А.И. Куприн "Гранатовый браслет": описание, герои, анализ произведения. "Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь - это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного - канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное - он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, - пишет Желтков в письме, - для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, - это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова - романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

«Гранатовый браслет»

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению J1. ван Бетховена - сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Гак возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме. Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастсром-рсалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.


Страница: [ 1 ]

Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.

В 1910 году Куприн создал повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам этого произведения предлагается вашему вниманию. Кроме того, мы проведем анализ повести, который поможет вам разобраться в ее смысле.

Первая глава повести "Гранатовый браслет"

Краткое содержание по главам, как и само произведение, открывается описанием непогоды, наступившей на берегу Черного моря во 2-й половине августа. Однако к началу сентября море успокоилось, выглянуло солнце. Это очень обрадовало Шеину которая из-за незаконченного ремонта не могла уехать в город. На этом завершается первая глава повести "Гранатовый браслет". Очень краткое содержание, не правда ли? Но в этой главе не происходит важных событий, все они впереди.

Вторая глава

День рождения Шеиной - 17 сентября. В этот день ее супруг хотел пригласить к ужину несколько наиболее близких людей. Он подарил Вере Николаевне серьги из жемчужин. Княгиня испытывала к своему мужу глубокую привязанность, которая сменила страстную любовь. Вот прибыла и Анна Николаевна, ее сестра. У Веры не было своих детей, поэтому она любила детей Анны, девочку и мальчика, которых та родила от нелюбимого, зато богатого мужа.

Третья глава

Сестры решили посидеть над обрывом, полюбоваться морем. Анна в восторге, однако Вера уже привыкла к этим видам и море ей даже надоело. Сестра подарила княгине Шеиной дамский корнет, переделанный из молитвенника. Затем они отправились домой, перечисляя гостей, которые придут вечером, а также обсудили стол.

Четвертая глава

Вскоре начали прибывать гости. Краткое содержание рассказа "Гранатовый браслет" по главам, составленное нами, опускает перечисление гостей, так как для развития сюжета оно несущественно. Однако следует отметить, что среди них был генерал Аносов, которого сестры очень любили. Он был им словно родной дедушка. Аносова сестры встретили возле экипажа и проводили в дом. Генерал был другом семьи и очень привязался к Анне и Вере, так как своих детей у него не было. Он прошел несколько войн, и все называли его храбрым. Аносов получил множество ранений, а также заработал болезни. Однако он решил не уходить в отставку, поэтому служил комендантом в крепости. В городе его все знали и уважали.

Пятая глава (краткое содержание)

Анализ этой главы позволяет выделить следующие основные события. Ужин проходил успешно, было приятно и тепло. Всех развлекал Василий Львович, муж Веры, рассказывая сочиненные им истории. За основу он брал реальные ситуации и до невозможности их утрировал, так что выходило очень забавно. Рассказами он затронул и Николая Николаевича (брата Шеиной), и Густава Ивановича Фриессе, мужа Анны Николаевны. В разгар покера Веру позвала горничная. Она передала Шеиной подарок - гранатовый браслет. Вместе с ним была записка от тайного поклонника Веры. Уже 7 лет этот человек подписывался как Г.С.Ж. Он поздравил свою возлюбленную с днем ангела, а также рассказал историю этого браслета, передававшегося по женской линии в его семье. Поклонник поменял серебряные части, лишь камни оставил. Теперь стал золотым гранатовый браслет. Краткое содержание по главам переходит к описанию шестой главы.

Шестая глава

Продолжается вечер. В покере большой успех имеет полковник Пономарев. Некоторые из гостей играют в вист. А князь Василий Львович решает показать собравшимся домашний юмористический альбом. В нем в шуточной форме ведется летопись событий в семье. Князь показывает гостям последний рисунок: "Княгиня Вера и влюбленный телеграфист". Эта страница посвящена истории, как Вера получала письма от своего тайного поклонника. Женщина не дает ему никакого шанса, и обожатель даже проникает в дом под видом судомойки и трубочиста. После того как этот загадочный человек проводит некоторое время в сумасшедшем доме, он решает уйти в монастырь. Поклонник завещает Вере перед смертью 2 телеграфные пуговицы и флакон его слез.

Седьмая глава

Переходим к седьмой главе, описывая рассказ "Гранатовый браслет" (краткое содержание). Генерал Аносов рассказывал сестрам истории, совсем как в детстве. Они за ним ухаживали, нарезали сыр, подливали вино. В числе прочего он рассказал о романе с болгаркой, у которой ему пришлось квартировать, а также о том, что им пришлось расстаться, когда полк отправился дальше. Затем Аносов сообщил, что, вероятно, никогда не любил по-настоящему. Вечер подошел к концу, все начали прощаться, а Анна и Вера отправились провожать до экипажа Аносова.

Восьмая глава

Вера шла под руку с генералом, а с Бахтинским - Анна, сестра Веры из повести "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам подробно не останавливается на их разговоре. Передадим лишь некоторые его моменты. Они говорили, что в это время женщины и мужчины не способны на настоящую любовь. Генерал рассказал 2 истории о том, что это чувство все-таки встречается, однако принимает порой странные формы. Первая история - о том, как в старую развратницу влюбился молодой прапорщик. Он очень быстро надоел этой женщине. Прапорщик хотел совершить самоубийство, бросившись под поезд. Однако его в последний момент кто-то схватил. Прапорщику отрезало кисти, он стал попрошайкой и через некоторое время замерз. Вторая история - о том, как любил муж свою жену, открыто ему изменявшую и не ставившую его ни во что, хотя он был честным и смелым офицером. Вера сообщила о своем поклоннике, на что генерал сказал, что, может быть, ее жизнь пересеклась как раз с бескорыстной настоящей любовью. Вам интересно, чем закончится краткое содержание рассказа Куприна "Гранатовый браслет"? Рекомендуем дочитать его до конца - финал очень интересен.

Девятая глава

Когда Вера вернулась в дом, она услышала, как разговаривали ее муж Василий Львович с ее братом Николаем Николаевичем. Перед уходом Вера попросила супруга посмотреть подарок поклонника, и теперь они обсуждали его. Николай был настроен очень категорично. Он хотел решительно покончить с записками, чтобы те не могли запятнать репутацию его сестры. Николай Николаевич корил Шеиных за то, что те не отнеслись серьезно к этому поступку, хотя он мог привести к печальным последствиям. Василий Львович и брат княгини решили отыскать на следующий же день таинственного поклонника, вернуть подарок и попросить не беспокоить больше Веру Николаевну письмами.

Десятая глава

Николай Николаевич и Шеин на другой день посетили Желткова, снимавшего квартиру. Поднявшись к нему, они нашли молодого человека 30-35 лет, хорошего лицом, белокурого. Именно так описал его Александр Куприн ("Гранатовый браслет"). Краткое содержание не даст вам ответ на вопрос о смысле фамилии этого человека. Однако, прочитав анализ, представленный ниже, вы узнаете и об этом. Они представились, однако никто не сел, несмотря на то, что Желтков предлагал это сделать дважды. Николай попросил поклонника Веры не писать ей больше и вернул подарок. Желтков согласился, однако он хотел говорить лишь с Василием. Супругу Веры он объяснил, что любит его жену, но очень извиняется и не будет большей ей писать. Затем он попросил разрешить написать Вере последнее письмо. Брат княгини был категорически против, однако муж согласился. Желтков пообещал, что его больше не услышат и не увидят. Шеин рассказал обо всем своей жене, и ту посетило предчувствие, что поклонник убьет себя.

Одиннадцатая глава

Вера не любила газет, однако ей случайно попалась на глаза заметка о том, что Желтков застрелился у себя в квартире из-за растраты казенных средств. Женщина удивилась, что заранее почувствовала его смерть. Вечером ей вручили письмо, написанное поклонником. Тот извинялся за то, что потревожил ее и так долго был ей помехой. Он признавался, что любит ее, однако обещал, что уедет скоро и больше она его никогда не увидит. Желтков попросил Веру сыграть сонату из оркестра Бетховена (D-dur №2). Женщина сказала мужу, что в их жизнь вмешалось что-то ужасное. Тот ответил, что верит в чувства ее поклонника, что он вовсе не был сумасшедшим. Княгиня решила посмотреть на него, спросив разрешения у своего супруга, так как не хотела его обижать.

Двенадцатая глава

Шеина приехала к его дому на экипаже и попросила увидеть Желткова. Ее проводила хозяйка. Вера увидела его, а затем вспомнила слова генерала Аносова о настоящей любви. Женщина подошла и поцеловала своего поклонника дружеским Когда Шеина собиралась уходить, хозяйка вдруг задержала ее, чтобы передать записку от покойного. Желтков сказал ей передать ее, если придет дама. В ней было написано, что лучшим является соната № 2 из его оркестра. Шеина вдруг заплакала. Хотя она сказала хозяйке, что всегда так реагирует на смерть, на самом деле Вера плакала по Желткову. Уже подходит к финалу повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам завершается событиями, описанными в 13-й главе.

Тринадцатая глава

Когда Шеина вернулась домой, она нашла у себя пианистку Женни Рейтер. Женщина была расстроена. Она попросила Женни сыграть что-нибудь и вышла в цветник. Шеина была уверена, что та сыграет именно сонату Бетховена. Так и произошло. В доносившейся музыке княгине слышались слова, приносившие успокоение. Вера плакала, прислонившись к акации. Когда Рейтер пришла к ней, княгиня целовала ее и говорила, что теперь он простил ее, и все будет хорошо. Так повлияла на нее музыка. Скорее всего, Желтков хотел добиться именно этого, так как он всегда желал только благополучия и счастья своей возлюбленной. На этом завершает Куприн "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам было нами изложено, перейдем теперь к анализу повести.

Анализ произведения

Известно, что в основу произведения лег случай, произошедший в действительности. Мать автора была когда-то в ситуации, аналогичной описанной. Отметим, что темой любви пронизано большинство произведений Александра Ивановича (фото Куприна представлено выше). Не случайно автор называет свой рассказ "Гранатовый браслет". Краткое содержание его дало вам представление о смысле названия. Добавим, что красный гранат, с точки зрения автора, - символ любви, и притом опасной. Отправитель подарка - Г.С. Желтков, тайный молодой человек лет 30-35, худоватый, имевший желтоватое лицо (скорее всего, именно поэтому он получил такую фамилию). По роду занятий Желтков - мелкий чиновник. Однако чувства к Шеиной у него были великими и кипели около 8 лет. Иногда эта безответная любовь доходила до сумасшествия. Поклонник Веры собирал все вещи, принадлежавшие ей или находившиеся хоть одно мгновение в руках его возлюбленной. Он раскрыл себя своим подарком, открыл перед всей семьей Веры свои чувства.

Заметим, что в разговоре с поклонником Веры Шеин проявляет благородство. Князь видит, что чувства Желткова настоящие. Его любовь была настолько сильна, что поклонник Веры не в силах был ничего с ней сделать. В разговоре с ним звучит мысль, что Желтков не может выкинуть из головы свою возлюбленную, что его смерть является единственным выходом из данной ситуации. Вера Николаевна после этого предчувствует скорую гибель Желткова. После его смерти у нее появляется желание увидеть его, и она вдруг понимает, что именно этот человек был ей нужен. Чувства к мужу у этой женщины давно переросли в уважение и понимание. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы она приняла гранатовый браслет.

Краткое содержание, анализ, биография автора - все это часто задают школьникам. Выполняя любой вид работ по литературе, мы часто встречаемся с теми или иными проявлениями любви и их ролью в произведении или в жизни автора. И это не случайно, ведь данная тема является одной из главных у писателей и поэтов. Без этого чувства не было бы человечества, ведь это одна из непременных составляющих общества. Многие писатели и поэты воспели его, в том числе и Куприн. "Гранатовый браслет", краткое содержание по главам и анализ которого были изложены, - одно из лучших произведений, посвященных любовной теме.