Диана вишнева биография личная. Балерина Диана Вишнева: биография, личная жизнь и интересные факты. Фильмография Дианы Вишневой

Диана Вишнёва – знаменитая российская балерина, прима Мариинского театра (с 1996), приглашенная артистка Американского театра балета (2005-2017). Победительница престижного международного конкурса «Приз Лозанны» (Prix de Lausanne, 1994). Лауреат множества театральных премий, Государственной премии РФ (2000), народная артистка РФ (2007).

Детство

Диана Вишнёва появилась на свет 13 июля 1976 года в Ленинграде, в семье инженеров-химиков. Мама Дианы, Гузали Фагимовна, сама в юности мечтала стать балериной и всю жизнь увлекалась балетным искусством. По признанию Вишнёвой, именно мать привила ей любовь к балету. А отец, Виктор Геннадьевич, приучил к самодисциплине – он с детства занимался с дочерью спортом, вместе они бегали на лыжах, плавали.


Родители записали 6-летнюю Диану на занятия хореографией во Дворец пионеров, а в 11 лет девочка уже смогла поступить в хореографическое училище им. Вагановой.


В 1994 году, в 18-летнем возрасте, Вишнёва завоевала Золотую медаль на международном балетном конкурсе «Приз Лозанны». Девушка сорвала овации, грациозно исполнив вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», специально для конкурса поставленный Игорем Бельским.

Балетная карьера

В жизни балерины предстояло еще много наград и побед, но именно триумф на конкурсе в Швейцарии стал отправной точкой в ее истории успеха. В следующем году, еще будучи студенткой, Диана исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. Также во время стажировки в именитом театре ей достались главная партия в «Золушке» и роль Маши в «Щелкунчике».


Есть мнение, что ни одна балерина не может состояться, не выступив на сцене Большого театра. Диане Вишнёвой удалось покорить главный театр страны в возрасте 20 лет. В 1995-м подающая большие надежды юная балерина с успехом выступила там со своим уже коронным номером «Кармен».


В 1996 году Диана Вишнёва стала примой-балериной Мариинского театра и сыграла главную героиню в постановке «Ромео и Джульетта», посвященной Галине Улановой . За эту партию, исполненную со свойственным ей профессионализмом, Вишнёву наградили премией «Божественная». В этом же году она получила престижные театральные премии «Бенуа танца» и «Золотой софит».


В конце 1996 года Вишнёва отправилась с гастролями Мариинского театра в Лондон, где удачно открыла сезон «Щелкунчиком». Спустя год ее пригласили в Лозанну уже в качестве почетного гостя и позволили открыть торжественный концерт в дуэте с Карлосом Акостой. В лондонских постановках Мариинки девушка играла исключительно главные роли в таких балетах, как «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Видение розы».


В конце года девушка поехала с гастрольным туром в Нью-Джерси, а затем в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные партии в классическом балете, балерина мечтала попробовать свои силы в более современной хореографии. В 1999 году ей наконец представилась такая возможность – она выступила в постановке «Жизель». Далее последовало участие в спектаклях «Драгоценности» и «Рубин».


В 2001 году выступление балерины на сцене Баварского театра произвело фурор. Перевоплотившись в чувственную и желанную Манон, балерина поразила критиков и зрителей своей игрой в одноименном спектакле. В следующем году она сумела прославиться в Вашингтоне благодаря главной роли в уже знакомой ей постановке «Спящая красавица».

Поездки в Америку не прошли для Дианы даром, и в 2005 году она официально стала примой-балериной Театра американского балета, где проработала до 2017 года. К этому времени Диана уже успела привлечь внимание миллионов поклонников, давно считавших ее лучшей танцовщицей Европы.

В США балерина наконец-таки сумела воплотить свою давнюю мечту – исполнить главные партии в «Лебединое озеро» и «Раймонда». На сцене родного Мариинского театра эти роли танцовщице не давали, так как они якобы не подходили ее амплуа – все видели ее в образе страстной Кармен.


Развеяв сомнения постановщиков Мариинки, в следующем же году Диана открыла сезон «Лебединым озером» и не оставила ни для кого сомнений в многогранности своего таланта. Для исполнения роли Одетты ее для долгосрочного сотрудничества также пригласили в Большой театр.


В 2006 году Диана Вишнёва стала Народной артисткой России. На тот момент она уже получила негласное звание одной из величайших балерин современности. Спустя несколько месяцев произошло и другое значимое для ее карьеры событие – запуск ее собственного проекта «Silenzio».


Цель этой постановки заключалась в том, чтобы на одной сцене лаконично совместить классический балет и драму. Премьера спектакля на сцене родного Мариинского театра произвела фурор среди критиков и зрителей. В дальнейшем Вишнёва поставила множество других интересных спектаклей, таких как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011) и Грани» (2011).

Диана Вишнёва в гостях у Ивана Урганта

В 2006 году Диана Вишнёва сыграла второстепенную роль в документальном мюзикле «Балерина», а в 2007-м стала лицом модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010-м Диана основала благотворительный Фонд, направленный на популяризацию балета. По собственному признанию, Вишнёва навсегда останется предана балету. «Наша профессия прекрасна, но в то же время требует колоссальной силы характера и железной воли», – призналась однажды Диана.

Личная жизнь Дианы Вишнёвой

В конце 1990-х годов Диана состояла в романтических отношениях со своим партнером по сцене Фарухом Рузиматовым. Их объединяла не только любовь, но и совместное плодотворное творчество, упорная работа – в балете и кино. Пара рассталась в середине 2000-х.

Диана Вишнева – известная на весь мир российская балерина, бывшая прима Мариинки, обладательница множества престижных международных наград, родилась 13.07.1976, коренная ленинградка.

Детство

Родители девочки – обычные инженеры, о которых даже нельзя сказать, что они были большими любителями балета. Фактически любовь к большому искусству им привила дочь – необычайно смышленая и талантливая девочка, которая проявила великолепную пластику и прекрасные артистические способности уже в раннем детстве.

Свою природную грацию и утонченную внешность Диана унаследовала от матери – татарки по национальности. Много лет назад та приехала учиться в Ленинград, встретила другого студента Геннадия Вишнева, вышла за него замуж и осталась жить в городе на Неве, где позже родились две прекрасные девочки, младшая из которых прославила родных на весь мир.

Диана в детстве

Малышка была очень тоненькой и хрупкой. Когда она заявила маме, что хочет учиться в балетной школе, та засомневалась, хватит ли дочери физической выносливости для многочасовых сложных тренировок. Тем не менее они отправились в танцевальный кружок при Дворце Пионеров. Малышку приняли с удовольствием.

Каково же было удивление педагогов, когда уже после нескольких занятий она показала себя не по-детски серьезной, внимательной, вдумчивой ученицей. Девочка как тень повторяла каждое движение педагога, стараясь уловить мельчайшие нюансы. Диана просто влюбилась в балет с первого же движения, и в мыслях уже видела себя известной балериной.

Осознав, с какой серьезностью дочь относится к своему увлечению, родители начали всячески поощрять и поддерживать девочку. Когда через пару лет занятий она попросила отвезти ее на экзамены в самое престижное Питерское хореографическое училище, мама не стала протестовать.

Экзамен Диана не выдержала. Но не опустила руки, как сделали бы многие на ее месте, а начала заниматься еще более упорно. С третьей попытки ей удалось поступить в лучшую балетную школу страны.

Звездный час

Заниматься было тяжело. Постоянная усталость, вечная боль в ногах, многочасовые упражнения у станка. Сейчас она сам удивляется, откуда у 11-летнего ребенка были на все это силы. Но тогдашняя Диана думала совсем не о трудностях. Она летела, как бабочка, на крыльях своей мечты, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг.

Наградой за многолетний труд стала первая международная премия, которую Диана получила даже еще не закончив училище. На престижной международном балетном конкурсе в Лозанне 18-летняя балерина получила одновременно Золотую медаль и главный приз. Это был поистине триумфальный выход. На всю Европу заявила она о себе как о восходящей звезде русского балета.

Уже через год после завершения обучения в балетном училище Диана попадает в основной состав труппы Мариинского театра, что для молодой артистки практически невероятный успех. Но там чудеса продолжаются – на первом же спектакле она появляется на сцене в главной роли.

Название балета весьма символично – «Золушка». Вся карьера знаменитой танцовщицы чем-то напоминает счастливую сказку.

В 20-летнем возрасте сбылась ее главная мечта – Диана выходит в качестве солистки на сцену Большого Театра. Теперь она считает свою карьеру состоявшейся. К этому времени она уже успевает получить еще несколько престижных международных премий за лучшее исполнение сложных партий. Но этот взлет, как оказалось, был только стремительным стартом.

Вишнева сегодня

На сегодняшний день Вишнева является одной из самых известных и талантливых российских балерин, чье имя гордо звучит по всему миру. После нескольких лет оглушительного успеха в России и Европе Диана начинает тесное сотрудничество с Американским театром балета. Несколько раз появившись в составе его труппы на сцене, в 2005 она официально становится примой и подписывает с театром контракт.

Не забывает Вишнева и о родной Мариинке. Свой первый творческий юбилей – 10 лет выхода на сцену – она отметила на этой сцене новой авторской постановкой, в которой она выступила в качестве солистки и главного хореографа. Спектакль был с восхищением принят не только зрителями, но и критиками.

Раньше Диана также много снималась для рекламы, вот уже почти 10 лет она – лицо модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010 Диана основала благотворительную организацию, целью которой является помощь юным талантливым балеринам и популяризация балета среди молодежи.

Личная жизнь

Как шутит сама Вишнева, долгое время единственной ее любовью был балет. На личную жизнь просто не оставалось времени и сил. И только когда она стала солисткой Мариинки, у девушки появились первые романы. Впрочем, она все равно жила искусством и ей нужен был рядом не просто обожатель, а единомышленник.

С Константином Селиневичем

Такого человека встретила она случайно в 2008 году на Пекинской Олимпиаде. Им оказался хоккейный менеджер Константин Селиневич. Он сыграл не последнюю роль в становлении карьеры балерины на сцене Американского балетного театра. А в 2013 году пара официально оформила отношения, сыграв оригинальную свадьбу на Гавайских островах.

Звезда Мариинского театра в Санкт-Петербурге, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат международного конкурса - балерина Диана Вишнева - родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. С раннего возраста будущая прима занималась хореографией, а в 1987 году поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой . Ее первым педагогом была Л.В. Бельская , а в выпускном классе Вишнева обучалась у профессора Людмилы Ковалевой . В 1995 году успешно окончила балетное училище, и была принята в труппу Мариинского театра. С 1996 года является солисткой Мариинского театра .

Карьера балерины началась с поездки в Лозанну на международный конкурс молодых танцовщиков – Prix de Lausanne.

Диана танцевала в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, завоевав высшую награду – «Золотую медаль». За четырнадцать лет до этого события Золотую медаль конкурса выигрывали только мальчики, а после победы Вишневой высшая награда не присуждалась.

Будучи еще студенткой Вагановской академии, Диана Вишнева выступила в Торонто на гала-концерте, посвященном памяти великого Рудольфа Нуреева. В Торонто она впервые танцевала в паре – с Владимиром Малаховым . С тех пор началось плодотворное сотрудничество двух талантливых артистов.

В 1997 г. Диана Вишнева возвращается в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды, участвуя в гала-концерте. Этот год принес молодой балерине много новых интересных ролей – главные партии в балетах «Дон Кихот» , «Симфония до мажор» , «Спящая красавица» , «Ромео и Джульетта» , «Жар-птица» и «Видение розы» . К 215-му балетному сезону Мариинского театра Вишнева становится главной звездой прославленной труппы. Яркая, темпераментная она принадлежит к новому поколению харизматических балерин-актрис, которые с легкостью привносят особый стиль в любую классическую постановку.

В 2000 г. в Лондоне проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Первую часть гастролей Диана Вишнева открывает «Спящей красавицей» , а затем танцует главную партию в «Рубинах». Эти гастроли поистине можно назвать триумфальными.

В марте 2001 г. балерина получает «Золотую маску» – за сольную партию в «Рубинах» Джорджа Баланчина.

Международная карьера Дианы Вишневой как приглашенной солистки началась в 2001 году с выступления в труппе Баварского балета («Манон») и в Ла Скала с балетом «Спящая красавица». В 2002 она дебютировала в берлинской Штаатсопер («Жизель» и «Баядерка»). И в этом же году – в «Дон Кихоте» в Парижской опере, где позднее с успехом исполняла главные партии в «Рубинах», «Манон» и «Лебедином озере». Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Имя Дианы Вишневой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. В 2002 г. по опросу журнала Dance Europe, она становится лучшей танцовщицей Европы. В 2003 году состоялся дебют Дианы в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) со спектаклем «Ромео и Джульетта» (К. МакМиллана).

В мае 2005 года Диана получила статус прима-балерина (principal dancer) Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен опера (Нью-Йорк). В 2007 г . солистке Мариинского балета Диане Вишневой присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

В феврале 2008 г. в Калифорнии (США) состоялась премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнева: красота в движении» . Хореографы-постановщики: Алексей Ратманский, Моузес Пендлтон и Дуайт Роден . Официальная пресса оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу – как универсальную балерину и творческую личность.

2010 год был плодотворным годом для примы. Диана Вишнева снялась в короткометражном фильме режиссера Рустама Хамдамова «Бриллианты» .

Был учрежден Фонд Дианы Вишневой , действующий на территории России, США и Японии. Основные цели фонда – повышение доступности балетного искусства для различных слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь детям и ветеранам сцены.

В сентябре 2010 года исполнилось 15 лет с начала моей балетной карьеры в Мариинском театре. Для профессиональной классической балерины это достаточно большой срок, чтобы познать трудности этой профессии, понять роль этого вида искусства в жизни общества и создать, при этом, определенное авторитетное имя в мировом балете.И сегодня, исходя из этого опыта, мне хотелось бы от своего имени сказать и сделать для искусства и общества что-то большее, чем только текущее исполнение балетного репертуара. Одному человеку, к сожалению, трудно решать большие и серьезные задачи.

В 2010 году у Дианы состоялось четыре балетных премьеры:«Дама с камелиями» в Нью-Йорке, «Пери» в Берлине, «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» в Санкт-Петербурге.

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера нового балетного проекта«Диана Вишнева: Диалоги» , объединившая работы хореографов мирового уровня – Марту Грэм (США), Пола Лайтфута и Соль Леон (Голландия), Джона Ноймайера (Германия). «Диалоги» – это совместный проект Фонда Дианы Вишневой и Мариинского театра при участии американской компании «Ардани Артистс».

Диана Вишнева стала лауреатом высшей театральной премии России «Золотая Маска» за работу в спектакле «Диана Вишнева: Диалоги». Артистка названа лучшей исполнительницей в категории «Балет-Современный танец».

В 2013 в США Диана представила свой очередной проект «Диана Вишнева: На Грани» . В программу спектакля входили два одноактных балета: «Переключение» (был поставлен директором Балета Монте-Карло Жаном-Кристофом Майо) и «Женщина в комнате» (создан французской танцовщицей и хореографом Каролин Карлсон).

Знаменитая русская балерина участвовала в открытии Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, где исполнила «танец голубки мира».

В 2013 году Диана Вишнева вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича , с которым была знакома долгие годы. Свадьба прошла на Гавайских островах.

Репертуар на сцене Мариинского театра:

  • «Жизель» (Жизель)
  • «Корсар» (Гюльнара)
  • Grand pas из балета «Пахита» (вариация).
  • «Баядерка» (Никия).
  • «Спящая красавица» (Аврора).
  • «Щелкунчик» (Маша)
  • «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
  • «Раймонда» (Раймонда)
  • «Дон Кихот» (Китри)
  • «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь» – хореография Михаила Фокина
  • Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина
  • Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского
  • «Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского
  • «Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича
  • «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de deux, «Драгоценности» («Рубины»), Ballet Imperial (солистка) – хореография Джорджа Баланчина
  • «В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса
  • «Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети
  • «Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана
  • Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера
  • «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка) – хореография Алексея Ратманского
  • Steptext – хореография Уильяма Форсайта
  • «Диана Вишнева: Красота в движении» – хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона
  • «Диана Вишнева: Диалоги»
  • «Диана Вишнева: На Грани»

Который стартует в ноябре в Москве, - Светлана Бондарчук встретилась со знаменитой балериной и арт-директором фестиваля Дианой Вишнёвой. Среди затронутых в разговоре тем были как профессиональные - о судьбе современного танца в России, так и личные: Диана рассказала о супруге, бизнесмене Константине Селиневиче, о дружбе, моде, готовке и хорошем аппетите.

Диана Вишнёва

Я много раз видела Диану Вишнёву на сцене и каждый раз ловила себя на мысли, что это не танец балерины. Это танец большой драматической актрисы. Я сопереживаю ее героине, проживаю с ней жизнь и продолжаю думать о ней даже после спектакля. В этом году Диана отметила 20-летие жизни на сцене. Для многих из "балетного цеха" это означало бы начало заката, но Диана все набирает высоту. Продолжая танцевать в классических балетах, она делает карьеру как танцовщица современной хореографии: осваивает новые танцевальные языки и техники, ломает каноны, которыми сама же овладела в совершенстве. Третий год подряд Диана проводит в Москве фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishnevа. Я с удовольствием хожу на эти спектакли и всякий раз открываю что-то неожиданное, иногда шокирующее. Здесь нет танцев на пуантах, пачек, кордебалета; порой танцовщики одеты в простые трико, их пластика непривычна, линии изломаны, но это захватывает не меньше, чем вечные 32 фуэте. В этом году я вновь собираюсь на фестиваль - интересно будет посмотреть аргентинское танго на подвесных канатах и спектакль всемирно известной американской труппы Марты Грэм. И конечно, выступления самой Дианы на открытии и закрытии фестиваля пропустить просто невозможно.

Диана, мне не раз приходилось слышать мнение, что современный танец дает балеринам возможность оставаться на сцене намного дольше. Насколько это соответствует истине?

Нет, это абсолютный миф - что, утратив форму в классическом балете, можно перейти в современную хореографию и продолжать танцевать с тем же успехом. И то, что современная хореография легче, также не соответствует истине. Наоборот, в классическом балете многое тебе облегчает жизнь: техника, выучка, эффектные вариации - все это отвлекает внимание публики непосредственно от тебя. А в современном танце ты весь как на ладони, тебе не за что спрятаться и все зависит от того, есть ли тебе что рассказать зрителям или нет.

С Артуром Шестериковым на репетиции спектакля Live (постановка голландского мастера хореографии Ханса ван Манена), который будет представлен в рамках фестиваля в Москве

Пример долголетия в балете - Майя Плисецкая, которая выходила на сцену и в 75 лет. Вы себя лет через 20 на сцене представляете?

Трудно сказать. Майя Михайловна - личность выдающаяся. И уникальна она даже не тем, что выходила на сцену в 75, а тем, что первой в Советском Союзе за-говорила о новом понимании танца, о новой эстетике, о новом стиле. "Кармен-сюита", с которой она вышла на сцену Большого театра в 1967 году, преодолев столько препон, была революцией. Плисецкая первой начала рушить стены, которые казались нерушимыми. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось общаться с Майей Михайловной, дружить с ней. Она возглавляла попечительский совет нашего фестиваля, и в этом году Context будет посвящен ее памяти

Майя Плисецкая и Диана Вишнёва

Вы - амбассадор современного танца в России. В чем вы видите свою миссию?

Миссия, прежде всего, знакомить Россию с лучшим, что происходит в современной хореографии, привозить не только громкие имена, но и что-то принципиально новое. Существуют разные танцевальные стили и направления, и мы все их соединяем в одной точке. Это и есть Context. Еще один очень важный момент - развитие современной хореографии в России. Нам важно поддержать молодых хореографов.

В последнее время в России вы все больше ассоциируетесь с современным танцем, но на Западе Диану Вишнёву хотят видеть в основном в классическом балете?

Все зависит от театра, от танцевальной компании. Если вы говорите о "Метрополитен-опера" (этим летом на сцене "Метрополитен" в Нью-Йорке Диана танцевала Жизель, Джульетту и Аврору. - Ред.), то там преобладает классический репертуар. Это как Мариинский театр. Но если я со своими проектами прихожу в компанию современной хореографии, там обратная ситуация. Порой люди удивляются, что я - прима-балерина, говорят: "Ой, нам надо посмотреть тебя в классическом балете".

Вы считаете себя русской балериной или человеком мира?

Конечно, я человек мира. Но я остаюсь русской балериной. Для меня огромная честь, что я училась в самой лучшей балетной школе в мире, начинала свой путь в Мариинском театре. Я испытываю огромную благодарность к своим педагогам, к родному театру. Сколько в меня вкладывали, сколько я впитывала - все это с годами проявляется все больше и больше.

Диана Вишнёва в "Лебедином озере", 2008 год

Вы из Петербурга, из интеллигентной, но не балетной семьи.

Да, у меня родители - химики. У мамы два образования - она экономист и химик, а папа - кандидат химических наук.

Как так случилось, что дочка попала в балет?

Я бы могла сказать, что это случайность, но я верю в то, что во всем есть определенный замысел судьбы. Все произошло так, как должно было произойти. Стать балериной не было моей мечтой и не было блажью мамы, хотя именно она в нашей семье увлекалась балетом. В детстве я занималась спортом, математикой, ходила в танцевальный кружок. Развивалась разносторонне, как говорили в те времена. Не могу сказать, что меня часто водили на балет. Родители были молодыми специалистами, нужно было оплачивать кооператив... Мы не имели возможности ходить в театр столько, сколько нам хотелось бы. Но мы с сестрой не были лишены общения с искусством: классическая литература, походы в музеи, поездки в пригороды Петербурга - Петергоф, Царское Село... Все это было в нашем детстве. Но, конечно, когда я попала в Вагановское училище, то почувствовала, что значит быть по-настоящему погруженной в мир искусства. Этот мир увлек меня бесконечно.

В училище вас выделяли из толпы девочек?

Да, выделяли. Такого, чтобы говорили: "Эта девочка просто рождена для балета", не было, но я всегда оказывалась в центре внимания преподавателей и детей благодаря своему взрослому отношению к самой себе. Мне не делали одно и то же замечание по несколько раз - я сразу исправляла ошибки. Все впитывала максимально, поэтому профессионально развивалась быстрее. Первая неудача, когда меня не приняли в училище - я ведь поступила только со второго раза, - перевернула мое сознание. Я поняла, что в этой жизни нужно всего добиваться самой и не ждать чьей-то помощи. Тебе помогут, только если ты сама будешь трудиться.

Труд артиста балета - это каторжный труд. С шести лет ты должен каждый день проводить по несколько часов у балетного станка.

И с каждым годом все больше часов.

Я пытаюсь сравнить балетных людей с артистами шоу-бизнеса. Многие из них не имеют серьезной школы, позволяют себе петь под фонограмму. Но масштаб известности и величина гонораров в шоу-бизнесе не в пример балету. Не обидно?

Все зависит от того, как ты мыслишь. Ты либо мыслишь идеями, стремишься реализовать себя, либо думаешь о гонорарах. Тогда эта история не про балет вообще. Балет - это жертвоприношение, это служение. В детстве мы все это понимаем, а в сознательном возрасте каждому приходится делать выбор. Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить.

"Болеро" в постановке хореографа Мориса Бежара с Дианой Вишнёвой зрители увидели 20 и 21 ноября на вечере памяти Майи Плисецкой в Большом театре

Но если мысль все равно присутствует: "Понимаете, я так много работаю..."

Для этого существует театр, который работает на талантливую единицу, сподвижники, соратники, меценаты... Когда ты реализуешь себя как балерину, как личность, тебе просто некогда об этом думать.

Есть ли у вас какие-нибудь талисманы или ритуалы для выхода на сцену?

Конечно, есть. Но я не хотела бы о них рассказывать. Я человек не то чтобы суеверный, но я очень внимательно ко всему отношусь. Я Рак по гороскопу. Для меня важны числа, знаки, сны. Я прислушиваюсь к снам, пытаюсь угадать их, расшифровать.

Если перед премьерой вам черная кошка дорогу перебежит, вы же не отмените спектакль?

Нет, конечно. Но я в уме отмечу, что, вероятно, предстоит столкнуться с какими-то сложностями, преодолеть препятствия. Не обязательно случится что-то плохое. Иногда проблемы помогают быстрее добиться положительного результата.

Балетные люди вообще суеверны?

Да, суеверны. Но в то же время все - люди верующие. Сцена - это такое магическое пространство. Чтобы каждый раз вступать в него, нужны силы. Вера человеку очень помогает. Каждый на сцену со своим ангелом-хранителем идет.

Диана Вишнёва и Светлана Бондарчук

А если плохое настроение, неприятности или нездоровится и танцевать не хочется, а надо?

Конечно, случается и такое. Мы же все люди. Бывает, что вдруг за полчаса до начала спектакля нервное окончание какое-то пережимает, и я чувствую, что даже двинуться не могу, в глазах слезы, но все равно собираюсь с силами. Был совсем ужасный случай в моей жизни - в 2002-м, когда я первый раз выступала на сцене Парижской оперы. Это было невероятно ответственное событие. Парижская опера - своего рода закрытое общество: выступления иностранных артистов здесь скорее редкость. По крайней мере, раньше такие случаи можно было по пальцам пересчитать. Я должна была танцевать Китри в "Дон Кихоте", одну из своих самых удачных партий. Готовилась к выходу на сцену, и вдруг звонок из больницы. Мне сказали, что близкий мне человек в реанимации. Это был такой удар, что я даже ничего не могла произнести в ответ. Просто положила трубку... Что делать в таком случае? Отменять спектакль? Невозможно. Поэтому ты собираешься, концентрируешься, "закапываешь" эту боль внутрь себя, понимая, что потом это еще сильнее проявится.

Я однажды наблюдала вашего мужа и продюсера Константина Селиневича за кулисами, когда шел спектакль, и была удивлена, насколько переживает он!

Иногда мне кажется, что он переживает даже больше, чем я. Но я рада, что он сменил на этом "посту" моих родителей. Константин, как настоящий мужчина, умеет скрывать свои эмоции, а родители просто заболевали от всех этих стрессов. Однажды мама мне сказала: "Я больше не могу ходить на твои спектакли. Я так волнуюсь, что все равно ничего не вижу". Она вздыхала с облегчением, только когда спектакль заканчивался.

Диана Вишнёва с супругом, бизнесменом Константином Селиневичем

Когда спектакль заканчивается, Константин тоже вздыхает с облегчением. Он стоит за кулисами - счастлив, горд.

Самое главное, что он не становится моим фанатом. И не воспринимает балет как свою жизнь.

Как вы проводите свободное время? Путешествуете?

У нас все четко распланировано. Профессия сделала меня очень дисциплинированной. К отдыху готовлюсь тщательно, чтобы посмотреть как можно больше городов, достопримечательностей, музеев, выставок. Когда я рассказываю о том, сколько успела увидеть на каникулах, мне говорят: "Боже, ты такая амбициозная!" Меня это удивляет: что же в этом плохого? Если бы я не была амбициозной, то не стала бы примой-балериной. У меня нет времени на то, чтобы долго раскачиваться. Время летит стремительно. Это касается и моей карьеры, и вообще жизни. Поэтому стараюсь быть максимально организованной абсолютно во всем.

Есть ли у вас хобби, увлечения?

Драматический театр и фильмы. Я смотрю очень много фильмов. Когда нужно переключиться или когда сил хватает только на то, чтобы лежать без движения, кино очень помогает.

А что-то бытовое, чисто женское... Например, вы могли бы приготовить обед?

Если я захочу, то сделаю это. И все же, если у меня есть свободное время, я скорее пойду в театр или на выставку. Мне жалко терять время на то, чтобы готовить обеды. Правда, кто-то мне сказал однажды: "Когда у тебя будут дети, ты все это полюбишь".

Я сама редко готовлю, но если у меня бывает порыв, то с такой любовью все делаю, что, мне кажется, получается очень вкусно.

Так и должно быть. Все нужно делать с любовью, вкладывая душу. Я этой любви в себе не нахожу. Мне кажется, если я начну готовить, то просто испорчу продукты.

Есть стереотип, что балетные люди ограничивают себя в еде. Я знакома со многими балетными - у них прекрасный аппетит и все они нормального телосложения.

Балерина должна чувствовать свой мышечный корсет, который нужен для баланса. Если ты будешь слишком худой, то просто ничего не сможешь сделать. Бывают такие, знаете, девушки-балеринки, тоненькие, как стручки, но, к сожалению, со своей массой тела они не способны выполнять элементы, которые требуются в классической хореографии и в современной. Балерина испытывает физические нагрузки, часто большие, чем в спорте, но при этом эмоциональное состояние ее должно быть легким, воздушным. Зритель не должен видеть, каких сил ей все это стоит. Он должен видеть, что для нее танцевать так же естественно, как дышать.

Я хотела бы сделать вам комплимент. Я считаю вас одной из самых стильных женщин России. Вы и Рената Литвинова, моя подруга. У вас обеих стиль абсолютно неповторимый, совершенно необычный. Когда я слышу от кого-нибудь: "А что, разве это модно?" - мне хочется ответить: "Это не модно. Это шикарно!" Откуда у вас это особое понимание стиля?

Наверное, с детства. Я была еще совсем маленькой, топала ножками, махала ручками, но уже просила маму сшить мне что-нибудь необычное. Мама у меня - настоящая рукодельница. Она потрясающе шила и вязала, сама одевалась со вкусом и старалась, чтобы мы с сестрой были одеты с изюминкой. Мама сама шила мне школьную форму. Она выгодно отличалась от стандартной - и оттенком, и силуэтом... Я отказывалась носить некрасивые вещи. И если в Петербурге было невозможно купить симпатичные сапоги, мы ехали в Москву, отстаивали очередь в "Детском мире", но покупали то, что смотрелось лучше. Я действительно была довольно капризным ребенком в этом плане. И сейчас к своим нарядам и сценическим костюмам очень серьезно отношусь.

Диана, а друзья у вас есть среди представителей вашей профессии?

Конечно. Хореографы и партнеры - это люди, с которыми ты общаешься очень близко, и со временем они становятся друзьями. Партнер по сцене - это почти родной человек. Ты его близко знаешь, все обстоятельства его жизни, чувствуешь его настроение. Это и дружба, и своего рода профессиональное "супружество". А вообще, мир балета и современной хореографии довольно узкий, и человеческие контакты очень важны. Если вернуться к фестивалю Context. Diana Vishneva... Я бы никогда не смогла организовать такое сложное мероприятие, общаясь по телефону, по e-mail. Здесь как никогда важна репутация. Я работала со многими танцевальными компаниями, меня видели, что называется, в деле, появилось определенное мнение обо мне и доверие. Только так я смогла добиться того, чтобы лучшие современные танцевальные труппы захотели приехать к нам и выступить на нашем фестивале.

Наверняка страстные поклонники балета не раз видели талантливые выступления хрупкой, нежной и одаренной танцовщицы Дианы Вишневой. Поговорим о человеке из богемы более детально, расскажем, с чего все начиналось, и чем занята Диана в наши дни.

Первые шаги

Там, где течет река Нива, в культурной столице 13 июля 1976 родилась маленькая будущая балерина. У девочки на роду было написано, что она в будущем покорит звездный Олимп и станет великой танцовщицей.

Мама малышки по национальности татарка, ее зовут Гузель. Она попала в Ленинград из далекой и солнечной Киргизии, кода приехала учиться. Папа - Виктор, работал инженером.

Как только Гузель родила дочь, она сразу поняла, что хочет чтобы та обучалась танцам, потому что когда-то сама мечтала порхать на сцене в белоснежной пачке.

Как только Дианочке исполнилось шесть, ее тут же отвели на занятия в местный дом Пионеров. Так в жизнь стала воплощаться мечта семьи невероятно далекой от творчества.

Сначала никто и подумать не мог, что из маленького утенка получится прекрасный, грациозный лебедь, поражающий своим упорством и стремлением.

Хореографы сейчас вспоминают Вишневу как барышню невероятно серьезную, задумчивую, хватающую буквально на лету каждое слово, каждое движение.

В 11 лет девочка лишь с третьего раза поступает в училище Вагановой, которое находится в Ленинграде. С 1987 года Диана - новая ученица в академии балета.

Небольшая сводка

Возраст Дарьи Вишневой: 40 лет.

Место рождения: Ленинград.

Рост балерины: 168 сантиметров. Это оптимальные параметры для балерины.

Общественная деятельность: прима балета, гастроли, тренерская работа, участие в шоу, проектах, артистка балета.

Семейное положение: официальный брак.

Первые успехи

В 1994 году юную ученицу Академии ждет первая серьезная награда - Золотая медаль, а также "Гран-при". Все это было получено на ежегодном конкурсе артистов балета, проходившем в городе Лозанне, в Швейцарии.

Именно эта победа делает Диану не просто девушкой, обучающуюся танцам, а выводит ее на новый профессиональный уровень, с которого начинает огромный скачок в карьере.

Прима

И вот спустя год, молодая Вишнева попадает туда, куда мечтают попасть тысячи девушек и молодых людей - в Мариинский театр.

Диана Вишнева, рост которой был довольно стремительным, как в самой настоящей сказке получает роль в балете «Золушка», естественно, главную. Об этом танцовщица не смела даже и мечтать.

После триумфальных выступлений и множества собранных оваций, балерине доверяют партии в «Дон Кихоте» и «Щелкунчике», где она исполняет роль Маши.

Проходит еще один год, и новой примой театра становится никто другой, как Дина Вишнева. По сути, это никого не удивило, потому что упорству, таланту и выдержке молодой девушке можно только позавидовать.

Стиль, который невозможно повторить

Сейчас уже ни для кого не секрет, что Диана Вишнева - балерина с грандиозным творческим потенциалом, идущая прямо к заветной цели.

Мама танцовщицы вспоминает, как еще совсем маленькая дочь просила сшить для нее что-то особенное, не такое как у других. А если вдруг в подарок покупались некрасивые вещи, девочка просто отказывалась их носить.

За одеждой иногда приходилось ездить Москву, только так можно было найти то, что удовлетворяло вкус маленькой модницы.

Гузель даже научилась шить и вязать, чтобы у любимой дочки всегда был эксклюзивный наряд. Девочка всегда одевалась стильно, ярко и красиво, отличаясь от своих сверстниц постоянной сменой обновок гардероба.

Фестиваль Дианы Вишневой

Талантливая артистка признается, что у нее давно уже появилась идея познакомить зрителя с современным танцем, а также показать новые тенденции в мировом балете.

Для этого Вишнева придумала, а после создала фестиваль, который носит название Context. И вот на протяжении нескольких лет, начиная с 2013 года, прима показывает публике различные направления в мире танца.

Одна из главных задач фестиваля, помочь развиться молодым дарованиям, показать публике нечто новое, доселе невиданной, удивить и покорить. Но и маститые звезды, яркие исполнители также участвуют и демонстрируют свое мастерство, опыт.

Фестиваль, проходящий под эгидой Вишневой, стартует в столице и длится там несколько дней, где зрители наслаждаются выступлением как всемирно известных звезд, так и молодых, начинающих талантов.

В программу выступлений входят творческие вечера, мастер-классы, а также различные импровизации, лекции и даже кинопоказы.

Для зрителей и для артистов балета фестиваль - это настоящий бал, карнавал, праздник, где можно проявить себя и завести публику энергетикой.

Также за кулисами Диана с партнерами обсуждает творческие планы на будущее, а также развитие балета и его направлений.

Диана Вишнева и Абрамович

Довольно долго навязчивые папарацци ломали свою голову над одним вопросом: «Какие отношения у Дианы и Абрамовича?». Поводом для любопытства стало то, что Диана Вишнева и Роман Абрамович постоянно появлялись вместе на различных мероприятиях. Также Роман - одни из главных помощников в организации мероприятий, а еще и спонсоров проектов, разработанных балериной.

Слухи развеялись, когда на церемонии закрытия фестиваля Context в ноябре 28 числа 2015 года появился Роман Абрамович с любимой женой Дарьей Жуковой. Журналисты были крайне разочарованы.

Личная жизнь

Первый раз замуж артистка вышла за танцовщика, звезду балета Фаруха Рузиматова. Он был немного старше супруги, а именно на 13 лет. Брак продлился недолго, пара рассталась.

В 2013 году балерина связывает себя узами брака повторно. Избранником стал Константин Селеневич. Это известный директор и продюсер. Церемония бракосочетания прошла на Гавайях, где плещется океан и обжигает желтый песок.

Муж танцовщицы регулярно посещает ее выступления, а девушка признается, что переживает каждый раз так, как будто делает первые шаги на сцене.

А вот бытовыми вопросами артистка не слишком увлечена. Она призналась, что не хочет тратить ценное время на домашнюю рутину. Хотя Диана уверена, что с появлением детей в ее жизни все поменяется, и семья выйдет на первое место, нежели творчество.

Диана сегодня

На данный момент Диана Вишнева - балерина, которая признана одной из самых великих во всем мире. Критики в один голос называют девушку многоликой, считая, что она искусно владеет лицом и талантливо передает все эмоции. Тело танцовщицы сравнивают со знаменитой скрипкой Страдивари, таким же тонким, гибким и совершенным.

Каждая роль удается Вишневой блестяще. Она всегда выкладывается полностью, стараясь показать зрителю всю сущность своей героини. Именно поэтому ее ценят и любят за талант, за любовь к искусству, за преданность работе, за многогранность и готовность отдаться роли полностью.