Строгановский дворец - lizzy_darcy. История Описание и фотографии интерьеров Строгановского дворца: самостоятельная экскурсия по дворцу

Стоимость билетов :

Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя


График работы :

  • понедельник – 10:00 – 18:00;
  • вторник – закрыто;
  • среда – 10:00 – 18:00.
  • четверг – 13:00-21:00;
  • пятница – воскресенье – 10:00 – 18:00.

Как добраться:

Дворец находится в пешей доступности от станции метро “Невский проспект”, на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.

Строгановский дворец: история создания

Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.

Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.

Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.

Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.


В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.

Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.

Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.


После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.

Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.

Строгановский дворец: залы

Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.

Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.

Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.

Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.

Обеденные залы Строгановского дворца

Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо. Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал») является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан “Русский Ампир”. Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.

Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.

Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.

Минералогический кабинет строгановского дворца

Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.

Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.

Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.

Строгановский дворец внутри: интерьеры

Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.


Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.

Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго. К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.

Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.

Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.

Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга – это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.

Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.


О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.

В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.

Архитектура здания

Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.

Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.

Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.

Строгановский дворец, что посмотреть снаружи и внутри


Кто жил в Строгановском дворце?

  • Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756);
  • Александр Сергеевич Строганов (1736-1811);
  • Павел Александрович Строганов (1772-1817);
  • Софья Владимировна Строганова (1775-1845);
  • Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882);
  • Сергей Александрович Строганов (1852-1923).

Мифы и легенды

  • Из-за того, что замок был построен так быстро, в народе ходили слухи, что к архитектору Ф.Расстрели каждую ночь во сне приходил злой дух и угрожай расправой, если сроки постройки затянутся, это сводило его с ума, и он стал одержим идеей.
  • Из-за того, что достоверно неизвестно, в каких целях граф Строганов использовал тайные комнаты, сложилось много легенд. Одна из них гласила, что из-за давления со стороны окружающих, у него начались проблемы со психикой. И именно подвал стал местом, где он мог выместить злобу и отдохнуть от людей.
  • Строгановский замок был построен на месте другого после поджога. История с пожаром все еще вызывает сомнения у многих экспертов. Бытует мнение, что он сам поджог дворец из-за плохих воспоминаний. В тот день от него ушла любимая, и чтобы облегчить страдания, он решил уничтожить то, что напоминало о ней больше всего, – дворец.
  • Ходили легенды о суеверии рода Строгановых. Каждое воскресенье в 12 часов в замке должны были зажигаться свечи. Возможно, таким образом они хотели очистить род от проступков, которые приходилось совершать.

Строгановский дворец: видео

Какие проводятся экскурсии

Строгановский дворец входит в комплекс Русского музея. Музей предлагает следующие экскурсии:


Музей в наши дни

В двадцатых годах прошлого века, музейная деятельность Строгановского дворца была прекращена и его заняли постройки хозяйственного назначения. И все коллекции были переданы в Эрмитаж. Очень сильно пострадали и интерьеры, была утрачена большая часть бесценных коллекций картин, книг и минералов.

Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 - 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.

В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в " Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г. помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.

В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.

Архитектура и интерьеры

Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.

Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII - начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе - восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. - Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана - в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.

В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.

Владельцы

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.

Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича - Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это - знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья - Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).

Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923) , который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.

Строгановский дворец (дворец Строгановых) построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа.
Дворец был построен "глаголем" (в плане дворцовое здание имеет форму буквы " Г"). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки. В конце XVIII - начале XIX века Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах - восточном и южном.

В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в "растреллиевском духе", придав парадному двору общее стилевое звучание.

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в "Народный дом-музей (бывший Строганова)", формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был "Электромортрест" Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие "Эра" МСП СССР.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 "Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца".

Проведенные в период 1989-2003 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре города, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф. Б. Растрелли.

Теперь здесь открыт для посетителей Большой зал - единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани "Триумф Героя".

Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленных самыми известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков - Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

В 1992 году по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа Сергея Александровича Строганова (1852-1923), в Нью-Йорке был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Задачей Строгановского фонда является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ИНТЕРЬЕРЫ.

Ф.Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых. Растреллиевская галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой или Танцевальный зал, площадью 128 квадратных метров, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон "Триумф Героя", занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. Сюжетом является триумф мифологического героя, восходящего на Олимп. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается "домашний" архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер этого известного русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII века. Кабинет был выполнен А. Воронихиным в 1791-1792 гг. Он предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А. С. Строганова - на нижнем ярусе и для экспонирования коллекции минералов - на верхнем.

Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: "Огонь", "Воду", "Землю" и "Воздух". Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX века предположительно П. Гонзаго. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную, а ярусы были отделены друг от друга, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х годах, из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана (Москва), в который в 1919 году была передана коллекция минералов из дворца Строгановых, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находилась знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Картинная галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Стены галереи были затянуты зеленым шелком, обрамленным золоченым багетом. (В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена - поверхность стен штукатурили и красили зеленой краской. Облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.)

Вдоль стен стояли несколько диванов и кресел с зеленой обивкой. Этот мебельный гарнитур находится сейчас в фондах Русского музея. Здесь же стояла великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и бронзовые трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф. Томиром.

При передаче Строгановского дворца Институту прикладной ботаники в 1929 году все предметы декоративного убранства были вывезены из Картинной галереи, большей частью в Эрмитаж, а в помещении устроили читальный зал института. Последняя реставрация галереи проводилась в 1964-1966 гг. В 50-60-х годах XX века здесь размещался актовый зал предприятия "Эра". В настоящее время этот ценнейший интерьер остро нуждается в очередной реставрации.

Александр Бенуа называл Картинную галерею "душой" Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1737-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. Этот своего рода музей западноевропейской живописи XVI-XVII веков, созданный замечательным русским меценатом, был открыт для всех любителей искусства.

Использованы материалы сайта http://rusmuseum.ru/

Строгановский дворец – архитектурный шедевр 18-го века, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Домом в стиле барокко владела влиятельнейшая купеческая семья Строгановых.

Строительство дворца продолжалось с 1752 по 1754-й годы: по тем временам небывалая скорость возведения здания. Архитектурный план дома создал Б. Растрелли.

В честь открытия дворца Строгановы устроили шикарный бал, который посетила императрица Елизавета I. Царице настолько понравилось здание из 50-ти роскошных комнат, что она распорядилась следующие свои именины справлять в доме Строгановых.

К сожалению, Строгановский дворец не сохранился в своем изначальном виде. В конце 18-го века в здании вспыхнул мощный пожар, огнем было уничтожено почти все внутреннее убранство. Нетронутыми оказались лишь Большой зал и Парадный вестибюль: эти интерьеры Растрелли дошли до нашего времени. В остальных помещениях обстановка неоднократно менялась.

После пожара во дворце был проведен масштабный ремонт, и он быстро вернул себе звание одного из главных светских мест столицы. На балы к Строгановым приезжали самые красивые дамы Петербурга, богатые кавалеры, знаменитости.

Купцы жили с царским размахом, содержали огромный штат слуг, насчитывающий 600 человек. На весь Петербург славилась щедрость Строгановых: во дворце устраивались бесплатные обеды для горожан. Кстати, знаменитый бефстроганов был придуман поварами этой купеческой семьи.

После 1917-го года Строгановский дворец перешел в собственность государства: владельцы здания эмигрировали. Большевики организовали в доме музей быта русского купечества, затем он был передан петербургской Сельхозакадемии. Многочисленные коллекции картин, статуй, драгоценностей были отправлены в фонды Эрмитажа, а обширную библиотеку Строгановых перевезли в Томск, в местный университет.

Сейчас Строгановский дворец передан в управление Русскому музею. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

Видео: