Темперированный клавир баха. Бах. Хорошо темперированный клавир (ХТК)

Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель - ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем. Идею темперации до Баха творчески поддержали и другие музыканты, например, Пахельбель, Маттесон, но баховское решение этой художественной задачи стало уникальным по мастерству и вдохновению.

Появление I-го тома «ХТК» относится к 1722 году, II-го - к 1744; оба тома содержат произведения разных лет.

В обеих частях «ХТК» прелюдии и фуги расположены попарно «малыми циклами» (прелюдия и фуга в одной тональности) в восходящей последовательности по хроматической гамме.

В «ХТК» Бах подчеркнул характерную семантику различных тональностей. Так, например, D-dur олицетворяет энергию и триумфальность, c-moll - суровый драматизм и патетику; баховский h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением; es-moll и b-moll - с образами смирения и грусти; E-dur и Fis-dur ассоциируются с нежными пасторальными образами. B-dur - тональность «ангелов и младенцев», очень нежная и чистая.

Фуга строится исключительно на проведениях темы, образующих многочисленные стретты. 1-я стретта появляется уже в пределах экспозиции (7-8 такты). Трехголосная и четырехголосная стретты содержатся в средней части фуги. Тема здесь интонационно меняется: появляются измененные ступени, ум.4 вместо ч.4. Из трех репризных проведений темы 2 также даны в виде стретты. Завершает фугу фигура anabasis - восходящий звукоряд из пяти звуков (символ воскресения).

В цикле D-dur музыка прелюдии отличается легкостью, изяществом, ритмической упругостью, а пышная и величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (в теме выделяется размашистый восходящий скачок на сексту и пунктирный ритм, получающие развитие в широких интермедиях). Пышная, величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (пунктирный ритм, размашистый восходящий скачок на сексту).

Шопен (ор.28) и Скрябин (ор.11) свои прелюдии расположили по принципу тонального родства. Бах же, очевидно, был заинтересован в более наглядном расположении тональностей темперированной системы.

Семантика - смысловое значение.

Подобного рода пьесы носили и другие названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п.

Восходящие кварты издавна использовались для выражения бодрости, душевной стойкости. В старинных хоралах и кантатах на мотивы с интервалом кварты часто приходятся ключевые слова, говорящие о вере в Господа.

Александр МАЙКАПАР

«Хорошо темперированный клавир»

Итак, после того как мы до какой-то степени уяснили себе, что такое темперация и для чего она нужна, мы можем представить себе, что есть хорошо темперированный клавир. Чтобы наглядно продемонстрировать преимущества темперированного строя, в частности возможность использования всех тональностей и свободного перехода из одной тональности в другую, Бах написал цикл прелюдий и фуг, который так и назвал - «Хорошо темперированный клавир». В 1722 г. он изготовил чистовой автограф произведения, которому по традиции той эпохи предпослал пространный заголовок-посвящение:
Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, или До, Ре, Ми, так и терций минорных, или Ре, Ми, Фа. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время Ангальт-Кётенским капельмейстером и директором камерной музыки. В году 1722.

Страница автографа «Хорошо темперированного клавира»

Цикл этот состоит из 24 пар прелюдий и фуг. Мы не случайно называем это одним произведением, а не просто набором разнообразных пьес из 24 номеров. Вот как этот цикл в целом характеризует профессор С. Майкапар: «Биографы сообщают, что Бах имел обыкновение играть «Хорошо темперированный клавир» целиком 1 . И если всматриваться в него сквозь призму этого сообщения, то фуги одна за другой начинают казаться короткими в качестве самостоятельных баховских единиц. Кроме того, некоторые прелюдии теряют убедительность вступлений и занимают места интермеццо; а те моменты, где фуги образуют со своими прелюдиями острые углы контрастов, порознь кажущиеся резкими и неоправданными в своей эпизодичности, смягчаются и находят обоснование лишь при огляде всей линии бесчисленных контрастов тома. И «Хорошо темперированный клавир» срастается для сознания в художественно-логическое целое, главными скрепителями которого делаются первая прелюдия и первая фуга: прелюдия сильнее всех остальных выражает идею вступления, а фуга не может на двух страницах израсходовать потенциальной энергии своих огромных богатств, и, хотя формально она вполне закончена, психология требует продолжения, а так как продолжение всегда должно соответствовать началу, то в данном случае чередование прелюдий и фуг, - подобное чередование слабых и сильных долей такта,- в высшей степени логично. <…> «Хорошо темперированный клавир» - это просто сюита из фуг, как бывают сюиты из танцев. Она не имеет обычного единства тональности, но его место занимает единство тонального пути (хроматизм). А технические условия пианизма эпохи Баха и относительно слабый звук инструмента делают не странным, что Бах для финала своего труда избрал трехголосную жигу на тему пословицы «Ende gut - alles gut» (нем. Все хорошо, что хорошо кончается) (фуга си минор из II части)» 2 .

Титульный лист автографа 1722 года

Так сложилось, что идея такого сборника не оставляла Баха даже после того, как «Хорошо темперированный клавир» был написан. Сейчас установлено, что Бах вносил изменения в текст рукописи до начала 1740-х годов. Но и это свидетельство не последнее в подтверждении интереса композитора к этой идее. Еще важнее то, что в те же 40-е годы он решил создать еще одно собрание прелюдий и фуг по принципу первого. Так появились «24 новые прелюдии и фуги», как он сам назвал их. Это было в 1744 г. Однако далеко не все пьесы этого собрания действительно были новыми, многие существовали в баховских бумагах гораздо более раннего времени, и Бах решил - вполне разумно - произвести их ревизию. При этом в тех случаях, когда для полноты нового собрания не хватало какого-то звена, то есть пьесы в какой-то из тональностей системы, он использовал уже имеющиеся прелюдию и фугу и переписывал их в нужную тональность.
Самый яркий пример такого решения проблемы - прелюдия и фуга до-диез мажор: у Баха недоставало пьесы в этой не употреблявшейся в те времена тональности (с семью диезами при ключе), тогда он воспользовался имевшейся у него когда-то написанной прелюдией и фугой в до мажоре, в самой, так сказать, простой тональности (без единого знака при ключе) и просто приписал к каждой ноте по диезу.
Это весьма интересное обстоятельство. Дело в том, что на протяжении всех этих столетий музыканты - композиторы, исполнители, музыковеды - ведут долгий спор о том, имеет ли каждая тональность свое лицо и свою специфику, есть ли у того или иного композитора свои излюбленные тональности (практика показывает, что есть). В этой дискуссии всегда была важна позиция Баха, особенно в связи с тем, что он специально создал свои прелюдии и фуги дважды в каждой тональности, и это дает большой материал для обобщений и выводов. Приведенный факт (вместе с другими, связанными с проблемой так называемого энгармонизма, в анализ которой мы не можем здесь погружаться) проливает определенный свет на эту проблему.
Однако главная - художественная - ценность «Хорошо темперированного клавира» состоит в необычайном богатстве его музыкальных образов и в величайшем техническом мастерстве, явленном миру в этом цикле. При том «Хорошо темперированный клавир» оставляет исполнителю весьма большую свободу интерпретации: на долю исполнителя остается выбор инструмента для исполнения этого монументального цикла (орган, клавесин, клавикорд, фортепиано), определение темпа каждой пьесы, распределение динамических оттенков (в зависимости от той или иной формы конкретной пьесы, которую сам же исполнитель и должен определить) и еще очень многое другое. Известно, что Бах не высказал своих пожеланий на этот счет ни в каких ремарках в нотах. Совершенно очевидно, что исполнитель должен быть определенным образом профессионально оснащен, чтобы приступить к этому творению.
«Хорошо темперированный клавир» отмечен печатью своего времени - это шедевр высокого барокко. Однако шедевр живет вне времени.

1 «На первом же уроке он [Бах. – А.М.] дал ему [Г.Н. Герберу. – А.М.] свои инвенции. После того как тот, к удовлетворению Баха, их разучил, пришел черед сюитам, а затем – «Хорошо темперированному клавиру», который Бах трижды целиком проиграл ему с таким мастерством, какое для других недостижимо; к блаженнейшим часам своим мой отец причислял те, когда Бах – под предлогом, что ему не хочется проводить урок, сел за один из своих превосходных инструментов и – превратил часы в минуты». (Гербер Э.Л. Историко-биографический словарь. 1790. – Цит. по кн.: ДБ. С. 141.)

2 Майкапар С. Разбор прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха. – В кн:. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. – Челябинск: MPI, 2006. C. 115.

И.С. Бах «ХТК» (Хорошо темперированный клавир)

«Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки. Этот цикл, состоящий из прелюдий и фуг – настоящий монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома «ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов, будущих композитов и виртуозов различных стран мира.

История создания

Работу над «ХТК» Бах начал в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в 1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе композитор сделал запись, поясняя для чего именно он задумал свой труд. Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для музицирования уже состоявшимся музыкантам. Второй том Бах написал в Лейпциге в 1744 году, спустя много лет после первого. «ХТК» представляет собой два тома, в которых содержится по 24 прелюдии и фуги, написанные в разных тональностях. Как же их расположил композитор?

Октава состоит из 12 звуков, которые и взял за основу маэстро. Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы в мажорных и минорных тональностях. Таким образом, получилось, что в обоих томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги.

Воплотить подобную затею позволила настройка клавира в равномерно темперированном строе, который ввели в обиход лишь в 18 столетии. Ранее использовался другой строй – пифагоров, не позволяющий сочинять произведения во всех тональностях. Это было связано с тем, что в натуральном строе благозвучными были лишь немногие тональности, ведь кратчайшее расстояние между звуками было не одинаковым. Звуки образовывались за счет деления струны, а не октавы. Некоторые исследователи творчества Баха уверены, что за основу он взял не строгую темперацию, а «хорошую темперацию Веркмейстера». Об этом косвенно указывает и наименование цикла Баха. Веркмейстер употреблял 4 разновидности «хороших темпераций» с чистыми терциями.

Главная загадка ХТК и значение

Свое сочинение Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались только доступными им инструментами: клавикордом, органом и клавесином . Как известно, фортепиано еще было достаточно несовершенным на тот момент. Основная загадка заключается в том, слышал ли композитор свои произведения также, как слышим их сейчас мы? Дело в том, что на клавесине звук извлекается щипком и легато на нем сыграть невозможно, а на клавикорде нереально было менять силу звука. Получается, что Бах мог предвидеть то, какой будет музыка через сотни лет и как будет звучать «ХТК» в исполнении на столь непривычном фортепиано, которое вскоре вытеснило полностью своих предшественников. Нельзя упустить из внимания и тот факт, что Бах очень широко использовал семантику тональностей. Прелюдии и фуги насыщены скрытыми образами и символами, что также представляет собой еще одну загадку.

Неоценимо влияние «ХТК» на композиторов всех последующих поколений. Для многих великих композиторов произведение Баха стало настольной книгой, именно по этому сборнику они изучали основы композиции, контрапункта. Подобную затею (использовать весь спектр тональностей в пределах цикла) пытались воплотить и другие музыканты. Например, Ф. Шопен сочинил 24 прелюдии и два опуса этюдов. Д. Шостаковичу , П. Хиндемиту и Р. Щедрину принадлежат циклы из прелюдий и фуг.


Интересные факты

  • Существует любопытная версия о том, что первую часть «ХТК» Бах сочинил в кратчайшие сроки, так как находился временно без инструмента и не знал, чем себя занять.
  • Интересно, что ранее другими композиторами были предприняты попытки написать нечто подобное. Речь идет об органисте Иоганне Фишере, который сочинил и опубликовал сборник, состоящий из 10 прелюдий и фуг, написанных в 10 мажорных и 9 минорных тональностях, также одна из них принадлежала к фригийскому ладу. Бах даже позаимствовал из этого сборника тему для своей фуги E-dur II.
  • Фортепиано было изобретено еще при жизни Баха, но композитор не оценил его, посчитав инструмент несовершенным и постоянно критикуя его.
  • Рукописные копии «ХТК» быстро распространились среди музыкантов того времени и обрели настоящую популярность во второй половине 18 века. В типографии ноты были напечатаны в 1801 году.
  • Темперация – это своеобразная революция в мире музыки. Другими словами, темперированный строй объединял клавиши диеза и бемоля в одну, ранее они обозначались иначе. Подобное усовершенствование позволило использовать более расширенный круг тональностей, даже тех, в которых было много знаков и это звучало также благозвучно.
  • Цикл прелюдий и фуг Бах создал с целью познакомить будущих музыкантов со всеми имеющимися тональностями, доказав, что каждая из них звучит совершенно.
  • В обеих частях сборника прелюдии и фуги расположены парами, своеобразными мини-циклами, объединенными единой тональностью и звучащими контрастно по отношению друг к другу.

Исполнение и интерпретации


К сожалению, записей «ХТК» существует не очень много. Это объясняется некой технической и художественной сложностью. Например, Эмиль Гилельс исполнял творение Баха не полностью, многие другие же записи критики и вовсе не признают удачными (Вальтер Гизекинг).

Первая запись цикла на клавикорде была осуществлена в 1930 годах в исполнении Арнольда Долмеча. На клавесине Ванда Ландовска сделала запись в 1949-1953 гг. На фортепиано первая запись появилась благодаря пианисту Эдвину Фишеру в середине 1930-х. Примечательно, что до сих пор именно эта интерпретация очень ценится специалистами, как одна из совершеннейших.

Еще одним значимым музыкантом, который осуществил запись «ХТК», стал Святослав Рихтер в 1972–1973 гг. Практически одновременно с ним этой идеей загорелся немецкий музыкант Фридрих Гульд. Его прочтение цикла также высоко ценится музыкантами и отличается необычайно тонкой и изысканной игрой.

Ральф Киркпатрик, который в то время считался настоящим специалистом по музыке эпохи Барокко, представил публике запись «ХТК» на клавикорде, которую он успешно осуществил в 1963 году.

Джазовый музыкант Кит Джарретт также увлекался произведениями Баха, совершенствуя свою импровизацию. Благодаря этому в 1987 году появилась запись его прочтения «ХТК» на рояле, а в 1990 году на клавесине он записал уже второй том.

Особое место занимает проект, подготовленный штутгартской «Bach-Collegium». Специалист по творчеству Баха Хельмут Рилинг выпустили уникальную запись практически всех сочинений композитора. Большой популярностью среди музыкантов и слушателей пользуются записи Глена Гульда, осуществленные в период с 1962 по 1971 год.

Прелюдии

Прелюдии и фуги доведены Бахом до высочайшего художественного совершенства. Каждая из пьес индивидуальна и обладает своим неповторимым образом. Примечательно, что в эпоху Баха прелюдии выполняли функции импровизационного вступления, поэтому они не были наделены строгой формой. Композитор разнообразил и расширил возможности этой пьесы. В его цикле встречаются совершенно не похожие друг на друга и сугубо индивидуальные образцы. Так, прелюдию c-moll и Es-dur правильнее было бы отнести к токкате органного типа. Прелюдия As-dur носит яркие черты народного танца, а es-moll наоборот, близка к песенной форме. Многие из них принято сравнивать с инвенциями (a-moll, Cis-dur). Все прелюдии «ХТК» можно разделить на две группы:

  • импровизационные или свободно развивающиеся
  • построенные по принципу старинной двухчастной формы

Отдельно стоит упомянуть прелюдию C-dur из первого тома, которая считается своеобразным вступлением ко всему сборнику. Весьма скромными средствами, Баху удалось создать невероятный образ. Мелодическая сфера рассредоточена и завуалирована в аккордах, которые сменяют друг друга непрерывно. Фактура напоминает игру на лютне, что передает слушателям образ ангелов, держащих в руках эти музыкальные инструменты. К тому же подобный выбор фактуры содержит в себе скрытый смысл и представляет собой три уровня: земля-человек-небо.

Прелюдия C-dur (слушать)

Фуги

Фуги из двух томов «Хорошо темперированного клавира» показывают всю неисчерпаемую творческую фантазию композитора. Каждая из них глубоко индивидуальна и наделена своими характерными чертами. В своих фугах Бах показывает всю глубину и многообразие полифонической работы. Некоторые из них он насыщает стреттными проведениями темы, использует 3-х, 4-х и даже 5-ти голосные фуги, каждая из которых содержит большое количество сложнейших полифонических приемов.

Бах активно использовал в своих произведениях музыкальную символику, цитировал мелодии протестантских хоралов, применял музыкально-риторические фигуры. Кроме того, можно провести ассоциации с другими хоровыми произведениями композитора (мессами, пассионами, кантатами). Если обратить внимание на темы фуг b-moll и es-moll, становится понятно, что они заимствованы из хорала «Из бездны бед взываю я к тебе». Это все помогает наиболее точно раскрыть содержание фуг. Многие исследователи творчества Баха отмечали, что в «ХТК» имеется скрытая программа, а содержание цикла напрямую связывали с библейской темой, Ветхим и Новым Заветом. Каждый из мини-циклов представляет собой определенный библейский образ.

Например, прелюдия и фуга C-dur из первого тома связана с образом «Благовещения». Тема фуги основана на хорале «Что Господь делает, то во благо».

«Тайная вечеря» показана в прелюдии и фуге fis-moll из второго тома. Сама прелюдия начинается с символа сострадания, заканчивается символом предопределения, который предупреждает о неизбежности всех предстоящих событий. Тема фуги содержит в себе мотивы хорала «О, Боже, благостный Боже».

Прелюдия и фуга es-moll, которую ассоциируют с образом «Снятие с креста», представляет собой невероятно лирический образ. Если сама прелюдия построена на ритме сарабанды, в которой отчетливо слышны скорбные восклицания, звон колоколов, то фуга представляет собой печальную песню. Многие исследователи отмечают сходство мелодического языка с русскими мелодиями.

Подобным скорбными красками отмечены и другие циклы: cis-moll, b-moll. Фуга h-moll – это «Шествие на Голгофу», она напоминает слушателям о страданиях Христа. В ее тему Бах три раза включает символ креста.

загадка ХТК И. С. Баха

Бах создавал свои произведения в первую очередь для современников, людей, коим и адресовано обращение опубликованное на титульном листе его творения. Он создавал свой уникальный труд Хорошо темперированый клавир (сокращенно ХТК) для людей, которые имели возможность пользоваться теми инструментами, которые был им доступны, а именно: клавесин, клавикорд во всех их типичных разновидностях и орган (который разумеется к клавирам не относится). Фортепиано тогда только создавалось, было очень несовершенным инструментом (что отмечал и сам Бах, критикуя фортепианных мастеров и по сути участвуя в улучшении нового инструмента).

Что означает темперированный клавир? Это означает что клавиши диеза и бемоля объединены в одну (как известно первые клавишные инструменты имели обе клавиши, причем диез был чуть чуть выше бемоля). Темперация (объединение двух клавиш) была некоторой революцией в музыке, это позволило сочинять и исполнять произведения в тональностях с большим количеством диезов и бемолей, причем исполнять одновременно разными инструментами, что до появления темперации было не очень благозвучным.
Но вернемся к клавесину и клавикорду. Клавесин вообще не позволяет исполнять легато, это по сути щипковый инструмент, звук быстро затухает, клавикорд дает несколько большие возможности, но исполнять музыку легато и с разной силой звука, как мы сейчас слышим на фортепиано, во времена Баха на клавишных инструментах было практически невозможно.

Загадка состоит в том, слышал ли Бах в голове музыку для клавира так, как мы слышим ее сейчас? Слышал ли мысленно Бах те удивительные интонации, в своих произведениях, которые мы слышим в исполнении Рихтера и других профессиональных пианистов современности?
На мой взгляд творческое наследие Баха существует настолько вне времени и пространства, что Бах мог предвидеть как будет звучать ХТК через 50-100 лет , когда новый для его времени редкий инструмент фортепиано перестанет быть объектом насмешек профессионалов и вытеснит клавесин и клавикорд навсегда. Все может быть...

Предлагаем прослушать звучание нескольких произведений из ХТК на клавесине и фортепиано. Не обращайте внимания, что звук клавесина "сухой" - это от металлических струн. С большой вероятностью, во времена Баха для струн клавесина часто использовались жилы животных (это было и дешевле и давало более мягкое звучание клавишного инструмента)

Прелюдия и фуга Фа диез-минор №14
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).
Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

(справа фото клавесинов - инструментов на которых чаще всего во времена Баха исполнялись произведения из ХТК)

Примечание: На фото справа клавесин, изготовленный для Ванды Ландовской по ее проекту в 1908 г. Его звучание сильно отличается от звучания других клавесинов. Сейчас таких больше не делают, т.к. возобладала тенденция исполнения музыки на современных ее написанию (или подобных) инструментах.

«Музыкальное приношение» - цикл полифонических пьес, написанных на тему короля Пруссии Фридриха II, с которым Бах общался и музицировал в Потсдаме в 1747 году во время остановки на пути в Дрезден.

В «Музыкальном приношении» тридцать пьес, большинство из которых -полифонического склада. Три из них - трио-соната и два канона - имеют обо­значения, для каких инструментов они написаны (флейта, скрипка и бассо кон-тинуо). В остальных инструменты не обозначены, и они могут быть исполнены на клавире или камерным ансамблем ad libitum («по желанию»). Объединяющая тональность всего сочинения - c-moll. Сама тема не является оригинальной ме­лодической находкой, а скорее комбинацией характерных, типичных для ба­рокко интонационных «формул». В баховском цикле убедительно воплощается мысль о том, что не оригинальность темы, а мастерство её развития придают музыке художественную ценность и историческую значимость. «Королевская тема» проходит почти во всех частях огромного цикла. В «Музыкальном при­ношении» сказалась свойственная творчеству Баха в поздний период глубо­чайшая сосредоточенность мысли, стремление извлекать широкие и макси­мально разнообразные возможности из минимальных, строго отобранных средств и особая склонность к полифоническому варьированию.

Последнее во времени и самое сложное произведение Баха-созданный им перед смертью большой полифонический цикл в ре-миноре-«Искусство фу­ги». Записанный композитором в партитуре для четырех голосов, он исполня­ется обычно на клавире или камерным ансамблем и состоит из 14 контрапунк­тов (фуг) на одну тему, С «Музыкальным приношением» его роднит монотема­тический замысел, но теперь Бах писал не на заданную, а на собственную тему. Простая и строгая эта тема в высшей степени характерна для полифонического стиля Баха. Лаконичная, рельефная по мелодическому рисунку и в то же время обобщенная (типовая) по интонации, она во всех преобразованиях сохраняет возвышенность и величавую серьезность, распевность и идеальное строение, отвечающее всем условиям преобразования и многосложному полифоническо­му развитию в 14 фугах. Тема предстает в увеличении, в уменьшении, обраще­нии и ракоходном движении, используются также ритмические варианты ос­новной темы. Строение «Искусства фуги» глубоко продуманно и характеризу­ется строгой логикой. Фуги следуют одна за другой по принципу восхождения от простого к сложному. В последней фуге Бах использует тему-монограмму BACH. Но её развитие не завершено, фуга осталась недописанной и так - в не­законченном виде - исполняется и по сей день.

27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?

«Хорошо темперированный клавир» - сборник прелюдий и фуг (два тома) во всех двадцати четырех тональностях, расположенных по хроматическим полу­тонам. Бах писал, что предназначает их «для пользы и упражнения жаждущей учиться молодежи, а также для развлечения тех, кто уже накопил опыт в этом искусстве».

В обеих частях «Хорошо темперированного клавира», созданных в разное время, прелюдии и фуги расположены попарно, «малыми циклами», в хромати­чески восходящей последовательности всех одноименных тональностей - от До мажора (№ 1) до см минора (№ 24) включительно. Такое расположение име­ло для Баха принципиальное значение и глубокий смысл: он первым использо­вал в клавирной музыке все тональности хроматической шкалы в равномерно темперированном строе, закрепив тем самым сохранившийся до настоящего времени в профессиональной музыке принцип деления октавы на 12 равных полутонов. К этому способу темперации в конце XVII - начале XVIII века вплотную подошли А.Веркмайстер и И.Д.Нейдхардт. Одним из первых точный расчет 12-ступеневой темперации произвел М.Мерсенн. «Хорошо темпериро­ванный клавир» Баха был первым гениальным художественным опытом во­площения принципа равномерной темперации.

Каждый из двух томов ХТК содержит по 24 самостоятельных двухчастных цикла (прелюдия и фуга) во всех мажорных и минорных тональностях: Бах как бы уравнивает в правах и широко распространенные тональности и редко ис­пользовавшиеся в исполнительской практике его времени тональности с боль­шим количеством знаков. Пьесы «Хорошо темперированного клавира» обоб­щают жанровое и эстетическое содержание музыки Баха, являясь своеобразной «энциклопедией» баховского творчества.

Благодаря глубине и разнообразию содержания, исключительному мастер­ству полифонического искусства прелюдии и фуги ХТК представляют собой образцы высшего художественного совершенства. И в наше время они остают­ся непревзойденными шедеврами полифонического письма, изучение которых является обязательным для любого музыканта.

Основу соотношения прелюдии и фуги составляет контраст свободной им-провизационности в прелюдии и строгой, построенной по правилам полифо­нии свободного стиля фуги. Несмотря на жанровую типологичность и единство стиля, каждая пьеса «Хорошо темперированного клавира» образно индивиду­альна, а форма ее обладает неповторимо-своеобразными чертами. Таких инди­видуально-характерных, художественно убедительных решений в жанре кла­вирной прелюдии и фуги до Баха не достигал никто. Написанные в одной то­нальности, но различные по характеру и фактуре (гомофония - полифония) пьесы то дополняют, то по контрасту резко оттеняют друг друга, выражая в та­ком сочетании различного, иногда даже противоположного, одну общую по­этическую идею.

В XX веке идею сочинения полифонических пьес во всех тональностях по­вторили Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), П.Хиндемит (фортепианный цикл «Ludus tonalis» - «Игра тональностей», состоящий из Прелюдии, 12 фуг, разделенных интермедиями, и Постлюдии), Р.Щедрин и С.Слонимский.