Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком. "Сен-Санс. Карнавал животных"

Большая зоологическая фантазия

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, - ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь », сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем - в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра - большая зоологическая фантазия, - вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих - не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и - неожиданно - контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.

Музыка

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» -контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини - кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

А. Кенигсберг

Татьяна Юдина
«Сен-Санс. Карнавал животных». Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

СЛАЙД № 1

Cегодня мы познакомимся с французским композитором - Камилем Сен-Сансом .

СЛАЙД № 2

Камиль Сенс- Санс один из корифеев западноевропейской музыки 19 века , чьи лучшие творения являют собой искусства редкого совершенства. Его разносторонняя личность ярко проявлялась в различных областях. Плодовитый композитор, он сочинял музыку во всех существующих жанрах.

СЛАЙД № 3

При этом неустанно концертировал как пианист и дирижер, был музыкальным критиком . Педагогом. Выступал как энергичный организатор и музыкальный общественный деятель. Помимо этого, он был страстным путешественником.

Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие на карнавал . Давайте вспомним, что такое карнавал - это такой праздник, на котором все обязательно должны как- то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы при этом тебя не узнали. На праздниках в детском саду вы любите наряжаться разными лесными зверюшками – белочками, зайчиками, мишками. А кто-то превращается в героя сказки или мультфильма. И тогда мы можем встретиться с Белоснежкой и гномами, Емелей и Несмеяной, Буратино или Мальвиной. Карнавал , на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей , а животных : зверей, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный . Это значит, что всех его персонажей и участников мы не увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка , которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс .

Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почетные гости. Кто же откроет наш карнавал ?

СЛАЙД № 4

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост- с кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи. Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей!

Конечно же. Это царь зверей – лев.

СЛАЙД № 5-6

СЛАЙД № 7

Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке , которая называется «Королевский марш льва» . Ее в один голос (или, как говорят музыканты , в «унисон» ,но очень мощным звуком исполняют струнные инструменты.

СЛАЙД № 8

К струнным инструментам относятся скрипка, альт.

СЛАЙД № 9

Виолончель.

СЛАЙД № 10

Контрабас.

СЛАЙД № 11

И хотя музыка звучит грозно и даже устрашающе, в ней проскальзывает улыбка, улавливается легкий комический оттенок. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая, но в тоже время в ней ощущается мягкая и упругая кошачья походка. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, грозно рычит. (Прослушивание пьесы «Королевский марш Льва» )

На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто это?

СЛАЙД № 12

Белеют бивни, словно снег, животного сильнее нет .

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой,

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно. Это….

КАДР № 13- 14

Точнее Слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку и поднявшись на задние ноги, тяжеловесно закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент – контрабас.

СЛАЙД № 16

Контрабас передает тяжеловесные, неповоротливые, неуклюжие движения танцующей слонихи. В результате получается не танец, а смешная пародия на него.

СЛАЙД № 17

(Прослушивание пьесы «Слон» )

Еще один забавный гость карнавала животных :

СЛАЙД № 18

О ком загадка эта? Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит, ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва. Еда – листочки и трава.

На животе в кармане прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору носит только…

СЛАЙД № 19

СЛАЙД № 20

Вы помните, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а может только прыгать, отталкиваясь только от земли крепкими и длинными задними ногами.

СЛАЙД № 21

Поэтому и музыка , характеризующая это животное , тоже «прыгающая» .Каждая фраза, ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и робко озирается по сторонам. Оглядевшись, кенгуру вновь продолжает свои прыжки.

(Прослушивание пьесы «Кенгуру» )

Затем Сен-Санс предлагает нам переместиться в необычный мир.

СЛАЙД № 22

Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом :

То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,

Вот она, других резвее, бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,

Чешуйки так и блещут у красавицы такой.

СЛАЙД № 23

Это, конечно, подводное царство. Пьеса носит название «Аквариум» .С первых же звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных «водяных» красок. Такое струящееся, волшебное звучание создают высокие звенящие тембры необычных инструментов – это старинные челеста и фисгармония, флейта, скрипка и фортепиано.

СЛАЙД № 24

Челеста, фисгармония.

СЛАЙД № 25

СЛАЙД № 26

Музыка пьесы «Аквариум» искрится и переливается всеми цветами радуги.

СЛАЙД № 27

(Прослушивание пьесы «Аквариум» .)

Из подводного царства мы переносимся в заросли глухого леса, где изредка подает свой голос птица.

СЛАЙД № 28

На дереве высоком сижу я на суку,

И слышно издалека мое «ку-ку, ку-ку» .

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу.

СЛАЙД № 29

Пьеса носит название «Кукушка в чаще леса» .Тихие, строгие и сдержанные аккорды мерно чередуются друг за другом, напоминая осторожные шаги путника, пробирающегося в глухом лесу среди старых вековых деревьев . Мы словно ощущаем сумрак и прохладу темного, дремучего и угрюмого леса. Голос кукушки неизмерно повторяет два звука. Кларнет, который их имитирует, звучит приглушенно, таинственно, словно доносится из далека. В такой мрачной чаще немного страшновато, и это чувство тоже передано Сен-Сансом в музыке .

СЛАЙД № 30

СЛАЙД № 31

(Прослушивание пьесы «Кукушка в чаще леса» )

Следующая пьеса – одно из самых лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено еще одной птице.

СЛАЙД № 32

Горделивый, белокрылый, он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой. Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда все на берегу пруда.

СЛАЙД № 33

Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Теплый, «бархатистый» тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепиано. Подражающего легкому плеску воды.

СЛАЙД № 34-35

(Прослушивание пьесы «Лебедь» )

До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности, мы знакомились с ними. Наконец, они собрались все вместе в Финале – так называется последняя пьеса «Карнавал животных » .

Карнавальное представление завершается жизнерадостным, стремительным танцем. Вновь. Но уже последний раз перед нами мелькают образы знакомых животных , напоминая о себе короткими музыкальными фрагментами . Нас захватывает всеобщее веселье, праздничная, ликующая. Солнечная атмосфера.

СЛАЙД № 36-37

(Прослушивание Финала «Карнавала животных » .)

Описание слайда:

1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.

Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.

Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.

"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".