О роли сказок в воспитании ребенка. Значение сказок в жизни человека

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.


Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

«Рукавичка», «Коза-дереза» украинская сказка, обр. Е. Благининой;

«Два жадных медвежонка», венгерская сказка, обр. А. Краснова и В, Важдаева;

«Упрямые козы», узбекская сказка, обр. Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях», переводе с словацкого С. Могилевской и Л. Зориной;

«Лиса-нянька», переводе с финского Е. Сойни;

«Храбрец-молодец», переводе с болгарского Л. Грибовой;

«Пых», белорусская сказка, обр. Н. Мялика;

«Лесной мишка и проказница мышка», латышская сказка, обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Петух и лиса», переводе с шотланского М, Клягиной-Кондратьевой;

«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, переводе с португальского Ю. Чубкова.

анастасия скворцова
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок , в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах :

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье ") .

Как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")

Что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")

Народная сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.

Ребенок очень рано знакомиться со сказками , и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках .

на одном из занятий целесообразно рассказать детям , как рождались сказки , как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка , Снегурушку, рассказывали еще давным - давно .

Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать сказывают сказки - сказатели сказочники . Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.

Нужно учить ребенка приемами сочинения сказки .

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных . Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый) . Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей» , «Уважай старших» , «Не уходи из дома без разрешения» , но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают , многократно возвращаясь к тексту сказки . Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными , трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок» , «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси - лебеди» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» . Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики» , хитрость - в сказках «Лиса и журавль» , «Лисичка - сестричка и серый волк» и другие сказки . Любовь к труду, в народных сказках , всегда вознаграждается («Хаврошечка» , «Царевна-лягушка» , мудрость восхваляется («Мужик и медведь» , «Лиса и козел» , забота о близком поощряется («Бобовое зернышко» ).

Во всех сказках есть персонаж , который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент,когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках , старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» . Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович» ). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван -царевич и серый волк» ).

Существует такая категория сказок , в сюжетах которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка : запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль , самонаказание, саморегулирование) . Это страшные сказки , или «страшилки» . Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше) . Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам» , но они так, же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былинки об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети , и взрослые в XIX веке.) В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда родителей нет (они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки , в которых никогда нет полной семьи; внучка живет с бабушкой и дедушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. отвественность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложиться на самого ребенка.

Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация : дети - сказатели , получают необходимые атрибуты - шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке . Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то,чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать , что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказатели , но и те, кто сами их сочиняют - сказочники . Нужно учить ребенка приемам сочинения : обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки .

Анализ литературы по данному запросу указывает, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа , его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их исключительным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Характерные особенности сказок (оптимизм, образность и т. д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок , ибо нравственность , изначально заложена в их сюжетах.

Знакомство со сказками можно завершить - «изданием» сборника «Наши сказки » , куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие рисунки к ним.

Таким образом мы видим, что :

сказка - источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов , игр - драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность).

- сказка требует переключению внимания на восприятие . Любя сказку , дети стремятся к сотворчеству с автором или народом .

Любая сказка чему-то учит. Даже в самом страшном сказочном мире есть храбрый герой, который сражается с самыми сильными и невероятными чудовищами и всегда одолевает их. При этом героические поступки он совершает ради спасения кого-то. На помощь ему приходят разные существа и предметы. Помощниками положительных героев становятся мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри, животные и птицы: «сивка – бурка», «утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. А иногда на помощь приходят и неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги – скороходы, живая или мёртвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на добро.

Сказка оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, сосуществуют Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и другие качества. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне.

Люди разных возрастов любят читать сказки. Есть сказки, которые будут интересны только маленьким детям, есть для более широкой возрастной категории. К примеру, существуют сказки для совсем маленьких. В них маленький слушатель узнаёт об окружающем мире, переходя от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке «Три медведя» чётко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует её возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» мы наблюдаем порядок персонажей «от велика до мала». Эти сказки учат последовательности, развивают интеллект.

Так можно сделать вывод, что сказка играет огромную роль в жизни каждого человека. Ещё в детстве она учит нас доброте, порядочности, смелости, помогает разобраться с тем, что хорошо, а что плохо, способствует общему развитию интеллекта.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека» читают:

Поделиться:

Что такое сказка? Сказка – это нравоучительный рассказ с элементами вымысла, фантазии. Хорошая сказка та, где выдумка является лишь оболочкой, под которой прячется чудесная житейская истина, разумная мысль.

Сказка – это, в общем-то, забава. Но во времена глубокой древности сказка имела другое значение, была, как предполагают, эпическим повествованием

о всемогущих существах, богах и их борьбе. С утратой важного смысла (когда народ стал забывать свои языческие верования), она утратила свой прежний стихотворный склад, в основном сказки – в прозе, но следы мерного склада сохранились, особенно в так называемых «присказках» («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

Народные сказки имеют огромное значение в жизни каждого человека и целого народа. Важная роль сказок заключается в том, что они являются ценным хранилищем всего пережитого, зеркалом, навсегда сохранившим отражение былой жизни.

Сохранению материала жизни народа, его мировоззрению мы обязаны изустным сказаниям народа, его сказкам, песням, легендам. Насколько большое значение имеют эти жемчужины, показывает необычайная живучесть их, переживших века, и в целом виде дошедших до наших дней.

Сказки, сказания содержали в себе настолько много общечеловеческого, имели в основе столько общих взглядов, что кочевали от одного народа к другому и всюду пускали глубокие корни, культивируясь на новом месте сообразно местным взглядам, условиям и привычкам.

Главная заслуга сказки заключается в том, что она во все времена на стороне всего правильного, справедливого, доброго. И в то же время сказка — непримиримый «боец» со злом, лихом, ложью, агрессией. Сказка ненавязчиво рассказывает о важных этических категориях – добре и зле.

Русские народные сказки — первооснова русской культуры, русской литературы.

Ценность сказок в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Русская народная сказка – это верная помощница в вырабатывании языковых и речевых навыков человека. Эпитеты, обороты речи из сказок с их классическим и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании. Сказки расширяют кругозор человека, дают возможность увеличить словарный запас.

На сказку возложена важная миссия – воспитание подрастающего поколения.

В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Всем известно, что сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Психологи говорят о том, что впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы. Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама.
Детишки, которые в детстве часто слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми детьми, взрослыми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Необходимо учитывать состояние ребенка и правильно выбирать время для чтения сказок. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на слушание сказки, на общение с мамой или другими взрослыми.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время ребенок расслаблен, у него спокойное настроение ион готов к получению сказочной информации. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами сказка станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: четко выговаривать все звуки, так как ребенок слушает и повторяет услышанное. Если ребенку понравилась сказка, он может слушать ее несколько дней подряд.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Какие же сказки рассказывать (читать) своему ребенку?
К выбору сказки для ребенка, особенно маленького, следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно. А вот от книг, которые принесут ему эмоциональное перенапряжение, сделают шумным и раздражительным, следует отказаться.
Известно, что родители очень хорошо знают своего малыша, они безошибочно смогут предугадать его реакцию на каждую конкретную историю и почувствовать, подойдет ему данная сказка или нет. Разумеется, выбирая любую сказку, если вы с ней незнакомы, сначала следует самому ознакомиться с ее содержанием и проанализировать: насколько персонажи понравятся вашему ребенку, не испугают ли они его и т.д.
Начинать нужно с коротких и простых сказок, чтобы малыш мог уследить за сюжетом. Основными героями первых сказок являются люди и знакомые животные. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» обязательно понравятся ребенку 1-3 лет: героев немного, сюжет несложен и в нем есть элементы повторения.
Начиная читать ребенку сказку, надо заинтересовать его. Сказки для самых маленьких надо читать медленно, нараспев. В процессе чтения мама или папа могут подражать голосам героев, интонировать, жестикулировать, гримасничать. Очень важно уметь показывать удивление, любопытство и другие эмоции, радоваться вместе с ребенком. Для маленьких деток необходимо выбирать красиво оформленные книги. Большие и яркие картинки, не перегруженные деталями.
Детям постарше (3-6 лет) можно читать сказки с более сложным содержанием, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои– быть хорошо знакомы вашему ребенку.
Очень любят дети этого возраста читать сказки в стихах – стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро малыш вслед за вами начнет повторять строчки из «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» или стихов Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина.
Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.
А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лебедушка. Русские волшебные сказки / Под ред. Н. Кузнецова. – 3-изд. М.: Детская литература, 1984. – 159 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Бунятова // Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. -2010. – № 6. – Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article& article_id=7785424 – Дата доступа: 01.11.2011.
4. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996. – 104 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Институт психотерапии, 2000. – 148 с.
8. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 99-106.