Ким по предмету "россия в мире". В древнегреческом обществе ценили активных, деятельных людей

ствием, с одной стороны, выработку нового, полисного чувства коллектива, с другой - развитие индивидуальных сил. рост самосознания личности, которая старается определить себя и свои задачи; перед лицом природных и общественных условий своего существования.

Социальные движения VII - VI вв. идеологически оформлялись в нравственной проповеди, в религиозных брожениях, в кризисе олимпийской религии и мифологии. «Правда» (dike), «справедливость», занимавшие столь значительное место уже в миросозерцании» Гесиода (стр. 61, 63), становятся лозунгами борьбы за писаное законодательство, а затем - в передовых общинах - и за более радикальное переустройство полисной жизни и уничтожение преимуществ знати. В «законе» греческая мысль начинает усматривать основу общества. «Закон - царь», - говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность гражданина - повиновение законам полиса. Соответственно меняется и идеал «доблести» (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных качеств, физических. и моральных. На обладание этими качествами претендует прежде всего аристократия, обосновывающая ими свои традиционные права. Аристократическая «доблесть» рассматривается как переходящая? по наследству и поддерживается системой воспитания, основанного на гимнастической тренировке и «мусическом» образовании, т. е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний об «образцовых» поступках мифологических героев. У идеологов аристократий термин «добрый» становится почти равносильным «знатному», «дурной» - «незнатному». В противоположность этому аристократическому идеалу создаются другие понимания «доблести», выдвигающие на первый план «справедливость» или «мудрость» (sophia).

Зарождение идеала «мудрости» связано уже с критикой традиционной религиозно-мифологической системы. Наиболее радикальные формы эта критика приняла к концу рассматриваемого периода» в местах наиболее полной победы рабовладельческого класса, в малоазийских ионийских городах. Очеловеченные боги олимпийской религии стали представляться нелепым и безнравственным вымыслом, стали появляться попытки привести явления природы в систему на основе внутреннего развития самой природы, без предположения о воздействии богов. Идея «упорядоченности» («космоса») переносится с полиса на природу. Так создались в Ионии греческая наука и философия. С другой стороны, крестьянские волнения в европейской Греции сопровождались религиозными движениями, выдвигавшими на первый план земледельческую религию подземных сил, почитание умирающих и воскресающих богов, культ Деметры и Коры (стр. 19), в особенности же бога Диониса, приобщение к божеству в священном действе, «мистерии». В то время как аристократическая религия отделяла человека от бога пропастью, обосновывая этой фантастической гранью реальную грань между знатью («питомцами Зевса», т. е. потомками богов, «царями») и народом, религия мистерий уподобляла божеству всякого участника священного действа и тем самым имела более демократический характер. Тираны в борьбе с аристократией усиленно вводили культ Диониса, стараясь при этом политически обезвредить и нейтрализовать религиозные брожения в массах: так, в Афинах тиран Писистрат установил праздник «Великих Дионисий», сыгравший значительную роль в развитии, греческой» драмы (стр. 107).

Древнегреческая цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Древняя Греция дает нам уникальный образец демократического устройства. Древнегреческие города представляли собой - полисы. Полис-это город государство, который имел самостоятельное политическое и экономическое развитие. У каждого была собственная армия, законодательная система.

Спарта – это город-государство, который возник в середине 2 тыс. до н.э. на Пелопоннесе. Спартанских воинов готовили с раннего детства. Если дети рождались слабыми, немощными, то их сбрасывали со скалы. Сначала ребенок воспитывался в семье, а затем попадал на попечение государства. В школах дети обучались риторике, навыкам общения с публикой, аудиторией, борьбе и владению оружием.

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты достаточно зависимой от политических процессов.

Примером наивысшего демократического развития в Древней Греции являются Афины. Афинская демократия давала огромный простор для развития афинского общества и для развития культуры. Афинская демократия позволила создать суды, на которых можно было надеяться на честное решение вопроса. Афинская демократия способствовала тому, что граждане были заинтересованы во многих культурных процессах.

Именно в Афинах широко применялся принцип калогатии – это воспитание, которое предполагало, что в человеке нужно сформировать и физическую культуру, развить интеллект и привить эстетический вкус. Если сравнить афинскую и спартанскую культуры, мы увидим существенные различия. Афинская культура была более светской. Здесь не уделялось большого внимания культам и обрядам, религиозным и мифологическим как это было в Спарте. Спартанская культура не уделяла внимания искусству, в то время как афинская, в художественном отношении, была очень развита. Афинская культура была более рациональна, чем спартанская. В культуре Афин огромное внимание уделяется отдельной личности. Здесь и процесс образования, культура в целом были ориентированы на отдельного человека. В то время как в Спарте человек рассматривался как часть государства, он должен был служить государству, он рассматривался как часть армии, как представитель общества, но его личные качества не очень высоко ценились. Демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура.

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных

и информационных технологий»

Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине

ОПВ. 02 Россия в мире

43.01.09 «Повар, кондитер»

Комплект контрольно-измерительных материалов по предмету Россия в мире (курс по выбору)разработанв соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (ред.от 31.12.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480); «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.

Методист Заместитель директора

по учебной работе

Л.Н. Болотова ___________С.С. Прохорова

Рассмотрен цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___» _____________ 2017 г. № ____

Председатель ц/к _______________ Т.А. Похващева

Разработчики:

Ломакина Надежда Александровна, преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»

Общие положения

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу предмета Россия в мире

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, тестов.

    Результаты освоения предмета

Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «Россия в мире» (базовый уровень) являются:

    формирование представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

    формирование знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

    формирование взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;

    формирование представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

    формирование умений использования широкого спектра социально- экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

    формирование умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

    формирование способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

    формирование представлений об особенностях современного глобального общества, об информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

формирование умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

    Формы контроля предмета

Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

оценка эффективности и качества выполнения учебных задач

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Анализ способностей студента выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Оценка выполнения практических работ

оценка выполнения творческих заданий

Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Оценка работы студента на семинарах, учебно-практических конференциях олимпиадах

Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Оценка выполнения самостоятельной работы

Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

Периодизацию всемирной и отечественной истории;

Устный опрос, составление диалогов, экспертная оценка выполнения практических работ, наблюдение за выполнением практических индивидуальных заданий;

Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Историческую обусловленность современных общественных процессов;

Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Наблюдение за организацией работы с информацией.

    Контроль результатов освоения предмета

Раздел 2.Предцивилизационная стадия истории человечества

Вопросы для контроля

(приложения 1)

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Тестовые задания

(приложение 2)

Раздел 4. Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья

Вопросы для контроля

(приложения 3)

Раздел 5. Новое время

Тестовые задания

(приложение 4)

Раздел 6. Индустриальное общество во второй половине XIX – начале ХХ в.

Вопросы для контроля

(приложения 5)

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (приложение 6)

5. Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если работа, выполнена полностью без ошибок и недочётов;

- оценка «хорошо» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов;

- оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов;

- оценка «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы,илисовсем не выполнил ни одного задания.

Приложение 1.

Раздел 2. Предцивилизационная стадия истории человечества

1. Сформулируйте, в чем суть изменений, произошедших в период, получивший название «неолитическая революция»?

2. Какие технологические операции по и кости были освоены человеком в период неолита? Приобретение человеком каких знаний позволило этого достичь?

3. К каким изменениям в обществе и в окружающем пространстве приводило появление более совершенных орудий труда в руках человека?

4. Прочтите расположенный ниже текст. Вставьте пропущенные слова. Разделите текст на 3 части и озаглавьте каждую из них.

Самые первые изменения происходят в области технологии производства орудий труда и свойств материалов. Человек достиг искусства в обработке камня и кости. Были открыты такие операции обработки как _______________ и _______________. Орудия приобретали новые свойства, становились сложными, _________________. Использование в изготовлении орудий изменяли условия жизни, основанной на _______________. Человек сумел открыть и научился использовать то, что сегодня мы называем законами и (рычаг, сила упругости, сила трения). Человек открыл свойства _______________ и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел _____________________ и научился ткать полотно и шить одежду. Человек узнал свойства _________________ и научился изготавливать орудия из него. Первое знакомство человека с медью произошло, видимо, через природные самородки, которые пытались обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались, и им можно было придать необходимую форму. Такой способ обработки называется __________________________. Позднее, медные орудия научились изготавливать методом _________________, что позволяло придать изделию сложную форму. Однако, медь мягкий металл, медные орудия быстро затуплялись и деформировались. Экспериментируя, вскоре человек обнаружил, что незначительная добавка в медный расплав ______________ делает изделие более прочным. Так появилась _________________. Однако, успехи человечества в эпоху неолита незаметно стали причиной глубокого _________________. Популяция людей, живущая за счет охоты как основного средства добычи пищи, практически истребила пригодную для охоты фауну. Есть стало нечего. Ученые утверждают, что население земли этого периода вымерло на __________%. И тогда на первый план вышли те немногочисленные сообщества людей, в которых уже существовали зачатки производящего хозяйства. И тогда на первый план вышли те немногочисленные сообщества людей, в которых уже существовали зачатки _____________________ хозяйства. Именно их потомки и заселили впоследствии территории. Их деятельность на протяжении последних 10 тысячелетий коренным образом изменила облик планеты. Человечество с тех пор едва ли сделало более важный прорыв чем наши предки в период неолита.

Приложение 2

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

«Цивилизации древности».

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма б) даосизма
в) ведизма г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

а) иерархическая система

б) необходимость организации коллективного труда

в) разветвленная административная система

г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

а) в Китае б) в Индии

в) в Вавилоне г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

а) социальное неравенство б) кастовый строй

в) имущественное расслоение г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

а) колонизация б) традиционность

в) иерархичность г) кастовость

12. В древнегреческом обществе ценились:

а) культ личности

б) умение подчинять свои интересы государственным

в) принцип соревновательности

г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

а) демократической б) аристократической

в) олигархической г) имперской

14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

а) Зевс и Гера б) Юпитер и Юнона

в) Афина и Аполлон г) Марс и Венера

Часть 2

Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

    появление человека умелого

Б) появление австралопитека

    появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

3. Соотнесите термин и его определение.

В) военная деспотия

Г) социогенез

Д) археология

    процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни

    специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

    самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан

    государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов

    строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

    Перечислите особенности императорской власти в Византии.

    Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?

    Какими качествами должен был обладать император?

    Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Задания для контроля

«Цивилизации древности».

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины б) Спарта
в) Иония г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

а) иерархичность б) кастовость

в) религиозность г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

а) патриархальная семья б) сельская община

в) корпорация торговцев г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

а) родовая и военная аристократия

б) ремесленники и купцы

в) цари и жрецы

г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

а) деспотия б) монархия

в) тирания г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

а) Форум б) Консульство

в) Сенат г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

а) гражданской общиной б) сельской общиной

в) патриархальной общиной г) городской общиной

а) патриции

в) аристократы

г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

а) Зевс и Гера

б) Юпитер и Юнона

в) Афина и Аполлон

г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2 . Отметьте знаком «+» верные высказывания.

1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев

2. Возраст древнейших костных останков предков человека превышает 3 млн. лет

3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию

4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне

5. Первым металлом, который освоил человек, была медь

6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия

7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита

8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине

3. Соотнесите термин и его определение.

Б) неолитическая революция

В) антропогенез

Г) племя

Д) рабство

    переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности

    наука о происхождении и эволюции человека

    общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.

    социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.

    строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)

4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.

Напишите, что составляет пять столпов ислама?

В чем отличие ислама от других мировых религий?

Ответы.

Вариант 1. Вариант 2.

    а 1. а,б,д

Приложение 3

Раздел 4. Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья

Вариант 1.

1.Возникновение Древнерусского государства относится к

1)VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XI в.

2.Погодные записи исторических событий в XI-XVII в. в.

1)летописи 2)степные книги 3)жития 4)былины

3.Принятие Русью христианства относится к

1)907г. 2)945г. 3)988г. 4)1097г.

4.Прочитайте отрывок из летописи и отметьте, о каком князе идет речь.

«…и легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы».

1)Ярослав Мудрый 2)Святослав 3)Владимир Святославич 4)Игорь

5.Еще в начале Х в. на Руси начала распространяться славянская письменность, созданная

1)Ярославом Мудрым 2)Кириллом и Мефодием

3)Борисом и Глебом 4)Нестором

6.Какой князь прославился «Поучением детям» и победами над половцами, а его правление стало финалом в истории Древнерусского государства с центром в Киеве?

1)Владимир Мономах 2)Ярослав Мудрый

3)Владимир Красное Солнышко 4)Всеволод

1)митрополит Петр 2) Нестор

3)монах Лаврентий 4)епископ Иона

8.Прочитайте отрывок из работы Н.М.Карамзина и напишите имя князя, о котором идет речь в тексте.

«Сей князь, названный церковью равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».

9.Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления.

1) «Русская Правда» 2)усобица 3)погосты 4)родовая община

10.Установите соответствие.

Б) Игорь 2)разгром половцев

В) Владимир Святой 3)начало письменного законодательства

Г) Олег Вещий 4)объединение Новгорода и Киева

5)Крещение Руси

    Какое значение имело принятие христианства на Руси.

    Правление Ярославичей - это…

    Русская Правда – это…

Древняя Русь

Вариант 2.

1.В каком городе стал княжить варяг Рюрик?

1)в Москве 2)в Новгороде 3)в Киеве 4)во Владимире

2.Киев стал столицей Древнерусского государства в

1)862г. 2)879г. 3)882г. 4)912г.

3.Объезд князем со своей дружиной подвластных земель с целью сбора дани

1)барщина 2)оброк 3)кормление 4)полюдье

4.Правление какого князя ознаменовано Крещением Руси?

1)Владимира 2)Олега 3)Святослава 4)Игоря

5.Первыми русскими святыми стали

1)Петр и Павел 2)Борис и Глеб

3)Василий и Георгий 4)Дмитрий и Матфей

6.Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для создания в 30-е годы ХVIIIв. так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Ее разработка связана с именем(-ами)

1)М.В.Ломоносова 2)В.Н.Татищева 3)Э.Байера и Г.Миллера 4)П.П.Шафирова

7.Н.М.Карамзин, оценивал государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что до ее времени «великие князья воевали- она правила государством». Это княгиня

1)Евдокия 2)Анна 3)Рогнеда 4)Ольга

8.Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, с которым летопись связывает описанные события.

«В год 6473 (965) князь пошел на хазар и в битве одолел хазар, и столицу взял. В год 6474 (966) вятичей победил и дань на них возложил. В год 6475 (967) пошел на болгар и одолел болгар».

9.Расположите имена князей в хронологическом порядке их правления.

1)Игорь 2)Владимир Мономах 3)Ярослав Мудрый 4)Олег

10.Установите соответствие.

А) Ярослав Мудрый 1)восстание древлян

Б) Игорь 2)разгром половцев

В) Святослав 3)начало письменного законодательства

Г) Олег 4)объединение Новгорода и Киева

5)Разгром и уничтожение Хазарского каганата

2 часть. (Задания с кратким ответом)

    Значение принятие христианства на Руси.

    Правление Ярославичей - это…

    Русская Правда – это…

    Главное решение Любечского съезда.

Приложение 4

Раздел 5. Новое время

1. Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:

А) Португалия и Англия В) Нидерланды и Испания

Б) Англия и Нидерланды Г) Испания и Португалия

2. В честь Магеллана был назван открытый им:

Б) материк

В) северо – восточный берег Африки

Г) пролив между Южной Америкой и островом

3. В результате Великих географических открытий:

А) стал складываться единый мировой рынок

Б) возросло значение городов Венеция и Генуя

В) стали возникать первые колониальные империи

Г) усилилась феодальная раздробленность в Европе

Д) уменьшилось количество золота, привозимого в Европу.

4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:

5. Принцип «один монарх, один закон, одна религия» характерен для:

А) республики В) абсолютизма

Б) демократии Г) раздробленности

6. Абсолютизм достиг своего расцвета в:

А) XV в. Б) XVI в В) XVII в Г) XVIII в

Выберите несколько вариантов ответа:

7.В раннее Новое время абсолютная монархия сложилась в странах Европы:

А) Германии Б) Франции В) Англии Г) Италии Д) Индии

8. Средства, вкладываемые в производства с целью получения прибыли, называются:

А) капиталом В) биржей

Б) гильдией Г) банком

9. На мануфактуре в отличие от ремесленной мастерской:

А) существовал ручной труд

Б) господствовало натуральное хозяйство

В) производительность труда была низкой

Г) существовало разделение труда

10. Признак развития капитализма в раннее Новое время:

А) возникновение мануфактур

Б) использование наёмного труда

В) существование натурального хозяйства

Г) крепостная зависимость крестьян

Д) наличие власти короля

11. Найдите соответствие между понятием и определением

12. Гуманизмом называют:

А) науку о возникновении и развитии человеческого общества

Б) учение, признающее человека высшей ценностью мира

В) борьбу против продажи индульгенций

Г) христианскую религию

13. Деятели эпохи Возрождения выступали за:

А) восстановление старых порядков

Б) запрещение любой религии

В) развитие научных знаний

Г) усиление власти церкви

14. Установите правильное соответствие между автором и произведением:

15. . Укажите недостающий элемент в предложении:

Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир называли себя ____________________________.

16. Творчество деятелей Итальянского Возрождения характеризует:

А) взгляд на античную культуру как образец искусства

Б) использование канонов средневекового искусства

В) отказ от изображения линейной перспективы

Г) нереальность изображения персонажей

17. Черты искусства эпохи Возрождения:

А) внимание к личности человека

Б) отказ от удовольствия земной жизни

В) значительная связь со средневековой живописью

Г) использование достижений античной культуры

Д) отсутствие портретного сходства в образах людей

18. Впишите недостающий элемент в предложении:

Имя деятеля эпохи Возрождения, который был живописцем, скульптором, архитектором, инженером и учёным одновременно - __________________.

Выберите один правильный ответ:

19. Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал:

А) Эразм Роттердамский В) Христофор Колумб

Б) Николай Коперник Г) Исаак Ньютон

20. Какое изученное события (явления, процесс) вы считаете самым интересным (важным)? Свой ответ аргументируйте.

Приложение 5

Раздел 6. Индустриальное общество во второй половине XIX – начале ХХ в.

Тесты

1. Отметьте причины отмены крепостного права в России:

а) оно тормозило осуществление промышленного переворота в России

б) оно было выгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наёмного труда

в) оно тормозило внедрение интенсивных форм ведения хозяйства

г) упадок значительного числа помещичьих хозяйств

д) страна стояла перед угрозой новой пугачёвщины

е) крепостное право привело к узости внутреннего рынка

ж) недовольство образованного общества поражением в Крымской войне

з) отмена крепостного права была предусмотрена Парижским миром

и) оно консервировало военно- техническую отсталость.

2. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 года:

а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением ;

б) немедленное освобождение крестьян без предоставления земельного надела;

в) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп;

д) содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный надел;

ж) ограничение освобождённых крестьян в гражданских правах;

з) создание органов государственного самоуправления;

и) сохранение административной власти помещика над крестьянами)

л) определение надела крестьянам по обоюдному согласию помещика и крестьян.

3. Определите последовательность этапов подготовки крестьянской реформы:

а) создание Редакционных комиссий;

б) создание Секретного комитета;

в) создание губернских комитетов по разработке местных проектов реформ;

г) рескрипт Александра II Назимову;

д) рассмотрение окончательного проекта реформ в Главном комитете;

е) приезд в Петербург дворянских депутатов « второго призыва»;

ж) рассмотрение окончательного проекта реформ в Государственном Совете;

з) речь Александр II перед московским дворянством с заявлением о необходимости отмены крепостного права;

и) приезд в Петербург дворянских депутатов « первого призыва»;

к) подписание Александром II окончательного проекта реформ.

4. Определите последовательность осуществления крестьянской реформы:

а) составление уставных грамот помещиков с крестьянами;

б) предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав;

в) переход крестьян на выкуп;

г) переход крестьян на положение «временнообязанных»;

д) прекращение выкупных платежей крестьян государству;

е) заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами;

5. Отметьте верное определение понятия «временнообязанный»

а) крестьянин, взявший ссуду у своего помещика;

б) крестьянин, получивший личную свободу, но, продолжавший нести некоторые повинности в пользу помещика;

в) крестьянин, расплатившийся с помещиком, но, выплачивавший выкупную ссуду государству;

г) крестьянин, ещё не заключивший уставной грамоты с помещиком;

д) крестьянин, арендующий часть земли у помещика.

6. Отметьте реформатора – председателя Редакционных комиссий, настоявшего на представление земельных наделов освобожденным крестьянам:

а) М. М. Сперанский; б) Александр II; в) К. Н. Романов – брат Александра II;

г) Я. И. Ростовцев; д) Д. А. Милютин.

7. Отметьте принципы суда, установленные реформой 1864 года:

а) наличие отдельных судов для каждого сословия;

б) независимость судей от администрации;

в) всенародные выборы судей;

г) состязательность обвинения и защиты;

д) устный характер рассмотрения дел в суде;

е) всесословность суда;

ж) закрытость судебных процессов;

з) несменяемость судей;

и) подотчетность судей Министерству юстиции;

к) гласность суда.

8. Отметьте положения судебной реформы 1864 года:

а) введение суда присяжных;

б) всенародные выборы судей;

в) сохранение элементов сословности:

г) придание Сенату функций высшей инстанции;

д) введение адвокатуры;

е) повсеместное введение военно- полевых судов;

в) усиление поддержки государства на местах;

г) создание инструмента для эффективной борьбы с революционным движением;

д) внедрение партийно-политической системы.

11. Отметьте мероприятия военных реформ в царствование Александра II:

а) создание системы военных округов;

б) введение рекрутских наборов в армию;

в) перевооружение российской армии;

г) сокращение сроков военной службы;

д) создание системы местной самообороны из отрядов местных жителей;

е) введение всесословной воинской повинности;

ж) освобождение от призыва в армию по семейному положению;

з) сокращение сроков военной службы в зависимости от образования;

и) создание системы военных поселений;

к) преобразование системы военно-учебных заведений;

м) использование жеребьёвки при очередном призыве в армию.

12. Отметьте реформы, осуществлённые в 60-70-е годы XIX века:

а) отмена крепостного права;

б) резкий рост урожайности;

в) низкий рост урожайности;

г) выход России на первое место по экспорту зерна;

д) превращение зажиточного крестьянина в основного поставщика товарного и экспортного хлеба;

е) сохранение поземельной зависимости крестьянина от помещика;

ж) сохранение экономической зависимости крестьянина от помещика;

з) отработочная система;

и) сокращение помещичьего ;

к) сохранение общинного землевладения;

л) поэтапная ликвидация общинного землевладения;

м)) сохранение помещичьего землевладения.

21. Развитие капитализма в с/х в пореформенной России характеризовалось следующим

н) поэтапная ликвидация помещичьего землевладения;

о) усиление процесса расслоения крестьянства;

п) преобладание помещичьих хозяйств капиталистического типа;

р) преобладание помещичьих хозяйств смешанного типа;

с) прусский тип развития капитализма на всей территории Российской империи;

т) прусский тип развития капитализма в Центрально - земледельческом районе;

у) американский тип развития капитализма в степных районах Заволжья и Северного Кавказа;

ф) американский тип развития капитализма в Центрально - земледельческом районе;

22. А. М. Горчаков знаменит тем, что:

а) сумел добиться заключения русско - французского военно - политического союза после Крымской войны;

б) был лицейским другом А. С. Пушкина;

в) смог добиться для России отмены позорных условий Парижского мирного договора

мирным путём;

23.Причинами русско-турецкой войны были:

а) стремление Турции завоевать Боснию, Герцеговину и Болгарию;

б) стремление российского правительства помочь братским народам обрести независимость;

в) восстание против турецкого ига в Боснии, Герцеговине и Болгарии;

д) давление российской общественности;

е) стремление Турции оккупировать принадлежащую России Бессарабию.

24. Восстановите хронологическую последовательность русско-турецкой войны гг.

а) начало обороны Шипки;

б) Сан - Стефанский мирный договор;

в) объявление Россией войны Турции;

г) взятие Плевны;

д) вступление русских войск в Андрианополь;

е) взятие русскими войсками Софии.

25.Соотнесите договор и его условия

1. Сан - Стефанский мирный договор

2. Берлинский трактат.

а) Болгария получила статус автономного княжества;

б) полная независимость Сербии, Черногории и Румынии;

в) территориальные приращения Сербии, Черногории и Румынии;

г) сокращение территории Сербии, Черногории;

д) право Австро-Венгрии на оккупацию Боснии и Герцеговины;

е) возвращение России Южной Бессарабии;

ж) передача Южной Бессарабии под власть Турции;

з) передача России Карской области;

и) право Англии на ввод войск на Кипр.

26) . Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) покушение В. Засулич на Ф. Трепова;

б) покушение А. Соловьёва на Александра II;

в) покушение А. Соловьёва на Александра II;

в) покушение Д. Каракозова на Александра II;

г) образование кружка «чайковцев»;

д) самороспуск первой организации «Земля и воля»

е) возникновение второй организации «Земля и воля»

ж) раскол второй организации «Земля и воля» на «Чёрный передел» и «Народная воля»;

з) казнь «первомартовцев»

и) окончательный разгром «Народной воли»;

к) выход прокламации «Молодая Россия»

л) первое «хождение в народ»;

м) второе «хождение в народ»;

н) убийство Александра II.

27) Андрей Желябов знаменит тем, что:

а) организовал серию покушения на Александра II, окончившихся убийством царя;

б) отошел от террористического течения в народничестве, перейдя на позиции марксизма;

в) был лидером народнической организации «Земля и воля»;

г) был лидером народнической организации « Народная воля»;

д) был лидером народнической организации « Чёрный передел»;

е) был последовательным сторонником пропагандистской работы в деревне;

ж)) был последовательным сторонником тактики индивидуального террора.

28) Софья Перовская знаменита тем, что:

а) руководила последним покушением на Александра II;

б) была приговорена к пятилетнему сроку одиночного заключения и пожизненной каторге после убийства Александра II;

г) была одним из членов организации «Земля и воля»

д) была одним из членов организации»Народная воля»;

е) была одним из членов организации « Чёрный передел»;

ж) была казнена по делу «первомартовцев».

29) «Народная воля» - это:

а) газета, издаваемая М. А. Бакуниным;

д) подпольная организация, созданная С. Нечаевым;

е) подпольная народническая организация, возглавляемая А. И. Желябовым и С. Л. Перовской;

ж)) подпольная организация, возглавляемая Г. В. Плехановым;

з)) подпольная организация, организовавшая убийство Александра II;

30) «Черный передел» это:

а) газета, издававшаяся Н. Г.Чернышевским;

б) название книги М. А. Бакунина;

в) народническая организация, вставшая на путь тактики индивидуального террора;

г) народническая организация, вставшая на путь пропагандистской работы в деревне;

д) подпольная организация, возникшая после раскола «Земли и воли;

е) подпольная организация, возглавляемая А. И Желябовым и С. Л Перовской;

ж) подпольная организация, возглавляемая Г. В Плехановым;

и) подпольная организация, возникшая в ответ на крестьянскую реформу 1861 года.

31. Участником «Союза трех императоров» были:

а) Россия; б) Англия; в) Франция; г) Германия; д) Австро - Венгрия

Ответы на тесты « Россия во II половине XIX века»

№ вопроса

№ вопрос

№ вопрос

№ вопрос

№ вопрос

№ вопрос

А, в,г. е, ж,и

А-2, б-1, в-1, г-2, е-2, ж-2. з-1

К, д в. г д, е м а, б, ж. н, з, и.

В, А.Ж, З.Л.

Б. г.д. е. з.к

1-б. в. 2-а. г.д.

З, б,г, в, а,и, е, д.ж. к.

А, в,г, д, ж,и.

1-в,2-г, 3-а, 4-д,5-б.

Б. в.г,з. и,к

Б, а,г е. в,д

В, а.г, е.д. б

Б, в.е,ж, и,л

В, г.з, жи. к.м

1-б, в.е, з. 2-(а б)г, д,ж, и.

Приложение 6

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета

Дифференцированный зачет проводиться в форме выполнения тестов по 2 вариантам.

Задания составлены с учетом требований, предъявляемых к знаниям и умениям по предмету Россия в мире.

Часть А содержит 12 заданий. К каждому заданию даются четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 5 заданий, в каждом задании 2-3 верных ответа из предложенных вариантов. В контрольном листе решения тестовых заданий необходимо указать через запятую буквы, соответствующие верным ответам.

Часть С содержит одно задание с развернутым ответом. Это задание требует полного аргументированного ответа на вопрос: дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение, составить план выступления на вопрос, в соответствии с которым будет освещаться тема. При выполнении задания этой части необходимо логически и стилистически верно записать свой ответ, приводить примеры и аргументы, уметь рассуждать, сравнивать и анализировать.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиками, записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. При проверке работы три части оцениваются вместе, затем выставляет оценка путем суммирования балов за правильные ответы.

Критерии оценок

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл. Если указан неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 12.

Правильно выполненные задания части 2 оцениваются в 2 балла. Максимальное количество баллов – 10. Неполный ответ может быть оценен в один балл.

Задания части 3 оцениваются в 2 балла. Максимальное количество баллов – 2. За неполные ответы, допущенные фактические и грамматические ошибки выставляется не более одного балла. Если дана 1/3 часть верного ответа, то также выставляется один балл.

Оценка «5» - количество баллов 24 - 22

Оценка «4» - количество баллов 21 - 16

Оценка «3» - количество баллов 15 - 12

Оценка «2» - количество баллов - менее 11

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.
Б) успехи социальной политики в СССР
В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР
Б) образование Государственной Думы
В) введение поста Президента в стране
Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Найдите правильное высказывание:

А) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
Б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти
В) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

4. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) ЛитваБ) Эстония В) Украина

5. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г. Б) 1986 г. В) 1988 г.

6. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

7. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

А) Федеральному собранию
Б) Верховному Суду
В) Правительству
Г) Президенту

8. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов
Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада
В) восстановление «железного занавеса»
Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

9. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа»
Б) идеологический диктат
В) многопартийность
Г) общество развитого социализма

10. Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты во время правления

А) Л.И.Брежнева Б) Ю.В.Андропова
В) М.С.Горбачёва Г) Б.Н.Ельцина

11. Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой

А) Н.С.Хрущёва
Б) Л.И.Брежнева
В) Ю.В.Андропова
Г) М.С.Горбачёва

12. Основная причина перехода СССР к политике перестройки

А) резкое обострение международной обстановки
Б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока
В) затяжной экономический и политический кризис в стране
Г) массовые выступления населения

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв 1) 1982-1984гг.
Б) М.С.Горбачёв 2) 1964-1982гг.
В) Л.И.Брежнев 3) 1953-1964гг.
4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ ПЕРИОДЫ

А) перестройка 1) 1945-1953гг.
Б) десталинизация 2) 1953-1964гг.
В) сталинизм 3) 1965-1985гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

4. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь.
«Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

5. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали.

ФАМИЛИИ КОНЦЕПЦИИ

А) М.С.Горбачёв 1) достижение политической стабильности в обществе
Б) Л.И.Брежнев 2) «новое политическое мышление»
В) В.В.Путин 3) концепция «развитого социализма»
4) идея мировой революции

Дайте оценку политическим преобразованиям в стране в годы перестройки.

Вариант 2

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

А) создание частного сектора в экономике
Б) введение арендных отношений
В) появление фермерства
Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин Б) В.Молотов В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на свёртывание реформ?

4. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачёва с президентами США?

А) Исландия Б) Бельгия В) Швейцария Г) Испания

5. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

А) началось строительство совместной орбитальной станции
Б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта
В) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

6. Новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг. стало

А) проведение выборов на безальтернативной основе Б) развёртывание движения диссидентов
В) формирование многопартийности
Г) подчинение системы местного самоуправления центральной власти

7. Понятие «застой» связано с периодом, когда СССР руководил

А) И.В.Сталин Б) Н.С.Хрущёв В) Л.И.Брежнев Г) М.С.Горбачёв

8. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства экономикой
Б) осуществление приватизации государственной собственности
В) непоследовательность экономических реформ М.Горбачёва
Г) массовое забастовочное движение против реформ

9. Что было характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг.?

А) переход к территориальной системе управления хозяйством
Б) переход от директивной системы управления к рыночной экономике
В) введение полного хозяйственного расчёта на предприятиях
Г) совершенствование государственного планирования в экономике

10. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

А) избрания Государственной Думой
Б) назначения Федеральным Собранием
В) всенародных выборов
Г) назначения Конституционным Судом

11. К последствиям политики гласности в СССР относится

А) начало реабилитации жертв сталинских репрессий
Б) падение интереса к истории социалистического общества
В) отмена секретности государственных тайн
Г) осознание обществом сущности тоталитарной системы

12. Следствием политики гласности в СССР в период перестройки был (-о)
А) арест противников перестройки
Б) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия
В) издание ранее запрещённых произведений литературы
Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) вывод советских войск из Афганистана 1) 1993г.
Б) принятие Конституции РФ 2) 1989г.
В) образование СНГ 3) 1998г.
4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов 1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв 2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв 3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт речь:

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А. Солженицын 1) музыка
Б) С.Бондарчук 2) кинорежиссура
В) М.Ростропович 3) живопись
4) литература

Часть С. Дайте оценку итогов политики «гласности» в годы перестройки.

Ключ к тесту по теме Вариант Вариант II

Часть А

1. В 1. А, Б, В
2. А, В, Г 2. А
3. Б 3. В
4. А 4. А, В, Г
5. Б 5. Б, В
6. Б 6. В
7. А 7. В
8. Г 8. В
9. В 9. Б
10. В 10. В
11. Г 11. Г
12.В 12. В

Часть В

1. 342 1. 214
2. 421 2. 314
3. 1991г. 3. Горбачёв
4. Чернобыльская АЭС 4. Брежнев
5. 231 5. 421



Господствующий класс в греческих полисах отличался по своей структуре от господствующего класса древневосточных обществ. В странах Древнего Востока основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии придворная знать, бюрократический аппарат, многочисленное жречество, военная верхушка. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Древние статуи в Афинах. Фото: Gedsman

Древнегреческие полисы в V–IV вв. до н. э. были небольшими по территории, располагали скромными природными ресурсами и невысоким экономическим потенциалом. Состав полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий со стороны полиса по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилось. Значительным считалось состояние в 2–3 таланта (в одном таланте 6 тыс. драхм), имущество в 10–15 талантов рассматривалось как очень крупное. Богатство афинского аристократа Никия в 100 талантов (600 тыс. драхм) считалось уникальным.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример - афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса - собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

Во времена военных поражений, обострения внутриполитической борьбы, осложнения социальной обстановки некоторые группы богатых метеков добивались гражданских прав. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно помогавшая в борьбе с так называемой тиранией Тридцати, получила права афинского гражданства. Народное собрание в порядке исключения могло даровать права гражданства за большие заслуги отдельным метекам. Так, например, один из богатейших метеков Пасион, владелец процветающей меняльной конторы середины IV в. до н. э., внесший большую сумму в истощенную афинскую казну, получил права афинского гражданина со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в греческих полисах V–IV вв. до н. э.

Одной из особенностей социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали разные виды литургий: хорегия - содержание хора (включая набор исполнителей, репетиции) и участие его в одном из общественных празднеств; гимнасиархия - организация гимнастических и других спортивных состязаний, включая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение мест состязаний, и триерархия - оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был за свой счет достроить его, приготовить снасти, снабдить парусами, набрать и обучить экипаж). Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан. Введение литургий было своего рода частичным перераспределением доходов, полученных от эксплуатации рабского труда отдельными собственниками и направляемых в пользу государства как выразителя интересов всего не менее он был более однородным, чем господствующий класс, например в Афинах. Среди спартиатов не было прослойки торгово-ремесленной знати, а тем более метеков. Спартиаты не занимались организацией своих хозяйств, их связь с производством была минимальна. Спартиаты были классом - сословием землевладельцев, илотовладельцев, хотя и среди них были владельцы более крупных и менее крупных земельных участков. В IV в. до н. э. внутри этого более или менее единого сословия усиливается имущественное неравенство, концентрация земельных владений в одних руках, увеличивается численность безземельных спартиатов, которых стали называть «опустившимися» (гипомейонами). В 400 г. до н. э. по предложению эфора Эпитадея в Спарте был принят закон, разрешавший завещания и дарения земельных владений, что усилило процесс концентрации земли в одних руках. В распоряжении спартиатов оказалось значительное количество золота и серебра, рабов, земельных владений, захваченных во время Пелопоннесской войны и других военных экспедиций. Однако эти средства не привели к перестройке хозяйственной системы на началах интенсификации производства. Возросла лишь роскошь жизни, потребление господствующего класса, усилились трения между разными политическими группировками.



Древнегреческая цивилизация появилась на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Так же можно вспомнить, если мысленно представить себе балканский полуостров, то, что он в основном представлен гористой местностью совсем не достаточно плодородных долин и главным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выкармливание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло), но лишь в двух равнинах. Нужно еще отметить, в связи с удобной береговой линией было развито рыболовство и мореплавание. Что касается полезных ископаемых, то районы Ефракии и Македонии были богаты золотыми рудниками. На юге (в районе Филопонеса) добывали железо. В районе старой Греции добывали олово. Строительный материал, в особенности ценившийся и размещающийся на местности Греции, мрамор.

Античный полис.

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового, отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Полис это греческая разновидность города-государства, поскольку таковые были и на Ближнем Востоке. Архаический полис это столица карликового государства, в состав которого кроме него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство и ремесло, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.

К началу архаического периода большинством полисов управляла родовая знать, аристократия. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало добиваться права участия в политической жизни полиса. В полисе возникали беспорядки, для устранения которых греки выбирали правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя называли тираном. Нередко тирания была направлена на ограничение или пресечение притязаний на власть родовой знати и объективно служила развитию внутриполисной демократии, а сам тиран выступал как защитник прав демоса большинства граждан полиса. К началу V в. до н.э. тирании, сыграв свою роль в борьбе с родовой знатью, в большей части полисов сменяются на демократические порядки. В целом же для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

    раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

    формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.);

    завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада). Хронология минойских периодов следующая:

    Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

    Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

    Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

    Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

    Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

    Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

    Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

    Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

    Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.);

Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II – I вв. до н.э.);

Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства – Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации.

ИЗ ЛЕКЦИЙ:

Древняя Греция начала формироваться на основе земледелия. Возникновение полисов – замкнутых гражданских коллективов. Сложилось полисное гражданское законодательство (все граждане равны перед законом). Чиновничьи функции выполняли граждан, избранные сроком на 1 год. Институт выборности. Отсутствие жрецов (жреческие функции выполняли сами граждане). Принцип автаркии (самовластия), экономическая автономия – каждый отдельный полис был независимым.