Открытый урок изобразительного искусства. Тема: Народный праздничный костюм.5 класс. Урок изобразительного искусства на тему "народный праздничный костюм" Скачать презентацию на тему народный праздничный костюм

Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя


Урок изучения нового материала.
Цель: образовательная:

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

развивающая:

продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов

воспитательная:

формировать у учащихся эстетический и художественный вкус,

воспитывать уважение и любовь к народным традициям.
оборудование (материалы: бумага, раздаточный и дидактический материал).
Ход урока.


  1. Организационный момент.
Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Карандаши, резинки, краски,

Альбом у каждого лежит,

Работы просит и дрожит.
II. Беседа.
На этой веселой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм».

Давайте с вами, ребята начнем с эпиграфа: Это слова народной песни:


« Встала красная девица рано

Встала бела да румяна

Умывалась чистою росой

Надевала яркий сарафан

Золотом расписной,

бисером вышитый

На голове кокошник

а на ногах сапожки

С нею рядом молодец

в расписной рубахе».


Действительно – это описание русского праздничного народного костюма.

Цель нашего урока-

Раскрыть составные элементы праздничного костюма двух регионов нашей страны;

увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села (посмотрите на выставке народный костюм нашего села),

почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.

Давайте ребята, представим, что мы живем в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом!

Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

Какая это была жизнь?

Как жили летом, а как зимой? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду.Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили?

Чем она отличается от нашей?

Ответить на а эти вопросы решила поисковая группа, которая готовилась дополнительно к нашему уроку. А сейчас предоставим им слово.

Выступления учащихся, показ слайдов и обобщение этой информации.
Мужская одежда.

Традиционная мужская одежда по сравнению с женской, отличалась простатой и ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Рубаху шили из белого или цветного холста. Её носили на выпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен. Она была с полями (вставками на плечах) присборенная вокруг шеи на небольшую стойку с разрезом на груди. Подол и рука имел декоративную отделку, выполненную черной шерстью. Рубаха перехватывали узким или широким поясом- кушаком ручного изготовления. Яркий шерстяной пояс вносил акцент в скромный костюм.

Верхней одеждой служил зипун из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, застежкой на крючки или пуговицы.

Мужской обувью служили сапоги или лапти.


Подведем итог полученной информации.

Что же входило в русский мужской костюм?


  1. В русский мужской костюм входили:
- рубаха-косоворотка

Портки- штаны

Пояс- кушак

Основными мотивами вышивки были: тема оберега от нечистой силы; силы жизни, земли, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.


  1. Перейдем к женскому праздничному костюму.

Ребята, если мужской костюм был практически одинаков в регионах страны, то женский имел существенные различия:

Давайте на этом остановимся подробнее:
Женские народные костюмы (Показ слайдов)
Северный костюм:


Традиционный женский наряд русского севера часто называют « сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. В старину рубаху шили из льняного и конопляного холста. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитями. Сам праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епаченку. А в холода – душегрейку. Голову повязывали лентой-повязкой, а в праздники – кокошниками. На конце косы был косник из бисера.

В таком костюме девушка выглядела словно – павушка.


Ребята, обратите внимание.

В состав северного костюма входили:

Сарафан


-передник

Епаника


Южный народный костюм.

(Показ слайдов)


В южных районах России был распространен вид одежды состоящий из рубахи, поневы, передника, шапочки- сороки. Эта одежда была в отличии сарафана только крестьянской. Понёва шилась их шерстяного клетчатого домотканого материала, в которую оборачивались, укрепляя на талии. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К ней полагался передник. Он был сплошь украшен узорными полосками. Головные уборы украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
Таким образом в состав южныго костюма входили:

Рубаха


-понева

душегрейка


В русском народном костюме важное место занимает головной убор.(Показ слайдов).

Рассмотрим форму и декор женских головных уборов с. 54.


Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, дерева, птиц, да и сами названия уборов птичьи:

кокошник от слова « коконь» - петух,

кика или кичка (утка), сорока.

Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области.

(Показ слайдов)
Работа с картиной.

Женщина в народном костюме выглядела очень красиво. Многие художники красоту русской женщины отобразил на своих полотнах.Лучшие картины известных русских художников посвящены крестьянам. Это картины: Сурикова, Васнецова.


(Слайды)
Одним из выдающихся художников был портретист И.П.Аргунов, крепостной богатейшего помещика Шереметьева.



Рассмотрим его картину, написанную в 1784 году- это «Портрет неизвестной в русском костюме».

Итак перед вами русская крестьянка в праздничном костюме.

Золотой сарафан;

Белая блуза;

Украшенный шитьем кокошник;

Облик миловидной, простодушной девушки на портрете оказался симпатичным многим поколениям зрителей. Сегодня он хранится в главном музее русского искусства нашей страны- Третьяковской галерее.

Сегодня мы попробуем показать красоту народного костюма в своих работах.
III.Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе.

Цель которой,создание русского праздничного костюма.

У каждого из вас лежат шаблоны, где вы должны изобразить русский праздничный костюм, выполнить в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

1) 1 группа – работает»Художники» с гуашью.

2) группа « Модельеры»- работают с цветной бумагой-выполняют аппликацию.

Но прежде напоминаю о правилах техники безопасности

(инструктаж вместе)

Работая с клеем, помни:


  1. Клей нужно наносить на бумагу только кисточкой и тонким слоем.

  2. При склеивании деталей следи за тем, чтобы клей не попал на поверхность стола.

  3. Не три глаза руками.

  4. После работы вымой руки.
Правила обращение с ножницами.

  1. Не держи ножницы концом вверх.

  2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

  3. Не режь ножницами на ходу.

  4. Не подходи к товарищу во время резания.

  5. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

  6. Передавай ножницы только в закрытом виде.

И так ребята,приступаем к работе.

Во время работы,вы услышите записи фольклорного коллектива « Ладушка» нашего села Песчаного, которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).



IV.Анализ урока.

На доске из своих работ ребята состовляют «Веселый хоровод».

Все вы молодцы, получился замечательный хоровод, о котором мы будем говорить на следующем обобщении урока:

« Праздничные народные гулянья».


V. Подведем общий итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Вам даны карточки.

Правильно расположите составные части, относящиеся к северу и югу.

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.


Рефлексия

1.Самым интересном на уроке было тогда, когда…

2.На уроке мне было хорошо, потому что…

3.Самым трудным на уроке было тогда когда…

4. Учителю после сегодняшнего урока пожелал бы…
VI . Домашнее здание: Закончить работы, задание поисковой группе - подготовить сообщения «Праздничные народные гулянья».
VII.Оценка за урок.

Технологическая карта урока по ИЗО в 5Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Бисеналиев Н.И.

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

- Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Получили ключевое слово урока- КОСТЮМ

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

Определим различие костюмов разных территорий России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

3 этап выявления места и причины затруднения

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися старших классов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает игру «Наряди куклу».

Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

(Приглашаются ученики,которые выбирают необходимые элементы костюма для куклы

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталоиИтогину

Даёт

Самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

Чему мы учились на уроке?

Что нового и интересного узнали?

Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию


План-конспект урока "Народный праздничный костюм" 5 класс

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ - понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

    7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.