Олегу Кулешову показалось мало обойти вокруг тяжелого атомного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской». Специально для «Защищать Россию», вместе с фотоаппаратом, он полез внутрь самой большой подлодки в мире.
Чтобы попасть внутрь крейсера, нужно войти через выпуклость в рубке, которую называют «прилив». Пройдя несколько трапов вверх, сухопутный посетитель оказывается под командирским мостиком у верхнего рубочного люка.
Верхний рубочный люк ведет прямо на главный командный пункт (ГКП), он же центральный пост. ГКП встречает множеством мониторов, пультов управления рулями, общекорабельными системами, ракетным и радиотехническим вооружением. Это - мозг корабля. Фотографировать здесь нельзя. Если по коридору пройти дальше, можно попасть в кают-компанию.
Когда подводная лодка в море, здесь питаются офицеры. Когда лодка стоит у причала, в кают-компании проходят различные совещания, а также просмотр фильмов.
С осени 2007 года в кают-компании ТК-208 находится экспозиция, посвященная Куликовской битве. Она появилась благодаря шефству над АПЛ «Дмитрий Донской» Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области.
Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года. Несмотря на то, что до конца монголо-татарского ига оставался еще ровно век, именно битва, заставившая войска Мамая повернуть вспять, положила начало освобождению Руси.
По легенде на битву, состоявшуюся в междуречье Дона и Непрядвы, русского князя Димитрия Ивановича, позднее получившего прозвище Донской, благословил Сергий Радонежский.
В экспозиции представлены наконечники стрел русских воинов XIV века, а также колчан со стрелами.
Булава из экспозиции не просто экспонат, а важный инструмент, с помощью которого проводят обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.
Обряд посвящения проходит каждый, кто впервые погрузился под воду, независимо от должности и звания. «Перворазнику» необходимо выпить плафон (0,3−0,5 л) забортной морской воды. После этого он должен поцеловать булаву (на обычных субмаринах ее заменяет раскачивающаяся кувалда). Самое главное - не получить по зубам (для этого надо целовать булаву/кувалду на излете). Исполнивший виртуоз получает удостоверение подводника и - в зависимости от настроя экипажа - презент в виде воблы, хотя бывают и памятные печати на обеих половинах мягкого места.
Подводник, служивший на аналогичной «Дмитрию Донскому» «Северстали», вспоминает, что обряды проходили всегда весело: «…бесстрашные турбинисты целовали кувалду, обмазанную смазкой пожирнее. Устраивали в море концерты и театрализованные представления - на Северном полюсе Нептун с русалкой и чертями ходили по лодке и раздавали всем удостоверения о покорении полюса». 5 апреля 2000 года верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, находящемуся на борту АПЛ К-18 «Карелия», предложили стакан забортной воды с глубины 50 м. Президент с улыбкой выслушал: «Вас приветствует Нептун, царь морей, большой шалун», выпил залпом и закусил сушкой. Кувалду предлагать не рискнули.
Для физического отдыха экипажа внутри лодки есть салон, спортивный зал, солярий, сауна, обшитая дубовыми досками, бассейн 4×2 и глубиной 2 метра, который может заполняться как пресной, так и забортной водой с возможностью подогрева.
Подводники ходят в сауну постоянно, но чаще на базе. В море режим службы всегда напряженный - не до саун.
В бассейне, когда лодка в море, вода забортная, а в базе только пресная.
В салоне командира три помещения. Первое - зал для переговоров.
Второе - каюта командира.
В каюте Олега Цыбина висит Андреевский флаг, под которым тогда капитан второго ранга совершил первый выход в море в должности командира.
Третье помещение в салоне капитана - каюта флагмана (или старшего на борту).
Удивительно, но на АПЛ «Дмитрий Донской» есть своя фотолаборатория.
Напротив фотолаборатории висит 4-й номер фотогазеты «Перископ». Делает ее редколлегия в составе одного человека.
Подводные лодки стоят на вооружении многих стран мира. Есть среди них небольшие суда, экипаж которых состоит из 1-2 моряков и самые большие подводные лодки в мире . О последних мы и расскажем в статье.
Самыми большими субмаринами являются подводные крейсеры, подводное водоизмещение которых может достигать 48 тысяч тонн и длины в 172 метра.
Длина 128 метров
На 10 месте среди самых больших подводных лодок в мире находятся советские субмарины проекта 667А «», оснащенные баллистическими ракетами. Длина подлодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метра. Оснащение – 16 пусковых установок с ракетами Р-27. Дальность действия – 2400 километров. Общий боевой комплект субмарины – 22 торпеды, из них две – ядерные.
Разработка подлодок серии «Навага» началась в 1958 году.
Длина 138 метров
Французские подводные лодки типа «» входят в число самых больших субмарин в мире. Строительство первой подлодки началось в 1986 году. Распад СССР внес коррективы в количество построенных субмарин – вместо 6 было создано 4 подводных лодки.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 14 335 тонн, длина корпуса – 138 метров, ширина – 12, 5 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса М45. Девятое место в нашем рейтинге.
Длина 140 метров
Поражают своими размерами и китайские подлодки проекта 094 «». Они занимают 8 место в рейтинге самых больших подводных лодок в мире. Они пришли на смену лодкам класса 092 «Ся». Строительство новых подлодок началось в 1999 году. Поскольку Китай предпочитает держать втайне все свои военные разработки, о субмаринах нового поколения известно мало. Длина подлодки – 140 метров, ширина – около 13 метров, подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружение – 12 баллистических ракет с дальностью действия до 12 тысяч километров.
В 2004 году на воду была спущена первая субмарина серии «Цзинь». По информации китайской стороны, сейчас на вооружении Китая находятся 6 подводных лодок этого типа. К боевому патрулированию они должны были приступить в 2014 году.
Длина 150 метров
В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».
Длина 155 метров
Размеры подлодки: подводное водоизмещение 13 050 тонн, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р с дальностью действия более 6 000 км.
На сегодня большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, остальные входят в состав Тихоокеанского флота России.
Длина 155 метров
Подлодки проекта «» входят в число самых больших субмарин. Это модернизация лодок проекта «Мурена». Главное отличие – размещение 16 ракет, а не 12. Для этого корпус лодки был увеличен на 16 метров.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение 15 750 тонны, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 ракет Р-29Д с дальностью действия более 9 000 км. Пятое место в рейтинге.
Длина 167 метров
Подлодка проекта «», занимающая 4 место в нашем рейтинге, продолжила развитие проекта «Кальмар». Строительство первой субмарины началось в 1981 году. Было построено 7 подлодок. Сейчас все они входят в состав подводного флота России. По своим размерам субмарина того типа входит в число самых больших подводных лодок в мире. Ее подводное водоизмещение составляет 18 200 тонн, длина 167 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса Р-29РМ.
Длина 170 метров
Американские субмарины типа «» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.
Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.
Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.
Длина 170 метров
Российские подводные лодки проекта 955 «» занимают 2 место в рейтинге самых больших субмарин в мире. Построены и вошли в строй 3 подводных крейсера, три находятся в стадии строительства и последний был заложен в декабре 2015 года. Всего к 2018 году планируется построить 8 подлодок «Борей». Разрабатывалась подлодка для того, чтобы заменить субмарины проектов «Дельфин» и «Акула».
Размеры подлодки: подводное водоизмещение 24 000 тонны, длина корпуса 170 метров, ширина – 13, 5 метра. Вооружение – 16 ракет «Булава».
Длина 173 метра
Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.
Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».
На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.
Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.
Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».
В титановом корпусе подводного корабля нашпигованного электроникой, подчиняющегося воле специально подготовленной команды, находятся двадцать четыре ракеты весом в девяносто тонн каждая. В этой статье речь пойдет о колоссе эпохи холодной войны – атомном подводном крейсере. Мало кто знает, сколь огромен он был на самом деле.
Некогда самой большой атомной подводной лодке класса «Акула», высота которой 25 метров, а ширина более 23-х, было под силу в одиночку нанести практически любой стране мира фатальные повреждения. Сейчас два из трех ракетных крейсеров проекта 941 не способны похвастать подобной мощью. Почему? Они нуждаются в капремонте. А третий, «Дмитрий Донской», еще известен как ТК-208, недавно закончил процесс своей модернизации и сейчас оснащен ракетным комплексом “Булава”. В существующие шахты, предназначенные для 24-х ракет Р-39, вставлены новые пусковые стаканы. Новая ракета по своим размерам уступает предшественницам.
Какое будущее у стратегических крейсеров?
На обслуживание одной подводной лодки из бюджета ежегодно выделяется 300 млн. рублей. Но стоит ли содержать такое мощное, но не нужное на сегодняшний день, оружие? Всего было построено шесть подводных гигантов, мы уже знаем, в каком состоянии находятся три из них, а что же стало с остальными? Из них вынули ядерное топливо, содержащееся в реакторных блоках, разрезали, герметизировали и захоронили в северной части России. Таким способом государство сэкономило бюджет, многие миллиарды могли бы уйти на содержание подлодок. Атомный крейсер появился на свет в ответ на действия США – введение подлодок класса “Огайо”, оснащенных двадцатью четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами.
К сведению, США ежегодно тратят 400 млрд. долларов на вооружение и модернизацию армии. У России эта сумма в десятки раз меньше, а стоит учесть, что территория нашей страны гораздо больше, чем Соединенных Штатов. С распадом Советского Союза, возникший хаос похоронил многие перспективные планы – у новых руководителей были на тот момент иные цели и задачи. Были утеряны три «Акулы» из шести, седьмая, ТК-201, так и не успела сойти с контейнера – ее разобрали еще на процессе сборки в 1990 году.
Уникальность самой большой подводной лодки сложно переоценить – это большое судно обладает высокой скоростью хода. Удивительно, но для таких габаритов подлодка бесшумна и обладает отличной плавучестью. Ей не страшны ледяные воды Арктики – «Акула» способна провести в состоянии подледного плавания многие месяцы. Корабль способен всплыть в любом месте – толщина льда не помеха. Подлодка наделена эффективной системой обнаружения противолодочных субмарин, запущенных противником.
Опаснейшая из субмарин
Сентябрь 1980 года – советская подводная лодка впервые коснулась водной глади. Размеры ее впечатляли – высота равна двухэтажному дому, а длина сопоставима с двумя футбольными полями. Непривычная величина произвела на присутствующих неизгладимое впечатление – восторг, радость, гордость. Испытания проходили в Белом море и районе Северного полюса.
Подводная лодка «Акула» способна на то, на что никогда не решится командующий атомной субмариной, принадлежащей странам НАТО, – передвигаться под толщей льда на мелководье. Ни одна прочая субмарина не способна повторить этот маневр – слишком велик риск повредить подлодку.
Военная стратегия современности показала неэффективность стационарных ракет – прежде чем они вылетят из пусковых шахт, по ним, замеченным со спутника, выпустят ракетный удар. Но свободно передвигающаяся атомная подлодка, оснащенная ракетной установкой, может стать козырной картой Генштаба Российской Федерации. Каждая подлодка оснащена спасательной камерой, способной вместить весь экипаж в чрезвычайной ситуации.
На подлодке созданы условия повышенной комфортности – офицерскому составу отведены каюты, в которых стоят телевизоры и кондиционеры, для прочего экипажа -предназначены маломестные кубрики. На территории подводной лодки размещены: бассейн, спортзал, солярий, но и это еще не все, есть сауна и живой уголок. Если повезет, и вы когда-либо увидите этого колосса вживую, то знайте – лодку, когда она в надводном положении, мы видим до верхней белой линии – все остальное скрыто толщей воды.
Востребованность АПЛ
Несколько раз поднимался вопрос о переводе подводной лодки с военной службы на мирную деятельность. Вероятно, и расходы на содержание окупились бы с лихвой. «Акула» способна перевозить грузы – до десяти тысяч тонн. Плюсы очевидны – подлодке не страшны шторма или морские пираты. Судно безопасное, быстроходное – в северных морях незаменимые качества. Никакие льды не помешали бы грузу добраться до северных портов. Этот плод многолетней напряженной работы ученых умов мог бы приносить пользу еще долгие годы.
Статье требуется доработка наждачкой
Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .
История
Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас».
Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.
Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев
Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.
Биография
Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.
Награды
Почетные звания
Ордена и медали
Премии
Конструкция
Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.
Условия экипажа
На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.
Представители
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Текущий статус |
---|---|---|---|---|---|
ТК-208 «Дмитрий Донской» | 711 | 17 июня 1976 | 23 сентября 1980 | 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) | Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава». |
ТК-202 | 712 | 22 апреля 1978 (01 октября 1980) | 23 сентября 1982 (24 июня 1982) | 28 декабря 1983 | В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США. |
ТК-12 «Симбирск» | 713 | 19 апреля 1980 | 17 декабря 1983 | 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) | В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована |
ТК-13 | 724 | 23 февраля 1982 (5 января 1984) | 30 апреля 1985 | 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) | 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения. |
ТК-17 «Архангельск» | 725 | 24 февраля 1985 | август 1986 | 6 ноября 1987 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-20 «Северсталь» | 727 | 6 января 1987 | июль 1988 | 4 сентября 1989 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-210 | 728 | - | - | - | Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году. |
ТК-208 «Дмитрий Донской»
ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
16 марта 1976 | |
25 июля 1977 | |
29 декабря 1981 | |
9 февраля 1982 | |
Декабрь 1982 | Переход из Северодвинска в Западную Лицу |
1983-1984 | Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок) |
3 декабря 1986 | Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота |
18 января 1987 | Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР |
Август 1988 | Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь» |
20 сентября 1989 | Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У |
1991 | Сворачивание работ по проекту 941У |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Возобновление работ по проекту 941УМ |
1989-2002 | Проведена модернизация по проекту 941УМ |
7 октября 2002 | Присвоено наименование «Дмитрий Донской» |
26 июня 2002 | Выход со стапелей |
30 июня 2002 | Начало швартовых испытаний |
26 июля 2002 | Повторно введена в состав Северного флота |
2008 | Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш» |
Сентябрь 2013 | Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты |
9 июня 2014-19 июня 2014 | Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море |
21 июля 2014 | Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах» |
30 Августа 2014 | Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
400 метров | |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 турбины по 45000 л/с |
Основное вооружение
ТК-202
ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
02 февраля 1977 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
25 июля 1977 | Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) |
28 декабря 1983 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
18 января 1984 | Включена в состав Северного флота |
28 апреля 1986 | Попадание в трал рыболовецкого судна |
20 сентября 1989-1 октября 1994 | Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка» |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
28 марта 1995 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск |
2 августа 1999 | Отбуксирована в город Северодвинск |
1999-2003 | Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл |
2003-2005 | Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-202 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт 2 гребных вала по 50 тыс лс на валу |
Основное вооружение
ТК-12 «Симбирск»
ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
19 апреля 1980 | |
21 мая 1981 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
17 декабря 1983 | Спущена на воду |
22-25 августа 1984 | Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний |
13-22 ноября 1984 | Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса |
27 декабря 1984 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
28-29 декабря 1984 | Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица) |
12-18 июня 1985 | Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» |
7 августа-3 сентября 1985 | |
4-10 сентября 1985 | Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря |
21 сентября-9 октября 1985 | Выполнена поход в высокоширотные районы |
4-31 июля 1986 | Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии» |
1-18 августа 1986 | Выполнила программу расширенных акустических испытаний |
Август-сентябрь 1986 | Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс |
1987 | Присвоено звание «Отличный корабль» |
27 января 1990 | Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта |
9 февраля 1990 | Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
10 апреля 1990 | Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора |
Ноябрь 1991 | |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья |
2000 | Исключена из состава Военно-Морского флота |
Ноябрь 2001 | Получила неофициальное название «Симбирск» |
Июль 2005 | Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы» |
Июнь-апрель 2006 | С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо |
2006-2007 | Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-12 «Симбирск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 380 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 168 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-13
ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
23 февраля 1982 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
19 января 1983 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
30 апреля 1985 | Спущена на воду |
26 декабря 1985 | Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй |
15 февраля 1986 | Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья |
Сентябрь 1987 | Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев |
1989 | Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1997 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота |
15 июня 2007 | Подписан контракт на утилизацию |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-13 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 400 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тыс. л.с. |
Основное вооружение
ТК-17 «Архангельск»
ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
9 августа 1983 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
3 марта 1984 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
12 декабря 1986 | Спущена на воду |
12 декабря 1987 | Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица) |
19 февраля 1988 | Включена в состав Северного флота |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
17 июня 2001 | Убыла в город Северодвинск для ремонта |
18 ноября 2002 | Присвоено наименование «Архангельск» |
2002 | Окончен ремонт на «Севмашпредприятии» |
15-16 февраля 2004 | На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами |
26 января 2005 | Выведена из состава сил постоянной готовности |
Май 2013 |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-17 «Архангельск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 180 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-20 «Северсталь»
ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.
История корабля
Дата | Событие |
---|---|
12 января 1985 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
27 августа 1985 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
11 апреля 1989 | Спущена на воду |
19 декабря 1989 | Подписан приемный акт о вступлении в строй |
28 февраля 1990 | Включена в состав Северного флота |
Июнь 1990 | Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
11 октября 1994 | Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
3-4 декабря 1997 | Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке |
1998 | Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть |
20 июня 2000 | Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь» |
2001 | По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота |
29 апреля 2004 | Выведена в резерв |
2008 | Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении |
Май 2013 | Принято решение об утилизации |
Технические характеристики
Технические характеристики ТК-20 «Северсталь» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 173,1 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
Основное вооружение
ТК-210
ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.
Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»
У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».
«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.
Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.
Подводный флот с момента своего рождения играет огромную роль в боеспособности государств, выполняя и наступательные, и оборонительные задачи в зависимости от военной операции, в которой он участвует.
Самой большой подводной лодкой в мире признан проект 941 «Акула» , работа над которым началась в 1972 году в Советском Союзе. С 1981 года подводные лодки данного проекта заступили на службу в советском флоте, неся её до сегодняшних дней. Всего построено только 6 экземпляров этого подводного корабля, длина которого составляет 172,8 метра, при ширине корпуса 23,3 метра и подводном водоизмещении 48 тысяч тонн. Обслуживает подлодку 160 членов экипажа, которые могут находиться в автономном плавании до 180 суток.
Для подводного гиганта проекта «Акула» не страшен даже 2,5-метровый слой льда, который она может с легкостью пробивать при всплытии, тем самым обеспечив возможность несения боевой службы на северном полюсе. На борту подлодки имеется 20 баллистических ракет.
2 место
Прямым конкурентом «Акулы» в споре самых больших подводных лодок является проект «Огайо» американских конструкторов. Длина корпуса 170,7 метра, ширина 12,8 метра, подводное водоизмещение составляет 18750 тонн. Начало службы этой субмарины относится к 1981 году. При максимальной глубине погружения 550 метров проект «Огайо» обошел «Акулу» на 50 метров. Экипаж подводного судна составляет 155 человек, вооружение — 24 баллистических ракеты. Всего за время существования проекта выпущено 18 экземпляров, 12 из которых на сегодняшний день в строю.
Проект 955 «Борей» занимает третье место в данном рейтинге, детище российских инженеров имеет длину 170 метров и ширину корпуса 13,5 метра. Подводное водоизмещение подлодки достигает 24 тысяч тонн, а её экипаж составляет 107 человек.
В автономном плавании «Борей» может находиться до 90 суток. На вооружении подводной лодки состоит 16 баллистических ракет. Всего произведено 3 подлодки данного проекта, но планируется закладка еще 8 подводных кораблей. Реализация данного инженерного решения началась в 2013 году, и в настоящее время оно является наиболее перспективным проектом в мировом подводном кораблестроении.
Проект 667 БДРМ «Дельфин» — еще одно триумфальное воплощение мысли российских инженеров-подводников. Длина подлодки составляет 167,4 метра, ширина корпуса 11,7 метра при подводном водоизмещении в 18,2 тысячи тонн. Экипаж подводного судна составляет от 135 до 140 человек, обслуживающих комплекс вооружения, в который входят 16 баллистических ракет. Предельная глубина погружения «Дельфина» достигает 650 метров. Работа над проектом началась в 1984 году, с того момента было построено 7 лодок. Время автономного плавания достигает 90 суток.
Британские подводные лодки «Вэнгард », созданные в количестве четырех экземпляров, имеют длину корпуса 149,9 метра, ширину 12,8 метра и массу подводного водоизмещения 15,9 тысячи тонн. Автономность плавания составляет 70 суток. Экипаж корабля – 134 человека. Подлодка несет 16 баллистических ракет. Разработка проекта началась в 1986 году, первое судно поступило на вооружение в 1993 году.
6 место
Проект «Триумфан» , созданный французскими инженерами, также как и «Вэнгард», воплощен в четырех экземплярах. Длина подлодок составляет 138 метров при ширине корпуса 12,5 метра и подводном водоизмещении 14335 тонн. Экипаж подводного корабля состоит из 121 человека. Вооружение «Триумфана» предусматривает 16 баллистических ракет. Разработки проекта начались в 1989 году. Предельная глубина погружения 400 метров с положительным потенциалом до 70-100 метров.