николай Николаевич — Кашкин, Николай Николаевич - генеалог (1869 - 1909). Окончил курс в Александровском лицее. В родовом имении Кашкиных, в селе Прыках, Козельского уезда (Калужской губернии),........
Исторический словарь

Кашкин Николай Сергеевич — Кашкин, Николай Сергеевич - петрашевец (родился в 1829 г.), единственный оставшийся поныне (1914) в живых. Окончил курс лицея, служил в министерстве иностранных дел. В 1848 г.........
Исторический словарь

Кашкин Петр Гаврилович — Кашкин (Петр Гаврилович) - генерал-адмирал русского флота, умер в 1768 г. Учился в навигаторской школе в Москве, откуда в 1715 г. переведен был в петербургскую морскую академию;........
Исторический словарь

Кашкин — Николай Сергеевич (2.V.1829 - 29.XI. 1914) - петрашевец. Из дворян Калужской губ. Сын декабриста. Окончил Александровский лицей, служил в Азиатском департаменте Мин-ва иностр.........
Советская историческая энциклопедия

Кашкин, Ал-др Дм. — воен. писат., р. 1846,

Кашкин, Александр Иванович Генеральный директор АО "Хрустальный завод" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области) с 1996 г.; родился в 1947 г. в г. Гусь-Хрустальный; окончил стекольный техникум........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Александр Сергеевич — ген.-майор, род. 1840 г., † в Мюнхене 5 декабря 1883 г. (в
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Аристарх Петрович — генерал-майор и потом тайный сов., упр. Царским Селом, при Екатерине II, род. 172?, † 179?
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Богдан — дьяк, при Ал.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Василий Васильев. — дьяк Конюшенного приказа, 1691
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Димитрий Евгеньевич — генерал-майор (1806 г.), род. 1771, † 1843
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Дм. Евген. — дух. писат. и переводч., ген.-майор (1820-1830
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Евгений Петрович — - генерал-аншеф, генерал-губернатор тульский и калужский, род. 12 января 1737 г., ум. 7 октября 1796 г. Происходил из старинного дворянского рода; его отец, Петр Гаврилович Кашкин,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Иван Александрович — Род. 1899, ум. 1963. Переводчик (специалист в области теории перевода), критик, педагог. Перевел "Кентерберийские рассказы" Дж. Чосера, произведения Э. Хемингуэя, Р. Фроста,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Кирилл Павлович — Действительный член РАМН; родился в 1934 г.; работает на кафедре иммунологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздравмедпрома России; направление........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Конст. Ник. — инж. пут. сообщ., р.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Л. Д. — (Леонид? Дмитр.?), пис. по агрономии и пчеловодству (1890-1900
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Н. Н. — авт. кн. "Эконом. положен. русск. виноградарства" (СПб.,
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Ник. Дм. — музыкал. теоретик и критик проф. теории музыки Моск. консерватории, р. 27 н. 1839 в
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Ник. Ник. — генеалог, р. ок. 1870, уездн. чл. Калуж. окр. суда, † в Лозанне 21 н.
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Николай Дмитриевич — - профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Составил учебник элементарной теории (Москва, 1875); перевел учебник контрапункта Бусслера (Москва,........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Николай Евгеньевич — сенатор, род. 1768 и 1827
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, П. — авт. драмат. произв. "Волк в овчарне"
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Петр Гаврилович — - генерал-адмирал, умер в 1763 г. Первоначальное образование получил в навигаторской школе в Москве, откуда в 1715 г. переведен был в Морскую Академию и по окончании в ней........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин, Сергей Николаевич — (17.4.1799-7.11.1868). - Губернский секретарь, заседатель 1 деп. Московского надворного суда.
Из дворян. Отец - сенатор Ник. Евг. Кашкин (1768-1827), мать - Анна Гавр. Бахметева.........
Большая биографическая энциклопедия

Кашкин Николай Сергеевич — (2 (14). 05. 1829, Калуга 29. 11 (12. 12). 1914, Калуга) - общественный деятель, петрашевец. Сын декабриста, служил чиновником Азиатского департамента Министерства иностранных дел; в........
Философский словарь

Петраше-вец, чиновник Азиатского департамента Мини-стерства иностранных дел, приговорен к катор-ге на 4 года, замененной солдатчиной. Кашкин — сын декабриста С.Н. Кашкина — закончил в 1847 г. Александ-ровский лицей с серебряной медалью. С весны 1848 г. Кашкин служил в Азиатском департа-менте Министерства иностранных дел. С октяб-ря 1848 г. у Кашкина собирался кружок так на-зываемых «чистых фурьеристов», занимавших-ся главным образом изучением трудов Ш. Фурье. В кружок входили , братья Дебу, и др., — всего человек 12. На одном из собраний Кашкин читал речь, основанную на положени-ях труда «Дилетантизм в науке». Собрания происходили еженедельно, по вторни-кам в квартире Кашкина. По утверждению Каш-кина, он познакомился с только на обеде в честь Ш. Фурье 7 апреля 1849 г., куда они решили пригласить и М.В. Петрашевского, а на вечере у М.В. Петрашевского Каш-кин был лишь однажды.
вспоминает: «Младший из всех осужденных был Кашкин <...>, только что окончивший Царскосельский лицей и до того получивший прекрасное домаш-нее образование, так как принадлежал к зажиточ-ной дворянской семье, владевшей значительны-ми поместьями. Кашкин был в высшей степени симпатичный молодой человек с очень гуманны-ми воззрениями. Одним из главных идеалов жизни он ставил себе освобождение крестьян. Верный этому идеалу, он, так же как Спешнев, после 1861 года сделался мировым посредником первого призыва».
Достоевский отрицал факт знакомства с Кашкиным: «Что же касается до Каш<к>ина, то я его и в ли-цо не знаю, и у Петрашевского никогда не ви-дел», да и сам Кашкин утверждал, что не был знаком ни с Достоевским (до 22 декабря 1849 г.), ни с многими другими петрашевцами: «Не был я знаком ни с Достоевским, и Плещеевым, и с очень многими из петрашевцев. Когда нас поставили на Семеновскому плацу, я многих увидал в первый раз» (Исторический вестник. 1914. № 8. С. 559). Любопытно, что А.С. Долинин отмечает перекличку богобор-ческих тирад в (глава «Бунт») с некоторыми положениями доклада Кашкина «Идеалистический и позитивный методы в соци-ологии», который он сделал на собрании своего кружка в декабре 1848 г. Кашкин встречался с Досто-евским, его женой и братом в 1861 г., о чем сви-детельствует письмо Кашкина к Достоевскому от 6 августа 1861 г.: «Мне очень прискорбно, мно-гоуважаемый Федор Михайлович, что за многи-ми хлопотами перед отъездом я не мог найти сво-бодного вечера, чтобы проститься с вами: наде-юсь вознаградить себя в следующий приезд в Петербург. Прошу вас засвидетельствовать мое искреннее уважение супруге вашей и Михаилу Михайловичу и передать им просьбу мою — со-хранить мне доброе расположение, которым я пользовался <...> благодарю вас за добрые часы, проведенные в вашем обществе и поручаю себя вашей памяти».
22 декабря 1849 г. Кашкин вместе с другими петрашевцами был выведен на Семеновский плац. Кашкин вспоминает: «Все мы, проведшие 8 месяцев в одиночном заключении в Петропав-ловской крепости, были разбужены на рассвете 22 декабря, одеты в собственное платье, отобран-ное от нас при заключении в крепость, и отвезе-ны в наемных извозчичьих каретах на Семенов-ский плац. С каждым из нас сидел в карете жан-дарм, и каждая карета была окружена четырьмя конными жандармами. Прибыв на плац, мы были высажены из карет и увидели выстроенный деревянный помост, окруженный решеткой, на несколько ступеней возвышающийся над землей и окруженный с трех сторон войсками от всех частей Петербургского гарнизона. Мы были про-ведены перед фронтом всех этих войск и затем вошли на помост, где плац-адъютантом были расставлены в порядке, определенном пригово-ром генерал-аудиториата, от Петрашевского до Пальма. Моим соседом был Плещеев, с которым мы познакомились, когда аудитор, читая при-говор и обращаясь последовательно к каждому из осужденных, произнес наши фамилии. Ниже нас на земле, кругом помоста, стояло несколько генералов и адъютантов. Ближайшим ко мне был действительно обер-полицмейстер генерал Галахов, с которым я был знаком. Священник в черной ризе произнес нам слово, начинавшееся словами: "Оброцы греха есть смерть, — говорит апостол Павел", и взволнованным голосом убеж-дал нас, что со смертию телесною не все будет для нас кончено и что при помощи веры и покаяния мы можем наследовать жизнь вечную. Затем он дал нам приложиться ко кресту. После прелом-ления палачом шпаг над головами большинства из дворян с нас сняли верхнюю собственную нашу теплую одежду и взамен ее надели длин-ные холщовые саваны с капюшонами и длинны-ми рукавами, в которых мы должны были про-стоять довольно долго при сильном утреннем морозе. Затем Петрашевский, Момбелли и Гри-горьев были сведены с помоста и привязаны длинными рукавами к трем столбам, вкопанным впереди трех вырытых ям, и перед ними в неко-тором расстоянии поставлен был взвод солдат. За спинами осужденных находился существо-вавший в то время на Семеновском плацу зем-ляной вал. Солдатам было скомандовано заря-жать, — и на глаза трех привязанных к столбам подвинуты были капюшоны саванов. Конечно, в это время все осужденные прониклись убеж-дением, что казнь состоится, и тогда я не шепо-том, а громко обратился к стоявшему около по-моста на земле генералу Галахову на француз-ском языке с просьбой указать мне, к кому мы могли бы еще обратиться для исходатайствования разрешения исполнить перед смертью хри-стианский долг, на что генерал, так же громко, ответил мне, что государь был так милостив, что даровал всем жизнь. "Даже и тем", — добавил он, указывая на привязанных к столбам. Все сто-явшие близ меня услышали сказанное, и шеп-нуть мне эти слова генерал Галахов не мог вви-ду разделявшего нас расстояния. Вскоре за тем, по данному сигналу, отвязали от столбов Петрашевского, Момбелли и Григорьева, ввели их об-ратно на помост, и аудитор, снова обращаясь последовательно к каждому из осужденных, прочел новый, окончательный приговор...».
23 декабря 1849 г. Кашкин был отправлен в Ставрополь, в 4-й линейный батальон, участво-вал в боевых операциях и в 1858 г. получил ор-ден «За храбрость». В апреле 1857 г. ему было возвращено дворянство, в сентябре он вы-шел в отставку, поселился в Калуге, управляя имением отца. В мае 1860 г. Кашкину было раз-решено жить в столице, он стал видным либе-ральным общественным деятелем в Калужском комитете по крестьянским делам.
В. Пикуль приводит воспоминания Кашкина: «После ссылки я установил с ним [Достоевским] близкие связи, всю жизнь уважая этого челове-ка. Последний раз я виделся с Достоевским в Пе-тербурге, как раз тогда началась балканская вой-на, писателя я застал больным. Анна Григорь-евна сообщила мне, что вчера у них на квартире было заседание Славянского общества, и Федя так разволновался за страдания братьев-болгар, что с ним случился припадок. Он все-таки вы-шел ко мне, долго говорил о великом будущем славянского мира...». Существует легенда, согласно которой Достоев-ский после поездки в 1878 г. в Оптину пустынь посетил в Калуге Кашкина.

(18391209 ) , Воронеж - 15 марта , Казань) - русский музыкальный критик, педагог, писатель. Профессор московской консерватории по классам обязательной теории.

Биография

Напишите отзыв о статье "Кашкин, Николай Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Кашкин Н. Д. / И. М.Ямпольский. // Гондольера - Корсов. - М . : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - (Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973-1982, т. 2).
  • Кашкин Николай Дмитриевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кашкин, Николай Дмитриевич

Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
– Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
– Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.
– Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал.
– В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте.
– Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
– Вы были на сражении, мы слышали?
– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.

КАШКИН Николай Дмитриевич , российский музыкальный теоретик, критик, педагог, мемуарист. В детстве учился игре на фортепиано у отца - книготорговца и музыканта-самоучки, позднее - у К. Дейнера. Поселившись в 1860 году в Москве, занимался у А. И. Дюбюка (фортепиано и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества, в 1866-1906 - в Московской консерватории (фортепиано, теоретические классы, курс истории музыки; с 1875 профессор), где познакомился с П. И. Чайковским (был одним из ближайших его друзей, постоянным рецензентом его сочинений). С 1918 жил в Казани.

Выступал как музыкальный критик с 1861 года (систематически в 1886-1910), сотрудничал в газетах «Московские ведомости», «Русские ведомости», журналах «Артист», «Русская музыкальная газета», «Музыка», «Музыкальный современник» и др., был летописцем музыкальной жизни Москвы, первым историографом Московской консерватории. Заметную роль в утверждении русской национальной музыкальной школы сыграли его статьи о Чайковском, М. И. Глинке, композиторах «Могучей кучки» (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна статья «Московская школа в музыке», 1910). Большое просветительское значение имели статьи Кашкина о зарубежной классической музыке. Не раз пересматривал своё отношение к различным явлениям музыкального искусства (в частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского). Его воспоминания о Чайковском (по существу первая творческая биография композитора), Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве богаты фактическим материалом, не всегда, однако, точным. Автор популярного в своё время учебника элементарной теории музыки, перевёл на русский язык ряд зарубежных учебников (Х. Римана, И. К. Лобе и др.).

Соч.: Учебник элементарной теории музыки. М., 1875. М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., 1891; Оперная сцена Московского императорского театра. М., 1897; Русские консерватории и современные требования искусства. М., 1906; Очерк истории русской музыки. М., 1908; Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910. М., 1910; Из воспоминаний о П. И. Чайковском // Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953; Воспоминания о П. И. Чайковском. 4-е изд. М., 1954; Избранные статьи о П. И. Чайковском. М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке. М., 1958.

Лит.: Яковлев Вас. Н. Д. Кашкин. М.; Л., 1950; Глущенко Г. С. Н. Д. Кашкин и русская опера. Минск, 1960; он же. Н. Д. Кашкин. М., 1974.