«Звездные войны»: как снимался фильм без компьютерных спеццэффектов

Культура

За последние 40 лет было снято 9 фильмов и создано огромное количество различных сериалов, мультфильмов и новых историй этой знаменитой киновселенной. Сложно найти человека, который бы ни разу не слышал о "Звёздных войнах" .

В этой статье вы погрузитесь в фантастическую вселенную удивительных персонажей и уникальных миров культовой франшизы.


1. Люк Скайуокер - Герой с тысячами лиц



Несмотря на то, что Джордж Лукас вдохновлялся фантастическими сказками и вестернами, он основал вселенную " Звёздные войны" вокруг теорий книги Джозефа Кэмпбелла " Герой с тысячами лиц" .

В книге прослеживаются мифологические мотивы и утверждается, что мифы со всего мира, такие как " Беовульф" или " Король Артур", имеют одинаковую структуру.

По словам Кэмпбелла, герой книги отправляется из обычного повседневного мира в мир чудесный и сверхъестественный: там встречаются сказочные силы и герои; он возвращается из этого таинственного приключения способным даровать благословение ближнему. Лукас построил киновселенную на идеях этой истории, а Люк стал ее главным героем.

2. Имя Дарт Вейдера – не так уж и сложно



"Это одна из вещей, возникших быстро и, можно сказать, на пустом месте. Однажды эта идея просто появилась у меня в голове" , - сказал Лукас.

Позже, в интервью журналу Rolling stone он сказал : "" Дарт" в каком-то смысле означает "темный" , а " Вейдер" - " отец" , так что, если совместить оба слова, получается " отец тьмы"" . Стоит отметить, что слово " vader" в переводе с нидерландского действительно переводится как " отец" . Это могло послужить существенным спойлером для зрителей.

3. Простота – залог успеха



Начальная заставка фильма была сделана с минимальным добавлением эффектов.
Даже тот, кто не является фанатом, помнит ту самую знаменитую заставку, которая встречала нас во всех фильма франшизы.

Исключением является фильм «Изгой Один». К сожалению, там создатели решили обойтись без неё.

Мало кто знает, но заставка создавалась вручную: на черном листе бумаги разместили желтые буквы. Камера пролетала над ними, имитируя своего рода движение. В общей сложности на выполнение этой работы потребовалось около трёх часов.

4. " Да пребудет с тобой Сила "



Эта самая знаменитая фраза встречается в каждом фильме вселенной " Звёздные войны" и известна не только фанатам франшизы . Хочется отметить, что единственный раз в фильме " Изгой-один" герой Кассиан Андор не дал дроиду K-2SO ее договорить.

5. Происхождение слова «Джедай»



Джедай в киновселенной – рыцарь светлой стороны, служащий Силе. Слово " Джедай" происходит из японского «Jidai Geki», что переводится как "исторический фильм, драма". Лукас увлекался самурайскими фильмами и их культурой и решил позаимствовать это слово для названия рыцарей в своих фильмах.

6. Скайуокер…или Старкиллер



Первоначально Люк Скайуокер был назван Люком Старкиллером. Это имя было утверждено и держалось за героем вплоть до самого начала съемок. К счастью для создателей, имя никогда не упоминалось, поэтому впоследствии его немного изменили на то, которое сейчас известно фанатам франшизы.

Меч Люка Скайуокера

7. Почему зеленый



Световой меч Люка в " Звездных войнах: Эпизод VI - Возвращение джедая" первоначально был синего, но во время съёмок появилась одна проблема.

Когда снимали сцену в пустыне, световой меч Люка сливался с голубым небом и его не было видно. Тогда Джордж Лукас принял решение поменять цвет меча с синего на зеленый.

8. Вернуться? Но для чего?



В одной из версий сценария " Звездные войы: Эпизод VI - Возвращение джедая" , Оби-Ван Кеноби и Йода собирались покинуть Силу и снова вернуться в свои физические тела, чтобы оказать помощь Люку в противостоянии с Дарт Вейдером и Императором Палпатином.

9. Непредвиденные обстоятельства



Перед началом съемок в " Звездных войнах: Эпизод V - Империя наносит ответный удар" исполнитель главной роли Ма рк Хэмилл попал в крупную аварию и получил серьезную травму лица. Сцена, в которой Люк Скайуокер был пойман вампой на планете Хот была добавлена для объяснения появления рубцов на его лице.

10. Осторожнее надо быть



Во время съемки сцены в прессе для мусора Марк Хэмилл так долго задерживал дыхание, что на его лице лопнул кровеносный сосуд. Для того, чтобы появившееся на этом месте пятно не было заметно, создателям фильма пришлось использовать визуальные эффекты.

11. Необычно, практично и долговечно



Многие из зданий, построенных для съемки сцен на планете Татуин, находятся в Тунисе. Некоторые из них по-прежнему используются местными жителями.

Самый известный дроид

12. Как назвали знаменитого дроида



Джордж Лукас придумал имя дроида R2-D2 во время съемок фильма «Американские граффити». Один из членов звуковой команды попросил его снова проиграть катушку второго трека с диалогами, что прозвучало как " Верните мне R2-D2, пожалуйста".

Один из самых известных и масштабных проектов «всех времен и народов» — фантастическая сага «Звездные войны» — начал создаваться американским режиссером Джорджем Лукасом еще в начале 1970 годов. Для реализации задуманного от него потребовались колоссальные усилия, которые обеспечили триумф первой картины, вышедшей на экраны в мае 1977 года. Причем, по свидетельству тех, кто участвовал в создании этой киноэпопеи, то, что происходило в процессе работы, вполне могло стать сюжетом для отдельного увлекательного фильма. Итак, где и как снимали «Звездные войны»?

Несколько слов о Джордже Лукасе

Прежде чем начать рассказ о том, как снимали «Звездные войны», следует уделить немного внимания личности режиссера.

Это сегодня Джордж Лукас является одним из самых состоятельных представителей своей профессии с капиталом в 5 миллионов долларов, а на момент, когда ему пришла в голову идея проекта, ему не было и 30 лет, и он имел в своем активе только два полнометражных фильма. Справедливости ради надо сказать, что он уже снимал кино в жанре фантастики, но оно не имело оглушительного успеха. Сюжет этой картины, известной под названием «THX 1138», представляет собой рассказ о мире будущего, где человечеством, вынужденным проживать под землей, правят компьютеры. Фильм, безусловно, уступает по зрелищности «Звездным войнам», но его герои все так же борются за свое право оставаться людьми и принимать все решения самостоятельно.

IMDb Мос-Эйсли (Mos Eisley), Татуин

Тунис — самое известное из мест съемок «Звездных войн». Здесь Джордж Лукас снимал начало «Новой надежды» — пустынную планету Татуин, на которой родился главный герой классической трилогии Люк Скайуокер. В отеле Sidi Driss (город Матмата) находится дом Люка, недалеко от него снималась Мос-Эспа, где Квай-Гон Джин встретил Энакина («Эпизод I: Скрытая угроза»), город и космопорт Мос-Эйсли и его кантина, в которой Хан Соло выстрелил первым.

Shutterstock Остров Джерба, Тунис

Но Татуин снимался не только в Тунисе. Для части сцен с пейзажами этой планеты Лукас выбрал национальный парк «Долина смерти», расположенный в Калифорнии и Неваде между пустыней Мохаве и горами Сьерра-Невада.

База повстанцев на Явине IV — Гватемала

IMDb Аванпост Массаси на Явине IV

Еще одна локация из «Новой надежды». Сбежав со звезды Смерти, Люк и его товарищи отправились к повстанцам на Явине IV, чтобы все же доставить чертежи грозного оружия Империи. Для съемок базы Лукас использовал руины Тикаля — древнего города индейцев майя, входящего в состав национального парка Гватемалы. Именно на вершинах тысячелетних пирамид стоят дозорные повстанцев. Эта же локация мелькнула в одном из трейлеров «Пробуждения Силы».

Shutterstock Национальный парк «Тикаль», Гватемала

Еще одна база повстанцев — на планете Хот из пятого эпизода «Империя наносит ответный удар» — снималась в Норвегии у деревни Финсе. Там Лукас нашел ледник Хардаргер Йокулен для пейзажей заснеженной планеты.

Планета Эндор — Калифорния

IMDb Планета Эндор — родина эвоков

Большая часть наземных сцен финального эпизода классической трилогии «Возвращение джедая» происходит на спутнике газового гиганта Эндора, где обитают забавные существа эвоки, похожие на мишек Гамми.

Shutterstock Национальный парк «Редвуд», Калифорния

Снимались леса этой планеты в национальном парке «Редвуд», расположенном в Калифорнии (США). А название для эвоков Лукас придумал по аналогии с местным племенем индейцев мивоков.

Планета Набу — Великобритания

IMDb Планета Набу — родной мир Джа-Джа Бинкса и принцессы Амидалы

Родной мир Джа-Джа Бинкса, королевы Амидалы и канцлера Палпатина оказался в гуще событий первого эпизода саги — фильма «Скрытая угроза». Снимались пейзажи этой планеты недалеко от Лондона, в лесу Уиппенделл Вудс (Whippendell Woods). Там же, недалеко от города Уотфорда, расположена студия «Ливзден» — место съемок фильмов о Гарри Поттере (и, конечно, «Звездных войн»).

Shutterstock Лес Уиппенделл Вудс (Whippendell Woods) недалеко от города Уотфорда

А вот для того, чтобы снять королевский дворец Тида, место пребывания главы человеческого населения Набу, Лукасу и его команде пришлось ехать в Севилью (Испания), где находится построенное для Иберийско-американской выставки 1929 года здание Plaza de Espana. Именно среди его колоннады прогуливаются Падме и повзрослевший Энакин из второго эпизода «Атака клонов».

Планета Кашиик — Гуйлинь, Китай

IMDb Кашиик — родной мир Чубакки

Родной мир Чубакки и других представителей расы вуки в фильмах саги показан очень мало — лишь несколько сцен в третьем эпизоде «Месть ситхов». Правда, Лукас предполагал снять на Кашиике «Возвращение джедая», но эвоки ему понравились больше.

Shutterstock Гуйлинь, Китай

Но ради этих немногочисленных кадров съемочной группе «Звездных войн» пришлось съездить в китайский Гуйлинь и посетить Таиланд — там жарковато для покрытых шерстью вуки, но безумно красиво.

Планета Мустафар — Италия

IMDb Огненный мир Мустафар

Огненный мир Мустафар, на котором произошла одна из самых трагических схваток саги между Оби-ван Кеноби и уже перешедшим на темную сторону Силы его учеником Энакином Скайуокером, принявшим имя Дарт Вейдер.

Shutterstock Вулкан Этна, Италия

Понятно, что сражались джедай и ситх не среди настоящих лавовых потоков, а в павильоне. А натурой для пейзажей Мустафара послужил вулкан Этна на итальянском острове Сицилия.

Планета Джакку — ОАЭ

IMDb Планета Джакку

Седьмой эпизод «Звездных войн» тоже начинается на пустынной планете — только это не Татуин, а Джакку. По канону саги через год после битвы у Эндора эта планета стала местом нового сражения повстанцев с войсками империи (ему посвящено дополнение к игре «Star Wars: Battlefront»), во время которого на поверхность упал звездный разрушитель.

Shutterstock Пустыня рядом с Абу-Даби, ОАЭ

Этот разрушитель обшаривала Рэй, героиня Дэйзи Ридли, в трейлерах к «Пробуждению Силы». А снимались песчаные пейзажи Джаку в настоящей пустыне недалеко от Абу-Даби.

База повстанцев из «Пробуждения Силы» — Великобритания

IMDb База повстанцев из «Пробуждения Силы»

В трейлерах и роликах к седьмому эпизоду была показана новая база повстанцев. Где она находится в фильме, пока неизвестно, а вот на нашей планете ее можно увидеть, если добраться до базы Королевских ВВС в английском Беркшире (RAF Greenham Common military base).

Shutterstock Заброшенная военная база в английском Беркшире (RAF Greenham Common military base)

Когда-то во время «холодной войны» эта база активно использовалась, а сейчас оказалась заброшенной и только благодаря кинематографистам не затерялась на карте Англии.

Остров из «Пробуждения Силы» — Ирландия

IMDb Неизвестное место из «Пробуждения Силы»

Сюжет «Пробуждения Силы» так, видимо, и останется неизвестным широкой публике до премьеры фильма 17 декабря. И пока неизвестно, какую роль этот остров выполняет в саге.

Shutterstock Руины монастыря VII века на острове Скеллиг-Майкл (Skellig Michael) в 12 км от юго-западного берега Ирландии

А снимался он на реальном острове Скеллиг-Майкл (Skellig Michael или Скала Михаила), расположенном в 12 км от юго-западного берега Ирландии. На острове находятся и руины монастыря, который датируется VII веком.

Все мы знаем, что одним из самых культовых и грандиозных фильмов является сага «Звездные войны» Так чем же она была так увлекательна и интересна? В первую очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты и близость к открытому космосу. Давайте приоткроем тайну над классической трилогией и узнаем, как буквально из простого картона и рисунков создавалась легендарная трилогия.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи.

Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов. «Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Роботов придумали самых разных

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс. По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу.

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения

Порой ассистентам приходилось катить R2-D2

Истинное лицо «Чубакки»

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, то есть, простите, Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

Макет участка «Звезды смерти»

Камера проплывает над макетом, снимая финальную битву

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. Когда я в конце 1980-х впервые увидел четвертый эпизод и с отвисшей от удивления челюстью выходил из кинотеатра, никак не мог поверить, что такое могли снять больше десяти лет назад. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бóльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

25 мая 1977 года состоялась премьера первого фильма в цилке «Звездных войн» - четвертый эпизод «Новая надежда». В честь юбилея одной из самых влиятельных картин в истории кинематографа Отвратительные мужики рассказывают историю создания оригинального фильма, который молодой кинематографист Джордж Лукас придумал и снял в середине 70-х годов прошлого века.

«Я ухожу к Скорсезе. Он снимает «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и это настоящее искусство, не то что твой детский сад про космос и роботов», - сказала Марша Лукас своему мужу Джорджу в самый разгар работы над «Звездными войнами». За окном стояли 70-е, уже вышли «Челюсти», которые показали, что зрители готовы к массовому развлекательному кино, но в Голливуде все еще заправляли молодые умники - Коппола, Фридкин, тот же Скорсезе и другие.

Будущий фильм Лукаса вообще не воспринимали всерьез. Никто не хотел браться за высокобюджетную фантастику для самой юной аудитории, никто не верил в фильм, в котором не было ни одного известного артиста, а первый вариант сценария начинался со строчки «речь пойдет о Мейс Уинду, достопочтенном Джедайбенду из Опуччи, связанным с Усби Си Джей Тапе, учеником прославленного джедая» . Все крутили пальцем у виска и советовали Лукасу снова снимать умное американское кино - как «Американские граффити». Никто еще не понимал, что в индустрии грядут большие перемены, и катализатором их в том числе станут «Звездные войны». Фильм, который, окончательно изменил киноиндустрию и практически в одиночку возродил жанр семейного кино.

Лукас. Начало

Джордж Лукас вырос в калифорнийском городе Модесто и всегда считал, что у него было очень безрадостное детство. Строгий отец постоянно унижал и ругал сына, называл лодырем, но при этом рассчитывал, что именно Джордж продолжит заниматься семейным бизнесом (семья Лукасов владела довольно прибыльным канцелярским магазином). Но у Лукаса-младшего были другие планы на собственную жизнь.
Как и Спилберг, он с детства любил смотреть телевизионные шоу и еще в школе решил, что станет режиссером (впрочем, уже в зрелом возрасте он эту раннюю влюбленность в кино стал отрицать). Отец был против, и в итоге Лукас ушел из дома еще до поступления в киношколу. Каким-то удивительным образом, несмотря на все унижения в семье и в школе, а также не слишком крепкое здоровье (Лукас в школе часто болел и мало занимался спортом), Джорджу удалось перенять от строптивого отца некоторые черты - решительность и упертый характер. Эти качества в дальнейшем помогут ему побороть многие личные невзгоды и, особенно, профессиональные неудачи.

В киношколе будущий постановщик «Звездных войн» благодаря характеру быстро стал местной суперзвездой. Однокурсники позже вспоминали, что молодой режиссер во время учебы практически не развлекался, не пил, не принимал наркотики, питался только шоколадными батончиками и постоянно, сидя в кампусе, писал сценарии и заметки для будущих фильмов. Лукас погрузился в учебу с головой, был на отличном счету у учителей, и в итоге получил вместе с другими отличниками задание снять студенческую документалку о съемках вестерна «Золото Маккенны» с Грегори Пеком. Как потом говорил сам Лукас, оказавшись на площадке реального фильма, он навсегда избавился от романтических и инфантильных представлениях о Голливуде, как о фабрике грез.

В производственном процессе «Золота Маккены» Лукаса бесило примерно все: раздутый штат и бюджет, медленный ритм работы и другие признаки «старого» Голливуда. Он постоянно сокрушался: однокурсники снимали кино за 300 долларов, а тут тратились десятки тысяч ежедневно непонятно на что. Лукас был настолько расстроен, что в итоге чуть не бойкотировал съемки. Ему были противны все, кто принимал участие над фильмом - от режиссеров и актеров до осветителей - поэтому он посвятил свою картину не работе над «Золотом Маккены», а местным пейзажам. Именно во время съемок своей документалки Лукас окончательно превратился в антистудийного человека, которым и будет оставаться до конца своей карьеры. Впрочем, это не помешает ему открыть несколько своих компаний - например, легендарную Lucasfilm, которая сейчас .

THX-1138 и «Американские граффити»


Ненависть к голливудским студиям у Лукаса была столь же сильна, как и у любого режиссера его поколения. Как и Коппола, Скорсезе или Фридкин, Джордж мечтал снимать умное авторское кино. Он рос в очень сложные для США 60-е - убийства Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, постоянное соперничество с СССР, которое, как тогда казалось, вот-вот должно перерасти в ядерную войну. Как и Спилберг, он не был активным пацифистом или хиппи, никогда не интересовался политикой, но все происходящее в стране, безусловно, отразилось на его раннем творчестве.

Его полнометражный дебют «ТНХ-1138» - холодная, «металлическая» антиутопия - это во многом отражение страхов, которыми было пропитано американское общество того времени. История человека под именем THX-1138, который восстает против тоталитарного общества, управляемого компьютерами, в далеком 25-м веке. В отличие от всех последующих Лукаса фильмов, эта картина выполнена в очень мрачном, пессимистическом стиле, присущем новому Голливуду 70-х. Умная научная фантастика всегда шла со скрипом в американском прокате, и «ТНХ» не стал исключением - фильм с треском провалился. К тому же, во время работы над ним Лукас окончательно разочаровался в работе со студиями - перед самым прокатом в Warner Bros. перемонтировали фильм и выпустили на экраны в новом виде без ведома постановщика. А после провала мрачного «ТНХ» твердо он решил снять что-то жизнеутверждающее - фильм, который бы заметно отличался от всего, что выходило в то время в Голливуде.

Этой картиной стали «Американские граффити». Историю о нескольких молодых людях, которые живут в небольшом американском городке и готовятся к переходу во взрослую жизнь, Лукас взял из своего детства. «Я решил снять кино про свое поколение. Но не про то, как всем живется плохо, а про то, что всегда есть надежда на лучшее», - говорил он.
Как и «ТНХ-1138», новый фильм продюсировал близкий друг режиссера Френсис Форд Коппола. Отношения с отцом у Лукаса не сложились, и дружба с Копполой помогла ему как-то закрыть эту брешь. Постановщик «Крестного отца» в то время был чуть ли не главным человеком в Голливуде и по-отечески помогал Лукасу на старте карьеры. Нередко доходило и до ссор - например, Коппола был одним из тех, кто перемонтировал «ТНХ», и вообще слишком часто советовал Джорджу, что ему делать. Считается, что Хан Соло в «Звездных войнах» списан именно с Копполы; об этом позже.

Без режиссера «Крестного отца» не было бы «Американских граффити» и следующих за ними «Звездных войн». Именно Коппола нашел миллион долларов, на которые Лукас и снял свой фильм. После оглушительного успеха «Граффити», которые в прокате собрали более 50 млн долларов, молодой режиссер стал менее зависимым от студийных боссов. Примерно с этого момента начинается тот Лукас, которого мы знаем до сих пор - рассчетливый, меркантильный постановщик, думающий не только о качестве своих фильмов, но и о прибыли, которые они принесут. Как-то на одной из вечеринок уже после выхода «Звездных войн» к Лукасу подошла девушка и призналась в любви к «ТНХ-1138», который назвала лучшим фильм в карьере мастера. Лукас только хыкнул в ответ: «Фильм хороший, но денег-то, увы, не заработал!». Успех «Граффити» изменил Джорджа Лукаса навсегда, к которому с тех пор приклеилось прозвище «бухгалтер».

Голливудский бухгалтер

Предварительный контракт на постановку «Звездных войн» Лукас и киностудия «Двадцатый век фокс» подписали еще до выхода «Граффити», но зрительский успех картины позволил режиссеру вынудить студийное начальство пересмотреть условия сделки. Согласно новым требованиям постановщика, бюджет картины должен был быть увеличен до 10-12 млн долларов, а сам Лукас, помимо гонорара, получал права на распространение атрибутики по мотивам фильма, саундтрек и другие сопутствующие товары. В середине семидесятых индустрия мерчендайза была развита очень плохо, и студия без проблем пошла на требования режиссера. Лишь спустя несколько лет стало ясно, что Лукас заключил уникальное соглашение, опередившее время и обеспечившее его прибылью до конца жизни.

Два человека, которые придумали блокбастеры - Джордж Лукас и Стивен Спилберг.

На игрушках и других товарах с символикой «Звездных войн» Лукас заработал миллиардное состояние. Его коллеги уверены, что режиссер все знал наперед. В каком-то приступе злости перед выходом «Звездных войн» в прокат Лукас выпалил: «Я на одних игрушках заработаю в несколько раз больше, чем Френсис (Коппола) за всю карьеру. Даже «Крестных отцов» не нужно будет снимать».

Но важнее другое: режиссер показал, что на кинотеатральном прокате судьба фильма не заканчивается. «Звездные войны» стали отправной точкой для формирования целой вселенной, в которую вошли игрушки, книги, видеоигры и много чего еще. Иными словами космическая опера Джорджа Лукаса стала первым фильмом, ворвавшимся в смежные медиасферы. Но вернемся к производственному процессу, тем более что «Звездные войны» стали самым сложным фильмом в карьере Лукаса.

Звездные войны


После опьяняющего прокатного успеха «Американских граффити» Лукас окончательно решил не возвращаться к «умному» стилю нового Голливуда, несмотря на советы друга Копполы. Френсис настаивал: «Джордж, сейчас самое время не останавливаться и снять что-то по-настоящему значимое. Я хочу, чтобы ты стал режиссером “Апокалипсиса сегодня”». Лукас долго колебался, даже ездил в Филиппины на поиск натуры, но в итоге отказался, и Коппола решил сам ставить фильм. Главная причина решения: желание сделать фильм для самой маленькой, если хотите, диснеевской аудитории. Сама студия The Walt Disney Pictures в то время почти не выпускала полнометражных фильмов, и ниша большого семейного кино была еще никем толком не занята.

Проблема заключалась в том, что никто не понимал, как снимать такое кино. Вторая проблема - никто не понимал, а нужно ли такое кино вообще. Молодые голливудские режиссеры в основном снимали фильмы для более взрослой аудитории, но Лукас решил рискнуть и не прогадал. Своим успехом они вместе со Спилбергом вывели золотое правило Голливуда на десятилетия вперед: кино нужно снимать в первую очередь для тинейджеров, именно они - самая активная и платящая аудитория.

Лукас, сознательно или на интуиции, чувствовал, что «Звездные войны» должны быть не просто научно-фантастической сказкой про космос, а фильмом с мощной вселенной, на в которой можно будет придумать и . И он с характерным рвением зарылся в книгах и фильмах в поисках источников вдохновения. За основу он взял «Космическую одиссею» и фантастические ТВ-сериалы про Бака Роджерса. В фильме Кубрика он восхищался визуальным великолепием, в шоу ему нравилась легкая и непринужденная атмосфера. И он старался, чтобы «Звездные войны» были сделаны на стыке этих двух вещей. Как потом говорил Спилберг, Лукасу это отлично удалось - он создал фильм на «синтезе двух жанров». Возможно, именно это и предопределило успех картины.

Впрочем, до успеха было еще далеко. Сценарий Лукас начал писать в 1972 году под влиянием книг американского исследователя природы и мифов Джозефа Кэмпбелла, а также Карлоса Кастанеды. Из книг последнего в «Звездные войны» перекочевала Сила, один из основных элементов мифологии вселенной, а герой дон Хуан стал прототипом Оби-Ван Кеноби. Но это было только начало: Лукас с жадностью поглощал все вокруг, по крупинке собирая вселенную. Считается, что основную историю «Звездных войн» он позаимствовал из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя из скрытой крепости». Это доказывает и изначальное желание Лукаса пригласить Тосиро Мифуне, любимого актера Куросавы, на роль Кеноби, но режиссер отказался от этой затеи.

Время шло, а сценарий писался очень тяжело. За год Лукас смог выдавить из себя только 13 страниц абракадабры, которая, повторимся, начиналась с слов «речь пойдет о Мейс Уинду, достопочтенном Джедайбенду из Опучи, связанным с Усби Си Джей Тапе, учеником прославленного джедая».

Постоянно отвлекаясь на «Американские граффити», Лукас никак не мог найти правильный тон, выстроить историю и найти сквозной лейтмотив картины. Он писал и переписывал: героев было то очень много, то недостаточно. Линии отдельных персонажей - например, принцессы Леи - то уменьшались до пары сцен, то превращались в основные. Дарт Вейдер и Оби-Ван Кеноби, которые в одном из первых вариантов сценария были одним персонажем, в итоге стали двумя. Сила была поделена на благую (Эшла) и вредоносную (Боган), а Анникин Старкиллер . Более того, Лукас, который к тому времени от постоянных головных и желудочных болей превратился в невыносимого придиру (писал он исключительно карандашами 2-й степени твердости в тетрадках только зеленого и синего цвета), никак не мог запомнить имена некоторых персонажей, особенно Чубакки, каждый раз выдавая новый вариант.

Разумеется, многое в сценарии будущего фильма Лукас взял из жизни: сенат и империю списал с реального американского правительства, дружбу Люка и Хана Соло - с собственных отношений с Копполой, а главной темой сделал противостояние свободного сопротивления (хиппи) и могущественного государства (США). Спустя два с половиной года Лукас в итоге закончил сценарий и начал подготовку к съемкам, которые, впрочем, стали не менее сложным испытанием для близкого к моральному и физическому истощению режиссера. Потому что сначала надо было выбрать актеров на роли в фильме.

Кто эти люди


Пока супруга Марша заканчивала редактуру скорсезовского «Таксиста», Лукас отправился в Лос-Анджелес, чтобы провести масштабный кастинг «Звездных войн». Более всего его пугала встреча с молоденькими красотками, среди которых он должен был выбрать ту единственную, которая сыграет Лею.
Марша тоже волновалась за инфантильного и несмышленого муженька, который, как тогда казалось, мог запросто оказаться в постели с какой-нибудь «девушкой месяца». Но Лукас был непреклонен, намного позже заявив: «Жизнь коротка, чтобы размениваться на такие пустяки, как интрижки с молоденькими красавицами».

Лукас сразу решил, что фильм обойдется без звезд. Это с одной стороны должно было сократить бюджет, с другой - снять кино с непремелькавшимися лицами. Лукас считал, что в сказке, как он называл «Звездные войны», не должно быть страсти, секса, похоти и других желаний, которые так или иначе возникают у зрителей, когда они видят на экране кинозвезд. На роль Люка пробовались сотни актеров, одним из которых был молодой Брюс Бокслейтнер, который много лет спустя появился в культовом научно фантастическом сериале «Вавилон-5» в роли капитана Джона Шеридана. Но Лукас, увидев юношеское и очень светлое лицо Хэмилла, утвердил его на роль главного положительного героя.

На роль Леи пробовались главные старлетки Голливуда того времени, среди которых были Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль в итоге досталась Кэрри Фишер.
Хана Соло в итоге сыграл старый знакомый Лукаса по «Американским граффити» Харрисон Форд, хотя на роль контрабандиста также пробовались многие молодые звезды 70-х - от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, которого все-таки пригласили в фильм, стал оскароносный Алек Гиннесс, сыгравший Оби-Вана Кеноби.

Писать музыку, которая в последствии станет не менее популярной, чем фильм, Лукас по совету Спилберга пригласил набирающего популярность Джона Уильямса. Но с одним условием: Уильямс должен был забыть про свои минималистичные штучки из «Челюстей» и сочинить что-то по-настоящему грандиозное. Уильямс согласился и, впечатлившись музыкальной темой из фильма «Кингс Роу» 1942 года с будущим президентом США Рональдом Рейганом в главной роли, написал ставшую суперзнаменитой заглавную тему. Уже тогда было понятно, что Уильямс - уникальный кинокомпозитор, который способен написать шлягер для фильма любого жанра. И его саундтрек к «Звездным войнам» - местами пышный и торжественный, а местами мрачный и тревожный - идеально дополнил фильм Лукаса и по-прежнему считается одним из самых известных в истории кино.

Производственные будни

Несмотря на успех «Американских граффити», никто на съемочной площадке серьезно не относился ни к «Звездным войнам», ни к самому Лукасу. В этом смысле очень показательна история с Харрисоном Фордом, который, не боясь потерять роль, костерил Лукаса во время кастинга на чем свет стоит: «Напечатать такую лабуду еще можно, Джордж, но как ее произнести?!». Не помогал найти общий язык со съемочной группой и характер Лукаса. Он мало разговаривал, практически ничего не обсуждал с актерами и съемочной группой и никогда не говорил «спасибо». В итоге контакт со всеми вокруг был потерян безвозвратно. Лукас позже говорил, что понял, почему все ненавидят режиссеров. «Сколько себя помню на съемочной площадке, я только и делал там, что орал на всех и каждого».

Снимали «Звездные войны» на студии Элстри в пригороде Лондона, и проблемы с актерами продолжились и в Англии. Спилберг говорил, что артисты, игравшие у него в «Челюстях», первом блокбастере в истории, тоже работали вальяжно, с некоторой долей апатии, потому что не верили в успех и серьезность фильма про акулу-людоеда. Со «Звездными войнами» сложилась примерно такая же ситуация: на площадке все называли фильм «диснеевским детсадом», смеялись над реквизитом и внешностью главных героев (Форда, например, забавляла прическа принцессы Леи), и не выкладывались на полную катушку. Спилберг в итоге нашел подход к актерам, а вот Лукас, опять же в силу своего скромного характера, не смог.

Это привело к неожиданным последствиям: историки американского кино утверждают, что «Звездные войны» - первый блокбастер, в котором абсолютно не важна актерская игра. При желании тут можно поменять местами плюс-минус любого артиста, но смысл и качество картины не изменятся (впрочем, с этим могут не согласиться персональные поклонники Форда, Фишер, Хэмилла и других). Такая точка зрения подтверждается и тем, что никто из актерской труппы «Звездных войн» не стал впоследствии суперзвездой Голливуда. Исключение - Харрисон Форд. Но его успех все же во многом был обеспечен трилогией про Индиану Джонса, а не «Звездными войнами».

В ситуации тотального хаоса и недоверия Лукас повел себя неожиданно. Помните про упертый характер? Так вот, в определенный момент работы над фильмом, видя, что у друга ничего не получается, помощь в работе над фильмом любезно предложил Спилберг. Но Лукас был непреклонен. «Он словно боялся, что на его фильме останутся мои отпечатки пальцев», - говорил позже режиссер «Инопланетянина». Лукас также постоянно приговаривал, что «Звездные войны» должны обойти «Челюсти» по коммерческим сборам, что он снимает кино для самой маленькой аудитории, а все вокруг идиоты, потому что не понимают его. И это несмотря на постоянные стычки с актерами, английской группой, участники которой отказывались работать сверхурочно, и неведомую инфекцию, из-за которой у Лукаса адски болели ступни. Но характер, передавшийся ему от папы, все-таки помог режиссеру завершить съемки, хоть и вернулся Лукас из Лондона в отвратительном настроении.

Проблемы преследовали фильм не только на съемочной площадке, но и за ее пределами. Студии Industrial Light & Magic, которая должна была делать спецэффекты для фильма, категорически не хватало опыта и ресурсов. Первоначальный состав из четырех человек работал в гараже режиссера в диких условиях. Проблема была в том, что до Лукаса никто не снимал пышную, ритмичную фантастику, и визуальные приемы приходилось придумывать буквально на ходу.

ILM были настолько неопытны, что в итоге за половину бюджета на спецэффекты сделали всего 4 секунды картины. Лукас был в бешенстве, долго орал и грозился закрыть студию. Мастера спецэффектов все исправили к премьере, но их первоначальные неудачи режиссер не забыл, лишив всех работников премии. Уже тогда постановщик умел считать деньги, но так и не научился прощать.

Монтаж - еще одна вещь, которая беспокоила Лукаса. Для научно-фантастического блокбастера «Звездные войны» в своих первых редакциях были смонтированы в «вульгарно-претенциозной» манере, которая совсем не устраивала режиссера. Лукас был уже на грани - друзья и коллеги говорили, что он стал жестоким и грубым, а на все вопросы отвечал одной фразой: «НА 30%, ГОТОВО НА 30%!» И в отчаянии он попросил помощи у жены. Пока Марша монтировала первый вариант картины без спецэффектов, ей пришло предложение от Скорсезе, которого она считала лучшим режиссером Голливуда. Произошло то, что мы описали в самом первом абзаце - Марша улетела в Лос-Анджелес, бросив Лукаса за несколько месяцев до премьеры, но все-таки доделала предварительный вариант картины.

Демарш жены не сильно расстроил постановщика, который к этому времени наступил, кажется, на все грабли, на которые только мог. Его беспокоила не столько реакция супруги и производственные проблемы, но и неудачная дата выхода картины. Студия «Фокс» планировала выпустить фильм в канун Дня поминовения (30 мая), рассчитывая, что в выходной день народ предпочтет кино другим развлечениям. Проблема была в том, что и другие киностудии активно готовились к празднику - вместе со «Звездными войнами» на экраны должны были выйти «Смоки и Бандит», «Бездна» и другие фильмы. А там и Фридкин с «Колдуном». Лукас говорил всем, что счастьем будет, если его фильм попадет в тройку кассовых фильмов по итогам праздников.

Показы друзьям и студийным боссам

В успех «Звездных войн» Лукас не верил еще и потому, что в него не верили все коллеги режиссера. По легенде Лукас показал незавершенный вариант картины без спецэффектов своим друзьям-кинематографистам - Копполе, Фридкину, Скорсезе, Спилбергу и другим - незадолго до премьеры. Все были в шоке. Коппола, самый близкий друг Лукаса, не мог понять, как Джордж мог отказаться от постановки «Апокалипсиса сегодня», ради этого «детского бреда». Остальные разделяли позицию режиссера «Крестного отца». Марша плакала в сторонке. Особенно «постарался» Брайан де Пальма, который назвал «Силу» «пердежем» и отчаянно ругал фильм за то, что герои постоянно несут какую-то тарабарщину. А ведь Лукас рассчитывал сделать понятное кино для самой широкой аудитории.

Единственным, кто поддержал режиссера и фильм, был Спилберг, который выдал пророческую фразу: «Мужик, это будут смотреть». Автор «Челюстей» тогда готовил к выходу «Близкие контакты третьей степени» и считал свой фильм слишком эзотерическим и сложным для массовой аудитории. А «Звездные войны», по его словам, были созданы на синтезе жанров и должны были понравиться буквально всем, кто не воротит нос от научной фантастики.

Перед показом студийным боссам ILM трудились не покладая рук семь дней в неделю, чтобы доделать спецэффекты. Марша уже вернулась от Скорсезе и участвовала в финальном монтаже. Сама супруга Лукаса стала постепенно оттаивать к фильму, который с наложением графики заиграл новыми красками (в первых вариантах картины отсутствовали некоторые сцены, другие были заменены на кадры из военной хроники). Она, как и Лукас, сильно волновалась перед просмотром, но у нее была своя «лакмусовая бумажка». «Я знала, что если публика не придет в восторг к эпизоду с появлением на борту «Сокола тысячелетия» Хана Соло (когда тот спасает Люка), то пиши пропало», - говорила Марша. Но, слава богу, показ «Звездных войн» прошел неплохо. Некоторые люди, конечно, спали, но большинство было в восторге от фильма. «Звездные войны» вышли на финишную прямую, в конце которой фильм ждали зрители.

Премьера и фурор


В среду 25 мая 1977 года Марша и Джордж Лукас пошли перекусить в заведение «Гамбургер Хэмлит» в Лос-Анджелесе. Они так много работали в последние несколько недель, что по легенде напрочь забыли о том, что на этот день была назначена американская премьера «Звездных войн». «Гамбургер Хэмлит» располагался на голливудском бульваре, напротив знаменитого «Китайского театра» (там сейчас проходит церемония вручения «Оскаров»). Подойдя к заведению, они увидели, что перед кинотеатром собралась огромная толпа - не меньше тысячи человек. Движение было перекрыто, со всех сторон подъезжали лимузины, простые зрители сходили с ума. Лукас много лет спустя говорил, что только увидев эту толпу, он понял, что «Звездные войны» могут стать хитом.

Впрочем, фантастические фильмы никогда не срывали голливудскую кассу до того времени. Но как бы то ни было, чета Лукас вздохнула с облегчением - фильм окупится, судя по ажиотажу, а в следующие прокатные недели уступит новым премьерам. С этой мыслью они укатили в отпуск на Мауи. По приезду они проверили автоответчик - сотни звонков от студийных начальников, агентов и еще бог пойми кого. Сообщения были примерно одного содержания - Лукасу советовали посмотреть новостные выпуски. Постановщик включил телевизор и обомлел: по всем каналам шли сюжеты о невиданных очередях на показы «Звездных войн». Люди сходили с ума, перепродавали втридорога билеты на фильм или, наоборот, ходили по несколько раз - в общем, творилось настоящее безумие.

Спустя три месяца пришли отчеты - «Звездные войны» преодолели 100-миллионную отметку. Лукас понял, что стал богачом, что у него все получилось. Но, как позже признавался постановщик, он в полной мере почувствовал триумф позже, когда ему домой пришла телеграмма от Копполы, который в Азии в муках доснимал «Апокалипсис сегодня». В ней была всего одна фраза - «Вышли денег. Френсис».

Больше, чем фильм

К ноябрю 1977 года «Звездные войны» обогнали «Челюсти» по кассовым сборам и стали самым успешным коммерческим фильмом в истории американского проката на тот момент. Лукас получил более 25 млн долларов по контракту, а еще столько же студия заплатила другим людям, принимавшим участие в проекте - актерам, продюсерам, операторам и так далее. Единственные, кто не получил ни цента, как мы уже сказали, стала студия спецэффектов ILM, которой был так недоволен Лукас. Впрочем, последние отыгрались на последующих эпизодах и в итоге стали самой мощной голливудской студией по визуальным эффектам.

Поняв, что «Звездные войны» - это стопроцентный хит, Лукас сразу кавалерийской поступью начал атаковать студию «Фокс». При повторном прокате оригинального фильма он добавил приписку «Эпизод IV: Новая надежда», а также запустил в производство на беспрецедентных условиях (77% от сборов!) сиквел «Империя наносит ответный удар». Его фильм стал феноменом, причем не только за счет удачного проката и зрительской любви, но и продаж сопутствующей атрибутики.

Конечно, причины популярности «Звездных войн» лежат не только в плоскости бизнеса. Фильм Лукаса пришелся по душе огромному количеству людей по многим причинам, которые первыми, разумеется, попытались описать кинокритики того времени. Они единодушно хвалили Лукаса за то, что он практически в одиночку возродил жанр семейного кино, превратив научную фантастику в настоящую сказку. Неслучайно эстетически «Звездные войны» похожи не только на «Космическую одиссею», но и на главную сказку американского народа - «Волшебника из страны Оз».

Другие писали, что Лукас вместе со Спилбергом первыми в новом Голливуде начал снимать понятное и приятное миллионам жанровое кино.

«Звездные войны», действительно, фильм, в котором нет полутонов, и в том числе это делает его любимой картиной миллионов зрителей.

Злодеи тут выглядят и ведут себя так, что сразу становится понятно, кто они такие, и что они никогда (кроме одного) не перейдут на светлую сторону Силы.

То же самое и с положительными персонажами. Не зря в одной из поздних редакций фильма Лукас перемонтировал сцену с Ханом Соло и Гридо, чтобы контрабандист - единственный неоднозначный персонаж оригинальной трилогии (кроме Вейдера) - не выглядел плохишом.

Такая черно-белая история, в которой добро и зло абсолютны, неслучайно пришлась по душе кинозрителям в США, а потом и во всем мире. Человечество - и особенно американское общество - устало жить, как тогда было принято говорить, в атмосфере «бури и натиска». Въетнам и убийства политиков, Уотергейт и холодная война - все это осточертело населению страны. Американцы хотели наконец найти в массовом развлекательном кино отдушину, а не продолжение банкета. Поэтому мода на жесткое, реалистичное кино нового Голливуда постепенно угасала.

Аудитория попросту устала от «умных» голливудских картин Скорсезе, Копполы и других режиссеров, в которых было порой сложно разобраться, и просто захотела чего попроще. Лукаса потом часто обвиняли, что его «Звездные войны» не просто изменили индустрию, но убили понятие «интеллектуального блокбастера», которое тогда снимали друзья-коллеги Лукаса. Сам режиссер, конечно, отнекивался и говорил что-то вроде «аудитория сама решает», но время действительно изменилось.

Но правда лежала где-то посередине этих двух мнений. С одной стороны, конечно, Лукас и Ко многое упростили. С другой - контекст в «Звездных войнах» никуда не делся. Это фильм об Америке в самом широком смысле этого слова. Параллели прослеживаются на раз-два: сенат - правительство, Палпатин - Никсон, повстанцы - вьетнамцы, Империя - США, и так далее. Также противостояние последних можно сравнить с войной «умников» нового Голливуда со студийными боссами. Эта глубина, которая еще не так заметна в «Новой надежде», к «Возвращению джедая» становится более чем очевидна.

Возвращаясь к словам Спилберга, который говорил, что у Лукаса получился фильм на стыке двух жанров
, мы добавим: не просто жанров, но эпох. От предыдущего «своего» поколения Копполы, Скорсезе и других, он взял какие-то классические, но смелые ходы - аллюзии на современное общество, сложный монтаж, многослойность - добавив от себя визуальный ряд, звук «долби» и интонацию, понятную даже самым маленьким детям.

И еще «Звездные войны» открыли миру искусство эпизода и образа, которое впоследствии перекочевало в любимые нами видеоигры.

Как говорил сам Лукас, он всегда любил рассказывать (одним из первых в коммерческом кино) истории через визуальный ряд, а не слова.

Но фурора и мирового признания, безусловно, не было бы без невероятной смелости Лукаса. Ведь, повторимся, несмотря на отсутствие поддержки со стороны студии и коллег и даже жены, он продолжал гнуть свою линию. Если «Челюсти» - первый блокбастер в истории - все-таки были во многом похожи на фильмы нового Голливуда (с поправкой на большую акулу). «Звездные войны» были настоящим прорывом, фильмом, который установил новые законы в кинематографе.

Сейчас мир невозможно представить без «Звездных войн», так же как без телевизора или мобильного телефона. Этот фильм, как и любой блокбастер, не просто завоевал многомиллионную аудиторию и кучу денег, но и сильно развил индустрию технически. Чуть менее половины от кассовых сборов ушло в сторону кинотеатров, которые начали заказывать более продвинутое оборудование, чтобы показывать дорогое зрелищное кино во всей красе. И поэтому «Звездные войны», да и любой блокбастер после, очень важны для всего кинематографа. Таким образом космосказка про джедаев и стихов стала неотъемлемой частью не просто мировой культуры или киноиндустрии, но и всей нашей жизни.

В далекой-далекой галактике

Что было дальше, вы и так сами знаете. На несколько десятилетий Лукас ушел из режиссуры в продюсеры. Вместе с другом Спилбергом запустил еще одну суперприбыльную франшизу - приключенческую трилогию «Индиана Джонс». Заработал миллиарды долларов на игрушках и других сопутствующих товарах с символикой «Звездных войн», подружился с Disney и открыл в «Диснейленде» несколько тематических аттракционов по мотивам саги. Вернулся в кино, сделав новую трилогию, и еще кучу всего. Все достижения Лукаса не уместятся ни в одной статье мира.

Скорсезе как-то рассказал историю времен монтажа фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Лукас, который параллельно заканчивал «Звездные войны», как-то зашел в монтажную к другу и произнес: «Я знаю, Мартин, как увеличить кассовые сборы твоего фильма на 8-10 миллионов. Сделай так, чтобы в финале герои де Ниро и Минелли уходили в закат, держась за руки». Этот совет после просмотра незаконченной версии фильма сам Скорсезе запомнил на всю жизнь. В тот дождливый калифорнийский день автор «Таксиста» понял главное: он никогда не станет своим в коммерческом голливудском кино.

Как говорят коллеги-друзья режиссера, Лукас не сильно изменился с того времени, когда снимал в своем гараже первые «Звездные войны». Он и сейчас - упертый человек, который всегда идет к своей цели и умеет считать деньги. Все-таки последнее качество, а также коммерческая жилка позволили Лукасу заработать не просто много, а очень много денег. Наряду со Спилбергом, он до сих пор является самым богатым постановщиком Голливуда.

Ноединственное Лукас все-таки несмог просчитать. Его « Звездные войны» изнаучно-популярной сказки вформате « Долби» превратились вогромную всепожирающую махину, самую влиятельную иуспешную франшизу вмире. Витоге онаже ипогубила Лукаса, который измолодого иупертого голливудского умника, приклеившись навсю жизнь ксвоему монструозному детищу, превратился вскучного инеинтересного режиссера. Ноэто, как мылюбим говорить втаких ситуациях, совсем другая история.

Атогда, в1977, небыло счастливее человека вГолливуде. Онзавоевал весь мир, иэто было только начало.