Перечень молодежных субкультур. Молодёжные субкультуры. Виды и особенности

Небылицы про готов, шутки над эмо и боязнь скинхедов

Это теперь все хипстеры и рассерженные горожане или в крайнем случае русские националисты, а раньше, в школе и на первых курсах, вся социальная жизнь определялась принадлежностью к той или иной субкультуре. Трансеры, скейтеры, панки и рэперы, тру- и не тру-готы, эмо или позеры. Рубеж 1990-х и 2000-х был золотым веком для молодежных субкультур: о них говорили по телевизору, для них выпускали тетрадки, а только что появившийся интернет помог каждому найти свое место в мире молодежной культуры. W→O→S решил вспомнить, каково же это было, жить в окружении субкультур.

В России готы - люди в черном, приверженцы темной эстетики и исповедующие мрачный взгляд на жизнь - оказались едва ли не самой интегрированной в сетевую жизнь субкультурой, которая оформилась в 1999 году. Тогда же на основе тематических конференций FIDO.net был создан портал , великовозрастный создатель которого Андрей Coroner Наркевич учил вновь прибывших жизни. На сайте выясняли, кто тру, а кто не тру и получали баны за вопросы вроде «Бывают ли негры готами?» (на самом деле да). Сайт работает по сей день и каталогизирует видовое разнообразие готов.

Готы второсортные тусовались на пленэре: в Петербурге - у Дома кино, а в Москве - на Чистых прудах вместе с прочими . Готы на стиле, соблюдающие субкультурные обряды и имеющие кое-какие музыкальные претензии, - соответственно в Red Club и «Точке». Для людей, интересовавшихся дарк-эстетикой, это было славное время в плане начавшихся привозов групп вроде Deine Lakaien или Diary of Dreams, но собственно готические массы все равно слушали в основном «Лакримозу» и HIM, хотя и тщательно это скрывали.

Самыми яркими и комичными были местные сайберготы (cyber goths) - те приплетали к и без того канекалоновым дредам провода, носили очки газосварщика, отплясывали под электро в диапазоне от Wumpscut до Infected Mushroom и при этом, как правило, были напрочь лишены музыкального вкуса и, несмотря на морфологическую схожесть с трансерами, панически боялись приема веществ.

Готы

Суровые парни с выбритыми висками, татуировками, одетые в камуфляжные портки и майки KMFDM, любили готов - на «готоплясках» можно было подцепить «готическую сосалку» и почувствовать себя сверхчеловеком рядом с дергающимися сайберготами. Убежищем индустриальщиков в интернете стал портал , методичкой - созданный ныне покойным саратовским деятелем Дмитрием Толмацким (проект DMT) .Несмотря на грозную парадную атрибутику вроде костюмов химзащиты и часто присущего индустриальщикам политического радикализма и тяги к оккультизму, они относились к себе с изрядной самоиронией. В локальном фольклоре в ходу были шутки вроде «Ты переносишь свое звуковое оборудование в ванную потому, что акустика классная, а электрические разряды не дают тебе расслабиться» и «Грузовик - тоже твое музыкальное оборудование». Среди тру-индустриальщиков считалось признаком хорошего тона засыпать под Throbbing Gristle или How to Destroy Angels Coil, презирать NIN и поздних Ministry (девочкам делались поблажки), собирать продукцию лейбла Wax Trax на кассетах и устраивать сейшены на заброшенных стройках с сеансами звукоизвлечения с помощью шпал, арматуры и кенгурятника от папиного внедорожника.

Индустриальщики

В российском сознании эмо остались непонятными существами в полосатых колготках, с мягкими игрушками, приколотыми на розовые рюкзачки, пирсингом и длинными челками. Эмо должны были ходить в депрессии и выражать свои эмоции как можно более открыто. Их главными музыкальными кумирами вроде как были позорный немецкий коллектив Tokio Hotel и российская группа Amatory. В действительности же это была довольно солидная субкультура, уходящая корнями в американский хардкор 80-х, с убеждениями, намешанными из веганства, молодежного протеста и стрейт-эйджа (сложной системы отказа от алкоголя, наркотиков и других допингов). В рядах эмо проходили постоянные споры о том, настоящий ли ты эмо (слушаешь ли эмоциональный хардкор и знаешь ли истоки субкультуры) или позер (не знаешь ничего). Обуреваемая противоречиями эмо-культура в какой-то момент исчезла практически полностью и лишь недавно пережила ренессанс благодаря серии ностальгических вечеринок с названиями вроде «Верни мне мой 2007-й».

Эмо

Альтернативная точка зрения

Российским ребятам, которые любили хип-хоп, было непросто. Сейчас хип-хоп - это мейнстрим и фактически универсальный язык, который понимают все. Тогда же возникало много вопросов: почему исполнители черные и ведут себя в клипах как гангстеры, а не попса ли это (положение ухудшилось после появления Тимати), могут ли белые ребята, да еще из школы читать рэп так же, как великие мастера. Даже с самоназванием были проблемы: считалось, что рэперы - это гангста, а те, кто не хотел ассоциировать себя с ними, называли себя «хоперы». Рэперы по идее воевали со скинхедами, потому что те против музыки черных. У Децла даже была песня на эту тему . В реальности близость скинхедов не была такой фатальной. Многим скинам тоже нравился хип-хоп, и Salt-n-Pepa слушали вперемешку с «Коловратом». Из-за никудышного знания языка восприятие западной хип-хоп-музыки было в основном музыкально-ритмическим. А героями настоящего российского хип-хопа были только Bad Balance, а затем Михей. Ну и решите для себя наконец: «Onyx - лох» или «Onyx - бог».

Рэперы, или хоперы

Толкиенисты и хиппи

Самые свободные люди в этой стране. Будущие программисты и перспективные российские ученые часто были хиппи и ролевиками (не обязательно одновременно). Из важных атрибутов - культура автостопа как универсального способа путешествия по стране, почти обязательное увлечение фэнтези-литературой и фенечки с цветовой кодировкой. Кодировка была сложной, так что приходилось искать объяснения всех цветов в интернете и распечатывать, чтобы не запутаться. Правда, разные списки противоречили друг другу. Красный с черным носят склонные к суициду или фанаты группы «Алиса», красно-белые фенечки - у сторонников свободной любви, которая была так важна в момент полового созревания. Фенечки нужно было плести вручную и дарить (покупать их было нельзя). Если все фенечки куда-то пропадали (их могли срезать в милиции или дома злые родители) то можно было прийти на любое хиппи-сборище, даже совершенно незнакомое и получить по фенечке от каждого, кто там находился. Местами скопления московских хиппи (которые так себя не называли) были клубы «Форпост» и «Живой уголок», довольно долго «Билингва», а из общественных пространств - Чистые пруды.

Толкиенизм был отдельным явлением, которое сейчас практически полностью выродилось или превратилось в более серьезное и агрессивное движение реконструкторов. Ключевыми местами для того, чтобы помахать деревянными (а потом дюралевыми) мечами, были Царицыно и Филевский парк. Принадлежность к субкультуре предполагала знание эльфийского языка, что привело к тому, что в России до сих пор есть десятки тысяч человек, которые могут по памяти пропеть отрывки песен из «Сильмариллиона». Важными событиями были Хоббитские игрища, где несколько дней подряд можно было оставаться орком или эльфийской принцессой (но обязательно в берцовых сапогах). Музыканты у толкиенистов назывались «менестрели». Популярнейшие из них - это Тэм Гринхилл, Канцлер Ги, Иллет и рок-орден «Тампль». Во времена толкиенистов орден прославился эпической оперой «Финрод-зонг» по «Сильмариллиону» Толкиена.

Субкультура, у которой не было особых предпосылок для развития в России. Зато был свой Христос. Мальчики-первоклассники середины 1990-х выбирали себе друзей из тех, кто мог правильно ответить на вопрос «Кто убил Курта Кобейна?». Определенной идеологии гранжеры не исповедовали, а из одежды выделялись только балахонками с обложкой Nevermind. Места для других гранж-команд (может, за редким исключением для Pearl Jam) в их сердцах не оставалось, но у них было одно важное преимущество: логотип Onyx на заборе очень легко и эффектно переделывался в логотип Nirvana.

Гранжеры

Теперь подростки-электронщики рубежа 1990–2000-х кажутся самой интеллектуальной, созидательной и при этом герметичной субкультурой. Студенты-технари, компьютерщики и просто слегка аутичные музыкальные задроты особо не тусовались, а точечно собирались в интернет-тредах а-ля «Как спаять карманный терменвокс?» и прицельно посещали привозы от промоутеров вроде «Светлой музыки» и смежные вечеринки. Российским центром электронного движения был город Ижевск - там не только зарождались прогрессивные локальные IDM-проекты, но и вся мировая мода сперва приходила туда, а уж потом докатывалась до столиц: получалось путешествие из Бристоля через Ижевск. Ребята в очках и капюшонах плотно сидели на продукции Warp Records, непререкаемыми авторитетами были Amon Tobin, Aphex Twin и Autechre. Движение породило собственные лейблы вроде Lagunamuch или Zvezda, где еще почти подростки-энтузиасты учились пахать неблагодатную грядку отечественного музыкального бизнеса.

Электронщики

Субкультура со сложной судьбой, фактически повторившая ситуацию с эмо. Сами бритоголовые парни в гриндерсах могли исповедовать широкий спектр убеждений: изначальная английская субкультура не предполагала обязательного расизма и национализма (и музыкой скинов долгое время был регги), но в обществе укоренился стереотип об опасной уличной субкультуре расистов, готовых устроить драку по любому поводу. А поскольку воевать было еще мало с кем (приток мигрантов начался значительно позднее), то врагов искали среди белых братьев, фанатевших от рэпа и другой черной музыки. В начале 2000-х субкультура начала развиваться: появился русский аналог модов, еще одной британской субкультуры, сочетавшей агрессию с любовью к хорошей одежде, а также антифа как борцы с расизмом и любыми проявлениями бритоголовости и просто большое количество скинхедов, не имеющих отношения к национальной розни. Потом все эти игры закончились и начались погромы овощебаз и фильм «Околофутбола». Но это уже совсем другая история.

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

Современное урбанизированное общество, в основном мультикультурное, включает большое количество субкультур, определяемых в социологии (также в антропологии и культурологии) как группы и убеждения которых отличаются от интересов общей культуры.

Субкультуры - это совокупность культур групп несовершеннолетних людей, различных по стилям, интересам, поведению, демонстрирующих неприятие Самобытность каждой группы во многом зависит от социального класса, пола, интеллекта, общепринятых традиций морали, национальной принадлежности её членов, характеризуется предпочтением конкретного , стиля одежды и причесок, сборами в каких-то местах, употреблением жаргона, - то, что формирует символику и ценности. Но надо отметить, что сегодня каждая группа не характеризуется строгой идентичностью, она может изменяться, иначе говоря, лица свободно переходят из одной группы в другую, смешиваются различные элементы из разных субкультур, в отличие от классических отдельных категорий.

Молодежная субкультура может определяться как образ жизни и способ его выражения, разработанный в группах. Основной темой в её социологии является связь между социальным классом и повседневным опытом. Так, в работе французского социолога говорится о том, что главным фактором, влияющим на характер группы, является социальная среда - род занятий родителей и тот уровень образования, который они могут дать своим детям.

Существует немало исследований и теорий относительно развития этих культур, в их числе и концепция падения нравов. Некоторые историки утверждают, что примерно до 1955 года молодежная субкультура как таковая не существовала. До Второй мировой войны молодые люди, которых называли исключительно детьми до вступления их в совершеннолетний возраст, во всяком случае если говорить о западном обществе, имели очень мало свободы и никакого влияния.

Понятие «тинэйджер» имеет свои истоки в Америке. Одной из причин появления молодежных групп называют повышение культуры потребления. На протяжении 1950-х годов растущее количество молодых людей начало влиять на моду, музыку, телевидение, кино. Молодежная субкультура сформировалась окончательно в середине 1950-х в Великобритании, когда появились тедди-бои, отличавшиеся особым вниманием к своему внешнему виду (им на смену в 1960-х годах пришли моды) и рокеров (или тон ап бойз), отдававших свои предпочтения мотоциклам и рок-н-роллу. Многие компании приспосабливались к их вкусам, разрабатывая маркетинговые стратегии, создавая журналы, как например английский музыкальный журнал «New Musical Express» (сокращенно NME), в конечном итоге появился и телевизионный канал - MTV. Открывались модные магазины, дискотеки и другие заведения, ориентированные на богатых подростков. Реклама обещала новый, захватывающий воображение мир для молодых людей через потребление предлагаемых товаров и услуг.

Тем не менее, некоторые историки утверждают, что молодежная субкультура могла появиться и раньше, в период между мировыми войнами, приводя в пример флэппер-стиль. Это была «новая порода» девушек в 1920-х годах. Они носили короткие юбки, стригли коротко волосы, слушали модный джаз, чрезмерно красили лицо, курили и пили алкогольные напитки, водили автомобили, в целом демонстрировали пренебрежение к тому, что считалось нормами приемлемого поведения.

Сегодня не существует какой-то одной доминирующей группы. Молодежные субкультуры в современной России представляют собой в большей степени формы западных молодежных культур (например, эмо, готы, хип-хокеры), но характеризуются российской спецификой.

Чкаловская средняя школа № 1

Северо-Казахстанской области

Ярошинская Светлана Эдмундовна

Учитель истории и обществоведения

«Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи»

Содержание :

2.Особенности молодежных субкультур, конфликт молодежных субкультур.

3. Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи.

6. Интервью с представителями молодежных субкультур, специалистом по делам молодежи.

Список использованной литературы.

1. Что такое молодежная субкультура? Основные черты.

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре -это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них.

Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

По сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб-, обозначающая голое структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры

Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика.

Под субкультурой следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.

Согласно современной точке зрения субкультура - это особая сфера культуры . Скажем так, это образование внутри культуры , которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний - все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре. Конечно, каждая субкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительно для посвященных. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

2.Особенности молодежных субкультур, конфликт между ними.

Существуют особенности, которые характеризуют молодежную субкультуру в целом. Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством.

Досуг все больше становиться основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество, размышление, праздник. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

Одной из специфических черт молодёжной субкультуры является «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Соответственно меняется ценностная палитра подросткового сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, уважение к окружающим. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.
Таким образом, Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.
Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.
Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур от конфликтах происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.
Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.
3. Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи.

Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем.

Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих.

Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.

Анализируя можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

Потребность в энергетической разрядке;

Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;

Отсутствие эмоциональной адаптации;

Подверженность эмоциональному заражению;

Критичность;

Бескомпромиссность;

Потребность в автономии;

Отвращение к опеке;

Значимость независимости как таковой;

Резкие колебания характера и уровня самооценки;

Интерес к качествам личности;

Потребность быть;

Потребность что-то значить;

Потребность в популярности.

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Таким образом, подростки примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

4.Знакомство с видами субкультур.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. Молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

1
.Эмо.В последнее время направление эмо становится очень популярно среди молодежи. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние. Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок. Но в эмовском направлении это з
начит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов. Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства. Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т.д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т.е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола. Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветныхбраслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды. Эмо - музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США - как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо - музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

2. Готы.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом. Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно. Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды .

Также, хочется рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки. Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей.

5. Гопники. Гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам. В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест - парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

Выделяются следующие основные признаки субкультур

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

В качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В ходе работы над проектом, мы нашли материал, в котором даны необходимые условия успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника конструктивный диалог предполагает:

- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,

- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

- раскрепощению, принятию воспитанником себя,

- овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,

- освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся.

Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя - является важными составляющими имиджа.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

- создание в группе позитивного эмоционального климата;

- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

- приобретения опыта самовыражения в этой группе;

- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

6. Интервью с представителями молодежных субкультур, специалистом по молодежной политике.

Интервью с представителями молодежной субкультуры «эмо».

Самигатова Галия :
«Меня зовут Самигатова Галия. Я учусь в 9 «А» классе. Когда я заинтересовалась субкультурой «Эмо» мне было 14 лет.

В этой субкультуре мне больше всего понравились яркость и стиль одежды. Они очень эмоциональны, но скрытны, где-то одиноки. Просто мне надоело это однообразие, хотелось что-то изменить. И вдруг моя подруга стала эмо. Это меня и подтолкнуло стать эмо.

Конечно же, каждая субкультура влияет на нравственные ценности каждого человека.

Поначалу я даже не была похожа на эмо, потом стала затягиваться. Летом, когда я ездила в Астану, я ходила на сходки и даже ничем не отличалась.

Потом я стала грустнее, мысли мрачнее. Чувствовала себя одинокой. Меня постоянно преследовало чувство, что жизнь скоро кончится. Начала ругаться нецензурной бранью, хотелось умереть. Даже сейчас в жизни есть такие моменты, но всё - равно не так.

Меня больше всего привлекает на данный момент субкультура «Аниме». Я смотрю мультсериалы такие как «Вампик», «Тетрадь смерти» и другие».

Мордас Алина:

«Меня зовут Алина Мордас. Я учусь в 9 «А» классе Чкаловской средней школы №1 . Эмо я стала в возрасте 13 лет.

В этой субкультуре меня привлекали: стиль одежды, замкнутость, розовый и чёрный цвета.

В «Эмо» я подалась из-за жизненных обстоятельств. Во всех сферах моей жизненной деятельности меня окружали проблемы. Постоянные ссоры с подругами, с родителями. Учёба на тот момент меня тоже не радовала. Мне хотелось закрыться от всех, замкнуться в себе, но не сдерживать своих эмоций. Мне хотелось создать свою маленькую вселенную, где никто мне не будет мешать. Просто хотела спрятаться от всех в свой внутренний, душевный уголок и не выходить из него, так как мои хрустальные, розовые мечты разбивались об чугунный лоб реальности.

Субкультура «Эмо» давно привлекало моё внимание. Я не могла окунуться в неё с головой так ка: « Эмо- это не только яркая одежда, слёзы и растрёпанные волосы. Эмо- это состояние души».

После того, как я стала представителем этой субкультуры, за мной пошла моя подруга. Это меня возмутило. Я до сих пор храню обиду на неё. Меня это ранило. Она как –будто без моего согласия вторглась в мой маленький мир, который я придумала только для себя.

«Эмо» бесспорно на меня повлияло. Я стала замкнутой. Преследовали странные мысли, о которых мне не хочется вспоминать. Я испортилась. Жалею ли я о том, что была - эмо… Может в какой-то степени «да». Но субкультура оказывает не только отрицательное, но и положительное влияние на человека. Как говорится: «Учусь на ошибках!». Я научилась ценить всё, что имею, всех кто со мной рядом. Я узнала, кто мой настоящий друг и научилась ценить жизнь.

Сейчас я представитель субкультуры «Ulzzang ». Эта японская субкультура приветствует позитивные эмоции, бантики и розовые щёчки.

Вот, моя маленькая история о том, как я была Эмо».

Интервью у гота (не пожелал называть своего имени):

-Когда Вы решили стать готом? В каком возрасте и почему?

Это у меня началось с 7 класса, сейчас я в 11. Я очень люблю черный цвет, люблю что-нибудь неординарное, и фильм «Папины дочки»! В этом фильме моим кумиром стала Настя Сиваева, которая играла роль Дарьи. В ней я увидела себя, мы немного схожи характерами. И я решила стать такой как она. Стала много читать о готах, сменила гардероб.

-Какую музыку предпочитаешь слушать?

- Готику, готик-металл, классику. Конкретно : “Lacrimosa”, “To Die For”, “Death Stars”, “The 69 Eyes” и многое другое .

-В чем твои идеалы духовной нравственности?

Многие считают, что готы – это «нелюди». Что мы любим смерть и тому прочие. Суть нашей идеологии - смакование боли и страданий, так что смерть надо еще выстрадать. Готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Я отношу себя к к обычным готам, которые на жизнь смотрят просто(все мы смертны), не заглядывают в прошлое, любят темные тона в одежде. Я также люблю своих родных, желаю им счастья. Только единственно хочу, чтобы они принимали меня такой какая я есть.

- Часто готы собираются вместе?

В обычной жизни – нет, чаще в чатах. Вообще готы – одиночки.

- А зачем им тогда вообще встречаться в реальной жизни?

Готы – такие же обычные люди, и им как и всем нужно общение (хотя бы изредка). И они ищут «себе подобных».

Интервью со специалистом по молодежной политике Сатымгалиевой Алмагуль Исламбековной:

Характер нашего исследования определил метод изучения проблемы, нами было взято интервью у специалиста отдела по молодежной политике

-Как вы оцениваете общее культурное развитие нашей молодежи?

- На мой взгляд, наш уровень культурного развития очень низок. Сразу хочу привести статистические данные: большинство подростков старшего школьного возраста считают допустимым все виды вредных привычек, причем в сочетании со спортом. В наше время стало популярным брать в пример главных героев сериалов: «Бригада», «Бумер», ставить их себе в идеалы и стараться подражать им. Также многие молодые люди подвержены такому мнению: «За нас все итак решат и без нашего мнения обойдутся» Хотелось бы пояснить. Это означает, что современный подросток пассивен и придерживается такого мнения, потому что считает, что его взгляд на какую-либо проблему или задачу никому не интересен и абсолютно бесценен. Вот так думает каждый, в итоге наша молодежь вообще практически не участвует в жизни города.

-Какие основные цели молодежной политики в селе Чкалово?

В первую очередь это:

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодёжной политики;

Создание условий для эффективного вовлечения молодёжи в социально-экономическое и общественно-политическое развитие города, области и страны в целом;

Воспитание у молодежи идеалов гражданственности и патриотизма;

Профилактика социально-негативных явлений и создание условий для успешной социальной адаптации молодёжи.

Формирование в молодежной среде уважительного отношения к традиционным семейным ценностям, поддержка молодой семьи.

Таким образом, в данной работе я рассмотрела понятие молодежной субкультуры, историю самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, значение для современного функционирования общества. В целом в настоящее время явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, оно создает в настоящее время стратификацию нашего общества по интересам.

Учащаяся молодежь села Чкалово в большинстве своем рассматривают современную молодежь как добрых, отзывчивых и позитивных людей. Эти молодые люди считают, что милосердие, духовность, любовь к родным и близким занимают центральное место в их душе.Основные причины вступления в группы – это одиночество и непонимание родителей, а также косвенные: обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки в семье и школе. Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок – это умение постоять за себя, смелость и независимость.

Сегодня надо помогать людям, стремящимся пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

Список использованной литературы

1.Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.

2. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

3. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004

4.Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.

5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М.: «Наука». – 1993.

6. Никольский Д. Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)/http ://www .romic .ru /referats /0703.htm
7. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”. М. 1997.

Электронный ресурс

Электронный ресурс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Анкета для опроса молодежи и студентов.

Тема: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Дорогие друзья!

Эта социологическая анкета посвящена изучению отношения и информированности молодежи о различных молодежных субкультурах. Ваши ответы помогут выявить возможные риска при вступлении в различные молодежные организации, определить причины, побуждающие молодых людей вступать в ряды приверженцев неформальных движений.

    Пол:  М

     Ж

    2. По-вашему, молодежная субкультура – это (1 вариант ответа ):

     форма досуга;

     временное увлечение;

     стиль жизни современной молодежи.

    3. Что такое, по-вашему, неформальное молодежное объединение? (1 вариант ответа )

     группа людей, нарушающих общественный порядок, живущих в разрез с принятыми в обществе правилами поведения и морали;

     группа молодых людей, объединенных общими нестандартными увлечениями и интересами;

     группа молодых людей, выражающих протест обществу своим необычным поведением, внешним видом и специфическими взглядами на жизнь;

    4. Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?

     Да

     Нет

    5. Как вы относитесь к различным молодежным субкультурам?

     негативно;

     мне все равно, никогда над этим не задумывался(лась);

     положительно.

    6. Согласны ли вы с тем, что существование молодежных субкультур представляет собой угрозу общественности?

     да;

     я считаю, что НЕ все молодежные субкультуры представляют опасность для общества;

     нет.

    7. Интересны ли для вас какие-либо направления молодежных субкультур?

     Нет;

     Мне безразлично;

     Да;

     Мне ничего о них не известно.

    8. Есть ли какие-либо молодежные течения, чьи взгляды, идеи и увлечения вам симпатичны?

     Нет;

     Да.

    9. Что, по-вашему, побуждает молодых людей вступать в различные молодежные объединения? (1 вариант ответа )

     желание выделиться из общей массы и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков;

     общие нестандартные интересы и взгляды;

     желание самореализоваться.

    10. Считаете ли вы, что вступление в молодежные организации чревато негативными последствиями?

     конечно (наркотики, физические травмы, психологические проблемы);

     не думаю, что все молодежные объединения настолько опасны;

     нет, я уверен(а), что это совершенно безвредно.

    11. Как бы вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из ваших близких (родственники, друзья) присоединится к представителям молодежной субкультуры?

     резко негативно;

     я ничего не имею против молодежных объединений, но мне не хотелось бы, чтоб мои близкие присоединялись к ним;

     думаю, все зависит от того, к какому молодежному движению они решат примкнуть;

     мне все равно, это их дело;

     положительно.

    12. Должно ли государство каким-либо образом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями?

    Приложение 3.


Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.