Пракситель дионис. Пракситель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Смотреть что такое "Пракситель" в других словарях

Пракситель - скульптор, живший во времена Древней Греции. Знаменитый ваятель привнес в искусство элементы лирики, преуспел в создании божественных образов. Считается, что именно он был человеком, который первым начал восхвалять в своих мраморных произведениях красоту обнаженного тела. Исследователи называют мастера «певцом женской красоты». Что же еще можно рассказать о нем и его произведениях?

Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

К сожалению, информации об этом талантливом человеке сохранилось мало. Пракситель - скульптор, появившийся на свет в Афинах. Историкам так и не удалось установить точную дату его рождения, считается, что он появился на свет примерно в 390 году до нашей эры. Самое свежее упоминание о мастере датируется 334 годом до нашей эры, оно относится к его работам в Эфесе.

Пракситель - скульптор, за свою жизнь успевший создать около 70 произведений, если полагаться на сведения античных и средневековых источников. Тем не менее, исследователи смогли с уверенностью назвать его автором лишь малой части из них.

Семья

Что известно о семье этого выдающегося человека? статуй, работе с мрамором он научился в мастерской отца - афинского ваятеля Кефисодота. Стоит упомянуть, что отец не удостоился той славы, какую заслужил его сын и ученик. Самое выдающееся его творение - медная скульптура, изображающая богиню Эйрену с младенцем на руках.

Также у Праксителя было два сына - Кефисодот и Тимарх. Известно, что они пошли по стопам отца, однако не пытались в точности копировать его уникальный стиль. К примеру, Кефисодот наиболее преуспел в жанре портретной скульптуры, создал потрет знаменитого оратора Ликурга.

Любовная история

Пракситель - скульптор, который был на протяжении многих лет влюблен в прекрасную Некоторые историки утверждают, что именно черты этой женщины он передал, создавая статую прекрасных богинь. К примеру, не исключено, что именно эта дама позировала ему, когда он трудился над своей знаменитой Афродитой Книдской.

Известны и две портретные статую гетеры, не дошедшие до наших дней, автором которых он является.

Особенности творчества

Какие темы предпочитал затрагивать в своих произведениях гениальный Пракситель? Скульптор, биография которого рассматривается в этой статье, любил создавать изображения богинь и богов. Также сохранилась информация о произведениях, изображающих менад, нимф, кариатид и так далее. Простые смертные представляли для него гораздо меньший интерес.

Мастерством Праксителя восхищались его современники и потомки, античные писатели сравнивали скульптора с другими выдающимися мастерами той эпохи, к примеру, с Поликлетом, Фидием. Особенно благосклонные критики отмечали его способность передавать красоту человеческого тела.

Эстетический идеал

У Праксителя был и собственный эстетический идеал, ему нравилось превозносить красоту юности, которая еще лишена порывистой страсти. Ваятель редко работал с большими композициями, предпочитая сосредотачиваться на лепке отдельных образов. Скульптор никогда не подчеркивал мышцы тела, предпочитая делать упор на нежность.

Интересно, что именно Пракситель - скульптор Древней Греции, который первым рискнул создать статую обнаженной Афродиты. Конечно же, на мастера посыпались упреки в нескромности, однако он не обращал на них внимания. Его Эрот и сатиры, лишившись мышц, превратились в мечтательных, склонных к меланхолии юношей. Лица его статуй святятся нежностью и умиротворенностью.

Самая известная скульптура

Какая работа является самой известной из тех, что создал талантливый Пракситель? Скульптор, краткая биография которого описывается в этой статье, - автор произведения, изображающего бога Считается, что это единственный труд ваятеля, который дошел до нас в оригинале. Скульптура была обнаружена во время раскопок, которые были проведены в Олимпии в 1877 году. Однако некоторые исследователи все же убеждены, что статуя представляет собой всего лишь первоклассную реплику работы творца, тогда как оригинал утрачен безвозвратно.

Скульптура создана из мрамора, на ней изображен бог Гермес, опершийся о древесный ствол. В его правой руке располагается виноградная гроздь, к которой тянет ручки младенец Дионис. К сожалению, кисть руки Гермеса не сохранилась». Исследователи полагают, что работа над этим произведением была завершена приблизительно в 40-х годах четвертого века до нашей эры.

Чем именно так хороша данная статуя? Произведение наполнено внутренней энергией, которую подчеркивает расслабленная поза героя. Безукоризненно прекрасное лицо бога ваятель наделил одухотворенностью, нежностью. Пракситель умело экспериментирует с мерцающей игрой светотени, привлекает внимание к тончайшим нюансам фактуры. Ему удалось подчеркнуть благородство и силу Гермеса, гибкость его мышц. Также можно отметить сияющие глаза статуи.

Юный сатир

Как уже было сказано, ненавязчивая красота юности - тема, которую особенно любил великий творец Пракситель. Скульптор, фото работ которого можно увидеть в данной статье, создал много произведений, превозносящих прелесть молодости. Скульптура «Отдыхающий сатир» принадлежит к их числу. Это произведение, к сожалению, не сохранилось в подлиннике, но остались достаточно неплохие реплики, созданные много веков назад.

Пракситель подчеркивает изящество юного сатира, наделив его непринужденной позой. Герой стоит, облокотившись о древесный ствол, по поверхности тела скользят тени, благодаря которым статуя кажется живой, движущейся. Теплота кожи подчеркивается благодаря тяжелой шкуре рыси, наброшенной на плечо. У Сатира мечтательный взгляд, мягкая улыбка играет на губах. В своей правой руке он держит флейту, поэтому кажется, что он только что оторвался от игры.

Скульптура «Сатир, наливающий вино» также заслуживает упоминания. Предполагается, что она относится к раннему творчеству Праксителя. Статуя выполнена из бронзы, сохранилась лишь в виде копии.

Афродита Книдская

Конечно же, выше описываются еще далеко не все удивительные творения, автором которых является Пракситель (скульптор). входит в число самых выдающихся его работ, о существовании которых известно нашим современникам. К сожалению, оригинал творения мастера не сохранился, однако обитатели современного мира имеют возможность полюбоваться на многочисленные копии этого яркого произведения.

Статую можно назвать уникальной, так как до Праксителя ни один скульптор не позволял себе изображать богинь обнаженными. Его же скульптура является своеобразной отсылкой к истории происхождения Афродиты - прекрасной богини, вышедшей из пены морской, как утверждает знаменитая легенда. Его героиня - женщина, которая уже избавилась от одежды и собирается искупаться.

Ваятелю великолепно удалось подчеркнуть грацию тела прекрасной богини, наделить ее богатым внутренним миром. Не удивительно, что его входит в список самых выдающихся статуй всех времен.

Другие Афродиты Праксителя

Известно, что древнегреческий скульптор Пракситель успел создать несколько статуй богини Афродиты. Исследователи полагают, что в первый раз это произошло, когда ваятель выполнял заказ для Феспий. Историки полагают, что именно к этой статуе восходит Афродита из Арля, которую можно увидеть в Лувре.

Не удалось установить в точности, какими Пракситель сделал двух следующих Афродит. Исследователи обнаружили лишь сведения о том, что одна из этих работ выполнена из бронзы. Гораздо более знаменитой стала Афродита Косская, изображение которой сохранилось на древних монетах. Эта богиня была изображена одетой, ее длинные волосы эффектно ниспадали на плечи. Голову женщины венчал венок, на шее располагалось ожерелье.

Богиня Артемида

Отважную богиню охоты и плодородия также не обошел своим вниманием гениальный Пракситель (скульптор). Его работы, прославляющие Артемиду, дошли до нас лишь в виде копий. К примеру, статуя охотницы, являющаяся творением ваятеля, в течение длительного времени находилась в ее святилище, расположенной у города Антикиры. Пракситель облачил свою героиню в короткий хитон, в руке ее расположил факел.

Вошла в историю и другая статуя Артемиды, которая хранилась в святилище богини, находящемся в Афинах. Было установлено, что эта скульптура была создана в 345 году до нашей эры. Многие исследователи убеждены, что Артемида из Габий, которая хранится в Лувре, является репликой этого произведения.

Третья Артемида Праксителя на протяжении длительного времени украшала святилище Лето. Соседство ей составляли статуи, на которых были изображены Лето и Аполлон. К несчастью, реплики этой известной работы не были обнаружены.

Бог Аполлон

Создателем какой еще известной скульптуры считается знаменитый Пракситель (скульптор)? Его произведения, как уже было сказано, в большинстве своем дошли до нас лишь в виде превосходных копий. Не удивительно, что во многих случаях авторство ваятеля ставится исследователями под знак вопроса. Допустим, это относится и к скульптуре, на которой изображен убивающий ящерицу.

Предполагаемая копия этой работы в настоящий момент находится среди экспонатов Лувра, ранее она располагалась на вилле Боргезе, находящейся в Риме. Юный бог изображен обнаженным, его фигура располагается рядом с деревом, по которому взбирается ящерица. Исследователи полагают, что ящерица в данном случае символизирует огнедышащего Пифона. Это дракон из древнегреческой мифологии, которого убил этот бог, если верить легенде. Данная реплика была создана в первые столетия нашей эры, произошло это еще во времена существования Римской Империи. Существуют еще две неплохие копии, которые можно увидеть в Художественном музее Кливленда и в музее Пия-Климента.

Известно, что оригинальная скульптура Праксителя, на которой изображен бог Аполлон, была изготовлена из бронзы. Копия же, воспроизводящая черты оригинала, создана из мрамора.

Дата и причина смерти Праксителя остаются загадками, которые пока не удается решить исследованиям.

8 – Работы Праксителя

Пракситель, афинский скульптор эпохи Александра Македонского, является одним из самых знаменитых греческих творцов, стоя наравне с Фидием. Его работы - в основном, изображения богов, в которых достигнут совершенно новый уровень человечности и естественности поз

Еще яснее, чем Скопаса, письменные источники обрисовывают Праксителя, его современника, хотя и более юного. Этот художник является в них главным мастером последних десятилетий царствования Александра Великого (370-330 гг.). Людвиг фон Зибель называл "эпохой Праксителя" все поколение, к которому он принадлежал.

Пракситель был афинянин. Его искусство вначале, как и искусство Скопаса, довольствовавшееся полигнотовскими находками, очень быстро вошло в родной ему фарватер аттической красоты, грации, мягкости и подвижности. Но цветущая пора Афин уже миновала. Только очень немногие произведения этого мастера остались в его родном городе. Они были рассеяны по разным городам Греции, островам, малоазийскому континенту, и повсюду распространили славу аттического искусства.

В литературных источниках Пракситель является также изобразителем преимущественно богов, и притом юных и прекрасных, в душевном или чувственном возбуждении. Аполлон и Артемида с их матерью Латоной, Дионис (Вакх) с целым рядом жизнерадостных божеств, Афродита, богиня плотской любви, и Эрос, крылатый мальчик, выросший в юношу, - вот любимцы Праксителя, мраморными и бронзовыми статуями которых он, на удивление современному ему миру и потомству, украшал храмы и площади городов, населенных греками. За изображение смертных брался он лишь изредка: известны две статуи знаменитой гетеры Фрины и всего только одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Выработка типичного атлетического тела уже перестала быть задачей аттического искусства в рассматриваемую эпоху: в нем на первом плане стояло индивидуализирование богов согласно их сущности, то есть более точное, чем прежде, характеризирование типа тех или других определенных божеств. К самым ранним из праксителевских трехфигурных изваяний богов, вероятно, принадлежала группа, украшавшая собой двойной храм Асклепия и Латоны в Мантинее. Она изображала Латону с ее детьми, Аполлоном и Артемидой, а на пьедестале группы были представлены в рельефных фигурах музы и Марсий. Позднее в Риме общее внимание привлекла к себе праксителевская группа Диониса с сатиром Стафилом (олицетворением виноделия) и менадой Мефе (олицетворением пьянства).

Из олицетворений отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты, находившаяся в Книде, была в древности самой знаменитой. Богиня любви была изображена входящей в воду; правой рукой она прикрывала свою наготу, а левой опускала снятую с себя одежду на стоявшую подле нее вазу. Плиний Старший рассказывал, что многие ездили в Книд специально для того, чтобы полюбоваться этой статуей. Одновременно с ней Пракситель изваял другую Афродиту, в одежде, проданную на остров Кос. Знаменитейшие из праксителевских статуй Эроса находились в Феспиях и Парионе на Пропонтиде. К высокочтимым изваяниям богов этого художника принадлежали также мраморный Гермес с младенцем Дионисом на руках, стоявший в храме Геры в Олимпии, Аполлон, убивающий ящерицу (Сауроктон), бронзовая Артемида Браурония в афинском Акрополе и различные изваяния сатиров, в том числе одно, которое сам скульптор считал лучшим из своих созданий.

Довольно ясное понятие о книдской Афродите и парионском мощнокрылом Эросе мы можем составить себе по их изображениям на монетах. Но сами по себе эти маленькие изображения передают великие произведения лишь в общих чертах и неточном виде. И в настоящем случае пополнить наше знакомство с исчезнувшими оригинальными скульптурами могут сохранившиеся мраморные статуи.

Обращаясь прежде всего к подлинным произведениям Праксителя, мы должны снова сказать, что имеем счастье владеть обломком одного юношеского, известного по письменным источникам, произведения этого мастера и еще большее счастье - обладать одним, почти совсем целым, собственноручным, как это удостоверено, произведением Праксителя, относящимся к поре его полной зрелости. Юношеское произведение - пьедестал вышеупомянутой мантинейской группы, рельеф которого изображает состязание Аполлона с Марсием. Обломки этого пьедестала находятся в Национальном музее в Афинах. Аполлон, представленный в одежде, с лирой в руках, сидит слева на утесе, в позе "олимпийского спокойствия". Справа Марсий, совершенно нагой, пытается извлекать на своей двойной флейте победоносные звуки. Но его поражение уже решено бесповоротно. Раб, изображенный в середине между обеими фигурами, уже приближается к нему с ножом в руке, чтобы содрать с него кожу. Все остальные плиты пьедестала заняты музами, характеристика которых еще ограничивается снабжением их музыкальными инструментами или свитками рукописей (рис. 281). Мастерство Праксителя видно в этих стройных, благородных фигурах, которые все, кроме Марсия, полны спокойствия и самодовольства. Конечно, нигде прямо не говорится, что великий мастер собственноручно исполнил рельефы данного пьедестала; довольно эскизная их обработка действительно дает повод предполагать, что они только вышли из мастерской Праксителя.

Относительно произведения зрелой поры этого мастера - оно найдено при раскопках в Олимпии - не может быть никаких сомнений. Трей доказал, что эта находка - сравнительно хорошо сохранившееся, оригинальное, мастерское создание Праксителя, упоминаемое Павсанием. Мы говорим о статуе Гермеса с младенцем Дионисом на руках, стоявшей в храме Геры в Олимпии. На рисунке 282 это произведение представлено в том виде, как оно реставрировано Рюмом. Пополнены правая рука и левая голень с левой стопой. Правая нога и левая рука - древние. Бог ристалищ, юный красавец Гермес, стоит совершенно нагим в спокойной, непринужденной позе. Левой рукой, на которой сидит новорожденный бог вина, он облокотился на древесный ствол, с него живописными складками свешивается накинутый короткий плащ. Держа в поднятой высоко правой руке кисть винограда и устремив свой взор на бога-малютку, Гермес показывает ему как игрушку этот будущий его атрибут и знак власти. Видно, что, маня Диониса виноградом, Гермес, посланник богов, забавляется, но его душа замкнута и не участвует в возложенной на него воспитательной задаче. Трудно вообразить себе что-либо более совершенное, чем юная безбородая голова этой фигуры с короткими кудрями, правильными чертами лица, и что-либо более изящное, чем это крепкое и упругое как сталь, благородно красивое и вместе с тем естественно-соразмерное во всех своих частях тело. Никогда не было изваяно из мрамора ничего более прекрасного, мягкого и жизненного, нежели эта скульптура. Никогда душа и тело не сливались так неразрывно, как в этих чистых формах, в этих тонких чертах.

Фуртвенглер признал за собственноручную работу Праксителя еще одно произведение - голову Афродиты, полную выражения и соединяющую в себе красоту человеческую с красотой божественной; она находилась в коллекции лорда Леконфильда в Лондоне; наконец, такие ученые, как Фуртвенглер и Михаэлис, считали подлинным произведением Праксителя юношескую длиннокудрую голову элевзинского бога подземного мира Эвбулея, Афинский национальный музей. Она также превосходна, но, по нашему мнению, относится к более позднему времени, как о том можно заключить по особенной мягкости ее лепки.

Художник Никий.

Биография

Пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля Кефисодота , родился в Афинах около 390 г. до н. э. Самое позднее упоминание имени Праксителя связано с его работами в Эфесе , которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в Малой Азии появился Александр Македонский .

Есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве Праксителя среди известных нам произведений статую Сатира , наливающего вино. Статуя была сделана из бронзы. К раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи Эрота , выполненные для Феспий и Пария. По мнению большинства исследователей, копией феспийского Эрота является статуя, найденная на Палатине и теперь хранящаяся в Лувре . К скульптуре, сделанной для Пария, возможно, восходит статуя Эрота Боргезе.

Более поздней работой скульптора является статуя Аполлона Сауроктона , выполненная в бронзе.

Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Согласно источникам, к образу Афродиты скульптор обращался несколько раз. Первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для Феспий. Исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в Лувре Афродита из Арля . Богиня изображена полуобнажённой. Какими были две следующие Афродиты, мы не знаем. Известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в Риме , была сделана из бронзы. Наибольшая слава досталась двум последним Афродитам Праксителя - Косской и Книдской. От Косской Афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. Из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.

Оригинал Книдской Афродиты был сделан из мрамора. Составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. На монетах богиня изображена совершенно обнажённой. Её одежда брошена на стоящую слева гидрию . Обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако Пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. Предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.

Развитый стиль Праксителя проявился в статуе Гермеса , вероятный оригинал которой был найден при раскопках в Олимпии в 1877 году. Праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. Найденная статуя Гермеса сделана из мрамора - материала, из которого Пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. По стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м годам IV века до н. э. Статуя изображает остановившегося для отдыха Гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким Дионисом .

К периоду расцвета стиля Праксителя относится оригинал статуи отдыхающего Сатира. Скульптура находилась в Риме. Вероятно, она была сделана из мрамора.

Несколько раз Пракситель изображал Артемиду . В её святилище около города Антикиры находилась созданная Праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. Больше известно о статуе Артемиды Брауронии, помещавшейся в афинском святилище богини. Известна точная дата создания этой скульптуры - 345 год до н. э. Высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в Лувре Артемида из Габий. По времени создания статуя Артемиды Брауронии близка к олимпийскому Гермесу.

Вероятно, к позднему периоду деятельности Праксителя относится третья из созданных им скульптур Артемиды. Эта статуя находилась в святилище Лето, в Мантинее, вместе со статуями Аполлона и Лето. Ни одной копии её до сих пор найти не удалось. Однако удалось найти часть базы этих статуй. На одной из трёх найденных в Мантинее её рельефных плит изображён сидящий Аполлон с лирой, напротив него - Марсий , играющий на флейтах, между ними - скифский раб, готовый покарать Марсия за вызов богу. На каждой из двух других плит изображены по три музы - судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. Предполагается, что рельефы выполнены кем-то из помощников Праксителя по его эскизам.

Источники сообщают, что Праксителем были созданы две портретные статуи гетеры Фрины . Возможное время их создания - между 345 и 338 годами до н. э.­

    Satir-coper-Louvre.jpg

    Сатир, наливающий вино

    Eros - Le Génie Borghèse - MR 140 Ma545.jpg

    Эрот («Гений Боргезе»)

    Artemis Gabii Louvre Ma529 n2.jpg

    Артемида из Габий

    Apollon & Marsyas.jpg

    Аполлон и Марсий на рельефной плите из Мантинеи

    NAMA 3 Muses.jpg

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

    MANA 217 Mantineia base.JPG

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

Память

Напишите отзыв о статье "Пракситель"

Примечания

См. также

Литература

  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., «Наука», 1972. - С. 247 - 254.

Ссылки

  • Соколов Г. Искусство Древней Эллады.
  • Ю. Колпинский.
  • // Masterpieces of Greek Sculpture: A Series of Essays on the History of Art By Adolf Furtwängler, Eugenie Strong. - Cambridge University Press, Aug 26, 2010 - Art - 552 pages. - ISBN 978-1-108-01712-1

Отрывок, характеризующий Пракситель

Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Пракситель Пракситель

(Praxiteles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей, Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и Глиптотека, Мюнхен).

"Афродита Книдская". Мрамор. Около 350 до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино. Ватикан.
Литература: И. Б. Зеест, Пракситель, М., 1941; Г. Д. Белов, Пракситель, Л., 1973; Rizzo G. E., Prassitele, Mil.-Roma, 1932.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пракси́тель

(praxité les) (ок. 390 до н. э., Афины – ок. 330 до н. э., там же), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Работал преимущественно в Афинах. Любимым материалом Праксителя был мрамор. Его статуи почти не сохранились и известны по римским копиям. Единственная из всех работ скульптора, дошедшая до нас в подлиннике, – «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), которая была найдена при раскопках греческого города Олимпия. Её отличает созерцательность, чувственность, идиллическое настроение, виртуозная обработка мрамора. Скульптор использует тончайшие переходы рельефа, тщательную полировку поверхности для создания эффекта нежного, сверкающего идеальной красотой обнажённого тела. В передаче движения фигур Пракситель использовал все лучшие достижения греческой пластики, особенно наследие Поликлета , однако фигуры Праксителя кажутся более лёгкими и грациозными. Согласно легенде, Пракситель изваял первую в истории греческого искусства обнажённую женскую фигуру – статую богини Афродиты, – вдохновляясь красотой своей возлюбленной Фрины («Афродита Книдская», ок. 350 г. до н. э.). Среди др. известных произведений Праксителя – «Аполлон Сауроктон» («Аполлон, убивающий ящерицу», ок. 370 г. до н. э.) и статуя молодого Сатира (кон. 4 в. до н. э.). Известно, что скульптуры Праксителя были раскрашены художником Никием из Афин. В творчестве Праксителя на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н. э. приходят изящество и мечтательная нежность. Пракситель был непревзойдённым мастером в передаче грации тела и безмятежности духа. Искусство Праксителя нашло продолжение в произведениях его сыновей, а также учеников скульптора Кефисодота Младшего и Тимарха.




(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Пракситель" в других словарях:

    Пракситель - Пракситель. Афродита Книдская. Мрамор. Ок. 350 до н.э. Римская копия. ПРАКСИТЕЛЬ (около 390 около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (около 390 около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность (Афродита Книдская, Отдыхающий сатир). Известны по копиям … Современная энциклопедия

    - (ок. 390 ок. 330 до н. э.) древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность (Афродита Книдская, Отдыхающий сатир известны по… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Praxiteles, Πραξιτέλης). Один из замечательнейших греческих скульпторов, живший около 350 г. до Р. X. Он достиг особенного совершенства в изображении женского тела, и лучшим его произведением считается статуя Венеры Книдской. (Источник: «Краткий … Энциклопедия мифологии

    - (Praxiteles) древнегреческий скульптор, главныйпредставитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сынваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Егопроизведения, в противоположность работам афинских скульпторов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (Praxitéles) (около 390 до н. э., Афины, около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П. (исполненные главным образом в… … Большая советская энциклопедия

    - (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370 330 до н.э., а в 350 330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его … Энциклопедия Кольера

    Афродита Книдская … Википедия

    Пракситель - (греч. Praxiteles) (ок. 390 ок. 330 до н.э.) греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий статуи Афродиты Книдской,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ПРАКСИТЕЛЬ - Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Аттическая скульптура VII - V века до нашей эры , М. М. Кобылина , Издание выпущено в 1953 году Издательством Московского университета. Множество фотоиллюстраций в тексте и отдельных наклеенных иллюстраций. Издательская обложка. Сохранность раритета хорошая.… Категория: Скульптура Издатель:

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля , названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.

Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).

По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой – к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.

Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, – такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского , называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке – лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) – в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.

В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида , хранящаяся в Дрездене. Второй вариант – т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н.э., – принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.

Одна из последних работ Праксителя – группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.