Характеристика свидригайлова в романе преступление и наказание. Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Рассмотрим образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Этот герой является одним из главных персонажей психологического романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (портрет автора представлен в статье). Федор Михайлович это произведение опубликовал в 1866 году. Оно было напечатано в журнале «Русский вестник». А создавалось это произведение в период с 1865 по 1866 год.

Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба этих героя — моральные двойники Раскольникова. Аркадий Иванович олицетворяет собой упадок личности и духовную деградацию, к которым приводит реализация философии Родиона, его взгляда на мир.

Внешняя характеристика Свидригайлова

Рассматривая образ Свидригайлова, опишем сначала его внешние черты. В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел «осанистым барином». У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов — это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее. Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако он на самом деле намного сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав до конца эту статью.

Внутренний мир Аркадия Ивановича

Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Множество сплетен окружает этого героя, одна хуже другой. В смерти супруги Марфы обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также истязал и, в конечном счете, довел до самоубийства Филиппа, своего слугу, избивал девочку.

Исходящую от этого человека опасность ощущает и Дуня — сестра Родиона, в которую этот дворянин влюблен. Свидригайлов говорит сам о себе, что он лишенный норм и принципов человек, который действует по своему хотению и собственной воле. Он не строит оправдательные теории для сокрытия своих поступков, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он «развратный и праздный» человек.

Сравнительная характеристика двух героев — Свидригайлова и Раскольникова

Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом раскрывается благодаря сопоставлению его с Родионом Раскольниковым. Благодаря способностям, опыту, деньгам Аркадий Иванович имеет уже то, о чем может лишь мечтать Родион, — «независимость от людей и абсолютную свободу». Этот герой смог уже давно переступить через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, поскольку Аркадий Иванович глупых ошибок не совершает никогда, сентиментальности не поддается. А студент страдает от всего этого. Родион мучается в душе, все свои моральные силы собирает для того, чтобы заставить совесть замолчать. Аркадий Иванович давно уже не ощущал даже намеков на чувство вины и терзания совести. Его не волнуют прошлые грехи, как и грязные поступки, совершенные им недавно. Все это дополняет его образ. Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить различными преступлениями, наслаждаться собственными низостями.

Аркадий Иванович переступил уже давно моральные границы, пропасть духовного падения этого героя поистине велика. Единственный его жизненный принцип заключается в том, чтобы срывать безжалостно «цветки наслаждения», а затем выкидывать их «в придорожную канаву». Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие — Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион — нет. У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы. А для Свидригайлова это жизненная истина.

Положительные стороны Свидригайлова

Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые. Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого «водоворота». Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку. Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней также берет верх. Ведь Аркадий Иванович, после того как девушка ему жестко отказала, больше не искал с ней встречи, не причинил Соне зла. «Широкая» натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородной и мерзкой одновременно. В его душе отсутствует четкая граница между злом и добром.

Трагическая раздвоенность внутреннего мира Аркадия Ивановича

Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в некоторой мере трагической раздвоенностью его личности. Он, так же как и Родион, воспринимает болезненно несовершенство этого мира, порядки его, основанные на несправедливости и фальши. Но бунт Свидригайлова, с другой стороны, позитивного заряда не имеет.

Он делает добрые поступки лишь «от скуки», поскольку от него не требует ни ущемлений в своих желаниях, ни страданий материальная помощь людям. Лишь к пустоте, а не к самореализации, приводит героя его теория «сильной личности».

Отвращение к жизни и самоубийство

Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем нравственных принципов, чувствует отвращение к жизни. Этот герой хочет убежать от этого, он рискует, убивает, после чего сидит в тюрьме, затем соглашается на побег в Америку или полет на воздушном шаре. Однако тяжесть существования, лишенного смысла, давит на плечи, угнетает. Его везде преследует пошлость, «баней с пауками» пугает вечность. Неудивительно поэтому, что Свидригайлов, пресытившись жизнью, решается на самоубийство. Его душа практически мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

Чему учит судьба Свидригайлова?

Большую роль в произведении играет образ Свидригайлова. «Преступление и наказание» — роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода приводят не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, напротив, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства. Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что выбранный им путь ложный. Он ведет лишь к душевной пустоте. Судьба этого героя учит негативным примером истине, которой придерживается Соня, — нужно принять Христа и очиститься для того, чтобы стать свободным по-настоящему.

Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» имеет психологическую направленность. Поэтому внимание автора направлено в первую очередь не на внешние действия героев, а на их внутренние мысли и переживания.

Одним из ярких образов является образ Свидригайлова. Его полное имя – Свидригайлов Аркадий Иванович. Он – богатый дворянин, имеющий связи, привыкший добиваться своей цели. Его и Лужина объединяет то, что оба они являются моральными двойниками главного героя Раскольникова. Свидригайлов осуществляет на практике теорию Раскольникова. Он добивается того, чего хочет, любым способом. В результате он стал морально опустошенным человеком, который переживает духовную деградацию.

Свидригайлову в романе уже около 50 лет, но выглядит он младше своих лет. Роста Аркадий Иванович был среднего, широк в плечах, одевался по-щегольски. В лице этот барин сохранил еще свежесть и миловидность. Его волосы и борода все еще были густыми. Особая черта – острые голубые глаза, которые смотрели на людей холодно и с долей пренебрежения. Раскольников в симпатичном лице Свидригайлова замечает что-то устрашающее. Таким образом, автор намекает, что главный герой видит свое ужасающее отображение в глазах другого героя.

Об Аркадии Ивановиче ходили разные слухи. Поговаривали, что он был причастен к отравлению жены и самоубийству слуги. Он и сам не отрицал своего крутого нрава. Свидригайлов не пытался строить оправдательных теорий, как Лужин или Раскольников. Он смирился с тем, что он праздный и развратный человек.

Свидригайлов – это проекция на образ Раскольникова. Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, он стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович давно уже перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести в отличие от бедного студента. Для этого барина нет ограничений, все, чего он пожелает, он добивается.

Однако в романе все-таки есть человек, который заставит сомневаться героя в выбранном пути. Это Дуня , сестра Родиона Раскольникова. Девушка красива, и Аркадий Иванович вожделеет ее, хочет добиться ее расположения любой ценой. Но Дуня хоть и бедна, но умная и гордая. Она быстро понимает, что движет Аркадием Ивановичем. Ее сопротивление, моральная чистота что-то переворачивают в душе этого холодного и циничного человека. Свидригайлов влюбляется в Дуню, и пытается добиться ее любви. При помощи шантажа он заманивает девушку в спальню, но его животным замыслам не дано сбыться. Дуня смогла постоять за свою честь и пробудила в Аркадии Ивановиче забытые чувства — благородства и мужества.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» – не однозначен, в его душе нет четкой границы между добром и злом. Он аморален, однако совершает и добрые поступки.

www.sochinyashka.ru

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» играет важную роль. Литературные критики называют этого персонажа одним из двойников главного героя – Родиона Раскольникова, решившегося на убийство ради идеи.

Аркадий Иванович Свидригайлов – человек лет пятидесяти, но выглядит несколько моложе. На голове его практически нет седых волос, он ухожен, лицо можно назвать приятным. Вот только отталкивают голубые глаза – какие-то безжизненные, холодные. Описанию внешности этого героя Достоевский уделяет внимание в своем романе дважды. О личности же Свидригайлова читатель судит по его поступкам.

Это человек, о которых говорят, что их потрепала жизнь. Причем в худшем понимании данного выражения. Глядя со стороны на путь, пройденный Свидригайловым, испытываешь отвращение. В прошлом – большой гуляка и пьяница, картежный шулер, попавший за свои деяния в тюрьму и выкупленный женой.

Казалось бы, такой поступок женщины должен был тронуть сердце Аркадия Ивановича, вызвать если не любовь, то хотя бы благодарность. Однако Свидригайлов не остепеняется, не превращается в порядочного семьянина. Он развратен и не может остановиться. Насилует 14-летнюю девочку-служанку, после чего та кончает с собой. Доводит до самоубийства еще одного человека – слугу Филиппа. Затем хладнокровно отравляет жену.

Пути Раскольникова и Свидригайлова пересекаются на сюжетной линии, связанной с сестрой главного героя – Дуней. Пожилой Аркадий Иванович влюбляется в молодую девушку, работающую у него в поместье. Он пристает к ней, но Дуня отвергает такого ухажёра. Свидригайлов противен, мерзок ей.

Между тем чувство, испытываемое Свидригайловым к девушке, можно назвать человеческим. Похоже на то, что эта страсть была последним всплеском жизни в практически мертвой, изъеденной грехом, душе. Свидригайлов, ненавидящий свое существование, погибающий от скуки, подсознательно пытается спастись. Однако слишком уж грязен он, чтобы чистая девушка могла согласиться быть рядом с ним.

В итоге Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он успевает сделать несколько добрых поступков. Устроить детей Мармеладова, дать денег Соне, чтобы она могла отправиться в ссылку за Раскольниковым, и т.д. Зная, о преступлении, совершенном Родионом, Аркадий Иванович не выдает его полиции.

Он предлагает немалые деньги Дуне, чтобы спасти ее от брака по расчету с Лужиным. Все это говорит о том, что где-то в глубине атеистической души героя теплилась вера в Бога. Зная, что умрет, Свидригайлов, похоже, пытался хоть как-то задобрить небеса.

Аркадий Иванович, наверное, мог бы прожить иначе. Ведь он не родился порочным. Однако, ступив однажды на путь греха, свернуть с него уже не вышло. Болезнь под названием «гангрена души» оказалась несовместимой с жизнью. Поэтому именно такой финал был уготован персонажу Достоевским.

vsesochineniya.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Господин Свидригайлов является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Свидригайлову

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым и поклонником Дуни Раскольниковой, (сестры главного героя, Родиона Раскольникова).

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:
«. Это был человек лет пятидесяти. « О внешности Свидригайлова известно следующее:
«. росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. « «. обеими руками оперся на трость. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…» «. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем.» Свидригайлов — офицер в отставке, дворянин по происхождению:
«Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии. « Свидригайлов — вдовец, муж покойной Марфы Петровны:
«. Может быть. видя себя уже в летах и отцом семейства. « У Свидригайлова есть дети, но он считает себя плохим отцом. По его словам, дети в нем не нуждаются:
«. Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!» Свидригайлов является состоятельным человеком (до смерти жены):
«. Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным. « «Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно. « «. я хоть и небогат. « «. Марфа Петровна. и если и оставила ему нечто. чего и на год не хватит человеку с его привычками. « Господин Свидригайлов — сумасброд:
«. слишком уже строго поступили с этим сумасбродом. « «. этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть. « Свидригайлов — человек «забубенного поведения», то есть отчаянный, способный на все:
«. человек поведения забубенного. « Свидригайлов — грубый злодей, сладострастник и подлец:
«. от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца. « «Это непременно ты… подлец!» «. Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?»

Господин Свидригайлов — развратный, порочный, праздный человек:
«. Действительно, я человек развратный и праздный. « «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей. « Свидригайлов — ужасный, бесчестный человек:
«. Нет, нет, это ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу. « «. Хоть я и знаю, что вы человек… без чести. « Свидригайлов — мрачный, скучный человек, по его собственному мнению:
«. А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. « Свидригайлов — грешный, низкий человек, любящий «места с грязнотцой»:
«. я человек грешный. Хе-хе-хе. « «. я люблю клоаки именно с грязнотцой. « Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается:
«. и в таком скверном и пустом человеке, как я. » (Свидригайлов о себе) «. хотя бы что‑нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно. « Свидригайлов — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, по мнению Раскольникова:
«. В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире.» Свидригайлова не интересует мнение окружающих:
«. Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь. а потому отчего же и не побывать пошляком. « Свидригайлов — очень странный человек:
«Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…» Когда хочет, господин Свидригайлов умеет казаться порядочным человеком и вести себя обворожительно:
«. Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами. « «. Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком. « Господин Свидригайлов — хитрый человек:
«. он человек хитрый и обольстительный насчет дам. «

Это был цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

www.alldostoevsky.ru

Свидригайлов Аркадий Иванович

  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Свидригайлов Аркадий Иванович

(«Преступление и наказание»)

Помещик; муж Марфы Петровны Свидригайловой. В романе дважды даётся его портрет. В начале: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…» В конце романа (в 6‑й части) портрет повторяется, психологически уточняется, конкретизируется: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…»

Впервые Свидригайлов упоминается в подробном письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну Родиону Раскольникову с горьким рассказом о злоключениях его сестры Авдотьи Романовны Раскольниковой, служившей в доме Свидригайлова и его жены Марфы Петровны гувернанткой. Сластолюбивый Свидригайлов преследовал Дуню и, получив отказ, оклеветал, так что ей пришлось оставить место. Правда, впоследствии Свидригайлов признался в клевете, но вслед за матерью и дочерью Раскольниковыми, переехавшими в Петербург, появляется в столице (после смерти жены, которую он, судя по всему, отравил) и начинает буквально преследовать Авдотью Романовну. Случайно оказавшись соседом Сони Мармеладовой, Свидригайлов подслушал исповедь-признание Родиона Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы и пытается этим шантажировать его сестру. Перед этим в разговоре с Раскольниковым его «двойник» (именно такую психологическую роль в романе играет Свидригайлов по отношению к студенту-убийце) откровенно признаётся-рассказывает о былых своих деяниях: был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довёл до самоубийства лакея Филиппа… По Свидригайлову, вечность - «вроде деревенской баньки, закоптелой, а по всем углам пауки».

Этот персонаж - первый настоящий, безусловный и, так сказать, логический самоубийца в мире Достоевского: продумавший самоубийство, подготовивший его, обосновавший и совершивший. Свидригайлов и сам знает, что он погибший - и не только в пороках, но и в самом прямом смысле слова погибший человек. Авдотья Романовна Раскольникова - последняя и единственная его надежда удержаться на этом свете, ещё остаться-продолжить жить. Увы, с её стороны он не может ждать не только терпимости и сострадания (каковыми одаривала порой Аполлинария Суслова, в какой-то мере - прототип Дуни, Достоевского): Дуня его презирает и даже ненавидит - для неё он однозначно отвратителен. А Свидригайлов даже в вине растворить-утопить своё отчаяние не может, ибо, хотя в молодости и отдал обильную дань Бахусу, теперь даже шампанское не любит и не переносит (как, к слову, и сам Достоевский). Его любовь к Дуне - это ещё и не просто влечение пожилого угасающего мужчины к молодой прекрасной девушке, но и его страстное желание хоть кем-то, наконец, стать. Он признаётся Раскольникову: « - Верите ли, хотя бы что-нибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом… н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно…» Но, как ни странно, человек этот боится смерти («. боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней», - признаётся он Раскольникову) Он так мистически боится смерти, что придумал для своего грядущего самоубийства своеобразный эвфемизм - вояж в Америку. Об этом «вояже» он говорит-поминает в разговорах с Раскольниковым, с Соней Мармеладовой. Кстати, в мистическом страхе смерти романные двойники - Раскольников и Свидригайлов - абсолютно схожи. О Раскольникове сказано: «В сознании о смерти и в ощущении присутствия смерти всегда для него было что-то тяжёлое и мистически ужасное, с самого детства. »

Но известно, что многие самоубийцы до своего рокового шага боялись смерти, отрицали её и даже осуждали покончивших с собой. Процесс этот - от отрицания смерти до исполнения «автоприговора» - детально, со всеми психологическими подробностями описан-показан Достоевским на примере Свидригайлова. Он предчувствовал свой трагический конец, но до последнего мгновения пытался избежать его или, по крайней мере, отдалить-отсрочить. Имелось и два варианта для этого: жениться, как он задумал, на 15-летней невинной девочке или же добиться взаимности Дуни Раскольниковой. Девочка-невеста и в самом деле существует - Свидригайлов ездит в её дом с подарками, охотно рассказывает о ней Раскольникову. Сватовство к малолетней невесте, судя по всему, было для него делом не весьма серьёзным - по инерции, по закоренелой привычке к сладострастию и наклонности к педофилии, а вот на Авдотью Романовну человек этот поставил всерьёз. Его мучительная страсть к сестре Раскольникова длилась уже не один день и достигла точки кипения. Ещё когда Дуня жила-находилась в его имении, он готов был по первому же её слову убить жену (что, впрочем, он и сделал позже без всякого соизволения), а теперь он решил поставить на карту собственную жизнь: он выдерживает под дулом револьвера несколько минут - Дуня даже легко ранила его.

Перед решительным, последним свиданием-разговором с Авдотьей Романовной Свидригайлов совершает невероятные для него поступки: оплачивает похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет капитал на устройство её детей-сирот, предлагает Раскольникову 10 тысяч рублей для Дуни, дабы избавить её от вынужденного брака с Лужиным, а всё семейство Раскольниковых от нищеты. Однако ж, странного в этом ничего нет. Свидригайлов прекрасно понимает, что такой, каков он есть, он вызывает у Дуни всего лишь брезгливость и отвращение. Он предпринимает кардинальные, на его взгляд, попытки в единый миг как бы переродиться, сделаться лучше. Предстать перед любимой женщиной этаким благородным и благодетельным рыцарем. У него, к тому ж, имеется ещё один сильный и, как, опять же, ему кажется, благородный козырь в запасе - он мог, но не выдал брата Дуни полиции. Говоря о десяти тысячах для его сестры в разговоре с Раскольниковым, Свидригайлов уверяет: «. я без всяких расчётов предлагаю. Верьте не верьте, а впоследствии узнаете и вы, и Авдотья Романовна. » Но, разумеется, в тот момент не только его собеседник, но и сам Аркадий Иванович не верил в то, что «без всяких расчётов»: расчёт-то, пусть и наивный, как раз был - удивить, поразить Дуню, растопить лёд в её сердце. Но вот, надо отдать ему должное, уже после катастрофы, после рокового для себя свидания с Дуней, Свидригайлов уже совершенно бескорыстно продолжает совершать благодеяния: дарит 3 тысячи рублей Соне (чтобы было на что вслед за Раскольниковым в Сибирь ехать и на что там жить), оставляет аж 15 тысяч своей юной несостоявшейся невесте (хотя, конечно, лучше бы суммы распределить наоборот!). А ведь по складу его натуры и согласно атеистическому мировоззрению, ему должно было перед добровольным уходом из жизни дойти и вовсе до предела цинизма, уж совсем какой-то безобразный выверт сделать-утворить - к примеру, изнасиловать Дуню или выдать-таки брата её, дабы отправить его если не «в Америку» вслед за собой, то хоть на каторгу… Вот как сам Достоевский позже рассуждал об этом в письме к своему читателю и почитателю Н.Л. Озмидову (февраль 1878 г.): «Теперь представьте себе, что нет Бога и бессмертия души (бессмертие души и Бог - это всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу? Ведь я умру, и всё умрет, ничего не будет. »

Выходит, Аркадий Иванович в самых потаённых глубинных извивах своей потасканной души всё же робко надеялся на бессмертие не только в виде закоптелой баньки с пауками, на существование Бога, стремился-желал перед свиданием с Ним, как перед свиданием с Дуней, уравновесить пуды своих преступлений, циничных поступков и грехов золотниками предсмертных благодеяний.

Отпустив-таки Дуню с миром, Свидригайлов случайно обратил внимание на револьвер, отброшенный ею, подобрал: там оставались ещё два заряда и один капсюль. К слову, револьвер этот принадлежал некогда самому Свидригайлову и вот, волею случая, отыскал своего хозяина, сохранив для него единственный и последний выстрел. Впрочем, и этот, последний, капсюль мог тоже дать осечку, - и что бы тогда делать стал в наипоследний момент Аркадий Иванович? Об этом можно догадываться: уже имея револьвер в кармане, за несколько часов до самоубийства, Свидригайлов в полночь переходит через мост и «с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на чёрную воду Малой Невы. » Вполне вероятно, что, не сработай капсюль, он бы просто-напросто утопился. На верёвку этот господин вряд ли согласился бы, не желая опускаться до уровня своего лакея Филиппа. И ещё один весьма любопытный штрих: перед свиданием с Дуней Свидригайлов для куражу выпивает через «не могу» бокал шампанского, а вот перед отправлением в Америку весь вечер поит-угощает каждого встречного-поперечного, бродя по трактирам, сам же не выпивает ни глотка - для совершения самоказни кураж ему уже не нужен. В последние часы своей жизни Свидригайлов делает всё для того, чтобы жизнь эта, окружающая земная действительность осточертели ему до крайнего предела, он словно пытается рудименты предсмертного страха подавить-заглушить окончательно непереносимым отвращением к бытию. Хлещет дождь, воет ветер, а он, вымокший до нитки, бродит допоздна по тёмным улицам, по вонючим грязным кабакам, общается с пьяным отребьем, затем снимает «нумер» в замызганной гостинице на окраине города, словно хочет-намеревается въяве представить себе загробную придуманную им убогую вечность: «Он зажег свечу и осмотрел нумер подробнее. Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову, в одно окно; постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти всё пространство. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого. Одна часть стены и потолка была срезана накось. » Ну, чем не аналог баньки с пауками? Только здесь и пока Свидригайлова одолевают-мучают не пауки, а мухи и мыши - в кошмарах и наяву. Кошмары же чуть не сводят Аркадия Ивановича с ума, и он заранее знал-предчувствовал, что его будут душить кошмары, однако ж, стремясь набрать-накопить поболее злобного отвращения к жизни, он погружается в кошмарное полузабытье вновь и вновь: то он видит в гробу девочку-самоубийцу, загубленную им, то пытается спасти от холода пятилетнюю малышку, но она вдруг начинает соблазнять его. Поразительна здесь подсознательная реакция закоренелого циника и развратника - даже он ужаснулся: «Как! пятилетняя! - прошептал в настоящем ужасе Свидригайлов, - это. что ж это такое. »

И - самые последние поступки-деяния Аркадия Ивановича перед отправлением в последний путь, в «вояж»: он проверяет капсюль в револьвере, пишет традиционную вполне дурацкую записку, мол, в смерти своей никого не винит и. ловит муху. Он долго и упорно пытается поймать муху. «Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно пошёл из комнаты.» Это - Достоевский! Позже, в «Бесах», он воссоздаст-использует ещё раз подобную психологическую деталь, разовьёт её до поистине философского уровня в сцене самоубийства Матрёши, когда Ставрогин, находясь за стенкой, и зная-догадываясь о том, что происходит в чулане, - сначала также упорно ловит муху, а затем начинает пристально рассматривать «крошечного красненького паучка на листке герани».

В описании последних минут жизни Свидригайлова есть ещё одна чрезвычайно любопытная деталь, как бы связывающая его с героем повести В. Гюго «Последний день приговорённого к смерти» с Родионом Раскольниковым и, больше того, с самим Достоевским. Французский преступник, которого везут на казнь, в последние мгновения пути пробегает глазами по вывескам на лавках; Раскольников, идя в участок с признанием-повинной (тоже, по существу, на казнь, по крайней мере - своей судьбы), «жадно осматривался направо и налево», вчитываясь в вывески и даже отмечая в них ошибки («Таварищество»); а князь Мышкин в «Идиоте», рассказывая об ощущениях и мыслях человека (самого Достоевского), которого везут к эшафоту, живописует, как ищет он взглядом знакомую вывеску булочника. Видно, запала эта деталь в память писателя-петрашевца! Вот и Свидригайлов по пути к месту самоказни, взглядом то и дело «натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. »

В последнюю решительную минуту Свидригайлов вёл себя хладнокровно, нервами-чувствами своими владел в полной мере. Он даже как-то усмешливо довёл до логического конца свою шутку-эвфемизм про вояж, объявив случайному свидетелю - караульному солдатику-пожарному (Ахиллесу), - что-де едет в Америку и пусть тот так и объяснит потом полиции: поехал, мол, в Америку. И - спустил курок. Осечки не произошло.

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологический состав фамилии великого литовского князя Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) - похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове - личности «отталкивающей» и «омерзительной».

Пенсия по выслуге лет у пожарных Какая пенсия у пожарных? К сожалению, люди гибнут и в мирное время. По собственному разгильдяйству или халатности жилищно-коммунальных служб. Просто сгорают в собственных квартирах, […]

Совершенно не зря в романе «Преступление и наказание» появляется такая таинственная и мрачная персона, как Аркадий Иванович Свидригайлов. Достоевский достаточно интересным способом противопоставляет его главному герою - Родиону Раскольникову, но об этом немного позже.

Свидригайлов охарактеризован как циничный и безнравственный человек, его мир - это темные петербургские притоны. Неожиданно разбогатевший и получивший власть над крепостными, он встал на путь еще более развратный и губительный. «Мы одного поля ягоды», - говорит Раскольникову Свидригайлов. «Преступление и наказание» - роман с глубокой философской мыслью, которая касается вопросов распознания добра и зла, справедливости преступления и моральной ответственности, раскаяния и наказания. А если брать глубже, то и вопросов государственного строя, и социалистической революции.

Роман «Преступление и наказание». Свидригайлов

Противопоставление автором этих двух героев рисует картину того, что каждый из них имеет свою точку зрения на жизнь и обстоятельства, причем совершенно противоположные. Поэтому и наказания получат разные Раскольников и Свидригайлов. «Преступление и наказание» рассказывает о судьбах этих героев, и вот что интересно: убийца Свидригайлов, отравивший свою жену, в конце романа застрелится, а убийца Раскольников отсидит на каторге целых восемь лет и получит в награду взаимную любовь с которая вслед за ним уедет на каторгу, чтобы хоть как-то облегчить его страдания, и глубочайшее раскаяние в содеянном.

Что же общего у этих героев и что же так разнит их? Почему такая разная судьба?

Свидригайлов («Преступление и наказание»): характеристика

Все дело в том, что по собственному желанию, движимые разными целям, они перешагнули черту дозволенности и пошли на умышленное убийство. Когда стало известно, что Раскольников убил старуху и ее племянницу, Свидригайлов, в отличие от близкого круга Раскольникова, - Разумихина, Дуняши и Сони, воспринял эту новость достаточно хладнокровно, он даже успокаивал и подбадривал тоскующего, болезненно нервного и беспокойного Родиона.

Итак, кто он - Свидригайлов? «Преступление и наказание» (характеристика данного персонажа) показывает, что роман описывает его как человека, которому несвойственно раскаяние в своих поступках и действиях.

Различие

Однако очень удивлен метаниями и сомнениями Раскольникова Свидригайлов. «Преступление и наказание» описывает их встречу и разговор, где Аркадий Иванович говорит Родиону, что если его так сильно замучила совесть и вопросы нравственности, тогда зачем нужно было браться не за свое дело, и выражает все это в грубой и резкой форме.

Так вот, если сравнивать этих двух героев, то все-таки в Родионе осталось то человеческое и живое, что мучило его каждую минуту и секунду, а вот в Свидригайлове этого ничего нет - осталась одна пустота, гнев и разочарование. Отсюда и тот равнодушный цинизм, и точность понимания раскольниковской идеи-теории, которую он прекрасно принимает как за свою. Его слова звучат так: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Вроде все просто и ясно, однако не так просто оказалось жить с этими мыслями в голове.

Оправдание целей

Продолжая раскрывать тему «Преступление и наказание»: образ Свидригайлова», необходимо сразу отметить, что для этого героя нравственные вопросы стали абсолютно лишними, он считает, что достижение «хорошей цели» оправдывает любое злодейство. В его цели входит безграничное сладострастие, ради него происходят какие-то ужасные вещи, умирает Марфа Петровна, погибает молодая девушка, потом Свидригайлов готовится жениться на шестнадцатилетней невесте и замышляет насилие над Дуняшей Раскольниковой, которой хочет добиться любой ценой.

Все и дальше шло бы по его расчетливому и коварному плану, ведь он приехал в Петербург за тем, чтобы получить Дуняшину любовь любой ценой. Он поставил ловушку для Дуни и знает, что «птичка» обязательно в нее попадет. Бедная девушка вынуждена прийти к нему на свидание, чтобы поговорить о тяжкой тайне бедного брата. И это та спасительная соломинка, за которую цепляется Свидригайлов. «Преступление и наказание» в эти минуты накаляет сюжет до предела. Их свидание стало очень сильным и захватывающим местом в произведении.

В итоге схватки, когда Дуня, вырвавшись из сильных рук Савидригайлова, схватила револьвер и направила его на обидчика, тот испугался, и совсем не оружия, а духовной силы девушки. Он отступил перед своей любовью к ней. Именно тогда он окончательно понял, что у него нет спасения от отчаяния, а значит, нет будущего, и теперь его ждет вечность в «банке с пауками».

Свидригайлов арактеристика и образ в романе Достоевского Преступление и наказание

План

1. Многогранность героев романа “Преступление и наказание”.

2. Свидригайлов. Характеристика и образ героя

2.1. Безнравственный злодей

2.2. Свидригайлов и Раскольников

2.3. Любовь к Дуне

3. Конец Свидригайлова

В своем непростом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский изобразил несколько живых и ярких образов, которые до сих пор впечатляют читателей своей неординарностью и сложностью.

В первую очередь, это, конечно же, сам главный герой, - трудолюбивый отзывчивый юноша, решившийся преступить грань дозволенного. Это и Сонечка Мармеладова - обездоленная, лишенная детства, нищая и продающая себя девушка, способная на сильные чувства и искреннюю преданность. Это и отец Сони, и Лужин, и, разумеется, Свидригайлов.

Аркадий Иванович предстает перед читателями красивым мужчиной пятидесяти лет, хорошо одетым, молодящимся. Он - дворянин и бывший офицер, был женат на богатой женщине. Казалось бы, жизнь улыбается этому герою, он полон сил и самомнения, ведь обстоятельства, окружающие его, складываются благополучно. Но не все так просто. Свидригайлов - человек безнравственный и порочный, не имеющий совести и моральных принципов. Из-за таких грязных убеждений, он ломает жизнь себе и другим, становится несчастным сам и делает несчастными окружающих.

В молодые годы он бросает службу, потому что ему тяжело подчиняться армейскому распорядку, жить с товарищами в дружеских отношениях и соблюдать нормы приличия. Не имея постоянного дохода и тратя все свои сбережения на разгульный образ жизни и игру, Свидригайлов становится нищим. За шулерство и долги его сажают в тюрьму. В это время ему оказывает помощь богатая женщина. Марфа Петровна платит огромные деньги, чтобы освободить мужчину, выходит за него замуж и уезжает вместе с ним в деревню.

Другой бы человек, проникшись благодарностью к этой влюбленной дворянке, уважал бы ее и ценил. Но не таким был Аркадий Иванович. Он унижает свою жену и беззастенчиво изменяет ей. “ Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу”, - заявляет этот порочный человек, и еще кичится своей безнравственностью. Но на этом его похождения в деревне не заканчиваются.

С небывалой изощренностью и жестокостью Свидригайлов издевается над крестьянином, и тем самым доводит его до самоубийства. А его аморальные отношения с пятнадцатилетней девочкой вызывают у читателя неодобрение и осуждение. Несчастная девушка убивает себя, но это не оказывает никакого влияния на злодея. Он, не испытывая угрызений совести, продолжает и дальше наслаждаться жизнью и развратом.

Совершая преступления и бесчинства, Аркадий Иванович не мучается, как Раскольников, который терзается, имеет ли он права отнимать у человека жизнь. Свидригайлов совершает свои злодеяния, не задумываясь, и это страшно. Для него не существует преступления или правонарушения, для него существует только потребность удовлетворять свои вожделения и похоти, независимо от того, как это повлияет на других. И хотя он говорит главному герою, что они оба - “одного поля ягоды”, это не так.

Свидригайлов не сомневается в своих злых делах, он не колеблется между добром и злом. Он уже давно стоит на стороне зла и не испытывает ни малейшего признака раскаяния. В противоположность Раскольникову, Аркадий Иванович не замыкается в себе после преступления. Он продолжает жить и стремится получить от жизни все. Потрясающими и неординарными являются отношения между Свидригайловым и сестрой Раскольникова Дуней. Девушка приходит служить в семью Аркадия Ивановича, где он замечает ее и проникается к ней любовью. Скорее всего, мужчину покорила душевная красота и чистота молодой служанки. Она ведет себя кротко и смиренно, с рвением выполняет домашнюю работу, она добра и покладиста. Но у этой податливости есть и другая сторона.

Дуня - честная целомудренная девушка, она бережет свою чистоту и невинность. Никакие угрозы и запугивания, никакие подарки и никакая лесть не может поколебать ее решимости сопротивляться ненавистному барину. Свидригайлов не может смириться с этим. Он думает, что девушке мешает его жена. Поэтому мужчина совершает страшный поступок - становится виновником смерти своей супруги, матери своих детей, которая все время спасала его и избавляла от последствий его грязных проступков. После этого Аркадий Иванович отправляется к Дуне, чтобы заставить ее отдаться ему.

Он шантажирует девушку тайной ее брата и пускается на другие ужасные ухищрения, чтобы совратить несчастную. Но Дуня, доведенная до отчаяния, понимает, что может стать марионеткой в руках жестокого беспринципного человека, которого гнушается и презирает, и решается на убийство. Первый выстрел прошел мимо злодея, а во второй раз девушка не смогла выстрелить и откинула револьвер. Свидригайлов, которого не испугало ни покушение, ни реальная угроза, был сломлен отчаянием и скорбью Дуни, ее погасшим взором и унылой безучастностью. Он понял, что противен своей возлюбленной, что никогда и ни за что она не полюбит его искренне и добровольно. “ — Так не любишь?.. И не можешь? Никогда? Никогда!” - этот тихий короткий разговор решает дальнейшую судьбу героев. Аркадий Иванович, который по-настоящему любит эту стойкую чистую молодую женщину, отпускает ее и решает свести счеты с жизнью.

Его существование лишено смысла, без любимой, которая могла бы стать его отрадой и спасением, он не видит резона в своем существовании. Свидригайлов совершает самоубийство, но, как это ни странно для отрицательного героя, в последние часы своего бытия он совершает благородные поступки, которые спасают жизни других. Мужчина оставляет деньги своей невесте, которая юна и невинна, и Сонечке, благодаря чему та может сменить профессию и следовать за Раскольниковым в ссылку, чтобы позаботиться о его душевном благополучии. Аркадий Иванович также устраивает жизнь детей Мармеладовых. Если бы не его благодеяния, кто знает, чем закончилась бы жизнь главных героев. А так у нас есть надежда, что своим самоубийством Свидригайлов спас Соню и Родиона, что те будут жить долго и счастливо.

Лужин и Свидригайлов

Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".

Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них –Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов–один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

Свидригайлов - человек без совести и чести -как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов-самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов-это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Свидригайлов –зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него–освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он –герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.

Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".

Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

(Роман, 1866)

Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных пфоев. «...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его слову, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. Циник. Любит разврат. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены... Двойник Раскольникова, С. как бы порожден кошмаром героя. Появившись в его каморке, он заявляет, что они — «одного поля ягоды» и предлагает Раскольникову передать сестре Дуне, которая из-за его домогательств была скомпрометирована и потеряла место, десять тысяч. Заманив ее к себе под предлогом важного известия, касающегося ее брата, он сообщает, что Родион — убийца. Он пытается добиться благосклонности Дуни, предлагая спасти Раскольникова, а затем шантажирует ее. Дуня, чтобы предотвратить насилие, стреляет в него из револьвера и промахивается. Однако С, смиряя себя, неожиданно отпускает ее. В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» — звучит искренняя горечь, почти отчаяние.

В отличие от Раскольникова он уже по ту сторону добра и зла и, кажется, не испытывает сомнений. Не случайно С. так беспокоит Раскольникова, который чувствует его власть над собой, своей загадочностью. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. С. развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. По ночам ему являются привидения: Марфа Петровна, слуга Филипп... Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. Не случайно вечность ему представляется в образе деревенской закоптелой баньки с пауками. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботится о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. С. кончает с собой выстрелом из револьвера.