Краткая биография Лескова: самое главное и основное. Николай Семенович Лесков: биография писателя

Николай Семёнович Лесков

Дата рождения:

Место рождения:

Село Горохово, Орловская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург

Российская империя

Род деятельности:

Прозаик, публицист, драматург

Романы, повести, рассказы, очерки, сказы

Язык произведений:

Биография

Литературная карьера

Псевдонимы Н. С. Лескова

Статья о пожарах

«Некуда»

Первые повести

«На ножах»

«Соборяне»

1872-1874 годы

«Праведники»

Отношение к церкви

Поздние произведения

Последние годы жизни

Издание произведений

Отзывы критиков и писателей-современников

Личная и семейная жизнь

Вегетарианство

Адреса в Санкт-Петербурге

Географические названия

Некоторые произведения

Рассказы

Библиография

Николай Семёнович Лесков (4 (16) февраля 1831, село Горохово Орловский уезд Орловской губернии, ныне Свердловский район Орловской области - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург) - русский писатель.

Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.

Сын Николая Лескова - Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году. В городе Орле его имя носит Школа № 27.

Биография

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая - за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.

Детство

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле.После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья - супруги, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н.А. Некрасовым, Б. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали - с одной стороны, безнадзорность, с другой - отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению - перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», - позже вспоминал Н. С. Лесков.

В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.

Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», которые сам Лесков называл своей первой работой) считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Псевдонимы Н. С. Лескова

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой - «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.».

Статья о пожарах

В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» - вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки - и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».

«Некуда»

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также - критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863-1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», - позже признавал сам писатель.

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

Первые повести

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения - в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» - «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) - повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого - наряду с Гоголем - он впоследствии стал считаться Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

«На ножах»

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», - писал Н. С. Лесков.

Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

«Соборяне»

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М. Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти - поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс.

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник - «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства», вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» - позже утверждал писатель.

«Левша»

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой - многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежащей простодушному персонажу) и скрытой, авторской, нередко противоположной. Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. С. Лесков писал:

Как отмечал биограф Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя - почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого.

1872-1874 годы

В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошел за их недосугом в тенях». Рассказ, содержавший критику власти, тем не менее произвел резонанс в официальных сферах и даже при дворе.

В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий».

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. К. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».

После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

«Праведники»

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом». Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.

Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К примеру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Прохладный вертоград» – лечебник XVII века. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал:

Лесков (согласно воспоминаниям А. Н. Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошел я искать праведных, но куда я ни обращался, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».

В 1880-х годах Лесков создал также серию произведению о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» - сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X-XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя».

Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Отношение к церкви

В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году, в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он писал:

На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», - писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либералы» (как отмечал Б. Я. Бухштаб), прежде « Лескова как писателя реакционного, теперь печатать его произведения из-за их политической резкости».

Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889-1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно - 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).

Поздние произведения

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» - ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Н. С. Лесков говорил, что процесс опубликования его работ, всегда трудный, в конце жизни стал для него невыносимым.

Последние годы жизни

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Издание произведений

Незадолго до смерти, в 1889-1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902-1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова - в 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова - также в 12 томах - было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Лесков Николай Семенович - русский писатель-этнограф родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Биография

Воронежская область

Лискинский район

«МКОУ Добринская СОШ»

Открытый урок по литературе

10 класс

Тема: Николай Семёнович Лесков. Жизнь и творческая судьба писателя.

Выполнила: учитель литературы

Шайкина Надежда Васильевна

Добрино 2015 год.

План-конспект урока

Тема: Н. С. Лесков. Жизнь и творческая судьба писателя.

Цели: - познакомиться с биографией и творчеством

писателя;

Выявить особенности творчества писателя;

Познакомиться с героями произведений

Лескова;

Развивать связную речь учащихся;

Прививать любовь к творчеству писателей

XIX века.

Методы: - слово учителя;

- доклады учащихся;

- использование ИКТ;

- записи в тетради;

- устный опрос.

Оборудование: - компьютер, слайды;

- портреты писателя и его родственников;

- фотографии памятников Лескову и героям его

произведений.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Изучение нового:

Путешествие по биографии и творчеству Н. С. Лескова;

Путешествие по творчеству писателя;

Экскурсия по следам лесковских героев;

Устный опрос по изученному материалу.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. момент. (1 слайд)

Приветствие. Сообщение темы и целей урока. (2 слайд)

Знакомство с планом урока. (3 слайд)

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить,

воодушевить Русь и начал «создавать для России

иконостас её святых и праведников – маленькие

великие люди». М. Горький

II . Вступительное слово учителя.

Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.

Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.

В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Запись в тетрадь темы урока. (2 слайд)

III . Изучение нового.

Мы отправляемся в путешествие по биографии Н. С. Лескова. Нашим гидом будет…

1. ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель.

(4 слайд)

(5 слайд)

Отец – Семен Дмитриевич – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева – была дворянкой.

(6 слайд)

Воспитывался в основном в селе Горохово в доме Страховых. Воспитывался больше бабушкой – Александрой Васильевной Алферьевой.

(7 слайд)

В этом доме он вместе с братьями получил основы светского воспитания и образования, знание иностранных языков. В 1839 году переезжает с семьёй из дома Страховых в город Орёл на Третью Дворянскую Улицу. (8 слайд)

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле. Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. (9 слайд) Служит в уголовном суде с 1847 по 1849год.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева, выехал в Киев и устроился помощником в Киевскую казенную палату.

С 1850 по 1857 год посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческой кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт – был мужем тетки Лескова. С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – «Очерки винокуренной промышленности» (1861).

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках»,

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы , Овцебык ) и романа Некуда (1863–1864). В этом издании появился второй роман Лескова На ножах (1870–1871),

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. В это время была написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель .

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля выражается в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873) и в хронике Соборяне (1872).

(В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Такие «хорошие люди» оказываются в произведениях (Кадетский монастырь , 1880), (Несмертельный Голован , 1880), и (Человек на часах , 1887),

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы (Голос природы , 1883; Старинные психопаты , 1885; Интересные мужчины , 1885 и другие.

В 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках» он пишет серию очерков об архиереях, и получались ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882)

Последние произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы , 1890; повести Полунощники , 1891; Юдоль и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи.

(11 слайд) Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу 21 февраля (5 марта) в С.-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.

2. Записи в тетради

Биография писателя. (12 слайд)

2.Отец – Семён Дмитриевич Лесков. Мать – Марья Петровна Лескова.

3.1839 год – переезд в г. Орёл.

4. 1841 – 1846 год - учёба в Орловской мужской гимназии.

5. 1847 -1849 год - служба в Орловской палате уголовного суда.

6. 1849 год – служба в киевской казённой палате.

7. 1857 год – служба у А. Я. Шкотта.

8. 1861-1862 год – переезд в Петербург и работа в газете «Отечественные записки».

9. С 1863 года начинается писательская карьера Лескова.

10. В 1875 году разладил с церковью, произведения подверглись резкой критике

Теперь мы с вами познакомимся с особенностями творчества Н. С. Лескова. Послушаем доклад, который раскроет нам секреты творчества писателя.

4. Путешествие по творчеству Н. С. Лескова.

Лесков – прозаик, публицист. Служба даёт обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь». Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдёт по пути прогресса. Но наблюдения над пореформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Творчество писателя в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Лесков пробует свои силы в очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры и многое другое.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

5. Записи в тетради. (13 слайд)

Особенности творчества Н. С. Лескова.

    Лесков – прозаик, публицист.

    Ранние произведения написаны в жанре творческого очерка.

    Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в творчестве.

    Пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет пьесу «Расточитель».

    Произведения пропитаны фольклорными мотивами.

    Особенность творческой манеры – документальность изображения.

    Лесков – первый писатель, который создал картину русской жизни в рассказах и повестях.

6. Экскурсия по следам лесковских героев.

Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы окажемся в местах, связанных с жизнью и творчеством Лескова и его героев.

(14 слайд)

Орёл - город детства и юности Лескова. На всём протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев он расселил именно на орловской земле, на своей малой родине... (15 слайд)

Мы у памятника Н.С. Лескову. Установленный в 1981 году на родине писателя, когда отмечалось 150-летие со дня его рождения, памятник этот вот уже 35 лет не перестаёт восхищать орловцев и гостей города.

А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. (16 слайд)

Вот показывает своё мастерство “тупейный художник” (то есть гримёр, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба - насилия графа. (17 слайд)

Не принесла любовь счастья и другой известнейшей героине Лескова - Катерине Измайловой, “леди Макбет Мценского уезда”. Сощурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в жизни мценской купчихи. (18 слайд)

А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку “типический русский богатырь” Иван Северьяныч Флягин - воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. (19 слайд)

Рядом “колдует” над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник - “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Мы замечаем тисочки - рабочий инструмент левши, самовар - символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху. (20 слайд)

Первый - протопоп Савелий Туберозов. Второй – иерей Захария Бенефактов. Третий - дьякон Ахилла Десницын. (21 слайд)

Ходил Лесков ежедневно на службу по мосту через речку Орлик мимо церкви Михаила Архангела (1801). Этот храм упоминается в лесковских повестях «Несмертельный Голован», «Юдоль», очерках «Дворянский бунт в Добрынском приходе». (22 слайд)

Р ядом с памятником Лескову - здание бывшей мужской гимназии, которая описывается в его рассказах, повестях и очерках: «Как я учился праздновать», «О трусости», «Смех и горе» и др.

7. Записи в тетради (23 слайд)

Известные произведения Н. С. Лескова.

    1863-1864г. – «Овцебык», «Некуда».

    1865 г. – «Леди Макбет Мценского уезда».

    1872 г. – «Соборяне».

    1873 г. – «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».

    1880 г. – «Несмертельный Голован».

    1882 г. – «Синодальные персоны».

    1883 г. – «Левша», «Тупейный художник».

    1887 г. – «Человек на часах».

8. Устный опрос.

1. Когда и где родился Н. С. Лесков? 2. В каких газетах работал писатель?

4. Какова основная тема творчества?

5. Какова особенность творческой манеры Лескова?

6. В чём особенность писательского дарования Лескова?

7. Назовите самые известные произведения писателя.

8. О каких людях рассказывают они?

III . Подведение итогов. (23 слайд)

В начале мной был задан вопрос: Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Ответьте на вопрос после всего услышанного и сказанного.

IV. Домашнее задание. (24 слайд)

    Слабоуспевающая группа:

    1. Подготовить рассказ по записям в тетради.

    Сильная группа:

    2. Выделить в повести несколько историй и подготовить их пересказ.

    3. Подготовить доклад об особенностях языка произведений Н. С. Лескова.

(25 слайд)

1831 , 4 (16) февраля – родился в селе Горохово Орловского уезда в семье Семена Дмитриевича Лескова и жены его Марии Петровны (урожденной Алферьевой).

1839 – выходит в отставку его отец С.Д.Лесков, дворянский заседатель Орловской палаты уголовного суда. Семья Лесковых переезжает из Орла в свое имение – с. Панино Кромского уезда Орловской губернии.

1841–1846 – обучение в Орловской губернской гимназии. Получает свидетельство из Орловской гимназии о пройденных им "науках" в двух классах.

1847 – принят на службу в Орловскую палату уголовного суда "с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей". Сюжет повести "Леди Макбет Мценского уезда" навеян службой того времени.

1849 – "перемещен в штат Киевской казенной палаты". Переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева.

1857 – перевозит орловских крестьян графа Перовского в Понизовье (неудачи этого поручения впоследствии изображены в рассказе "Продукт природы").

1857–1859 – коммерческая служба в английской компании "Шкотт и Вилькенс" и "странствования по России". – "Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел".

1860 , май – возвращение с семьей в Киев.
21 июня – появление первой корреспонденции Лескова в "С.-Петербургских ведомостях", 1860, N 135 (за его полной подписью) – "О продаже евангелия на русском языке по возвышенным ценам".

1861 , январь – Лесков приезжает в Петербург во второй раз. Он навещает Т. Г. Шевченко, который дарит ему свой "Букварь южно-русский".
28 февраля – присутствует на отпевании и похоронах Т. Г. Шевченко.
Отныне жизнь Лескова будет связана с Петербургом. Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.

1862 – начало сотрудничества в газете "Северная пчела" – передовая статья "С новым годом, с новым счастьем!" (без подписи) в № 1.

1863 – начало публикации повести "Житие одной бабы" – "Библиотека для чтения", 1863, № 7.

1864 – начало публикации романа "Некуда" под псевдонимом М.Стебницкий – "Библиотека для чтения" (в рамках полемики с романом Н.Г.Чернышевского "Что делать?").

1865 –1866 – работа над повестью "Островитяне".

1871 , 4 марта – Лесков был на организационном собрании Литературно-художественного кружка в гостинице Демута. Присутствовало 160 представителей литературы и искусства; среди них: И. С. Тургенев, П. В. Анненков, М. О. Микешин, П. Д. Боборыкин, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, В. В. Самойлов, М. А. Зичи, М. П. Клодт.
Июнь – выход в Петербурге отдельного издания очерка "Загадочный человек".
Ноябрь – выход в Москве отдельного издания "На ножах".

1873 – публикация рассказа "Запечатленный ангел" – "Русский вестник", 1873, № 1.
Посылает в Москву в "Русский вестник" первую редакцию повести "Очарованный странник" (под названием "Черноземный Телемак").
Август-сентябрь – публикация серии путевых заметок "Монашеские острова на Ладожском озере" – "Русский мир", 1873, №№ 206–208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236.

1881 , апрель – начало мая – работа над произведениями "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе" и "Леон, дворецкий сын".
Октябрь. Начало публикации "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" – "Русь", 1881, № 49.

1889–1890 – издание собрания сочинений.

1895 , 21 февраля (5 марта) – умер в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Статья рассказывает о краткой биографии Лескова - знаменитого русского писателя. В произведениях Лескова причудливо сочетались критика существующего общественного порядка, восторг перед традиционным укладом жизни и преклонение перед христианской верой.

Краткая биография Лескова: становление писателя

Николай Семенович Лесков родился в 1831 г. в небольшом селе Орловской губернии. Семья будущего писателя происходила из духовного сословия. Отец, хоть и не был священником, получил христианское образование. В этом духе и воспитывался Лесков. Писатель с детства был хорошо знаком с крестьянской жизнью, что нашло отражение в его творчестве.
Лесков начал образование в гимназии, но не окончил ее и поступил писцом на службу. Казенная деятельность не мешала интеллектуальной, будущий писатель очень много читал и имел широкий круг знакомств в культурном обществе. Смерть отца стала причиной переезда в Киев, где Лесков продолжил службу. Одновременно он вращается в университетской среде, часто беседует с монахами.
С 1857 г. Лесков приступает к коммерческой деятельности в частной компании. Он совершает многочисленные деловые поездки, результатом которых становится публикация коротких статей. Первые писательские опыты носили чрезмерно практический характер, но в них уже появлялись характерные для писателя обличительные мотивы.
В 1861 г. Лесков переехал в Петербург и активно занялся публицистикой. Его заметки также были проникнуты критикой многих сторон общества, но в них был заметен мастер, глубоко познавший народную жизнь. Прежнее увлечение левыми движениями сменяется критикой революционных выступлений. Переломным в мировоззрения писателя стало издание романа "Никуда" (1864 г.). Лесков окончательно порывает с юношеским увлечением и яростно критикует левое движение. Он признает наличие в нем действительно талантливых убежденных молодых людей, но утверждает, что они стали жертвой обмана. Революция в России не имеет перспектив и может вызвать только ненужные жертвы.
Лесков издает еще несколько произведений, направленных против нигилизма, в которых изображает легко узнаваемые карикатуры на реальных людей. Левое движение подвергает проклятиям своего бывшего сторонника.

Краткая биография Лескова: зрелый период

Расцвет творческой деятельности Лескова приходится на издание хроники "Соборяне" (1872 г.). Существенные достоинства произведения были вынуждены признать даже его крайние противники. Лесков смог создать обобщенный образ всей России, показал себя ее настоящим знатоком. Противоречия в обществе, подогреваемые революционным движением, могут быть преодолены только путем христианской добродетели. Духовенство в хроники представлено в виде хранителя истинных ценностей и спасителя от всех бед.
В последовавших за хроникой произведениях Лесков углублял свой талант. Он стал автором небольших произведений, в которых мог уместить широкие общественные картины. Особым приемом писателя, развившемся впоследствии, стало повествование в форме сказа - изложение с помощью образа рассказчика, за словами которого скрывается позиция и взгляды автора.
Лесков на протяжении всей жизни обращал большое внимание на христианство и ставил ему главное место в российской жизни. Одновременно он интересовался вероисповеданием сектантов и в конце концов пришел к критике официальной церкви. Одно время Лесков был близок толстовцам. Писатель занимается изучением истории раннего христианства, осуждает излишнюю регламентацию и догматичность Русской православной церкви. Такие взгляды Лескова возвращают его в ряды либеральной интеллигенции.
Лесков пользовался большим многообразием стилей при написании своих произведений. Это и форма сказа, эзоповский язык, упрощенное или наоборот чрезмерно изысканное повествование.
Николай Семенович умер в 1895 г. Произведения писателя на протяжении его жизни воспринимались по-разному. В зависимости от направления критики Лескова его либо превозносили, либо яростно осуждали. Несомненно лишь то, что и защитники и критики признавали наличие у Лескова большого художественного таланта, не зависящего от его политических или религиозных убеждений.