Биография варламова кратко самое главное. Значение варламов александр егорович в краткой биографической энциклопедии. Годы в ссылке

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1801–1848), русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М.И.Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А.Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому Гамлету по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты Забавы султана (1834) и Хитрый мальчик и людоед (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них Красный сарафан , Что отуманилась, зоренька ясная , Не шумите, ветры буйные (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою Полную школу пения ; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и А.А.Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева Воспоминание о Варламове , коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным (среди авторов А.Г.Рубинштейн, А.Гензельт), а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник в память А.Е.Варламова , включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен Русский певец (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

(1848-10-27 ) (46 лет)

Алекса́ндр Его́рович Варла́мов (15 ноября , Москва ,р Империя - 15 октября , Санкт-Петербург , Российская Империя) - русский композитор.

Биография

Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали Д. С. Бортнянского - директора капеллы. Он стал отдельно заниматься с маленьким певцом. Впоследствии Варламов с благодарностью вспоминал своего учителя в своих письмах и записках.

Окончив учение в капелле, Варламов стал учителем пения в русской посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину. В 1827 году познакомился с М. И. Глинкой , бывал на музыкальных вечерах в его доме, с 1829 жил в Петербурге. В 1832 году переехал в Москву, где получил место капельмейстера, а затем "композитора музыки" московских императорских театров. Нередко выступал как певец-исполнитель. В конце 1828 или начале 1829 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причём поднёс императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих», причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. К началу 1833 года относится появление в печати сборника девяти его романсов. В 1840 году издал "Школу пения", которая стала первым в России учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов. В 1848 году скончался от туберкулеза горла.

Творчество

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были "русская песня" и лирический романс. Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмосфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовлетворенность окружающей жизнью и " вольнолюбивые мечты" русских людей. В романсе "Белеет парус одинокий" композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны "жажда бури" лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная мелодия в начале куплета сразу достигает кульминации-звука соль, который является вершиной яркой выразительной кантилены. Взволнованность чувства в романсе подчеркивается аккордовым сопровождением с чеканным ритмом полонеза-болеро. Известные романсы: "Оседлаю коня", "Соловушко", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий", "Поэт".

Адреса

  • В 1841 году жил в Москве, в доме № 25 по Большому Козихинскому переулку (этот дом был снесён компанией «Сатори » в июле-августе 2011 года).

Напишите отзыв о статье "Варламов, Александр Егорович"

Литература

  • Листова Н. Александр Варламов. - М.: Музыка, 1968.
  • Решетникова Т. В. «Полная школа пения А. Е. Варламова» и русская вокальная педагогика // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - № 1. - С. 152-155.

Отрывок, характеризующий Варламов, Александр Егорович

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Энциклопедия Кругосвет

1. знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!

2. птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

3. злые языки утверждают...

Что знаменитую оперу Алексея Верстов ского "Аскольдова могила" на самом деле написал Варламов. Но, будучи человеком беспечным и легкомысленным, он проиграл ее в карты Верстовскому.
Верстовский поставил "Аскольдову могилу" под своим именем в Большом театре и прославился. Когда же близкий друг Варламова, поэт Аполлон Григорьев, сказал ему с укоризной: "Ах, Александр Егорович, что ж ты наделал! Не жалко ли тебе оперы своей?"- тот будто бы ответил: "О чем жалеть, милый Аполлоша? Я и еще напишу, это ведь нетрудно!"

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Энциклопедия Кругосвет

1. знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!

2. птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

3. злые языки утверждают...

Что знаменитую оперу Алексея Верстовского "Аскольдова могила" на самом деле написал Варламов. Но, будучи человеком беспечным и легкомысленным, он проиграл ее в карты Верстовскому.
Верстовский поставил "Аскольдову могилу" под своим именем в Большом театре и прославился. Когда же близкий друг Варламова, поэт Аполлон Григорьев, сказал ему с укоризной: "Ах, Александр Егорович, что ж ты наделал! Не жалко ли тебе оперы своей?"- тот будто бы ответил: "О чем жалеть, милый Аполлоша? Я и еще напишу, это ведь нетрудно!"

4. все очень просто

Однажды начинающий композитор пожаловался Варламову, что у него никак не выходит романс, и попросил совета...
- Да какой же тут совет, милый?- отозвался Варламов. - Поступите очень просто: напишите десять романсов и бросьте их в печку, глядишь, одиннадцатый и выйдет хорошим...


Варламов Александр Егорович - Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.

Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу.

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским.

Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство.

Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский".

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве.

В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии.

В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах.

К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная".

В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества.

Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.

Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах.

Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету.

При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта.

В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами.

Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение.

Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его, Константине, см. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы).