Пример из жизни на тему месть. Аргументы по направлению «Месть и великодушие. Егэ русский язык. банк аргументов. нравственные проблемы

Список аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для сочинения в 11 классе.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»:

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир»

      Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.

  2. М. Горький «На дне»

      В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

      В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

  3. А.И. Куприн «Поединок»

      В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

      В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

      В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

      Другие аргументы из повести Капитанской дочки смотри .

  5. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

      Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

      В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

      В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

  7. А.С. Пушкин «Дубровский»

    • В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
  8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

      В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

      В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

  9. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    • Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника, за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без поддержки осиротевшее семейство.
  10. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»

    • Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.
  11. Н.В. Гоголь «Страшная месть»

    • Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.
  12. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

    • Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

Месть и великодушие - В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Сочинение на тему Месть и великодушие

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают - со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих "минусов", становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это - деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. "Люби ближнего и прощай все несправедливости". А потому я считаю, что месть - это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один - в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность - это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество - это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, - это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек - это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений - творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала "творческий ученик", "творческий учитель". Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: "Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета". Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть - единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть - острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт - правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет - кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе - лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане - убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»

Наверное, надо подняться высоко - в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж - наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Великодушие и эгоизм - антонимы в русском языке и антонимы в жизни.
Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие - сложение двух основ - великая душа.
Эгоизм - основа слова - эго - "я".
Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.

При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.
В них говорит то самое "я", которое заложено с самом слове - эгоизм.
А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.
Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.
Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм - это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни - рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм - это не только отделение себя от остальных, эгоизм - это, прежде всего, одиночество.

Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.


Пример сочинения на тему: Месть и великодушие

Месть - порождает зло,а зло влечет за собой кару.
Месть - это последнее, что остается у человека.
Человека одиного, безнадежного.
Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.
Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?

Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать. Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.

Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.
Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: "Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!"

У А. Дюмы есть замечательный роман "Монте-Кристо", в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть - это отчаянный поступок.
Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

«Бочонок амонтильядо»

Тема инкапсуляции (замуровывания) часто встречается в произведениях о мести. Рассказ Аллана По (1846) «Бочонок амонтильядо» является классическим примером сюжета о мести и отражает описанную выше динамику. Рассказчик/мститель начинает историю со слов о том, что он перенес множество издевательств и унижений со стороны своего друга Фортунато и решил отомстить ему, когда его поведение стало оскорбительным. Именно в этот момент, когда появилась фантазия о намеренном и осознанном унижении со стороны друга, начинает оформляться план мести. (При этом в рассказе нет никаких пояснений о том, как именно и чем он оскорбил его.) Рассказчик бессознательно ощущает нанесенное ему оскорбление как садистическую инкапсуляцию, что становится очевидным именно в выбранном способе мести: он играет на нарциссизме Фортунато, который считал себя большим экспертом по винам,заманивает его в винный погреб и замуровывает заживо в одной из ниш.

Рассказ также намекает нам о существовании мучительной связи между желанием нарцисса быть признанным и его уязвимостью перед тем, что его могут забыть и «замуровать». Мститель должен очень близко подойти к объекту, почувствовать взаимопонимание и «заключенность» в сознании другого. Для этого могут быть две причины: ощущение наличия дистанциив отношениях с объектом мести или ее «непробиваемости»;либо желание мстителя получить недостижимое чувство единения с другим. Не зависимо от причины, мститель встраивается в фантазию объекта мести, видит ее слабые места; далее некоторые аспекты его Я исключаются из разыгрываемой ситуации и внимания объекта мести, что позволяет начать создавать оборотную сторону садистичной фантазии об инкапсуляции. С этой точки зрения мститель является тем, кто ощущает себя в постоянной опасности из-за потери своего индивидуального смысла. Если он отдаляется от воображающего родителя, то теряет ощущение единения с тем, кто подтверждает смысл и значение его индивидуального опыта; если же он приближается, то болезненно переживает, как его история сплетается с воображением другого, теряется в ней и размывается окончательно.

Кузина Бетта

Роман Бальзака «Кузина Бетта» (1846) позволяет еще глубже рассмотреть психологию хронической мести. Практически каждый герой книги ощутил на себе ее влияние в том или ином виде, а сюжет романа со всеми его хитросплетениями и встроенными мини историями является очень сложным. Тем не менее, главной героиней является Бетта, бедная старая дева, которая разрабатывает более-менее успешный план уничтожения всей семьи Хуло в качестве мести за то, что Аделина (ее двоюродная сестра) «присвоила» себе Венсислава, молодого человека, которому Бетта отдала всю свою душевную любовь и «заключила» в роль сына и поклонника.

В Бетте Бальзак отразил многие черты человека, одержимого местью.Ее детстсво было наполнено завистью и несчастьями. Она была обделена талантами и способностями в отличие от ее кузины Аделины, ее обучают выполнять тяжелую работу, а Аделину берегут для более высоких целей. В детстве Бетта направляет на Аделину всю свою злость и ярость. Далее она подавляет свою зависть к кузине и с горечью наблюдает, как она выходит замуж за богатого барона Хуло.При помощи родственников, которых она практически ненавидит, Бетта пытается открыть свое дело, но все разваливается из-за текущих политических событий, которые привели Бетту к «сознанию своего собственного ничтожества в этом вечном круговороте людей, их интересов и дел» (с. 36). Она вернулась к положению обозлившейся эксцентричной старой девы.

Гнев и ярость Бетты набирают силу, когда она узнает, что Венсислав влюбился в дочь Аделины, что и положило начало движению колеса мести. Те проклятия и муки, которые она желает своим жертвам, отражают те мучения и унижения, которым подвергалась она. Она желает им бедности, унижений, предательства со стороны любимых. Ее желание отомстить становится ненасытным и, как часто бывает, самодеструктивным, поскольку разные хитросплетения ее плана вступают друг с другом в противоречие.

В романе Бальзака, как и в случае г-жи А, мы слышим мотивы инкапсуляции и расщепления. Описание Бетты оставляет ощущение обманчивой оболочки, которая едва ли отражает ее внутреннее содержание. Ее гнев предстает как примитивный и животный. Она переживает его, как неудержимый приступ, угрожающий затопить и уничтожить ее в прямом смысле слова. И тем не менее, она способна надеть маску инграциации и спрятать под ней свою ярость - хитрость срабатывает, поскольку другие люди не проявляют к ней искреннего интереса.

Чувство расщепления внутреннего и внешнего и его последствия помогают Бетте разработать план мести: она управляет сознанием жертв изнутри, разжигая их собственную злость и заставляя нападать друг на друга. Она не действует открыто, в глазах других героев Бетта поддерживает образ слабой женщины с незначительными возможностями. Несмотря на то, что для реализации ее замысла требуется подробный план действий, он остается скрытым не только от героев произведения, но и от читателя, которому иногда удается увидеть те или иные его части.

В произведении также присутствует мотив цивилизованного способа мщения, который на самом деле основан на более примитивном, что неоднократно повторяется в самой структуре романа, где одна история переплетается с другой. Также важен тот факт, что вся структура произведения, его некоторые сцены являются переплетением (инкапсуляцией) истории Бетты и Адалин. Главной героиней является Бетта, но роман начинается и заканчивается историей жизни Адалин.

Он начинается с описания событий в семье Хуло: барон Хуло увел девушку у другого молодого человека по имени Кревель и потратил на нее все деньги семьи. Кревель замышляет месть и расстраивает свадьбу дочери барона Хуло, Гортензии, сказав ее жениху, что у ее семьи тяжелое финансовое положение. Далее он решает соблазнить Аделин, жену г-на Хуло, предложив ей некую деловую сделку в обмен на секс, тогда у семьи снова будут деньги, и свадьба дочери состоится. Действие романа начинается, когда Кревель приезжает в дом семьи Хуло, чтобы сделать Аделин данное предложение.

Первые страницы становятся сценой для разворачивания многочисленных связанных между собой историй. Бальзак проводит читателя по улицам и дому барона Хуло, когда приходит Кревель. Бетта и Гортензия выходят из комнаты, в которой происходит разговор Аделин и Кревеля. Когда план Кревеля проваливается, нас проводят по саду, где Бетта и Гортензия разговаривают с Венсиславом. Далее Бальзак продолжает разворачивать историю жизни Бетты и ее переживания.

Стены дома и сада символично «отгораживают» друг от друга разные истории. Снаружи дома находится сюжет о том, как Хуло увел девушку у Кревеля. В центре дома (в комнате) разворачивается треугольник Кревель-Хуло-Аделина, а в саду происходит более простая линия Бетты-Гортензии-Венислава. В тоже время, приход Кревеля запускает череду событий, которые созвучны с переживаниями, связывающими все три пространства историй воедино. Кревель приносит в дом барона Хуло рассказ о том (и информирует об этом его жену), какую беду навлек на их семью барон Хуло. Отказ Аделины от предложения Кревеля окончательно расстраивает свадьбу ее дочери Гортензии и заставляет ее начать поиски подходящего мужа, что запускает историю отношений между Гортензией, Венсиславом и Беттой.

Бальзак использует Аделину и Бетту как катализаторы историй друг друга, они своего рода антагонисты, по-разному обращающиеся со злостью и болью. Аделина предстает перед нами как человек без какой-либо тайной злобы, сохраняющий верность своему мужу, несмотря на его предательство. Бетта же описывается как злобная, язвительная, мстительная, без доли сострадания к тем, кто обидел ее. Кажется, будто обе героини являются частями одного персонажа. Сам стиль повествования, при котором истории обеих женщин вписаны одна в другую, но тем не менее, разведены, может быть отражением единой сложной системы фантазий одного человека, одержимого идеей мести.

Если рассмотреть Аделин в качестве главного персонажа, то мы увидим, что героиня Бетты – это тот самый способ обращения с гневом, при котором происходит его расщепление и удержание внутри себя. С этой точки зрения начало романа – реакция Аделин на новость об измене мужа - носит символический характер. Кревель становится посредником в этой истории предательства; барон Хуло не присутствует в данной сцене вообще. Тем не менее, гнев и шок Аделины слишком сильны и не могут быть удержаны при помощи спокойствия и прощения, она направляет свои чувства внутрь, на ту историю, которая кажется не имеет к ней никакого отношения, и гнев оживает в образе мстительной Бетты.

В этом контексте центральное положение героини Бетты можно рассмотреть, как регрессивное переключение в более примитивное и агрессивное состояние, скрыто действующее при нанесении нарциссической травмы такому человеку, как Аделин –та самая динамика «падения в ненависть».В системе регрессивной фантазии – мир глазами Бетты – рассказ Бетты, который вписан в историю Адалин и в тоже время отделен от нее, обретает несколько иной смысл. Ощущение, что ее собственная история вписана в историю кузины и остается не признанной как отдельная, отражает переживаемые Беттой беспомощность и незначительность, которые и становятся причиной желания отомстить. Фантазия о том, что ее история вплетается в историю Аделины, заставляет Бетту чувствовать себя оскорбленной и обиженной: в мире существует обидчик, виновный, а не простая череда несвязанных событий ее жизни. Бальзак акцентирует важность данной мысли тем, что Бетти наблюдает поведение Гортензии, начинает что-то подозревать и находит виновного во всех своих бедах - Аделин.

История Аделин является основой для истории Бетты, но они «разведены» друг от друга в произведении, что соответствует образу родителя, фантазирующего что-то о своем ребенке. Аделина является частью Я, которая идентифицируется с фигурой дистантного, неведающего родителя, а Бетта – это часть Я, которая идентифицируется с ребенком, чьи чувства и переживания должны были оставаться в секрете. Описание обеих героинь подтверждает наше предположение: чтобы справиться со своими чувствами Аделине «закрывать глаза и затыкать уши» (с. 30). А необходимость Бетты встраиваться в истории других привело к появлению травмы, которая помешала ей создать свою отдельную историю. Как описал Бальзак: «Зависимое положение бедной девушки уже само по себе как бы обрекало ее на бессловесную роль» (с. 39).

РасщеплениеЯмстителянапослушноеизлопамятное, мстительноесогласуетсясописанием Wurmser (2000) расщепленного представления о себе, которое диктуется ригидным и осуждающим суперэго.Темнеменее, моевниманиекрасщепленнойфантазиимстителяовоображающемивоображаемомприводитнаскпониманиюсложностиструктурыкаждойстороныЯрепрезентацииитогоспособа, которымэтисторонысвязанысобразомвоображающегородителя, которыйпереживаетсякакцентральная фигура, от которой зависит выживание и непрерывность смысла.

Хотянапроизведениялитературынеследуетсмотретьтолькокаккакнаисториюопатологиичеловека (Spitz 1988), в романе Бальзака мы находим маркеры примитивной агрессии и представление о мире объектов мстителя. ПерсонажБеттыописанмеждустрок, онавсегдавиднасловнонанекоторомрасстоянии. Онапредстаетпереднамивобраземонстра, еебезграничнаяненавистьпросто не поддается описанию. Ход размышлений других героев произведения описан не очень детально, они скорее являются отражением личной истории и характера писателя. ХотяначалоисторииБеттыоченьнапоминаетдетствоБальзака: онбылоторванотсвоейсемьипрактическиспервыхднейжизни, емупришлосьжитьвнесколькихсемьяхипансионатах, а его младшие братья и сестры жили дома с родителями. Емубылозапрещеновозвращатьсядомой, покаунегонеслучилсянервныйсрыввшколеввозрасте 17 лет.

Всвоихписьмахонписалобужасномчувствеотверженияисвоейчувствительности. СвоеотлучениеотсемьиБальзаксвязывалисключительносматерью, которуюонописывалкакчудовище, отецжежелалсынутольколучшего(Zweig 1946).

Возможно, чудовищностьматерибылаописанаБальзакомвобразеБетты, аотецявлялсяпрообразомбаронаХуло. Именно измены барона стали отправной точкой всего романа и сюжета мести, который даже после смерти Бетты привел к кончине Адалин. Однакочитательбольшесимпатизируетоступившемусябарону, а не сломленной и раздавленной Бетте.

УГАСАНИЕЖАЖДЫМЕСТИ

Как же могла бы разрешиться история мести? На примере литературы и клинической практики мы увидели фантазию о садистичном воображающем родителе, которая появляется в ответ на болезненные переживания Я, связанные с разрывами смыслов у ребенка, о котором воображает этот родитель. Фигурасадистичноговоображающегоявляетсяотражениемобратной (темной) сторонырасщепленнойфантазии о деструктивном воображающем родителе и подавленном Я ребенка, которая служит защитой для фантазии об идеальном родителе и ребенке. Втожевремяфантазия о садистичном родителе сама по себе является отражением опыта разрыва смыслов, который переживал ребенок. Фантазияоместивключаетвсебявариациюфантазииосадистичномродителе, вкоторойраненоеЯидентифицируетсясфигуройсадистичногородителяипытаетсяпередатьемусвоюбольотнанесенной травмы и чувство ненависти за то, что воображающий родитель предал его.

Отказ от жажды мести требует от мстителя признать свой гнев и беспомощность, которые отрицаются им при помощи идентификации с садистичным родителем. Он также должен интегрировать ощущение своего разорванного Я, которое и запускает желание отомстить. Даннаяинтеграциятребуетотмстителясовместитьсвоепривычное (повседневноеЯ) ирепрезентациювоображающегородителя. Процессинтеграциидовольносложенизависитотсилыжаждымести, котораянасамомделеможетбытьхронической.

Чащевсегообычноежеланиеместивыстраиваетсявокругбессознательнойфантазииотом великом Я, которое видит фантазирующий о ребенке родитель. Травматические переживания, не вписывающиеся в подобное грандиозное переживание себя, разрывают эту фантазию о воображающем и воображаемом и приводят к оживлению изначальной расщепленной фантазии. ОтпусканиежеланияместивключаетпризнаниеналичияпрерывногоощущениясвоегоЯ, злости и беспомощности. Обычныймстительпереходитотмысли «этонеможетпроисходитьсомной» к «этомоглослучитьсясомной», тем самым расширяя свои переживания и допуская, что иногда его могут не услышать, не узнать, не оценить.

Подобнаяпеременавсамоощущенииприводиткизменениюобразавоображающегородителя, будтооплакиваниезащитныхкачествидентификациисобразомвоображающегоиегожежестокостьпоотношениюкребенкусовмещаются, что приводит и к изменению качеств нанесенной когда-то травмы.Ееневозможно «забытьипростить» (Smith 2002), поскольку она больше не переживается как чуждая и непонятная (Cavell 2004).

ХроническиймстительвыстраиваетсвоепривычноеЯвокруграсщепленнойфантазииовоображающемивоображаемом, котораяявляетсяосновойдлямногихвнутреннихпроцессов, вособенности в области управления своей агрессией. Данная фантазия очень сложная и тщательно разработанная, расщепление происходит не между идеальной и очень плохой версиями, а между двумя более-менее неудовлетворительными вариантами. Каждаясторонарасщепленнойфантазиисодержитаспектывоображающего, которые были важны для выживания Я ребенка. Болеехорошая, умнаяфигура(высокого уровня) ощущаетсякакумелыйрассказчик, которыйстановитсявэтихотношенияхтретьимипозволяетразмышлятьнадопытомсвоегоЯ. Кроме этого фантазия о воображающем другом, существующая отдельно от Я, служит надежным барьером от осознания и допущения примитивной агрессии. Фигураболеенизкогоуровняпереживаетсяплохойизаряженнойагрессией, нотемнеменее, содержащейвозможностьсозданияаффективнойсвязи. 3 Соединение обеих расщепленных фантазий становится угрозой существованию ее составляющих, особенно фантазии о более умном родителе (высокий уровень). Фантазияобинкапсуляцииисопровождающиееечувствоцелостностии изоляции усиливаетощущениеглубокого неизбежного расщепления. Травма, запускающаяжеланиемести, приводиткусилениюизначальноприсутствовавшегозащитногорасщепления, что делает процесс интеграции более сложным.

Травмахроническогомстителяявляетсяотражениемогромногоколичествазлости, тогосамогопримитивногослоя, которыйудаляетсяизфантазииболеевысокогоуровняиЯ. Поэтойпричинепризнаниесуществованиятравмыилидаже обидчика, ставшего причиной мести, менее эффективно в случае терапии хронического мстителя. РешениеданнойпроблемытребуетнетолькопризнаниянеизвестныхранееиболезненныхпереживанийЯ, ноиработысорганизующейфантазией, котораяиговоритотом, почемунепризнанныевоображающимродителемчастиЯребенка и родителя, должны оставаться неузнанными и непризнанными.

Ванализе, какивжизни, мстительностьнепроходитбыстроилегко.Steiner (1996) отмечал, чтооннеможетнайтиклиническийматериал, которыйточнобыпроиллюстрировализбавлениеотместичерезинтерпретации, посколькутакое случается в кабинете, но описать данный процесс очень сложно. Хотяместьпоявляетсяипереживаетсяяркими и сильными вспышками, сложнаяструктуралежащей в основе фантазиипоявляется и разбирается очень и очень медленно. Анализ мести подразумевает интерпретацию деструктивной части системы фантазий (которая видна очень явно), тем не менее, большая часть работы должна быть выстроена вокруг разбора отщепленной фантазии о более умном воображающем родителе (высокий уровень). Этотпроцессанализахорошеговоображающегородителяисвязанногоснимвоображаемогоребенкаи есть тот процесс, который Lansky (2001) описывает, когда говорит о переработке Я идеала, которая требуется для остановки процесса жажды мести.

Ванализег-жиА. качестваболеепозитивнойстороныотщепленнойфантазиисталидоступнынапозднемэтапетерапии, когдамыподошликконцунашейсовместнойработы (фантазии). Толькотогдаоназаговорилаожеланиижить (бытьзаключенной) вмоейголовеителеисталаспрашивать, каконапопалатудаикакейтеперьоттудавыбраться. Ясвязалаеефантазиюсощущениемвнимательногобеспрерывногослушания, котороеяпредоставлялаейнакаждойвстрече. Кромеэтого, явспомнилаотойистории, когдагоданазадг-жаАпрактическиконтролироваламоимысли, нотолькосейчасясоединилатотопытсданнойфантазией.

Аналитическаяработапозволилаг-жеА. закончить терапию с ощущением того, что она теперь знает себя, а я знаю и понимаю ее, даже если наши отношения завершены. Тем не менее, фантазия о мести запускалась каждый раз, когда она была слишком расстроена или ее кто-то обижал. Втакиемоментыонапросила о возвращении в терапию нанекотороевремя, хотя анализ был завершен.

Возможно, отщепленнаяфантазияболеевысокогоуровнямоглабытьосуществленаг-жойА. тольковконцетерапии. Спустямноголетмневсежекажется, чтоямоглабыраспознатьеенамногораньше, еслибыобратилавниманиенаощущениеспутанности, котороепоявлялосьиногдауменявовремяработысг-жойА. Я смогла сложить эти моменты воедино только после мести с ее стороны. Когдаяначаларазмышлятьопроизошедшем, тосвязалаэтуспутанностьсвосприятиемг-жиА. какнезнакомогомнечеловека, после чего я вспомнила свои контрпереносные ощущения себя как кого-то незнакомого, неспособного понять других.

Сейчасмнекажется, чтомоипереживанияотражалименеетоксичнуюиболееглубокуюотщепленнуюфантазиюосадистичномвоображающемродителе, котораятакяркопроявиласьвактевозмездиясостороныг-жиА. Если бы я обратила внимание на это, то могла бы раньше заговорить с ней об ощущении себя неуслышанной, неузнанной, и посмотреть на роль этих переживаний для защиты опыта несвязности смысла.

Еслижеланиеместипроходитбесследно, топроисходитэтопостепенно. ИкакотмечалLansky (2001) месть необязательно подразумевает и достигается через прощение. Мститель перестает ощущает бремя своего желания и боль нанесенной травмы, что позволяет ему расстаться с необходимостью поквитаться. Одна пациентка описала этот процесс как переход от гнева к злости. Гнев заставлял ее чувствовать, что на карту поставлена вся ее жизнь, а месть становилась смыслом существования. Злость была менее сильной, ее жизнь не вращалась вокруг нее и позволяла посмотреть на происходящее более внимательно и либо изменить ситуацию, либо принять свое горе и разочарование, попрощаться со злостью и пойти дальше.

Akht ar , S. (2002). Forgiveness: origins, dynamics, psychopathology, and technical relevance. Psychoanal. Q ., 71:175-212.

Anonymous (At t r ibut ed t o Tour neur). (1606). The revenger’s tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. E. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 93-173.

Arlow, J. (1980). The revenge motive in the primal scene. J. Amer. Psychoanal. Assn., 28:519-541.

Bal zac, H. (1835). Pere Goriot, trans. B. Raffel. New York: Norton, 1994.

---- (1843). Lost Illusions , trans. K. Raine. New York: Modern Library, 1997.

---- (1846). Cousin Bette, trans. S. Raphael. New York: Oxford, 1992.

Bion, W. R. (1958). On arrogance. Int. J. Psychoanal ., 39:144-6.

Br it t on, R. (1998). Belief and Imagination . London: Routledge.

Cavel l , M. (2004). Freedom and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 84:515-531.

Gal dst on, R. (1987). The longest pleasure: a psychoanalytic study of hatred. Int. J. Psychoanal ., 68:371-378.

Got t l ieb, R. M. (2004). Refusing the cure: Sophocles’ Philoctetes and the clinical problems of self-injurious spite, shame and forgiveness. Int. J. Psychoanal ., 85:669-689.

Gr ot st ein, J. (2004). The seventh servant. Int. J. Psychoanal. , 85:1081-1101. Ker nber g, O. (1984). Severe Personality Disorders

Kyd, T. (1587). The Spanish tragedy. In Four Revenge Tragedies , ed. K. Maus. New York: Oxford, 1995, pp. 1-91.

LaFarge, L. (1995). Transferences of deception. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 43:765-792.

--- (2004). The imaginer and the imagined.Psychoanal. Q ., 73:591-625.

Lansky, M. (2001). Hidden shame, working through, and the problem of forgiveness in The Tempest. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 49:1005-1033.

---- (in press). Modification of the ego-ideal, forgiveness, and the resolution of hate in Sophocles’ Philoctetes. Psychoanal. & Contemp. Thought .

Mal col m, R. (1970). The mirror: a perverse sexual phantasy in a woman seen as a defense against psychotic breakdown. In Melanie Klein Today, Vol. 2 , ed. E. B. Spillius. London: Routledge, 1988, pp. 115-137.

Poe, E. A. (1846). The cask of Amontillado. In Great Tales and Poems of Edgar Allan Poe . New York: Washington Square, 1940, pp. 7-14.

Rivier e, J. (1932). Jealousy as a mechanism of defence. Int. J. Psychoanal ., 13:414-424.

Rosen, I. C. (2004). Revenge: the hate that dare not speak its name. Paper presented at Panel on Revenge, Amer. Psychoanal. Assn. Meeting, January 24.

Rosenfeld, H. (1971). A clinical approach to the psychoanalytic theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism. Int. J. Psychoanal ., 52:169-178.

Searles, H. F. (1956). The psychodynamics of vengefulness. In Collected Papers on Schizophrenia and Related Subjects . New York: Int. Univ. Press, 1965.

Smit h, H. F. (2002). A footnote on forgiveness. Psychoanal. Q., 71:327-329.

---- (2004). The analyst’s fantasy of the ideal patient. Psychoanal. Q. , 73:627-658.

Socarides, C. (1966). On vengeance-the desire to “get even.” J. Amer. Psychoanal. Assn., 14:356-375.

Spit z, E. H. (1988). Art and Psyche . New Haven, CT: Yale Univ. Press.

St einer , J. (1996). Revenge and resentment in the “Oedipus situation.” Int. J. Psychoanal ., 77:433-444.

Wil son, M. (2003). The analyst’s desire and narcissistic resistances. J. Amer. Psychoanal. Assn ., 51:70-99.

Wur mser , L. (2000). The Power of the Inner Judge . Northvale, NJ: Aronson.

Zweig, S. (1946). Balzac . New York: Viking.

239 Central Park West, Suite 1-BE

New York, NY 10024 e-mail: [email protected]


Гротштейн (2004) описываетданнуюфигурукакконтейнирующегородителя, обращенного в реальность и не видящего правду.

Готтлиб (2004) описалподобныйхроническийконтрпереноскакпомехувработеаналитикасмстительнымпациентоми потребность переключаться между данными состояниями для успешного анализа.

Я описывала соответствующее расщепление мира объектов психопата, при котором каждая часть плохого объекта содержит важные аспекты Я и объекта (LaFarge 1995)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Это говорит о том, что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. 1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М. Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. 2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести «Тарас Бульба».

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов. Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие. В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Несите миру свет и добро! 2). Любить человека – вот главный принцип гуманизма. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).3). 4. АргументыСамопожертвование. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Она просто отбросила костыли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта.14) Сострадание присуще не только человеку. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает.

/ аргументы сочинения ЕГЭ

Один из хрестоматийных образов, показывающих нам пример милосердия, — Вася из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (старое название — «Дети подземелья»). Но вместо ожидаемой психологической разгрузки, эмоционального разряда на улице Васю ждет другая история — знакомство с семьей пана Тыбурция — нищими бродягами, отверженными всем городом. Первый образ, который ассоциируется для меня с понятием «милосердие» в русской литературе, — безусловно, Соня Мармеладова. Из литературных примеров можно взять рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Василь Быкова «Сотников». Горе от ума» Грибоедова. Платона Каратаева. Фамусова со своей дочерью Софьей. Маня, тысячи людей и сам Персиков.

Аргументы к сочинению

1) В рассказе Астафьева «Людочка» в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. 1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». 2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек.

Именно она своей чуткостью, терпением и искренним сочувствием «воскрешает» Раскольника к жизни, постепенно приводя к мысли о греховности его теории. Он лечит дочь Мерцаловых, даёт им денег на расходы и в прямом смысле слова спасает семейство от голодной смерти. Так, она буквально вытащила с того света Алексея Пряхина, а после госпиталя привела к себе домой и оставила жить до полного выздоровления. Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград.

Перед вами интерпретация события из очерка Д.А.ГРАНИНА «МИЛОСЕРДИЕ». Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО «АННА АХМАТОВА». Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Интерпретация фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ». Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности. Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека.

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!