Чему учит роман белые ночи. Достоевский «Белые ночи» – анализ

Достоевский написал много замечательных произведений и одна из самых запоминающих работ – это «Белые ночи» Достоевского. Произведение никого не оставит равнодушным. Здесь вместе с героями переживаешь их чувства и пытаешься стать на сторону того или иного героя. Однако нет здесь ни положительных героев, ни отрицательных. Есть здесь лишь настоящее чувство любви и оно непредсказуемо. Сердцу не прикажешь, поэтому мы и видим именно такую концовку и, наверное, такая концовка лучше всего. Мечтатель и дальше продолжит жить в своем мире, среди таких знакомых дворов и улиц Петербурга, мечтая о любимой. Героиня романа, которая пошла по зову сердца, будет ковать свое счастье с любимым.

«Белые ночи» Достоевский краткое содержание и анализ

Сама повесть «Белые ночи» Достоевского и краткое содержание вначале знакомит нас с героем произведения, с Мечтателем. Здесь не фигурирует его имя, да и мало описывается его внешность. Мы знаем лишь, что он мелкий чиновник, который за восемь лет проживания в Петербурге не завел ни одного знакомства. А вот сам город знает очень хорошо. Он живет в своем мире и в своих мечтах влюблен в идеал созданной им девушки. Автор изображает его одиноким чудаком, чувствительным, бескорыстным, искренним и открытым, он робкий с женщинами, не обидчивый. Однажды он встретил живую и настоящую девушку Настеньку, которую спас от пьяницы. Очень часто в произведении Белые ночи Достоевский к Настеньке применяет уменьшительно-ласкательные слова. Вот она открыла «свои умные глазки», «захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом».

Настенька – брюнетка с красивыми глазками, «премиленькая» с «черными кудрями». Она жила с бабушкой и ждала своего любимого человека, который уехал на год, но обещал вернуться и об этом мы узнаем из ее рассказа. Она много о нем рассказывала и постоянно ждала от него весточку, но ничего не было. Вместо этого они каждую белую ночь встречались с Мечтателем, который полюбил девушку и она чувствовала его любовь. В одну из их очередных встреч Настя сказала, что забудет свою любовь, если Мечтатель будет любить и они решают быть вместе. Но, не долгим было счастье Мечтателя, ведь Настя повстречала жильца, в которого и была влюблена. Любовь ее оказалась сильнее, поэтому она, выбрав второго мужчину, оставила Мечтателя одиноким, опустошенным.

Кто-то его, может, и осуждает, за то, что не поборолся за девушку, однако мне кажется, что Мечтатель поступил правильно, как настоящий влюбленный мужчина, который понимает, что девушка отдала сердце другому и только с ним она будет счастлива, а вот с Мечтателем она будет лишь существовать. Он же желал ей только счастья. Ну, а Мечтатель, он обязательно встретить свою женщину, полюбит ее и обязательно приобретет свое личное счастье, по крайней мере, очень хочется в это верить.

Год написания 1848

Жанр — роман

Главные герои: Мечтатель и Настенька

Тема произведения «Белые ночи» это тема одиночества, счастья, смысла жизни и любви. При этом тема «мечтателей», одиноких молодых людей главная тема повести «Белые ночи». Автор показывает, что богатый внутренний мир не спасает от одиночества. И что какими бы ни были мечты, человек всегда будет хотеть реальных событий.

В повести «Белые ночи» Ф.М.Достоевский поднимает проблему маленького человека и его внутреннего мира, в котором живет его главный герой Мечтатель.

Главная мысль -это одиночество людей,их оторванность от реального мира и неумение жить среди людей,наслаждаться радостями жизни,взамен мира призрачных мечтаний и несбыточных грёз.

Смысл названия повести «Белые ночи» : в период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…». А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция «Белые ночи» состоит из 5 глав. Четыре главы с названиями: «Ночь 1», «Ночь 2», «Ночь 3» и «Ночь 4». Пятая глава носит название «Утро». Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом . Таким образом, в названиях отражено развитие сюжета - сон и пробуждение.

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь .

Сюжет «Белые ночи»

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

Мечтанье - есть душа поэтов.
К.Батюшков

Цель урока: дать более полное представление о повести.

Задачи урока:

Познакомить с творчеством писателя 40-х годов;

Рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

Прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского;

Особое внимание уделить образу главного героя;

Познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;

Проследить, как тема “маленького человека” раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.

Оборудование к уроку:

портрет писателя;

книги разных изданий;

интерактивная презентации (программа Microsoft Office Power Point). Презентация ;

Реквизиты: диск с записью музыкальной пьесы Р. Шумана “Грезы”;

костюмы Настеньки и Мечтателя.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы вновь обращаемся к повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и ее героям.

Подобно тому, как увертюра является вступлением к опере или балету, вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана “Грезы”.

После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

Какое настроение владеет вами сейчас?

Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор?

Что вы слышите? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?

(В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть, милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее, надежда и … лиризм, пронизывающий все произведение. )

Думаю, все согласятся с тем, что эти два произведения обладают несомненной близостью характеров.

А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.

Смысл названия повести “Белые ночи”?

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель - главный герой этого произведения - и Настенька. В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”).

А подзаголовок “Сентиментальная повесть” указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется “Утро”; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом .

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь .

Сюжет прост: во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи, когда счастье уже было так возможно, за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один.

Да, конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

Читаем отрывок со слов … “Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить…, я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями”.

Почему у героев складываются почти что сразу дружеские, доверительные отношения?

(Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье

Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет… И на вопрос: “ Кто же вы такой?”. Герой отвечает:

“ …я тип - это оригинал, такой смешной человек!”

Характер этот, этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет, что это “единственный и самый фантастический город в мире”.

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду, глубоко воздействующую на человека.

Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека.

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему “Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского”.

Этой темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М. Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то, что образ мечтателя все-таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж - описание места, где происходят те или иные события. Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев.

В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.

Как вы думаете, почему?

(Вероятно, это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип …)

Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы. Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать, как закончится эта глав: радостно или печально).

Сам герой в своем рассказе признается, что мечтам иногда приходит конец.

“В комнате потемнело; на душе … пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось…”

Так почему и о чем мечтает наш герой?

(Ответ в тексте повести: “Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите, какие разнообразные приключения…Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! Да обо всем…”

(Мечты героя – это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).

Мечтатель закончил…, а Настенька с робким участием спросила:

Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

Всю жизнь, Настенька, - отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!

Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

Знаю, Настенька, знаю! - …и теперь знаю больше, чем когда- нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. До появления романа “Бедные люди”, повести “Неточка Незванова”, “Белые ночи” Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием “Петербургская летопись”, в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но, наш герой тянется к жизни, откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний, чувств. Он готов теперь уже отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

(Сцена на скамейке со слов: “Я не хочу молчать!”)

В конце Настенька сама говорит, что любит Мечтателя, она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты. Но она ушла из жизни так же внезапно, как и появилась. Он не смог удержать ее.

В опережающем домашнем задании вы должны были написать эссе и решить, кто виноват в несчастье Мечтателя?

Закономерен ли финал повести?

Вот, что я прочитала: “Настеньку нельзя обвинять в том, что она снова оставила Мечтателя наедине со своими чувствами и мыслями”. (Соня)

Вы согласны с этой точкой зрения?

(Настенька верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один, но все же благословляет Настеньку.

Читаем конец повести: “Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..”

Теперь вернемся к музыкальной пьесе, с которой начался наш сегодняшний разговор.

В ней вы все услышали тему одного героя - Мечтателя. Состояние души всегда можно выразить в музыке, а ведь музыка и литература, как и все виды искусства, являются отражением жизни.

Мне кажется, вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”. Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда “Достоевский и музыка”:

“В “Белых ночах” музыка создает всю атмосферу действия. Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму, но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

“Белые ночи” - это поэма с наплывающими и возвращающимися темами.

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель, и Настенька живут воспоминаниями и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель, описывая свое утро, говорит:

“Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышимый, забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей”.

Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность “Белых ночей ” выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости, которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление (все, что предшествует появлению Настеньки, чей образ является “главной партией”), четыре части или эпизода и постлюдия “Утро”, в которой Настеньки уже нет.

В “Белых ночах” два героя. И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами, центральным действующим лицом является Настенька. Настенька - видение и реальность, олицетворение белой петербургской ночи.

Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты”.

Согласны ли вы с мнением исследователя о том, что именно Настеньке принадлежит “главная партия”?

(Думается, это не совсем так, хотя, конечно, именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).

Сочувствуя герою, многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: “Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?”

И отвечали: “Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен, - а некоторые добавляли,- горд…”.

Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?

(Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор, и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется, имеет право на счастье.

“Он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это право.., он это заслужил…” (Женя).

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье.

Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки?

Изменится ли он вообще?

(Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему. Мы чувствуем жалость и сострадание, но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Это, конечно, Самсон Вырин из

“Станционного смотрителя” и Акакий Акакиевич из повести “Шинель”.

А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. (Слушаем доклады заранее подготовленных учеников.)

Итак, Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба.

Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

(1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

3.Каждый из героев переживает личную трагедию, теряя самое дорогое, что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич - шинель, Мечтатель - Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по-новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество - то, что составляет их жизнь, почти совсем лишенную радости.

6. Наконец, их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин, не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

Как сложится судьба Мечтателя, мы не знаем, но предположить можем.

7. Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до “маленького человека” нет никакого дела.

Реализм - верность жизни, стремление увидеть и изобразить ее такой, какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на защиту “маленького человека”, их произведения проникнуты беспредельной любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели, чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича: “Я брат твой!”.

А почему для этих писателей тема “маленького человека” была так важна? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти.

Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: “Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?

Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” со словам Н.В. Гоголя из повести “Невский проспект”: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”.

Начнем с того, что Достоевский названием произведения сразу указал на то, что события происходят в Петербурге, а кроме того это названием является неким символом фантастичности и нереальности действия. Но помимо самого названия у повести есть два подзаголовка: "Сентиментальный роман" и "Из воспоминаний мечтателя". Они тоже нам многое говорят. Во-первых, о том, каков жанр и сюжетная линия, во-вторых, о том, что повествование будет идти от первого лица. Правда, сразу возникает вопрос: если своими воспоминаниями делится мечтатель, стоит ли ему всецело верить? Продолжим анализ повести "Белые ночи" Достоевского.

Главный герой повести - кто он?

Почему здесь автор решил построить рассказ от первого лица? Таким образом Достоевский придает повести определенный характер - мы видим исповедь, или размышления в автобиографическом уклоне. Не спроста многие критики сходятся во мнении, что образ главного персонажа напоминает самого автора, который еще молод. Хотя есть версия, что прототипом героя повести стал близкий друг Достоевского, и писал он вовсе не о себе, а о поэте А. Плещееве.

Важно подметить, что у главного героя нет имени. Да, он никак не назван, и таким приемом автор усилил связь с самим собой или своим другом. На самом деле по многим произведениям видно, что об образе мечтателя Достоевский размышлял постоянно, и в его планах была даже задумка сесть за написание романа, полностью отдавшись этой теме.

Анализ произведения "Белые ночи" подразумевает описание главного героя. Он хорошо образован, у него много сил и он молод, однако по характеру совсем робкий. Это одинокий мечтатель. Он грезит о романтике, и эти мысли уводят его от реальности. Мечтатель не думает о повседневных делах и заботах, выполняя их лишь по привычке, а в целом он чужой в своем окружении, и мир вокруг него тоже совсем чужой.

Чтобы обезличить своего героя, Достоевский даже подробно не пишет, на какой он службе состоит и чем в принципе занимается. Друзьями он не богат, девушки у него никогда не было. Все это служит поводом для насмехательств и отстранения людей от него. А самому мечтателю кажется, что он просто помятый грязный котенок, обиженный всеми вокруг, и от любого он ждет подлости.

Поговорим теперь немного о Настеньке - девушке, которую автор противопоставляет нашему мечтателю. Она утонченная и романтичная красавица, родственная душа. Однако, несмотря на это, Настенька наивная и даже ребячливая. Ее чувства искренние и сердечные, она хочет отстоять свое счастье, даже если придется взять возлюбленного и убежать вместе с ним, используя в этих целях того, с кем случайно познакомилась. Но девушке на самом деле самой нужна поддержка.

Другие детали анализа "Белые ночи"

Композиция повести "Белые ночи" традиционная. В тексте пять глав, и только одна называется "Утро" при том, что остальные имеют название "Ночь". Романтика белых ночей в корне поменяли мышление и ощущения мечтателя. Когда он встретился с Настенькой и полюбил ее, он был спасен от нереальных грез и почувствовал, что его жизнь наполнилась действительностью. Главный герой любит девушку чисто и бескорыстно, он даже готов пойти на жертвы ради этой любви.

В качестве эпилога повести Достоевский использует последнюю главу с названием "Утро". Эпилог драматичен и излучает надежду. Вот наступает дождливое серое утро, и все лучшее заканчивается. Прекрасные белые ночи позади, а одиночество снова рядом с мечтателем, но вот что важно в анализе произведения "Белые ночи": герой не обижен и не разочарован. Он простил девушку и благословил ее.

Одна из самых поэтичных повестей Достоевского "Белые ночи" является красивой утопией и мечтой о том, что если человек честен и бескорыстен, он может стать счастливым. А какая романтическая атмосфера создана благодаря фантастическим белым ночам Петербурга!

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте.

Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе.

А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной?

И действительно, в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюбленным.
Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

инженер-строитель.рф шпаклевка стен своими руками быстро