Коммуникативные навыки перечень. Упражнения на коммуникативные навыки

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности , проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей . Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые, может быть в меньшей степени, необходимы представителям других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение правильно вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

  • Исходя из трех сторон общения (коммуникативной , перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
  1. умения межличностной коммуникации;
  2. умения восприятия и понимания друг друга;
  3. умения межличностного взаимодействия
  • Умения межличностной коммуникации включают в себя:
      • умение передавать учебную информацию;
      • умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
      • умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
      • умение активно слушать ученика.
    • Среди перцептивных умений важное значение имеют:
      • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
      • умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
      • умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

    Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни (рис. 17).
    Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.
    Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
    Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

    • Связанные с этим коммуникативные способности включают:
      • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
      • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
      • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
      • умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

    Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

    Стиль педагогического общения

    Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения).
    Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё "подогнаны". Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.
    Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
    Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возможностей ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию педагогического стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.
    Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль педагогического общения , который может быть расценён как попустительский . Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
    Оптимальным представляется так называемый демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
    Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся

    Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.
    Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных , мнемических и мыслительных характеристик.
    Какие требования предъявляют учителя к вниманию, восприятию , памяти, воображению , мышлению учащихся, когда с ним повсеместно общаются, какие задачи перед ними ставят и какой уровень их активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание различных характеристик, которые определяют интеллект учащегося В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается такое явление как дидактогения.
    Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера) . Выражается в фрустрации , страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии ).
    Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения его завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна, поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать на положительные достижения в учебной деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей

    Карандышев В.Н. Стиль педагогического общения // Педагогическая психология / Сост. В.Н. Карандышев, Н.В.Носова. – СПб.: Питер, 2006. – С. 369.

    1. Стили педагогического общения

    демократ

    2. Отличающие характеристики

    Разделение функций между учителем и учащимися

    Соотношение требовательсти и уважения к личности

    Соотношение прямых и обратных связей

    Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе

    Отношение к неформальному лидеру в классе

    Характер постановки задач перед группой

    Отношение к своим ошибкам

    Количество и качество воспитательных воздействий

    Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий

    Соотношение позитивных негативных оценочных воздействий

    Наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия

    Характер педагогических установок

    5.2. Психологическая характеристика общения

    Общение относится к числу межпредметных категорий и изучается целым рядом наук - социологией, философией, педагогикой, антропологией, общей, социальной, педагогической психологией и др.

    Это вынуждает психологов при исследовании процесса общения, с одной стороны, использовать системный поход при его изучении, с другой - четко удерживать свое профессиональное внимание в рамках конкретного (в данном случае психологического) аспекта.

    Специфика психологического подхода заключается в том, что исследовательские интересы ученых направлены на:

    Анализ структуры общения;

    Изучение роли индивидуальных установок и социальных стереотипов в межличностных и межгрупповых контактах;

    Раскрытие особенностей проявления характерных для человеческой психики феноменов (тревожности, агрессивности и т.д.), динамики формирования сознания и самосознания в процессе общения.

    Но и в психологических исследованиях нет единства в толковании самого понятия "общение", его форм и механизмов. Специалисты по-разному интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к изучению: коммуникативно-информационный, интерактивный, деятельностный и др.

    Например, коммуникативно-информационный подход позволяет определить критерии, условия и способы эффективности коммуникации па основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи. При этом уточняется само понятие коммуникации и взаимодействующих субъектов как систем.

    В отечественной психологии предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить его к одной из сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.

    С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    В наиболее общем виде общени е рассматривается как реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное па значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера, и состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

    Общение - одна из основных психологических категорий. Оно обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами. Его социальный смысл в том, что оно выступает средством передачи культуры и общественного опыта.

    Акт общения анализируется и оценивается но следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения.

    В отечественных исследованиях психологические аспекты общения изучали А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.Б. Добрович, Л.В. Власов, Е.Н. Ильин, Г.В. Гусев, А.Н. Лутошкин, Ф.М. Рахматулина, А.Т. Курбанова и др.

    Представляет интерес высказывание Г.С. Батищева о том, что "общение начинается с другодоминантности, а именно там, где есть "я" и есть предпочитаемое "мы", т.е. общающиеся - это люди, умеющие предпочитать другого себе, не теряя при этом своего "я".

    До фундаментальной работы Леонтьева "Педагогическое общение" (1979) определения общения давались с точки зрения говорящего, за основу бралось два человека: говорящий и слушающий, т.е. речь шла о передаче информации или обмене информацией, при этом общение рассматривалось как что-то прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности.

    Леонтьев определяет общение к ак "процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности, не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение - то, что обеспечивает коллективную деятельность". Обозначая циклы общения, он утверждал, что око начинается с контакта: контакт ведет к общению, общение - к взаимодействию, а оно - к действию. В результате возникает цепочка:

    контакт - общение - взаимодействие - действие.

    Таким образом, Леонтьев значительно шире трактует понятие "общение", придавая ему социальное значение. Отсюда напрашивается вывод, что действия, деятельность - это результат, следствие общения.

    Он выделял четыре вида общения. Все они представлены и в педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

    1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Ведущий в этом случае побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, объединяет их вокруг социально значимой идеи или обеспечивает "фон" для социального воздействия, формирует идеи и убеждения.

    2. Групповое предметно-ориентированное общение. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет - организация коллективного взаимодействия в труде.

    3. Личностно-ориентированное общение - это общение друг с другом.

    4. Психологические взаимоотношения, которые "субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные".

    Функциональные и структурные характеристики общения

    Существуют варианты рассмотрения этих характеристик но отдельности или вместе. Общение полифункционально, что отражается в наличии множества классификаций его функций.

    Например, по критерию цели общения выделяются восемь его функций (Карпенко):

    1) контактная, ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

    2) информационная, ее цель - обмен сообщениями (прием - передача сведений в ответ па запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

    3) побудительная, ее цель - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

    4) координационная, ее цель - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

    5) понимания, ее цель - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

    6) эмотивная, ее цель - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменений с его помощью своих переживаний и состояний;

    7) установления отношений, ее цель - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

    8) оказания влияния, ее цель - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

    Другая классификация (А.А. Брудный) выделяет:

    1) как основную рабочую - инструментальную функцию общения, нужную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

    2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

    3) трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

    4) функцию самовыражения, ориентированную па поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

    В качестве функций рассматривают и стороны общения.

    В самых обобщенных классификациях выделяют три стороны общения (исследования Г.М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и др.). Они же считаются структурными компонентами общения. Это:

    1) коммуникативная сторона - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения;

    2) интерактивная сторона - выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; интеракция не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия: имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; возможны такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;

    3) перцептивная сторона - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

    Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми (отношений между партнерами, их установок, целей и намерений). Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Среди типов взаимодействия прежде всего выделяют кооперацию и конкуренцию (эти типы не могут быть сведены к простому согласию или конфликту). Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами другого являются: идентификация (уподобление) и рефлексия. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и межличностных отношений. В современных условиях общественного развития (телевидение и компьютеризация) наблюдается появление новых форм опосредованного общения. Это требует проведения отдельных исследований.

    В близкой к этой классификации выделяются (Б.Ф. Ломов) такие стороны общения, как:

    1) информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема - передачи информации);

    2) регуляционно-коммуникативная (связанная со взаимной коррекцией действий при осуществлении совместной деятельности);

    3) аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

    В других исследованиях в качестве структурных компонентов общения определяют:

    Мотивационный компонент (потребности и мотивы, лежащие в основе общения);

    Когнитивный компонент (знания о закономерностях и специфике общения);

    Поведенческий компонент (способность адекватно выстраивать свое поведение в различных ситуациях, владение способами продуктивного взаимодействия).

    Основные компоненты общения

    Мотивационный компонент

    Когнитивный компонент

    Поведенческий компонент

    Потребности и мотивы, лежащие в основе общения: прямые личные и деловые мотивы - потребность быть вместе, интерес к совместному делу, т.е. важен сам партнер по общению; опосредованные мотивы - важен не партнер, а статус, связи с другими людьми, т.е. мотивом является не общение как таковое, а получение выгоды из контакта

    Мотивы общающихся могут совпадать или не совпадать. Знания о закономерностях общения: способность налаживания контакта, определение барьеров общения, предупреждение и разрешение конфликтов. Знание специфики общения в зависимости от культурных, возрастных, половых, и др. особенностей

    Способность адекватно выстраивать свое поведение в различных ситуациях, чтобы удовлетворять потребность, побудившую к контакту. Владение способами установления контакта, продуктивного взаимодействия, умение понять другого человека

    Все три компонента, составляющих структуру общения, тесно связаны между собой. С одной стороны, поведение при общении во многом определяется мотивами вступления в ситуацию взаимодействия и знаниями специфики коммуникаций. Эмоциональное переживание и рефлексия собственного поведения в ситуации общения в свою очередь влияют, на расширение знаний о взаимодействиях с окружающими, осознание своих мотивов и специфических индивидуальных стратегий общения.

    В общем виде структура процесса общения может быть представлено следующим образом:

    1) потребность в общении;

    2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

    3) ориентировка в личности собеседника;

    4) планирование (чаще бессознательное) темы, стиля общения, речевых фраз;

    5) реализация общения;

    6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника;

    7) коррекция направления, стиля общения.

    Перцептивная сторона общения

    В процессе восприятия у человека формируется образ другого, который позволяет прогнозировать его дальнейшее поведение. Основные сложности:

    Неоднозначность самого объекта познания (человека/ группы);

    Стремление по внешним признакам вывести суждения о внутренних качествах, определяющих поведение.

    Основные механизмы познания другого:

    Идентификация;

    Рефлексия.

    Определение идентификации в социальной психологии и психологии личности совпадают. Идентификация - отождествление с воспринимаемым субъектом, и на этой основе делается вывод о его особенностях и предполагаемом поведении. Распространение на другого собственных схем поведения часто считается причиной ошибок в прогнозе поведения этого другого.

    Определения понятия рефлексии различаются. В общей психологии и психологии личности рефлексия - способность к самонаблюдению, самопознанию. В социальной психологии рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимают окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я-концепции и самооценки, всегда присутствует в структуре личности и при общении играет доминирующую роль, а степень его совпадения (несовпадения) с действительным образом субъекта во многом определяет успех межличностного взаимодействия. Для оптимизации такого взаимодействия можно использовать получившие в последнее время широкое распространение в практике образования тренинги общения, которые позволяют исследовать собственные поведенческие стратегии, расширить их диапазон, а также научиться лучше понимать партнера по общению, различать представления свои и другого о себе и другом.

    Однако такие тренинги в большей степени влияют па когнитивные и поведенческие, а не па мотивационные компоненты общения. Преодоление же мотивационных проблем, которые часто лежат в основе затрудненного общения, скорее возможно благодаря индивидуальным формам психологического консультирования и психологической терапии.

    Главным содержанием перцептивной стороны общения является система интерпретаций поведения другого и причин его поступков, которая позволяет предвидеть дальнейшие действия другого и помогает выстраивать и корректировать собственное поведение. В условиях недостаточности данных о внутренних мотивах поведения другого человек склонен приписывать ему свои значения и смыслы, объяснять, интерпретировать причины его поступков и высказываний, исходя либо из анализа похожих случаев (по отношению к этому человеку или других, в чем-то похожих на пего), либо но аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. Такой процесс получил название атрибуции (или каузальной атрибуции).

    В основе атрибуции лежит собственный реальный опыт общения с людьми, экстраполяция выводов взаимодействия с конкретным человеком или группой на более широкие социальные группы (например, травматический опыт общения с партнером в семейных отношениях может породить у женщины установку типа "мужчинам доверять нельзя", что, безусловно, в дальнейшем будет влиять на восприятие и интерпретацию ею поступков окружающих мужчин). Такие установки и степень их экстраполяции во многом определяются силой, глубиной и продолжительностью эмоционального переживания в межличностных взаимодействиях.

    Другая основа каузальной атрибуции - интроекты, те социокультурные послания, которые не были лично пережиты человеком, но также выступают в качестве регуляторов его поведения. Интроецируются послания значимых, авторитетных людей (в первую очередь,

    родителей). Примером таких интроектов могут быть различные тендерные стереотипы. Экспериментальное исследование Л.В. Поповой с переодеванием младенца в полоспецифическую одежду позволило наблюдать разницу в восприятии его испытуемыми (бездетными студентами и родителями маленьких детей). Так, одетый в синий костюм ребенок наделялся силой и крепостью, а его поведение описывалось как активное, в розовый - внешней привлекательностью и хрупкостью. При этом известно, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по ассификации (замещению в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20%.

    На восприятие окружающих оказывают влияние такие социально-психологические эффекты, как эффект первого впечатления, ореола, бумеранга и др. Подробно они описаны в главе 2.

    В педагогической практике эти эффекты могут наблюдаться в отношениях педагога с учащимися и негативно влиять на усвоение ими учебного материала. Например, эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать педагогам, преподавателям вузов, так как они, в силу специфики своей профессиональной деятельности должны оценивать уровень обученности студентов, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором. Реализуя свои установки по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, преподаватель влияет на них, во многом определяет успешность освоения ими учебной дисциплины. Специальные исследования показывают, что "плохие" студенты в 4 раза реже обращаются к преподавателю, чем "хорошие", остро чувствуют и болезненно переживают необъективность педагога, что не может не влиять на качество овладения предметом. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от преподавателя определенного труда, в первую очередь, постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

    Часто оценка другого человека происходит по контрасту, т.е. оценивая отрицательно "плохого" человека, субъект но контрасту высоко оценивает себя и свои возможности. В ситуации высокой оценки "хорошего" или "успешного" партнера, люди склонны недооценивать себя.

    Важным моментом при атрибуции является и позиция субъекта, так как люди, принимающие непосредственное участие в какой-либо деятельности, ее неуспех связывают с внешними причинами, успех же - с собственными действиями и действиями своих партнеров.

    Во многих исследованиях также отмечается, что характер атрибуции зависит от специфики восприятия. Некоторые люди ориентируются главным образом на физические характеристики партнера (конституцию, черты лица, одежду, походку и т.д.), другие - на психологические (интеллект, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.).

    На управление процессом межличностного общения оказывает влияние возможность формирования у партнера аттракции (появления привлекательности; тяготение). К основным условиям возникновения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) относят:

    Роль сходства партнеров но общению. Как наиболее привлекательные нами воспринимаются люди со сходными основными чертами (интеллект, чувство юмора, эмоциональность и др.). При этом некоторое несовпадение в инструментальных или второстепенных чертах даже усиливает привлекательность;

    Влияние таких характеристик, как близость партнеров но общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.;

    Влияние условий взаимодействия - особенности распределения функций в совместной деятельности, "помогающее поведение" и пр.

    Коммуникативная сторона общения

    Специфика психологического аспекта в отличие, например, от кибернетического в изучении коммуникаций заключается в рассмотрении того, что в процессе общения происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Важную роль здесь играет ориентация партнеров друг на друга, их стремление к взаимовлиянию. Поэтому коммуникатору (тому, кто сообщает информацию) необходимо соотносить содержание своего обращения с установками, ценностями, мотивами, личностными особенностями реципиентов (воспринимающих). Кроме того, на содержание обращения влияют те задачи, которые стремится решить коммуникатор в общении с другим(и). В зависимости от этих задач различают следующие виды сообщений (см. табл. 7).

    В процессе общения и коммуникатор, и реципиент используют различные средства. Условно они могут быть поделены на две большие группы: вербальные и невербальные.

    Первая группа представлена речевыми средствами, вторая - пятью системами.

    Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика).

    Экстралингвистическая система (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха).

    Таблица 7

    Виды сообщений

    Вид сообщения

    Задача коммуникатора

    Характеристика сообщения

    Фактические

    Установление и поддержание контакта

    Бессодержательное общение, когда коммуникации используются лишь с целью поддержания контакта (например, скоротать время, заполнить затянувшуюся паузу, формально беседовать в вынужденной ситуации). Так, начинающий педагог, которому бывает трудно заранее спланировать содержание всего урока, сталкиваясь с ситуацией более быстрого прохождения подготовленного учебного материала, вынужден "держать" учеников "до звонка", т.е. общаться фактически

    Информативные

    Передача сведении

    Коммуникатору важен лишь факт сообщения, без учета реакции реципиента на нес. Однако чаще (особенно в педагогическом общении) информативное сообщение предполагает фиксацию и учет оказываемого воздействия, степень его понятости. Понимание информации необходимо для се принятия, возникновения эмоционального отношения к ней и побуждения к действию

    Экспрессивные

    Формирование переживаний

    Эмоциональное наполнение информации может быть связано с ее содержанием, значимым для реципиента с использованием специальных механизмов формирования эмоций (заражение, обусловливание и др.)

    Побудительные

    Побуждение сделать что-нибудь (наиболее сложная задача общения)

    Намерение повлиять на поведение другого может быть реализовано с помощью таких способов воздействия, как: убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознательное разумное восприятие реципиентом информации. Остальные способы предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательное переживание (в том числе страх, тревогу и др.). Содержание информации в этом случае скорее второстепенно по отношению к эмоционально-волевому воздействию коммуникаторам реципиентом. При этом подражание и заражение обычно приводят к непосредственным реакциям, а реакция на внушение может быть отсроченной

    3. Паралингвистическая система (вокализации, т.е. диапазон, тональность голоса).

    4. Визуальное ощущение (контакт глаз).

    5. Проксемическая система (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

    Чаще всего используются все (или большинство) группы средств коммуникации, а вот их пропорциональное соотношение зависит от задач межличностного взаимодействия. Например, при решении информационных задач преобладать будут вербальные средства, а при побудительных - значительно возрастает роль невербальных средств.

    Важное место в социально-психологических исследованиях занимает изучение коммуникативных барьеров, которые нарушают процесс межличностного взаимодействия, адекватное понимание и реагирование на информацию.

    Причинами такого затруднения общения могут быть:

    Социальные факторы (культурные, религиозные, национальные, политические, статусные и другие различия);

    Индивидуальные особенности партнеров (демонстративность, тревожность, закрытость, мнительность, интровертность и т.д.);

    Трудности кодирования и декодирования сообщаемой и воспринимаемой информации, так как системы кодировки коммуникатора и реципиента всегда более или менее отличны друг от друга в силу индивидуальной неповторимости каждого человека;

    При сообщении часто используются не значения слов, а их личностные смыслы, что нарушает процесс понимания и может приводить к межличностным конфликтам.

    Интерактивная сторона общения

    Интеракция - взаимодействие. Это направление изучает построение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы обмена действиями, что связано с необходимостью согласования планов этих действий с анализом "вкладов" каждого участника.

    Д. Мид, автор теории символического интеракционизма, раскрывая значение интеракции, доказывал, что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с другими. В общении с разными людьми субъект играет разные "роли", а его личность является как бы объединением различных ролей, которые он постоянно на себя принимает, причем язык занимает центральное место.

    Теория Мида называется также и теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди играют свои роли в зависимости от ожиданий окружающих.

    Продолжая это направление исследований, Э.Берн в своей теории трансактного анализа проанализировал условия эффективности интеракции: согласование позиций, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Простейшие модели интеракции приводятся и в "теории диадического взаимодействия" (Д. Тибо, Г. Келли), использующей аппарат математической теории игр.

    В.М. Бехтерев, исследуя процесс совместной деятельности и поведение в ней, выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельности. По его.мнению, существуют люди, у которых случается ухудшение продуктивности деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей. Это явление получило название ингибиции. Фасилитация - это противоположное свойство, которое заключается в существенном повышении скорости и качества выполняемой деятельности в фуппе или в присутствии наблюдателей. Склонность к фасилитации или ингибиции во многом объясняется индивидуальными особенностями человека, его личным опытом, характером деятельности и степенью группового давления.

    § 1. Определение понятия "общение".

    Качество коммуникации во многом зависит от коммуникативных навыков участников процесса обмена информацией. К коммуникативным навыкам относится умение (рис. 8.7):

    • слушать собеседника и воспринимать передаваемую им информацию (слушание);
    • вести деловые беседы, совещания, переговоры, выступать перед аудиторией (речь);
    • работать с документами, письмами, служебными записками, аналитическими обзорами и т.д. (чтение и письмо);
    • внешним видом, жестами, параметрами голоса и с помощью зрительного контакта устанавливать общность с собеседником и таким образом способствовать коммуникации.

    Рис. 8.7.

    Рассмотрим подробнее такие важные коммуникативные навыки руководителя, как слушание, ведение деловых бесед и публичные выступления.

    1. Слушание. Почти все люди интуитивно предполагают, что нормальный слух - необходимое и достаточное условие эффективного слушания. В действительности это не так: слух лишь необходимое, но еще недостаточное условие. Есть большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». Мы часто слышим тот или иной звук только после того, как он прекратился, часто не осознавая этого. Например, мы можем вспомнить о часах в тот момент, когда они остановились. Звуки мы только слышим, в то время как слушание требует направленного внимания.

    Для руководителя важно не просто слушание, а эффективное слушание, т.е. выделение из речи говорящего человека законченных предложений, оценка услышанного, включающая отделение фактов от мнения собеседника. Для эффективного слушания необходимо непрерывное усилие, поддержание определенного уровня внимания к говоряще- ?

    _ _ ^ Умение слушать - навыки

    му человеку и его словам. Требуется нема- принимать сообщения, выде-

    лое умственное напряжение, чтобы точно пять в них факты и ощуще-

    понять собеседника, проанализировать ния > правильно интерпретировать их значение

    его речь, запомнить отдельные ее положе- н ния.

    Под умением слушать понимают навыки принимать сообщения, четко выделяя содержащиеся в них факты и ощущения, правильно интерпретировать их значения. Только в этом случае получатель имеет возможность дать адекватный ответ исходному отправителю, т.е. создать обратную связь и замкнуть коммуникативный круг.

    Многие люди не могут или не хотят по-настоящему слушать своих собеседников. Они озабочены прежде всего тем, что они скажут сами, а не тем, что говорят им. Наше умение слушать, выраженное в объеме понятого и запомненного материала (при попытке воспроизведения через 48 часов после прослушивания 10-минутного сообщения), не превышает 25%.

    В реальной жизни люди используют разные стили поведения при слушании. Перечислим некоторые из них:

    • нейтральное слушание обычно имеет своей целью сбор информации. В чистом виде этот стиль реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает;
    • оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения;
    • «вежливое» слушание. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же замолчит говорящий. Так часто слушают сверстников маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого «слушания» они не могут вспомнить, о чем же был разговор;
    • селективное слушание состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. Легко себе представить, к чему может привести такое поведение, например, на деловых переговорах;
    • активное слушание. Слушатель помогает говорящему высказаться; направляет его речь, чтобы услышать то, что ему интересно. При активном слушании слушатель задает такие вопросы, которые не уводят говорящего в сторону от темы его рассказа.

    Том Питерс, известный консультант по управлению, автор множества посвященных менеджменту работ, утверждает, что руководители могут развить в себе умение слушать, если будут выполнять определенные рекомендации. По его мнению, эффективно слушать - значит, слушать и говорить; задавать простые вопросы, не воздвигать вокруг себя стен и быть ближе к подчиненным, заставлять себя расспрашивать собеседников и много говорить самому, делать заметки, настаивать на обратной связи и предоставлять ее.

    В табл. 8.2 перечислены десять «ключей» к эффективному восприятию информации и показано, чем отличается хороший слушатель от плохого (6, с. 257).

    Человек, умеющий слушать собеседника, находит в разговоре интересные темы, ведет беседу гибко, постоянно тренирует навыки восприятия, мысленно резюмирует, оценивает и предугадывает информацию, которую он получит уже в следующую минуту.

    Развитие навыков слушания требует определенных способностей. Компоненты эффективного слушания: слушание, понимание, запоминание, интерпретация, оценка и ответ (рис. 8.8). Эти элементы в целом составляют так называемую модель СПЗИОО (сокращение по первым буквам названных выше компонентов слушания) (4, с. 464). Хотя выполнение этих шести шагов может показаться делом несложным, не всем и не всегда это удается, из чего напрашивается вывод: слушание - процесс не столь легкий, как может показаться на первый взгляд.

    В мировой практике разработаны различные методики, рекомендующие, как научиться эффективно слушать. Ниже приведена одна из таких методик.

    Чтобы процесс слушания был активным и эффективным, необходимо:

    • принять активную позу. Правильная посадка тела позволяет создать умственную сосредоточенность, и наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг;
    • сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать и сохранять внимание. Если же смотреть в сторону, появляется опасность того, что мысли будут следовать за глазами;
    • поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие - «пробежка» глазами по столу, взгляд на свои

    Десять ключей к умению слушать

    Плохой слушатель

    Хороший слушатель

    1. Слушайте активно

    Пассивен, отстранен от беседы

    Задает вопросы, перефразирует сказанное

    2. Находите интересные темы

    Отключается от надоевших тем

    Ищет возможности, новые знания

    3. Не раздражайтесь

    Легко выходит из себя

    Ведет себя сдержанно, проявляет терпимость к плохим манерам, умеет концентрироваться на главном

    4. Используйте то, что мы думаем, быстрее, чем говорим

    «Засыпает», если собеседник говорит медленно

    Обдумывает, резюмирует, предугадывает следующие слова; взвешивает аргументы, прислушивается к интонациям голоса

    5. Будьте отзывчивы

    Формально поддерживает диалог

    Проявляет интерес жестами, позой, слушает и говорит сам, создает позитивную обратную связь

    6. Оценивайте суть, а не слова

    Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль

    Оценивает суть высказываний, не обращает внимания на огрехи речи

    7. Поддерживайте в собеседнике интерес

    Заранее предубежден, начинает спорить

    Не вступает в дискуссию до тех пор, пока не осознает позицию другой стороны

    8. Старайтесь всесторонне оценить высказываемые идеи

    Обращает внимание прежде всего на факты

    Прислушивается к центральным темам разговора

    9. Тренируйте умение слушать

    Отсутствие энергии, проявление ложного внимания

    Работает, активно использует мимику и жесты, контакт глазами

    10. Тренируйте интеллект

    Предпочитает иметь дело с легкими и простыми материалами, избегает сложных

    Воспринимает сложные проблемы как интеллектуальную игру

    бумаги - заставляет распределять внимание между говорящим и посторонними предметами;

    • логически планировать процесс слушания. Необходимо в процессе слушания выделять главные мысли собеседника;
    • преждевременно не оценивать беседу или выступление. Любая речь должна быть выслушана полностью. Не надо оценивать слова собеседника после первых же его слов. Это надо сделать в конце.
    • 2. Ведение деловой беседы. Другим важным коммуникативным навыком руководителя является умение излагать свои мысли. Навыки устной и письменной речи важны для руководителя. На них ос-

    Рис. 8.8.

    новано умение убеждать собеседника и таким образом оказывать на него влияние. Между тем многие менеджеры испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации своего проекта или идеи.

    Управленческие беседы имеют отличия от повседневных разговоров, не относящихся к сфере производственной деятельности. Это отличие заключается в том, что повседневная коммуникация, к которой мы все привыкли в сфере бытового и дружеского общения, имеет следующие признаки:

    • происходит, как правило, случайно, заранее не планируется;
    • отличается большим разнообразием обсуждаемых тем, охватывая множество личных, социальных, бытовых, политических и тому подобных аспектов;
    • характеризуется частым переходом от одной темы к другой;
    • практически не связана с принятием каких-либо управленческих решений;
    • носит по преимуществу информативный характер.

    В отличие от повседневных коммуникаций деловые беседы характеризуются тем, что они заранее планируются, затрагивают узкий круг проблем и должны иметь определенный результат.

    ЛДеловые беседы в области управленческой деятельности - целена- \_/ правленная коммуникация с заранее планируемым эффектом и результатом.

    Преимущества деловой беседы в отличие от других форм коммуникации обусловлены:

    • возможностью быстрого реагирования на высказывания собеседника и возможностью уточнения информации путем пояснений, поправок, повторов;
    • созданием и осознанием общности всех участников беседы;
    • возможностью учета как объективных, так и субъективных факторов при решении проблемы.

    Основные принципы ведения деловых бесед рассмотрены ниже.

    • 1. Управленческая беседа - это не монолог. Руководитель должен организовать обмен мнениями таким образом, чтобы задаваемые вопросы и получаемые на них ответы способствовали совместному решению обсуждаемой проблемы.
    • 2. Информацию по обсуждаемой теме необходимо излагать кратко, но не в ущерб пониманию проблемы и налаживанию успешного взаимодействия.
    • 3. Новую и трудную для понимания информацию необходимо «разбавлять» известными фактами, пояснениями, обобщениями. Полезно использовать коммуникативные приемы, способствующие восприятию слушателем информации. В частности:
      • повторять тему беседы при изменении аспектов рассматриваемой проблемы;
      • использовать «разбивки» излагаемого материала при перечислении связанных с проблемой фактов (например, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»);
      • использовать дословное или смысловое повторение важных моментов беседы и излагаемого материала;
      • в целях стимулирования мышления собеседника формулировать (или ставить вопрос) об условиях, причинах наступившего затруднения, о возможных последствиях и выводах, об ответственности каждого из участников за успешность проходящей беседы;
      • подводить промежуточные или общие итоги по результатам совместного обсуждения проблемы.
    • 4. В процессе ведения деловой беседы необходимо учитывать характеристики собеседника, в том числе:
      • его профессиональный уровень;
      • содержание выполняемых им задач;
      • его полномочия и сферу ответственности в соответствии с возложенными на него обязанностями;
      • его жизненный и трудовой опыт, интересы, устремления, желания;
      • особенности его мышления.
    • 5. Эффективность деловой беседы зависит также от умения руководителя создать откровенную, конструктивно-критическую атмосферу общения.

    Письменная коммуникация также очень важна для руководителя. В распорядке его дня она занимает около 38% рабочего времени. Вступая в деловую переписку, необходимо помнить: в процессе устного общения можно устранить различного рода недоразумения и неясности, снять негативную многозначность при помощи мимики, жестов и др. Служебные письма, записки, отчеты и доклады лишены этого свойства: в любом письменном деловом документе каждое слово имеет строгое значение. Неумение четко выражать свои мысли может привести к непониманию и снижению ценности работы.

    Всем доброго времени суток! Хочу вам рассказать о том, что такое коммуникационные навыки и какую роль они играют в нашей жизни. Без них невозможно достичь успеха и реализовывать свои потребности, в силу того, что человек по своей природе социален. И чтобы выжить, ему просто необходимо понимать других людей и себя. Знать, как вести себя в обществе и уметь передавать информацию, чтобы она была доступна для окружающих. И тогда появляется такое понятие, как личность, которое и отличает нас от других живых существ.

    Что это?

    Само определение звучит так:

    Коммуникационные навыки – это умения, которые помогают человеку получать и передавать информацию, знакомиться с новыми людьми, налаживать общение с близкими и коллегами.

    Независимо от того, какой у вас уровень интеллекта и количество полученных знаний, важно понимать, как общаться с другими, иначе невозможно будет эффективно реализовывать свой потенциал. Особенно достигать успеха в профессиональной деятельности. Они развиваются в комплексе, как вербальная часть в предъявлении себя и понимании других людей, так и невербальная.

    Для чего необходимо?

    1.Отстаивать

    Мы сможем отстаивать свои позиции и интересы, точку зрения. Вы ведь замечали, что порой в споре побеждает тот человек, который умеет подбирать слова и не сдаётся до последнего, придумывая всё новые аргументы в свою пользу, даже если он не прав?

    2.Влиять

    Научимся влиять на других и производить то впечатление, которое необходимо для реализации своих планов. Чаще всего, чтобы заключить договор, важно уметь преподнести информацию так, чтобы она была интересна. И у партнёров возникло к вам доверие и уверенность в успешности ваших действий.

    Есть отличная книга, что бы прокачать у себя этот навык: Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».

    3.Слышать

    Важно уметь не только ясно высказываться, но и уметь слышать другого человека. Если что-то не понятно, задавать уточняющие вопросы, тогда эффективность общения будет повышаться, а время не будет тратиться впустую.

    4.Продвигать

    Коммуникабельность позволяет расширять связи и знакомства, а это, как вы знаете, очень способствует продвижению, как в личной сфере, так и профессиональной. Общаясь с разными людьми, мы перенимаем их опыт, делимся знаниями, открываем для себя новые ценности и ощущаем себя нужными и значимыми для других. Об этом есть интересная книга Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

    5.Преодолевать

    Развитие в себе коммуникативных умений помогает преодолевать внутренние барьеры, которые мешают реализовываться и предъявлять себя миру. С каждым разом, рискуя, но преодолевая своё сопротивление, человек борется со своими страхами, перестаёт проживать невыносимые чувства стыда, стеснения и ужаса перед большой аудиторией.

    6.Искать компромис

    Существует одна неизбежная сторона общения, с которой сталкиваются абсолютно все люди независимо от вида отношений – это конфликты. И немаловажно их преодолевать, чтобы не разрушать друг друга, а наоборот, достигать понимания и идти на компромиссы. Ведь все люди разные, и у каждого своё понимание одной и той же ситуации. Способность слышать о дискомфорте другого, не выпадая сразу в агрессию или защиту, вполне может предвосхитить ссору, тем самым укрепив отношения, что поспособствует более глубокой и близкой связи.

    7.Понимать

    В психологии существует такая теория, что с помощью других мы лучше понимаем себя. Ведь по обратной связи окружающих, их реакции мы узнаём свои черты характера, особенности, понимаем, что делаем верно, а какие действия наоборот, отталкивают от нас. А чем больше понимаем себя, тем больше научаемся разбираться в людях, замечать их мотивы, намерения и манипуляции.

    Когда человек коммуникабелен, это означает, что с ним легко и интересно, он может создавать комфортную, уютную и сплочённую обстановку как в семье, так и на работе.

    Заключение

    На этом всё, уважаемые читатели! Я думаю, вы убедились в том, что коммуникативные умения жизненно важны. Без них мы просто не сможем реализовывать себя и удовлетворять даже самые базовые физиологические потребности. Как повысить их уровень, вы можете почитать в моей статье , где изложены доступные техники для самостоятельно изучения и практики.

    В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком . Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

    Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.

    Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.

    Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.

    Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.

    Осознавая и меняя привычные реакции, человек учится смотреть на ситуацию под другим углом , дает себе свободу выбора ответного действия. Со временем отточенные практикой, доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут вам желаемые результаты успешного общения.

    Цель коммуникативного тренинга — постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

    • Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
    • Производить нужное впечатление на собеседников;
    • Освоить психотехники работы с аудиторией;
    • Научиться убедительно аргументировать свою позицию;
    • Успешно отстаивать свои интересы;
    • Безболезненно преодолевать конфликты;
    • Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
    • Эффективно слушать и активно задавать вопросы;
    • Осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
    • Диагностировать психологическое состояние оппонента;
    • Выделять и нейтрализовать манипуляции;
    • Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких.

    Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков — результаты не заставят вас долго ждать! Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с друзьями и коллегами. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом — владеет ситуацией!

    Добрый вам день, дорогой друг!

    Иногда в описании вакансии можно явно увидеть требование к развитым навыкам коммуникации. Как отразить коммуникативные навыки в резюме правильно?

    Навык коммуникации является ключевым во многих профессиях и должностях. Однако, если может позволить себе просто написать что-нибудь типа «требуется высокий уровень коммуникативных навыков» или просто «коммуникабельность», то как быть кандидату?

    Написать в резюме «коммуникабельный»? Нет, так не пойдет. Это ни о чем.

    Полностью скопировать то, что в описании вакансии относительно этого навыка? С одной стороны — правильно, ключевые фразы никто не отменял. С другой, — выглядит как очковтирательство. Просто взял и скопипастил — орден герою! А резюме — в корзину...

    Основная идея такая: навык или качество, явно выделенное в требованиях к кандидату в описании вакансии, — следует «размазать» по всему резюме. Он должен «сквозить» из нескольких «щелей». Об этом чуть ниже.

    Там, где такого требования нет, можно вообще не писать о пресловутой коммуникабельности. Ибо эти штампованные фразы типа «работоспособный», «коммуникабельный» , «нацеленный на результат», надоели всем до чертиков. Это просто пустозвонство и ничего более.

    Короче говоря, все что угодно, только не это. Лучше вообще ничего не писать, чем «дразнить гусей» набившими оскомину «работоспособностями».

    Как поступить правильно?

    Кстати, фразу, сказанную выше, можно принять как один из вариантов.

    Вариант №1

    Вообще ничего не писать о личных качествах. Если явных требований в описании нет, — вариант вполне рабочий. Уверяю вас, лучше ничего, чем словесные клише, от которых многих уже выворачивает.

    Вариант №2

    Придумать более-менее внятные формулировки. То есть уникальные, как вы лично это понимаете.

    Например: коммуникабельный — обладаю способностью выстраивать отношения на основе взаимного уважения и понимания общих задач. Не идеал, но уже кое-что. Примеры других формулировок мы обсуждали в статье.

    Вариант №3

    Подойдет тогда, когда требование (к той же коммуникабельности) выражено явно.

    Важно не просто сказать, а доказать, что вы этим качеством обладаете. То есть «встроить» это качество в разные части резюме.

    Образ кандидата

    Когда эта самая коммуникабельность «размазана» по всему резюме и «сквозит из разных „щелей“, у человека, читающего резюме складывается соответствующий образ кандидата. В данном случае, образ „коммуникатора“.

    Например, те же навыки письменной коммуникации. Само по себе правильно составленное резюме и — демонстрация коммуникативных навыков.

    Если вы претендуете на должность, предполагающую высокий уровень коммуникации и не можете грамотно составить сопроводительное письмо, — это нонсенс, строго говоря.

    Резонно и в самом резюме примеры привести:

    «Организовал и провел презентацию для клиентов компании, после которой заключили 5 новых договоров»

    «Провел семинар для региональных менеджеров о преимуществах новой линейки товаров. Продажи выросли на 20% за квартал».

    Это чистой воды демонстрация коммуникативных навыков.

    На худой конец подойдут и вещи, имеющие косвенное отношение к работе. Например, организовал корпороатив, клуб кинолюбителей, турслет для сотрудников.

    Это говорит о ваших организаторских способностях, включающих в себя коммуникативные навыки.

    Для коммуникатора важны переговорные навыки. Например:

    «В переговорах с провайдерами добился снижения затрат по договору на 20%».

    Просмотрите весь свой опыт и найдите примеры, характеризующие вас как хорошего коммуникатора. Важно, чтобы ваши «коммуникации» приводили к результату. Желательно оцифрованному. Подберите краткие, емкие формулировки и включите в . Во все основные разделы резюме: ключевые навыки, опыт работы, дополнительная информация (о себе).

    Рекрутер, просматривая ваше резюме, будет несколько раз натыкаться на примеры, характеризующие ваши коммуникативные навыки . Так и создается образ. Образ подходящего кандидата.

    Благодарю за интерес к статье . Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

    Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

    Удачного вам дня и хорошего настроения!